Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и
содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося
знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной
деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех
своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач
(выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи
(учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и
адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом
учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в
исследовательской деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её
главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование
исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование
познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов
деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного
образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Исследовательская деятельность позволяет
привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей,
учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и
самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и
удовлетворения своих потребностей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения
требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектноисследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной
программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и
умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут
основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы.
Цель и задачи курса
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ учебноисследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной
деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность,
развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать
осознанный выбор.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной
исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать
гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки
овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;
навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять
доклад, исследовательскую работу.
Место «Учебно-исследовательской деятельности» в учебном плане.
Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного
общего образования.
Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности»,
направление - «Учебно-исследовательская деятельность». В 5 классах отводится 1 час в неделю.
Соответственно программа рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности .
Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ ООП ОО в рамках
изучения предмета «Учебно-исследовательская деятельность» в 5 классе
Предметные результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор
проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
правила классификации и сравнения,
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы
Интернета)
правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать
выводы, выявлять закономерности,
работать в группе;
работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах,
преобразовывать из одного вида в другой,
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей
деятельности в различных видах;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Личностные
У школьников будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую
сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Школьник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в
том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в
том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя
недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой
коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать
коммуникативных задач.
речевые
средства
для
эффективного
решения
разнообразных
Возможные результаты деятельности учащихся:
альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, выставка, коллекция, костюм, макет, модель,
плакат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сценарий праздника, учебное пособие,
фотоальбом, экскурсия,презентация
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс (34 часа)
Введение
Что такое проект.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских
умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.
Понятия: проект, проблема, информация
I. Теоретический блок .
Способы мыслительной деятельности
Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки
зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Как мы познаём мир.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово».
Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Учимся выдвигать гипотезы.
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на
обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями.
Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка
использованных электронных источников.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности
Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач
для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные
свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для
учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных
исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо,
пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ,
синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.
Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного.
Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи
материал в определенной последовательности”.
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
II. Практический блок.
Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты
«Фольклор от самой колыбели», «Детский фольклор», «Сказки в нашей жизни»,
«Заочная экскурсия. В гостях у…».
Планирование работы.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в
работе над проектом.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме
исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме
проекта.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление
презентации.
Работа на компьютере –
структурирование материала, создание презентации. Выпуск
брошюры.
Сочиняем сказку.
Сказка как вид устного народного творчества. Народные сказки. Сказки народов мира.
Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.
Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.
Театрализация сказки.
III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о
своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления:
соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой
«Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как
отвечать на вопросы”.
Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках
проекта и оценка продукта.
Способы преодоления трудностей.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.
Тематическое планирование
№
Наименование тем
п/п
Количество
часов
Введение (1 ч.)
1.
Что такое исследовательская деятельность
1
I. Теоретический блок (16 ч.)
Способы мыслительной деятельности (7 ч.)
2
Что такое проблема
1
3
Как мы познаём мир
1
4
Удивительный вопрос
1
5-6
Учимся выдвигать гипотезы.
2
7-8
Источники информации
2
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 9 ч.)
9
Выбор темы исследования
1
10
Цели и задачи исследования
1
11-12
Методы исследования. Мыслительные операции.
2
13-14
Сбор материала для исследования.
2
15
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы
1
16-17
Обобщение полученных данных.
2
18-19
II. Практический блок ( 13 ч.)
Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты ( 9 ч. )
Планирование работы
2
20-21
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
2
22-23
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка
2
литературы по теме исследования.
24-25
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных.
2
Оформление презентации.
Сочиняем сказку ( 4 ч.)
26-27
Сказка как вид УНТ.
2
28-29
Театрализация сказки.
2
III.
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся ( 4 ч.)
30-31
Подготовка к защите.
2
32-34
Защита проектов.
2
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
Наименование раздела.
Тема урока
Колво
часов
Дата
план
Введение (1 ч.)
1
Что такое исследовательская
деятельность
1
I. Теоретический блок (16 ч.)
Способы мыслительной деятельности (7 ч.)
Что такое проблема
1
2
Как мы познаём мир
1
3
Удивительный вопрос
1
4
Школа «почемучек». Учимся
2
5-6
01.09
08.09
15.09
22.09
29.09
06.10
2
13.10
7-8
20.10
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 9 ч.)
Выбор темы исследования
1
27.10
9
выдвигать гипотезы.
Источники информации
10
11-12
13-14
15
16-17
Цели и задачи исследования
1
10.11
Методы исследования.
Мыслительные операции.
Сбор материала для
исследования.
Анализ и синтез. Суждения,
умозаключения, выводы
Обобщение полученных
данных.
2
17.11
24.11
01.12
08.12
15.12
II. Практический блок ( 13 ч.)
2
1
2
22.12
29.12
Примечание
факт
Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты ( 9 ч. )
2
Работа над проектами
19.01
18-19
20-21
22-23
24-25
«Фольклор от самой
колыбели», «Детский
фольклор», «Сказки в нашей
жизни», «Заочная экскурсия.
В гостях у…». Планирование
работы
Обучение анкетированию,
социальному опросу,
интервьюированию.
Работа в библиотеке с
каталогами. Отбор и
составление списка литературы
по теме исследования.
Работа в компьютерном классе.
Оформление презентации.
26.01
2
02.02
09.02
2
16.02
02.03
2
09.03
16.03
23.03
06.04
Сочиняем сказку ( 4 ч.)
26-27
Сказка как вид УНТ.
1
28-29
Театрализация сказки.
2
32-34
Защита проектов.
3
13.04
20.04
III . Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (3 часа)
30-31
Подготовка к защите.
2
27.04
04.05
11.05
18.05
25.05