Рабочая программа по ОБЖ 8 класс

Пояснительная записка
Настоящая программа по ОБЖ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089),
примерных программ по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образовании
Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы
для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы к учебному комплексу для 8 класса (авторы
С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков. – М.: Дрофа, 2008. – 268 с.: ил.)
В своей предметной ориентации предлагаемая программа направлена на достижение следующих целей:
• освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни;
о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
• воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни;
• развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении
здорового образа жизни;
• овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в
чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую помощь пострадавшим и самопомощь.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» решает и еще одну немаловажную задачу — он нацелен на пропаганду здорового образа жизни, профилактику вредных привычек: наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения.
Курс является своеобразной базой для проведения целого ряда внешкольных и внеклассных мероприятий. Это прежде всего Всероссийская олимпиада школьников по основам
безопасности жизнедеятельности и Всероссийское детско -юношеское движение «Школа
безопасности», соревнования допризывной и призывной молодежи, военно -спортивная
игра «Орленок».
Эти цели и задачи соответствуют современным потребностям личности, общества и
государства и должны быть успешно реализованы в процессе изучения предмета ОБЖ.
Задачи обучения:
 формирование основы здорового образа жизни; факторов, укрепляющих и разрушающих здоровье;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного
характера;
 действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему
здоровью и жизни; соблюдение правил поведения на воде, оказание помощи утопающему; первой
медицинской помощи при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
- развитие качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и умений пользоваться средствами
индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- правила поведения в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей; действовать
согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Общая характеристика учебного предмета. Материал программы выстроен в единой логической последовательности, обеспечивающей его системное изучение.
Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для формирования у
учащихся основных понятий в области безопасности жизнедеятельности. Логика построения за-

ключается в том, чтобы учащиеся научились правильно оценивать обстановку и умело действовать в системе следующих понятий: опасность
причина опасности
последствие опасности
действие.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и
сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.
В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной службе
и качества личности, необходимые для ее прохождения. Девушки углубленно изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни, для чего в программу введен специальный раздел.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе в количестве 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
Учебно-методическое обеспечение
С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /— М.: Дрофа, 2014.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по ОБЖ являются следующие умения:
 усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и
экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
 формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
 формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
 формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
 формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОБЖ являются следующие умения:
 умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии
с изменениями обстановки;
 умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
 овладение умениями формулировать понятия, что такое опасность и безопасность; понимать
причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; анализировать причины возникновения опасности: обобщать и сравнивать, видеть причины опасности и понимать их влияние
на человека и окружающую среду;
 овладевать навыками безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; оценивать свои поступки; уметь находить пути решения поставленных задач;
 освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

 умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов;
 формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в
познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОБЖ являются
следующие умения:
 формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и
понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
 понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
 знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;
 знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;
 умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
 умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также
на основе информации из различных источников;
 умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально
складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
В результате обучения по представленной программе для 8 класса
Учащийся научится:
характеризовать:
- наиболее распространенные чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального
характера;
- опасности природного, техногенного, и социального характера, наиболее распространенные в
повседневной жизни, и их возможные последствия и правила личной безопасности,
- основные виды террористических актов, их цели и способы проведения,
- причины возникновения пожаров, представлять их разрушительную силу; роль человеческого
фактора в возникновении пожаров.
Руководствоваться:
- правилами безопасного поведения при угрозе террористических актов,
- элементарными правилами техники безопасности по предупреждению пожара.
Соблюдать:
- элементарные правила пользования химическими веществами в повседневной жизни;
- элементарную технику безопасности при обращении с химически опасными веществами.
Учащиеся получит возможность научиться:
- предвидеть возникновение наиболее распространенных опасных ситуаций по их характерным
признакам,
-принимать грамотные решения и умело действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций,
обеспечивая личную безопасность,
-уверенно действовать при угрозе террористического акта, соблюдая правила личной безопасности,
-правильно пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты,
-оказывать первую помощь при неотложных состояниях.
Выпускник должен обладать компетенциями по практическому применению полученных
знаний и умений:

-для обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера,
-для подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях,
-для оказания первой помощи пострадавшим,
-для формирования убеждений и потребности в соблюдении норм разумного и здорового образа
жизни.
Содержание учебного предмета.
В учебной программе для 8 класса структурные компоненты курса ОБЖ представлены в двух
учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в
классе с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и несколько
тем.
Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль включает в себя два раздела.
Раздел I (Р-I). Основы комплексной безопасности
Раздел II (Р- II). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни решает задачи духовнонравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового
образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую
помощь.
Модуль включает в себя два раздела.
Раздел III (Р- III). Основы здорового образа жизни.
Раздел IV (Р- IV).Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может быть
реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т.д.
Для реализации программы на ее изучение необходимо предусмотреть по 1 ч. Учебного времени
во всех классах.
Логичным продолжением программы во внеурочное время является участие школьников во Всероссийском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов.
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Тема 1.Пожарная безопасность:
-пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия,
-профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения,
-права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной
безопасности при пожарах.
Тема 2.Безопасность на дорогах:
-причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей,
-организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров,
-водитель, формирование качеств безопасного водителя.
Тема 3. Безопасность на водоемах:
- безопасное поведение на водоемах в различных условиях,
-безопасный отдых на водоемах,
-оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Тема 4.Экология и безопасность:
-загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека,
-правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
Раздел 2.Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема 5.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия:
-классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера,

-аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия,
-обеспечение радиационной безопасности населения,
-аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия,
-обеспечение химической защиты населения,
-пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия,
Тема 6.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения.
-обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах,
-аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия,
-обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.
Тема 7.Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера:
-организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера,
-эвакуация населения,
-мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Модуль II.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 3. Основы здорового образа жизни
Тема 8. Здоровый образ жизни и его составляющие:
-общие понятия о здоровье как основной ценности человека,
-индивидуальное здоровье человека, физическая, духовная и социальная сущность,
-репродуктивное здоровье-составляющая здоровья человека и общества,
-здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и
общества,
-здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний,
-вредные привычки и их влияние на здоровье,
-профилактика вредных привычек,
-здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 9. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях:
-первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение,
-первая медицинская помощь при отравлениях аварийно-химически опасными веществами (практическое занятие),
-первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие),
-первая медицинская помощь при утоплении (практическое занятие).

Тематическое планирование

№№
разделов и
тем
1
I
1
2
II
1
2

Название разделов и тем
2
Безопасность и защита человека в среде обитания

Количество часов
Раздел

Тема

3
20

4

Основы комплексной безопасности.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни
Основы здорового образа жизни
Основы медицинских знаний
Итого

Поурочное планирование

17
3
12
7
5
32

№
п/п

№
раздела
и темы
урока

Тема урока

Колво
часов

Дата
план.

1

06.09.21

1
1
1

13.09.21
20.09.21
27.09.21

1

04.10.21

1

11.10.21

1

18.10.21

1

25.10.21

1

08.11.21

1

15.11.21

1

22.11.21

1

29.11.21

1

06.12.21

1

13.12.21

1

20.12.21

1

27.12.21

1

17.01.22

1

24.01.22

1

31.01.22

1

7.02.22

Основы комплексной безопасности.
1

1.1

2
3
4

1.2
1.3
1.4

5

1.5

6

1.6

7

1.7

8

1.8

9

1.9

10

1.10

11

1.11

12

1.12

13

1.13

14

1.14

15

1.15

16

1.16

17

1.17

18

1.18

19

1.19

20

1.20

Обеспечение личной безопасности при
техногенных авариях
Основные причины аварий и катастроф
Пожары и взрывы
Правила поведения при пожарах и
угрозе взрывов
Химические вещества и опасные объекты
Характеристика СДОВ и их поражающих факторов
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах
Аварии с выбросом радиоактивных
веществ. Виды аварий на радиационно
опасных объектах
Последствия радиационных аварий.
Характер поражения людей и животных
Правила безопасного поведения при
радиационных авариях
Гидродинамические аварии. Виды аварий на гидродинамически опасных
объектах
Причины гидродинамических аварий и
их последствия
Правила безопасного поведения при
гидродинамических авариях
Транспортные аварии. Правила поведения на железнодорожном транспорте
Правила безопасного поведения на
водном транспорте
Правила безопасного поведения на
авиационном транспорте
Психологические аспекты выживания
в опасных и чрезвычайных ситуациях
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Мероприятия по защите населения от
чрезвычайных ситуаций
Использование средств индивидуальной защиты при ЧС техногенного характера
Инженерная, радиационная и химическая защита населения при ЧС техно-

Дата
факт.

Примечание

21

2.1

22
23

2.2
2.3

24
25

2.4
2.5

26

2.6

27

2.7

28
29

2.8
2.9

30

2.10

31

2.11

генного характера
Основы здорового образа жизни
Избыток и недостаток движения как
причина многих заболеваний
Средства развития физических качеств
Принципы поддержания хорошей физической формы и правила безопасности при выполнении физических
упражнений
Закаливание организма
Правила использования факторов
окружающей среды для закаливания
организма
Наркомания и токсикомания. Развитие
психической и физической зависимости от наркотика
Признаки наркотического отравления
и отравления лекарственными препаратами
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы медицинских знаний
Понятие о переломах. Признаки переломов
Правила оказания первой медицинской
помощи при переломах верхних и
нижних конечностей
Способы эвакуации пострадавших
Итого: 32 часа

1

14.02.22

1
1

21.02.22
28.02.22

1
1

7.03.22
14.03.22

1

21.03.22

1

11.04.22

1
1

18.04.22
25.04.22

1

16.05.22

1

23.05.22

С учетом выходных и праздничных дней: _____часов.

Характеристика контрольно-измерительных материалов,
используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной
форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса
ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться
зачетная форма проверки знаний.
Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала
по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных
элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.
Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи).
Критерии оценки
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет
применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может
установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а
также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без
применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся
допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять
полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не
более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок,
одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в
соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем
необходимо для оценки 3.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного
анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям
учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение
которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и
одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и
трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3
или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме
с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах,
обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования
правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено дватри недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями
государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные
работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня
как по объему, так и глубине.

Спецификация

контрольно-измерительных материалов для проведения
контрольных работ по ОБЖ в 20__-20__ учебном году.
Назначение КИМ – оценить уровень освоения общеобразовательной программы по
ОБЖ учащихся 8-х классов согласно требованиям ФГОС ООО.
Контроль достижения учащимися уровня федерального государственного образовательного стандарта осуществляется в форме контрольной работы. В 20__-20__
учебном году запланировано проведение четырёх контрольных работ:
№1 - Текущий контроль знаний по разделу «Основы комплексной безопасности».
№2 - Текущий контроль знаний по разделу «Основы комплексной безопасности».
№3 - Текущий контроль знаний по разделу «Основы комплексной безопасности».
№4 - Текущий контроль знаний по разделу «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций».
Документы, определяющие содержание и параметры контрольных работ:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Примерная образовательная программа по основам безопасности жизнедеятельности 5-9 класс, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - М.: Просвещение, 2014г.;
- Учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 класс, учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение,
2015 г.
Система оценивания контрольных работ:
Количество вопросов
Оценка
0
«2»
1-2
«3»
3
«4»
4*
«5»
Задания под * - являются дополнительным заданием или заданием повышенной
сложности.
Во всех контрольных работах предусмотрены два варианта. Каждый вариант КИМ
состоит из контрольных вопросов, на которые надо дать развёрнутый ответ. На выполнение контрольных работ отводится 45 минут.

Контрольная работа №1.

Вариант №1.
1.
2.
3.
4.

Перечислите основные группы причин возникновения пожаров в повседневной жизни.
Какие основные мероприятия проводит МЧС России по совершенствованию пожарной безопасности в стране?
Как можно снизить влияние человеческого фактора на возникновение ДТП,
травматизм и гибель на дорогах?
*Какие качества пешехода могут характеризовать уровень его общей культуры в области безопасности дорожного движения?

Контрольная работа №1.
Вариант №2.
1. Где наиболее часто возникают пожары и почему?
2. Перечислите направления по обеспечению пожарной безопасности в деятельности человека.
3. Какие причины обусловили рост дорожно-транспортных происшествий в
нашей стране?
4. *Какие требования предъявляются к техническому состоянию велосипеда?

Ответы к контрольной работе №1.

Вариант №1.
1. Неосторожное обращение с огнём; неисправность и неправильная эксплуатация электрооборудования; неправильная эксплуатация печного отопления; шалости детей.
2. Совершенствование системы оперативного реагирования на пожары; создаются пожарно-спасательные подразделения; проводится обучение пожарных основам проведения аварийно-спасательных работ; модернизируется и переоснащается парк пожарной и спасательной техники.

3. Постоянное изучение и совершенствование знаний Правил дорожного
движения; воспитание в себе внутренней потребности и дисциплины в соблюдении правил дорожного движения; умение оценивать обстановку,
складывающуюся на дорогах; умение избегать опасных ситуаций; умение
действовать адекватно в дорожно-транспортной ситуации.
4. *Пешеход должен соблюдать правила дорожного движения, быть внимательным, сохранять бдительность и самообладание, быть осторожным (в
особенности на аварийно-опасных участках дороги), с умом реагировать на
происходящее во время движения (в случае чего пропустить машину, которая едет на большой скорости). Следует также учитывать тот факт, что на
дороге попадаются и недобросовестные водители, не пропускающие пешеходов. В такой ситуации осторожность и самообладание играют ключевую
роль.

Ответы к контрольной работе №1.

Вариант №2.
1. Особенно часто пожары возникают в жилом секторе и общественных местах. Пожары возникают там, где человек пользуется огнём для своих повседневных нужд и где из-за нарушений правил пожарной безопасности
огонь выходит из-под его контроля.
2. Разработка и совершенствование требований пожарной безопасности;
определение порядка и организации тушения пожара; создание и совершенствование системы подготовки населения в области пожарной безопасности, обучение правилам безопасного поведения при пожаре.

3. Нарушение Правил дорожного движения водителями транспортных
средств и пешеходами; отставание темпов строительства новых и реконструкции эксплуатируемых дорог от темпов роста интенсивности дорожного движения.
4. *Велосипедист является водителем транспортного средства. Поэтому к
нему предъявляются такие же требования, как и к любому водителю. Перед
выездом каждый водитель проверить техническое состояние транспортного
средства. Велосипед всегда должен иметь исправные тормоза и звуковой
сигнал; при движении на дорогах в тёмное время суток велосипед должен
быть оборудован впереди фонариком белого цвета, сзади фонарём красного
цвета, а с боков световозвращателями оранжевого или красного цвета.

Контрольная работа №2.

Вариант №1.
1.
2.
3.
4.

Какие существуют меры безопасного поведения человека на водоёмах в
летнее и зимнее время?
Что должен знать каждый пассажир, поднявшийся на борт морского или
речного судна?
Какие существуют способы транспортировки пострадавшего на воде?
*Какие меры безопасности целесообразно соблюдать в местах с неблагоприятной экологической обстановкой?

Контрольная работа №2.
Вариант №2.
1. Какие меры безопасности следует соблюдать во время водного похода?
2. Перечислите возможные аварийные ситуации в водном походе.
3. Перечислите основные способы освобождения от захватов тонущего человека
при оказании помощи на воде.
4. *К каким негативным последствиям для здоровья человека может привести
загрязнение окружающей среды?

Ответы к контрольной работе №2.

Вариант №1.
1. Летом: купаться в местах, которые специально для этого оборудованы; перед
полноценным купанием необходимо обследовать дно на предмет коряг, стекол
и всякого мусора; не ныряйте в незнакомых местах; не купаться в местах, где
имеется табличка - Купание запрещено; за буйки заплывать нельзя; не баловаться и не играть в воде с друзьями, знакомыми; не заходить в воду в нетрезвом состоянии.
Зимой: не проверяйте прочность льда ударами ноги по нему; если вы передвигаетесь по замерзшему водоему, то лучше идти по уже протоптанной тропинке; когда идете группой, то расстояние между вами должно быть 5-6 метров,
особенно, если местность незнакомая.
2. Находясь на корабле, каждый пассажир должен знать, где ему находиться в
случае эвакуации людей и в какой шлюпке его место; нельзя поддаваться панике в случае чрезвычайной ситуации; каждый пассажир должен уметь пользоваться спасательным жилетом; необходимо знать путь движения по кораблю к шлюпкам в случае пожара; знать расположение судового медпункта.
3. Буксировка тонущего за подбородок; буксировка тонущего с захватом под
мышками; буксировка тонущего с захватом за волосы; буксировка тонущего с
захватом выше локтей; буксировка тонущего с захватом под руку.

4. *Расширение возможностей организма противостоять различным опасным для
здоровья веществам и факторам окружающей среды, за счёт увеличения в пищевом рационе продуктов, содержащих витамины; желание каждого человека
внести посильный вклад в сохранение окружающей природной среды; уметь в
повседневной жизни избегать мест, где концентрация вредных веществ превышает установленные нормы; отказ от вредных привычек.

Ответы к контрольной работе №2.

Вариант №2.
1. Документы и деньги должны быть упакованы в непромокаемый мешок; запас
спичек и сухой спирт хранить в пластмассовых ёмкостях; палатку, спальные
принадлежности, личные вещи держать в мешках из полиэтилена; спасательные круги должны быть надуты и уложены; при путешествиях на лодках под
основную массу вещей используется носовая часть лодки.
2. Судно перевернулось на свободной волне; судно перевернулось на пороге;
спасение тонущего.
3. Если тонущий захватил руку спасателя за запястья, то освободиться можно за
счёт рывка внутрь – в сторону больших пальцев потерпевшего или, упёршись
согнутыми ногами в грудь, оттолкнуться от него. При захвате руками шеи
спасателя спереди ему нудно, захватив локти тонущего, послать из вверх и
быстро опуститься под воду; при захвате туловища вместе с руками спереди
надо, резко разводя свои руки в стороны, погрузиться в воду; если тонущий
захватил спереди только туловище спасателя, то следует упереться руками в
подбородок и оттолкнуться руками и ногой от тонущего.
4. *Под воздействием окружающей среды в организме могут происходить изменения генов, этот процесс называется – мутагенезом. В условиях нарастающего загрязнения окружающей среды он ускоряется и может выйти из-под контроля. Если это произойдет в клетке тела, то она может стать родоначальницей злокачественной опухоли. Образование излишнего количества свободных
радикалов при загрязнении окружающей среды нарушают нормальную работу
клеток организма, а это способствует развитию различных заболеваний
(нарушения работы сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы, нарушение процессов пищеварения и онкологические заболевания).

Контрольная работа №3.

Вариант №1.
1.Какие чрезвычайные ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям техногенного характера?
2.Какими величинами определяется степень воздействия ионизирующего излучения на организм человека?
3.Что такое химическая авария и её возможные последствия?
4.*Перечислите причины возникновения гидродинамической аварии.

Контрольная работа №3.
Вариант №2.
1. Какие объекты экономики в случае производственной аварии на них представляют серьёзную опасность для населения и окружающей среды?
2. Какие объекты относятся к радиационно опасным объектам?
3. Какие химические вещества относятся к аварийно химически опасным веществам?
4. * Перечислите основные последствия гидродинамической аварии.

Ответы к контрольной работе №3.

Вариант №1.
1. Транспортные аварии; пожары, взрывы, угрозы взрывов; аварии с выбросом
радиоактивных веществ; аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ; аварии с выбросом аварийно биологически опасных веществ; внезапное обрушение зданий и сооружений; аварии на электроэнергетических системах; гидродинамические аварии.
2. Для того, чтобы можно было количественно определить степень воздействия
облучения на организм, было введено понятие эквивалентной дозы облучения.
которую связывают со степенью ионизации вещества. Доза измеряется энергией ионизирующего излучения, переданного массе облучаемого вещества. В
системе СИ единицей эквивалентной дозы служит зиверт (Зв). 1 Зв = 100 бэр.

3. Химическая авария – это авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся проливом или выбросом аварийно химически опасного вещества, способная привести к гибели или химическому заражению людей, сельскохозяйственных животных и растений, химическому заражению окружающей природной среды.
4. * Гидродинамические аварии на гидротехнических сооружениях могут возникнуть вследствие действия сил природы (землетрясение, ураган, разлив,
разрушение плотины паводковыми водами) или воздействия человека (нанесение ударов современными средствами поражения по гидротехническим сооружениям и диверсионные акты), а также из-за конструктивных дефектов
или ошибок в проектировании и эксплуатации гидротехнических сооружений.

Ответы к контрольной работе №3.

Вариант №2.
1. Радиационно опасные объекты; химически опасные объекты; взрывопожароопасные объекты; газо – и нефтепроводы; транспорт; гидротехнические сооружения; объекты коммунального хозяйства.

2. Предприятия ядерного топливного цикла; атомные станции, атомные станции
теплоснабжения, атомные теплоэлектроцентрали; объекты с ядерными энергетическими установками; ядерные боеприпасы и склады их хранения.

3. Всего опасных химических веществ. Существует более 600 тыс. наименований, но их них только 100 относятся к аварийно химически опасным веществам. Всего отмечено более 10 наиболее распространённых АХОВ. Среди
них аммиак, гидразин, диоксин, окись углерода, окись этилена, сероуглерод,
сернистый ангидрит, фосген, хлор, цианистый водород.

4. *Повреждения и разрушения гидродинамических сооружений, кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций; поражение людей и разрушение сооружений волной прорыва; катастрофическое
затопление обширных территорий и значительного количества городов и сёл,
объектов экономики, длительное прекращение судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производства.

Контрольная работа №4.

Вариант №1.
1.
2.
3.
4.

Какие меры предусмотрены в России для защиты населения в случае возникновения радиационной аварии?
Какие средства индивидуальной защиты используются для защиты органов
дыхания от воздействия АХОВ?
На какие категории и по каким признакам подразделяются взрывопожароопасные объекты?
*Какие виды эвакуации существуют и для каких целей проводится эвакуация населения из зон ЧС?

Контрольная работа №4.
Вариант №2.
1. Какие действия необходимо выполнить населению с случае радиационной
аварии?
2. Какие мероприятия планируются и проводятся для обеспечения химической
защиты населения?
3. Какими факторами обусловлено сохранение высокой степени вероятности
возникновения аварийной обстановки на взрывопожароопасных объектах?
4. *В каких случаях проводится экстренная эвакуация?

Ответы к контрольной работе №4.

Вариант №1.
1. Оповещение населения об аварии и информирование его о порядке действий в
создавшихся условиях; укрытие людей в защитных сооружениях; использование средств индивидуальной защиты; предотвращение потребления загрязненных продуктов питания и воды; эвакуация населения; ограничение доступа
не загрязненную территорию.
2. Для защиты органов дыхания используются фильтрующие противогазы (общевойсковой противогаз, ГП-7, детский фильтрующий противогаз, промышленные противогазы и респираторы).
Средства индивидуальной защиты кожи состоят из специальной защитной
одежды (общевойсковой защитный комплект, лёгкий защитный костюм Л-1,
защитный комбинезон, защитная фильтрующая одежда).
3. К первой категории относятся объекты, на которых получают, хранят и транспортируют следующие опасные вещества: воспламеняющиеся вещества, окисляющиеся вещества, горючие вещества, взрывчатые вещества.
Ко второй категории относятся объекты, использующие оборудование под
высоким давлением или с температурой воды более 115 гр. по Цельсию.
4. *По видам опасности; по способам эвакуации; по удалённости безопасного
района; по длительности проведения; по времени начала проведения.
Эвакуация населения является самым надёжным способом защиты от воздействия любых поражающих факторов аварий и катастроф техногенного или
природного характера.

Ответы к контрольной работе №4.

Вариант №2.
1. Предохранить органы дыхания средствами защиты; закрыть окна и двери,
отключить вентиляцию, включить радио, радиоточку, телевизор и ждать
дальнейших указаний; укрыть продукты питания в полиэтиленовые мешки,
сделать запас воды в емкостях с плотно прилегающими крышками; продукты и воду поместить в холодильник, шкафы, кладовки, не употреблять в
пищу овощи, фрукты, воду, заготовленные после аварии; строго соблюдать
правила личной гигиены; приготовиться к возможной эвакуации, собрать
документы, деньги, продукты, лекарства, средства индивидуальной защиты; укрыться при поступлении команды в ближайшем защитном сооружении.
2. Своевременное обнаружение возникновения химической аварии и оповещение о ней; обеспечение населения, персонала аварийного объекта и
участников ликвидации последствий химической аварии средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и применение этих средств;
укрытие населения и персонала в убежищах, обеспечивающих защиту от
АХОВ.
3. Это связано с износом основных производственных фондов и отсутствием
возможности их обновления. В последнее время возрастает острота проблемы обеспечения безопасности эксплуатации трубопроводов в связи с
расширением работ по добыче и транспортировке нефти и газа на территории России. Не снижается угроза возникновения аварий при перевозках
большого количества легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов
различными видами транспорта.
4. *В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная эвакуация населения. Экстренная эвакуация также может проводиться в случае нарушения нормальных условий жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза
жизни и здоровью людей.

________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
____________________________________

Вводный контроль знаний по предмету
Обеспечение Безопасности Жизнедеятельности, 8 класс

Цель: Проверка знаний, умений и навыков поведения в опасных ситуациях для человека, требующих принятия правильного решения.
1. Производственные аварии и катастрофы относятся к:
а) ЧС экологического характера;
б) ЧС природного характера;
в) ЧС техногенного характера;
г) стихийным бедствиям.
2. Чем отличается катастрофа от аварии:
а) наличием человеческих жертв, значительным ущербом;
б) воздействием поражающих факторов на людей;
в) воздействием на природную среду.
3. Взрыв характеризуется следующими особенностями:
Найдите ошибку в приведенных примерах.
а) большой скоростью химического превращения;
б) большим количеством газообразных продуктов;
в) резким повышением температуры;
г) сильным звуковым эффектом (грохот, громкий звук, шум, сильный хлопок);
д) мощным дробящим действием.
4. Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для взрыва:
а) высокая температура;
б) осколочные поля;
в) волна прорыва;
г) сильная загазованность местности;
д) ударная волна.
5. Процесс горения протекает при следующих условиях:
Найдите ошибку в приведенных примерах.
а) наличие горючего вещества;
б) наличие окислителя;
в) наличие условий для теплообмена;
г) наличие источника воспламенения.
6. Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для пожара:
а) открытый огонь;
б) разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхностных слоев
земли;
в) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;
г) токсичные продукты горения, поражающие органы дыхания человека;
д) образование облака зараженного воздуха.
7. Как вы поступите, если на вас загорелась одежда? Назовите правильный ответ:
а) побежите и постараетесь сорвать одежду;
б) остановитесь, упадете и покатитесь, сбивая пламя;

в) завернетесь в одеяло или обмотаетесь плотной тканью.
8. Среди перечисленных поражающих факторов выберите те, которые характерны
для химических аварий с выбросом СДЯВ:
а) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;
б) поражение людей опасными веществами через кожные покровы;
в) лучистый поток энергии;
г) проникновение опасных веществ через органы дыхания в организм человека;
д) выделение из облака зараженного воздуха раскаленных частиц, вызывающих ожоги.
9. Последствиями аварий на химических опасных предприятиях могут быть:
а) заражение окружающей среды опасными ядовитыми веществами;
б) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате действий ударной волны;
в) резкое повышение или понижение атмосфер6ного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней территории;
г) массовые поражения людей, животных и окружающей среды.
10. Выходить из зоны химического заражения следует с учетом направления ветра:
а) по направлению ветра;
б) перпендикулярно направлению ветра;
в) на встречу потоку ветра.
11. Отравление, каким сильно действующим веществом произошло, если имеются
следующие признаки: ощущение удушья, кашель, раздражение кожи, резь в глазах,
боли в желудке?
а) хлор;
б) аммиак;
в) фосген.
12. Хлор – это…
а) зеленовато-желтый газ с резким запахом;
б) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);
в) парообразное вещество с запахом горького миндаля, металлическим привкусом во
рту.
13. Аммиак- это..
а) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха;
б) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;
в) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающим запах гнилых плодов.
14. Синильная кислота-это..
а) вязкая, бесцветная маслянистая жидкость со слабым ароматическим запахом;
б) бесцветная жидкость с запахом миндаля;
в) зеленоватая жидкость с запахом эфира или хлороформа.
15.Самым опасным излучением для человека является:
а) альфа-излучение;
б) бета-излучение;
в) гамма-излучение.
16. Какую цель преследует проведение йодной профилактики?
а) возникновения лучевой болезни;

б) внутреннего облучения;
в) поражения щитовидной железы.
17. Какое заболевание вызывает проникающая радиация у незащищенных людей?
а) поражение центральной нервной системы;
б) поражение опорно-двигательного аппарата;
в) лучевую болезнь.
18. Гидродинамические аварии это:
а) аварии на ХОО, в результате которых может произойти заражение воды;
б) аварии на пожаро-взрывоопасных объектах, в результате которых может произойти
взрыв;
в) аварии на гидродинамических опасных объектах, в результате которых могут произойти катастрофические затопления.
19. Антропогенные изменения в природе,- это..
а) изменения, происходящие в природе в результате чрезвычайных ситуаций природного характера;
б) изменения, происходящие в природе в результате воздействия солнечной энергии;
в) изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности человека.
20. Найдите допущенную ошибку.
Сточные воды подразделяются на:
а) бытовые;
б) производственные;
в) питьевые;
г) атмосферные или ливневые.

Ответы ОБЖ 8 класс
1
в

2
а

3
в

4 5
бд в

6 7
аг б

8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
бг аг б б а а б в в в в в в


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».