рабочая программа по биологии 2022-2023 уч.год

город Каменск-Шахтинский Ростовской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3

СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания
методической кафедры
естественно-математического
цикла.
МБОУ СОШ №3
от Ш И
__2022г. № 5

СОГЛАСОВАНО:
Зам хтител
ест^ель директора по УР
Яценко Н А .

ж

2022г.

___ Секретарь МО
подпись

Галактионова И.Н.

«Утверждаю»
Д ирекхер!=№ ^^СО Ш №3

И.А.Золотова

№ -3<УУ/ /
И.А.Золотова

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ в 8 «А» классе

Учитель: Забураева Лидия Григорьевна.

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
8 «А» класс- это класс инклюзивного обучения, в котором учащаяся с
ограниченными возможностями здоровья обучается совместно с нормально
развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной
школы.
Программа учитывает уровень познавательных возможностей учащихся,
имеющих рекомендации ПМПК города Каменска-Шахтинского на обучение
по адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой
психического развития.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования,.
Требования к уровню подготовки детей с ЗПР соответствуют требованиям,
предъявляемым к учащимся в соответствии с государственными
образовательными стандартами. При выполнении этих требований к
обязательному уровню образования необходимо учитывать особенности
развития детей с ЗПР, а также их возможности в овладении знаниями,
умениями, навыками по каждому предмету.
Для обучающихся с ЗПР
образовательные потребности:

характерны

• увеличение времени, необходимого на
программы;

следующие

специфические

освоения образовательной

• наглядно-действенный характер содержания образования;
• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;
• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых
обществом норм поведения;
• обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной
нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с
умственной отсталостью;
1

• использование преимущественно
деятельности и поведения;

позитивных

средств

стимуляции

• стимуляция познавательной активности, формирование потребности в
познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
Решение задач обучения школьников с задержкой психического развития в
условиях массовой общеобразовательной школы решается путем
выраженной коррекционной направленности всей учебно-воспитательной
работы. Учащимся с задержкой психического развития необходимо помочь
организовать практическую работу с понятиями и правилами, овладеть
способами оперирования ими, умением опознавать определённые
математические объекты, самостоятельно отбирать и конструировать
материал, правильно использовать в практической деятельности.
Рабочая программа по биологии для 8 «А» класса составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, Требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, примерной программы по биологии,
учебника авторского коллектива Пасечника В. В, основной образовательной
программы основного общего образования МБОУ СОШ №3.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы
развития и формирования универсальных учебных действий, которые
обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития
обучающихся, коммуникативных качеств личности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебное содержание курса биологии включает: Бактерии, грибы, растения.
34 ч, 1 ч в неделю (5 класс); Многообразие покрытосеменных растений. 35 ч, 1 ч в
неделю (6 класс); Животные. 34 ч, 1 ч в неделю (7 класс); Человек. 68 ч, 2 ч в
неделю (8 класс); Введение в общую биологию. 68 ч, 2 ч в неделю (9 класс).
В 8 «А» классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном
существе, о его становлении в процессе антропогенеза и формировании
социальной среды. Определение систематического положения человека в
ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками,
позволяют осознать учащимися единство биологических законов, их
проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и
2

функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного
сценария возможен лишь в определенных границах, за пределами которых
теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не
зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом
жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе.
Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела,
о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы
самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и время
обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ
от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой
работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарногигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение
сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную,
трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив
сверстников и стать личностью
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
•
развитие логического и критического мышления, культуры речи,
способности к умственному эксперименту;
•
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности,
способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из
обыденного опыта;
•
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность,
способность принимать самостоятельные решения;
•
воспитание культуры личности, отношения к биологии как к части
общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
информационном обществе;
• развитие интереса к творчеству и биологических способностей;
2) в метапредметном направлении:
• формирование представлений о биологии как части общечеловеческой
культуры, о значимости биологии в развитии цивилизации и современного
общества;
• развитие представлений о биологии как форме описания и методе познания
действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта
естественнонаучного моделирования;

3

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных
для биологии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для
различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
•
овладение конкретными биологическими знаниями, необходимыми для
применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для
продолжения образования;
•
формирование представлений о биологических идеях и методах;
•
формирование представлений о биологии как форме описания и методе
познания действительности;
•
овладение биологическими знаниями и умениями, необходимыми для
продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных
учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
•
создание фундамента для биологического развития, формирования
механизмов мышления, характерных для естественнонаучной деятельности.
4) в направлении обеспечения прав участников образовательного процесса на получение
качественного образования:
•
обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение
бесплатного образования;
•
организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися
с различными формами отклонений в развитии; сохранение и укрепление здоровья обучающихся
с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
•
создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации
индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

Планируемые результаты усвоения учебного предмета «Биология»
Содержание курса направлено на формирование универсальных
учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и
коммуникативных качеств личности. В результате изучения курса у
выпускников основной школы будут сформированы биологические знания,
умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а
также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные
универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Рабочая программа выделяет два уровня овладения образовательными
результатами:
минимальный - является обязательным для всех обучающихся включая детей с
задержкой психического развития ;

достаточный - не является обязательным для детей с задержкой
психического развития ( в дальнейшем параметры данного уровня будут указываться
специальным значком )
4



Личностные результаты обучения биологии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию,
3) знание основных принципов и правил отношения к живой
природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4) формирование
познавательных
интересов
и
мотивов,
направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений
(доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы);
эстетического отношения к живым объектам;
5) формирование личностных представлений о целостности
природы,
6) формирование толерантности и миролюбия;
7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах,
8) формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в
процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности;
10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
11) формирование основ экологического сознания на основе
признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального
природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
1) учиться самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) знакомство с составляющими исследовательской деятельности,
включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
5

давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
3) формирование умения работать с различными источниками
биологической
информации:
текст
учебника,
научно-популярной
литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и
оценивать информацию
4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений в учебной и познавательной деятельности
5) формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникативных технологий.
6) формирование умений осознанно использовать речевые средства
для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки
зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии в
8 классе
являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов
(отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов
растений, грибов и бактерий;

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых
растениями, бактериями, грибами

классификация — определение принадлежности биологических
объектов к определенной систематической группе;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и
эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных
групп); роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы;

различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых
объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и
ядовитых грибов; опасных для человека растений;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов
взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между
особенностями строения клеток, тканей;
6


овладение методами биологической науки: наблюдение и
описание биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе,
влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и
инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении
ядовитыми грибами, растениями;
5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения
объекты живой природы.

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:
- особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки.тканей,
органов и систем органов человеческого организма;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии,
питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,
размножение, наследственность и изменчивость, регуляция
жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики;
- вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии,
психологии, гигиены, медицины
Учащиеся должны уметь:
-выделять существенные признаки строения и функционирования органов
человеческого организма;
 - объяснять: роль биологии в формировании современной
естественнонаучной картины мира, в практической деятельности
людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими
животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и
7

окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния
окружающей среды; причины наследственности и изменчивости,
проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль
гормонов и витаминов в организме;
- в системе моральных норм ценностей по отношению к собственному
здоровью и здоровью других людей;
 - проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их
результаты;
-получать информацию об организме человека из разных источников
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
-устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и
выполняемой им функцией;
 - проводить биологические исследования и делать выводы на основе
полученных результатов;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об
организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов
,рефератов, презинтаций;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об
заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;
 - проводить исследовательскую и проектную работу;
- выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей
среды на его здоровье;
 - аргументировать свою точку в ходе дискуссии по обсуждению
глобальных проблем: СПИД, наркомания, алкоголизм.
Личностные результаты обучения:
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- уметь выделять эстетические достоинства человеческого тела;
— следить за соблюдением правил поведения в природе;
— использовать на практике приёмы оказания первой помощи при
простудах, ожогах, обморожениях, травмах ,спасении утопающего
— уметь рационально организовывать труд и отдых;
--- уметь проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
— понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;
— признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— осознавать значение семьи в жизни человека и общества;
— принимать ценности семейной жизни;
— уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;
— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного
выбора профессии;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые
знания;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям
на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
8

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их
последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать
фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего
мнения.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний»,
сколько на формирование активной личности, мотивированной на
самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими
установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию
информации. Особое внимание уделяется познавательной активности
учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
2. Содержание рабочей программы. (68ч.)
Введение.
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма
для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, гигиена,
экология и другие науки в изучении строения, жизнедеятельности и здоровья
человека. Расы человека и их происхождение и единство. Происхождение и
эволюция человека. Антропогенез.
Общий обзор организма человека.
Строение организма человека. Уровни организации организма человека.
Регуляция процессов жизнедеятельности.
Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения тканей
организма человека»
Опора и движение.
Значение опорно-двигательной системы. Общий обзор скелета человека.
Соединение костей. Мышцы. Сухожилия. Работа мышц. Регуляция
деятельности опорно- двигательной системы. Нарушение нормального
развития опорно-двигательной системы. Доврачебная помощь при
повреждении опорно-двигательной системы.
Тестирование.
Внутренняя среда организма.
Внутренняя среда организма. Гомеостаз .
Состав крови. Функции
компонентов крови. Иммунитет и его виды. Роль предохранительных
прививок в борьбе с инфекциями.
Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови»
Кровообращение и лимфоток.
Кровообращение, и его значение. Органы кровообращения, их строение и
функции . Работа сердца. Движение крови по сосудам, большой и малый
круги кровообращения. Гигиена сердечнососудистой системы. Влияние
9

вредных привычек на сердечнососудистую систему. Доврачебная помощь
при нарушениях в работе сердечнососудистой системы.
Лабораторная работа «Измерение давления крови»
Самостоятельная работа по теме «Кровь и кровообращение»
Дыхание.
Значение дыхательной системы. Строение органов дыхания и их функция.
Газообмен в легких и тканях. Регуляция деятельности дыхательной системы.
Заболевания и их профилактика. Гигиена органов дыхания. Доврачебная
помощь при нарушениях функций дыхательной системы.
Лабораторная работа «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха
и выдоха»
Пищеварение.
Строение и функции пищеварительной системы, пищеварение в различных
ее отделах. Зубы и уход за ними. Заболевания органов пищеварения, их
профилактика. Гигиена пищеварения. Влияние вредных привычек на
пищеварительную систему. Гигиена питания, предотвращение желудочнокишечных заболеваний. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
Лабораторная работа» Действие слюны на крахмал».
Тестирование.
Обмен веществ и превращение энергии.
Обмен веществ и энергии в организме.
Виды обмена веществ:
пластический, энергетический, общий, основной. Питание, нормы питания.
Ассимиляция и диссимиляция. Нарушения в деятельности организма и их
компенсация.
Выделение.
Строение и функции выделительной системы. Регуляция деятельности.
Заболевания и профилактика. Гигиена выделительной системы.
Тестирование.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.
Железы, их строение, функции Работа эндокринной системы. Значение и
организация нервной системы.
Рефлекторная деятельность организма. Строение и функции центральной и
периферической нервной системы. Строение и функции спинного мозга.
Головной мозг. Вегетативная нервная система. Нарушение в работе нервной
системы и их предупреждение
Лабораторная работа « Изучение строение головного мозга по муляжам».
Тестирование.

10

Органы чувств. Анализаторы.
Строение и функции анализаторов. Глаз и зрение. Гигиена зрения. Ухо и
слух. Орган равновесия. Мышечное чувство.Вкусовой и обонятельный
анализатор..
Лабораторная работа: 1.»Строение глаза». 2.»Строение органа слуха»
Психика и поведение человека.
Высшая нервная деятельность. Рефлексы. Сон как форма приобретенного
поведения человека. Память и обучение. Врождённое и приобретённое
поведение. Особенности высшей нервной деятельности человека
Размножение и развитие человека.
Половые железы и половые клетки: яйцеклетки и сперматозоид. Органы
размножения. Оплодотворение. Беременность и рождение.
Развитие
человека после рождения.
Самостоятельная работа по теме «Воспроизведение и развитие человека»
Человек и окружающая среда.
Социальная и природная среда человека. Окружающая среда и здоровье
человека.
Знать:
-понятия (социальная среда, природная среда, адаптация, утомление);
Уметь:
-раскрывать понятие «здоровье среды»

11

СОДЕРЖАНИЕ биологии в 8 «А» классе.
Основное содержание программы соответствует содержанию, изложенному
авторами программы, автора программы В.В.Пасечника и коллектива
авторов. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников
«Линия жизни» 5-9 классы. М.: Просвещение, 2019. – 128 с. (Соответствует
требованиям ФГОС)
№

1.
2.

Название раздела/темы

Количество часов

Раздел 1. Введение. Наука
о человеке
Раздел 2.Общий обзор
организма человека
Раздел 3. Опора и
движение
Раздел 4. Внутренняя
среда организма.

3

Количество
контрольных работ
(лабораторных,
практических т.д.)

3

1

7

3

5

1

Раздел 5. Кровеносная и
лимфатическая системы.
Раздел 6.. Дыхательная
система

4

1

4

2

Раздел 7. Питание
Раздел 8. Обмен веществ и
превращение энергии
9. Раздел 9. Выделение
продуктов обмена
10 Раздел 10. Покровы тела
человека
Раздел
1
11.
Нейрогуморальная
1
регуляция
1
процессов
жизнедеятельности
12 Раздел 12 Анализаторы.
.

6
4

2
1

3.
4.
5.
6.
7.
8.

2
3

1

7

5

1
12

Органы чувств.
13 Раздел 13 Психика и
.
поведение человека.
Высшая нервная
деятельность
14 Раздел 14.
Размножение и развитие
человека.
15 Раздел 15. Человек и
окружающая среда
Итого

6

5

4
13

68

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии
в 8 «А» классе
№

№

1.
2.

1.1
1.2

3.

1.3

4.

2.1

5.

2.2

6.

2.3

7.

3.1

Название раздела и тема урока

Дата
план

Раздел 1.Введение. Наука о человеке
.Науки о человеке и их методы
Биологическая природа человека. Расы
человека
Происхождение и эволюция человека.
Антропогенез
Раздел 2.Общий обзор организма человека
Строение организма человека: Уровни
организации человека. Ткани. Л.р тема
Изучение микроскопического строения тканей
организма человека.
Строение организма человека: Полости тела.
Органы . Системы органов.
Тест—вводная (диагностическая) проверочная
работа
Регуляция процессов жизнедеятельности

3
1.09
5.09

Раздел 3. Опора и движение
Опорно — двигательная система. Состав,

Дата
факт

Примечание

8.09
3
12.09

15.09
19.09
22.09
7
22.09
13

8.

3.2

9

3.3

10.

3.4

11.
12.

3.5
3.6

13.

3.7

14.

4.1

15

4.2

16
17.

4.3
4.4

18.

4.5

19.

5.1

20.

5.2

21.

5.3

строение и рост костей. Л.р тема
Микроскопическое строение костной ткани.
Изучение внешнего вида отдельных костей
скелета человека
Общий обзор скелета Человека. Соединение
костей..Скелет головы.
Скелет туловища. Скелет конечностей и их
поясов
Строение и работа мышц.ЛР тема-Мышцы
человеческого тела. Утомление при
статистической работе.
.Работа скелетных мышц и ее регуляция.
Значение физических упражнений и культуры
труда для формирования скелета и
мускулатуры.
Нарушение ОДС. Первая помощи при
повреждении ОДС ЛР тема- Выявление
нарушений осанки. Выявление плоскостопия
Раздел 4.Внутренняя среда организма.Состав внутренней среды организма и ее
функции
Состав крови. Постоянство внутренней
среды.. ЛР-Микроскопическое строение
крови ( микропрепараты крови человека и
лягушки)
Тест—проверочная работа за 1 четверть
Свертывание крови. Переливание крови.
Группы крови.
Иммунитет. Переливание крови.
Иммунология на службе здоровья.
Раздел 5. .Кровеносная и лимфатическая
системы
Органы кровообращения. Строение и работа
сердца
Сосудистая система . Лимфообращение. ЛРИзмерение кровяного давления. Подсчет
ударов пульса в покое
Сердечно — сосудистые заболевания. Первая

25.09
29.09
3.10

6.10
10.10

13.10

5
17.10
20.10

24.10
27.10
7.11
4
10.11
14.11

17.11
14

22.

5.4

23.

6.1

24.

6.2

25.

6.3

26.

6.4

27.

7.1

28.

7.2

29.

7.3

30.
31.

7.4
7.5

32

7.6

33.

8.1

34.
35.
36.

8.2
8.3
8.4

помощь при кровотечении.
Обобщающий урок по теме: Кровеносная и
лимфатическая системы
Раздел 6. Дыхательная система
Значение дыхательной системы. Строение
органов дыхания и их функции.
Механизм вдоха и выдоха. Жизненная емкость
легких.Л.Р..»Изменение обхвата грудной
клетки. Функциональная проба».
Регуляция деятельности дыхательной
системы. Охрана воздушной среды.Л.Р.
«Определение частоты дыхания».
Заболевание органов дыхания, их
профилактика. Реанимация. Обобщающий
.урок- 2. по теме «Дыхательная система»
Раздел 7. Питание
Питание и его значение. Органы пищеварения
и их функции.
Пищеварение в ротовой полости и
желудке.Л.Р.по теме - «Действие слюны на
крахмал».
Пищеварение в желудке и кишечнике. Л.Р. по
теме «Изучение действия желудочного сока
на белки».
Кишечное переваривание. Всасывание
Регуляция пищеварения. Гигиена
пищеварения. . Заболевание 1- помощь.
Обобщающий урок -3 по теме
«Пищеварительная система»
Тест—проверочная работа за 1е полугодие
Раздел 8. Обмен веществ и превращение
энергии
Взаимосвязь систем органов. Пластический и
энергетический обмен .
Ферменты и их роль в организме человека..
Витамины и их роль в организме человека
Нормы и режим питания. Нарушение обмена
веществ.

21.11
4
24.11
28.11

1.12

5.12

6
8.12
12.12

15.12

19.12
22.12

26.12
4
9.01
12.01
16.01
19.01
15

37
38.

9.1
9.2

39.

10.1

40.
41.

10.2
10.3

42.

11.1

43.
44.

11.2
11.3

45.
46.
47.

11.4
11.5
11.6

48.

11.7

49.
50.

12.1
12.2

51

12.3

52.

12.4

53.

12.5

54.

13.1

Раздел 9. Выделение продуктов обмена
2
Выделение.
23.01
Заболевание органов мочевыделения
26.01
Раздел 10. Покровы тела человека
3
Наружные покровы тела. Строение и функция 30.01
кожи. Л.Р. по теме: «Рассмотрение под лупой
тыльной и ладонной поверхности кисти»,
«Определение типа своей кожи с помощью
бумажной салфетки»
Болезни и травмы кожи
2.02
Гигиена кожных покровов
6.02
Раздел 11. Нейрогуморальная регуляция
процессов жизнедеятельности
Строение и функция желез внутренней
секреции
Работа эндокринной системы и ее нарушения
Значение нервной системы. Строение нервной
системы.
Спинной мозг.
Строение головного мозга.
Вегетативная нервная система. Соматическая
нервная система. Автономная нервная система
Нарушение в работе нервной системы и их
предупреждение. Обобщающий урок по теме
Нервная система.
Раздел 12 Органы чувств. Анализаторы
АНАЛИЗАТОРЫ.
Анализаторы. Зрительный анализатор. ЛР по
теме- «Строение зрительного анализатора»
Слуховой анализатор. Тест—проверочная
работа за 3 четверть
Вестибулярный анализатор. Мышечное
чувство. Осязание.
Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль.
Раздел 13. Психика и поведение человека.
Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность. Рефлексы.

7
9.02
13.02
16.02
20.02
27.02
2.03
6.03

5
9.03
13.03
16.03
30.03
3.04
6
6.04
16

55.

13.2

Память и обучение

10.04

56.

13.3

13.04

57.

13.4

Врожденные и приобретенные программы
поведения.
Сон и сновидение.

58.

13.5

Особенности ВНД. Речь, сознание.

20.04

59.

13.6

Обобщающий урок по теме :» Высшая
нервная деятельность
Раздел 14. Размножение и развитие
человека
Особенности размножения человека.

24.04

4.05

17.04

5

60.

14.1

61.

14.2

62.

14.3

Органы размножения. Половые клетки
Оплодотворение
Развитие зародыша. Беременность.

63.

14.4

Рост и развитие ребенка после рождения

11.05

64

14.5

Обобщающий урок по теме: «Размножение и
развитие человека.»
Раздел 15. Человек и окружающая среда

15.05

27.04

8.05

4

65.

15.1

Социальная и природная среда человека

18.05

66.

15.2

Окружающая среда здоровье человека

22.05

67.

15.3

25.05

68.

15.4

Тест—проверочная работа за год, за курс 8
класса.
Обобщающий урок по теме: «Окружающая
среда и здоровье человека»

29.05

Всего 68 часов в год, уплотнение с учётом праздничных и выходных дней.

17

18

овано и скреплено печатью
листов

№3
Золотова И.А.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».