Рабочая программа по родному русскому языку 5Б класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по «Родному языку» для 5 класса составлена на основе
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об
образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней образовательной школы №3 города Каменска-Шахтинского,
федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в
образовательном процессе в МБОУ СОШ №3 , учебного плана локальных актов МБОУ
СОШ №3, авторской программы по «Родному языку» 5-7 классов». Родной язык»: Учебник
для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 1 ч./ автор-сост. О.М. Александрова, О.В.
Заговорская и др. Москва «Просвещение», «Учебная литература» - 2020г.
Целями изучения родного языка в 5 классе являются:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению
культуры; осмысление родного языка как основного средства общения и получения знаний в
разных сферах человеческой деятельности; средства освоения морально-этических норм,
принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
воспитание гражданственности и патриотизма; интереса и любви к русскому языку;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной
деятельности;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных
сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных
нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере
общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию.
Цели обусловливают выполнение следующих задач:
дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как
развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и
выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии,
орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания
на практике;
развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов,
грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка,
формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения
устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и
навыки.
2

Планируемые результаты обучения
Рабочая программа базируется на системно-деятельностном, компетентностном,
коммуникативном и культурологическом подходах обучения родному языку. Основное
содержание обучения родному языку в общеобразовательной организации направлено на
формирование коммуникативной, лингвистической и социокультурной
компетенций
учащихся.
Освоение программы 5 класса предусматривает формирование у обучающихся
следующих личностных результатов по родному языку:
уважительное отношение к родному языку как средству межличностного и
межкультурного общения;
оценивание жизненных ситуаций, исходя из общечеловеческих норм;
целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии народов, культур и религий;
доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другому народу,
компетентность в межкультурном диалоге.
К метапредметным результатам обучения родному языку относятся:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
владение культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
умение организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для
этого эффективные приемы;
умение оценивать качество работы, опираясь на определенные критерии;
умение анализировать и понимать причины удач и неудач в учебе;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
компетентность в области использования информационно-коммуникационных
технологий.
К предметным результатам обучения родному языку в 5 классе относятся:
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц;
формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного
языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
3

приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
Основное содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни
человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному
языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский
язык – язык русской художественной литературы.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и
духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного
русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с
национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.),
народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель,
цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна
девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная,
Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных
сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и
литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого
бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха
с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в
современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как
воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной
культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками.
Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях
(фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с
языком жестов других народов.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.
Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии.
Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях
устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных
исторических эпох.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная
специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик).
Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика.
Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и словасимволы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи.
Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь
определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и
4

т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом,
неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских,
но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия,
мудрости – в тюркских языках и т.п.).
Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их
этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как
таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с
устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и
имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.
Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.
Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в
орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах
прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки —
рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.
Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная,
же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Произносительные варианты на
уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).
Роль звукописи в художественном тексте.
Основные
лексические
нормы
современного
русского
литературного
языка.Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально
соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.
Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных,
глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы
(книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён
существительных, прилагательных, глаголов в речи (кинофильм — кинокартина — кино
– кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚
блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный
— бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка.Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных
(шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных
(плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географических
названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имён
существительных.
Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –
а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) –
корпусы(туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники
транспорта) –кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи
(кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые
5

и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа
существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора,
тракторы – трактора и др.).
Речевой этикет
Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого
этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы
обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений
собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по
профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени
воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния.
Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы
обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство
речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки
(скороговорки).
Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Текст как единица языка и речи
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы
описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи
предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально деловой стиль. Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка.
Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными
суффиксами и т.д.).
Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка.
Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными
суффиксами и т.д.).
Тематика проектной деятельности
Групповые проекты
Практико-ориентированные:
Наш словарь. Карточка для словарной работы.
Тематические группы русских слов – символов России.
Звучащий словарь «Говорите правильно».
Информационные:
Интервью в краеведческом музее.
Устная речь ребят нашего класса.
6

Школьный жаргон (фонохрестоматия).
Польза и вред сотового телефона (опрос).
Книги, которые мы читаем (опрос).
Игровые:
История букв (викторина).
Символы России (викторина).
Знатоки сказок (игра-конкурс).
Творческие:
Человек и природа (эссе/фотоэссе).
Инсценировки литературных произведений.
Парные проекты
Практико-ориентированные:
Виды письменности (презентация/устное выступление/плакат).
Информационные:
Речевые ошибки нашего класса.
Творческие:
Русский речевой этикет в сопоставлении с этикетом прошлого.
Плакаты, схемы «Веселая лингвистика».
Конкурс «Лингвистическая сказка».
Индивидуальные проекты
Практико-ориентированные:
Мой словарик. Карточка для словарной работы.
Диктанты «На засыпку».
Звучащий словарь «Говорите правильно».
Информационные:
Достопримечательности нашего города/села (альбом, презентация и т.д.).
Что открыл мне словарь С.И.Ожегова.
Творческие:
Рукописная книга.
Художник (по выбору) и его картина (сочинение/презентация).
Один день из жизни…(фотоэссе).
Что значит любить свою семью и свою Родину (презентация).
Человек и природа (эссе/фотоэссе).

7

Календарно – тематическое планирование
Количество часов в год- 32
№
урока

Раздел, тема урока

1
2
3
4

1.1
1.2
1.3
1.4

5

1.5

6

1.6

7
8
9

1.7
1.8
1.9

10

1.10

11
12

1.11
1.12

13

2.1

14
15
16
17
18
19

2.2

20
21
22

3.1
3.2
3.3

23
24
25
26
2728

3.4
3.5
3.6
3.7
3.8

2.3
2.4
2.5
2.6

Раздел 1 «Язык и культура» 12 ч.
Наш родной русский язык.
Из истории русской письменности.
Из истории русской письменности.
Язык –волшебное зеркало мира и национальной
культуры.
История в слове: наименование предметов
традиционной русской одежды.
История в слове: наименование предметов
традиционной русского быта.
Образность русской речи: метафора, олицетворение.
Живое слово русского фольклора.
Меткое слово русской речи: крылатые слова,
пословицы. Поговорки.
О чём могут рассказывать имена людей и названия
городов.
Современный русский литературный язык.
Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.
Контрольная работа №1 по теме «Язык и культура».
Раздел 2 «Культура речи» 6 ч.
Речь точная и выразительная. Основные лексические
нормы.
Стилистическая окраска слова.
Итоговый тест за 1 полугодие №1
Речь правильная. Основные грамматические нормы.
Речевой этикет: нормы и традиции.
Язык и речь.
Средства выразительности устной речи.
Контрольная работа №2 по теме «Культура речи».
Раздел 3 «Речь. Текст» 16 ч
Формы речи: монолог и диалог.
Текст и его строение.
Композиционные особенности описания,
повествования, рассуждения.
Средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Просьба, извинение.
Официально-деловой стиль. Объявление.
Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке. План
текста.
8

Дата
по
плану

04.09
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
16.10
23.10
13.11
20.11
27.11
04.12

11.12
18.12
25.12
15.01
22.01
29.01
05.02

12.02
19.02
26.02
05.03
12.03
19.03
26.03
09.04
16.04

Дата
по
факту

Примеча
ние.
Причина
корректи
ровки

Публицистический стиль. Устное выступление.
Контрольная работа №3
30
Язык художественной литературы. Литературная
сказка. Рассказ.
31
3.12
Особенности языка фольклорных текстов.
32
3.14
Итоговое тестирование за пройденный курс.
С учетом праздничных и выходных дней – 32 часа
29

3.9
3.10
3.11

23.04
07.05
14.05
21.05

Приложение №1
Критерии оценивания различных видов работ прописаны в нормах оценки знаний,
умений и навыков учащихся по родному (русскому) языку
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям
и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:
единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами
русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности,
языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
объем различных видов контрольных работ;
количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над
которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка
проверяются:
знание полученных сведений о языке;
орфографические и пунктуационные навыки;
речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по
русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять
определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
полнота и правильность ответа; степень осознанности, понимания изученного;
языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить
знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и
самостоятельно составленные;
излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного
языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям,
что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но:
излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести
свои примеры;
9

излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке
определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает
материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются
серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание
материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда
на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за
рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении
урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только
заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять
знания на практике.
Оценка диктантов.
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной
грамотности.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и
пунктуационные ошибки:
В переносе слов;
На правила, которые не включены в школьную программу;
На еще не изученные правила;
В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная
работа;
В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие
звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо «работает»), «дулпо» (вместо «дупло»),
«мемля» (вместо «земля»).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок
следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для
характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К
негрубым относятся ошибки:
В исключениях из правил;
В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от
существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями,
выступающими в роли сказуемого;
В написании Ы и И после приставок;
В случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни
обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной как...; ничто иное
не...; не что иное как... и др.);
В собственных именах нерусского происхождения;
В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка
повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за
одну ошибку.
10

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного
написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются), в фонетических
(пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения
правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его
форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая
подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все
они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного
написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при
наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной
негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки (0/0; 0/1).
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух
пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может
выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные (2/0; 1/3;
0/4).
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается
выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках.
Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6
пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые
ошибки (4/4; 3/5; 0/7).
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных
ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении
оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не
позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является
для оценки «4» - 2 орфографические ошибки,
для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических
ошибок),
для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного
(фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются
2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться
следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины
заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
11

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при
выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Этими же критериями следует пользоваться при проверке зачетных и
тестовых работ.
При проведении работ, готовящих учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ, следует
пользоваться критериями оценки ГИА-9 и ЕГЭ -11.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться
следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем
количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и
последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями
раздела программы «Развития навыков связной речи».
С помощью сочинений и изложений проверяются:
умение раскрывать тему;
умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания;
соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за
содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение
орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по
русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания
учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается
оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
Полнота раскрытия темы;
Правильность фактического материала;
Последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок –
орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5»
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических
конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1
грамматическая ошибка.
12

Оценка «4»
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные
отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4
речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1
орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при
отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции,
встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых
недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3
орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии
орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а
также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует
связь между ними, работа не соответствует плану.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со
слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6
орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных
ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических
ошибок.
Оценка «1»
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7
грамматических ошибок.
Примечания.
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность
замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления.
Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую
оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах,
то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на
одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится
13

при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при
соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 –
6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не
раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано
удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и
негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе
«Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера)
оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается:
степень самостоятельности учащегося;
этап обучения;
объем работы;
четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4»
ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил
ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания
определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей
оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по
количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2
исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении
определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не
оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа
возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или
близкого вида
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие: «5» - 90
– 100 %; «4» - 78 – 89 %;«3» - 60 – 77 %;«2»- менее 59 %.
Приложение №2
КИМы

Контрольная работа №1 по теме «Язык и культура».
Цели: обобщить знания учащихся по теме, систематизировать общие понятия темы,
проверить знания учащихся основных разделов темы; развивать самоконтроль и
самостоятельность работы на уроке, внимание и концентрацию на выполнении заданий;
воспитывать любовь и уважение к русскому языку как к родному.
Вариант 1
1.
Дайте определения понятиям:
устав, абзац.
2.
Для чего нужны жесты и мимика? Что такое вербальная речевая деятельность?
3.
Создание проблемных ситуаций.
Задание1.
Учитель объясняет ученику, что он неправильно решил задачу. Какие жесты и мимика будет
у преподавателя? Какой темп речи?
14

Задание2.
Ребенок узнал, что мама готовит его любимый пирог. Он рассказывает об этом своему другу
по телефону. Какие жесты и мимика будет у мальчика? Какой темп речи?
4. Анализ басни И.А.Крылова на выбор учителя (поиск слов с суффиксами объективной и
субъективной оценки).
5. Расскажите о происхождении вашего имени.
Вариант 2.
1. Дайте определение понятиям:

Скропись, полуустав.
2. Для чего нужны интонация, темп речи? Что такое невербальная речевая деятельность?
3. Создание проблемных ситуаций.

Задание 1.
Ученик расстроен плохой оценкой, он рассказывает об этом матери. Какие жесты и мимика
будет у ребенка? Какой темп речи?
Задание 2.
Ученик забыл дома тетрадь. Он сообщает на уроке об этом учителю. Какие жесты и мимика
будет у ребенка? Какой темп речи?
4. Анализ басни И.А.Крылова на выбор учителя (поиск слов с суффиксами объективной и
субъективной оценки).
5. Расскажите о происхождении вашего имени.

Контрольная работа №2 по теме «Культура речи».
Цели: обобщить знания учащихся по теме, систематизировать общие понятия темы,
проверить знания учащихся основных разделов темы; развивать самоконтроль и
самостоятельность работы на уроке, внимание и концентрацию на выполнении заданий;
воспитывать любовь и уважение к русскому языку как к родному.
Вариант 1
А1. Какое слово является однозначным?
1) кисть
2) фауна
3) игла
4) трубить
2. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении?
а) чудесная история, деревянный стол
б) серебряная ложка, ласковый ветерок
в) холодный взгляд, черствое сердце
3.В каком предложении есть антонимы?
1) Рана заживает, а рубец остаётся.
2) Пришлось долго, терпеливо ждать.
3) Метель метёт, и вьюга плачет.
4) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
4. В каком ряду приведены антонимы?
15

а) красный – желтый

б) дом – сад

в) избушка – домик

г) красивый – уродливый

5. Подберите к данным словам антонимы.
голодный - …
ложь - …
проснуться - …
яркий - …
потерять - …
6.В каком предложении есть синонимы?
1) Жара стояла неделю, и зной измучил путников.
2) Дерево ценят по плодам, а человека —по делам.
3) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.
4) Яблоки не кислые, а сладкие.
7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
а) скучно
б) уныло в) тоскливо г) бесполезно
8. Продолжите ряд синонимов: бежать, …
9. В каком ряду приведены омонимы?
а) медведь (животное) - медведь (неуклюжий человек)
б) (песчаная) коса – (девичья) коса
в) далекий – дальний
10.Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.
Говядину можно тушить с овощами.
11. Определите, многозначные или однозначные записанные слова.
Язык, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, колонка, мышь.
12. В каком ряду в обоих словосочетаниях приведены олицетворения?
а) сосулька плачет, ребенок рыдает
б) время бежит, сердце поёт
в) ель машет лапой, костер горит
Вариант 2
1.Какое слово является однозначным?
1) блондин
2) челнок
3) число
4) серебряный
2. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении?
а) хвойное дерево, еловые шишки
б) лазурный берег, ласковый ветер
в) безоблачное небо, тупой карандаш
3.В каком предложении есть антонимы?
1) Хлеб мягкий, свежий.
2) Ищи не дом, а соседей.
16

3) Дерево держится корнями, а человек —друзьями.
4) Корень учения горек, а плод его сладок.
4. В каком ряду приведены антонимы?
а) телефон – телеграф
б) движение – покой в) голова – нога

г) невежа – неряха

5. Подберите к данным словам антонимы.
ранний - …
меньше - …
жара - …
тьма - …
упасть - …
6.В каком предложении есть синонимы?
1) Лиса живёт хитростью, а заяц —прыткостью.
2) Сова спит днём, а охотится ночью.
3) Впоэтической речи глаза часто называют очами.
4) Эскалаторы движутся вверх и вниз.
7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
а) нужный б) важный
в) необходимый г) недолговечный
8. Продолжите ряд синонимов: маленький, …
9. В каком ряду приведены омонимы?
а) телевизор – телефон
б) ножка (стола) – ножка (ребенка)
в) тушить (свет) – тушить (курицу)
10.Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.
Рысь —осторожное и ловкое животное.
№6. Определите, многозначные или однозначные записанные слова. С многозначным словом

составьте словосочетания, чтобы оно употреблялось в разных значениях.
Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, солнце, мороз, колонка, мышь.
№6. Определите, многозначные или однозначные записанные слова. С многозначным словом
составьте словосочетания, чтобы оно употреблялось в разных значениях.
Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, солнце, мороз, колонка, мышь.
№6. Определите, многозначные или однозначные записанные слова. С многозначным словом
составьте словосочетания, чтобы оно употреблялось в разных значениях.
Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, солнце, мороз, колонка, мышь.
11. Определите, многозначные или однозначные записанные слова.
Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, колонка, мышь.
12. В каком ряду в обоих словосочетаниях приведены олицетворения?
а) разгулялась вьюга, дверь заскрипела
б) ветер уснул, весна с зимой встречается
в) ребята веселились, природа празднует
Ключ
1 вариант
1.
2 фауна
баллы
2.
в
1
17

3.
4.
5.

4
г
Голодный – сытый, ложь –
правда, проснуться – заснуть, яркий –
тусклый, потерять - найти
6.
1
7.
г бесполезно
8.
Бежать, мчаться,

1
1
5

1
1
1б (если два синонима), 2б –
если больше
1
1
2

б
тушить
Однознач. – маляр, троллейбус,
компьютер, биология. Многозн. –
язык, кисть, колонка, мышь
12.
б
1
2 вариант
1.
1 блондин
баллы
2.
б
1
3.
4
1
4.
б
1
5.
Ранний – поздний, жара –
5
холод, упасть – встать, меньше –
больше, тьма - свет
6.
3
1
7.
г недолговечный
1
8.
Маленький , крошечный,
1б (если два синонима), 2б –
миниатюрный,
если больше
9.
в
1
10.
Рысь
1
11.
Однознач. – маляр, троллейбус,
2
компьютер, биология. Многозн. –
кнопка, кисть, колонка, мышь
12.
б
1
Критерии оценки:
9.
10.
11.

15-16б – «5»
12-14б – «4»
7 – 11б – «3»
6 и меньше – «2»
Контрольная работа №3 по теме «Речь. Речевая деятельность. Текст».
Цели: обобщить знания учащихся по теме, систематизировать общие понятия темы,
проверить знания учащихся основных разделов темы; развивать самоконтроль и
самостоятельность работы на уроке, внимание и концентрацию на выполнении заданий;
воспитывать любовь и уважение к русскому языку как к родному.
I вариант
1. Язык- это:
А) набор текстов; Б) знание правил; В) знаковая система.

18

2. Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно закрепленными
нормами и обслуживающую различные сферы человеческой деятельности, называют:
А) литературным языком; Б) художественным языком; В) современным языком.
3. Волюнтативная функция языка- это:
А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;
Б) функция воздействия; Г) функция мышления.
4. Коммуникативная функция языка - это:
А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;
Б) функция воздействия; Г) функция мышления.
5. Познавательная функция языка – это:
А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;
Б) функция воздействия; Г) функция мышления.
6. Аккумулятивная функция языка - это:
А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;
Б) функция воздействия; Г) функция мышления.
7. Назовите формы существования языка:
А) диалект;
Б) художественный язык;
В) просторечие;
Г) жаргон;
Д) литературный язык.
8. Жаргон- это:
А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий,
интересов, социального положения и т.п;
Б) речь людей одной местности;
В) речь неграмотных людей.
9. Просторечие-это:
А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий,
интересов, социального положения и т.п;
Б) речь людей одной местности;
В) речь неграмотных людей.
10. Диалект-это:
А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий,
интересов, социального положения и т.п;
Б) разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми,
связанными между собой одной территорией.
В) речь неграмотных людей.
11. Что не является коммуникативным качеством хорошей речи?
19

А) правильность; Б) выразительность; В) бедность; Г) чистота.
12. Выберите языковые средства, разрушающие чистоту речи:
А) диалектизмы; В) жаргонизмы
Б) неологизмы; Г) архаизмы.
13. Определите функционально-смысловой тип текста.
Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись.
Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то далеко- кажется, за краем землихрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной
тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается
на заре Венера. Это лучшее время суток. (К. Паустовский)
А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.
14. Определите функционально-смысловой тип текста.
После прилета скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик,
охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща черными
крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни.( По И.СоколовуМикитову)
А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.
15. Определите функционально-смысловой тип текста.
Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт
жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты,
но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи
и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей- словом, делает вас мудрыми.
(Д.Лихачев)
А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.
16. Функциональный стиль – это:
А) разновидность литературной речи;
Б) особая форма речи;
В) вид речевой деятельности.
17. Для разговорной речи характерны:
а) кодификация; б) неподготовленность; в) тематическое единство.
18. Что является целью научного стиля речи?
А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;
Б) убеждать людей; Г) организовывать работу
19. Что является целью официально-делового стиля речи?
А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;
Б) убеждать людей; Г) организовывать работу
20. Что является целью публицистического стиля речи?
А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;
Б) убеждать людей; Г) организовывать работу
20

21. Что не является жанром научного стиля?
А) доклад; В) реферат;
Б) диссертация; Г) автобиография.
22. Что не является жанром официально-делового стиля?
А) заявление; В) репортаж;
Б) протокол; Г) автобиография.
23. Что не является жанром публицистического стиля?
А) памфлет; В) репортаж;
Б) доверенность; Г) фельетон.
24. Выберите признак, характеризующий реферат.
А) обмен мнениями по какому-либо вопросу;
Б) композиционно организованное обобщенное изложение содержание книги;
В) развернутое сообщение на определенную тему.
25. Что такое заявление?
А) средство делового взаимодействия между фирмами и организациями;
Б) документ, в котором даются руководящие указания по определенному вопросу;
В) письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного
характера.
26. Что такое характеристика?
А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;
Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;
В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо
действия.
27. Что такое расписка?
А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;
Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;
В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо
действия.
28. Что такое доверенность?
А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;
Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;
В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо
действия.
29. Что такое рецензия?
А) критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме;
Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;
В) краткое описание жизненных событий, обычно социально-значимых.
21

30. Расположите в логической последовательности элементы композиции речи.
А) конец речи;
Б) вступление;
В) главная часть;
Г) этикетные формулы.
II вариант
1. Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно закрепленными
нормами и обслуживающую различные сферы человеческой деятельности, называют:
А) литературным языком; Б) художественным языком; В) современным языком.
2. Волюнтативная функция языка- это:
А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;
Б) функция воздействия; Г) функция мышления.
3. Коммуникативная функция языка- это:
А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;
Б) функция воздействия; Г) функция мышления.
4. Познавательная функция языка –это:
А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;
Б) функция воздействия; Г) функция мышления.
5. Аккумулятивная функция языка- это:
А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;
Б) функция воздействия; Г) функция мышления.
6. Назовите формы существования языка:
А) диалект;
Б) художественный язык;
В) просторечие;
Г) жаргон;
Д) литературный язык.
7. Жаргон- это:
А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий,
интересов, социального положения и т.п;
Б) речь людей одной местности;
В) речь неграмотных людей.
8. Просторечие-это:
А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий,
интересов, социального положения и т.п;
Б) речь людей одной местности;
В) речь неграмотных людей.
9. Диалект-это:
22

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий,
интересов, социального положения и т.п;
Б) разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми,
связанными между собой одной территорией;
В) речь неграмотных людей.
10. Что не является коммуникативным качеством хорошей речи?
А) богатство; Б) выразительность; В) последовательность; Г) чистота.
11. Выберите языковые средства, разрушающие чистоту речи:
А) диалектизмы; В) жаргонизмы
Б) неологизмы; Г) архаизмы.
12. Язык- это:
А) набор текстов; Б) знание правил; В) знаковая система.
13. Функциональный стиль – это:
А) разновидность литературной речи;
Б) особая форма речи;
В) вид речевой деятельности.
14. Для разговорной речи характерны:
а) кодификация; б) неподготовленность; в) тематическое единство.
15. Что является целью научного стиля речи?
А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;
Б) убеждать людей; Г) организовывать работу
16. Что является целью официально-делового стиля речи?
А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;
Б) убеждать людей; Г) организовывать работу
17. Что является целью публицистического стиля речи?
А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;
Б) убеждать людей; Г) организовывать работу
18. Что не является жанром научного стиля?
А) доклад; В) реферат;
Б) диссертация; Г) автобиография.
19. Что не является жанром официально-делового стиля?
А) заявление; В) репортаж;
Б) протокол; Г) автобиография.
20. Что не является жанром публицистического стиля?
А) памфлет; В) репортаж;
Б) доверенность; Г) фельетон.
23

21. Выберите признак, характеризующий реферат.
А) обмен мнениями по какому-либо вопросу;
Б) композиционно организованное обобщенное изложение содержание книги;
В) развернутое сообщение на определенную тему.
22. Что такое заявление?
А) средство делового взаимодействия между фирмами и организациями;
Б) документ, в котором даются руководящие указания по определенному вопросу;
В) письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного
характера.
23. Что такое характеристика?
А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;
Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;
В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо
действия.
24. Что такое расписка?
А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;
Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;
В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо
действия.
25. Что такое доверенность?
А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;
Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;
В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо
действия.
26. Что такое рецензия?
А) критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме;
Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;
В) краткое описание жизненных событий, обычно социально-значимых.
27. Расположите в логической последовательности элементы композиции речи.
А) конец речи;
Б) вступление;
В) главная часть;
Г) этикетные формулы.
28. Определите функционально-смысловой тип текста.
Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись.
Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то далеко- кажется , за краем землихрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной
тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается
на заре Венера. Это лучшее время суток. (К. Паустовский)
А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.
24

29. Определите функционально-смысловой тип текста.
После прилета скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик,
охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща черными
крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни.( По И.СоколовуМикитову)
А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.
30. Определите функционально-смысловой тип текста.
Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт
жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты,
но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи
и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей- словом, делает вас мудрыми.
(Д.Лихачев)
А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.
Эталоны ответов
I ВАРИАНТ

II ВАРИАНТ

1. В
2.А
3. Б
4. А
5.Г
6. В
7. А ,В, Г, Д
8. А
9. В
10. Б
11.В
12. А ,В
13. В
14. А
15. Б
16. А
17. Б
18. А
19. В
20.Б
21. Г
22. В
23. Б
24. Б
25. В
26. Б
27. А
28. В
29. А
30 Г, Б, В, А

1. А
2.Б
3. А
4. Г
5. В
6. А ,В, Г, Д
7. А
8. В
9. Б
10. В
11.А, В
12. В
13. А
14. Б
15. А
16. В
17. Б
18. Г
19. В
20.Б
21. Б
22. В
23. Б
24. А
25. В
26. А
27. Г, Б, В, А
28. В
29. А
30 Б
25

Итоговый тест за пройденный курс (Приложение №1)
1.Когда возникла славянская письменность?
а) в IX веке
б) в X веке
в) в IIX веке
2.Создателями славянской письменности являются
а) Братья Касимовы
б) Братья Гримм
в) Братья Кирилл и Мефодий
3.Назовите языки, которые являются родственными русскому языку.
а) украинский, татарский
б) украинский, словенский
в) украинский, белорусский
4.Какой словарь объясняет значение слов?
а) Орфографический
б) Толковый
в) Этимологический
5.Укажите составителя толкового словаря русского языка:
а) С.И. Ожегов
б) Кирилл и Мефодий
в) А. С. Пушкин
6.Какой словарь объясняет значение устойчивых словосочетаний?
а) Словарь синонимов
б) Орфографический
в) Фразеологический словарь
7. Чем являются выражения: после дождичка в четверг; у черта на куличках; губа не
дура.
А) Поговорка,
Б) Пословица,
В) Словосочетание.
8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи
является метафора.
1) У дороги застыли вербы в серебряном пуху.
2) Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам.
3) И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии.
9. Укажите, какое средство речевой выразительности используется
в выражении: «дрожали от холода березы»?
1) эпитет
2) олицетворение
26

10. Расставьте ударения в словах (за правильное выполнение – 2 балла):
Баловать, досуг, красивее, облегчить, положил, создал, столяр, хвоя,
щавель, сорвала, оптовый, договор, токари.
11.Спишите. Исправьте речевые ошибки (за правильное выполнение – 2 балла).
1) Сегодня состоялась первая премьера фильма
2) В детском саду много маленьких малышей.
3) У Мальвины кудрявые локоны.
4) На крыше висели ледяные сосульки.
5) Вечер, посвящённый русскому языку, будет проведён в субботу утром.
6. Летом укус змеи считается смертным, и от него нет спасения.
12.Спишите. Поставьте ударения в выделенных словах (за правильное выполнение – 2
балла).
1) Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили.
2) Я мою руки. Мою руку осмотрел врач.
3) На полке стоит ваза. Стоит посмотреть этот фильм еще раз.
4) Света выходила из зала. Медведица выходила своего малыша.
5) Солнце село за село. Семена гвоздики похожи на гвоздики.
13. Записать имена существительные в форме родительного падежа множественного
числа (за правильное выполнение – 2 балла).
Сосны, тарелки, очки, платья, блюдца, ножницы, апельсины, носки, руки, макароны.
14. Объясните значение слов (за правильное выполнение – 2 балла).
Поступок-проступок, поглотить – проглотить

15. Определите тип текста. После прилета скворцы бегают в саду по дорожкам,
заглядывая под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на
ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои
звонкие песни. ( По И.Соколову-Микитову)
А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.
16. Укажите, к какому стилю относится текст: «Существительное- это знаменательная
часть речи, которая обозначает предмет».
1) художественный
2) научный
3) разговорный
4) публицистический
5) официально-деловой
17. Укажите, к какому стилю относится текст: «Слушай, сегодня на улице такой холод.
Мне аж страшно! Аж невозможно дышать!»
1) художественный
2) научный
3) разговорный
4) публицистический
27

5) официально-деловой
18. Что является целью научного стиля речи?
А) передавать знания, обобщать информацию;
Б) убеждать людей;
В) давать указания;
Г) организовывать работу

19. Расположите в логической последовательности элементы композиции речи.
А) конец речи;
Б) вступление;
В) главная часть;
Г) этикетные формулы.
Ключи к заданиям
№ вопроса Правильный ответ
1
Б
2
В
3
В
4
Б
5
А
6
В
7
А
8
1
9
2
10
БаловАть, досУг, красИвее, облегчИть, положИл, сОздал, столЯр, хвОя,
щавЕль, сорвалА, оптОвый, договОр, тОкари.
11
1) Сегодня состоялась первая премьера фильма.
2) В детском саду много маленьких детей.
3) У Мальвины кудрявые волосы.
4) На крыше висели ледяные сосульки.
5) Вечер, посвящённый русскому языку, будет проведён в субботу утром.
6) Летом укус змеи считается смертным, и от него нет спасения.
12
1) Все пИли ключевую воду. Возьми пилу и пилИ.
2) Я мОю руки. МоЮ руку осмотрел врач.
3) На полке стоИт ваза. СтОит посмотреть этот фильм еще раз.
4) Света выходИла из зала. Медведица вЫходила своего малыша.
5) Солнце сЕло за селО. Семена гвоздИки похожи на гвОздики.
13
Сосен, тарелок, очков, платьев, блюдец, ножниц, апельсинов, носков, рук,
макарон.
14
Поступок (действие, приносящее пользу) – проступок (нарушение правил
поведения), поглотить (впитать в себя) – проглотить (съесть)
15
А
16
2
17
3
18
А
19
ГБВА

28

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».