Рабочая программа по внеурочной деятельности - Ритмика 5Б класс

Пояснительная записка
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного
эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и
физического развития.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной
манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания.
Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый
народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его
история, его обычаи и характер.
Программа «Ритмика» предназначена для преподавания основ хореографического
искусства в режиме внеурочной деятельности. Она предусматривает систематическое и
последовательное обучение. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы,
может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и
музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.
Цели и задачи обучения.
Образовательная цель программы:
приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до
современного танца, от детской пляски до балетного спектакля.
Развивающая цель программы:
воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое
телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство;
Воспитательная цель программы:
профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.
Задачи:
 объяснить детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их
склонности и способности;
 привить интерес к занятиям, любовь к танцам;
 гармонически развить танцевальные и музыкальные способности, память и
внимание;
 узнать о разнообразии танцевальных образов;
 развить выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений;
 воспитать культуру поведения и общения;
 развить творческие способности;
 организовать здоровый и содержательный досуг.
Целевая аудитория
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у
них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и
привитие начальных навыков в искусстве танца.

Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца,
изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев
и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
В программу ритмики включены упражнения и движения классического, народного
и бального танцев, доступные детям 11-14 летнего возраста, обеспечивающие
формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы,
развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание,
воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.

Планируемые результаты
Данный курс ориентирован на формирование гармонически развитой личности
средствами курса «Ритмика».
К числу планируемых результатов освоения курса программы отнесены:
 личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со
сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими
эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей
 метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении заданий, отбор
способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда,
поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и
обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление
эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий
 предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций на необходимом
уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления
о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать
музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
Требования выполнения УУД к концу освоения курса
По окончании курса обучающийся сможет:
1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты:











иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш- песня-танец;
иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско;
исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно;
знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям;
уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с
носка;
чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального
произведения;
уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4;
отмечать в движении сильную долю такта;
выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
иметь навыки актёрской выразительности;

2. Танцевальная азбука:














знать 3 позиции ног и рук классического танца, народно — сценического танца;
усвоить правила постановки корпуса;
уметь исполнять основные упражнения на середине зала;
знать 3 танцевальных термина;
знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный
шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки,
элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка,
молоточек, маятник; элементы якутского танца в простой комбинации;
иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
знать правила исполнения упражнений народного тренажа и их названия;
знать 2 положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;
уметь исполнять основные движения русского танца: хороводный шаг,
переменный ход (виды) — вращения на месте и в движении, дроби простые,
3. Танец:
Знать и уметь применять 5 понятий: музыкально, красиво, эмоционально,
выразительно, синхронно)

По окончании реализации программы дети должны уметь исполнить: веселую польку
на подскоках, вальс в три па, свой национальный танец, танцевальную композицию,
построенную на изученных танцевальных движениях, фигурную польку, вальс —
променад, русские танцы с использованием элементов хоровода и перепляса, иметь навык
благородного, вежливого обращения к партнеру.
4. Творческая деятельность:
 раскрытие творческих способностей;
 развитие организованности и самостоятельности;
 иметь представления о народных танцах.
Принципы обучения.
Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на peaлизацию
дидактических принципов.
Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении
занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и
осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и
к соответствующему их анализу.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде
движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных
движений.
Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их
силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по
дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от
простого к сложному.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования
танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания

работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения
танцевально-творческих заданий.
Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:
- безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие
давления на волю ребенка;
- глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных
потребностей детей;
создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка,
его самореализации и самоутверждения.
Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых
и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.
Формы организации занятий во внеурочной деятельности
В курсе обучения хореографии применяются традиционные методы и формы
организации деятельности: использования слов, наглядного восприятия и практические
методы.
Метод использования слова — универсальный метод обучения. с его помощью решаются
различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются
элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с
музыкой и др. Это определяет разнообразие форм организации использования слова в
обучении:
 рассказ,
 беседа,
 обсуждение,
 объяснение,
 словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному
усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым
упражнениям.
К этим формам организации можно отнести:
 показ упражнений,
 демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей,
 прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять
мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных
отрывков.
Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного
навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод
целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой
метод.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной
доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает
наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы
и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.

Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и
танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для
уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот
метод может также применяться при изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод
основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении
ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия
повышают эмоциональность обучения.
Названные методы и формы организации внеурочной деятельности на практике могут
быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.

Тематический план
Темы занятий

Всего
часов

Дата
План.

Элементы музыкальной
грамоты
Элементы музыкальной
грамоты
Музыкально — ритмические
упражнения, гимнастика

1

08.09.21

1

15.09.21

1

22.09.21

4.

Музыкально — ритмические
упражнения, гимнастика

1

29.09.21

5.

Построения и перестроения

1

06.10.21

6.

Построения и перестроения

1

13.10.21

7.

Построения и перестроения

1

20.10.21

8.

Слушание музыки

1

27.0.21

9. Слушание музыки
10. Слушание музыки
11. Элементы классического
танца.
12. Элементы классического
танца.
13. Элементы классического
танца.
14. Элементы классического
танца.
15. Элементы народно —
сценического танца.
16. Элементы народно —
сценического танца.
17. Элементы народно —
сценического танца.
18. Элементы народно —
сценического танца.
19. Детские бальные и народные
танцы.
20. Детские бальные и народные
танцы.
21. Образные танцы (игровые).

1
1
1

10.11.21

1

01.12.21

1

08.12.21

1

15.12.21

1

22.12.21

1

29.12.21

1

19.01.22

1

26.01.22

1

02.02.22

1

09.02.22

1

16.02.22

22. Образные танцы (игровые).

1

02.03.22

23. Образные танцы (игровые).

1

09.03.22

1.
2.
3.

17.11.21
24.11.21

Факт.

24. Постановка танцевальной
композиции.
25. Постановка танцевальной
композиции.
26. Постановка танцевальной
композиции.
27. История балета.

1

16.03.22

1

23.03.22

1

06.04.22

1

13.04.22

28. История балета.

1

20.04.22

29. Танцы народов РФ.

1

27.04.22

30. Танцы народов РФ.

1

04.04.22

31.

Игровые этюды.

1

11.04.22

32.

Игровые этюды.

1

18.04.22

33. Музыкально — танцевальные 1
игры.
34.
итого

25.04.22

33

№

Тема занятий

1

1
Введение. Что
такое ритмика.
Основные
1
танцевальные
правила.
Приветствие.
Постановка
корпуса
1
Первый подход к
ритмическому
исполнению
(хлопки,
выстукивания,
притоп).
Понятие о правой,
левой руке, правой,
левой стороне.
Повороты и
наклоны корпуса.

2

3

4

5

6

7

Всего
часов

Поза исполнителя. 1
Зритель,
исполнитель.
Положение фигуры
по отношению к
зрителю. Ракурс.

Танцы народов РФ, 1
их особенности и
костюмы.
1
Танцевальная
зарядка.
Упражнения для
рук.
1
Ритмическая
схема.
Ритмическая игра.

Из них
ауди акт
тор ивн
ные ые
1
1

УУД

Увлечь
музыкой,
вызвать
интерес к
движению
Освоение
терминологии
танцора

Форма
организации
занятия

Форма
контро
ля

беседа

виктори
на

рассказ

наблюде
ние

Развитие
Демонстрация наблюде
моторной
плакатов,
ние
памяти,
видео
пластики,
гибкости мышц
ног и рук,
правильная
осанка
Развивать
умение
произвольно
реагировать на
команду или
музыкальный
сигнал
Развить
беседа
наблюде
музыкальный
ние

1

1

слух.

1

1

1

Развивать
желание
приобретать
новые знания,
умения
Формирование
адекватного
самооценивани
я
Развивать
способности
воспринимать
музыкальные
фразы
развивать
координацию
движений;
учить
запоминать
заданные позы

показ

дефиле

презентация

дефиле

игра

концерт

8

9

10

Ритмические
упражнения с
предметом (мяч,
обруч, платок).
Простейшие
танцевальные
элементы в форме
игры
Этюдная работа.
Игры. Понятие
пантомима.

1

1

1

1

1

1

и образно
передавать их.
Развивать
готовность
действовать
согласованно,
чувствовать
партнера

Умение
выполнять
четкие
движения с
предметами,
овладевать
ритмическим
рисунком

игра

наблюде
ние

игра

экспери
мент

игра

виктори
на

парад

наблюде
ние

репетиция

наблюде
ние

Импровизиров
ать в
движениях
игре, пластике.

11

1
Упражнения для
развития плавности
и мягкости
движений.
Пластичная
гимнастика.

1

12

Синхронность и
координация
движений,
используя
танцевальные
упражнения

1

1

Развитие
моторной
памяти,
пластики,
гибкости и
силы мышц
спины, ног и
рук,
правильная
осанка.
Умение
исполнять
демонстрируем
ые
танцевальные
движения
Совершенствов
ать память,
внимание,
наблюдательно
сть, мышление,
воображение,
Умение
исполнять
демонстрируем
ые
танцевальные
движения
Совершенствов
ать память,

13

Упражнения для
профилактики
плоскостопия.

1

1

14

Гимнастика.
Упражнения на
дыхание,
упражнения для
развития
правильной
осанки.

1

1

15

Упражнения для
суставов. Разминка
«Буратино».
Упражнения на
расслабление
мышц.

2

2

2

2

17

Этюдная работа.
Пантомима. Игра
«Телефон»,
«Замри».

1

1

18

Музыкальные,
танцевальные
темы.

1

1

19

Разучивание
простейших
танцевальных
элементов
«Часики»,

1

1

16

внимание,
наблюдательно
сть, мышление,
воображение,
Выполнять
требуемые
движения по
профилактике
плоскостопия,
держать
равновесие,
осанку
Осуществлять
совместную
деятельность в
парах
Умение
правильно
выполнять
действия
педагога
Развитие
моторной
памяти,
пластики,
гибкости и
силы мышц
спины, ног и
рук,
правильная
осанка.
Осуществлять
совместную
деятельность в
парах
Умение
правильно
выполнять
действия
педагога
Формировать
основные
понятия
Выражать своё
эмоциональное
отношение к
образам
исторического
прошлого в
совместной
деятельности.

показ

наблюде
ние

демонстрация

виктори
на

Игра

наблюде
ние

Игра

Этюд-игра

конкурс

викторина

Виктори
на
«Угадай
мелоди
ю»
наблюде
ние

игра

Выполнять
грамотно
поставленную
задачу.
Развивать
беседа
желание
приобретать
новые знания,
умения
беседа
Освоение
терминологии
танцора
Формирование
адекватного
самооценивани
я
презентация
развитие
трудолюбия,
способности к
преодолению
трудностей,
целеустремлён
ности
и
настойчивости
в достижении
результата.

«Качели»,
«Мельница».
Настроение в
музыке и танце.
Характер
исполнения
Выразительные
средства музыки и
танца. Музыка,
движение,
исполнители,
костюмы.

1

1

1

1

22

Правила
танцевального
этикета.

1

1

23

Аэробика.

2

1

24

Понятие размер.
Музыкальная
фраза,
длительность в
музыке и танце

1

1

25

Танцевальные
игры для развития

1

20

21

1

1

виктори
на
конкурс

дефиле

Развивать
умение
произвольно
реагировать на
команду или
музыкальный
сигнал,

игра

дефиле

Формировать
основные
понятия
Развитие
моторной
памяти,
пластики,
гибкости и
силы мышц
спины, ног и
рук,
правильная
осанка.
умение
воспринимать

беседа

виктори
на

игра

концерт

музыкальности и
слуха

Прохлопывание
ритмического
рисунка
прозвучавшей
мелодии.
Ритмические
упражнения.

1

1

1

28

Гимнастика Parter.

2

2

29

Фигуры в танце.
Квадрат, круг,
линия, звездочка,
воротца, змейка.

1

1

26

27

итого 34

1

10

музыку и
выражать свое
отношение к
музыкальным
произведениям
Формировать
взаимоотношен
ия
сотрудничества
и
взаимопомощи
Умение
исполнять
демонстрируем
ые
танцевальные
движения
Оценивать
свою
творческую
деятельность.
Воспитывать
уважение к
труду взрослых
и детей,
бережное
отношение к
декорациям,
реквизиту
Совершенствов
ать память,
внимание,
наблюдательно
сть, мышление,
воображение

игра

наблюде
ние

игра

экспери
мент

игра

виктори
на

репетиция

концерт

24

Содержание работы.
Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на
основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.
Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет
упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера.
Это связано с тем, что одна из задач работы — развитие и совершенствование
танцевальных способностей, умений и навыков.
Материал программы включает следующие разделы:

Ритмика, элементы музыкальной грамоты.
Танцевальная азбука (тренаж).
Танец (народный, историко-бытовой, бальный, современный).
Беседы по хореографическому искусству.
Творческая деятельность.
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе
обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о
характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному
этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений,
движений, танцев.
Раздел «Ритмика и элементы музыкальной грамоты».
С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача
педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают
требования к музыкальному оформлению занятий:
 правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным
движением;
 художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным
методическим приёмом преподавания.
Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения,
построения и перестроения, музыкальные игры для школьников 10-11 лет, слушание и
разбор танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствует развитию
музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада,
обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать
движений с музыкой.

Раздел «Танцевальная азбука».
Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического,
народно — характерного и бального танца.
Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства,
культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений,
помогают усвоить правила хореографии.
Занятиям по классическому танцу придаётся особое значение, т.к. классический танец
является основой хореографической подготовки обучающихся.

Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо
разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей
воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения.
Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.
Раздел «Танец».
Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных
бальных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в
зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается,
чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно,
сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.
Занятия историко-бытовым и бальным танцем органически связано с усвоением норм
этики, выработки высокой культуры, общения между людьми.
В программный материал по изучению историко-бытового танца входит:
- усвоение тренировочных упражнений на середине зала,
-ритмические упражнения
-разучивание танцевальных композиций.
В начале учащиеся знакомятся с происхождением танца, с его отличительными
особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером
музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается количество
фигур, частей и количество тактов. Далее идёт усвоение учащимися необходимых
специфических движений по степени сложности. После этого разученные элементы
собираются в единую композицию.
Народно — сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и
имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники
у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы русского танца,
упражнения по народно — сценическому танцу, изучаются в небольшом объёме и
включаются в раздел «танцевальная азбука». Занятия по народному танцу включают в
себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по
диагонали, танцевальные композиции.
Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит:
- партерная гимнастика;
- тренаж на середине зала;
- танцевальные движения;
- композиции различной координационной сложности.

Раздел «Беседы по хореографическому искусству».
Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течении всего
курса обучения; включает в себя лекции по истории русского балета, истории мирового
балета, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Цель
занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь
развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность,
самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства.
Раздел «Творческая деятельность».
Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер
ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его
интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий
потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами,
хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их
творческие возможности, богаче фантазия.
При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми
«взрослых отношений», например: «Я — учитель танцев», «Я- художник по костюмам» и
др.
Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация —
сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на
предложенную тему.
Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмо-пластики,
упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц,
сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений.
Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся
отдельными уроками по темам.
Используемая литература.
Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)
Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)
Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997)
Воронина И. «Историко-бытовой танец» (-М.: Искусство, 1980)
Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (-М.:
ВАКО, 2007)
«Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А.
Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)
Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981)
Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (-М.: ВАКО, 2009)
Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» (М.: Новая школа, 1998)
Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение, 1989)

Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008)
Учебно-методический комплекс.
Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных
учреждениях». (-Киев: Музична Украiна, 1985)
Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». (- М.: МГИУ, 2008)
Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое
пособие». (-М.: Издательство «Глобус», 2009)
Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». (-М.:
ВЛАДОС, 2008)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».