Рабочая программа по географии 7Б класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 3 города Каменск-Шахтинский
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
естественно-математического цикла
МБОУ СОШ №3
от 30.08.2021 г. № 2
________ секретарь МО Галактионова И.Н.
подпись

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
______________Яценко Н.А.
подпись

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №3
_______________________________________________
Приказ
от_________________________________________№___________________
Подпись
руководителя____________________________________________________
Печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии 7 «а» класс
Учитель: Полякова А.И.

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 7 класса составлена на основе
Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного
общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от
17.12.10 № 1897), закона РФ «Об образовании», требования к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего
образования
муниципального,
бюджетного
общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 3 города КаменскШахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или
допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №
3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ № 3, авторской программы
«Рабочая
программа
по
географии
7
класс
Е.М.Домогацких,
Н.И.Алексеевский».
Цели обучения:
• создать у учащихся представление о разнообразии природных условий
нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
• раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и
помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения
материков;
• воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к
природе.
Место предмета в учебном плане школы:
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение
географии в 7 классе отводится 68 часов учебного времени (66 часов по
учебному плану школы), или 2 часа в неделю.
Учебно-методический комплект:
1. Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова// Программы
по географии основного общего образования.
2.
Учебник
«География. Материки и океаны» для 7 класса
общеобразовательных
учреждений
авторов
Е.М.
Домогацких,
Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово— учебник, 2015.
Планируемые образовательные результаты:
Курс состоит из двух частей:
1. Планета, на которой мы живем.
2. Материки планеты Земля.
Открывает курс тема «Литосфера — подвижная твердь».
Она знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной
коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере,
а также с основными формами рельефа.
Тема «Атмосфера — мастерская климата» дает представление о поясах
атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об
основных процессах, происходящих в
2

атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит климат
целых материков и отдельных территорий.
Тема «Мировой океан — синяя бездна» призвана раскрыть
закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане:
движение воды, распространение органического мира
и др. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и
с факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое
суша и океан оказывают друг
на друга.
Тема «Географическая оболочка — живой механизм» знакомит с
общими закономерностями природы, характерными для всех материков и
океанов, объясняет причины этих закономерностей и формы их проявления.
Тема «Человек — хозяин планеты» дает представление о том, как
планета Земля осваивалась людьми, как влияет деятельность человека на
природу Земли, в каких формах происходит
взаимодействие общества и природы.
Следующая, часть курса включает в себя темы: Африка, Австралия,
Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия. Каждая из этих
тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным
стандартом:
• географическое положение и история исследования;
• геологическое строение и рельеф;
• климат;
• гидрография;
• разнообразие природы;
Результаты изучения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной
личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов,
ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических
принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их
индивидуально-личностные позиции:
 осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и
локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской
Федерации, житель конкретного региона);
 осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли,
материков, их крупных районов и стран;
 осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
 эмоционально-ценностное
отношение
к
окружающей
среде,
необходимости ее сохранения и рационального использования;
3

 уважение к истории, культуре, национальным особенностям,
традициям и образу жизни других народов, толерантность;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования
законченной системой географических знаний и умений, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и
прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание
собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным
ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и
созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических
умений,
умения
управлять
своей
познавательной
деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать
достигнутые результаты:
 самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности;
 выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно
средства
достижения цели;
 составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта);
 подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую
модель;
 работая по предложенному и самостоятельно составленному плану,
использовать наряду с основными и
дополнительные средства
(справочная литература, сложные приборы, компьютер);
 планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
 работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и
целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно
подобранные средства (в том числе и Интернет);
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая
результат и способы действий.
 уметь оценить степень успешности своей индивидуальной
образовательной деятельности;
4

 умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать
решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные универсальные учебные действия:
– формирование и развитие посредством географического знания
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий:
 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
 давать определение понятиям на основе изученного на различных
предметах учебного материала;
 осуществлять логическую операцию установления родо-видовых
отношений;
 обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от
понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
 строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
 создавать модели с выделением существенных характеристик объекта,
преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;
 представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
 преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать
удобную для себя форму
 самому создавать источники информации разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила
информационной безопасности;
 уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии
как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать
адекватные
задаче
инструментальные
программно-аппаратные
средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный
материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные
на:
 осознание роли географии в познании окружающего мира и его
устойчивого развития;
 освоение системы географических знаний о природе, населении,
хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых
формируется географическое мышление учащихся;
5

 использование географических умений для анализа, оценки,
прогнозирования
современных
социоприродных
проблем
и
проектирования путей их решения;
 использование карт как информационных образно-знаковых моделей
действительности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их
фактами;
 в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою
мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
 учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;
 понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку
зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
 уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с
людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация
работы в малых группах, а также использование на уроках элементов
технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» 7
класса
являются следующие умения:
Осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять результаты выдающихся географических открытий и
путешествий.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве
мира:
- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой
геосферы и географической оболочки;
- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и
высотной поясности;
- определять географические особенности природы материков, океанов и
отдельных стран;
- устанавливать связь между географическим положением, природными
условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- выделять природные и антропогенные причины возникновения
геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном
уровнях.
использование географических умений:
- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
6

- находить и анализировать в различных источниках информацию,
необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный
потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.
Содержание учебного предмета (курса)
География. Материки и океаны
Материки и океаны. и части света. Части света. Острова: материковые,
вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории
Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и
океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит.
Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и
связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса
и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса
планеты.
Учебные понятия:
Материк, океан, часть света, остров, атолл, геологическое время,
геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора,
тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические
хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые
пояса, горы.
Основные образовательные идеи:
 Мировую сушу можно делить по географическому признаку на
материк или по историческому — на части света.
 Рельеф Земли (характеристика, история развития, отображение на
карте) и человек.
 Связь рельефа поверхности и стихийных бедствий геологического
характера с процессами, происходящими в литосфере Земли.
Метапредметные умения:
 углубление учебно-информационных умений: работать с источниками
информации, особенно с разнообразными тематическими картами;
организовывать информацию;
 углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать
причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения
Умение объяснять:
 географические явления и процессы
 причины изменений рельефа, распространение крупных форм рельефа,
зон землетрясений и вулканизма, осадочных, магматических и
метаморфических полезных ископаемых.
Умение определять:
 географические объекты и явления по их существенным признакам,
существенные признаки объектов и явлений: литосфера, литосферная плита,
7

земная кора, рельеф, сейсмический пояс;
 местоположение географических объектов и явлений на карте:
крупнейшие древние платформы, Тихоокеанский и СредиземноморскоГималайский сейсмические пояса.
Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (4 часа)
Содержание темы:
Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления.
Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и
переходных климатических поясов. Карта климатических поясов.
Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение,
рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры
материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов
Земли.
Основные образовательные идеи:
 Разнообразие
климатов
Земли
климатообразующих факторов.

-

результат

действия

Метапредметные умения:
 углубление учебно-информационных умений: работать с источниками
информации, особенно с разнообразными тематическими картами;
организовывать информацию;
 углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать
причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
 географические явления и процессы в атмосфере: распределение
поясов атмосферного давления и образование постоянных ветров;
 формирование климатических поясов;
 действие климатообразующих факторов.
Умение определять:
 географические объекты и явления по их существенным признакам,
существенные признаки объектов и явлений: атмосфера, воздушная масса,
климат, пассат, западный ветер, гидросфера;
 местоположение климатических поясов.
Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)
Содержание темы:
Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны
Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды.
Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана.
Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды
8

морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты.
Особенности природы отдельных океанов Земли.
Основные образовательные идеи:
 Мировой океана — один из важнейших факторов, определяющих
природу Земли.
 Мировой океан — колыбель жизни.
Метапредметные умения:
 углубление учебно-информационных умений: работать с источниками
информации, особенно с разнообразными тематическими картами;
организовывать информацию;
 углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать
причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
 географические явления и процессы в гидросфере;
 формирование системы поверхностных океанических течений.
Умение определять:
 географические объекты и явления по их существенным признакам,
существенные признаки объектов и явлений: Мировой океан, морское
течение;
 местоположение крупнейших морских течений.
Практические работы:
1. Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение
основных форм рельефа дна океана.
Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа)
Содержание темы
Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт).
Природные и антропогенные ландшафты.
Свойства географической
оболочки: целостность, римичность и зональность. Закон географической
зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны.
Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и
широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о
высотной поясности.
Основные образовательные идеи:
 Географическая
оболочка:
понятие,
строение,
свойства,
закономерности
 Природные зоны и человек.
Метапредметные умения:
9

 углубление учебно-информационных умений: работать с источниками
информации, особенно с разнообразными тематическими картами;
организовывать информацию;
 углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать
причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
 явления и процессы в географической оболочке: целостность,
ритмичность, географическую зональность, азональность и поясность.
Умение определять:
 географические объекты и явления по их существенным признакам,
существенные признаки объектов и явлений: зональность, природная зона,
географическая оболочка, высотный пояс, природный комплекс;
 местоположение природных зон.
Практическая работа:
1. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.
2. Описание природных зон Земли по географическим картам.
3. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных
зонах.
Тема 5. Человек – хозяин планеты (5 часов)
Содержание темы
Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по
материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных
этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее
хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо
охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие.
Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы.
Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее
формирования. Страны современного мира.
Основные образовательные идеи:
 С хозяйственной деятельностью человека связана необходимость
охраны природы.
 Особенности расовой, национальной религиозной картины мира.
 Разнообразие стран — результат длительного исторического процесса.
Метапредметные умения:
 углубление учебно-информационных умений: работать с источниками
информации, особенно с разнообразными тематическими картами;
организовывать информацию;
 углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать
10

причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
 географические особенности населения: размещения, расового состава,
национального состава, хозяйственной деятельности.
Умение определять:
 географические объекты и явления по их существенным признакам,
существенные признаки объектов и явлений: человеческая раса;
 местоположение территорий с самой большой плотностью населения,
областей распространения основных человеческих рас и религий.
Раздел 2. Материки планеты Земля (43 часа)
Тема 1. Африка — материк коротких теней (9 часов)
Содержание темы
История открытия, изучения и освоения. Особенности географического
положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк.
Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание
плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото,
алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира
– Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория,
Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки
Африки.
Основные образовательные идеи
 Выявление влияния географического положения на природное
своеобразие Африки: север – зеркальное отражение юга.
 Африка – материк равнин.
 Африка – материк, на котором ярко проявляется закон широтной
зональности.
 Своеобразие регионов Африки:
 Северная Африка — пустыни, древнейшие цивилизации, арабский мир.
 Западная и Центральная Африка - разнообразие народов и культур.
 Восточная Африка – разломы и вулканы, саванны и национальные
парки;
 Южная Африка – саванны и пустыни,
богатейшие полезные
ископаемые.
Метапредметные умения:
 выявлять причинно-следственные связи,
 определять критерии для сравнения фактов, явлений,
 работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
Предметные умения:
11

Умение объяснять:
 географические особенности природы материков и океанов.
 географическая специфика отдельных стран.
 результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
 географические объекты и явления по их существенным признакам,
существенные признаки объектов и явлений;
 местоположение отдельных территорий по их существенным
признакам.
Тема 2. Австралия — маленький великан (6 часов)
Содержание темы
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы.
Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком
расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного
мира
материка.
Население
Австралии.
Европейские
мигранты.
Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и
изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз –
страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия.
Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый
природный мир островов.
Основные образовательные идеи
 Самый маленький и самый засушливый материк.
 Самый низкий материк, лежащий вне сейсмической зоны.
 Открытие и освоение позже, чем других обитаемых материков из-за
своей удаленности от Европы
 Изменение человеком природы: завезенные растения и животные.
 Население: австралийские аборигены и англоавстралийцы.
 Океания — особый островной мир.
Метапредметные умения:
 ставить учебную задачу под руководством учителя,
 планировать свою деятельность под руководством учителя,
 оценивать работу одноклассников,,
Предметные умения:
Умение объяснять:
 географические особенности природы материка в целом и отдельных
его регионов;
 географические особенности отдельных стран.
 следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
12

Тема 3. Антарктида — холодное сердце (2 часа)
Содержание темы:
Особенности географического положения. Самый изолированный и
холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения.
Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф,
скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические
научные станции.
Учебные понятия:
Стоковые
ветры,
магнитный
полюс,
полюс
относительной
недоступности, шельфовый ледник.
Персоналии:
Джеймс Кук, Фаллей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович
Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Джеймс Росс, Руал Амундсен, Роберт Скотт.
Основные образовательные идеи
 Географическое положение Антарктиды и его влияние на природу
материкаэ
 Антарктида — материк без постоянного населения.
Метапредметные умения:
 планировать свою деятельность под руководством учителя,
 оценивать работу одноклассников,
 выявлять причинно-следственные связи,
Предметные умения:
Умение объяснять:
 географические особенности природы материков и океанов.
 результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
 географические объекты и явления по их существенным признакам,
существенные признаки объектов и явлений;
 местоположение отдельных территорий по их существенным
признакам.
Тема 4. Южная Америка — материк чудес (8 часов)
Содержание темы:
Географическое положение — основа разнообразия природы Южной
Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты
природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными
ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка –
самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути.
Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.
Основные образовательные идеи
 Южная Америка — материк с наиболее разнообразными среди южных
материков природными условиями.
 Рекорды Южной Америки: самый увлажненный материк, самый
большой речной бассейн, самая длинная и полноводная река, самый высокий
13

водопад, самая обширная низменность и самые длинные горы суши.
.Метапредметные умения:
 ставить учебную задачу под руководством учителя,
 планировать свою деятельность под руководством учителя,
 оценивать работу одноклассников,
 выявлять причинно-следственные связи,
 работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
 создавать объяснительные тексты
 выслушивать и объективно оценивать другого,
 уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
 географические особенности природы материка в целом и отдельных
его регионов;
 географические особенности отдельных стран.
 следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
 географические объекты и явления по их существенным
признакам, существенные признаки объектов и явлений;
 местоположение отдельных территорий по их существенным
признакам.
Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец (8 часов)
Содержание темы
Географическое положение. История открытия, изучения и освоения.
Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные
бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов
климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера. Широтное
и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и
животного мира. Формирование населения материка. Современное
население. Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная
Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и
изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного
и культурного наследия.
Основные образовательные идеи
 Северная Америка — северный материк, в природе которого есть
черты сходства с Евразией и Южной Америкой.
 Равнины на востоке и горы на западе. Кордильеры – главный горный
хребет.
 Огромное разнообразие природы: от Арктики до субэкваториального
пояса.
14

 Особенности регионов Северной Америки: Англо-Америки и
Центральной Америки.
Метапредметные умения:
 ставить учебную задачу под руководством учителя,
 планировать свою деятельность под руководством учителя,
 оценивать работу одноклассников,
 выявлять причинно-следственные связи,
 работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
Предметные умения:
Умение объяснять:
 географические особенности природы материка в целом и отдельных
его регионов;
 географические особенности отдельных стран.
 следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
 географические объекты и явления по их существенным признакам,
существенные признаки объектов и явлений;
 местоположение отдельных территорий по их существенным
признакам.
Тема 6. Евразия – музей природы (10 часов)
Содержание темы:
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты
природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и
самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы
климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли.
Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии.
Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав,
неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в
развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший
центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион
планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы
материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного
наследия.
Основные образовательные идеи:
 Евразия — самый большой материк, единственный, омываемый всеми
океанами Земли.
 Евразия — материк, включающий две части света: Европу и Азию.
 Наличие нескольких литосферных плит, «спаянных» складчатыми
поясами, – причина сложности рельефа.
 Разнообразие природы — есть все природные зоны Северного
полушария.
15

 Евразия — самый заселенный материк Земли.
 Особенности регионов Европы
(Северная, Средняя, Южная и
Восточная) и Азии (Юго-Западная, Восточная, Южная и Юго-Восточная).
Метапредметные умения:
 ставить учебную задачу под руководством учителя,
 планировать свою деятельность под руководством учителя,
 оценивать работу одноклассников,
 выявлять причинно-следственные связи,
 определять критерии для сравнения фактов, явлений,
 анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
Предметные умения:
Умение объяснять:
 географические особенности природы материка в целом и отдельных
его регионов;
 географические особенности отдельных стран.
 следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
 географические объекты и явления по их существенным признакам,
существенные признаки объектов и явлений;
 местоположение отдельных территорий по их существенным
признакам.
Практические работы:
1. Составление географической характеристики стран Европы и Азии по
картам атласа и другим источникам географической информации.
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (4 часа)
Содержание темы:
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.
Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу,
атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения
культурных растений.
Основные образовательные идеи:
 Природа, вовлечённая в хозяйственную деятельность человека,
называется географической средой.
 Изменение природной среды в результате хозяйственной деятельности
человека стало причиной появления экологических проблем.
Метапредметные умения:
 ставить учебную задачу под руководством учителя,
 планировать свою деятельность под руководством учителя,
 оценивать работу одноклассников,
 выявлять причинно-следственные связи,
 определять критерии для сравнения фактов, явлений,
 анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
 выслушивать и объективно оценивать другого,
16

 уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
 особенности взаимодействия природы и человека;
 особенности влияния хозяйственной деятельности человека на
оболочки Земли;
 следствия влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки
Земли.
Умение определять:
 центры происхождения культурных растений;
 местоположение территорий с наибольшей степенью концентрации
хозяйственной деятельности человека.
Практическая работа:
1. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер
защиты от катастрофических явлений природного характера.
2.Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать (понимать):
 географические особенности природы материков и океанов, их
сходство и различия;
 причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и
океанов;
 основные географические законы (зональность, ритмичность,
высотная поясность);
 связи между географическим положением, природными условиями и
хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
 причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по
их смягчению и предотвращению;
 географию крупнейших народов Земли.
Учащиеся должны уметь:
 анализировать, воспринимать, обобщать и интерпретировать
географическую информацию;
 выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, объектов и
явлений происходящих в географической оболочке;
 выявлять в процессе работы с источниками географической
информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
 использовать источники географической информации для решения
учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических
закономерностях для объяснения свойств, условий протекания и
географических различий объектов и явлений; знания о географических
явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в быту и окружающей среде;
17

 объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
особенности адаптации человека к разным природным условиям;
закономерности размещения населения и хозяйства отдельных стран;
 описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
 приводить примеры географических объектов и явлений и их
взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию
географических объектов, процессов и явлений; примеры, показывающие
роль географической науки;
 проводить по разным источникам информации исследования,
связанное с изучением географических объектов и явлений;
 различать изученные географические объекты, процессы и явления;
географические процессы и явления, определяющие особенности природы и
населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
 составлять описания географических объектов, процессов и явлений;
 читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и
географические карты.
Тематическое планирование
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Тема
Планета, на которой мы живём
Литосфера – подвижная твердь
Атмосфера – мастерская климата
Мировой океан – синя бездна
Географическая оболочка – живой механизм
Человек
Материки планета Земля
Африка – материк коротких теней
Австралия – маленький материк
Антарктида – холодное сердце
Южная Америка – материк чудес
Северная Америка – знакомый незнакомец
Евразия – музей природы
Взаимоотношения человека и природы
Резерв времени
Итого

Кол-во
часов
21
8
4
4
2
5
45
9
6
2
8
8
10
2
2
66

18

Календарно-тематическое планирование

Разделы и темы

фактически

Номер
раздел
аи
темы
урока

По плану

№
ур
ок
а

Кол-во часов

Сроки
проведения

При
меча
ние
(при
чина
корр
екти
ровк
и)

I Планета, на которой мы живем (21)
1. Литосфера – подвижная твердь (8)
1.
2.
3.
4.

1.1.1
1.1.2
1.1.3
1.1.4
1.1.5

5.

1.1.5

5.
6.

1.1.6
1.1.7

7.
8.

1.2.1
1.2.2

9.

1.2.3
1.2.4

10. 1.2.5
11.
12.
13.
14.

1.3.1
1.3.2
1.3.3
1.3.4

15 1.4.1
16. 1.4.2
17.
18.
19.
20.
21

1.5.1
1.5.2
1.5.3
1.5.4
1.5.5

Суша в океане
Геологическое время
Входная контрольная работа
Строение земной коры.
Литосферные плиты и современный
рельеф
Практическая работа № 1- «Движение
литосферных плит»
Платформы и равнины.
Складчатые пояса и горы.

1
1
1
1
1

02.09
03.09
09.09
10.09
16.09

1

17.09

1
23.09
1
24.09
1. Атмосфера – мастерская климата (4)
Пояса планеты.
1
30.09
Воздушные массы и климатические 1
01.10
пояса.
Климатообразующие факторы.
Практическая
работа
№
«Климатические пояса»
Контрольная работа

1
2 1

07.10
08.10

1
14.10
2. Мировой океан синяя бедна (4)
Мировой океан и его части.
1
15.10
Движения вод Мирового океана.
1
21.10
Жизнь в океане.
1
22.10
Особенности
отдельных
океанов. 1
28.10
Тестирование
Практическая
работа
№
3
29.10
«Океанические течения»
4. Географическая оболочка – живой механизм (2)
Географическая оболочка..
1
11.11
Зональность географической оболочки
1
12.11
5.Человек – хозяин планеты (5)
Освоение Земли человеком
1
18.11
Охрана природы.
1
19.11
Население Земли.
1
25.11
Страны мира.
1
26.11
Контрольная работа
1
02.12

II Материки и планета Земля (45)
19

22. 2.6.1
23. 2.6.2
24.
25.
26.
27.
28.

2.6.3
2.6.4
2.6.5
2.6.6
2.6.7

29. 2.6.8
30. 2.6.9

6. Африка – материк коротких теней. (9)
1
03.12

Географическое положение и история
исследования Африки.
Геологическое строение и рельеф
Африки.
Климат Африки.
Гидрография Африки.
Разнообразие природы Африки
Население материка.
Регионы Африки: Северная и Западная
Африка
Регионы
Африки:
Центральная,
Восточная и Южная Африка.
Зачет

1

09.12

1
1
1
1
1

10.12
16.12
17.12
23.12
24.12

1

30.12

31. 2.7.1

1
13.01
7. Австралия – маленький материк (6).
Географическое положение и история 1
14.01

32.
33.
34.
35.
36.

исследования Австралии.
Компоненты природы Австралии.
Особенности природы Австралии.
Австралийский Союз.
Океания.
Контрольная работа

2.7.2
2.7.3
2.7.4
2.7.5
2.7.6

37. 2.8.1

1
20.01
1
21.01
1
27.01
1
28.01
1
03.02
8. Антарктида – холодное сердце (2)
Географическое положение и история 1
04.02

38. 2.8.2

исследования Антарктиды.
Особенности природы Антарктиды.

39. 2.9.1

40. 2.9.2
41.
42.
43.
44.
45.
46.

2.9.3
2.9.4
2.9.5
2.9.6
2.9.7
2.9.8

47. 2.10.1

48. 2.10.2
49. 2.10.3
50. 2.10.4
51. 2.10.5
52. 2.10.6
53. 2.10.7

1
10.02
9. Южная Америка – материк чудес (8)
Географическое
положение
Южной 1
11.02
Америки.
История
открытия
и
исследования.
Геологическое строение и рельеф Южной
Америки.
Климат Южной Америки.
Гидрография Южной Америки.
Разнообразие природы Южной Америки.
Население Южной Америки.
Регионы Южной Америки.
Контрольная работа

1

17.02

1
18.02
1
24.02
1
25.02
1
03.03
1
04.03
1
10.03
10. Северная Америка – знакомый незнакомец (8)
Географическое положение Северной 1
11.03
Америки
История
открытий
и
исследований.
Геологическое строение и рельеф
Северной Америки.
Климат Северной Америки.
Гидрография Северной Америки
Разнообразие
природы
Северной
Америки.
Население Северной Америки.
Регионы Северной Америки.

1

17.03

1
1
1

18.03
24.03
25.03

1
1

07.04
08.04
20

54. 2.10.8
55. 2.11.1
56. 2.11.2
57.
58.
59.
60.

2.11.3
2.11.4
2.11.5
2.11.6

61. 2.12.1
62. 2.12.2
63. 2.12.3
64. 2.13.1
65. 2.13.2
66

Контрольная работа

1
14.04
11. Евразия – музей природы (10).
Географическое положение и история 1
15.04
исследования Евразии.
Геологическое строение и
Евразии
Климат Евразии.
Гидрография Евразии.
Разнообразие природы Евразии.
Население Евразии.

рельеф 1

1
1
1
1
12. Регионы Европы (3).
Азии:
Юго-Западная, 1

21.04
22.04
28.04
29.04
05.05

Регионы
Восточная Азия и Центральная Азия.
Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная 1
Азия..
Контрольная работа
1

06.05

Н.И. Вавилов. Центры происхождения 1
культурных растений.
Резерв времени
1

20.05

12.05

13.05
13. Взаимоотношения природы и человека (2).
Природа и человек.
1
19.05

Итого с учетом выходных и праздничных дней __66__ часов

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».