Рабочая программа по информатике 6 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по информатики в 6 классе составлена на основе федерального
государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования
(приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10. №1897), закона РФ «Об
образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Каменск - Шахтинский,
федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в
образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ
СОШ №3, с учётом примерной программы по информатики 6-9 классы (стандарты
второго поколения 2008г.), ориентирована на учебник по информатики для
общеобразовательных организаций: Под редакцией Босова Л.Л./Босова А.Ю. Бином,
Москва, 2018 Приказ Минобразования РФ от 28.12.2018г. № 345
Настоящая рабочая программа учитывает многоуровневую структуру предмета
«Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно
развивающий знания школьников в области информатики и информационно –
коммуникационных технологий.
Цели учебного предмета
Изучение информатики в 6 классе вносит значительный вклад в достижение
главных целей основного общего образования, способствуя:
 развитию общеучебных умений и навыковна основе средств и методов
информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами
информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и
коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
 целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект»,
«система», «модель», «алгоритм» и др.;
 воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию
познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи учебного предмета
Для достижения поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
необходимо решить следующие задачи:
 включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у
учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ
объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное
достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения,
классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие,
выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение
логических цепочек рассуждений и т.д.;
 создать условия для овладения основными универсальными умениями
информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и
выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
 показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в
информационной деятельности человека;
 расширить спектр умений использования средств информационных и
коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи
различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих
редакторов);создать условия для овладения способами и методами освоения новых
инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы;
2

воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим
предметам и в жизни;
 организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками
исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления
объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
 создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно
формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед
аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
В соответствии с этим реализуется модифицированная программа курса
информатики и информационных технологий для 6 классов средней общеобразовательной
школы Л.Л. Босовой, а именно последовательная модель. Она включает в себя следующий
подход к изложению учебного материала: компьютер и информация – человек и
информация – алгоритмы и исполнители.
На основании примерных программ, содержащих требования к минимальному
объему содержания образования по информатике с учетом возрастных особенностей 6
классов реализуется базовый уровень.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания
информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и
средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа
создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из
наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с
математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы
естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей,
причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие
предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),
освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках
образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных
жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е.
ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На
протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт
формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято
называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость
окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования,
обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению
новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к
быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм
мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной
деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
Место предмета в базисном учебном плане
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на
изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры,
развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный
потенциал этого курса.
3

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики,
который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение
информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе
учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального
образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью,
достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они
закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении
всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения
ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение
этого опыта.
Класс-6

Количество часов в неделю - 1 час
Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ ООП ОО р
рамках изучения предмета «Информатика» в 6 классе
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе
система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам
образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми
при изучении информатики в основной школе, являются:

наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом
ресурсе развития личности, государства, общества;

понимание роли информационных процессов в современном мире;

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;

ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным
опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях
развития информационного общества;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми
в
процессе
образовательной,
общественно-полезной,
учебноисследовательской, творческой деятельности;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за
счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного,
нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными
метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:

владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»,
«алгоритм», «исполнитель» и др.;

владение информационно-логическими умениями: определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
4

дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

владение основными универсальными умениями информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности
при решении проблем творческого и поискового характера;

владение информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в
пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить
разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать»
таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию
из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации
в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели
моделирования;

ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного
информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений
и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание
музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование
гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация
хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты- включают в себя: освоенные обучающимися в ходе
изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых
теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты
изучения информатики в основной школе отражают:
 формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
 формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель – и их свойствах;
 развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм
для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях,
логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и
основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
 формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей —
таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных
средств обработки данных;
5



 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
Учебно-методические пособия, используемые для достижения планируемых результатов
Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика: учебник для 6 класса (ФГОС). - М.: БИНОМ.

Содержание учебного предмета «Информатика»
Планируемые
результаты, характеризующие систему учебных действий в
отношении умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему,
размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться». Эти результаты
достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не
отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут
включаться в материалы итогового контроля.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Ученик научится:

понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий
«информация», «информационный объект»;

приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в
деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

приводить примеры древних и современных информационных носителей;

классифицировать информацию по способам еѐ восприятия человеком, по
формам представления на материальных носителях;

кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны
способности конкретного субъекта к его восприятию.
Ученик получит возможность:

сформировать представление об информации как одном из основных
понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном
мире;

сформировать представление о способах кодирования информации;

преобразовывать информацию по заданным правилам и путѐм рассуждений;

научиться решать логические задачи
на установление взаимного
соответствия с использованием таблиц;

приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между
понятиями;

для объектов окружающей действительности указывать их признаки свойства, действия, поведение, состояния;

называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

осуществлять деление заданного множества объектов на классы по
заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
Раздел 2. Информационные технологии
Ученик научится:

определять устройства компьютера
(основные и подключаемые) и
выполняемые ими функции;

различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
6


работать с основными элементами пользовательского интерфейса:
использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и
перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

выполнять арифметические вычисления с помощью программы
Калькулятор;

применять текстовый редактор для набора, редактирования и
форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с
повторяющимися фрагментами;

использовать простые способы форматирования (выделение жирным
шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

создавать и форматировать списки;

создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

создавать круговые и столбиковые диаграммы;

применять простейший графический редактор для создания и
редактирования простых рисунков;

использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах
презентаций;

осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием
простых запросов (по одному признаку);

ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти
на главную страницу);

соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места,
требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Ученик получит возможность:

овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

сформировать представления об основных возможностях графического
интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения
компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с
применение средств информационных технологий;

создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы,
диаграммы, рисунки;

осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью
средств текстового процессора;

оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его
начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

видоизменять готовые графические изображения с помощью средств
графического редактора;

научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и
/или преобразованными фрагментами;

научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с
гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и
пересылать сообщения);

научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети
Интернет материалы;

расширить представления об этических нормах работы с информационными
объектами.
Раздел 3. Информационное моделирование
7

Ученик научится:

понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и
столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

перекодировать информацию из одной пространственно-графической или
знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое
представление (визуализацию) числовой информации;

строить простые
информационные модели объектов из различных
предметных областей.
Ученик получит возможность:

сформировать начальные представления о о назначении и области
применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных
моделей; познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов,
деревьев; выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма,
граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 4. Элементы алгоритмизации
Ученик научится:

понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда
исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и
неформальных исполнителей;

осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические
конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной
ситуации;

исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной
системой команд;

разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания
и пр.;
Ученик получит возможность:

исполнять алгоритмы, содержащие
ветвления
и повторения, для
формального исполнителя с заданной системой команд;

по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он
предназначен;

разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Тематическое планирование

№
Раздела
1
2

Тема раздела
Информационное моделирование
Алгоритмика

Количество часов
18
12

8

Календарно-тематическое планирование

№
раздел
№ п/п
аи
темы
урока

Тема урока (раздел)

Колво
часов

Дата
(план)

Примеч
ание
Дата Причин
(факт)
а
коррект
ировки

Информационное моделирование
Объекты окружающего мира

1

06.09

Компьютерные объекты

1

13.09

3

Вводная контрольная работа

1

20.09

4
3
5
4
6
5
7
6
8
9
7
10 8
11
9
12
10
13
11
14
11
15
16
12
12
17

Отношение объектов и их множеств
Разновидность объектов и их классификация
Системы объектов. Практическая работа. №5
Персональный компьютер как система.
Контрольная работа за 1 четверть
Как мы познаем окружающий мир.
Понятие как форма мышления
Информационное моделирование.
Знаковые информационные модели.
Табличные информационные модели
Табличные информационные модели
Контрольная работа за 2 четверть
Графики и диаграммы.
Графики и диаграммы. Практическая работа
№13.
Схемы.
Алгоритмика
Что такое алгоритм. Исполнитель вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Типы алгоритмов.
Типы алгоритмов.
Виды алгоритмов
Практическая работа №15
Контрольная работа за 4 четверть
Знакомимся с Чертежником.
Управление исполнителем Чертежник.
Практическая работа №13
Контрольная работа за 4 четверть
Итоговое занятие по теме «Алгоритмика»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

27.09
04.10
11.10
18.10
25.10
15.11
22.11
29.11
06.12
13.12
20.12
27.12
17.01

1

24.01

1

31.01

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

07.02
14.02
21.02
28.02
07.03
14.03
21.03
11.04
18.04
25.04
16.05
23.05

1
2

1
2

18

13

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

14
16
17
17
17

18
18

Количество часов в год 30

9

Входная контрольная работа по информатике для 6 класса
УМК Босова Л.Л.
Задания составлены на основе учебно-методического комплекса Босовой
Л.Л для 6 класса.





Проверяемые элементы содержания
Основные понятия информатики;
Имена объектов;
Множества объектов;
Перевод чисел в другую систему счисления.
Тест входной контрольной работы

1. Что такое информатика?
2. Что такое объект?
3. Напишите примеры общих имен.
4. Приведите примеры объектов, входящих в множество островов.
5. Нарисуйте схему состава автомобиля.
6. Переведите в двоичную систему счисления число 103.

Критерии оценивания работы
Верный ответ оценивается в один балл.
Максимальное число баллов 7.
Оценка «3» ставиться за 3 набранных баллов.
Оценка «4» ставиться за 4-5 набранных баллов.
Оценка «5» ставиться за 6 набранных баллов.

Контрольная работа по информатике по теме «Объекты и
системы» для 6 класса
УМК Босова Л.Л.
Пояснительная записка
Контрольная работа предназначена для контроля знаний, полученных в
при изучении темы Объекты и системы.
10

Задания составлены на основе учебно-методического комплекса Босовой
Л.Л для 6 класса.
Проверяемые элементы содержания
 Объекты и их имена;
 Признаки объектов;
 Подсистемы;
Текст контрольной работы
1. Закончите
предложение: «Любая часть окружающей действительности,
воспринимаемая человеком как единое целое, называется …»
 понятием
 объектом
 предметом
 системой
2. Отметьте единичные имена объектов:
 машина
 береза
 Москва
 Байкал
 Пушкин А.С.
 операционная система
 клавиатурный тренажер
 Windows XP
3. Отметьте объекты операционной системы:
 рабочий стол
 окно
 папка
 файл
 компьютер
4. Отметьте признаки, которые могут быть указаны в сообщении об объекте:
 свойства
 размеры
 поведение
 состояние
 действия
5. Укажите отношение для пары «процессор и системный блок»:
 является элементом множества
 входит в состав
 является разновидностью
 является причиной
6. Отметьте природные системы:
 Солнечная система
 футбольная команда
 растение
 компьютер
 автомобиль
 математический язык
7. Укажите подсистемы, входящие в систему «Аппаратное обеспечение
персонального компьютера»:
 устройства ввода информации
 устройства хранения информации
11

 операционная система
 прикладные программы

Критерии оценивания работы
Верный ответ оценивается в один балл.
Максимальное число баллов 7.
Оценка «3» ставиться за 3 набранных баллов.
Оценка «4» ставиться за 4-5 набранных баллов.
Оценка «5» ставиться за 6 набранных баллов.

Контрольная работа по информатике по теме
«Информационное моделирование» для 6 класса
УМК Босова Л.Л.
Пояснительная записка
Контрольная работа предназначена для контроля знаний, полученных в
при изучении темы Информационное моделирование.
Задания составлены на основе учебно-методического комплекса Босовой
Л.Л для 6 класса.
Проверяемые элементы содержания
 Модели объектов;
 Виды моделей;
Текст контрольной работы
1. Закончите предложение: «Моделью называют объект, имеющий…»
 внешнее сходство с объектом
 все признаки объекта-оригинала
 существенные признаки объекта-оригинала
 особенности поведения объекта-оригинала
2. Закончите предложение: «Можно создавать и использовать …»
 разные модели объекта
 единственную модель объекта
 только натурные модели объекта
3. Укажите примеры информационных моделей:
 физическая карта
 глобус
 график зависимости расстояния от времени
 макет здания
 схема узора для вязания крючком
 муляж яблока
 манекен
12

 схема метро
4. Укажите примеры знаковых информационных моделей:
 рисунок
 фотография
 словесное описание
 формула
5. Отметьте пропущенное слово: «Формула для вычисления площади
прямоугольника является примером … модели»
 образной
 знаковой
 смешанной
 натурной
6. Отметьте пропущенное слово: «Атлас автомобильных дорог является примером …
модели»
 образной
 знаковой
 смешанной
 натурной
7. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в
отношении «объект – модель»:
 клавиатура – микрофон
 река – Днепр
 болт – чертеж болта
 мелодия – нотная запись мелодии
 весна – лето

Критерии оценивания работы
Верный ответ оценивается в один балл.
Максимальное число баллов 7.
Оценка «3» ставиться за 3 набранных баллов.
Оценка «4» ставиться за 4-5 набранных баллов.
Оценка «5» ставиться за 6 набранных баллов.

Итоговая контрольная работа по информатике для 6 класса
УМК Босова Л.Л.
Пояснительная записка
Контрольная работа предназначена для контроля знаний, полученных
при изучении курса информатики 6 класса.
Задания составлены на основе учебно-методического комплекса Босовой
Л.Л для 6 класса.
Проверяемые элементы содержания
 Основные понятия информатики;
 Файлы и их имена;
 Перевод из одной системы счисления в другую;
13

 Построение растрового изображения;
 Факты, закономерности между объектами;
 Алгоритмы;
Текст итоговой контрольной работы
1. Что такое информатика?
2. Закончите
предложение: «Любая часть окружающей действительности,
воспринимаемая человеком как единое целое, называется …»
 понятием
 объектом
 предметом
 системой
3. Отметьте единичные имена объектов:
 машина
 береза
 Москва
 Байкал
 Пушкин А.С.
 операционная система
 клавиатурный тренажер
 Windows XP
4. Отметьте объекты операционной системы:
 рабочий стол
 окно
 папка
 файл
 компьютер
5. Закончите предложение: «Моделью называют объект, имеющий…»
 внешнее сходство с объектом
 все признаки объекта-оригинала
 существенные признаки объекта-оригинала
 особенности поведения объекта-оригинала
6. Укажите примеры знаковых информационных моделей:
 рисунок
 фотография
 словесное описание
 формула
7. Отметьте пропущенное слово: «Атлас автомобильных дорог является примером …
модели»
 образной
 знаковой
 смешанной
 натурной
8. Исполнитель – это
9. Алгоритм – это
10. Укажите примеры формальных исполнителей в предложенных ситуациях:
 симфонический оркестр исполняет музыкальное произведение;
 ученик 6 класса решает задачи по алгебре;
 фармацевт готовит лекарство по рецепту;
14

 врач устанавливает причину плохого самочувствия у больного;
 автомат на конвейере наполняет бутылки лимонадом;
 компьютер выполняет программу проверки правописания.

Критерии оценивания работы
Верный ответ оценивается в один балл.
Максимальное число баллов 10.
Оценка «3» ставиться за 5-6 набранных баллов.
Оценка «4» ставиться за 7-8 набранных баллов.
Оценка «5» ставиться за 9-10 набранных баллов.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
по курсу «Информатика»
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой и
учебником. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту,
прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых
и незнакомых ситуациях.
. Основными формами проверки ЗУН ОБУЧАЮЩИХСЯ по информатике являются
устный опрос, письменная контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование,
практическая работа на ЭВМ и зачеты (в старших классах).
3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает
показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера
погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и
недочеты.
Ошибкой считается погрешность, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел
основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.
Недочетами считаются погрешности, которые не привели к искажению смысла
полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная
запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.
4. Задания для устного и письменного опроса ОБУЧАЮЩИХСЯ состоят из
теоретических вопросов и задач.
Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию
полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и
обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и
логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи по программированию считается безупречным, если правильно выбран
способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно
выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и
синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.
Практическая работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или
с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и
был получен верный ответ или иное требуемое представление задания.
5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при
самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ
выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3
(удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное
решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения
информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или
ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после
выполнения им основных заданий.
15

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и
учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности,
точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики,
сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами,
применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
- оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и
информационного содержания ответа;
- нет определенной логической последовательности, неточно используется
математическая и специализированная терминология и символика;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа,
исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов
или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении
понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные
после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении
практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной
теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность
основных умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части
учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в
чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких
наводящих вопросов учителя.
- оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или
не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка самостоятельных и контрольных работ по теоретическому курсу
Оценка "5" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- при решении задач сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все
необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы,
графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям,
правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета,
проведены математические расчеты и дан полный ответ;
16

- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ
литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной
логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь
между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с
материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой
ситуации;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых
явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование
основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических
величин, их единиц и способов измерения.
Оценка "4" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней
имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы,
но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах
измерения.
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным
требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий,
объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;
- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в
достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом,
усвоенным при изучении других предметов.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3
от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные
расчеты.
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте
усвоения понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием
готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных
количественных задач, требующих преобразования формул.
Оценка "2" ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема
задания);
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных
закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные
задачи.
Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена.
Для письменных работ ОБУЧАЮЩИХСЯ по алгоритмизации и
программированию:
- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках
решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные
неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного
материала).
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если
умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем
или тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
17

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блоксхем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой
теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными
знаниями по данной теме в полной мере.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по
проверяемой теме.
Практическая работа на ЭВМ оценивается следующим образом:
- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление
результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное
владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех
ошибок;
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к
решению поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет
основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными
знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы
выполнена не самостоятельно.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у ОБУЧАЮЩИХСЯ обязательных знаний и навыков
практической работы на ЭВМ по проверяемой теме.
Тест оценивается следующим образом:
«5» - 95-100% правильных ответов на вопросы;
«4» - 75-94% правильных ответов на вопросы;
«3» - 51-74% правильных ответов на вопросы;
«2» - 0-50% правильных ответов на вопросы.

18

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».