муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский *N 'Ч: '• УИ, >.5 а• ■■1 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры Гуманитарного. художественногоэстетического и оздоровительного цикла |! I МБОУСОНШЗ от 3*08<2022г. №2 \ з д / И | Секретарь МО Забураева Л.Г. дпись СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР 'Ж _Яценко Н. А. подпись г тверждаю» ректор МБОУ СОШ №3 иказ ■д РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 7 класс Учитель: Золотова Ирина Александровна высшая категория Г:{ 2022-2023 учебный год «Пояснительная записка» Рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10. №1897), закона РФ «Обобразовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Каменск - Шахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, с учетом примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, 7-е издание, «Просвещение» под редакцией и руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского Цели и задачи. Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуальнопространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества. Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»: • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы; • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки; • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. «Место учебного предмета, курса дисциплины (модуля) в учебном плане» Учебный план МБОУ СОШ №3, с учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Основной формой организации учебного процесса является урок. Рабочая учебная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения курса изобразительное искусств, которые определены стандартом. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации 1 учебный час в неделю. Программа «Изобразительное искусство» для 7 класса является целостным интегративным курсом. Класс – 7 Количество часов в неделю – 1 ч. Количество часов в год – 34ч. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (ФГОС) уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику; понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль; знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства; конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурнодизайнерские объекты (в графике и объёме); моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах; работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды; конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур; владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля; использовать разнообразные художественные материалы. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование 7 нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Требования к уровню подготовки обучающихся Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. 1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест. 2.Текущий контроль в форме творческой работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. 3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста. 4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест. ученик должен: - уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику; - понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль; - знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства; - конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурнодизайнерские объекты (в графике и объёме); - моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах; - работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды; - конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур; - владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; - создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля; - использовать разнообразные художественные материалы. «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)» I раздел. Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуальнопсихологические и социальные аспекты. II раздел. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. От плоскостного изображения — к макетированию объёмно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание — объём в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне IIIраздел. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека . Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете. IVраздел. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир. Тематическое планирование № раздела п/п 1 Название темы раздела Количество часов Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. 8 3 Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека . 11 4 Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. 7 Всего 34 2 8 Календарно - тематическое планирование 7 класс № п/п Номер Колич Дата (план) Дата Примечание Тема урока раздела ество Причина и темы часов (факт корректировк урока ) и Раздел 1. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. (8 часов) 1,2 1.1 Основы композиции в конструктивных 2 01.09.2022 искусствах. 08.09.2022 3 1.2 Прямые линии и организация 1 15.09.2022 пространства 4 1.3 Цвет — элемент композиционного 1 22.09.2022 творчества. 5 1.4 Свободные формы: линии и тоновые 1 29.09.2022 пятна. 6 1.5 Буква — строка -текст. Искусство 1 06.10.2022 шрифта. 7 1.6 Композиционные основы 1 13.10.2022 макетирования графическом дизайне. 8 1.7 Многообразие форм графического 1 20.10.2022 дизайна. Раздел 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. (8час.) 9 2.1 Объект и пространство. Контрольная работа 1 27.10.2022 10 2.2 Взаимосвязь объектов в архитектурном макете 1 10.11.2022 11,12 2.3 Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. 2 17.11.2022 24.11.2022 13 2.4 Важнейшие архитектурные элементы Здания. 1 01.12.2022 Красота и целесообразность. Вещь как 1 08.12.2022 сочетание объёмов и образ времени. 15 2.6 Форма и материал. 1 15.12.2022 16 2.7 Цвет в архитектуре и дизайне. Роль 1 22.12.2022 цвета в формотворчестве. Контрольная работа Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. (11 часов) 17 3.1 Город сквозь времена и страны. Образы 12.01.2023 материальной культуры прошлого. 1 18 3.2 Город сегодня и завтра. Пути развития 1 19.01.2023 современной архитектуры и дизайна. 14 2.5 Живое пространство города. Город, 1 26.01.2023 микрорайон, улица 20,21 3.4 Вещь в городе и дома. Городской 2 02.02.2023 дизайн. 09.02.2023 22 3.5 Интерьер и вещь в доме. Дизайн 1 16.02.2023 пространственно-вещной среды Интерьера. 23,24 3.6 Природа и архитектура. Организация 2 02.03.2023 архитектурно-ландшафтного 09.03.2023 пространства. 25,26, 3.7 Ты — архитектор! Замысел 3 16.03.2023 27 архитектурного проекта и его 30.03.2023 осуществление. 06.04.2023 Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. (7 часов) 19 3.3 4.1 28 29 30 4.2 4.3 31-32 4.4 33 34 4.5 4.6 Мой дом — мой образ жизни. Контрольная работа Интерьер, который мы создаем. Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй. Мода, культура и ты. Композиционноконструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одёжке. Автопортрет на каждый день. Итого: С учетом выходных и праздничных дней всего - 34 часа 1 13.04.2023 1 1 20.04.2023 27.04.2023 2 04.05.2023 11.05.2023 1 1 18.05.2023 25.05.2023 34 директор МБОУ СОШ № 3 Золотова И.А. Прошнуровано и скреплено печатью лист