ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа предназначена для обучения школьников плаванию в образовательных учреждениях начального общего образования составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, письма Министерства образования Ростовской области № 24/4.1 «О примерной структуре рабочих программ учителей». Данная программа ориентирована на использование учебников «Физическая культура» учебник для учащихся 5–7 классов, автор М.Я. Виленский, Москва: Просвещение, 2011.Физическая культура. 8-9 класс учебник для общеобразовательных организаций /В.И Лях – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. Срок реализации рабочей программы 1 год. Цель: Овладение жизненно необходимым навыком плавания через активизацию интереса к учебному предмету «Физическая культура» в общеобразовательном учреждении. Задачи решаемые на уроках плавания: - укрепление здоровья и закаливание; - увеличение двигательной активности учащихся; - овладение жизненно необходимым навыком плавания; - обучение основам техники плавания в широком кругу двигательных навыков; - приобретение разносторонней физической подготовленности, развитие аэробной выносливости, общей выносливости, скоростно-силовых и координационных возможностей; - формирование устойчивого интереса, мотиваций к занятиям плаванием и здоровому образу жизни; элементы прикладного плавания; - воспитание морально-эстетических и волевых качеств. Место предмета в базисном учебном плане. Количество часов по учебному плану МБОУ СОШ № 3 всего 36 часов; в неделю 1 час. Планируемые результаты освоения учебного предмета В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 8 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре. Личностные результаты -Воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; - Знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества; - Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; - Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; - Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; Метапредметные результаты - уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; - умение формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности. Предметные результаты - В основной школе в соответствии с ФГОС основного общего образования результаты изучения предмета «Физическая культура» (раздел плавания) должны отражать: - понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств. В активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; - овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; - приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий плаванием с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умений оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга - расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять функциональные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией; - формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма. В результате обучения учащиеся осваивают минимальный теоретический объём представлений о плавании, знакомятся с основными способами плавания, существующими в этом виде спорта, видами прикладного плавания, развивают физические качества: силу; выносливость; координацию, развивают определенный уровень физической подготовки; № 1 2 3 Учебный план Распределение учебного времени на изучение программного материала (в разделе плавание) Вид программного материала Количество часов Основы знаний: 1 Знания по истории плавания и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепления мира и дружбы между народами; Правила поведения в бассейне во время урока, меры безопасности. Физическое развитие человека средствами плавания. Организация и планирование самостоятельных занятий плаванием. Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие при занятиях плаванием. Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта; Режим дня, его основное содержание. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий плаванием на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки средствами плавания. Проведение банных процедур. Оказание помощи при транспортировке не умеющих плавать с использованием подручных плавающих средств. (теоретические знания даются в подготовительной части урока) Освоение с водой (подготовительные упражнения) Кроль на спине 4 часа Кроль на груди 5 часов Брасс 4 часа Баттерфляй 4 часа Элементы прикладного плавания 5 часов Закрепление навыка избранного 5 часов способа плавания 5 часов (контрольные срезы изученного материала проводятся во время урока) 2 часа Игры, эстафеты Сдача нормативов Всероссийского комплекса норм ГТО Всего часов 34 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Раздел плавание_КЛАСС___8____ КОЛ-ВО ЧАСОВ__34__ № Тема урока 1 2 3 4 5 Т.Б. Основы знаний. Обучение технике плавания кролем на спине Обучение технике плавания кролем на спине Обучение технике плавания кролем на спине Обучение технике плавания кролем на спине Колво часов 1 1 Датаплан 1 15.09 1 22.09 1 29.09 01.09 08.09 Дата-факт Примечание. Причина корректировки Эстафетное плавание кролем на 1 06.10 спине 7 Обучение технике плавания 1 13.10 способом баттерфляй 8 Обучение технике плавания 1 20.10 способом баттерфляй 9 Обучение технике плавания 1 27.10 способом баттерфляй 10 Обучение технике плавания 1 10.11 способом баттерфляй 11 Эстафетное плавание способом 1 17.11 баттерфляй 12 Обучение технике плавания 1 24.11 способом брасс 13 Обучение технике плавания 1 01.12 способом брасс 14 Обучение технике плавания 1 08.12 способом брасс 15 Обучение технике плавания 1 15.12 способом брасс 16 Эстафетное плавание способом 1 22.12 брасс 17 Обучение технике плавания 1 29.12 кролем на груди 18 Обучение технике плавания 1 19.01 кролем на груди 19 Обучение технике плавания 1 26.01 кролем на груди 20 Обучение технике плавания 1 02.02 кролем на груди 21 Эстафетное плавание кролем на 1 09.02 груди 22 Плавание на дистанции 50 м 1 16.02 Сдача норм ГТО 23 Способы прикладного плавания 1 02.03 24 Плавание в сложных условиях 1 09.02 25 Плавание с предметами и 1 16.03 грузами 26 Транспортировка не умеющих 1 23.03 плавать с использованием подручных плавающих средств 27 Подъём пострадавшего со дна. 1 06.04 28 Совершенствование техники 1 13.04 плавания избранным способом 29 Совершенствование техники 1 20.04 плавания избранным способом 30 Развитие общей выносливости 1 27.04 средствами плавания 31 Развитие общей выносливости 1 04.05 средствами плавания 32 Эстафетное плавание 1 11.05 33 Игры. Эстафеты. 1 18.05 34 Игры. Эстафеты. 1 25.05 С учетом выходных и праздничных дней - 34 часа 6 Материально техническое обеспечение 1. Подготовка юных пловцов. Макаренко Л.П. М.: физкультура и спорт,1974 2.Плавание. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Под ред. А.А. Кашкина, О.И. Попова, В.В. Смирнова — М.: «Советский спорт», 2006 3.Обучение детей плаванию в раннем возрасте. Учебно-методическое пособие. Н.Л. Петрова, В.А. Баранов — М.: «Советский спорт», 2006 4.Плавание. Под ред. В.Н. Платонова — Киев.: Олимпийская литература, 2000 5.Плавание 100 лучших упражнений. БлайтЛюсеро; (перевод с английского Т. Платоновой). - М Эксимо, 2010 6.Комплексная программа Физического воспитания учащихся 1-11 классов- Москва: «Просвещение», 2008 7. Примерные программы основного общего образования Физическая культура. Руководители проекта: А.А. Кузнецов, М.В.Рыжаков, А.М. Кондаков– М.: Просвещение,2010. – (Стандарты второго поколения)