Рабочая программа по географии 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 3 города Каменск-Шахтинский
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
естественно-математического цикла
МБОУ СОШ №3
от 30.08.2021 г. № 2
________ секретарь МО Галактионова И.Н.
подпись

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
______________Яценко Н.А.
подпись

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ
СОШ
№3
_______________________________________________
Приказ
от_________________________________________№___________________
Подпись
руководителя____________________________________________________
Печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии 8 класс
Учитель: Полякова А.И.

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10
№ 1897), закона РФ «Об образовании», требования к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования муниципального, бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 города Каменск-Шахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ № 3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ № 3, авторской программы «География, Домогацких 8
класс.».
Цели обучения:
•

Познакомить

обучающихся

с

основными

понятиями

и

закономерностями науки география;
• продолжить формирование географической культуры личности и
обучение географическому языку;
•

продолжить

формирование

умений

использовать

источник

географической информации, прежде всего карты;
• сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере,
литосфере, биосфере;
•

продолжить

формирование

правильного

пространственного

представления о природных системах Земли на разных уровнях: от
локальных (местных) до глобальных.
Место предмета в учебном плане школы:
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение
географии в 7 классе отводится 68 часов учебного времени (66 часов по
учебному плану школы), или 2 часа в неделю.

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
 воспитание

российской

гражданской

идентичности:

патриотизма,

уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности;
 осознание ценности географического знания как важнейшего компонента
научной картины мира;
 формирование поведения в географической среде – среде обитания всего
живого, в том числе и человека;
 аргументированная оценка своих и чужих поступков в разных ситуациях,
опираясь на общечеловеческие ценности;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся у саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия
 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: давать
определение понятиям на основе изученного на различных предметах
учебного материала; обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
3

 осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
 строить логичные рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
 создавать модели с выделением существенных характеристик объекта,
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
 представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;
 понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого
самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
 самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности;
 уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как
инструмент для достижения своих целей; уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Регулятивные универсальные учебные действия
 самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности;
 выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели;
 составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

4

 работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная
литература, сложные приборы, компьютер);
 планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
 работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные
средства (в том числе и Интернет);
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы
действий;
 самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
 уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
 организовывать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
 уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Коммуникативные универсальные учебные действия


отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;



в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою
мысль (владение механизмом эквивалентных замен);



учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
5



уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми
иных позиций;

Предметные результаты:
 осознание роли географии в познании окружающего мира;
 умение объяснять результаты выдающихся географических открытий и
путешествий;
 умение составлять характеристику процессов и явлений, характерных для
каждой геосферы и географической оболочки;
 освоение системы географических знаний о природе России;
 выявление взаимосвязи компонентов геосферы и их изменения, объяснение проявления в природе Земли географической зональности и высотной
поясности;
 умение определять географические особенности природы отдельных территорий и страны в целом;
 устанавливать связь между географическим положением, природными
условиями, ресурсами и хозяйством отдельных территорий;
 выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях;
 различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического
изображения; уметь их читать;
 использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы.

Содержание учебного предмета
Раздел I. Общая физическая география России (35 часов)
Тема 1. Введение.
Что изучает физическая география России.
6

Тема 2. Географическое положение России (4 часа).
Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и
виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств. Государственные границы
России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и
пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте границ, пограничных государств, крайних точек России.
2. Определение поясного времени для разных пунктов России.
Тема 3. Исследования территории России (3 часа)
Русские землепроходцы XI-XVII вв. Открытие и освоение Европейского
Севера, Сибири и Дальнего Востока. Географические открытия в России
XVIII–XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция.
Академические экспедиции XVIII в. Географические исследования XX в.
Открытие и освоение Северного морского пути. Роль географии в
современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз.
Тема 4. Геологическое строение и рельеф (4 часа)
Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и
внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные
явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей

7

формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Практические работы:
1. Сопоставление физической и тектонической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры.
Тема 5. Климат и погода (8 часов).
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты,
подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности
распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России,
климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы
изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
Практические работы:
1. Определение по картам основных климатических показателей для различных пунктов.
2. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных
пунктов. Составление прогноза погоды.
Тема 6. Моря и внутренние воды (6 часов).
Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером
течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины,
сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства
России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды.
Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных
ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества вод-

8

ных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей
местности.
Практические работы:
1. Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию
России.
2. Определение по картам и статистическим материалам характерных особенностей рек России.
3. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических
карт и климатодиаграмм, определение возможностей их хозяйственного
использования.
Тема 7. Почвы (2 часа).
Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов
почв. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного
использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель,
борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и
своей местности.
Тема 8. Природные зоны (7 часов).
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его
определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование.
Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепи и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Практические работы:
1. Описание по плану одной из природных зон России.
9

Раздел II. Крупные природные районы России (32 часа)
Географическое положение района. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную
деятельность населения. Влияние географического положения на природу и
хозяйственное развитие района. Геополитические интересы России в районе.
Историко-географические этапы развития района. Природные уникумы района.
Комплексная

характеристика

Московской

области.

Географическое

положение, размеры территории, протяженность и характер границ, соседи.
Закономерности формирования рельефа и его современное развитие.
Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат и погода. Опасные и
неблагоприятные климатические явления. Внутренние воды и водные
ресурсы. Экологические проблемы. Особенности почв. Меры по сохранению
плодородия почв. Особенности растительного и животного мира.
Практические работы:
1. Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири.
2. Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.
Раздел III. Природа и человек (3 часа).
Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особ охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в
нашей стране. Экологическая ситуация в России.
Тематическое планирование
№

Тема

Кол-во часов

1

Общая физическая география России

35

2.

Географическое положение России

4
10

3.

Исследования территории России

3

4.

Геологическое строение и рельеф

4

5.

Климат и погода

8

6.

Моря и внутренние воды

6

7.

Почвы

2

8.

Природные зоны

7

9.

Крупные природные районы России

32

10.

Природа и человек

3

Итого

Календарно-тематическое планирование

Разделы и темы

фактически

Номер
раздела и
темы
урока

Кол-во часов

№
уро
ка

По плану

Сроки проведения

Примечание
(причина
корректировки)

Раздел I.
Тема 1. Введение (1 час)
Что изучает физическая география
России.
Тема 2. Географическое положение России (6 ч)
2.
1.2.1
Россия на карте мира.
3.
1.2.2
Входная контрольная работа
4.
1.2.3
Практическая
работа
«Обозначение
на
к/к границ,
пограничных государств, крайних
точек России»
5.
1.2.4
Физико-географическое положение
России.
6.
1.2.5
Часовые пояса России.
7.
1.2.6
Практическая работа «Определение
поясного времени для разных
пунктов России».
Тема 3. Исследования территории России (3 часа)
8.
Этапы изучения территории России.
1.

9.
10.

1.1.1

Русские землепроходцы
11-17 вв.
Географические
открытия

1

06.09

1
1
1

11.09
13.09
18.09

1

20.09

1
1

25.09
27.09

1

02.10

1

04.10

и 1

09.10
11

исследования в России в 18-20 вв.
Тема 4. Геологическое строение и рельеф (4 часа)
11.
Геологическое летоисчисление и
геологическая карта. Тектоническое
строение территории.
12.
Общие
черты
рельефа.
Практическая
работа
«Сопоставление
фи-зической
и
тектони-ческой карт и установление зависимости рельефа от
строения земной коры».
13.
Человек и литосфера.
14.
Контрольная работа по теме
«Геологическое строение и рельеф»
Тема 5. Климат и погода (8 часов)
15.
Анализ контрольной работы.
Климатообразующие факторы.
16.
Распределение тепла и влаги на
территории России. Практическая
работа
«Выявление
закономерностей
рас-пределения
основных климатических показателей в пределах России»
17.
Типы климатов России.
18.
Погода.
19.
Атмосферные вихри.
20.
Практическая
работа
«Анализ
синоптической карты. Составление
прогноза погоды»
21.
Атмосфера и человек.
22.
Контрольная работа по теме «Климат
и погода»
Тема 6. Моря и внутренние воды (6 часов)
23.
Анализ контрольной работы.
Моря России.
Практическая работа «Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России»
24.
Реки России.
4. Практическая работа «Определение по картам и статистическим
материалам характерных особенностей рек России»
25.
Практическая
работа
«Составление
характеристики
одной из рек с использованием
тематических
карт
и
климатограмм,
определение
возможностей её хозяйственного
использования»
26.
Озера и болота.

1

11.10

1

16.10

1
1

18.10
23.0

1

25.10

1

08.11

1
1
1
1

13.11
15.11
20.11
22.11

27.11
29.11

04.12

06.12

11.12

13.12
12

Природные
льды.
Великое
оледенение.
28.
Гидросфера и человек.
Тема 7. Почвы (2 часа)
29.
Условия формирования и развития
почв.
30.
Основные зональные типы почв на
территории России.
Тема 8. Природные зоны (7 часов)
31.
Природные комплексы России.
32.
Природные зоны Арктики и
субарктики
33.
Леса умеренного пояса.
34.
Безлесные зоны умеренного пояса.
Субтропики. Высотная поясность.
35.
Практическая работа «Описание
по плану одной из природных зон
России».
36.
Ресурсы растительного и животного
мира.
37.
Контрольная работа по теме
«Природные зоны России».
Раздел II. Крупные природные районы России (32 часа)
38.
Анализ контрольной работы.
Природа арктических островов
39.
Русская
равнина.
Рельеф,
геологическое строение и полезные
ископаемые.
40.
Климат,
внутренние
воды
и
природные зоны Русской равнины.
41.
ПТК Русской равнины.
42.
Московская область как часть
Русской
равнины.
Рельеф,
геологическое строение и полезные
ископаемые.
43.
Климат
и
внутренние
воды
Московской области
44.
Природа
Московской
области.
Особо
охраняемые
природные
территории.
45.
Проект «Мой край родной».
Разработка маршрута путешествия
по Подмосковью.
46.
Северный Кавказ. Геологическая
история и рельеф.
47.
Климат,
внутренние
воды
и
высотная поясность Северного
Кавказа.
48.
Животный и растительный мир.
Заповедники и курорты Кавказа.
49.
Уралкаменный
пояс
земли
27.

18.12
20.12
25.12
27.12

15.01
17.01
22.01
24.01
29.01

31.01
05.02

07.02
12.02

14.02
19.02
21.02

26.02
28.02

05.03

12.03
14.03

19.03
21.03
13

50.
51.
52.
53.

54.
55.

56.
57.
58.

59.

60.
61.
62.

Русской.
Климат и внутренние воды Урала.
ПТК Урала.
Антропогенные изменения природы
Урала. Заповедники Урала
Западная Сибирь: геологическое
строение, рельеф и полезные
ископаемые
Климат
и
внутренние
воды
Западной Сибири.
ПТК
Западной
Сибири.
Практическая
работа
«Характеристика условий работы
и быта человека в Западной
Сибири».
Средняя
Сибирь:
рельеф
и
геологическое строение.
Климат,
внутренние
воды
и
природные зоны Средней Сибири.
Практическая
работа
«Характеристика
жизнедеятельности человека в
суровых природных условиях на
примере Норильска».
Северо-Восточная
Сибирь:
геологическое строение, рельеф и
климат.
Внутренние воды и ПТК СевероВосточной Сибири.
Горы
Южной
Сибири:
геологическое строение и рельеф.
Байкал- жемчужина России.

26.03
09.04
11.04
16.04

18.04
23.04

25.04
30.04
07.05

14.05

16.05
21.05
23.05

Итого с учетом выходных и праздничных дней ___62___ часа

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».