Рабочая программа по ОДНКНР 9 класс

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
гуманитарного, художественноэстетического и оздоровительного цикла
МБОУ СОШ №3
От 30.08.2021 г. № 2
________ секретарь Храмченкова Ю.Г.
подпись

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Яценко Н.А.
подпись

30.08.2021г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №3 _______________________________________________
Приказ от _______30.08.2021_________________________№_246_______________
И.А. Золотова
Подпись руководителя____________________________________________________
Печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОДНКНР 9 класс
Учитель: Куштаева Светлана Ильинична
высшая квалификационная категория
на 2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)
составлена на основе авторской программы комплексного учебного курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» для общеобразовательных учреждений: авторы
Н.В.Виноградова, В.И. Власенко, А.И. Поляков,
«Вентана-Граф», 2012, разработанной в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования. Данная авторская программа входит в систему учебно-методических
комплектов «Алгоритм успеха».
Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» для 9 класса на 2019-2020 учебный год составлена в соответствии с примерной программой
основного общего образования, с учетом требований Федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования, на основании следующих нормативно-правовых
документов:

Федеральный закон от 29.12.1012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» ( в ред. От
24.04.2015 № 362-ЗС).

Устав МБОУ СОШ №3

Учебный план МБОУ СОШ №3 на 2020-21 учебный год

Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №3

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования.
Цель учебного предмета «ОДНКНР»:
Формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального
народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
1. Знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур: православной,
мусульманской, буддийской, иудейской;
2. Развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни
личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, формирование у них
ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры;
4. Развитие способностей к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе
взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Место курса в учебном плане.
Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «ОДНКНР» в 9 классе в программе
предусмотрено 68 часов (2 часа в неделю).
Компонент ОУ (школьный компонент)

ОДНКНР

2 часа в неделю

Планируемые результаты освоения учебной программы «ОДНКНР» 9 класс
Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре других народов,
сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному
2

объединению, сотрудничеству, взаимодействию. В процессе изучения данного курса у учащихся
углубляется осознание идеи, что:

общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются
продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных
религиозных культур;

духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов
над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они
были заимствованы и какому народу изначально принадлежат.
В соответствии с федеральным образовательным стандартом основного общего образования
содержание данного курса должно определять достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны
произойти в личности субъекта обучения. Это:

готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и
взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного
взгляда на окружающий мир:

формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли
многонациональной России в современном мире;

осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство
привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю
России (элементы гражданской идентичности);

воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование ценностей многонационального российского общества;

воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю,
своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста,
национальности, вероисповедания;

проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в
совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников
диалога или деятельности;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения,
правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа
(познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно
формируются средствами данного предмета. Среди них:

владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых
средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения
(готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе
религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и
разнообразной форме;

овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ,
обобщение, построение рассуждений);

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
3


осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:

характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;

различать культовые сооружения разных религий;

формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:

рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие,
доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:

оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в
соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:

анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в
разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства
Содержание курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
темы, раскрывающие
основное содержание
программы

Основное содержание по темам в 9-х классах
Раздел «В мире культуры» 6 часов

Культура –
неотъемлемая сторона
жизни цивилизованного
человека.
(2 часа)

Теоретические сведения.
Введение в предмет ОДНКНР. Общее понятие о культуре.
Структура культуры. Виды человеческой деятельности,
относящиеся к культуре. Рукотворный и нерукотворный мир.
Формы духовной культуры. Культура в жизни современного
общества. Роль культуры в современном обществе.

Практическая деятельность.
Подготовить эссе на тему: «Культура сегодня. Нужна ли она
современному человеку»
Искусство в жизни
современного человека.
(4 часа)

Теоретические сведения.
Искусство вокруг нас. Виды искусства. Роль искусства в жизни
людей. Художественный образ – стиль – язык.
Искусство как универсальный способ общения.

Практическая деятельность.
1. Дискуссия на тему: «Может ли искусство быть использовано
против человека?».
2.Подготовить презентацию или сообщение об одном из видов
искусства.

4

Величие
многонациональной
российской культуры.
(4 часа)

Теоретические сведения.
Роль искусства в сближении народов. Знаки и символы
искусства. Наука и искусство. Знание научное и знание
художественное. Человек творец и носитель культуры.
Известные деятели российской науки и культуры.

Практическая деятельность.
1..Подготовить эссе на тему: «Жил на свете человек», раскрыв
вклад данного человека в науку или культуру России.
2.Подобрать произведение искусства, которое языком знаков и
символов рассказало бы о каком-либо событии в вашей жизни, о
том, что оставило след в вашей памяти, в душе.
3.Опережающее задание: прослушать 1-ую часть Симфонии
№40 В.-А. Моцарта (или «Неоконченной симфонии» Ф.
Шуберта.
Преобразующая сила
искусства.
(2 часа)

Символика Ростовской
области, Каменского
района.
(1час)

Развитие культуры на
Дону. Традиции и
обычаи.
(2 часа)

Теоретические сведения.
Законы красоты. Гармония, композиция, симметрия, пропорция,
ритм. Предназначение искусства, его действенная сила.
Массовая культура. П р а к т и ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь .
Обсуждение изменения эмоционального состояния, логики
развития музыкальной мысли, выраженной композитором,
после прослушивания произведения.
Раздел «Край, в котором ты живёшь» 2 часа

Теоретические сведения.
История образования.Административное деление Ростовской
области. Мой район: история, достопримечательности.
Выдающиеся деятели науки и искусства. Города воинской
славы. Современная инфраструктура Ростовской области.

Теоретические сведения.
Народы, проживающие на территории Донского края.
Особенности политики Ростовской области. Памятники
культуры и архитектуры. Народная музыка. Донской фольклор.
Литература Дона. Устное народное творчество. Произведения
донских писателей.

Практическая деятельность.
Подготовить презентацию или сообщение об одном из
наиболее значимых культурных объектов своего края.
Раздел «Религия и культура» 12 часов
Возникновение
религий.
(2 часа)

История религий
народов России.
(2 часа)

Теоретические сведения.
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие
материальной и духовной культуры общества. Понятия «вера»,
«религиозная вера». Особенности религиозной веры. Причины
возникновения религии. Формы религии и их наличие в
современных
культах.П р а к т и ч е с к а я
д е я т е л ь н о с т ь Подготовить сообщение об одной из форм
религии.

Теоретические сведения.
Особенности истории различных религий в России. Основные
этапы возникновения и развития православия и других религий
в России. Роль православия в истории России. Христианские
конфессии.
5

Практическая деятельность.
Узнать географическое место распространения различных
религий в Российской Федерации.
Культурные традиции
буддизма.
(1 час)

Культура ислама.
(1 час)

Иудаизм и культура.
(1 час)

Православие в СССР и
современной России.
(2 часа)

Теоретические сведения.
Появление и распространение буддизма. Сущность и
вероучение буддизма. Культовые сооружения буддистов.
Буддийские монастыри. Буддийский календарь.
П р а к т и ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь . Заполнение таблицы

Теоретические сведения.
История возникновения ислама. Первые столетия ислама (VIIXII века) – золотое время исламской культуры. Коран, Столпы
ислама. Культовые здания ислама. Мечеть – часть исламской
культуры. Исламский календарь.
П р а к т и ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь . Заполнение таблицы

Теоретические сведения.
Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие
Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности
внутреннего убранства синагоги. Еврейский календарь.
П р а к т и ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь . Заполнение таблицы

Теоретические сведения.
Христианство, Библия, Ветхий завет. Новый завет, Евангелие.
Культурное наследие христианской Руси. Богослужебное
песнопение. Колокольный звон. Христианские праздники.

Практическая деятельность.
Подготовить
праздников.
Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды.
(3 часа)

сообщение

об

одном

из

христианских

Теоретические сведения.
Ритуалы в религиозных традициях мира. Обряды в
христианстве, исламе, буддизме и иудаизме. Особенности
религиозных обрядов и традиций. Молитва.

Практическая деятельность.
Подготовить рассказ о какой-либо религиозной традиции или
ритуале.
Раздел «Нравственные ценности российского народа» 14 часов
Гуманность – основа
Теоретические сведения.
этики.
Моральная зависимость, моральные критерии, нравственные
(3 часа)
обязанности человека, внутренние убеждения, понятие долга,
нравственный долг. Здравый смысл, нравственное здоровье,
нравственное решение, разумное решение, самоуважение,
взаимное уважение. Гуманизм, как сочетание уважения и
доброжелательности. Гуманность, критерии гуманности,
добродетель, нравственное несовершенство, проблема
долженствования – этическая проблема. Понятие долга.
Добродетель в мировой литературе. Душевная деликатность и
милосердие – близкие понятия. Что мешает человеку проявлять
милосердие. Умение видеть, слышать, понять, как условия
милосердия. «Дневник долженствования» Милостыня, милость
и милосердие. Единение человека с природой. Нуждается ли
природа в милосердии человека. Как связаны понятия природы
и Родины.
П р а к т и ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь . Этический диалог.
Дискуссия, просмотр художественного фильма по теме занятия.
6

Обсуждение литературных источников. Экскурсия в парковую
зону. Интерактивное занятие в библиотеке. Психологическое
тестирование.
Стремление к счастью – Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я .
закон жизни.
Образ жизни человека. Потребности примитивные и не
(3 часа)
примитивные. От чего зависит образ жизни. Образ жизни и
жизненные стремления. Потребность в другом человеке,
общение, понимание. Связь потребностей и нравственных основ
жизни человека. Цель всех человеческих стремлений состоит в
получении наслаждений. Чему может посвятить себя человек.
Служение Родине, во имя чего, во имя кого. Человек есть мера
всех вещей. Наслаждение и нравственность. Понятие гедонизма.
В чем главное стремление человека. Понятие счастья. Смысл
жизни. Счастье в мировой художественной литературе. Счастье
– не награда за добродетель, а сама добродетель. Умеем ли мы
быть счастливыми. Пути к счастью. Состояние счастья. Любовь
как нравственно-этическое чувство. Самоотдача, духовная
близость, самоотверженность, взаимопонимание. Дружба как
источник счастья. Значение дружбы для счастья человека. Что
такое дружба, друг. В чем источник счастья дружбы. Дружба
как эмоционально- напряженное чувство. Как отличить дружбу
и любовь.
П р а к т и ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь . Деловая игра. Этическая
беседа. Занятие в библиотеке.
Жизнь как познание
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Жизнь как главная ценность.
добра.
Понятие добра. Какую истину человек постигает в жизни.
(3 часа)
Смысл жизни – это то, что придает ей ценность. Размышления о
смысле жизни. Что есть ценность жизни. Борьба за смысл
жизни. Духовные проблемы и нравственный конфликт. Этика –
моральное творчество человека. Цель жизни – самовыражение.
Самовыражение. Что мешает успеху. Сильные и слабые
стороны личности. Преодоление сложностей на пути к
самовыражению. Кто не живет на родине, не знает вкуса жизни.
Патриотизм. Гражданственность. Гражданин. Понятие Родины в
работах русских классиков. Что такое российский менталитет.
Добро есть жизнь. Что есть человеческая жизнь. Жизнь – это
благо или испытание. Философы о благах человеческой жизни.
Этика как «живое отношение к живой жизни». Жизнь и
личностное Я. Понятие страдания и боли, лекарства,
сохраняющие жизнь. Что ждет человек, взывающий о помощи.
Жизнь есть откровение, которым нельзя пренебречь. Зло как
этическое понятие...
П р а к т и ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь . Этическая беседа. Решение
проблемных ситуаций. Психологический тренинг. Просмотр
спектакля в драматическом театре.
Нравственный закон
внутри каждого.
(3 часа)

Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Что способствует напряжению
души. Умение и потребность держать ответ за свои мысли и
поступки. Цена чести. Честь и достоинство. Честь и совесть.
Честь как внутренняя честность. Как честь влияет на
нравственный выбор. Кодексы чести в истории. Понятие долга.
Долг как нравственное требование. Понятия «хочу» и «надо».
Нравственный путь и величие духа. Справедливость как
7

нравственная норма и качество. Различные грани
справедливости. Категория справедливости в трудах философов.
Выбор поведения во имя справедливости. От чего зависят
действия человека. Что такое воля человека. Этика как
философия доброй воли.). Чувство стыда. Когда нам бывает
стыдно.
П р а к т и ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь . Этическая беседа.
Просмотр кинофильма с последующим обсуждением.
Как сохранить
духовные ценности в
современном обществе.
(2 часа)

Теоретические сведения.

Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституционные гарантии права гражданина исповедовать
любую религию. Восстановление памятников духовной
культуры, охрана исторических памятников, связанных с
разными религиями. Хранить память предков. Уважение к
труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из
российской истории. Известные меценаты России
.П р а к т и ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь . Подготовить эссе или
презентацию на данную тему.
Раздел «Семья. Семейные ценности» 24 часа
Святые семейства.
Теоретические сведения.
( 8 часов)
Вера, доверие, верность как ценности семейной жизни.
Семья
в религиозных культурах России. Смысл
жизни христианской семьи. Семейные традиции
разных
народов. Истоки мудрости семейной жизни: святая княгиня
Ольга. Воспитание детей в христианской семье: преподобные
Кирилл и Мария Радонежские — родители преподобного
Сергия.
Основы семейного счастья: святые княгиня
Евфросиния Московская и Дмитрий Донской. Понимание
святости в семейной жизни: покровители семьи святые Адриан
и Наталия (IV век), Петр и Феврония (ХIII век)
П р а к т и ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь . работа с
историческими источниками, подготовка презентаций,
сообщений.
Современная
Теоретические сведения.
российская семья.
Семья в современной России. Юридические и духовные
Специфика.
аспекты семьи и брака в России. История семейной политики в
( 9 часов)
России. Характеристика современной семьи. Значение семьи
для общества. Вызовы, стоящие перед современной семьёй.
Понятие «семейные кризисы». Признаки. Причины семейных
кризисов. Периодизация семейных кризисов. Пути выхода из
семейных кризисов.

Практическая деяте льность.
Дискуссии. Просмотр видеофильма и его обсуждение.
Духовные основы
семейной жизни.
(7 часов)

Теоретические сведения.
Традиционные семейные ценности. Вера, доверие,
верность как ценности семейной жизни. Таинство венчания и
его роль в создании и сохранении прочной семьи. Терпение и
терпимость, прощение как важные факторы её укрепления.
Нравственные устои русской семьи в исторических источниках
и литературе.
П р а к т и ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь . Нравственные устои
русской семьи в исторических источниках и литературе.
8

Слушание и обсуждение сообщений, просмотр презентаций,
анализ и обобщение учебного материала. Работа с текстами по
теме «Любовь — высшая человеческая ценность»



Формы и виды деятельности:
индивидуальная, групповая, дифференцированная, фронтальная
лекция с элементами беседы, решение ситуационных задач, эвристические беседы, презентации,
написание эссе на заданную тему, работа с текстами по теме, дискуссии. просмотр видеофильма и
его обсуждение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по курсу ОДНКНР для 9 классов
№ п/п
Название раздела
Количество
часов
1
В мире культуры.
12
2
Край, в котором ты живёшь.
3
3
Религия и культура.
12
4
Нравственные ценности российского народа.
14
5
Семья. Семейные ценности.
25
6
Обобщающее повторение.
5
Всего:
68

№
п/п
1-2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу основ духовно-нравственной культуры народов России для 9 класса
тема урока
кол-во
дата
часов
план
факт
РАЗДЕЛ 1 «В мире культуры» 12 час.
Культура – неотъемлемая сторона жизни цивилизованного
2
02.09
человека.
06.09

3-6

Искусство в жизни современного человека.

4

7-10

Величие многонациональной российской культуры.

4

11-12 Преобразующая сила искусства.

2

РАЗДЕЛ 2 «Край, в котором ты живёшь» 3 часа
13
История образования Ростовской области, г. Каменск1
Шахтинского.
14-15 Развитие культуры на Дону.
2
Традиции и обычаи.
РАЗДЕЛ 3 «Религия и культура» 12 часов
16-17 Возникновение религий.
2
Религии мира и их основатели.
18-19 История религий народов России.
2
20
21
22

Культурные традиции буддизма
Культура ислама.
Иудаизм и культура.

1
1
1
9

09.09
13.09
16.09
20.09
23.09
27.09
30.09
04.10
07.10
11.10
13.10
18.10
21.10

25.10
28.10
11.11
12.11
18.11
19.11
25.11

23-24 Православие в СССР и современной России.

2

25-27 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

3

28-30

31-33

34-36

37-39

40-41

42

03.12
09.12
10.12
РАЗДЕЛ 4 « Нравственные ценности российского народа» 14 часов
Гуманность – основа этики.
3
16.12
17.12
23.12
Стремление к счастью – закон жизни.
3
24.12
13.01
14.01
Жизнь как познание добра.
3
20.01
21.01
27.01
Нравственный закон внутри каждого.
3
28.01
03.02
04.02
Как сохранить духовные ценности в современном
2
10.02
обществе.
11.02
РАЗДЕЛ 5 «Семья. Семейные ценности» 24 часа
Вера, доверие, верность как ценности семейной жизни.
1
17.02

43-44 Семья в религиозных культурах России.

2

Семейные традиции разных народов.

2

47

Истоки мудрости семейной жизни: святая княгиня Ольга.

1

48

Воспитание детей в христианской семье: преподобные
Кирилл и Мария Радонежские — родители преподобного
Сергия.
Понимание святости в семейной жизни: покровители
семьи святые Адриан и Наталия (IV век), Петр и
Феврония (ХIII век)

45-46

49

26.11
02.12

Семья в современной России.
Юридические и духовные аспекты семьи и брака в
России.
52
История семейной политики в России.
53
Характеристика современной семьи.
54
Значение семьи для общества.
55
Вызовы, стоящие перед современной семьёй.
56-57 Понятие «семейные кризисы».
Признаки. Причины семейных кризисов.
58
Пути выхода из семейных кризисов.
50
51

18.02
24.02
25.02
03.03
04.03
10.03

1
11.03
1
1
1

17.03
18.03

1
1
1
1
2
1

07.04
08.04
14.04
15.04
21.04
22.04
28.04

59

Традиционные семейные ценности.

1

29.04

60

Таинство венчания и его роль в создании и сохранении
прочной семьи.

1

05.05

10

30.12

12.05

Терпение и терпимость, прощение как важные факторы
её укрепления.
62-63 Нравственные устои русской семьи в исторических
источниках и литературе.
64-65 Работа с текстами по теме «Любовь — высшая
человеческая ценность»

61

Итого 65 часов с учетом праздничных и выходных дней

11

1

06.05

12.05

2

12.05
13.05
19.05
20.05

13.05

2

Критерии контроля и нормы оценочной деятельности для оценивания устного ответа на
уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
При оценивании устного ответа обучающегося оценка ставится:
1.за устный ответ на обобщающем уроке; за устные индивидуальные ответы учащегося на уроке
2. за исправление ответов учащихся
3.за умение использовать в ответе различные источники знаний ( текст учебника, рассказ учителя,
наглядные материалы)
4. за выполнение домашней работы;
5. за работу в группах по какой-либо теме;
6. за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы;
7. за ролевую игру или викторину
8.за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме;
Оценивание устного ответа по ОДНКНР
Отметка «5» ставится, если учащийся дал полное описание события, явления (названы характерные
черты, приведены главные факты); ответ логически выстроен, суждения аргументированы; явления
рассмотрены в историческом контексте, соотнесены с другими событиями; раскрыты причинно –
следственные связи; при сравнении показаны черты общего и различия
Отметка «4» ставится, если учащийся назвал главные характерные черты события, явления без
необходимой конкретизации их фактами; ответ недостаточно полон (логичен, аргументирован);
недостаточно раскрыты связи событий, их преемственность; при сравнении черты общего и
различия раскрыты неполно; допущены неточности.
Отметка «3» ставится, если приведены единичные элементы характеристики (даты, факты, имена и
т. д.); изложены единичные факты, фрагментарные сведения без раскрытия исторических связей
событий; в сравнении указана только одна общая черта или только единичные различия; ответ
неполон, непоследователен.
Критерии оценки письменных ответов в тестовом формате по ОДНКНР:
80% от максимальной суммы баллов – отметка «5»
60-80% - отметка «4»
40-60% - отметка «3»
0-40% - отметка «2»
КИМ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
по ОДНКНР в классе
Итоговый контрольный тест ОДНКНР 9 класс
Критерии оценивания «5»- 9-10 «4» - 8-7 «3» - 6-5 «2» - 4-0
ВАРИАНТ 1.
1. Оказание безвозмездной помощи тем, кто в ней нуждается, называется:
А) благополучием; Б) благодарностью; В) благотворительностью; Г) благословением.
2. Кто самый известный иконописец в России?
А) И. Репин. Б) А. Рублев. В) К. Брюллов. Г) С. Коненков.
3. Как звали первого патриарха России? А) Петр В) Алексий Б) Иов Г) Иларион
4. На Руси христианство распространялась под влиянием:
А) Франции. Б) Византии. В) Аравии. Г) Китая.
5. В мечетях преобладают украшения, изображающие:
А) человека; Б) животное; В) растения; Г) орнамент.
6. На какие ветви разделилось христианство?
12

А) Православие и католичество
Б) Православие, католичество, протестантизм
В) Православие, католичество, буддизм
7. Его именем названа крупнейшая картинная галерея в Москве
А) П. Третьяков Б) С. Морозов В) С.Мамонтов Г) С. Рахманинов
8. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия требует от верующих соблюдения определённых правил.
Б. Религия оказывает влияние на отношение верующего к окружающему миру.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о патриотизме?
А. Патриотизм не исключает уважения к другим народам.
Б. Патриотизм проявляется в готовности служить процветанию своего Отечества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Создателем, какого из приведённых памятников культуры является А.Н. Радищев? Укажите
порядковый номер этого памятника культуры.
1) Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву»
2) Первая печатная датированная книга «Апостол»
3) Журнал «Трутень»

4)

5)

ВАРИАНТ 2.

1. Что относится к духовным ценностям?
А) взаимопомощь, зависть, соперничество;
Б) доброта, милосердие, отзывчивость;
В) сострадание, равнодушие, взаимовыгода;
Г) благополучие, любовь, деньги.
2. Кто из этих знаменитых людей писал музыку?
А) И. Кулибин. Б) К. Брюллов. В) Д. Шостакович. Г) А. Пушкин.
3. Сергий Радонежский благословил полководца:
А) Александра Невского. Б) Дмитрия Донского. Г) Иллариона Кутузова. Г) Александра Суворова.
4. Какое государство является родиной Иисуса Христа?
А) Египет Б) Индия В) Византии Г) Палестина
5. Тора - главная книга: А) Христианства; Б) Буддизма; В) Иудаизма; Г) Ислама.
6. Крещение Руси произошло в годы княжения:
А) Ольги Б) Владимира В) Ярослава Мудрого Г) Святослава
7. В каком произведении Владимир Мономах завещал своим детям блюсти евангельские заветы,
сделав их основой своей жизни?
А) Русская правда Б) Поучение детям В) Правда Ярославичей Г) Домострой
8. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Выполнение норм морали является свободным выбором человека.
Б. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о патриотизме?
А. Патриотизм — чувство любви к Отечеству и преданности ему.
Б. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям своего Отечества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Создателем, какого из приведённых памятников культуры является А.С. Пушкин? Укажите
13

порядковый номер этого памятника культуры.
1) «Житие протопопа Аввакума…»
2) «Великие Четьи-Минеи»
3) Роман в стихах «Евгений Онегин»

4)

5)

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».