Рабочая программа по ОДНКНР 5А, 5Б класс

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
гуманитарного, художественноэстетического и оздоровительного цикла
МБОУ СОШ №3
От 30.08.2021 г. № 2
________ секретарь Храмченкова Ю.Г.
подпись

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Яценко Н.А.
подпись

30.08.2021г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №3 _______________________________________________
Приказ от _______30.08.2021_________________________№_246_______________
И.А. Золотова
Подпись руководителя____________________________________________________
Печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОДНКНР 5-а, 5-б классы
Учитель: Куштаева Светлана Ильинична
(высшая квалификационная категория)
на 2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по ОДНКНР в средней школы разработана в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение
новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
предполагается в пятом классе.
Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» для 5 класса на 2021-2022 учебный год составлена в соответствии с примерной программой
основного общего образования, с учетом требований Федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования, на основании следующих нормативно-правовых
документов:

Федеральный закон от 29.12.1012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» ( в ред. От
24.04.2015 № 362-ЗС).

Устав МБОУ СОШ №3

Учебный план МБОУ СОШ №3 на 2021-22 учебный год

Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №3

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования пр. №345 от 28 декабря 2018 года

Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» от 04. 02. 2010 года № Пр271
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжают формирование
первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в
культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает
возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о
нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной
страны.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования
учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс,
направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса
состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных
отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно
общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть
его
интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие
школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на
следующие основные разделы:
1.
Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской
культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2.
Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной
жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные
ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3.
Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных
религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

Цели изучения ОДНКНР в основной школе следующие:
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс
воспитания не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского
государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав
национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы
2

духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих
ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их
возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к
социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы,
включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего
государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического
мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет
решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями.
Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно
хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной
в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

Место предмета в учебном плане
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе
является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других
предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории»,
«Изобразительного искусства».
Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с
программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что
обогатит содержание и методы проведения уроков.
Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов
обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией,
представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной
жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния
разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим
вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика
учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного
содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на ступени основного
общего образования в качестве внеурочной деятельности в 5 классе в объеме 34 часа, исходя из 1
часа в неделю.

УМК
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» Виноградовой Н.Ф. Основы духовнонравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф,
2016. – 160 с. : ил.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,
КУРСА (ФГОС)
Личностными результатами обучения ОДНКНР в средней школе являются:
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования
содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые
должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
3

• готовность к нравственному саморазвитию;
способность
оценивать
свои
поступки,взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные
качества,
позволяющие
успешно
осуществлять
различную
деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая
группа
целей
передает
социальную
позицию
школьника,
сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
·
формирование
основ
российской
гражданской
идентичности,
понимания
особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей
многонационального российского общества;
· воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо отих
возраста, национальности, вероисповедания;
·
понимание
роли
человека
в
обществе,
принятие
норм
нравственного
поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
·
формирование
эстетических
потребностей,
ценностей
и
чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебныхдействий разного типа
(познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно
формируются средствами данного предмета. Среди них:
· владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых
средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения
(готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе
религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и
разнообразной форме;
· овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ,
обобщение, построение рассуждений);
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных
задач:
· осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
· использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
·
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Требования к уровню подготовки обучающихся.
Предметными результатами изучения курса ОДНКНР 5 класса являются:
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство
привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю
России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в
совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников
диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия.
4

Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие,
доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в
соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в
разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся
научатся:
·Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать
главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
·
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовнонравственными ценностями.
· Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников
беседы, добавлять, приводить доказательства.
· Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный
портрет героя.
· Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
· Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
· Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и
практических задач.
·
·

К концу обучения учащиеся смогут научиться:
Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения
человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы
саморазвития.
·Работать с историческими источниками и документами

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
ОДНКНР - 5 класс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Виноградовой
Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: Н.Ф. Виноградова, В.И.
Власенко, А.В. Поляков.
34 часа, 1 час в неделю
Раздел 1. В мире культуры.( 4 часа)
Величие многонациональной российской культуры.
Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей
разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д.
Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры.
Вне культуры жизнь человека
невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные
установки.
5

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа ( 14 часов)
«Береги землю родимую, как мать любимую».
Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных
народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна.
Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма
Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий
Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека.
Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…».
Буддизм, ислам, христианство о труде и
трудолюбии.
Люди труда.
Примеры самоотверженного труда людей разной национальности
на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе.
Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей.
Роль семьи в жизни человека. Любовь,
искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О
любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме,
исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в
фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура ( 10 часов)
Роль религии в развитии культуры.
Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси.
Принятие христианства на Руси,
влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья
Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние
особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение.
Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама.
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)
– золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской
литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство
народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский
календарь.
Иудаизм и культура.
Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея.
Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.
Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма.
Распространение буддизма в России.
Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский
календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности ( 4 часа)
Забота государства о сохранении духовных ценностей.
6

Конституционные
гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников
духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков.
Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир. ( 3 часа)
Что составляет твой духовный мир.
Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие
духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.

5 класс
( 1 час в неделю, всего - 34 ч. )
№
п/п
1
2
3
4
5
Итого

Тема

Кол-во часов

Раздел 1. В мире культуры
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
Раздел 3. Религия и культура
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Раздел 5. Твой духовный мир

4
14
10
4
2
34

Календарно-тематическое планирование по ОДНКНР 5-а класс
( 33 часа, 1 час в неделю)
№
п/п

№в
разд.

1

1

2

2

3
4

3
4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Тема урока

колво
час.
Раздел 1. В мире культуры (4 часа)
1
Величие многонациональной российской

Дата
План

04.09

культуры
1
11.09
Величие многонациональной российской
культуры
1
18.09
Человек–творец и носитель культуры
1
25.09
Человек–творец и носитель культуры
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (14 часов)
1
02.10
«Береги землю родимую, как мать любимую».
1
09.10
«Береги землю родимую, как мать любимую».
1
16.10
Жизнь ратными подвигами полна.
1
23.10
Жизнь ратными подвигами полна.
1
07.11
В труде - красота человека
1
14.11
В труде - красота человека
1
21.11
«Плод добрых трудов славен»
1
28.11
«Плод добрых трудов славен»
1
05.12
Люди труда
1
12.12
Люди труда
1
19.12
Бережное отношение к природе
1
26.12
Бережное отношение к природе
1
16.01
Семья - хранитель духовных ценностей
7

Факт

1
23.01
Семья - хранитель духовных ценностей
Раздел 3. Религия и культура (10 часов)
19
1
1
30.01
Роль религии в развитии культуры
20
2
1
06.02
Роль религии в развитии культуры
21
3
1
13.02
Культурное наследие христианской Руси
22
4
1
20.02
Культурное наследие христианской Руси
23
5
1
27.02
Культура ислама
24
6
1
06.03
Культура ислама
25
7
1
13.03
Иудаизм и культура
26
8
1
20.03
Иудаизм и культура
27
9
1
03.04
Культурные традиции буддизма
28
10
1
10.04
Культурные традиции буддизма
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (4 часа)
29
1
1
17.04
Забота государства о сохранении духовных
ценностей
30
2
1
24.04
Забота государства о сохранении духовных
ценностей
31
3
1
08.05
Хранить память предков
32
4
1
15.05
Хранить память предков
Раздел 5. Твой духовный мир (2 часа)
33
1
1
22.05
Твой духовный мир
Итого: 33 часа с учетом праздничных и выходных дней

18

14

Календарно-тематическое планирование по ОДНКНР 5-б класс
( 33 часа, 1 час в неделю)
№
п/п

№в
разд.

1

1

2

2

3
4

3
4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Тема урока

колво
час.
Раздел 1. В мире культуры (4 часа)
1
Величие многонациональной российской

Дата
План

01.09

культуры
1
08.09
Величие многонациональной российской
культуры
1
15.09
Человек–творец и носитель культуры
1
22.09
Человек–творец и носитель культуры
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (14 часов)
1
29.09
«Береги землю родимую, как мать любимую».
1
06.10
«Береги землю родимую, как мать любимую».
1
13.10
Жизнь ратными подвигами полна.
1
20.10
Жизнь ратными подвигами полна.
1
27.10
В труде - красота человека
1
14.11
В труде - красота человека
1
21.11
«Плод добрых трудов славен»
1
28.11
«Плод добрых трудов славен»
1
05.12
Люди труда
1
12.12
Люди труда
1
19.12
Бережное отношение к природе
1
26.12
Бережное отношение к природе
1
16.01
Семья - хранитель духовных ценностей
1
23.01
Семья - хранитель духовных ценностей
Раздел 3. Религия и культура (10 часов)
8

Факт

1
30.01
Роль религии в развитии культуры
1
06.02
Роль религии в развитии культуры
1
13.02
Культурное наследие христианской Руси
1
20.02
Культурное наследие христианской Руси
1
27.02
Культура ислама
1
06.03
Культура ислама
1
13.03
Иудаизм и культура
1
20.03
Иудаизм и культура
1
03.04
Культурные традиции буддизма
1
10.04
Культурные традиции буддизма
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (4 часа)
29
1
1
17.04
Забота государства о сохранении духовных
ценностей
30
2
1
24.04
Забота государства о сохранении духовных
ценностей
31
3
1
08.05
Хранить память предков
32
4
1
15.05
Хранить память предков
Раздел 5. Твой духовный мир (2 часа)
33
1
1
22.05
Твой духовный мир
Итого: 33 часа с учетом праздничных и выходных дней
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Критерии контроля и нормы оценочной деятельности для оценивания устного ответа на
уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
При оценивании устного ответа обучающегося оценка ставится:
1.за устный ответ на обобщающем уроке; за устные индивидуальные ответы учащегося на уроке
2. за исправление ответов учащихся
3.за умение использовать в ответе различные источники знаний ( текст учебника, рассказ учителя,
наглядные материалы)
4. за выполнение домашней работы;
5. за работу в группах по какой-либо теме;
6. за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы;
7. за ролевую игру или викторину
8.за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме;
Оценивание устного ответа по ОДНКНР
Отметка «5» ставится, если учащийся дал полное описание события, явления (названы характерные
черты, приведены главные факты); ответ логически выстроен, суждения аргументированы; явления
рассмотрены в историческом контексте, соотнесены с другими событиями; раскрыты причинно –
следственные связи; при сравнении показаны черты общего и различия
Отметка «4» ставится, если учащийся назвал главные характерные черты события, явления без
необходимой конкретизации их фактами; ответ недостаточно полон (логичен, аргументирован);
недостаточно раскрыты связи событий, их преемственность; при сравнении черты общего и
различия раскрыты неполно; допущены неточности.
Отметка «3» ставится, если приведены единичные элементы характеристики (даты, факты, имена и
т. д.); изложены единичные факты, фрагментарные сведения без раскрытия исторических связей
событий; в сравнении указана только одна общая черта или только единичные различия; ответ
неполон, непоследователен.
Критерии оценки письменных ответов в тестовом формате по ОДНКНР:
80% от максимальной суммы баллов – отметка «5»
9

60-80% - отметка «4»
40-60% - отметка «3»
0-40% - отметка «2»

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».