Рабочая программа по биологии 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 города КаменскШахтинский
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
______________Яценко Н.А.
подпись

методической кафедры
естественно-математического цикла
МБОУ СОШ №3
от 30.08.2021 г. № 2
________ секретарь МО Галактионова И.Н.
подпись

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №3
_______________________________________________
Приказ
от_________________________________________№________________
___
Подписьруководителя__________________________________________
__________
печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии 8 класс
Учитель: Полякова А.И.

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе
Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного
общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от
17.12.10 № 1897), закона РФ «Об образовании», требования к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего
образования
муниципального,
бюджетного
общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 3 города КаменскШахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или
допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №
3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ № 3, программы «Биология:
Человек, 8 класс»,
Цели обучения:
1) формирование системы научных знаний о живой природе,
закономерностях её развития исторически быстром сокращении
биологического разнообразия в биосфере
в результате деятельности
человека, для развития современных естественно-научных представлений о
картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об
основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о
взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и
изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и
проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых
организмов и человека, проведения экологического мониторинга в
окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на
здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих, осознание необходимости действий по сохранению
биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении
проблем необходимости рационального природопользования защиты
здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества
окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации
труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними.
Задачами курса являются:
- выяснение, чем живая природа отличается от неживой;
2

- формирование общих представлений о структуре биологической науки, её
истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах
обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к
природе;
- получение сведений о клетке, тканях и органах живых организмов;
- углубление знаний об условиях жизни и разнообразии растений, о значении
в природе и жизни человека.
- систематизация знаний о строении растительных организмов
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических
и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей
природе, формирование экологического мышления.
Место предмета в учебном плане школы:
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 3 на изучение биологии в 8 классе
отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год
Учебно-методический комплект:
«Биология: Человек, 8 класс», для общеобразовательных учреждений,
авторы: Д. В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев -3-е., стереотип М.: Дрофа,
2016.- 416,с. Учебник
создан под руководством В.В. Пасечника,
соответствует ФГОС и включен в Федеральный перечень учебников.
Биология. Человек. 8 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений
Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев, М. :Дрофа, 2016.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в
качестве гражданина России, субъективная значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории
современной России); интериоризация гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
3

способность
осознанному
выбору
и
построению
дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых
в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве; сформированность представлений об основах светской
этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении гражданского общества и
российской государственности; понимание значения нравственности, веры и
религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность
ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду,
наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения
семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как
полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа
партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых
способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к
ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и
4

социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта
социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере
организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного
отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного
партнера,
формирование
компетенций
анализа,
проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного
лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера
(способность
понимать
художественные
произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего
мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного
отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности).
9.
Сформированность
основ
экологической
культуры,
соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие
опыта
экологически
ориентированной
рефлексивно-оценочной
и
практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к
исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в
том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как
система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение
обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков
работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной
5

школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и
развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением
как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения
образования и самообразования, осознанного планирования своего
актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового,
подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет
сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют
приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят
их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать
содержащуюся в них информацию, в том числе:
•систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
•выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в
сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт
понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
•заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут
опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы,
способствующей
воспитанию
самостоятельности,
инициативности,
ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной
деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне
овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать
решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат
возможность развить способность к разработке нескольких вариантов
решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению
наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе
разработки основной образовательной программы основного общего
образования образовательной организации в зависимости от материальнотехнического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов
работы и образовательных технологий.
Предметными результатами изучения курса являются:
Выпускник научится

Выпускник получит
возможность научиться:

6

 пользоваться
научными
методами
для
распознания
биологических проблем; давать
научное
объяснение
биологическим
фактам,
процессам,
явлениям,
закономерностям, их роли в
жизни организмов и человека;
проводить
наблюдения
за
живыми
объектами,
собственным
организмом;
описывать
биологические
объекты, процессы и явления;
ставить
несложные
биологические эксперименты и
интерпретировать
их
результаты.
 Выпускник овладеет системой
биологических
знаний
–
понятиями, закономерностями,
законами, теориями, имеющими
важное общеобразовательное и
познавательное
значение;
сведениями
по
истории
становления биологии как науки.
 Выпускник
освоит
общие
приемы:
оказания
первой
помощи;
рациональной
организации труда и отдыха;
выращивания и размножения
культурных
растений
и
домашних животных, ухода за
ними; проведения наблюдений
за состоянием собственного
организма; правила работы в
кабинете
биологии,
с
биологическими приборами и
инструментами.
 Выпускник приобретет навыки
использования
научнопопулярной
литературы
по
биологии,
справочных
материалов (на бумажных и
электронных
носителях),

 осознанно использовать знания
основных правил поведения в
природе и основ здорового
образа жизни в быту;
 выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и
поступках по отношению к
живой
природе,
здоровью
своему и окружающих;
 ориентироваться в системе
познавательных ценностей –
воспринимать
информацию
биологического содержания в
научно-популярной литературе,
средствах
массовой
информации
и
Интернетресурсах, критически оценивать
полученную
информацию,
анализируя ее содержание и
данные
об
источнике
информации;
 создавать
собственные
письменные
и
устные
сообщения о биологических
явлениях и процессах на основе
нескольких
источников
информации,
сопровождать
выступление
презентацией,
учитывая
особенности
аудитории сверстников.

7

ресурсов
Интернета
при
выполнении учебных задач.














Человек и его здоровье
выделять
существенные
признаки
биологических
объектов (животных клеток и
тканей, органов и систем
органов человека) и процессов
жизнедеятельности,
характерных для организма
человека;
аргументировать,
приводить
доказательства
взаимосвязи
человека и окружающей среды,
родства человека с животными;
аргументировать,
приводить
доказательства отличий человека
от животных;
аргументировать,
приводить
доказательства необходимости
соблюдения мер профилактики
заболеваний,
травматизма,
стрессов, вредных привычек,
нарушения
осанки,
зрения,
слуха,
инфекционных
и
простудных заболеваний;
объяснять
эволюцию
вида
Человек разумный на примерах
сопоставления
биологических
объектов и других материальных
артефактов;
выявлять примеры и пояснять
проявление
наследственных
заболеваний
у
человека,
сущность
процессов
наследственности
и
изменчивости,
присущей
человеку;
различать по внешнему виду,
схемам и описаниям реальные
биологические объекты (клетки,
ткани органы, системы органов)

 объяснять
необходимость
применения тех или иных
приемов при оказании первой
доврачебной
помощи
при
отравлениях,
ожогах,
обморожениях,
травмах,
спасении
утопающего,
кровотечениях;
 находить
информацию
о
строении и жизнедеятельности
человека в научно-популярной
литературе,
биологических
словарях,
справочниках,
Интернет-ресурсе,
анализировать и оценивать ее,
переводить из одной формы в
другую;
 ориентироваться в системе
моральных норм и ценностей
по отношению к собственному
здоровью и здоровью других
людей;
 находить в учебной, научнопопулярной
литературе,
Интернет-ресурсах
информацию об организме
человека, оформлять ее в виде
устных сообщений и докладов;
 анализировать и оценивать
целевые
и
смысловые
установки в своих действиях и
поступках по отношению к
здоровью
своему
и
окружающих;
последствия
влияния факторов риска на
здоровье человека.
 создавать
собственные
письменные
и
устные
сообщения
об
организме
8













или их изображения, выявлять
отличительные
признаки
биологических объектов;
сравнивать
биологические
объекты (клетки, ткани, органы,
системы органов), процессы
жизнедеятельности
(питание,
дыхание,
обмен
веществ,
выделение и др.); делать выводы
и умозаключения на основе
сравнения;
устанавливать
взаимосвязи
между особенностями строения
и функциями клеток и тканей,
органов и систем органов;
использовать
методы
биологической
науки:
наблюдать
и
описывать
биологические
объекты
и
процессы;
проводить
исследования с организмом
человека
и
объяснять
их
результаты;
знать
и
аргументировать
основные принципы здорового
образа жизни, рациональной
организации труда и отдыха;
анализировать
и
оценивать
влияние факторов риска на
здоровье человека;
описывать
и
использовать
приемы
оказания
первой
помощи;
знать и соблюдать правила
работы в кабинете биологии.

человека
и
его
жизнедеятельности на основе
нескольких
источников
информации,
сопровождать
выступление
презентацией,
учитывая
особенности
аудитории сверстников;
 работать в группе сверстников
при решении познавательных
задач
связанных
с
особенностями строения и
жизнедеятельности организма
человека,
планировать
совместную
деятельность,
учитывать мнение окружающих
и
адекватно
оценивать
собственный
вклад
в
деятельность группы.

Содержание учебного предмета, курса
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и
гигиена. Их становление и методы исследования.
Раздел 2. Происхождение человека
9

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения
человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и
социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек
как вид.
Демонстрация
Модель «Происхождение человека». Модели остатков древней культуры
человека.
Раздел 3. Строение организма
Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма.
Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки.
Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки.
Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и
биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ.
Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные,
нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная
регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части
нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс
и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и
торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные
нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии
раздражений.
Демонстрация
Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторные и практические работы
Микроскопическое строение тканей человека.
Раздел 4. Опорно-двигательная система
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро_ и
микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к
прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием
мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные,
подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц
человеческого тела. Мышцы - антагонисты и синергисты. Работа скелетных
мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы
при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного
сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушения осанки и
развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и
исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах
суставов.
Демонстрация
Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков.
Распилы костей. Приёмы оказания первой помощи при травмах.
Раздел 5. Внутренняя среда организма
10

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их
взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы
(тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание
крови. Роль кальция и витамина K в свёртывании крови.
Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией.
Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников.
Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет.
Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов
в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные
болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилла и
вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика.
Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки.
Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный
иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови.
Резус - фактор. Пересадка органов и тканей.
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме.
Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения.
Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам.
Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс.
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при
заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация
Модели сердца и торса человека. Приёмы измерения артериального давления
по методу Короткова. Приёмы остановки кровотечений.
Раздел 7. Дыхание (5 ч)
Значение
дыхания.
Строение
и
функции
органов
дыхания.
Голосообразование.
Инфекционные
и
органические
заболевания
дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика,
доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и
выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной
среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель
здоровья. Жизненная ёмкость лёгких. Выявление и предупреждение болезней
органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь
утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме.
Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой
массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на
организм.
Демонстрация
Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Приёмы
определения проходимости носовых ходов у маленьких детей. Роль
резонаторов, усиливающих звук. Опыт по обнаружению углекислого газа в
выдыхаемом воздухе. Измерение жизненной ёмкости лёгких. Приёмы
искусственного дыхания.
11

Раздел 8. Пищеварение (6 ч)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ.
Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы:
пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в
различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности
пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их
профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочнокишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых
отравлениях.
Демонстрация
Торс человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение действия желудочного сока на белки
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 ч)
Обмен веществ и энергии- основное свойство всех живых существ.
Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов,
воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро
и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины.
Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания.
Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи..
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч)
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и
волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в
теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа
кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и
паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы:
ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная
помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и
солнечном ударах. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза
внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их
строение и функции. Строение
и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов
выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация
Рельефная таблица «Строение кожи». Модель почки. Рельефная таблица
«Органы выделения».
Раздел 11. Нервная система (6 ч)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы:
спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные
узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение
головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и
мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших
полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга.
Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших
12

полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны
коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы.
Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной
системы, их взаимодействие.
Демонстрация
Модель головного мозга человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения головного мозга человека.
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность
получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор.
Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза.
Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора.
Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней,
травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция
зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции
наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть
слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и
глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной
чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие
анализаторов.
Демонстрация
Модели глаза и уха. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки,
хрусталика, палочек и колбочек.
Лабораторные и практические работы
Изучение изменения размера зрачка.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной
деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального
торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное
торможение. Закон взаимной индукции возбуждения, торможения. Учение А.
А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения:
безусловные
рефлексы,
инстинкты,
запечатление.
Приобретённые
программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность,
динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование.
Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности
человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и
животных. Речь как средство общения и как средство организации своего
поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших
психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные
процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение,
мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли.
Внушаемость
и
негативизм.
Эмоции:
эмоциональные
реакции,
эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание.
13

Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины
рассеянности.
Воспитание
внимания,
памяти,
воли.
Развитие
наблюдательности и мышления.
Демонстрация
Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого
подкрепления).
Двойственные
изображения.
Иллюзии
установки.
Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и
механическую память, консерватизм мышления и пр.
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов.
Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и
органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их
влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз,
надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация
Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.
Модель гортани с щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5 ч)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение.
Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы.
Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола
будущего ребёнка. Менструации и поллюции. Образование и развитие
зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в
матке. Развитие зародыша и плода.
Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины
отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя,
наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врождённые
заболевания. Заболевания, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и
др.; их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и
грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и
социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и
личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ
жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу.
Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Тематическое планирование
№
1

Тема

2

Введение. Науки, изучающие организм человека
Происхождение человека

3

Строение организма

Колво
часов
2
3
3
14

4

Опорно-двигательная система

8

5

Внутренняя среда организма

3

6

Кровеносная и лимфатические системы

6

7
8
9

Дыхание
Пищеварение
Обмен веществ и энергии

4
6
3

10

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

4

11
12

Нервная система
Анализаторы. Органы чувств

6
5

13

Высшая нервная деятельность. Поведение, психика

5

14
15

Эндокринная система
Индивидуальное развитие организма

2
8

16

Обобщение
Итого

1
70

1.
2.

1.1
1.2

3.

1.3

4.
5.
6.

2.1
2.2
2.3

7.
8.

3.1
3.2

фактически

Разделы и темы

По плану

Номер
№
раздел
ур
аи
ок
темы
а
урока

Кол-во часов

Календарно-тематическое планирование
Сроки
проведения

При
меча
ние
(при
чина
корр
екти
ровк
и)

1. Науки о человеке. Здоровье и его охрана (2)
Становление наук о человеке
1
03.09
Систематическое
положение 1
04.09
человека
Входная диагностическая работа. 1.
10.09
2. Происхождение человека (3)
Историческое прошлое людей
1.
11.09
Расы человека. Среда обитания
1.
17.09
Общий обзор организма человека 1
18.09
3. Строение организма (3)
Клеточное строение организма
1
24.09
Ткани организма человека. Л.Р. 1
25.09
15

9.

3.3

10
.
11
.
12
.
13
.
14
.
15
.
16
.
17
.

4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8

18 5.1
.
19 5.2
.

6.2

Иммунология
на
службе 1
13.11
здоровья
6. Кровеносная и лимфатическая системы (6)
Транспортные
системы 1
19.11
организма
Круги кровообращения
1
20.11

6.3

Строение и работа сердца

1

26.11

6.4

Регуляция кровоснабжения

1

27.11

6.5

Гигиена
сердечно-сосудистой 1
системы.
Первая
помощь
при 1
кровотечениях.
7. Дыхание (4)
Дыхательная система человека.
1

03.12

20 5.3
.
21
.
22
.
23
.
24
.
25
.
26
.

«Микроскопическое
строение
тканей человека»
Рефлекторная регуляция
1
01.10
4. Опорно-двигательная система (8)
Опорно-двигательная
система 1
02.10
человека
Скелет человека. Осевой скелет 1
08.10
и
Скелет конечностей Соединения 1
09.10
костей
Строение мышц. Обзор мышц 1
15.10
человека
Работа скелетных мышц и их 1
16.10
регуляция
Контрольная работа «Опорно- 1
22.10
двигательная система»
Нарушения опорно-двигательной 1
23.10
системы
Первая помощь при ушибах, 1
29.10
переломах костей и вывихах
суставов
5. Внутренняя среда организма (3)
Компоненты внутренней среды 1
30.10
организма
Борьба организма с инфекцией. 1
12.11
Иммунитет

6.1

6.6

27 7.1

04.12

10.12
16

28 7.2
.
29 7.3
.
30 7.4
.

31 8.1
.
32 8.2
.
33 8.3
.

34 8.4
35 8.5
.
36 8.6

37 9.1
.
38 9.2
.
39 9.3
.
40
.
41
.
42
.
43
.

Легочное и тканевое дыхание 1
Регуляция дыхания
Контрольная
работа 1
«Кровеносная и дыхательная
системы»
Болезни и травмы органов 1
дыхания:
их
профилактика,
первая помощь.
8. Пищеварение (6)
Питание и пищеварение
1

11.12

Пищеварение в ротовой полости

1

25.12

Пищеварение в желудке и 1
двенадцатиперстной кишке. Л.Р.
«Изучение
действия
желудочного сока на белки»
Функции толстого кишечника
1
Регуляция пищеварения
1

14.01

17.12

18.12

24.12

15.01
21.01

Гигиена органов пищеварения. 1
22.01
Предупреждение
желудочнокишечных инфекций
9. Обмен веществ и энергии (3)
Обмен веществ и энергии .
1
28.01
Витамины

1

29.01

10.3

Энергозатраты
человека
и 1
04.02
пищевой рацион
10.Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4)
Кожа – наружный покровный 1
05.02
орган
Уход за кожей. Гигиена одежды
11.02
и обуви. Болезни кожи
Терморегуляция организма.
1
12.02

10.4

Мочевыделительная система

10.1
10.2

44 11.1
.
45 11.2
.

1

11.Нервная система (6)
Значение нервной системы
1
Строение нервной
Спинной мозг

системы. 1

18.02

19.02
25.02
17

46 11.3
.

47 11.4
.
48 11.5
.
49 11.6
.
50 12.1
.
51 12.2
.
52 12.3
.
53 12.4
.
54 12.5
.

Строение и функции отделов 1
головного мозга. Л.Р. «Изучение
строения
головного
мозга
человека»
Функции переднего мозга
1

26.02

04.03

Соматический и автономный 1
05.03
(вегетативный) отделы нервной
системы
11.03
Контрольная работа «Нервная 1
система»
12.Анализаторы. Органы чувств (5)
Анализаторы
1
12.03
Зрительный анализатор. П.Р.
1
«Изучение изменения размера
зрачка»

18.03

Гигиена зрения. Предупреждение 1
глазных болезней
Слуховой анализатор
1

19.03
25.03

Органы
равновесия,
кожно- 1
26.03
мышечное чувство, обоняние и
вкус
13.Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5)
55 13.1 Учения о высшей нервной 1
08.04
.
деятельности
56 13.2 Врожденные и приобретенные 1
09.04
.
программы поведения
57 13.3 Сон и сновидения
1
15.04
.
58 13.4 Речь и сознание. Познавательные 1
16.04
.
процессы
59 13.5 Воля. Эмоции. Внимание
1
22.04
.
14.Эндокринная система (2)
60 14.1 Роль эндокринной регуляции
1
23.04
.
61 14.2 Функция
желез
внутренней 1
29.04
.
секреции
15.Индивидуальное развитие организма (8)
62 15.1 Жизненные
циклы. 1
30.04
.
Размножение. Половая система
18

63
.
64
.
65
66
.
67
.
68
.
69
.

15.2

Развитие зародыша и плода.

1

06.05

15.3

1

07.05

1
1

13.05
14.05

15.6

Наследственные и врожденные
заболевания.
Итоговая контрольная работа
Развитие
ребенка
после
рождения.
Становление личности.

1

20.05

15.7

Интересы, склонности,

1

21.05

15.8

Способности и их развитие.

1

27.05

15.4
15.5

Итого с учетом выходных и праздничных дней __69___ часов

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».