Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» разработана на основе рекомендаций сотрудников Института возрастной физиологии РАО М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой, которые в свою очередь подготовлены на основе материалов, выполненных по заказу Минобрнауки России в рамках реализации мероприятия «Организационно-аналитическое сопровождение мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» в 2011 г. (руководитель проекта – Синягина Н.Ю, директор ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи»). Основные документы, используемые при составлении рабочей программы: • Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года (с изменениями и дополнениями); • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577); • Основная образовательная программа основного общего образования ГБПОУ СОЧГК им.О.Колычева. • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 01.01.2011) раздел 2.9.; • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников. • Постановление Правительства Российской Федерации «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения до 2020 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-р), Планируемые результаты Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения; умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности. добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся. преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков). умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). слушать и понимать речь других. Предметные результаты: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; знакомство с миром профессий и важностью правильного выбора профессии. осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства; овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда. Содержание программы Программа курса по формированию культуры здорового питания обучающихся 9 класса состоит из 5 тематических разделов. 1. Введение. Здоровье человека и основы правильного питания. 2. Алиментарно-зависимые заболевания. 3. Физиология питания. 4. Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов. 5. Санитария и гигиена питания. Раздел 1. Введение. Здоровье человека и факторы, его определяющие. Введение. Строение тела человека - общий обзор. Системы органов. Работа систем органов. Викторина «Знаю ли я себя?» Что такое здоровье? Состояние здоровья современного человека. Факторы, влияющие на состояние здоровья школьников. Пищевые продукты и питательные вещества. Полезные и вредные продукты. Пирамида здорового питания. Режим питания. Составление меню выходного дня. Раздел 2. Алиментарно-зависимые заболевания. Алиментарно-зависимые заболевания и факторы их вызывающие. Нарушение питания и факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Меры профилактики алиментарно-зависимых заболеваний. БАДы. Раздел 3. Физиология питания. Строение пищеварительной системы человека. Механизм пищеварения. Обмен веществ в организме человека. Заболевания, связанные с нарушением обмена веществ. Рацион питания школьника. Раздел 4. Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов Традиции питания разных народов. Питание народов России. Диеты. Полезные и вредные продукты. Фастфуд. Кулинарная обработка пищевых продуктов. Приемы и способы кулинарной обработки пищевых продуктов. Раздел 5. Санитария и гигиена питания Основные функции и правила гигиены питания. Пищевые отравления. Инфекционные заболевания. Паразитарные заболевания. Правила первой помощи при пищевых отравлениях. Календарно - тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Название Состояние здоровья современного человека. Кто ответственен за мое здоровье. Здоровье и профессия- дискуссия. Режим дня. Исследовательский проект «Таймменеджмент и здоровье» Проект «Как мы реагируем на социальное влияние» Факторы, влияющие на состояние здоровья школьников. Особенности обменных процессов, происходящих в организме человека в соответствии с возрастными периодами. Алиментарно-зависимые заболевания и факторы, их вызывающие. Нарушение питания и факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Меры профилактики алиментарно-зависимых заболеваний. Физиологические нормы, потребности в основных питательных веществах и энергии. Механизмы пищеварения и правильные характер обмена веществ в организме человека. Правила построения рационов питания для различных возрастных групп населения. Современные тенденции развития индустрии питания в Российской Федерации и за рубежом. Особенности питания учащихся. Лечебно-профилактическое, диетическое питание, питание в предприятиях открытой сети. Структура ассортимента продукции общественного питания. Приемы и способы кулинарной обработки пищевых продуктов. Проект «Домашнее меню» Конкурс презентаций «Домашнее меню» Нормы питания, адекватные физиологической нагрузке, возрастным и половым особенностям школьников. Всё ли полезно, что в рот полезло? – викторина. Как определить качество питания. Как определить качество питания. Вкусная азбука. Избыточная масса тела – результат «качественного питания»? Количество часов Дата 1 1 1 1 03.09.20 10.09.20 17.09.20 24.09.20 1 1 01.10.20 08.10.20 1 15.10.20 1 22.10.20 1 29.10.20 1 12.11.20 1 19.11.20 1 26.11.20 1 03.12.20 1 10.12.20 1 1 17.12.20 24.12.20 1 14.01.21 1 21.01.21 1 1 1 28.01.21 04.02.21 11.02.21 1 1 1 1 1 18.02.21 25.02.21 04.03.21 11.03.21 18.03.21 Примечание. Причина корректировки 27 28 29 30 31 32 33 34 Найти волшебную диету. Культура питания: встречаем друзей. Вкусные традиции моей семьи. Питание школьников во время подготовки к экзаменам. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности продуктов. Микробиологическая безопасность. Загрязнение пищевых продуктов. Допустимые нормы по показателям безопасности пищевых продуктов. Правильное питание – это здоровье и красота.. С учетом праздничных и выходных дней - 34 часа 1 1 1 1 25.05.21 08.04.21 15.04.21 22.04.21 1 29.04.21 1 1 06.05.21 13.05.21 1 20.05.21 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Список литературы: Бакуменко О.Е., Васнева И.К., Доронин А.Ф. Образ жизни и питание учащихся: монография. М.: «МГУПП». – 2017. Доронин А.Ф., Бакуменко О.Е., Панфилова С.Н. Конспект лекций по дисциплине «Технология продуктов детского питания» М.: «МГУПП». – 2018. Ипатова Конышев В.А. «Ты то, что ты ешь: азбука питания». М.: «Эксмо». - 2017 Поздняковский В.М. Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов. Новосибирск « Сибирский университет». – 2017. Рогов И.А., Антипова Л.В., Дунченко Н.И. Химия пищи. М.: «КолосС». – 2017. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.2408-10 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». Дополнения и изменения № 22 к СанПиН 2.3.2.1078-01. Спиричев В.Б. «Что могут и чего не могут витамины». М.: «Миклош». – 2018. Ткаченко Е.И., Успенский Ю.П. Питание, микробиоценоз и интеллект человека. СПб.: «Спецлит». - 2018