Рабочая программа по литературе 5А класс

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
гуманитарного, художественноэстетического и оздоровительного цикла
МБОУ СОШ №3
От 30.08.2021 г. № 2
________ секретарь Храмченкова Ю.Г.
подпись

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Яценко Н.А.
подпись

30.08.2021г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №3 _______________________________________________
Приказ от _______30.08.2021_________________________№_246_______________
И.А. Золотова
Подпись руководителя____________________________________________________
Печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе 5-а класса
Учитель: Куштаева Светлана Ильинична
высшая квалификационная категория
на 2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства
Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения средней образовательной школы №3 города Каменска-Шахтинского,
федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном
процессе в МБОУ СОШ №3 , учебного плана локальных актов МБОУ СОШ №3, авторской программы по
литературе 5-7 классов Литература: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./

автор-сост. Г. С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – (ФГОС Инновационная
школа).

Цели изучения литературы:
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с
высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная
литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью,
единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историкокультурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории
и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные
произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной
школе направлено на достижение следующих целей:
 воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной
культуре,
обладающей
гуманистическим
мировоззрением,
общероссийским
гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской
литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов;
обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры,
представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в
самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе
освоения художественных текстов;
 освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом
значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об
отдельных произведениях зарубежной классики;
 овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с
привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением
выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно
пользоваться русским языком.

Место предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ СОШ № 3 отводит на изучение литературы в 5-7 классе 3 часа в неделю,
всего 102 часа в год.
Согласно календарному учебному графику и расписанию уроков на 2020-2021 учебный год
рабочая программа составлена на 102 часа в 5-7 классе. Материал изучается в полном объёме.

УМК
1. Литература: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ автор-сост.
Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – (ФГОС . Инновационная школа).
2. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. / Авт.-сост. Г. С.
Меркин. – М.: ООО«Русское слово - учебник», 2013г.
3. Учебник «Литература 7 класс» (Авт.- сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-8-е изд.-М.: ООО «ТИД»
«Русское слово», 2010.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,
КУРСА (ФГОС)
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным
произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их
художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно,
цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с
классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными
достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими
высокие нравственные чувства у человека читающего.
Личностными результатами формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам
других народов;
2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование
универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД
 ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
 планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;
 осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
Познавательные УУД
 формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения,
находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
 осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую ин-формацию из
различных источников;
 определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая
вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;
 применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств;
 перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами
Коммуникативные УУД
 владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
 адекватно воспринимать устную и письменную речь;
 точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной
проблеме;
 соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и
правила русского речевого этикета
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других
народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв.,
литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них
вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из
литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос
литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных
средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения
(элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их
с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное
восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных
средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному
тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и
общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Требования к уровню подготовки обучающихся.
Предметными результатами изучения курса литературы 5 класса являются:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и
литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в
различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию
средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском
национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты
национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки, соблюдая соответствующую интонацию «устного
высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для
народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять
жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать
прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для
самостоятельного чтения;

– выявлятьи интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой
основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с
другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных
форматах;
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного
идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты
национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного
чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного
текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать
их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под
руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного
анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Предметными результатами изучения курса литературы 5 класса являются:
Учащиеся должны знать и применять на практике
 понятия, связанные с общими свойствами литературы (художественный образ, роль
художественного вымысла в литературе);
 понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея,
композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев (портрет, речь, авторская
характеристика); роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка,
особенности стихотворной речи;
 понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны
 объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейнонравственного содержания, в изображении героев;
 характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
 обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;
 определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из
литературных родов и жанров;
 выразительно читать (в частности наизусть) изученные произведения и их фрагменты;
 давать устный и письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях
произведения, о его нравственном содержании);
 писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему;
 писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения
к событиям и героям.

Предметные результаты изучения курса литературы 5 класса являются:
Обучающиеся должны знать:
-содержание изученных художественных произведений,
основные факты жизни и
творческого пути писателей и поэтов, изучаемых в 5 классе; изученные теоретико-литературные
понятия.
Обучающиеся должны уметь:
-воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части
художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-определять род и жанр произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции,
роль выразительных средств;
-выделять и формулировать тему, идею, проблему изученного произведения, давать
характеристику героев произведения; сопоставлять эпизоды литературных произведений и
сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы
литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в
связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении; пользоваться справочным
аппаратом учебника и школьным словарём литературоведческих терминов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
ЛИТЕРАТУРА - 5 класс (Г.С.Меркин, 102 часа, 3 часа в неделю )
I. Введение (1 ч)
II. Мифология (2 часа)
III. Русский фольклор (10 часов)
IV. Древнерусская литература (3 часа)
V. Басня (7 часов)
VI. Русская литература XIX века (первая половина) (17 часов)
VII. Русская литература XIX века (вторая половина) (20 часов)
VIII. Русская литература XX века (29 часов)
XI. Литература народов России (1 ч)
X. Зарубежная литература (11 часов)
XI. Итоговый урок (1 ч)

5 класс
(3 часа в неделю, всего - 102 ч.)
№
п/п
1 Введение

Тема

Кол-во часов
1

2

Мифология

2

3

Русский фольклор

10

4

Древнерусская литература

3

5

Басня

7

6

Русская литература XIX века (первая половина)

17

7

Русская литература XIX века (вторая половина)

20

8

Русская литература XX века

29

9

Литература народов России

1

10

Зарубежная литература

11

С учетом праздничных и выходных дней

102

Календарно-тематическое планирование по литературе
5 класс (102 часа, 3 часа в неделю)
№
п/п

№
в
раз
д.

Тема урока

кол-во
час.

Дата
План Факт

1

02.09

1
1

03.09

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
1

1

Введение. «Книга – твой друг».
Стартовая диагностика

2
3

1
2

Т.Л. Рассказ о мифе и мифологии
Античный миф: происхождение мира и
богов. Гомер «Одиссея». «Одиссей на
острове циклопов. Полифем»

МИФОЛОГИЯ (2 ч)

06.09

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (10 ч)
1

09.09

4

1

Малые жанры фольклора. Загадки.

5

2

Из УНТ Пословицы и поговорки

1

10.09

6

3

Сказки. Типы сказок

1

13.09

7

4

Волшебная сказка «Царевна-лягушка»

1

16.09

8

5

Бытовая сказка «Чего на свете не бывает»

1

17.09

9

6

Сказки народов России. «Падчерица»

1

20.09

10

7

23.09

11
12

8
9

Р.р. Особенности волшебной сказки.
1
Подготовка к домашнему сочинению
1
Анализ письменных работ
Вн. Чт. Сказка «Иван – крестьянский сын 1
и чудо-юдо»

13

1

14

2

15

3

16

1

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 ч)
1

Из «Повести временных лет»:
«Расселение славян»
Из «Повести временных лет» :«Кий, Щек
и Хорив», «Дань хазарам»
Входной тест №1

1
1

24.09
27.09

30.09
01.10
04.10

БАСНЯ (7 ч)

17

2

Басня. Эзоп «Лисица и виноград»,
«Ворон и лисица». Лафонтен «Лисица и
виноград»
В.К. Тредиаковский «Ворон и Лиса».
Басенный сюжет

1

07.10
1

08.10

Примеча
ние.
Причина
корректи
ровки

18

3

19

4

20
21

5
6

22

7

23
24

1
2

25

3

26

4

27

5

28
29
30

6
7
8

31
32

9
10

33

34

35

11

12

13

36
37
38

14
15
16

39

17

40
41
42
43
44

1
2
3
4
5

А.П. Сумароков «Ворона и Лиса».
Басенный сюжет. Мораль.
М.В. Ломоносов «Случились вместе два
Астронома в пиру…» Инверсия
Басни И.А. Крылова. Сравнение
И.А. Крылов «Волк на псарне»,
«Демьянова уха», «Свинья под дубом».
Гипербола.
Русская басня XX века
Контрольное тестирование №2 (басни)

1
1
1
1

11.10
14.10
15.10
18.10

1

21.10

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX В. (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА) (17 ч)
1
Краткие сведения об А.С. Пушкине
22.10
1
А.С. Пушкин «Няне». Выразительные

средства.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях». Элементы
фольклора.
Четыре сходства и различия волшебной и
литературной сказки
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
(отрывок).Фольклорные элементы.
Рифмы.
А.С. Пушкин «Зимняя дорога»
Поэзия XIX в. О родной природе
Вн. Чт. Поэты Ростовской области о
родной природе
Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове
М.Ю. Лермонтов «Бородино».
Историческая основа и прототипы
героев. Бородинское сражение и его
герои в изобразительном искусстве
М.Ю. Лермонтов «Бородино».
Историческая основа и прототипы
героев. Бородинское сражение и его
герои в изобразительном искусстве
Р.р.М.Ю.Лермонтов «Бородино» и
Панорама Ф.А.Рубо «Бородинская
битва». Подготовка и написание
сочинения «Путешествие на поле славы».
Р.р.М.Ю.Лермонтов «Бородино» и
Панорама Ф.А.Рубо «Бородинская
битва». Подготовка и написание
сочинения «Путешествие на поле славы».
Анализ сочинений
Краткие сведения о Н.В. Гоголе
Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством».
Фольклорные источники и мотивы.
Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством».
Историческая основа. Фантастика и
реальность.

25.10

1

28.10
1

29.10

1

08.11
1
1
1
1
1

10.11
11.11
15.11
17.11
18.11

1

22.11
1

24.11
1

25.11
1
1
1

29.11
01.12
02.12

1

06.12

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX В. (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА) (20 ч)
1
Краткие сведения об И.С. Тургеневе
08.12
1
И.С.Тургенев «Муму». Образ Герасима
09.12
1
Герасим и дворня. Герасим и барыня.

Герасим и Татьяна
Герасим и Муму. Тест по произведению.
Р.р. Анализ эпизода рассказа «Муму»

13.12

1
1

15.12
16.12

45

6

46
47

7
8

48

9

49

10

50
51

11
12

52

13

53

14

54

55

56
57
58

59

15

16

17
18
19

20

И.С. Тургенев «Воробей», «Русский
язык». Стихотворения в прозе. Тропы.
Краткие сведения о Н.А. Некрасове
Контрольное тестирование за 1
полугодие
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети».
Особенности композиции .
Н.А.Некрасов «Крестьянские дети».
Особенности композиции произведения.
Н.А. Некрасов «Тройка». Строфа, стих.
Краткие сведения о Л.Н. Толстом.
«Кавказский пленник». Историческая
основа.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».
Жилин и Костылин в плену
Две жизненные позиции в рассказе
«Кавказский пленник». Художественная
идея. Тест.
Р.р. Подготовка и написание сочинения
«Над чем меня заставил задуматься
рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский
пленник»?
Р.р. Подготовка и написание сочинения
«Над чем меня заставил задуматься
рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский
пленник?»
Анализ письменных работ
Краткие сведения об А.П. Чехове
А.П. Чехов «Злоумышленник». Приемы
создания характеров и ситуаций;
отношение писателя к персонажам.
Жанровое своеобразие рассказа
Р.р. Подготовка к домашнему
сочинению. Юмористический рассказ о
случае из жизни

1
1
1
1
1
1
1

20.12
22.12
23.12
27.12
29.12
30.12
13.01

1

17.01

1

19.01
1

20.01
1

24.01
1
1
1

26.01
27.01
31.01

1

02.02

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ В. (29 ч)
60
61

1
2

62

3

63
64

4
5

65

6

66
67

7
8

68

9

69
70

10
11

Краткие сведения об И.А. Бунине
И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у
дороги…», «В деревне»
И.А. Бунин «В деревне» .Анализ
рассказа. Образ-пейзаж
Краткие сведения о Л.Н. Андрееве.
Л.Н. Андреев «Петька на даче». Мир
города в рассказе
Л.Н. Андреев «Петька на даче».
Противопоставление города и дачи в
рассказе. Тематика и нравственная
проблематика рассказа. Тест.
Краткие сведения об А.И. Куприне
Т.Л. Тематика и проблематика
литературного произведения.
А.И. Куприн «Чудесный доктор».
Нравственные проблемы в рассказе. Тест.
Краткие сведения об А.А. Блоке
А.А. Блок «Летний вечер». Антитеза,
художественное пространство. «Полный
месяц встал над лугом…»

1
1
1
1
1

03.02
07.02
09.02
10.02
14.02

1
16.02
1
1
1
1
1

17.02
21.02
24.02
28.02
02.03

85

26

86
87
88

27
28
29

Краткие сведения о С.А. Есенине
С.А. Есенин «Ты запой мне ту песню, что
прежде…». Тропы. Художественная
идея.
С.А. Есенин «Поет зима - аукает…»,
«Нивы сжаты, рощи голы…» Тропы.
Краткие сведения об А.П. Платонове
А.П. Платонов «Никита». Мир глазами
ребенка. Тест.
Краткие сведения о П.П. Бажове. П.П.
Бажов «Каменный цветок». Человек
труда в сказке П.П. Бажова
П.П. Бажов «Каменный цветок». Приемы
создания художественного образа
Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и
творчестве писателя Рассказ Н.Носова
«Три охотника».Юмор.
Н.Носов «Три охотника». Система
образов.
В.П.Астафьев.Краткие сведения о
писателе.Рассказ «Васюткино озеро»
В.П.Астафьев «Васюткиноозеро».Тема и
идея рассказа.
Краткие сведения о Е.И. Носове
Е.И. Носов «Как патефон петуха от
смерти спас». Мир глазами ребенка;
юмористическое и лирическое в рассказе
Е.И. Носова
Р.р. Подготовка и написание сочинения:
«Какие поступки сверстников вызывают
мое восхищение?
Родная природа в произведениях
писателей XXв.В.Ф.Боков «Поклон».
В.И. Белов «Весенняя ночь»
В.Г. Распутин «Век живи – век люби»
Н.М.Рубцов «В осеннем лесу»

89

1

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ (1 ч)
1
Литература народов России

90

1

71
72

12
13

73

14

74
75

15
16

76

17

77

18

78

19

79

20

80

21

81

22

82
83

23
24

84

25

1
1

03.03
07.03

1
1
1

09.03
10.03
14.03

1
16.03
1

17.03

1
21.03
1
1
1
1
1

23.03
24.03
06.04
07.04
11.04

1
13.04
1
1
1
1

14.04
18.04
20.04
21.04
25.04

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (11 ч)

91

92

2

3

93

4

94

5

95

6

96

7

Краткие сведения о Д.Д. Дефо. Жизнь,
необыкновенные и удивительные
приключения Робинзона Крузо.
Краткие сведения о Х.К. Андерсене.
«Снежная королева» (отрывки).
Проблематика сказки
Краткие сведения о М. Твене.
Автобиография и автобиографические
мотивы в произведениях М.Твена
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
(отрывок). Мир детства и мир взрослых
Жизнерадостность, неутомимый интерес
к жизни, бурная энергия Тома Сойера
Р.р. Письменный отзыв о герое
произведения
М. Твена
Контрольное тестирование по материалу,
изученному в 5 классе

1
27.04
1
28.04
1
04.05
1
1

05.05
11.05

1
12.05
1

16.05

Краткие сведения о Ж. Рони-Старшем.
1
«Борьба за огонь». Гуманистическое
изображение древнего человека
98
9
Краткие сведения о Джеке Лондоне.
1
Детские впечатления. «Сказания о
Кише».Период раннего
взросления,обстоятельства жизни
99
10
А.Линдгрен.Краткие сведения о
1
писательнице
100 11
Роман «Приключения Эмиля из
1
Лённеберги»
С учетом праздничных и выходных дней – 100 часов
97

8

18.05

19.05

23.05
25.05

КИМы

Входной тест по литературе
Часть 1
1. Когда возникла древнерусская литература?
1) в 1 веке, 2) в XI веке, 3) в XXI веке
2. Фольклор – это …
1) рассказ с нравоучительным смыслом
2) устное народное творчество
3) историческое событие
3. Какие сказки называются народными?
а) те, которые сочинил писатель
б) те, автор которых неизвестен
в) те, которые написал народ (или коллективный автор)
4. Что послужило поводом для появления древнерусской литературы?
1)война с печенегами, 2) отсутствие литературы,
3) принятие христианства на Руси, появление письменности, становление государства Древняя Русь
5. Какой из персонажей не является героем народной сказки
1) Баба Яга 2) Царевна- лягушка 3) царевич Елисей 4) Белая уточка
6. Первый летописный памятник
1)сказка «Царевна-лягушка», 2) «Повесть временных лет»
3) «Волк и лиса»
7. Продолжите формулировку:
Сюжет художественного произведения – это…
1) зачин и концовка 2) литературный жанр
3) основные события произведения 4) главные герои произведения
8. Автор летописи «Повесть временных лет»
1) А.С. Пушкин, 2) монах Нестор 3) народ
9. Чего не бывает в волшебных сказках?
1) волшебных превращений 2) победы зла над добром
3) волшебных предметов 4) реальных событий
10. Темы древнерусской литературы
1) о любви и дружбе, 2) о животных
3)возникновение Руси, борьба с врагами, объединение князей,
.11. Создатель летописи
1) народ 2) летописец 3) сказочник
Часть 2
12. Соотнесите данные примеры с художественными средствами языка
а) сырая земля
1. гипербола
б) махнул палицей –тысячу
2. эпитет
положил

в) стоит как грозный часовой
г) затужили - загоревали

3. повтор с усилением
4. сравнение

13. Чем отличается бытовая сказка от волшебной и сказки от животных ?
_________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_________
14. Какова разница между пословицей и поговоркой?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_________
Часть 3
15. Для чего нужно изучать древнерусскую литературу?
Ответ: ________________________________________________
Тест по теме «Басня»
А1.Что такое басня?
А).меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь
Б)короткий иносказательный рассказ (может быть в стихотворной форме) с нравоучением
В)устный рассказ о событии, которое произошло с рассказчиком и его близкими
Г)быстро, без подготовки созданное стихотворение
А2.Назовите известного древнегреческого баснописца:
А)Ж.де Лафонтен
Б)Эзоп
В)Сократ
Г)Федр
А3.Какой продукт держал в клюве Ворон из басни Эзопа?
А)мясо
Б) сыр
В) пирожок
Г) хлеб
А4.Что означает выражение эзопов язык?
А) метафора
Б)афоризм
В)иносказание
Г)гипербола
А5.Как называется художественный прием, когда героями произведения являются животные,
а подразумеваются люди с их недостатками?
А)аллитерация
Б)сравнение
В)аллегория
Г)гипербола
А6.Где произошла встреча Волка с Ягненком?
А)в лесу
Б) на болоте
В)в поле
Г) у ручья
А7.Назовите крылатое выражение из басни «Волк и Ягненок»
А) «Помилуй, мне еще и от роду нет году»
Б) «Так это кум иль сват»
В) «У сильного всегда бессильный виноват»
Г) «Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться»
А8.Персонаж басни «Свинья под Дубом», который попытался остановить Свинью,
подрывающую корни Дуба:
А) Коршун
Б) Орел
В) Ворон
А9.Эпитет, используемый автором в басне «Свинья под Дубом» для характеристики Дуба:

А) многолетний
Б) вековой
В)старинный
В1.С какой птицей сравнивал дядюшка Лис дядюшку Ворона в басне Ж де Лафонтена?

В2.Кто автор басни, в которой есть слова?
Запомните: всякий льстец кормится от тех, кто его слушает…

С1. Чему учит басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица»?
_______________________________________________________________________________
Тест по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
1.Где происходят события, описанные в рассказе И.С.Тургенева «Муму»?
А) в Москве;
б) в Петербурге;
в) в усадьбе барыни.
2. Откуда у Герасима появился щенок?
А) его привезли из деревни вместе с Герасимом;
б) Герасим его спас и принёс в свою каморку;
в) его купили по приказу барыни.
3.Как собачка относилась к людям, жившим в доме барыни?
А) ко всем ласкалась, но любила одного Герасима;
б) всех боялась, но была ласкова с Герасимом;
в) никого не замечала, кроме Герасима, с которым была дружна.
4. Как слуги барыни относились к Муму?
А) не обращали на неё внимания;
б) боялись;
в) любили.
5. Чем была занята барыня, когда её впервые увидела барыня?
А) гуляла по двору;
б) ждала Герасима у крыльца господского дома;
в) грызла кость под кустом роз в палисаднике.
6. Как отнеслась барыня к Муму, когда увидела её первый раз?
а) осталась равнодушной;
б) ей очень понравилась собачка;
в) возмутилась, что без её разрешения держат во дворе собаку.
7. Почему барыня приказала, чтобы собаку убрали со двора? Потому что:
а) собака мешала ей своим лаем спать по ночам;
б) таскала в палисадник, где росли розы, всякую мерзость;
в) не пошла на зов барыни и оскалила зубы, когда та хотела её погладить.
8. Кто из слуг барыни продал Муму покупщику?
А) Гаврила;
б) Степан;
в) кучер Потап.
9. Что думал Герасим по поводу исчезновения Муму?

А) он догадывался, что собаку свели по приказу барыни;
б) не понимал, куда она могла деться;
в) боялся, что она убежала и заблудилась.
10. О чём не подумал Герасим, пряча собачку у себя в каморке?
А) Муму не сможет долго сидеть взаперти;
б) в каморку может зайти посторонний;
в) Муму выдаст себя визгом.
11. Как дворовые люди барыни отреагировали на возвращение Муму?
А) возмущались;
б) раздумывали, как сообщить об этом барыне;
в) делали вид, что ни о чём не догадываются.
12. Кто по поручению Гаврилы должен был следить за Герасимом, пообещавшим уничтожить Муму?
А) Степан;
б) дядя Хвост;
в) Ерошка.
13. Как, по словам автора, Герасим торопился в деревню?
А) как будто за ним кто-то гнался;
б) как будто его ждала мать-старушка;
в) как будто он не был дома много лет.
14. С кем автор сравнил Герасима, возвращавшегося домой?
А) с сильным львом;
б) с могучим дубом;
в) с отважным богатырём.
15. За какую работу принялся Герасим, вернувшись в деревню?
А) взялся за соху и, казалось, пахал один без помощи лошадёнки;
б) пошёл косить по-старинному и молодой лесок мог бы смахнуть с корней;
в) проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом.
Ответы
1а
4в
7в
10 в
13 б
2б
5в
8б
11 в
14 а
3а
6б
9а
12 в
15 б
Тест по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
Часть I
1. Как называется место, где родился русский писатель Л. Н. Толстой?

1) село Михайловское;
2) Тарханы;

3) Ясная Поляна;
4) Тригорское.

2. Кто воспитывал Л. Н. Толстого?

1) мать;
2) родители;

3) няня;
4) дальняя родственница.
3. Чье существование улучшал Л. Н. Толстой на протяжении всей своей жизни?
1) крестьян;
3) жены;
2) родственников;
4) друзей.
4. Кем был герой рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» Костылин?

1) офицером;
2) татарином;

3) крестьянином;
4) простым солдатом.
5.Кому в рассказе «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого принадлежат следующие слова: «А ты ему,
собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не
боялся, да и не буду бояться вас, собак.»?
1) Костылину;
2) Жилину;

3) татарину;
4) работнику.

6.Какой выкуп первоначально просил татарин за пленного Жилина в рассказе «Кавказский пленник»?
1) пятьсот рублей;
3) две тысячи рублей;
2) тысячу рублей;
4) три тысячи монет.
7.Как звали татары Жилина в плену в рассказе Л. II. Толстого «Кавказский пленник»?
1) русский;
3) Иван;
2) пленный;
4) Жилин.
8.Кто помог Жилину бежать из плена в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?
1) Дина;
3) никто не помогал;
2) Костылин;
4) соседский мальчишка.
9.Кто в рассказе «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого говорит такие слова: «Нет, уж мне, видно, отсюда не
выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?» ?
1) Жилин;
3) солдат;
2) Костылин;
4) татарин.
10.Что такое идея в художественном произведении?
1) последовательно расположенные события в художественном произведении;
2) главная мысль художественного произведения;
3) то, о чем повествуется в художественном произведении;
4) главные события в художественном произведении.

Часть II
1. Что такое сюжет?
2. Чей портрет описывает Л. Н. Толстой в рассказе «Кавказский пленник»: «Прибежала девочка,
тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза
черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без
пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным...»?
3. Когда Л. Н. Толстой написал рассказ «Кавказский пленник»?
Часть III
Охарактеризуйте взаимоотношения между татарами и русскими на Кавказе в период написания
рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

ОТВЕТЫ
Часть I

1.
2.
3.

1. 3;

2. 4;

3.1;

4. 1;

5. 2;

6. 4;

7. 3;

8. 1;

9. 2;

10. 2.

Часть II
Цепь событий, происходящих в художественном произведении
Дину, дочь татарина
70-ые годы XIX века

Часть III
При ответе на данный вопрос учащийся характеризует взаимоотношения между
русскими и татарами в сложный период военных действий на Кавказе, объясняет свое
видение данной проблемы
Тест по рассказу «Петька на даче» Л.Н.Андреева
1.В каком году написан рассказ «Петька на даче»?
А) 1980 Б)1899 В)1999 Г)1800

2.Кто написал рассказ «Петька на даче»?
А ) С.Есенин Б) А.С.Пушкин В) И.А.Бунин Г) Л.Н.Андреев
3.Как звали маму Петьки?
А) Надежда Б) Александра В)Ксения Г) Полина
4.Кем работала мама Петьки?
А) поваром Б) домработницей В) кухаркой Г) уборщицей
5. Как выглядел Петька до того, как поехал на дачу?
А) грязным, неопрятным Б) чистым, опрятным
В) ухоженным, аккуратным Г) высоким, уверенным
6.Каким был город, в котором жил Петька?
А) светлым, чистым Б) серым, мрачным
В) новым, современным Г) многолюдным мегаполисом
7.Где работал Петька?
А) в магазине
Б) в парикмахерской
В) на заправке
Г) в кафе
8.Что в основном делал Петька на работе?
А) носил воду Б) убирался В) стриг кого-то Г) отдыхал
9.Как звали мальчика, который работал с Петькой?
А) Вася Б) Никита В) Сашка Г)Николка
10.Как звали старшего парикмахера?
А) Александр Николаевич Б) Осип Абрамович
В) Осип Александрович Г) Иван Васильевич
11.Понравилось ли Петьке на даче?
А) очень понравилось Б) нет В) немного
Г) вообще не понравилось, поскорее хотел уехать
12. С кем подружился Петька на даче?
А) с Митей Б) с Максимом В) с Владом Г) с Николаем
13.Что стало с Петей, когда он был на даче?
А) он стал вежливым Б) он похудел В) он стал много грустить
Г) он окреп
14.Что Петя начал делать, когда ему сказали, что он едет домой?
А) начал прыгать от счастья Б) обрадовался
В) тихо заплакал Г) разревелся и начал кричать
15.Что попросил Петя у мамы напоследок?
А) поскорее приехать за ним Б) спрятать удочку
В) обнять его Г) вкусненького.
Ответы: 1- б, 2- г, 3-а, 4- в, 5- а, 6- б, 7- б, 8-а, 9- г, 10- б, 11- а, 12- а, 13- г, 14- г, 15 – б.
Тест по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»
1.

Действие рассказа происходит в…
А) Москве; Б) Киеве;В) Новосибирске; Г) Лондоне.
2. Два брата, Гриша и Володя, стояли перед окном
А) бани; В) школы;
Б) магазина игрушек; Г) гастрономического магазина.
3. «..эта великолепная выставка» еды «..возбуждала в одинаковой степени их»..
А) умы и желудки; В) любопытство и порок;
Б) кошельки и шутки; Г) глупое хихиканье и кривлянье.
4. Выберите и запишите, на какие продукты смотрели мальчики:
А) апельсины; Б) рыба; В) чипсы; Г) чупа-чупс; Д) поросёнок; Е) окорока; Ж) колбаса; З) яблоки; И)
мандарины.

5. События рассказа происходят накануне:
А) Нового года; В) Пасхи;
Б) Рождества; Г) Дня юмора и смеха.
6. Главные герои рассказа из семьи по фамилии:
А) Мелькаловы; В) Мельниковы;
Б) Мерцаловы; Г) Мурзилкины.
7. Семья главных героев состоит из:
А) отца, матери, троих детей;
Б) бабушки, дедушки, четырёх внуков;
В) отца, бабушки, четырёх детей; Г) отца, матери, четырёх детей.
8. «В этот роковой год несчастье за несчастьем …сыпались» на семью (выбери несколько):
А) отец заболел брюшным тифом; Б) на лечение отца ушли все деньги семьи;
В) пока отец болел, его убрали с работы;
Г) начали болеть дети;
Д) месяц назад умерла одна дочка;
Е) не хватает денег для поездки на море;
Ж) отец не мог найти работу;
З) семья продавала вещи, чтобы добыть деньги.
9. С утра мальчики поели:
А) пирожки с капустой;
Б) кашу с молоком;
В) блины со сметаной;
Г) пустых щей.
10. Сестру мальчиков звали:
А) Машутка;
Б) Маруся;
В) Дашутка;
Г) Снегурочка.
11. Семья Мерцаловых жила:
А) в подвале;
Б) на чердаке;
В) в гостинице;
Г) в приюте.
12. Отец Мерцалов остался без работы по причине того, что:
А) пока он болел, хозяин на его место взял другого работника;
Б) был уволен хозяином за то, что совершил на работе кражу;

В) был уволен хозяином за то, что часто опаздывал на работу;
Г) был уволен хозяином за то, что часто появлялся на работе в нетрезвом виде.
13. Мерцалов каждый день уходил из дома, чтобы:
А) напиться в кабаке;
Б) играть в бильярд;
В) искать любую работу;
Г) встречаться с друзьями.
14. Мать Елизавета Ивановна зарабатывала на жизнь тем, что:
А) мыла посуду на кухне;
Б) стирала бельё;
В) работала нянькой;
Г) занималась уборкой комнат.
15. Когда отец пробовал просить милостыню, то:
А) собрал много денег;
Б) собрал много продуктов
В) его чуть не отправили в полицию; Г) один господин сделал ему выговор, что надо работать.
16. Когда Мерцалов оказался в парке, то в его голову пришла мысль о том, чтобы:
А) заснуть и забыть обо всём;
Б) поехать в гости в деревню;
В) хорошо бы выпить горячего чаю; Г) убить себя.
17. Незнакомец в парке оказался:
А) поваром;
Б) доктором;
В) бизнесменом;
Г) сбежавшим преступником.
18. Уходя из дома Мерцаловых, незнакомец под блюдцем оставил:
А) часы;
Б) банан;
В) носовой платок;
Г) деньги.
19. Фамилия незнакомца оказалась:
А) Пирогов;
Б) Блинов;
В) Булочкин;
Г) Паровозов.
20. Фамилию незнакомца Мерцаловы узнали:

А) от него самого;
Б) прочитав её на рецепте с лекарством;
В) прочитали на его пальто;
Г) спросив об этом в больнице.
21. После этой истории Мерцаловы видели своего спасителя:
А) четыре раза;
Б) три раза;
В) два раза;
Г) один раз.
КЛЮЧ
1 – Б 11 - А
2 – Г 12 - А
3 – А 13 - В
4 – А, Б, Д, Е, Ж, З, И 14 - Б
5 – А 15 – В, Г
6 – Б 16 – А, Г
7 – Г 17 - Б
8 – А, Б, В, Г, Д, Ж, З 18 - Г
9 – Г 19 - А
10 – А 20 – Б
21 – Г
Тест по рассказу А.П. Платонова «Никита»
1. Где работала мать Никиты:
а) в поле
б) в колхозе
в) в саду
2. Где работал отец Никиты:
а) в колхозе
б) на войне
в) об этом в рассказе ничего не сказано
3. Сколько лет Никите:
а) 4,5 года
б) об этом в рассказе ничего не сказано
в) 5 лет
4. Что должен был делать Никита, оставшись хозяином в доме:
а) сидеть в доме и никуда не выходить, смотреть в окно и ждать мать
б) не сжечь двора, собрать яйца от кур, чтобы чужой петух не приходил во двор, чтобы ел в обед
молоко с хлебом на столе
в) гонять чужого петуха, ловить мух в сенях, ждать мать, когда она придет с поля и накормит его
ужином
5. Почему Никита говорит маме, чтобы она поскорее приходила:
а) он хотел быстрее поужинать тем, что приготовит мать
б) ему было скучно одному сидеть дома
в) он боялся оставаться один
6. Кого не боялся Никита во дворе и в доме:
а) чужого петуха, который был похож на пастуха, утонувшего в реке
б) воробьев, пауков, мух, кур
в) бани, пня, бочки
7. Что делает Никита, чтобы узнать то, чего не знал:
а) пошел далее во двор

б) зашел в дом и считал мух, которые попали в паутину
в) считал зерна, которые искал воробей в жилой земле
8. Кто жил в старой бочке:
а) мышь, которая проделала много ходов в дне бочки
б) маленький, но живой человек с длинной бородой
в) никто в ней не жил
9. Где Никита увидел своего дедушку:
а) в бочке
б) на добром солнце
в) на облаках
10. Какие были колодезные жители:
а) ростом с воробья, толстые, безволосые, мокрые и вредные
б) похожие на лягушку
в) они были похожи на великана, у которого было много детей
11. Кто жил под плетневой стеной в земляных норах:
а) куры
б) змеи
в) неизвестные жители
12. Чем задабривает змей, чтобы те не ужалили его мать:
а) наливает им молока в блюдце
б) дает им по куску хлеба
в) засыпает норы землей
13. Кому Никита предлагает землю пахать в деревне:
а) дедушке, который находится на добром солнце
б) колодезным жителям
в) пню, у которого были глаза, нос и рот, пузо и ноги
14. Как топилась баня, похожая на бабушку:
а) она вообще не топилась, так как уже была старая, и в ней никто не мылся
б) по-черному
в) топилась газом
15. В чьем теле Никита увидел молоко:
а) птицы
б) паука
в) желтого цветка
16. У кого были злобные лица, которые отовсюду зорко смотрели на Никиту:
а) у бани
б) у кольев из плетня
в) у дома
17. Что заставило Никиту бежать к матери:
а) новый пастух, который гнал стадо коров домой
б) страх
в) отец, вернувшийся с войны
18. Что почувствовал Никита от солдата:
а) запах табака
б) запах пороха
в) тепло, добро, запах хлеба и земли
19. Что сказал Никита всем во дворе:
а) «Лодыри! Идите в поле работай, там тебе трудодни дадут»
б) «К нам отец пришел. Он век будет с нами вековать»
в) «Пойдем к нам в деревню землю пахать»
20. Как изменились «тайные жители» с приходом отца:
а) в них Никита не увидел тайного человека, все были обычными предметами
б) все, кто жил во дворе, исчезли
в) они стали еще больше пугать Никиту
21. Почему Никите хотелось сделать всех живыми:
а) потому что у него не было ни брата, ни сестры
б) об этом в рассказе ничего не сказано
в) потому что у него сердце доброе
22. Почему все предметы были злыми, а маленький гвоздик – добрым:
а) потому что они хотели напугать Никиту
б) потому что гвоздик сработал Никита своим трудом, а их нет
в) потому что гвоздик был маленьким, а они большими

23. Почему отец верил, что Никита останется добрым на весь свой долгий век:
а) потому что Никита хотел сделать всех живыми
б) потому что Никита будет трудиться, делать все своими руками
в) потому что Никита был похож на своего отца и мать
Ключ
1 2 3
а б в

4
б

5
в

6
б

7
а

8
б

9
б

10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
а б б в б в б б в б а в б б

Тест по рассказу П.П. Бажова «Каменный цветок»
1. С каким материалом работали уральские мастера?
а) опал
б) медь
в) малахит
г) хризолит
2. Сколько лет было Данилке, когда он попал к Прокопьичу?
а) 8
б) 10
в) 12
г) 14
3. Первый раз Данило услышал о каменном цветке от ...
а) приказчика
б) мастеров
в) Прокопьича
г) бабушки
Вихорихи
4. Какая забота была у Прокопьича, когда Данилко попал к нему в ученики?
а) сделать его первым мастером
б) хорошенько на ноги поставить
в) познакомить с Хозяйкой Медной горы
г) чтобы он добыл ему клад
5. Какую работу поручал Прокопьич Данилке поначалу?
а) сделать кромку у заготовки
б) по хозяйству помогать
в) бегать к приказчику
г) искать Хозяйку Медной горы
6. Какие изделия вытачивал Данило поначалу по поручению приказчика?
а) запонки, сережки
б) змейки из цельного камня
в) подсвечники, шкатулочки
г) браслеты, подвески
7. Какое изделие выточил Данилучшко, когда его «и вовсе мастером приказчик
признал»?
а) зарукавье-змейку из цельного камня
б) малахитовую шкатулку
в) каменный цветок
г) ожерелье с малахитом
8. Первое изделие Данилушки по приказу барина было ...
а) ваза для цветов
б) шкатулка для драгоценностей
в) точёная чаша на ножке
г) перстень в форме змеи
9. По какому цветку вытачивал Данилушко свою чашу?
а) дурман-цветку
б) черемице
в) багульнику
г) омегу
10. Куда направила Данилу за камнем Хозяйка медной горы?
а) на Чёрное болото
б) в Каменную пещеру
в) к Змеиной горке
г) на старый
рудник
Ответы к тесту по сказу Павла Петровича Бажова "Каменный цветок":
1 – в; 2 – в; 3 – г; 4 – б; 5 – б; 6 – в; 7 – а; 8 – в; 9 – а; 10 - в
Вопросы к рассказу В.Г. Распутина «Век живи – век люби»
1) Что это за "могучие пределы"?
2) С чем в тексте сравнивается природа? Для чего эти сравнения необходимы писателю?
3) По содержанию всей фразы определите значение отдельных слов и запишите их:
Поддувно, возвеченному(возвеченный зов) , звёздчато, вышен и всеславен, изначалье,
горбовик.
21

4) Что увидел и почувствовал Саня в Таёжном лесу? На основании этих наблюдений
сделайте вывод о характере мальчика
ОТВЕТЫ:
1) Могучие пределы - это пределы, которые нельзя обойти. Они как две скалы, стоящие
по течению реки и не дающие ей двигаться по другому направлению.
2) Природа сравнивается с главными героями, чтобы показать, что мы неотъемлемая
часть природы, посягая на неё, мы караем же себя.
4) Он озяб и почувствовал внутренний озноб. Иногда для важного решения не хватает
пустяка; так произошло и на этот раз: как только Саня увидел, что такое
самостоятельность, он словно бы встал на свое собственное, ему принадлежащее место,
где ему предстояло сделаться самостоятельным...
Контрольное тестирование по литературе
I полугодие
5 класс
1. Мифы - это
а) сказки, придуманные древними людьми;
б) легенды и предания о богах и героях, это основанный на жизненном опыте способ
объяснения мира через образно-эмоциональное представление древнего человека;
в) реальные события, рассказанные самими героями.
2. Автором «Илиады» и «Одиссеи» является
а) Гесиод; б) Софокл; в) Гомер; г) Еврипид.
3. Отцом Зевса был
а) Уран; б) Крон; в) Посейдон.
4. Зевс был вскормлен
а) молоком божественной козы Амалфеи;
б) пеной морской;
в) Молоком собственной матери Реи.
5. Кто является самым известным переводчиком и собирателем древнегреческих мифов?
а) Куц; б) Кун; в) Куб.
6. Какого циклопа победил хитростью Одиссей?
а) Полифема; б) Кроноса; в) Гефеста.
7. Краткое народное изречение с назидательным содержанием называется
а) загадкой; б) пословицей; в) сказкой; г) мифом.
8. Сказка – это
22

а) весёлый анекдотичный случай, произошедший на самом деле;
б) краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы,
законченного высказывания;
в) занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях.
9. Какой вид сказок назван неверно?
а) о животных; б) бытовые; в) волшебные; г) фантастико-бытовые.
10. Какая черта не является чертой волшебной сказки?
а) концовка; б) присказка; в) зачин; г) мораль; д) повторы.
11. Какое волшебное число повторяется в сказке «Царевна-лягушка»?
а) 7; б) 3; в) 13; г) 5.
12. Кто из героев не помогал Ивану-царевичу в этой же сказке?
а) Баба-Яга; б) Кощей Бессмертный; в) старый старичок.
13. Каким по счёту сыном обычно был в сказках Иванушка-дурачок?
а) первым; б) вторым; в) третьим; г) седьмым.
14. Христианство на Руси было провозглашено
а) в 988 г.; б) 888 г.; в) в 1110 г.
15. Летопись как жанр появляется на Руси
а) в XI в.; б) в XII в.; в) IX в.
16. Летопись – это
а) книга в кожаном переплёте;
б) памятник исторической письменности, где повествование ведётся в хронологической
последовательности;
в) произведение, которое передаётся из уст в уста.
17. «Повесть временных лет» составлял
а) Нестор; б) Никон; в) Николай.
18. Кто является родоначальником жанра басни?
а) Эзоп; б) Ломоносов; в) Сумароков; г) Лафонтен.
19. Какая черта не является характерной чертой басни?
а) большой объём; б) нравоучительный характер; в) наличие морали; г) олицетворение.
20. Какое событие из жизни России ярко изображал в своих баснях И.А. Крылов?
23

а) Великую Отечественную войну; б) Отечественную войну 1812 года; в) Гражданскую
войну.
21. Какой басни Крылова не существует?
а) «Волк в овчарне», б) «Свинья под дубом», в) «Ворона и Лисица».
22. Определите название приёма, характерного для басни:
а) иносказание; б) заклинание; в) описание; г) повторение.
23. Вывод в басне называется
а) поучение; б) мораль; в) наставление; г) рассуждение.
24. А.С. Пушкин родился
а) в Москве; б) в Петербурге; в) в Казани; г) в Киеве.
25. Няню поэта звали
а) Нина Родионовна; б) Арина Родионовна; в) Арина Ивановна; г) Нина Ивановна.
26. Никита Тимофеевич Козлов был Пушкину
а) дядей; б) отцом; в) дядькой; г) братом.
27. Сказка А.С. Пушкина называется:
а) «Сказка о семи богатырях»; б) «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях»;
в) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
28. Кто является носительницей зла в этой сказке?
а) царица; б) царевна; в) черница.
29. Чернавка в сказке Пушкина это:
а) девушка с черным цветом кожи; б) служанка для «чёрной» работы; в) сильно
загоревшая женщина.
30. Что сделала царевна, когда пришла в терем к богатырям?
а) легла спать; б) всё порядком убрала; в) приготовила обед и поела.
31. Как звали жениха царевны?
а) царевич Алексей; б) королевич Елисей; в) королевич Енисей.
32. Кто указал жениху правильный путь?
24

а) солнце; б) месяц; в) ветер.
33. Художественное определение – это:
а) аллегория; б) иносказание; в) эпитет.
34. Как называется следующее художественно-выразительное средство?
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе…
а) риторическое восклицание, б) обращение; в) риторическое обращение.
35. Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова?
а) родители; б) гувернёры; в) бабушка.
36. Какому историческому событию посвящено одно из стихотворений Лермонтова?
а) Полтавской битве; б) Бородинскому сражению; в) Куликовской битве.
37. Художественный приём, при помощи которого одно явление сопоставляется с другим,
называется:
а) аллегория; б) метафора; в) сравнение.
38. Назовите приём, используемый М.Ю. Лермонтовым в следующем отрывке:
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи…
а) риторическое восклицание; б) риторическое обращение; в) аллегория.
39. Под басурманами Лермонтов подразумевал:
а) иноземцев; б) барсуков; в) русских солдат.
40. Какого художественного приёма не использовал автор в следующем отрывке?
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала…
а) риторическое обращение; б) сравнение; в) риторическое восклицание; г)
олицетворение
Ответы
1.

б

21. в
25

2. в
3. б
4. а
5. б
6. а
7. б
8. в
9. г
10. г
11. б
12. б
13. в
14. а
15. в
16. б
17. а
18. а
19. а
20. б
Оценка
«5» - 37 – 40 балла
«4» - 29 – 36 баллов
«3» - 20 – 28 балл

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

а
б
а
б
в
в
а
б
б
б
в
в
б
в
б
в
а
а
а

Контрольное тестирование по материалу, изученному в 5 классе

«Из мифологии»
1. Образное определение предмета или явления, выраженное преимущественно
именем прилагательным – это:
А) метафора;
Б) эпитет;
В) олицетворение.
«Из устного народного творчества»
2. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
А) басня;
Б) загадка;
В) частушка.
«Из древнерусской литературы»
3. Кто является автором «Повести временных лет»?
А) Нестор;
Б) Владимир;
В) Олег.
«Из басен народов мира»
4. Изображение отвлечённых понятий или свойств через конкретный образ
(например, лиса – хитрость, заяц – трусость и т.д.) – это:
А) эпитет;
Б) олицетворение;
В) аллегория.
26

«Из русской литературы XIX века»
5. Как правильно называется сказка А.С. Пушкина?
А) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;
Б) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;
В) «Сказка о спящей царевне».
6. Созвучные окончания стихотворных строк – это:
А) строфа;
Б) ритм;
В) рифма.
7. К какому виду художественного творчества относится повесть Н.В. Гоголя «Ночь
перед Рождеством»?
А) приключения;
Б) фантастика;
В) автобиография.
8. Тема повести И.С. Тургенева «Муму»:
А) осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей;
Б) противопоставление крепостников и крепостных;
В) судьба Герасима.
9. Из какого произведения эти строки:
«Однажды в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз» ?
А) И.С. Тургенев «Два богача»;
Б) Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»;
В) Н.А. Некрасов «Тройка».
10. Повествование в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» ведётся от лица:
А) Жилина;
Б) Костылина;
В) автора.
11. Жанр произведений А.П. Чехова «Злоумышленник» и «Пересолил»:
А) повесть;
Б) сказка;
В) рассказ.
«Из русской литературы ХХ века»
12. Какая основная тема стихотворения И.А. Бунина «Густой зелёный ельник у
дороги»?
А) жизнь оленя;
Б) красота оленя;
В) победа красоты над смертью.
13. Как звали дедушку главного героя рассказа А.П. Платонова «Цветок на земле»?
А) Тит;
Б) Афоня;
В) Володя.
14. В основе рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» лежит:
А) повествование о трудной работе рыбаков и охотников;
Б) изображение природы Сибири;
В) повествование о приключениях мальчика.
15. Что спасло от смерти петуха в рассказе Е.И. Носова?
А) граммофон;
27

Б) патефон;
В) гармонь.
16. Автором приключений Робинзона Крузо является:
А) Даниель Дефо;
Б) Ханс Кристиан Андерсен;
В) Марк Твен.
17. Укажите вариант, в котором содержатся сказки Х.К. Андерсена:
А) «Дюймовочка», «Спящая красавица», «Русалочка»;
Б) «Снежная королева», «Соловей», «Свинопас»;
В) «Принцесса на горошине», «Красная шапочка», «Гадкий утёнок».
18. Главный герой произведения Марка Твена Том Сойер:
А) забияка и хулиган;
Б) прилежный и воспитанный мальчик;
В) непослушный, но добрый.
Критерии оценивания
Заданий выполнено (%)
Оценка
100 – 86 %
«5» (отлично)
85 – 66 %
«4» (хорошо)
65 – 50 %
«3» (удовлетворительно)
менее 50%
«2» (неудовлетворительно)
№ задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Итого:

Ответы
Ответ
Б
А
А
В
Б
В
Б
А
Б
В
В
В
А
А
Б
А
Б
В

28

Максимальное
количество баллов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18 баллов

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по
литературе по программе ФК ГОС по учебнику под ред. Меркина Г.С.
Оценка устных ответов учащихся.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по РКО.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять
определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота
и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое
оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2)
обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания
на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно
составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного
языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и
для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений
данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении
понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно
обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал
непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего
раздела изучаемого материала, допускает ошибкив формулировке определений и правил,
искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным
препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное непонимание и незнание материала
Оценка сочинений.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные
критерии в пределах программы данного класса:
- правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов,
правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического
содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала,
важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения,
точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих
сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
-точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

29

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний,
умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
-глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании
текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении
целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
-стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее
содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых
недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
-достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание
литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться
ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
-логичное и последовательное изложение содержания;
-написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее
содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а
также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
-в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или
недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в
изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы
и обобщения;
-материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в
последовательности выражения мыслей;
-обнаруживается владение основами письменной речи;
-в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
-не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании
текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и
обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
-характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
-отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».