муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры Гуманитарного,художественно-эстетического и оздоровительного цикла СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________Яценко Н.А. подпись МБОУ СОШ №3 От 30.08.2021 г. № 2 ___________ секретарь МО Храмченкова Ю.Г. Подпись УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ №3 _______________________________________________ Приказ от_________________________________________№___________________ И.А. Золотова Подпись руководителя____________________________________________________ Печать РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыке 8 класс Учитель: Гревнак Алина Олеговна (первая квалификационная категория) на 2021-2022 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по музыке 8 класса разработана на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города КаменскШахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, учётом примерной программы основного общего образования по музыке для 8 класса разработана на основе авторской программы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской «Музыка. 5-8 классы», издательство «Просвещение» 2018г. Цели и задачи Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей: - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; - развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса, - освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; - воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем: - научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека; - содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру; - воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях; - способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства; - научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний; - сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений; - развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве; - воспитывать культуру мышления и речи. Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета «музыка» в учебном плане Широкое культурологическое пространство программы позволяет осуществлять выходы за пределы музыкального искусства, включать в контекст уроков музыки сведения из истории, произведения литературы, изобразительного искусства, которые способствуют общему и музыкальному развитию учащихся, формированию их ассоциативно-образного мышления, познавательных интересов, становлению творческих способностей развивающейся личности. Предмет «Музыка» изучается на ступени общего образования в качестве обязательного предмета в 8 классах в о объеме 34 ч. 1 час в неделю. Планируемые результаты Изучение курса музыки в 8 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов: в направлении личностного развития: -формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров; -принятие мультикультурной картины современного мира; -становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; -формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; -готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; -умение познавать мир через музыкальные формы и образы. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся: Регулятивные УУД: – умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; – умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; – умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; – владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные УУД: – умение определять понятие, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы; – смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; – умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные УУД: – умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; – формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию3. Содержание учебного предмета «Музыка» 8 класс Изучение музыки на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира; • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения; • развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.). Общая характеристика учебного предмета Особенности содержания курса «Музыка» в основной школе обусловлены формированием у учащихся потребности в общении с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры происходит в опоре на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение), развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов. Программа предполагает расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию. Овладение основами музыкальной грамотности осуществляется в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту. В основной школе происходит становление и развитие динамической системы ценностных ориентаций и мотиваций. При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию. В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры, становление собственных творческих инициатив в мире музыки. Организация учебного процесса Основной формой организации учебного процесса является урок. Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. Основные содержательные линии: Музыка как вид искусства Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационнообразных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Народное музыкальное творчество Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. РимскийКорсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы. Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет). Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторыпесенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки. Современная музыкальная жизнь Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках. Значение музыки в жизни человека Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Содержание учебного предмета по годам обучения Тема 1 полугодия: « Классика и современность» Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование целостного представления о музыкальном искусстве. Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония, симфония-действо и др.). Тема 2 полугодия: «Традиции и новаторство в музыке» Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители. Классическая музыка в современных обработках. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом. Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур. Тематическое планирование № п/п Наименование разделов 1. 2. «Классика и современность» «Традиции и новаторство в музыке» Итого Кол-во часов 16 ч 18 ч 34 ч Календарно-тематическое планирование по музыке 7 класс № № п/п раздела Тема урока (раздел) и темы урока 1. «Классика и современность» 16 ч. 1 1.1 Классика в нашей жизни. Примеча ние Кол-во Дата Дата Причина часов (план) (факт) корректи ровки 1 03.09 03.09 2 3 4 5 6 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 7 8 1.8 1.9 9 10 11 12 1.10 1.11 1.12 1.13 13 14 15 1.14 1.15 1.16 16 В музыкальном театре. Опера. Опера 1 «Князь Игорь». В музыкальном театре. Опера «Князь 1 Игорь». Русская эпическая опера. В музыкальном театре. Балет. Балет 1 «Ярославна» В музыкальном театре. Балет Б.И. 1 Тищенко «Ярославна». В музыкальном театре. Мюзикл. Рок1 опера. «Человек есть тайна». Рок-опера Э. Артемьева «Преступление и 1 наказание». Мюзикл Ж Пресгюрвика. «Ромео и 1 Джульетта: от ненависти до любви». Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» Музыкальные 1 зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена 1 «Пер Гюнт». «Гоголь –сюита» из музыки к 1 спектаклю «Ревизская сказка». Музыка в кино. 1 Музыка к фильму «Властелин колец». В концертном зале. Симфония. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. 1 Шуберта» В концертном зале. Симфония № 5 П. 1 И. Чайковского. В концертном зале. Симфония № 1 1 («Классическая») С. Прокофьева. Музыка - это огромный мир, окружающий человека... 1 2. «Традиции и новаторство в музыке» 18ч. 17 2.1 Музыканты - извечные маги. 2.2 И снова в музыкальном театре. Опера 18 «Порги и Бесс» Дж. Гершвин. 2.3 Развитие традиций оперного 19 спектакля. 2.4 Опера «Кармен» самая популярная 20 опера в мире. Образ Кармен. 10.09 10.09 17.09 17.09 24.09 24.09 01.10 01.10 08.10 08.10 15.10 15.10 22.10 22.10 29.10 29.10 12.11 12.11 19.11 19.11 26.11 26.11 03.12 03.12 10.12 10.12 17.12 17.12 24.12 24.12 1 14.01 14.01 1 21.01 21.01 1 28.01 28.01 1 04.02 04.02 2.5 21 22 23 2.6 2.7 2.8 24 25 26 27 28 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 29 30 31 2.14 2.15 2.16 32 33 34 2.17 2.18 Опера «Кармен» самая популярная опера в мире. Образ Хозе и 1 Эскамильо. Портреты великих исполнителей. 1 Елена Образцова. Балет «Кармен-сюита». Новое 1 прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Хозе. 1 Образы «масок» и Тореадора. Портреты великих исполнителей. 1 Майя Плисецкая. Современный музыкальный театр. 1 Великие мюзиклы мира. Классика в современной обработке. 1 В концертном зале. Симфония № 7. Д. 1 Шостаковича («Ленинградская») В концертном зале. Симфония № 7. Д. Шостаковича («Ленинградская»). 1 Литературные страницы. Аттестационная контрольная работа. 1 Музыка в храмовом синтезе искусств. 1 Неизвестный Свиридов цикл «Песнопения и молитвы». Свет 1 фресок Дионисия – миру. Музыкальные завещания потомкам. 1 Пусть музыка звучит! Обобщающий урок: «Традиции и новаторство в 1 музыке». 11.02 11.02 18.02 18.02 25.02 25.02 04.03 04.03 11.03 11.03 18.03 18.03 25.04 25.04 08.04 08.04 15.04 15.04 22.04 29.04 22.04 29.04 06.05 06.05 13.05 13.05 20.05 20.05