Рабочая программа по географии 5Б класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 города КаменскШахтинский
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
естественно-математического цикла
МБОУ СОШ №3
от 30.08.2021 г. № 2
________ секретарь МО Галактионова И.Н.
подпись

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
______________Яценко Н.А.
подпись

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ
СОШ
№3
_______________________________________________
Приказ
от_________________________________________№___________________
Подпись
руководителя____________________________________________________
печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии 5 «б» класс
Учитель: Полякова А.И.

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе
Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного
общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от
17.12.10 № 1897), закона РФ «Об образовании», требования к результатам
освоения

основной

образования

образовательной

муниципального,

программы

бюджетного

основного

общего

общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной школы № 3 города КаменскШахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или
допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №
3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ № 3, авторской программы
- предметная линия программ «Полярная звезда», 5-9 классы.
Цели обучения:
 ознакомление обучающихся с основными понятиями и закономерностями
науки географии;
 формирование

географической

культуры

личности

и

обучение

географическому языку;
 формирование умения использовать источники географической информации,
прежде всего географические карты;
 сформировать

знания

о

земных

оболочках:

атмосфере,

гидросфере,

литосфере, биосфере;
 формирование правильных пространственных представлений о природных
системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план отводит на изучение географии в 5 классе 1 ч в неделю, всего
34 ч.
Учебно-методический комплект:

2

«Полярная Звезда» «География. Введение в географию: учебник для 5 класса
общеобразовательных учреждений» – М.: «Русское слово», 2016.
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты:
 овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями,
навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
 осознание ценности географического знания как важнейшего компонента
научной картины мира;
 формирование поведения в географической среде – среде обитания всего
живого, в том числе и человека.
 определение роли результатов выдающихся географических открытий;
 использование

географических

знаний

для

осуществления

мер

по

сохранению природы и защите людей от стихийных природных и
техногенных явлений;
 приведение примеров использования и охраны природных ресурсов,
адаптации человека к условиям окружающей среды.
Предметные результаты:
 формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении
планеты человеком;
 формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и
во времени;
 овладение

элементарными

практическими

умениями

использования

приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды;
 овладение основами картографической грамотности и использование
географической карты как одного из «языков»международного общения;
 овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
3

 уметь составлять схему наук о природе;
 уметь составлять описание учебного кабинета географии;
 уметь

составлять

перечень

источников

географической

информации,

используемых на уроках;
 уметь организовывать наблюдение за погодой;
 уметь

составлять

сравнительную

характеристику

разных

способов

изображения земной поверхности;
 уметь составлять план кабинета географии;
 уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;
 уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать
географические объекты;
 уметь составлять сводную

таблицу «Имена русских первопроходцев и

мореплавателей на карте мира»;
 уметь организовывать фенологические наблюдения в природе;
 уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
 уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.
Метапредметные результаты:
 ставить учебную задачу под руководством учителя;
 планировать свою деятельность под руководством учителя;
 выявлять причинно-следственные связи;
 определять критерии для сравнения фактов, явлений;
 выслушивать и объективно оценивать другого;
 уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Метапредметными результатами изучения предмета в 5-м классе является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные
 Самостоятельно

обнаруживать

и

формулировать

учебную

проблему,

определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
 выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
4

выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели;
 составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта);
 работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно;
 в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки.
Средством

формирования

регулятивных

УУД

служат

технология

проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные
 Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений;
 осуществлять

сравнение,

классификацию,

самостоятельно

выбирая

основания и критерии для указанных логических операций; строить
классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
 создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта;
 составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и
пр.);
 вычитывать все уровни текстовой информации;
 уметь

определять

производить

поиск

возможные
информации,

источники

необходимых

анализировать

и

сведений,

оценивать

её

достоверность.
Коммуникативные
5

 Самостоятельно

организовывать

учебное

взаимодействие

в

группе

(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т.д.).
Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию
деятельностного,

практико-ориентированного

и

личностно-

ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и
практической

деятельности;

овладение

знаниями

и

умениями,

востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в
окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и
собственного здоровья.
Планируемые результаты
Обучающийся научится:
Определять:
•

форму и размеры Земли;

•

полюса, экватор;

•

части Мирового океана;

•

виды движения воды в океане;

•

материки и океаны Земли;

•

географические объекты, предусмотренные программой;

•

маршруты географических исследований и путешествий.

•

анализировать,
обобщать

•

воспринимать,

интерпретировать

и

географическую информацию.

использовать источники географической информации для решения

учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических
явлениях в повседневной жизни.
•

находить

закономерности

протекания

явлений

по

результатам

наблюдений (в том числе инструментальных).
•

описывать по картам взаимное расположение географических объектов.

•

объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.

•

приводить примеры географических объектов.
6

•

проводить простейшую классификацию географических объектов,

процессов и явлений.
•

различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и

явления; географические процессы и явления, определяющие особенности
природы и населения материков и океанов.
•

составлять описания географических объектов, процессов и явлений

с использованием разных источников географической информации.
•

формулировать закономерности протекания явлений по результатам

наблюдений (в том числе инструментальных).
•

определять роль географии, её роли в освоении планеты человеком;

•

научиться находить, использовать географическую информацию;

•

анализировать,

обобщать

и

интерпретировать

географическую

информацию;
•

находить и формулировать по результатам наблюдений (в том

числе инструментальных) зависимости и закономерности;
•

проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные

опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты;
•

характеризовать географические объекты и проводить наблюдения за

ними;
•

определять и сравнивать качественные и количественные показатели,

характеризующие географические объекты, процессы и явления, их
положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
•

выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками

географической

информации

содержащуюся

в

них

противоречивую

информацию;
•

составлять описания географических объектов, процессов и явлений с

использованием разных источников географической информации;
•

представлять в различных формах географическую информацию,
необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:
7

•

соблюдать правила работы в кабинете географии, с географическими

приборами, инструментами и географическими объектами;
•

ориентироваться на местности при помощи топографических карт и

современных навигационных приборов;
•

читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и

географические карты;
•

строить простые планы местности;

•

создавать простейшие географические карты различного содержания;

•

находить

информацию

о

географических объектах в

научно-популярнойлитературе,

географических

словарях

и

справочниках, анализировать, оценивать и презентовать её;
•

проводить простейшие географические наблюдения и объяснять их

результаты;
Обучающийся сможет показывать на карте:
Материки:

Евразия, Северная

Америка, Южная Америка, Африка,

Австралия, Антарктида.
Океаны:

Тихий,

Атлантический,

Острова:

Гренландия,

Индийский,

Мадагаскар,

Новая

Северный

Зеландия,

Ледовитый.

Новая

Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро,
Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика,
Австралийский Союз.
Раздел 3. Содержание учебного предмета
8

Тема 1. Наука география (2 часа)
Содержание темы:
География

как

наука.

Предмет

географии.

Методы

географических

исследований: описательный, картографический. Космические методы.
Источники географических знаний.
Учебные понятия:
география, наука, метод, описательный метод, картографический метод,
космический метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии:
Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи:
 География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас,
поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
 География располагает большим количеством разнообразных научноисследовательских методов.
Метапредметные умения:
 ставить учебную задачу под руководством учителя;
 планировать свою деятельность под руководством учителя;
 выявлять причинно-следственные связи;
 определять критерии для сравнения фактов, явлений;
 выслушивать и объективно оценивать другого;
 уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Практические работы:
 Составление схемы наук о природе.
 Составление описания учебного кабинета географии.
 Составление

перечня

источников

географической

информации,

используемых на уроках.
 Организация наблюдений за погодой.

9

Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы:
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности
Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус —
модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая
карта

мира.

Аэрофотоснимки.

Космические

снимки.

Компас.

Ориентирование на местности.
Учебные понятия:
плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус,
экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое
(орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта,
физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок,
космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы,
сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии:
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи:
 Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение
долгого времени.
 Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
 Картографические

изображения

земной

поверхности

–

величайшие

изобретения человечества.
Метапредметные умения:
 ставить учебную задачу под руководством учителя;
 планировать свою деятельность под руководством учителя;
 выявлять причинно-следственные связи;
 определять критерии для сравнения фактов, явлений;
 выслушивать и объективно оценивать другого;
 уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
10

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
 сравнение свойств географической карты и плана местности;
 определение направлений на плане и карте.
Практические работы:
1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения
земной поверхности.
2. Составление плана кабинета географии.
3. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
4. Составление схемы наук о природе
5. Организация наблюдений за погодой
Тема 3. История географических открытий (13 часов)
Содержание темы:
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «КонТики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции.
Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие
Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора
Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной
Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии.
Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги,
морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света,
кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии:
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв
Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих
Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб,
Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан
Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён
Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович
11

Крузенштерн,

Юрий

Федорович

Лисянский,

Фаддей

Фаддеевич

Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи:
 Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих
поколений людей.
Метапредметные умения:
 ставить учебную задачу под руководством учителя;
 планировать свою деятельность под руководством учителя;
 выявлять причинно-следственные связи;
 определять критерии для сравнения фактов, явлений;
 выслушивать и объективно оценивать другого;
 уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:ГИА
 результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение
географических объектов.
2. Составление

сводной

таблицы

«Имена

русских

первопроходцев

и

мореплавателей на карте мира».
Тема 4. Путешествие по планете Земля (11 часов)
Содержание темы:
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды.
Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и
сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности
природы и населения материков Земли.
Учебные понятия:
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное
море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть,

12

газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон,
ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи:
 Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
 Природа каждого материка уникальна.
Метапредметные умения:
 ставить учебную задачу под руководством учителя;
 планировать свою деятельность под руководством учителя;
 выявлять причинно-следственные связи;
 определять критерии для сравнения фактов, явлений;
 выслушивать и объективно оценивать другого;
 уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
 Географические особенности природы материков и океанов.
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Тема 5. Природа Земли (2 часа)
Содержание темы:
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и
ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия:
природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера,
географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
 Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
 Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку
или природу Земли.
Метапредметные умения:
13

 ставить учебную задачу под руководством учителя;
 планировать свою деятельность под руководством учителя;
 выявлять причинно-следственные связи;
 определять критерии для сравнения фактов, явлений;
 выслушивать и объективно оценивать другого;
 уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
 понятие о географической оболочке Земли;
 определение географических объектов и явлений по их существенным
признакам.

Тематическое планирование
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Разделы, темы

Количество часов

Наука география
Земля и её изображение
История географических открытий
Путешествие по планете Земля.
Природа Земли

2
5
13
11
2

фактич
ески

Разделы и темы

Сроки
проведения

По
плану

№
уро
ка

Номер
раздел
аи
темы
урока

Кол-во часов

Календарно – тематическое планирование
Примечан
ие
(причина
корректир
овки)

Раздел 1. Наука география (2 часа)
1.

1.1

2.

1.2

Что
такое
география. 1
Практическая работа № 1
«Составление схемы наук
o природе»
Методы
географических 1
исследований.
Практическая

04.09

11.09

14

работа
№2
«Составление
описания
учебного
кабинета
географии.»
Раздел 2. Земля и ее изображение (5 часов)
3.

2.1

От плоской Земли к земному шару.

4.
5.

2.2
2.3

6.

2.4

7.

2.5

25.09
Форма, размеры и движение Земли. 1
02.10
Глобус и карта. Практическая 1
работа
№3
«Составление
сравнительной характеристики
разных видов изображения земной
поверхности.»
09.10
Ориентирование на местности. 1
Практическая
работа
№4
«Определение с помощью компаса
сторон горизонта.»
1
16.10
Контрольная работа по теме
«Земля и ее изображение»
Тема 3. История географических открытий. (13 часов).

8.

3.1

9.

3.2

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10

18.

3.11

19.
20.

3.12
3.13

21.

4.1

1

18.09

23.10
Путешественники каменного века. 1
Практическая
работа
№5
«Обозначение на контурной карте
географических объектов»
13.11
Путешественники
древности. 1
Практическая
работа
№6
« Обозначение
на
контурной
карте маршрутов путешествий
географических объектов,»
1
20.11
Путешествия морских народов.
1
27.11
Первые европейцы на краю Азии.
1
04.12
Хождение за три моря.
1
11.12
Морской путь в Индию.
1
18.12
Открытие Америки.
1
25.12
Первое кругосветное плавание.
1
15.01
Открытие Южного материка.
1
22.01
Поиски
Южной
земли
продолжаются.
29.01
Русские
путешественники. 1
Практическая
работа
№7
«Составление сводной таблицы
«Имена русских первопроходцев и
мореплавателей.»
1
05.02
Вокруг света под русским флагом.
1
12.02
Контрольная работа
по теме
«История
географических
открытий»
Раздел 4. Путешествие по планете Земля. (11 часов)

Мировой океан и его части.

1

19.02

15

22.

4.2

23.

4.3

24.

4.4

25.

4.5

26.

4.6

27.

4.7

28.
29.

4.8
4.9

30.
31
32
33

5.1
5.2

26.02
Значение Мирового океана для 1
природы и человека. Практическая
работа №8 «Обозначение на
контурной карте материков и
океанов.»
05.03
Путешествие
по
Евразии. 1
Практическая
работа
№9
«Обозначение на контурной карте
крупнейших
по
площади
государств материка.»
12.03
Путешествие
по
Африке. 1
Практическая
работа
№10
«Обозначение на контурной карте
крупнейших
по
площади
государств материка.»
19.03
Путешествие
по
Северной 1
Америке. Практическая работа
№11 «Обозначение на контурной
карте крупнейших по площади
государств материка.»
26.03
Путешествие по Южной Америке. 1
Практическая
работа
№12
«Обозначение на контурной карте
крупнейших
по
площади
государств материка.»
09.04
Путешествие
по
Австралии. 1
Практическая работа
№13 «Обозначение на контурной
карте
морей
и
океанов,
омывающих материк..»
1
16.04
Путешествие по Антарктиде.
1
23.04
Контрольная работа по теме
«Путешествие по планете Земля»
Тема 5. Природа Земли (2 часа)

Что такое природа
Оболочки Земли.
Проектная деятельность
Проектная деятельность

1
1
1
1

30.04
07.05
14.05
21.05

Итого с учетом выходных и праздничных дней ___33___ часа

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».