Рабочая программа по ИЗО 7 класс 2022-2023 учебный год

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский

*N
'Ч: '•
УИ,
>.5 а•

■■1

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
Гуманитарного. художественногоэстетического и оздоровительного
цикла
|! I
МБОУСОНШЗ
от 3*08<2022г. №2
\ з д / И | Секретарь МО Забураева Л.Г.
дпись

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
'Ж _Яценко Н. А.
подпись

г

тверждаю»
ректор МБОУ СОШ №3
иказ
■д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству 7 класс
Учитель: Золотова Ирина Александровна
высшая категория
Г:{

2022-2023 учебный год

«Пояснительная записка»
Рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основе
федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования
(приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10. №1897), закона РФ «Обобразовании»,
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы №3 города Каменск - Шахтинский, федерального перечня учебников,
рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ
№3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, с учетом примерной программы
«Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, 7-е издание, «Просвещение» под
редакцией и руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского
Цели и задачи.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуальнопространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения
мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе
личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество
посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений
искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
•
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального
образа реальности и произведений искусства;
•
освоение художественной культуры как формы материального выражения в
пространственных формах духовных ценностей;
•
формирование понимания эмоционального
и ценностного
смысла визуальнопространственной формы;
•
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в
ситуации неопределенности;
•
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
•
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной
среды и понимании красоты человека;
•
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
•
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть
реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его
эмоционально-нравственной оценки;
•
овладение основами культуры практической работы различными художественными
материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и
производственной среды.

«Место учебного предмета, курса дисциплины (модуля) в учебном плане»
Учебный план МБОУ СОШ №3, с учётом общих требований федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования. Основной формой
организации учебного процесса является урок.
Рабочая учебная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет
общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения курса изобразительное искусств, которые определены стандартом.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации 1
учебный час в неделю. Программа «Изобразительное искусство» для 7 класса является целостным
интегративным курсом.
Класс – 7
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 34ч.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (ФГОС)
















уметь
анализировать
произведения
архитектуры
и
дизайна;
знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и
специфику;
понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство
функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна,
тенденции современного конструктивного искусства;
конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурнодизайнерские объекты (в графике и объёме);
моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса
в конструктивных искусствах;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных
зданий и вещной среды;
конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом
фронтальную,
объёмную
и
глубинно-пространственную
композицию;
использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и
динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре
(макеты
из
бумаги,
картона,
пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и
др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная
скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
использовать разнообразные художественные материалы.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на
занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное
искусство»:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа
России;
осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края,
основ
культурного
наследия
народов
России
и
человечества;
усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского
общества;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
 формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование 7 нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение
 к членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;

 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
 формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
 развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры;
 освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах
(фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
 отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
 приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне;
приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и
кино);

 приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках
в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах
художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
 видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
 развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства; формирование активного отношения к традициям художественной
 культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
 осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
 развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации
контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и
учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в
нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного
образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания –
мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности.
Практическая работа или тест.
2.Текущий контроль в форме творческой работы. С помощью текущего контроля возможно
диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов
обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения
тем четвертей в форме выставки или теста.
4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка
рисунков, проект, викторина, тест.
ученик должен:
- уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных
искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство
функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного
конструктивного искусства;
- конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурнодизайнерские объекты (в графике и объёме);
- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного
процесса в конструктивных искусствах;

- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и
вещной среды;
- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную,
объёмную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических
композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из
бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в
пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и
др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная
скульптура); использовать выразительный язык при моделировании
архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные художественные материалы.

«Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»
I раздел.
Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир,
который создаёт человек. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции —
основа дизайна и архитектуры.
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и
архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство
целесообразности и красоты, функционального и художественного.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная
композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква,
текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности (симметрия и
асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония.
Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуальнопсихологические и социальные аспекты.
II раздел.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.
От плоскостного изображения — к макетированию объёмно-пространственных композиций.
Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства.
Здание — объём в пространстве и объект в градостроительстве.
Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре зданий.
Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое
видоизменение основных элементов здания.
Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности.
Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование.
Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей.
Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи.
Отражение времени в вещи.
Взаимосвязь материала и формы в дизайне.
Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте.
Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне

IIIраздел.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека .
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша,
менгиров и дольменов до индустриального градостроительства.
История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и
технических возможностей эпохи.
Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание
людей. Организация городской среды.
Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и
архитектуры в обустройстве интерьерных пространств.
Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного
мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн.
Использование природных и имитационных материалов в макете.
IVраздел.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование.
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности
человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и
архитектуре.
Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в
доме.
Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта
одежды.
Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа
персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует
современный мир.
Тематическое планирование
№
раздела
п/п
1

Название темы раздела

Количество
часов

Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду
пространственных искусств. Мир, который создаёт человек.
Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции
— основа дизайна и архитектуры.
В мире вещей и зданий. Художественный язык
конструктивных искусств.

8

3

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры
в жизни человека .

11

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и
индивидуальное проектирование.

7

Всего

34

2

8

Календарно - тематическое планирование 7 класс

№
п/п

Номер
Колич Дата (план) Дата
Примечание
Тема урока
раздела
ество
Причина
и темы
часов
(факт корректировк
урока
)
и
Раздел 1. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и
архитектуры. (8 часов)
1,2
1.1
Основы композиции в конструктивных
2
01.09.2022
искусствах.
08.09.2022
3
1.2
Прямые линии и организация
1
15.09.2022
пространства
4
1.3
Цвет — элемент композиционного
1
22.09.2022
творчества.
5
1.4
Свободные формы: линии и тоновые
1
29.09.2022
пятна.
6
1.5
Буква — строка -текст. Искусство
1
06.10.2022
шрифта.
7
1.6
Композиционные основы
1
13.10.2022
макетирования графическом дизайне.
8
1.7
Многообразие форм графического
1
20.10.2022
дизайна.
Раздел 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. (8час.)
9

2.1

Объект и пространство.
Контрольная работа

1

27.10.2022

10

2.2

Взаимосвязь объектов в архитектурном
макете

1

10.11.2022

11,12

2.3

Конструкция: часть и целое. Здание как
сочетание различных объёмов. Понятие
модуля.

2

17.11.2022
24.11.2022

13

2.4

Важнейшие архитектурные элементы
Здания.

1

01.12.2022

Красота и целесообразность. Вещь как
1
08.12.2022
сочетание объёмов и образ времени.
15
2.6
Форма и материал.
1
15.12.2022
16
2.7
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль
1
22.12.2022
цвета в формотворчестве.
Контрольная работа
Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. (11
часов)
17
3.1
Город сквозь времена и страны. Образы
12.01.2023
материальной культуры прошлого.
1
18
3.2
Город сегодня и завтра. Пути развития
1
19.01.2023
современной архитектуры и дизайна.
14

2.5

Живое пространство города. Город,
1
26.01.2023
микрорайон, улица
20,21 3.4
Вещь в городе и дома. Городской
2
02.02.2023
дизайн.
09.02.2023
22
3.5
Интерьер и вещь в доме. Дизайн
1
16.02.2023
пространственно-вещной среды
Интерьера.
23,24 3.6
Природа и архитектура. Организация
2
02.03.2023
архитектурно-ландшафтного
09.03.2023
пространства.
25,26, 3.7
Ты — архитектор! Замысел
3
16.03.2023
27
архитектурного проекта и его
30.03.2023
осуществление.
06.04.2023
Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное
проектирование. (7 часов)
19

3.3

4.1
28
29
30

4.2
4.3

31-32

4.4

33
34

4.5
4.6

Мой дом — мой образ жизни.
Контрольная работа
Интерьер, который мы создаем.
Пугало в огороде, или… Под шёпот
фонтанных струй.
Мода, культура и ты. Композиционноконструктивные принципы дизайна
одежды.
Встречают по одёжке.
Автопортрет на каждый день.
Итого:

С учетом выходных и праздничных дней всего - 34 часа

1

13.04.2023

1
1

20.04.2023
27.04.2023

2

04.05.2023
11.05.2023

1
1

18.05.2023
25.05.2023

34

директор МБОУ СОШ № 3
Золотова И.А.

Прошнуровано и скреплено печатью
лист


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».