Рабочая программа по биологии 5А класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 3 города Каменск-Шахтинский
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
естественно-математического цикла
МБОУ СОШ №3
от 30.08.2021 г. № 2
________ секретарь МО Галактионова И.Н.
подпись

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Яценко Н.А.
подпись

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №3 _______________________________________________
Приказ от_________________________________________№___________________
Подпись
руководителя____________________________________________________
Печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии 5 «а» класс
Учитель: Полякова А.И.

2021-2022 учебный год

[Введите текст]

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе
Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего
образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 № 1897),
закона РФ «Об образовании», требования к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования муниципального,
бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы № 3 города Каменск-Шахтинский, федерального перечня учебников,
рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе
в МБОУ СОШ № 3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ № 3,
авторской программы «Биология, Пасечник 2019 г.».
Цели обучения:
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
 Формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об
основных
биологических
теориях
(клеточной,
эволюционной),
элементарных представлений о наследственности и изменчивости, об
экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом
биологии.
 Приобретение опыта использования методов биологической науки для
изучения живых организмов и человека: наблюдение за живыми объектами,
собственным организмом, описание биологических объектов и процессов;
проведение несложных биологических экспериментов с использованием
аналоговых и цифровых биологических приборов, и инструментов;
 Формирование
основ экологической грамотности: способности
оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов
риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в
своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему
здоровью, здоровью окружающих; осознания необходимости сохранения
биологического разнообразия и природных местообитаний.
 Овладение приемами работы с информацией биологического содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, таблиц, схем, фотографий)
 Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению
и углублению биологических знаний.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план отводит на изучение биологии в 5 классе 1 ч в неделю, всего
34 ч.
Учебно-методический комплект:
Программа разработана на основе авторской программы В.В. Пасечника и
коллектива авторов. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников
«Линия жизни» 5-9 классы. М.: Просвещение, 2013. – 80 с. (Соответствует
требованиям ФГОС) и ориентирована на работу по учебно-методическому
3

[Введите текст]

комплекту:
Учебник «Биология 5-6 класс», В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова,
З.Г Гапонюк.
Поурочные разработки «Биология 5-6 класс», В.В. Пасечник и др.
Рабочие программы « Биология. 5-9 классы», В.В. Пасечник и др.
Планируемые познавательные результаты:
Требования к результатам обучения основных образовательных программ
структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим
индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают
личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию,
 знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
 сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к
живым объектам;
 формирование личностных представлений о целостности природы,
 формирование толерантности и миролюбия;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах,
 формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой
и других видах деятельности;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
 учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
4

[Введите текст]

 знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая
умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения
понятиям,
классифицировать,
наблюдать,
проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
 формирование умения работать с различными источниками биологической
информации:
текст
учебника,
научно-популярной
литературой,
биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать
информацию
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и
познавательной деятельности
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникативных технологий.
 формирование умений осознанно использовать речевые средства для
дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения,
аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
 выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и
бактерий;
 соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
бактериями, грибами
 классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
 объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли
человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и
животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных
организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для
сохранения биосферы;
 различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и
таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов;
опасных для человека растений;
 сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
 выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов
взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между
особенностями строения клеток, тканей;
 овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
 знание основных правил поведения в природе;
5

[Введите текст]

 анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния
факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
 знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
 соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
 освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами, растениями;
5. В эстетической сфере:
 овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
Содержание учебного предмета (курса)
Биология как наука (5 часов)
Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической
деятельности людей.
Разнообразие организмов. Отличительные признаки
представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии:
наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила
работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и
инструментами.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и
животных.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила
работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки.
Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание),
рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Лабораторные и практические работы
Устройство увеличительных приборов, рассматривание клеточного строения
растения с помощью лупы.
Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под
микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом
пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Многообразие организмов (18 часов)
Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки
представителей разных царств живой природы.
6

[Введите текст]

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии,
их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие
бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.
Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных
грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и
жизни человека.
Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений,
одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места
обитания растений.
Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные.
Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в
природе и жизни человека, использование.
Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение
лишайников.
Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их
отличительные особенности, многообразие и распространение.
Семенные растения. Голосеменные, особенности строения.
Их
многообразие, значение в природе и использование человеком.
Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие.
Значение в природе и жизни человека.
Общая характеристика царства Животные.
Разнообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Охрана
животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их
многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.
Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие
беспозвоночных животных.
Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие
позвоночных животных.
Многообразие и охрана живой природы.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов.
Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Гербарные экземпляры растений (мха (на местных видах), споро носящего хвоща,
папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Особенности строения мукора и дрожжей.
Внешнее строение цветкового растения.
Резервное время — 3 часа - используется для проведения уроков обобщения и
закрепления знаний, один из которых – экскурсия, что позволяет не только
закрепить полученные учащимися знания, но и осуществить итоговый контроль
знаний.
7

[Введите текст]
Тематическое планирование

№ п/п

Количество
часов

Разделы, темы

1

Введение. Биология как наука

2

Клетка – основа
организмов

3

Многообразие живых организмов

21

Итого

34

строения

5
и

жизнедеятельности

8

Разделы и темы

фактич
ески

Номер
раздела
и темы
урока

Сроки
проведения

По
плану

№
ур
ок
а

Кол-во часов

Календарно-тематическое планирование
Примечан
ие
(причина
корректир
овки)

1. Введение. Биология как наука (5 часов)
1.
2.

1.1
1.2

3.
4.
5.

1.3
1.4
1.5

6.

2.1

7.

2.2

8.

2.3

9.

2.4

10. 2.5
11. 2.6
12. 2.7
13. 2.8

01.09
Биология – наука о живой природе. 1
08.09
Методы
изучения
биологии. 1
Правила
работы
в
кабинете
биологии. .
Как работают в лаборатории
1
15.09
1
22.09
Разнообразие живой природы
1
29.09
Среды обитания организмов
2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (8 ч).
06.10
Устройство
увеличительных 1
приборов
13.10
Химический
состав
клетки. 1
Неорганические вещества
20.10
Химический
состав
клетки. 1
Органические вещества
27.10
Строение
клетки
(оболочка, 1
цитоплазма, ядро, вакуоли)
10.11
Особенности
строения
клеток. 1
Пластиды
17.11
Процессы жизнедеятельности в 1
клетке
24.11
Деление и рост клеток.
01.12
Единство
живого.
Сравнение
8

[Введите текст]

14. 3.1
15. 3.2
16. 3.3
17. 3.4
18. 3.5
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12

26. 3.13
27. 3.14
28. 3.15
29. 3.16
30. 3.17

31. 3.18
32. 3.19
33. 3.20
34. 3.21

строения
клеток
различных
организмов. Контрольная работа
№ 1.
3. Многообразие организмов (18 часов)
08.12
Классификация организмов.
15.12
Строение и многообразие бактерий
22.12
Роль бактерий в природе и жизни
человека.
29.12
Строение грибов. Грибы съедобные
и ядовитые.
12.01
Плесневые грибы и дрожжи. Роль
грибов в природе и жизни человека.
19.01
Характеристика царства Растения.
Водоросли.
26.01
02.02
Лишайники.
09.02
Высшие споровые растения.
16.02
Голосеменные растения.
02.03
Покрытосеменные растения.
09.03
Общая
характеристика
царства
Животные.
16.03
Подцарство Одноклеточные.
Подцарство Многоклеточные.
23.03
Беспозвоночные животные.
06.04
Холоднокровные
позвоночные
животные.
13.04
Теплокровные
позвоночные
животные.
20.04
Обобщающий урок: «Многообразие
живой природы. Охрана природы»
Контрольная работа № 2.
27.04
Многообразие и роль растений в
природе.
04.05
Многообразие и роль животных в
природе.
Весенние явления в жизни природы.
11.05
Экскурсия.
18.05
Обобщающий урок. Летние задания.

С учетом выходных и праздничных дней _____34____________ часов

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».