муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры гуманитарного, художественноэстетического и оздоровительного цикла МБОУ СОШ №3 От 30.08.2021 г. № 2 ________ секретарь Храмченкова Ю.Г. подпись СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________Яценко Н.А. подпись 30.08.2021г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ №3 _______________________________________________ Приказ от _______30.08.2021_________________________№_246_______________ И.А. Золотова Подпись руководителя____________________________________________________ Печать РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОДНКНР 5-а, 5-б классы Учитель: Куштаева Светлана Ильинична (высшая квалификационная категория) на 2021-2022 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по ОДНКНР в средней школы разработана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в пятом классе. Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса на 2021-2022 учебный год составлена в соответствии с примерной программой основного общего образования, с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29.12.1012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» ( в ред. От 24.04.2015 № 362-ЗС). Устав МБОУ СОШ №3 Учебный план МБОУ СОШ №3 на 2021-22 учебный год Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №3 Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования пр. №345 от 28 декабря 2018 года Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» от 04. 02. 2010 года № Пр271 «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжают формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы: 1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»). 2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»). 3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»). Цели изучения ОДНКНР в основной школе следующие: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы 2 духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Место предмета в учебном плане Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков. Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают: – организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»; – отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы); – последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на ступени основного общего образования в качестве внеурочной деятельности в 5 классе в объеме 34 часа, исходя из 1 часа в неделю. УМК Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Виноградовой Н.Ф. Основы духовнонравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 160 с. : ил. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФГОС) Личностными результатами обучения ОДНКНР в средней школе являются: В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это: 3 • готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,взаимоотношения со сверстниками; • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками. Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир: · формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества; · воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо отих возраста, национальности, вероисповедания; · понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; · формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебныхдействий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них: · владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров); · овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме; · овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений); · освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; · умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда. Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач: · осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; · использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами; · расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. Требования к уровню подготовки обучающихся. Предметными результатами изучения курса ОДНКНР 5 класса являются: Личностные результаты: – осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); – понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения; – проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; – стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Универсальные учебные действия. 4 Познавательные: – характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»; – сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; – различать культовые сооружения разных религий; – формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов. Коммуникативные: – рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России; – кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.). Рефлексивные: – оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»; – анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: – анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся: ·Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. · Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовнонравственными ценностями. · Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. · Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. · Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. · Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. · Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. · · К концу обучения учащиеся смогут научиться: Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. ·Работать с историческими источниками и документами СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА ОДНКНР - 5 класс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. 34 часа, 1 час в неделю Раздел 1. В мире культуры.( 4 часа) Величие многонациональной российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки. 5 Раздел 2. Нравственные ценности российского народа ( 14 часов) «Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. Раздел 3. Религия и культура ( 10 часов) Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь. Раздел 4. Как сохранить духовные ценности ( 4 часа) Забота государства о сохранении духовных ценностей. 6 Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Раздел 5. Твой духовный мир. ( 3 часа) Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. 5 класс ( 1 час в неделю, всего - 34 ч. ) № п/п 1 2 3 4 5 Итого Тема Кол-во часов Раздел 1. В мире культуры Раздел 2. Нравственные ценности российского народа Раздел 3. Религия и культура Раздел 4. Как сохранить духовные ценности Раздел 5. Твой духовный мир 4 14 10 4 2 34 Календарно-тематическое планирование по ОДНКНР 5-а класс ( 33 часа, 1 час в неделю) № п/п №в разд. 1 1 2 2 3 4 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Тема урока колво час. Раздел 1. В мире культуры (4 часа) 1 Величие многонациональной российской Дата План 04.09 культуры 1 11.09 Величие многонациональной российской культуры 1 18.09 Человек–творец и носитель культуры 1 25.09 Человек–творец и носитель культуры Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (14 часов) 1 02.10 «Береги землю родимую, как мать любимую». 1 09.10 «Береги землю родимую, как мать любимую». 1 16.10 Жизнь ратными подвигами полна. 1 23.10 Жизнь ратными подвигами полна. 1 07.11 В труде - красота человека 1 14.11 В труде - красота человека 1 21.11 «Плод добрых трудов славен» 1 28.11 «Плод добрых трудов славен» 1 05.12 Люди труда 1 12.12 Люди труда 1 19.12 Бережное отношение к природе 1 26.12 Бережное отношение к природе 1 16.01 Семья - хранитель духовных ценностей 7 Факт 1 23.01 Семья - хранитель духовных ценностей Раздел 3. Религия и культура (10 часов) 19 1 1 30.01 Роль религии в развитии культуры 20 2 1 06.02 Роль религии в развитии культуры 21 3 1 13.02 Культурное наследие христианской Руси 22 4 1 20.02 Культурное наследие христианской Руси 23 5 1 27.02 Культура ислама 24 6 1 06.03 Культура ислама 25 7 1 13.03 Иудаизм и культура 26 8 1 20.03 Иудаизм и культура 27 9 1 03.04 Культурные традиции буддизма 28 10 1 10.04 Культурные традиции буддизма Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (4 часа) 29 1 1 17.04 Забота государства о сохранении духовных ценностей 30 2 1 24.04 Забота государства о сохранении духовных ценностей 31 3 1 08.05 Хранить память предков 32 4 1 15.05 Хранить память предков Раздел 5. Твой духовный мир (2 часа) 33 1 1 22.05 Твой духовный мир Итого: 33 часа с учетом праздничных и выходных дней 18 14 Календарно-тематическое планирование по ОДНКНР 5-б класс ( 33 часа, 1 час в неделю) № п/п №в разд. 1 1 2 2 3 4 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Тема урока колво час. Раздел 1. В мире культуры (4 часа) 1 Величие многонациональной российской Дата План 01.09 культуры 1 08.09 Величие многонациональной российской культуры 1 15.09 Человек–творец и носитель культуры 1 22.09 Человек–творец и носитель культуры Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (14 часов) 1 29.09 «Береги землю родимую, как мать любимую». 1 06.10 «Береги землю родимую, как мать любимую». 1 13.10 Жизнь ратными подвигами полна. 1 20.10 Жизнь ратными подвигами полна. 1 27.10 В труде - красота человека 1 14.11 В труде - красота человека 1 21.11 «Плод добрых трудов славен» 1 28.11 «Плод добрых трудов славен» 1 05.12 Люди труда 1 12.12 Люди труда 1 19.12 Бережное отношение к природе 1 26.12 Бережное отношение к природе 1 16.01 Семья - хранитель духовных ценностей 1 23.01 Семья - хранитель духовных ценностей Раздел 3. Религия и культура (10 часов) 8 Факт 1 30.01 Роль религии в развитии культуры 1 06.02 Роль религии в развитии культуры 1 13.02 Культурное наследие христианской Руси 1 20.02 Культурное наследие христианской Руси 1 27.02 Культура ислама 1 06.03 Культура ислама 1 13.03 Иудаизм и культура 1 20.03 Иудаизм и культура 1 03.04 Культурные традиции буддизма 1 10.04 Культурные традиции буддизма Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (4 часа) 29 1 1 17.04 Забота государства о сохранении духовных ценностей 30 2 1 24.04 Забота государства о сохранении духовных ценностей 31 3 1 08.05 Хранить память предков 32 4 1 15.05 Хранить память предков Раздел 5. Твой духовный мир (2 часа) 33 1 1 22.05 Твой духовный мир Итого: 33 часа с учетом праздничных и выходных дней 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Критерии контроля и нормы оценочной деятельности для оценивания устного ответа на уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: При оценивании устного ответа обучающегося оценка ставится: 1.за устный ответ на обобщающем уроке; за устные индивидуальные ответы учащегося на уроке 2. за исправление ответов учащихся 3.за умение использовать в ответе различные источники знаний ( текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы) 4. за выполнение домашней работы; 5. за работу в группах по какой-либо теме; 6. за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы; 7. за ролевую игру или викторину 8.за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме; Оценивание устного ответа по ОДНКНР Отметка «5» ставится, если учащийся дал полное описание события, явления (названы характерные черты, приведены главные факты); ответ логически выстроен, суждения аргументированы; явления рассмотрены в историческом контексте, соотнесены с другими событиями; раскрыты причинно – следственные связи; при сравнении показаны черты общего и различия Отметка «4» ставится, если учащийся назвал главные характерные черты события, явления без необходимой конкретизации их фактами; ответ недостаточно полон (логичен, аргументирован); недостаточно раскрыты связи событий, их преемственность; при сравнении черты общего и различия раскрыты неполно; допущены неточности. Отметка «3» ставится, если приведены единичные элементы характеристики (даты, факты, имена и т. д.); изложены единичные факты, фрагментарные сведения без раскрытия исторических связей событий; в сравнении указана только одна общая черта или только единичные различия; ответ неполон, непоследователен. Критерии оценки письменных ответов в тестовом формате по ОДНКНР: 80% от максимальной суммы баллов – отметка «5» 9 60-80% - отметка «4» 40-60% - отметка «3» 0-40% - отметка «2» 10