Рабочая программа по истории 5А, 5Б класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе федерального государственного
общеобразовательного стандарта основного общего образования ( приказ Министерства Образования и
Науки РФ от 17.12.10 №1897) закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города КаменскШахтинский, федерального перечня учебников. Рекомендованных или допущенных к использованию в
образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3,
авторской программы по истории 5-9 классы (авторы А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы. 5-9 классы» М.:
Просвещение, 2011)
авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера (История Древнего мира. М.: Просвещение, 2011)
Рабочая программазакона РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2013 г.
 Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 18
 основной образовательной программы основного (среднего) общего образования ООП ООО
МБОУ СОШ №3
 фундаментального ядра содержания общего образования;
 требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования;
 примерной программы основного общего образования по истории;
 Планируемых результатов освоения учебных и междисциплинарных программ, программы
развития УУД
 Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы
общего образования;
 Примерной основной образовательной программы основного общего образования ( от
08.04.2015г. №1/15)
Рабочей программы «Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы.
5-9 классы» /
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования с учетом федеральных и учебных программ по учебным предметам
(История. 5—9 классы. М.: Просвещение) и авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера (История
Древнего мира. М.: Просвещение, 2011) и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.
Так же были использованы следующие документы:
 Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного
стандарта;
 Образовательная программа МБОУ СОШ №3;
 Учебный план МБОУ СОШ №3.
Программа составлена в соответствии с основными положениями системно-деятельностного подхода в
обучении, она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное
распределение учебных часов по разделам курса. Распределение учебных часов по разделам программы и
календарно-тематическое планирование соответствуют методическим рекомендациям авторов учебнометодического комплекта.
Данная программа ориентирована на использование учебника: Всеобщая история. История Древнего мира.
5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая ; под ред.
А.А. Искандерова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
Так же при использовании
Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным
курсом истории. Этим обусловлены как цель и значение курса, так и трудности его изучения.
Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и
мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и
оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального
анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии

для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Именно при изучении истории
принципиально важное значение приобретает участие учащихся в проектной деятельности, в организации
и проведении учебно-исследовательской работы, в том числе развитие умений выдвигать гипотезы,
осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности,
самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и
поискового характера.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационнокоммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной
информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из
источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического
оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно
поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую
(из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать
суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять
изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами
публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и
правилам ведения диалога (диспута). Предполагается уверенное использование учащимися
мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации
информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Специфика целей и содержания изучения истории повышает требования к рефлексивной деятельности
учащихся, к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности,
способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и
самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
На материале древней истории начинается формирование основ системных исторических знаний, в более
широком плане — основ гуманитарной и гуманистической культуры у учащихся. Учащиеся впервые
узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине,
знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов. Школьный курс по всеобщей истории
предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации,
особенности ее поступательного развития и ценности.
5.3

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (ФГОС)

В результате освоения курса истории Древнего мира 5 класса учащиеся должны овладеть следующими
знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и
качеств:
• представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для
жизни в современном поликультур ном мире;
• приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за
рамками учебного курса и школьного обучения;
• освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире,
уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
• опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим
источникам, способам изучения и охраны.
Метапредметным результатом изучения курса является:
Регулятивные :
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)
конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их
самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные:
• проводить наблюдение под руководством учителя;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• давать определения понятиям.
Коммуникативные :
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты;
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
• оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других
людей;
• определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку
зрения.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
• формировать целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до
гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
• создавать яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и
памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
• применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и
источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и
презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных
и морально-этических вопросов далекого прошлого;
• формировать представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в
Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
• датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и
длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным
делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»;
• читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты
Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
• характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по
предложенным признакам;
• сравнивать простые однородные факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и различия по
предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего
исследования;
• давать образную характеристику исторических личностей, описывать памятники истории и культуры
древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о
важнейших событиях, используя
 основные и дополнительные источники информации;
 различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные
гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
 соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и
процессами;
 применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно
знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира,
способствовать их охране.
К концу изучения курса Древнего мира в 5 классе ученики должны овладеть следующими
умениями и навыками
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
 указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших
событий всеобщей истории;
 применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать
историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять
последовательность и продолжительность важнейших исторических событий.
•
•

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Рабата с историческими источниками:
 читать историческую карту с опорой на легенду,
 определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
 проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных,
текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходства и
различия.
4. Описание (реконструкция):
 рассказывать (в связной монологической форме или письменно) об исторических событиях, их
участниках или исторических деятелях на основе
2 — 3 источников исторических знаний;
 характеризовать условия и образ жизни, занятия
людей в различные исторические эпохи;
 на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т. д. составлять описание
важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое
отношение к ним, характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.
5. . Анализ, объяснение:
 различать факт (событие) и eгo описание (факт источника, факт историка);
 называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
 раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
 сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в
странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходства и различия;
 излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
 давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом
собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и
понятий;
 оценивать вклад народов древности в мировую историю.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: использовать знания об истории и
культуре своего и других народов в общении с людьми.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестацию
тестирование, обобщающие уроки. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные
на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме
тестирования или проверочных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал был
усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и
процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся. В конце курса предполагается проведение
итогового обобщения в форме тестирования.
5.4Основное содержание курса «История Древнего мира»
Введение. Откуда мы знаем, как жили наши предки.
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении
истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о
письменных источниках. Понятия история, археология, этнография, хронология, нумизматика.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Глава 1. Первобытные собиратели й охотники. Понятие первобытные люди. Древнейшие люди;
современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи;
изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве:
собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды (из
звериных шкур), жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей.
Понятия человек разумный, родовая община.
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных
верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия колдовской обряд, душа, страна мертвых.

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. Понятие Западная Азия. Представление о
зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение,
ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого
станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия старейшина, совет старейшин, племя, вождь
племени. Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия дух,
бог, идол, молитва, жертва.
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление
неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия знать, раб, царь.
Глава 3. Счет лет в истории. Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних
государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный»
счет лет). Понятия год, век (столетие), тысячелетие.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Глава 4. Древний Египет. Местоположение и природные условия: разливы Нила, плодородие почв,
жаркий климат. Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения: насыпи, каналы, шадуфы.
Возникновение единого государства в Египте. Понятия фараон, вельможа, писец, налог.
Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава
Тутмоса III.
Города — Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия
храм, жрец, миф, мумия, гробница, саркофаг.
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия скульптура,
статуя, рельеф, скульптурный портрет, роспись.
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов.
Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.
Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга
мертвых». Понятия иероглиф, папирус, свиток.
Глава 5. Западная Азия в древности. Двуречье в древности. Местоположение и природные условия
Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата,
плодородие почв, отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в
строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров
Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о
талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия закон, ростовщик.
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы.
Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.
Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие,
изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья
Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие единобожие. Библейские мифы и
сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы
библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство
и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.
Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как
особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение
сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве
(статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбана- пала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий
Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав
войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Глава 6. Индия и Китай в древности. Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг.
Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника,
сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в
переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые».
Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы).
Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к
старшим, мудрость — в знании старинных книг, отношения правителя и народа, нормы поведения).
Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории.
Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение
наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Глава 7. Древнейшая Греция. Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие
страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие
города — Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие фреска. Морское могущество царей Крита.
Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр,
Дедал и Икар).
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее
греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о
начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и
культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы
древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персе- фона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Начало обработки железа в
Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков).
Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие полис.
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых.
Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие демос. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении
Афинами. Создание выборного суда. Понятия гражданин, демократия.
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии
и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание.
«Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей,
Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с
местным населением. Греки и скифы. Понятия эллины, Эллада.
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие атлет. Награды
победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу.
Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя
Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков.
Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия стратег, фаланга,
триера.
Глава 9. Возвышение Афин в VB. до н. э. и расцвет демократии. Последствия победы над персами
для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения
Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи
атлетов работы Мирона и Поликлета.
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия
Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе

Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э. Ослабление греческих полисов в результате
междо- * усобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель —
учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря
Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария
Третьего у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при
Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра
Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства.
Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья.
Фаррсский
маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Местоположение и
природные особенности Италии: теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ; реки Тибр, По.
Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим - город на семи
холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия весталка, ликторы,
патриции, плебеи, сенат.
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства
Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия республика, консул, народный трибун, право вето.
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики.
Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска.
Понятие легион.
Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья. Карфаген — крупное государство в
Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват
Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при
Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном
Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «Разделяй и властвуй».
Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия триумф, провинция.
Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском
хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах
(Варрон, Колумелла). Понятия амфитеатр, гладиатор.
Глава 13. Гражданские войны в Риме. Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный
закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших, их походы.
Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц.
Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии.
Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря.
Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате.
Понятия ветеран, диктатор.
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония.
Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.
Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия империя,
император, преторианцы.
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие меценат.
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры. Территория империи. Соседи Римской
империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни
германских племен. Предки славянских народов. Понятие варвары.
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса

Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и
Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение
римских властей к христианам. Понятия христиане, апостолы, Евангелие, священник.
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия колоны, рабы с хижинами.
Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома.
Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский
скульптурный портрет.
Роль археологических раскопок Помпей для исторической науки.
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Вторжения варваров.
Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина.
Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение
положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия епископ, Новый Завет.
Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную
Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение
готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора
Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват
Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен - вершители судеб
Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ парагрофа
Тема
учебника
Вводный урок «Что такое история?»
1. 1
2. 2Глава 3. Счет лет в истории
Счет лет в истории
Раздел I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ(7ч)
Глава 1.Первобытные собиратели и охотники (3ч)
3. 31
Древнейшие люди

Количество
часов
1
1

1
1
1

4. 42
Родовая община охотников и собирателей
5. 53
Возникновение искусства и религиозных верований
Глава 2.Первобытные земледельцы и скотоводы (4ч)
6. 64
Возникновение земледелия и скотоводства
1
7. 75
Появление неравенства и знати
1
8. 81, Идк
Древнейшие стоянки на Нижнем Дону
1
Обобщение и проверка знаний по теме «Жизнь первобытных
1
людей»
9. 9
10.
Раздел II. Древний ВОСТОК( 20 ч)
Глава 4.Древний Египет (7 ч)
11. 1
6
Государство на берегах Нила
1
0
12. 1
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
7
1
1
13. 1
Жизнь египетского вельможи
8
1
2
14. 1
Военные походы фараонов
9
1
3
15. 1
Религия древних египтян
10
1
4
16. 1
Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних
11-12
1
5
египтян
17. 1
Обобщение знаний по теме «Древний Египет»
1
7
Глава 5. Западная Азия в древности (8 ч)
18. 1
13
Древнее Двуречье
1
8
19. 1
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
14
1
9
20. 2
Финикийские мореплаватели
15
1
0
21. 2
Библейские сказания
16
1
1
22. 2
Древнееврейское царство
17
1
2
23. 2
Ассирийская держава
18
1
3
24. 2
Персидская держава «царя царей»
19
1
4

25. 2
Таинственные киммерийцы. Скифы
3-4, Идк
5
Глава 6. Индия и Китай в древности (5 ч)
26. 2
Природа и люди Древней Индии
20
6
27. 2
Индийские касты
21
7
28. 2
Чему
учил
китайский
мудрец
Конфу22
8
ций
29. 2
Первый властелин единого Китая
23
9
30. 3
Повторительно-обобщающий
урок
«Древний
0
Восток»
РАЗДЕЛ III.ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (22ч)
Глава 7. Древнейшая Греция (7 ч)
31. 3
Греки и критяне
24
1
32. 3
Микены и Троя
25
2
33. 3
Поэма Гомера «Илиада
26
3
34. 3
Поэма Гомера «Одиссея»
27
4
35. 3
Религия древних греков
28
5
36. 3
Первые греческие поселения на Дону. Заочная - экскурсия
6-7, Идк
6
«Танаис – город загадок»
Глава
8.
Полисы
Греции
и
их
борьба
с персидским нашествием (7 ч)
37. 3
Земледельцы Аттики теряют свободу
29
8
38. 3
Зарождение демократии в Афинах
30
9
39. 3
Древняя Спарта
31
0
40. 4
Греческие
колонии
на
берегах
32
1
земного и Черного морей
41. 4
Олимпийские игры в древности
33
2
42. 4
Победа греков над персами в Марафонской битве
34
3
43. 4
Нашествие персидских войск
35
4
Глава 9. Возвышение Афин в IV веке до н. э. и
расцвет демократии (4 ч)
44. 4
В гаванях афинского порта Пирей
36
5
45. 4
В городе богини Афины
37
6
46. 4
В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса
38-39
7
47. 4
Афинская демократия при Перикле
40
9
Глава 10.Македонские завоевания в 1веке до н.э. (4ч)

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
Среди-

1
1
1
1

1
1
1
1

48. 5
41
Города Эллады подчиняются Македонии
0
49. 5
42
Поход Александра Македонского на Восток
1
50. 5
В Александрии Египетской
43
2
51. 5
Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция»
3
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (17ч)
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над
Италией (3 ч)

1
1
1
1

52. 5
Древнейший Рим
44
1
4
53. 5
Завоевание Римом Италии
45
1
5
54. 5
46
Устройство Римской республики
1
6
Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)
55. 5
Вторая война Рима с Карфагеном
47
1
7
56. 5
Установление
господства
Рима
48
1
8
во всем Средиземноморье
57. 5
Рабство в Древнем Риме
49
1
9
Глава 13. Гражданские войны в Риме (4 ч)
58. 6
50
Земельный закон братьев Гракхов
1
0
59. 6
51
Восстание Спартака
1
1
60. 6
Единовластие Цезаря
52
1
2
61. 6
Установление империи
53
1
3
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры (4 ч)
62. 6
Соседи Римской империи
54
1
4
63. 6
55
В Риме при императоре Нероне
1
5
64. 6
Первые христиане и их учение
56
1
6
65. 6
Расцвет империи во II веке н. э. Вечный город и его жители
57
1
7
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (3 ч)
66. 6
Римская империя при Константине
659
Взятие Рима варварами
1
67. 6
Стр. 827
95 Идк
68.
69. 6
9
Всего

Дон в III-IV веке нашей эры. Сарматы. Хазары.
1
Итоговое повторение курса истории Древнего мира

1

68

Критерии оценки знаний учащихся по истории 8 класс
Устный, письменный ответ
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные
задания и демонстрирует следующие знания и умения:
• осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;
• логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;
• соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей
истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
• анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом
историзма;
• давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки,
вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);
• сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
• применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
• толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;
• демонстрировать знание основных дат отечественной истории;
• составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
• оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
• читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;
• преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
• показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности,
не искажающие общего исторического смысла;
• демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;
• дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;
• не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с
исторической картой и историческим источником.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
• демонстрирует общие представления об историческом процессе;
• путается в датах, допускает неточности в определении понятий;
• показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного
использования необходимых умений;
• отсутствует логически построенный и продуманный ответ;
• не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;
• не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо
отказался отвечать.
Требования к оценке:
оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого,
оценка должна выполнять стимулирующую функцию,
оценка должна быть всесторонней.
Критерии оценки тестового задания:
90-100% - отлично «5»;
70-89% - хорошо «4»
50-69% - удовлетворительно «3»;

менее 50% - неудовлетворительно «2»

Нормы оценок работы с историческим источником
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
• установил тип источника и время (дату) его появления;
извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в
тексте проблему;
• сопоставил факты нескольких исторических источников;

• применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и
т.д.)
для объяснения содержания исторического источника;
• дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием
научной терминологии;
• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
• аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• определил тип источника и историческую эпоху его появления;
• извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в
тексте проблему;
• сопоставил факты нескольких исторических источников;
• применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;
• прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;
• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией свою
позиции.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
• не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;
• на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
• попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию
источника;
• не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к
тексту источника.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
• не увидел проблему и не смог ее сформулировать;
• пересказал текст источника без его комментирования;
• или дал ответ не в контексте задания.

Нормы оценок работы с исторической картой
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
• читает легенду карты;
• правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;
• раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком
карты;
• правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
• допускает неточности при чтении легенды карты;
• описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя
картографические термины;
• затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;
• не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
• не соотносит историческую информацию с картой;
• не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• не умеет читать легенду карты;
• не распознает историческую информацию, представленную на карте;
• отказался работать с контурной картой.

Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа по истории Древнего мира
вариант 1
Фамилия, имя ученика ______________________________________
класс ______________
Задание 1. Выбери и отметь один правильный ответ
1.1. Первое животное, прирученное человеком
1) лошадь 2) собака 3) овца 4) коза
1.2. Останки древнейшего человека найдены
1) в Италии
2) в Испании 3) в Африке 4) в Сибири
1.3. Первые орудия труда изготовляли из:
1) бронзы
2) дерева
3) камня
4) костей животных
1.4. Коллектив родственников, которые сообща трудились и вели совместное хозяйство
1) племя
2) человеческое стадо 3) родовая община 4) сообщество
1.5.Изображение бога или духа из камня, дерева, глины
1) амулет 2) икона 3) святилище 4) идол
Задание 2. По какому принципу образованы ряды? Напиши максимально точный ответ
2.1. Нил, папирус, дельта, ил, шадуф, фараон
_______________________________________________________________________
2.2.шумеры, Иштар, клинопись, глиняные кирпичи, Хаммурапи
___________________________________________________________________________
Задание 3. Какое слово является лишним в ряду? Свой ответ объясни
3.1. Амон -Ра, Аид, Шамаш, Маат, Тот, Бастет
___________________________________________________________________________
3.2.саркофаг, мумия, пирамида, пурпур, иероглифы
__________________________________________________________________________
Задание 4. Расположи события в хронологической последовательности. Ответ запиши в виде
последовательности букв.
1) строительство пирамиды Хеопса
2) правление фараона Тутмоса
3) объединение Египта
4) правление Хаммурапи
Ответ: ________________________________
Задание 5. Реши хронологическую задачу.
5.1. Какой год был раньше 50 г. д.н.э. или 40 г.д.н.э. На сколько лет раньше?
Ответ:________________________________________________________________________________
Задание 6. Рассмотри изображения. С историей какого государства они связаны? Составь рассказ об этой
стране и опиши её особенности….

_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

Спасибо за работу!!!

Контрольная работа по истории Древнего мира
вариант 2
Фамилия, имя ученика ______________________________________
класс ______________
Задание 1. Выбери и отметь один правильный ответ
1.1. Древнейшее занятие первобытного человека
1) охота 2) ремесло 3) земледелие 4) мореплавание
1.2. Первые наскальные рисунки были найдены в пещере на территории
1) Италии
2) Испании 3) Африки 4) Сибири
1.3. Первое орудие труда древнего человека
1) лук
2) гарпун 3) рубило 4) мотыга
1.4. Первый коллектив древнейших людей
1) племя
2) человеческое стадо 3) родовая община 4) сообщество
1.5.Служители богов, совершали религиозные обряды
1) вельможи 2) духи 3) писцы 4) жрецы
Задание 2. По какому принципу образованы ряды? Напиши максимально точный ответ
2.1. пирамида, сфинкс, саркофаг, гробница, мумия, фараон
_______________________________________________________________________
2.2.Шамаш, Вавилон, клинопись, Хаммурапи, законы
___________________________________________________________________________
Задание 3. Какое слово является лишним в ряду? Свой ответ объясни
3.1. Амон-Ра, Анубис, Гор, Иштар, Тот, Осирис
___________________________________________________________________________
3.2.Библ, Сидон, Мемфис, Тир, Карфаген
__________________________________________________________________________
Задание 4. Расположи события в хронологической последовательности. Ответ запиши в виде
последовательности букв.
1) Завоевания фараона Тутмоса III
2) объединение Египта
3) Законы царя Хаммурапи
4) строительство пирамиды Хеопса
Ответ: ________________________________
Задание 5. Реши хронологическую задачу.
5.1. Какой год был раньше 1792 год до н.э. или 1750 год до н.э. На сколько лет раньше?
Ответ:________________________________________________________________________________
Задание 6. Рассмотри изображения. С историей какого государства они связаны? Составь рассказ об этой
стране и опиши её особенности….

_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

Спасибо за работу!!!

Контрольная работа за 1 полугодие по курсу « История Древнего мира»
1 вариант
Часть 1. Задания с выбором ответа . Выберите ОДИН правильный ответ
1. Человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей и других изделий
называется:
1) шаман
2) старейшина
3) ремесленник
4) «человек разумный»
2. Какая из перечисленных рек протекает в Двуречье?
1) Нил
2) Тигр
3) Хуанхэ
4) Ганг
3.Кто из перечисленных царей правил в Древнем Китае?
1) Хаммурапи
2) Тутмос
3) Цинь Шихуан
4) Ашока
4. В какой из перечисленных стран были изобретены шахматы?
1) Древний Египет
2) Древняя Персия
3) Древняя Индия
4) Древний Китай
5.Основателем религии, распространившейся на многие страны и существующей до сих пор,
считается:
1) Давид
2) Конфуций
3) Будда
4) Гильгамеш
6. Вера в переселение душ была характерна для:
1) Древнего Египта
2) Древней Индии
3) Древней Персии
4) Древнего Китая
7. Что из перечисленного НЕ относится к изобретениям первобытных людей?
A) мотыга и серп Б) бумага B) алфавит Г) лук и стрелы Д)ткацкий станок Е) стекло
1) АБВ
2) АГД
3) БВЕ
4) ВДЕ
8. Установите соответствие между именами правителей и событиями, происходившими в период их
правления.
Правители
События
A ) Тутмос
1) взятие Вавилона
Б) Хаммурапи
2) объединение Индии
B) Ашока
3) завоевательные походы египтян
Г) Кир
4 ) создание законов
9. Установите соответствие между государствами и их столицами.
Государства
Столицы
A) Египетское царство
1) Иерусалим
Б) Ассирийская держава
2) Персеполь
B) Древнееврейское царство
3) Фивы
Г) Персидское царство
4) Ниневия
10. Установите соответствие между понятиями и их определениями.
Понятия
Определения
A ) вельможа
1) сплав меди и олова
Б) ростовщик
2) знатный человек, приближённый царя
B) праща
3) приспособление для метания камней
Г) бронза
4) человек, дающий деньги, имущество в долг с условием возвращения их с
приростом
11. Ответьте на вопрос.
Все знают, что книги горят и гибнут в огне. Пожары нанесли огромный и непоправимый ущерб многим
библиотекам мира... Всё это так, но вот один ученик читал вперемежку фантастические рассказы и книги
по истории. Где-то он вычитал, что какая-то дворцовая библиотека была охвачена пламенем грандиозного
пожара. Рухнули перекрытия между этажами, всё вокруг выгорело дотла, а книги, будто заколдованные,
уцелели. Ученик никак не мог вспомнить, фантастика ли то, о чём он читал, или же исторический факт.
Каково ваше мнение: существовала ли на самом деле такая библиотека, или она придумана
писателями-фантастами?

Контрольная работа за 1 полугодие по курсу « История Древнего мира»
2 вариант
Часть 1. Задания с выбором ответа . Выберите ОДИН правильный ответ
1. Человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей и других изделий
называется:
1) «человек разумный»
2)шаман
3) ремесленник
4) старейшина
2. Какая из перечисленных рек протекает в Индии?
1) Нил
2) Тигр
3) Хуанхэ
4) Ганг
3.Кто из перечисленных царей правил в Древнем Египте?
1) Хаммурапи
2) Тутмос
3) Цинь Шихуан
4) Ашока
4. Кто из нижеперечисленных людей учил, что главное — личные достоинства человека, а не его
происхождение?
1) Конфуций
2) Соломон
3) Будда
4) Моисей
5. В какой из перечисленных стран был изобретен компас?
1) Древний Египет
2) Древняя Персия
3) Древняя Индия
4) Древний Китай
6. Вера в переселение душ была характерна для:
1) Древнего Египта
2) Древней Персии
3) Древней Индии
4) Древнего Китая
7. Какие из перечисленных терминов относятся к истории Древнего Египта?
A ) мумия
Б) клинопись
B) касты
Г) шадуф
Д)сфинкс
Е) ковчег
1) АБГ
2) АГД
3) АГЕ
4) БВД
8. Установите соответствие между именами правителей и странами, в которых они правили.
Правители
Страны
A ) Хеопс
1) Персия
Б) Дарий Первый
2) Ассирия
B) Ашшурбанапал
3) Палестина
Г) Соломон
4) Египет
9. Установите соответствие между понятиями и их определениями.
Понятия
Определения
А) родовая община 1) буквенное письмо
Б) кочевники
2) группа людей, обладающих передающимися по наследству правами и
В) каста
обязанностями
Г) алфавит
3) коллектив родственников
4) люди, не живущие на одном месте, перегоняющие свой скот с места на место
10. Установите соответствие между государствами и их столицами.
Государства
Столицы
A) Египетское царство
1) Иерусалим
Б) Ассирийская держава
2) Персеполь
B) Древнееврейское царство
3) Фивы
Г) Персидское царство
4) Ниневия
11.Ответьте на вопросы.
В древнем предании рассказывается, что изобретателями прозрачного стекла были финикийцы.
Легенда гласит, что однажды финикийский торговый корабль, который вёз груз соды, пристал к песчаному
берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно
было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды.
Огонь был сильным, сода, расплавившись, смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи
прозрачной жидкости. Застыв, эта жидкость стала стеклом. Так финикийцы поняли, что стекло можно
сварить из соды, песка и ракушек (извести).
Учёные считают изобретение стекла важнейшим в истории человечества.
Правы ли учёные? Представим себе, что все стеклянные предметы вдруг исчезнут. Как это повлияет
на нашу жизнь?

Контрольная работа
по истории за III четверть 2016-2017 уч.г.
ученика (цы) 5 класса
_______________________________
1. Где находится Греция?
а) в южной части Балканского полуострова
б) в западной части Азии
в) в Восточной части Африки
2. Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны?
а) рабов;
б) оливковое масло;
в) хлеб
3. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея»?
а) Гомер;

б) Гесиод;

в) Эсхил

4. Чудовище с головой быка и телом человека, обитавшее в критском Лабиринте?
а) Цербер;

б) Минотавр;

в) Горгона Медуза

5. Агора, Керамик, Акрополь – это:
а) знаменитые памятники в Афинах;
б) это районы Афин;
в) это памятники в Спарте
6. Приведите в соответствие:

Определение
1.глиняные сосуды с двумя ручками для хранения
вина и масла
2.греческие боевые корабли
3. рабы в Спарте
4.выборные правители в Афинах во времена Солона

7. Что называется полисом?
а) город-государство в Древней Греции
б) город в Древней Греции
в) название органа управления городом
8. Кто в Афинском полисе платил налог за право жить в нем?

Понятие
а) триеры
б) архонты
в) амфоры
г) илоты

а) рабы;

б) граждане Афин;

в) купцы-переселенцы

9. Треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом:
а) Колонна

б) Портик

в) Фронтон

10. Олимпийские игры проходили:
а) раз в 4 года;

б) раз в 10 лет;

в) каждый год

11. На этой круглой или полукруглой площадке выступали актеры и хор:
а) палестра;

б) скене;

в) орхестра

12. Кому посвящен знаменитый храм Парфенон?
а) Афродите

б) Афине

в) Посейдону

13. Место спортивных состязаний по пятиборью в Олимпии:
а) стадион;
б) ипподром;
в) орхестра
14. Приведите в соответствие:
1. Марафонское сражение
2. Первые олимпийские игры
3. Саламинское морское сражение
4. Реформы Солона

А.
Б.
В.
Г.

594 гг. до н. э.
490 г. до н. э.
776 г. г. до н. э.
480 г. г. до н. э.

15. Распредели имена по столбикам:
1.Зевс
2. Елена Прекрасная
3. Тесей
4. Аид
5. Фемистокл
6. Мильтиад
7. Софокл
8. Аристотель
9. Гера
10. Дионис
11. Ахилл
12. Гомер
13. Гефест
14. Геракл
15. Леонид
16. Дарий1
17. Александр Македонский
18. Гермес
19. Приам
20. Афина
21. Фидий.

Боги

Исторические личности

Герои мифов

16. Напиши термины:
1. Власть народа – __________________________________________________
2. Поселение людей, переселившихся из другой страны – _________________
3. Налог за право торговли – _________________________________________
4. Холм в Афинах, где находились гл. храмы города – ___________________
5.

Сказания о богах и героях – _______________________________________
Годовая контрольная работа по истории. 5 класс
1 вариант
1. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу:
А) гарпун
б) лук
в) рубило
2.Что называется религией?
А) вера человека в сверхъестественные существа
Б) наука о сотворении мира
В) наука о появлении человека
3. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:
А) медь
б) бронза
в) железо
4. Несколько родовых общин, живших в одной местности:
А) человеческое стадо
Б) племя
В) соседская община
5. Где находится Египет?
А) в северо-восточной части Африки
Б) в Центральной Азии
В) в Центральной Африке
6. Служители богов в Древнем Египте:
А) фараоны
б) жрецы

в) вельможи

7. Существо с телом льва и головой человека, «охранявшее» гробницы египетских фараонов?
А) Сфинкс
б) Апис
в) Хеопс
8. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?
А) амулет
б) саркофаг
в) мумия
9. Письменность в Древнем Двуречье:
А) линейное письмо
б) иероглифы
в) клинопись
10. Что изобрели в Древней Индии?
А) шахматы
б) бумагу
11. Где протекает река Янцзы?
А) в Китае
б) в Индии

в) прозрачное стекло
в) в Междуречье

12. Древняя страна, находившаяся между двумя реками Тигр и Евфрат:
А) Урарту
б) Междуречье
в) Индия
13.Бог грома и молний в Древней Греции, царь богов и людей:
А) Крон
б) Зевс
в) Аполлон
14. Что называется полисом?

А) город-государство в Древней Греции
Б) город в Древней Греции
В) название органа управления городом
15. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея»:
А) Гомер
б) Гесиод
16.Чем занимались спартанцы?
А) ремеслом

в) Эсхил

б) военным делом

в) земледелием

17. Где жили греческие боги?
А) в Олимпии
б) на острове Крит
18. Как назывались завоеванные Римом области?
А) «наше море»
б) провинции

в) на горе Олимп
в) царство варваров

19. Кто такой диктатор?
А) управляющий римской провинцией
Б) правитель, обладающий неограниченной властью
В) главнокомандующий римской армией
20. С правления какого императора Римское государство стали называть империей?
А) Октавиана Августа
б) Цезаря
в) Нерона
Часть 2

1. Событие произошло в 124 году до н.э. Сколько лет назад это было? Отметьте на ленте времени.
2. Прочитай таблицу. Заполни пустые колонки, подбирая подходящие по смыслу пропущенные слова.
(Учти, что недостающие слова составлены вразброс, не по порядку).
Название периода или
страны

Понятие, событие,
относящееся к периоду или
стране

Понятие, деятель,
относящийся к периоду или
стране

Первобытность

1)

Изготовление каменных орудий

Египет

Каналы, шадуфы, пирамиды

2)

3)

Законы Хаммурапи

Клинопись

Финикия

Торговля, мореплавание, изобретение стекла 4)

Древнееврейское царство 5)

Давид

Персидская держава

Поражение при Марафоне

6)

Индия

Касты

7)

Китай

8)

Конфуций

9)

Триста спартанцев

Ксеркс против царя Леонида

Рим

10)

Амфитеатр

Пропущенные слова:

а) Гладиаторы
б) Греция
в) использование меди
г) Дарий Первый
д) Иероглифы
е) Вавилон
ж) Брахма
з) бумага
и) Иерусалимский храм
й) Алфавит
Часть 3
Прочитай текст и выполни задание.
Легенда о поэте Тиртее
Во время одной из войн спартанцам было предсказано, что они победят, если афинянин
возглавит их войско. Но афиняне в насмешку прислали не полководца, а хромого школьного учителя
Тиртея. Спартанцы сначала подвергли его издевкам. Однако Тиртей был поэтом, его пламенные песни
подняли дух воинов, и спартанцы победили. С песнями Тиртея спартанцы шли в бой. В своих стихах
поэт воспевал преданность родине воина: Биться мы стойко должны за детей и за землю родную,
Грудью удары встречать, в сече души не щадя. Смело, друзья! Все вместе в отважном бою оставайтесь!
Бегства презрите почин, страх да пребудет вдали!

1. Как ты думаешь, почему спартанцы победили, несмотря на то, что их предводитель был не опытный
воин-полководец, а школьный учитель? Ответ аргументируй (используй в ответе слова - так, как;
потому, что; и пр.). Запиши свой ответ.

*Какие примеры героизма и мужества, относящиеся к истории современного общества, ты знаешь?
(Достаточно привести один пример). Ответ запиши

Годовая контрольная работа по истории. 5 класс2 вариант
1. Основные занятия человека в период оледенения:
А) охота
б) земледелие

в) ремесло

2. Что называется религией?
А) вера человека в сверхъестественные существа
Б) наука о сотворении мира
В) наука о появлении человека
3. Выберите причину появления религии:
А) неумение человека объяснять явления природы
Б) боязнь человека перед стихией природы
В) желание человека отличаться от животных
4. Когда человек начал заниматься земледелием?
А) 10 тыс. лет назад
Б) 3 тыс.лет назад
В) 200 тыс. лет назад
5. Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?
А) из шкур животных
б) из пальмовых листьев
6. Письменность в Древнем Египте:
А) иероглифы
б) клинопись

в) из тростника

в) папирус

7. Кого древние египтяне считали «живым богом»?
А) главного жреца
б) фараона

в) Амон-Ра

8. Как называлась река, протекающая по территории Египта?
А) Нил
б) Тигр
в) Евфрат
9. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте:
А) саркофаг
б) пирамида
в) мумия
10. Где был придуман первый алфавит?
А) в Финикии
б) в Нубии

в) в Египте

11. Какая каста, по верованиям древних индийцев, появилась из ступней ног человека Пуруши:
А) воины
б) слуги
в) жрецы
12. Что изобрели в Древнем Китае?
А) бумагу
б) цифры
в) шахматы
13. Где протекает река Инд?
А) в Египте
б) в Индии

в) в Китае

14.Чудовище с головой быка и телом человека, обитавшее в критском лабиринте:
А) Цербер
б) Минотавр
в) Горгона Медуза
15.Холм в Афинах, где находились главные храмы города:
А) Акрополь
б) агора
в) академия
16.Что произошло в 490 г. до н.э.?
А) Марафонская битва
б) взятие греками Трои
17.Что означает греческое слово «демократия»?
А) власть народа
18. Кто такие патриции?

б) власть знати

в) распад державы Александра Македонского
в) власть тирана

А) потомки древнейших жителей Рима
Б) потомки племени этрусков
В) потомки греческих колонистов Италии
19.Народные трибуны имели право произносить в сенате слово «вето». Что оно означало?
А) «приветствую»
б) «разрешаю»
в) «запрещаю»
20.Народный трибун, выступивший в защиту земледельцев Италии:
А) Тиберий Гракх
б) Катон
в) Сципион
Часть 2

1. Олимпийские игры начали проводить с 776 года до н.э. Сколько лет назад это было? Отметьте на
ленте времени.
2. Прочитай таблицу. Заполни пустые колонки, подбирая подходящие по смыслу пропущенные слова.
(Учти, что недостающие слова составлены вразброс, не по порядку).

Название периода или
страны

Понятие, событие,

Понятие, деятель,

относящееся к периоду или
стране

относящийся к периоду или
стране

1)

Приручение животных

Изготовление каменных орудий

2)

Каналы, шадуфы, пирамиды

Мумии

Вавилон

3)

Клинопись

4)

Торговля, мореплавание, изобретение стекла Пурпурная краска

Еврейский народ

5)

Моисей

Персидская держава Разгром Вавилона

6)

Индия

7)

Будда

8)

Великая стена

Конфуций

Греция

9)

Ксеркс против царя Леонида

Рим

Гладиаторы

10)

Пропущенные слова:
а) Амфитеатр
б) Триста спартанцев
в) Первобытные люди
г) Кир Великий
д) Египет
е) Законы Хаммурапи
ж) Касты
з) Китай

и) Единобожие
й) Финикия
Часть 3
Прочитай текст и выполни задание.
Из речи Перикла (По рассказу древнегреческого историка Фукидида)
Афинами управляет не горсть людей, а большинство народа.
Бедность или низкое общественное положение не мешает у нас человеку занять почетную должность,
если он способен принести пользу государству.
Бедность ни для кого не является позором, но позорно, если человек сам не стремится избавиться от
бедности трудом.
Мы не питаем неприязни к соседу, не возмущаемся им, если он поступает так, как ему
нравится. Мы проявляем терпимость.
Мы всем разрешаем посещать наш город и осматривать его.
Наше государство является школой всей Эллады, и каждый из нас может с легкостью проявить свою
личность.
1. Как ты думаешь, нравилось ли грекам жить в Афинском государстве? Приведи примеры из текста и
аргументируй ответ (используй в ответе слова - так, как; потому, что; и пр.). Запиши свой ответ.
* Какие правила, существовавшие в Афинском государстве, используются и в современном обществе?
(Достаточно привести один пример). Ответ запиши.

№
уро
ка

1
2

№
урока
в
разде
ле
1
2

3

Наименование раздела, темы урока

Колво
часо
в

Дата
провед
ения 6а

1
1
7
3
1

02.09
07.09

1

Вводный урок. Что такое история
Счет лет в истории
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 ч)
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)
Древнейшие люди

4

2

Родовые общины охотников и собирателей

1

14.09

5

3
1
2
3
4

1
4
1
1
1
1

16.09

6
7
8
9

Возникновение искусства и религиозных верований
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
Возникновение земледелия и скотоводства
Появление неравенства и знати

10
11
12
13
14
15

1
2
3
4
5
6

16

7

17
18
19
20
21
22
23
24

1
2
3
4
5
6
7
8

25
26
27
28
29

1
2
3
4
5

Древнейшие стоянки на Нижнем Дону

Обобщение и проверка знаний по теме: Жизнь первобытных
людей
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Глава 3. Древний Египет
Государство на берегах Нила
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
Жизнь египетского вельможи

Военные походы фараонов
Религия древних египтян
Искусство Древнего Египта. Письменность и знания
древних египтян.
ЧЕТВЕРТНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Глава 4. Западная Азия в древности
Древнее Двуречье
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Финикийские мореплаватели
Библейские сказания
Древнееврейское царство
Ассирийская держава
Персидская держава «царя царей»
Таинственные киммерийцы. Скифы

Глава 5. Индия и Китай в древности
Природа и люди Древней Индии
Индийские касты
Чему учил китайский мудрец Конфуций
Первый властелин единого Китая
Обобщающий урок Древний Восток
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

30
31
32
33
34

35
36
37
38

1
2
3
4
5

1
2
3
4

Глава 6. Древнейшая Греция
Греки и критяне
Микены и Троя
Поэмы Гомера «Одиссея», «Илиада»
Религия древних греков
Четверная контрольная работа

Глава 7. Полисы Греции и их борьба с персидским
нашествием
Земледельцы Аттики теряют свободу
Зарождение демократии в Афинах
Древняя Спарта
Греческие колонии на берегах Средиземного и

20
7
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
21
5
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1

09.09

21.09
23.09
28.09
30.09

05.10
07.10
12.10
14.10
19.10
21.10
26.10
28.10
02.11
04.11
09.11
11.11
16.11
18.11
23.11
25.11
30.11
02.12
07.12
09.12
14.12
16.12
21.12
23.12
28.12
30.12

13.01
18.01
20.01

Факт

Примечание

39
40
41

5
6
7

42
43
44
45

1
2
3
4

46
47
48
49

1
2
3
4

50
51
52

1
2
3

53
54

1
2

55

3

56
57
58
59

1
2
3
4

Черного морей
Олимпийские игры в древности
Победа греков над персами в Марафонской битве
Нашествие персидских войск
Глава 8. Возвышение Афин в V веке до и. э. и
расцвет демократии
В гаванях афинского порта Пирей
В городе богини Афины
В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса
Афинская демократия при Перикле
Глава 9. Македонские завоевания в IV веке до н. э.
Города Эллады подчиняются Македонии
Поход Александра Македонского на Восток
В Александрии Египетской
Обобщение знаний по теме: Древняя Греция
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ
Глава 10. Рим: от его возникновения до установления
господства над Италией
Древнейший Рим
Завоевание Римом Италии
Устройство Римской республики
Глава 11 Рим-сильнейшая держава Средиземноморья

60
61
62
63

1
2
3
4

Вторая война Рима с Карфагеном
Установление господства Рима во всем Средиземноморье
Рабство в Древнем Риме
Глава 12. Гражданские войны в Риме (4 ч)
Земельный закон братьев Гракхов
Восстание Спартак

Единовластие Цезаря
Установление империи
Глава 13. Римская империя в первые века нашей
эры
Соседи Римской империи
В Риме при императоре Нероне
Первые христиане и их учение
Расцвет империи во II веке н. э. Вечный город и его

1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
19
3

25.01
27.01
01.02
03.02

08.02
10.02
15.02
17.02
22.02
24.02
01.03
03.03

1
1
1
3
1
1

10.03
15.03
17.03

1
4
1
1
1

07.04

22.03
24.03

12.04
14.04
19.04
21.04

4
1
1
1
1

26.04
28.04
05.05
12.05

жители

6465

1

6667

1

Глава 14. Разгром Рима германцами и падение
Западной Римской империи
Римская империя при Константине. Взятие Рима
варварами. Дон в III-IV веке нашей эры. Сарматы. Хазары
Обобщение знаний курса
Годовая контрольная работа

2
2

17.05
19.05

1

24.05

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Buгасин А.А., Годер Г.И. Программа «История Древнего мира». М.: Просвещение,
2011.
2. Вигасин А.А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. Всеобщая история. История Древнего
мира. 5 класс; учебник для обшеобразоват. учреждений \ Под ред. А.А. Искендерова. М.:
Просвещение, 2013.
3. История Древнего мира. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Вигасина, Г.И.
Годера, И.С. Свенцицкой «Всеобшая история. История Древнего мира». М.: Просвещение,
2013. (ФГОС. Инновационная школа).
Оборудование
1. Коровкин Ф.Н., Ники4оровД Н. Альбом по истории культуры Древнего мира.
2. Таблицы и схемы:
Никитина Т.И. Одежда эпохи Древнего мира. М.; Дрофа, 2007.
'Желобанова Л.П. Орудия труда и транспорт.
Древний мир. М.: Дрофа, 2007.
3. Атлас. История Древнего мира. М.: Дрофа, 2008 4. Настенные карты:
Древние государства мира;
Рост территории государств в древности;
Древний Восток. Египет и Передняя Азия;
Древний Восток. Индия и Китай (111 тыс.
до н. э. — БН в. н. э.);
Древняя Греция (до середины V в. до н. э.);
Завоевания Александра Македонского в IV в.
до н. э.
Электронные пособия
1. Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира» Вигасина А.А. и др.
М.: Просвещение, 2008.
2. Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир. Виртуальная школа
Кирилла и Мефодия, 2004.
3. Мультимедийный атлас древнего мира / Maria Multimedia. М.: Новый Диск, 2005.
4. Интерактивный справочник «Всемирная история в датах». М.: Новый век, 2004.
Образоватсльиые сайты
1. Яндекс-словари. Режим доступа: http.//slovari. yandex.ru
2. Рубрикон. Режим доступа. http://www.rutsticon. corn
3. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Режим доступа: БГгр //гьтт л megabook. ru
4. Библиотека Максима Мошкова. Режим доступа: http: //www.lib.ru
5. Каталог археологических ресурсов «Археология. РУ». Режим доступа: http:
//www.archaeolo y.ru/
6. Википедия. Режим доступа: http: //ru.wiktpedia. org/wiki
7. Мифологическая энциклопедия. Режим доступа: http: //www.mythology narod.ru/
8. Всемирная история Режим доступа: http:// historic.ru
9. Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http: //www.rusedu.ru
10. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Режим доступа: http://schoolcol lccuon.edu.ru
11. «Маат». Ассоциация по изучению Древнего Египта. Режим доступа: http: //mast.org.ru
12 МХК: Дрсвнии мир от первобытности до Рима. Режим доступа: http:
//www.school.edu.ru/prolects/m hk/ book/index2nm
13. Античная мифология. режим доступа: http: //mythology.s u.ru
14. Библиотека по религиоведению. Режим доступа: http://wvw.verigi.ru

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегаюшая, проектная,
игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного
обучения, музейная педагогика, тестового контроля.
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование,
контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы,
участие в конкурсах, конференциях и др.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система, портфолио, зачетная
система
Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории
Ставится оценка:
«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение
излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи.
Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное
исправление ошибочного ответа по сложной теме.
«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.
«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной –
двух ошибок
«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов
«1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории
Отметка
Содержание

2

3

1

Тема предмета
не очевидна.
Информация не
точна или не
дана.

Информация
частично изложена.
В работе
использован только
один ресурс.

Достаточно
точная
информация.
Использовано
более одного
ресурса.

Данная
информация кратка
и ясна.
Использовано
более одного
ресурса.

Не раскрыта и
не ясна тема
урока.
Объяснения
некорректны,
запутаны или не
верны.

Тема частично
раскрыта.
Некоторый
материал изложен
некорректно.

Сформулирова
на и раскрыта
тема урока.

Сформулирована и
раскрыта тема
урока.

Ясно изложен
материал.

Полностью
изложены
основные аспекты
темы урока.

Отражены
некоторые области
применения темы.
Процесс решения
неполный.

Отражены
области
применения
темы. Процесс
решения
практически
завершен.

Отражены области
применения темы.
Изложена
стратегия решения
проблем.

Общая
информация

2
Тема

Не определена
область
Применение и применения
проблемы
данной темы.
Процесс
решения
неточный или
неправильный.
3

4

5

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории
% выполнения
Отметка

0-27
«2»

28-52

53-77

«3»

«4»

78-100
«5»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».