город Каменск-Шахтинский Ростовской области муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 СОГЛАСОВАНО; Протокол заседания методической кафедры естественно-математического цикла. МБОУ СОШ №3 от_ _2022г. № 1ММ ЧСЫ/^ СОГЛАСОВАНО: Заместитель еста^ел директора по УР ___Яценко Н А. подпись ____ Хн М 2022г. 6 Секретарь МО подпись Г алактионова И.Н. «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №3 И.А.Золотова____________________________ _ № 3^ /// _________ И.А.Золотова АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ в 8 «А» классе Учитель: Забураева Лидия Григорьевна. 2022-2023 учебный год Пояснительная записка. Адаптированная рабочая программа по географии в 8 «А» классе с ЗПР разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897). • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ на 2022-2023 учебный год; • Устав МБОУ СОШ №3 города Каменск-Шахтинский • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ№3 • Учебный план МБОУ СОШ №3 на 2022-2023 учебный год. • Примерной программы основного общего образования по географии, • Авторской программы основного общего образования по географии . 5—9 классы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, 2016 г. Рабочая программа реализуется при работе с УМК: Учебник «География России.» 8 класс Е.М.Домогацких и Н.И.Алексеевский, Москва «Русское слово» 2017 год. Примерная программа по географии для основной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования. В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно– общественно- научного знания. Вклад географии в достижение целей основного общего образования. В основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно – ориентационной, эстетической, технико – технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов. Изучение географии в 8 классе направлено на достижение следующих целей: - освоение знаний о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; - овладение умениями использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; - воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде; - применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Главная цель — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения. Он помогает учащемуся осознать себя гражданином и патриотом России, усвоить идеалы и ценности патриотизма, гражданского общества, сформировать уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию. Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач: сформировать у учащихся знания и представления о России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы; сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов; сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны; продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве. Общая характеристика учебного предмета. Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков «География Земли» (5,6,7 классы) и «География России» (8,9 классы), в каждом из которых выделяются тематические разделы. В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияние природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий на ряду с содержательно – обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства. Описание места учебного предмета в учебном плане МБОУ СОШ №3 Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и учебного плана МБОУ СОШ №3 для обязательного изучения географии в 2022-2023 учебном году на этапе основного общего образования отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю, уплотнение материала в связи с праздничными днями. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения. Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии: 1. Ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; 2.гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; 3.образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.; • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются: • понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем; • представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий); • умение работать с разными источниками географической информации; • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; • картографическая грамотность; • владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; • умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия; • умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; • умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. Содержание учебного предмета. Глава 1. Введение. Географическая карта и источники географической информации. Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований. Карта и её математическая основа. Топографическая карта. Космические и цифровые источники информации Практическая работа: 1.Определение расположения объектов на топографической карте. Глава 2. Россия на карте мира. Географическое положение России. Физико-географическое положение России. Россия на карте мира, её размеры, крайние точки, границы, приграничные. Моря, омывающие берега России. Россия на карте часовых поясов. Время на территории России. Местное, поясное и декретное время и их определение. Этапы и методы географического изучения территории России. Географическое положение Древней Руси. Территориальный рост России в Х – ХХ веках. История исследования территории России в досоветский период. Изучение территории России в советский и современный периоды. Практическая работа: 1.Географическое положение России. Решение задач на определение поясного времени. Глава 3. История изучения территории России. Русские землепроходцы 11-17 в.в. Географические открытия в России 18-19 в.в. Географические исследования в 20 веке. Роль географии в современном мире. Практическая работа: 1.Подготовить сообщение и призентацию на тему:«История изучения территории России.» Глава 4. Геологическое строение и рельеф России. Тектоническое и геологическое строение России. Главные особенности строения земной коры России. Основные тектонические структуры на территории России и их отражение в рельефе. Платформы, их виды (древние и молодые) и строение. Щиты. Складчатые области (геосинклинали). Геологическое летоисчисление. Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Геохронологическая таблица. Особенности развития жизни и формирования рельефа России в различные геологические эры (архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую). Основные этапы формирования земной коры: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская и кайнозойская (альпийская или тихоокеанская). Геологическая и тектоническая карта России. Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Горы и равнины на территории нашей страны, их виды и размещение. Связь рельефа со строением земной коры. Развитие форм рельефа. Внутренние (движение земной коры, вулканизм и землетрясения) и внешние (ветер, температура, растения, текучие воды, ледник) процессы, формирующие рельеф. Минеральные ресурсы России. Карта минеральных ресурсов России. Виды минеральных ресурсов. Основные закономерности размещения полезных ископаемых по территории России. Геотермальные ресурсы России. Открытия В.А. Обручева, А.Е. Ферсмана и И.М. Губкина. Влияние строения земной коры и рельефа на условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека. Глава 5. Климат России. Факторы, определяющие особенности климата России (географическая широта, близость морей и океанов, морские течения, воздушные массы, господствующие ветры, рельеф). Солнечная радиация и её виды: прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая, суммарная. Воздушные массы на территории России, их виды (арктическая, умеренная морская, умеренная континентальная и тропическая) и характеристика и распространение. Циркуляция атмосферы на территории России. Атмосферные фронты, их виды (тёплый и холодный ) и их влияние на изменение погоды. Циклоны и антициклоны и связанная с ними погода. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Факторы, влияющие на распределение тепла и влаги летом и зимой. Годовое количество осадков, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения и их определение. Климатическая карта России. Оймякон – полюс холода северного полушария. Климатические пояса и основные типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно-континентальный, умеренный континентальный, умеренный резко континентальный, умеренный морской, умеренный муссонный и субтропический. Карта климатических поясов России. А.И. Воейков– основоположник климатологии. Прогноз погоды и его значение. Синоптическая карта. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Изменение климата. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России. Самостоятельная работа:«Климат и климатические ресурсы» Глава 6. Внутренние воды и водные ресурсы Росси. Реки России. Главные речные системы, бассейны и водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов и внутреннего стока. Особенности питания, режима, расхода воды, годового стока и ледового режима рек различных регионов России. Озёра России. Крупнейшие озёра России, их виды и размещение. Болота, их виды и размещение по территории России. Подземные воды, их виды и распространение. Минеральные и термальные источники территории России. Ледники, их виды и расположение на территории нашей страны. Вечная (многолетняя) мерзлота на территории России. Водные и гидроэнергетические ресурсы России и их охрана. Судоходные каналы России. Карта водных ресурсов России. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели и лавины. Практическая работа:«Обозначение на контурной карте крупных рек и озер России». Глава 7. Почва и почвенные ресурсы России. Почва – особый компонент природы, её состав, строение и структура. Факторы почвообразования. Основные типы почв России, закономерности их размещения и свойства. Почвенная карта России. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Почвенные и земельные ресурсы России. Структура земельного фонда России. Проблемы рационального использования земельных и почвенных ресурсов и их охрана. Глава 8. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы России . Растительный мир России. Закономерности распределения растительного покрова России. Карта растительности России. Лесные ресурсы России. Животный мир России. Закономерности распределения животного мира России. Пушные и рыбные ресурсы России. Красная книга России. Охрана растительного и животного мира России. Глава 9. Природные комплексы России. Природная зона как зональный природный комплекс. Природные зоны России (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и субтропики), их размещение и характерные черты. Области высотной поясности на территории России. Труды Л.С. Берга. Карта природных зон России. Изменение природных комплексов человеком. Антропогенный ландшафт. Особо охраняемые территории: национальные парки, заповедники и заказники. Крупнейшие национальные парки и заповедники России. Самостоятельная работа:«Природные зоны России» Глава 10. Крупные природные районы России. Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (ВосточноЕвропейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и СевероВосточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока. Практические работы: 1. «Обозначение на контурной карте объектов Западной Сибири». 2. «Природные ресурсы и проблемы их освоения Восточной Сибири». Глава 11. Заключение. Человек и природа. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Геоэкологический потенциал России. Практическая работа: 1. «Антропогенное воздействие на природу». Тематическое планирование по географии в 8 классе. № Название раздела, главы. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Глава 1. Географическая карта и источники географической информации. Глава 2. Россия на карте мира. Глава 3. История изучения территории России. Глава 4. Геологическое строение и рельеф. Глава 5. Климат России. Глава 6. Гидрография России. Глава 7. Почвы России. Глава 8. Растительный и животный мир России. Глава 9. Природные зоны России. Глава 10. Крупные природные районы России. Глава 11. Заключение. Всего: Колво часов Практич Контроль: .работы (тест) 4 1 5 5 5 8 10 3 3 7 13 5 68 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) Календарно-тематическое планирование по географии в 8 «А» классе. № п/ п № 1 2 3 1.1 1.2 1.3 4 1.4 5 6 7 8 9 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 10 11 12 13 14 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 15 4.1 16 17 18 19 4.2 4.3 4.4 4.5 20 5.1 21 22 5.2 5.3 Название разделов, главы и темы уроков. Всего Дата часов план Глава 1. Географическая карта и источники географической информации. Карта и её математическая основа. Топографическая карта. Космические и цифровые источники информации. Тест-диагност (вводная ) проверочная работа. Глава 2. Россия на карте мира. Географическое положение России. Всероссийская проверочная работа. Природные условия и ресурсы. Часовые пояса и зоны. Практ. работа по теме: «Час.пояса и зоны.» 4 Глава 3. История изучения территории России. Русские землепроходцы 11-17 века. Географические открытия в России 18-19 в Географические исследования в 20 веке. Роль географии в современном мире. Призентации по главе 3: «Географические открытия в 11-20 веках. Глава 4. Геологическое строение и рельеф России. Геолог.летоисчисление и карта. 5 Тектоническое строение. Тест-проверочная работа за 1 четверть. Общие черты рельефа России. Литосфера и человек. Призентац. по главе 4: «Литосфера и чел-к.» Глава 5. Климат России. Факторы, определяющие климат России. Распределение тепла и влаги по тер.России. Практическая работа в к.картах по теме : «Климаты России» 3.09 5.09 10.09 12.09 5 17.09 19.09 24.09 26.09 1.10 3.10 8.10 10.10 15.10 5 17.10 22.10 24.10 7.11 12.11 8 14.11 19.11 21.11 Дата факт Коррек ция 23 24 25 26 27 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 28 29 30 31 6.1 6.2 6.3 6.4 32 33 34 35 6.5 6.6 6.7 6.8 36 37 6.9 6.10 38 39 40 7.1 7.2 7.3 41 42 43 8.1 8.2 8.3 44 45 46 47 9.1 9.2 9.3 9.4 48 9.5 49 50 9.6 9.7 51 52 10.1 10.2 Климаты России. Воздушные массы и атмосферные фронты. Атмосферные вихри. Атмосфера и человек. Практическая работа : «Составление климатограммы городов России.» Глава 6. Гидрография России. Моря, омывающие территорию России. Характеристика реки. Реки России. Практическая работа по теме: «Реки Ростовской области.» Тест—проверочная работа за 1 полугодие. Озёра и болота. Природные льды. Великое оледенение. Гидросфера и человек. Практическая работа по теме: «Обозначить на контурной карте крупные реки и озёра.» Глава 7. Почвы России. Формирование и свойства почвы. Зональные типы почв. Практическая работа по теме: «Почвы Ростовской области. (Каменский район.) Глава 8. Растительный и животный мир . Растительный и животный мир России. Ресурсы растительного и животного мира. Практическая работа потеме:«Растительный и животный мир Ростовской области.» Глава 9. Природные зоны России. Природные комплексы России. Природные зоны Арктики и Субарктики. Леса умеренного пояса. Лесостепь, степь и полупустыни. Высотная поясность. Призентации по теме: «Природные зоны России и Ростовской области.» Природно-хозяйственные зоны. Практическая работа по теме: «Природные зоны России.» Глава 10. Крупные природные районы России. Островная Арктика. Восточно-Европейская равнина. Тест— проверочная работа за 3 четверть. 26.11 28.11 3.12 5.12 10.12 10 12.12 17.12 19.12 24.12 26.12 9.01 14.01 16.01 21.01 23.01 3 28.01 30.01 4.02 3 6.02 11.02 13.02 7 18.02 20.02 25.02 27.02 4.03 6.03 11.03 13 13.03 18.03 53 54 55 10.3 10.4 10.5 56 57 10.6 10.7 58 59 60 61 62 63 10.8 10.9 10.10 10.11 10.12 10.13 Восточно-Европейская равнина. Северный Кавказ. Практическая работа по теме: «Ростовская область одна из природных зон Северного Кавказа.» Крым. Уральские горы. Западно-Сибирская равнина. Средняя Сибирь. Северо-Восточная Сибирь. Пояс гор Южной Сибири. Дальний Восток. Практическая работа по теме: «Обозначить на контурной карте природные ресурсы Восточной Сибири.» Глава 11. Заключение. 1.04 3.04 8.04 10.04 15.04 17.04 22.04 24.04 29.04 6.05 13.05 5 64 65 11.1 11.2 Природа и человек. Практическая работа по теме: «Антропогенное воздействие человека на природу.» 15.05 20.05 66 11.3 Обобщающий урок по всем главам, подготовка к итоговой контрольн работе. 22.05 67 11.4 27.05 68 11.5 Тест-проверочная, итоговая работа за год, за 8 класс. Призентации по главе : «Природа и человек» 29.05 2 9 Всего 68 часов за год, уплотнение с учётом праздничных и выходных дней. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. Электронно-программное обеспечение: магнитная доска; персональный компьютер; мультимедийный проектор; авторские презентации PowerPoint; учебные фильмы и программы; презентационное оборудование; Учебно – методическое обеспечение: Для учителя: Учебник «География России» 8 класс Е.М.Домогацких и Н.И.Алексеевский, М./Русское слово-2017год. Атлас и комплект контурных карт. Мультимедийная программа: География 6-11 класс. География 8 класс. Поурочные разработки. Контрольно – измерительные материалы. примерной программы курса География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Для ученика: Учебник: «География России» 8 класс. Е.М.Домогацких и Н.И.Алексеевский, Москва. Русское слово-2017 год. Географический атлас. 8 класс. Интернет – ресурсы: ЭОР, размещенные на портале www.fcior.edu.ru http: //www.gao.spb.ru/Russian http: //www.fmm.ru http: //www.mchs.gov.ru http: //www.national-geographic.ru http: //www.nature.com http: //www.ocean.ru http: //www.pogoda.ru http: //www.sgm.ru/rus http: //www.unknowplanet.ru http: //www.weather.com http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал. http://geographer.ru – Географический портал. http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии. http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ. http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений. http://letopisi.ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ. http://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географии. Планируемые результаты изучения учебного предмета. В результате изучения географии ученик должен Называть и (или) показывать: предмет изучения географии России; основные средства и методы получения географической информации; субъекты Российской Федерации; пограничные государства; особенности географического положения, раз меры территории, протяженность морских и сухопутных границ России; границы часовых поясов; основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории; климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах; распределение рек страны по бассейнам океанов; основные области современного оледенения и крупные ледники; зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах; основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования; Определять (измерять): географическое положение объектов; разницу в поясном времени территорий; погоду по синоптической карте; Описывать: географическое положение страны, отдельные регионов и географических объектов, его виды (экономико- географическое, геополитическое и т. д.); Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России; образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных место рождений полезных ископаемых; образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды образование смога; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека; как составляют прогноз погоды; распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком; почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон; причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны; разнообразие природных комплексов на территории страны; роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ; уникальность и общечеловеческую ценность па мятников природы и культуры; причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов; особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях; - объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»; «агломерация»; «мегаполис»; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства, районирование», «географическое положение» «природные ресурсы», «экологический кризис». Оценивать и прогнозировать: природно-ресурсный потенциал страны, региона; экологическую ситуацию в стране, регионе; изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов; изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений; развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности. Преобладающей формой учебного процесса является комбинированный урок. Особое место в преподавании географии в 8 классе уделяется формированию новых знаний, обобщению и систематизации имеющихся знаний учащихся. Требования к выполнению практических работ на контурной карте. Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе. 1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»). 2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов). 3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно). 4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации) 5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы. 6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов). Правила работы с контурной картой. 1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное. 2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие. 3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты. 4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 6. Не забудьте подписать работу внизу . 7. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено! Критерии оценки учебной деятельности по географии. Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Исходя из поставленных целей, учитывается: Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов. Степень сфорсированности интеллектуальных и общеучебных умений. Самостоятельность ответа. Речевую грамотность и логическую последовательность ответа. Устный ответ. Оценка «5» ставится, если ученик: 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям 4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач. Оценка «4» ставится, если ученик: 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; 3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; 4. Ответ самостоятельный; 5. Наличие неточностей в изложении географического материала; 6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; 7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски; 8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; 9. Понимание основных географических взаимосвязей; 10. Знание карты и умение ей пользоваться; 11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки. Оценка «3» ставится, если ученик: 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; 2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; 3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; 5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; 6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; 7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; 8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. 9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.); 10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания; 11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый; 12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи. Оценка «2» ставится, если ученик: 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 2. Не делает выводов и обобщений. 3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; 4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; 5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 6. Имеются грубые ошибки в использовании карты. Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Оценка «5» ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета. Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов. Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка «2» ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; или если правильно выполнил менее половины работы. Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов. Критерии выставления оценок за проверочные тесты. 1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин. Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов. 2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов. Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии. Отметка «5» Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися. Отметка «4» Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Отметка «3» Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами. Отметка «2» Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося. Оценка реферата, сообщения, презентации оценивается по следующим критериям: • соблюдение требований к его оформлению; • необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации; • умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате; • способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них. Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний. Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы. Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов. Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов. Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов. НОМЕНКЛАТУРА. Тема «Географическое положение России»: Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, Кавказ, Гданьский залив, Балтийская коса, город Калининград, мыс Дежнева, Кольский полуостров, Финский залив, ; Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское мореозеро, Пенжинская губа, Обская губа; Архипелаги:Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, острова Северная Земля, острова Врангеля, остров Сахалин, острова Курильские; полуостров Камчатка, Ямал. Проливы: Карские Ворота, Маточкин Шар, Вилькицкого, Дмитрия Лаптева, Лонга, Берингов пролив, пролив Лаперуза, Татарский пролив, пролив Кунаширский. Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»: Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Валдайская возвышенность, Тиманский кряж, Окско – Донская равнина, Приволжская возвышенность); Западно-Сибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье (Северо – Сибирская низменность, плато Путорана), КумоМанычскаявпадина; горы:Кавказ (Большой Кавказ, гора Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), Западный и Восточный Саян, Кузнецкий Алатау, Становой хребет, Верхоянский хребет, Черского хребет, Буреинский хребет, хребты Прибайкалья, хребты Забайкалья, Витимское плоскогорье, Оймяконское плоскогорье, Становое нагорье, Алданское нагорье, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь. Вершины: Победа, Ледяная, Тардоки Янги, Народная, Кызыл – Тайга, Базардюзю, Мунку – Сардык, Казбек. Тема « Внутренние воды России» Озёра: Имандра, Ильмень, Онежское, Ладожское, Таймыр, Чудское, Псковское, Селигер, Байкал, Ханка. Реки:Волга, Ока, Москва, Кама, Белая, Ахтуба, Печора, Северная Двина, Онега, Свирь, Волхов, Ловать, Нева, Урал, Дон, Западная Двина, Бия, Катунь, Обь, Иртыш, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Енисей, Ангара, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Анабар, Оленёк, Тулома, Лена, Алдан, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Камчатка, Амур, Зея, Бурея, Уссури, Селенга, Кубань, Терек Тема «Восточно-Европейская равнина» Моря: Азовское, Балтийское, Белое, Баренцево, Каспийское, Карское, Чёрное. Озера: Белое, Онежское, Ладожское, Баскунчак, Эльтон, Имандра, Ильмень, Чудское, Псковское, Селигер. Реки:Печора, Вычегда, Онега, Нева, Днепр, Ока, Волга, Свирь, Северная Двина, Дон, Ахтуба, Кама, Москва, Волхов, Мезень, Тулома, Ловать. Заливы:Кандалакшский, Онежская губа, Двинская губа, Мезенская губа, Чёшская губа, Печорская губа, Финский залив, Таганрогский залив. Острова:Колгуев, Вайгач, Новая Земля, Соловецкие. Полуострова: Кольский, Канин. Равнины: Прикаспийская низменность, Окско-Донская равнина, Печорская низменность. Возвышенности:Тиманский кряж, Приволжская, Смоленско-Московская, Валдайская, Северные Увалы, Среднерусская. Горы: Хибины Тема «Северный Кавказ» Реки: Дон, Егорлык, Ея, Кубань, Ингури, Риони, Кума,Терек,Сулак, Самур, Кура. Озёра: Маныч-Гудило. Вершины:Базардюзю(4468), Дюльтыдаг(4127), Казбек(5033), Эльбрус(5642), Дыхтау(5204), Бештау(1401), Чугуш(3238); Низменности: Кумо-Манычская впадина, Колхидская низменность, Ногайская степь, Хребты: Малый кавказ, Черноморская цепь, Скалистый хребет, Терский хребет, Водораздельный хребет, Пастбищный хребет, Боковой хребет. Возвышенности: Ставропольская. Тема «Урал» Части: Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный, Пай-Хой. Вершины: Константинов Камень, Пайер, Народная, Сабля, Телпозиз, Кожимиз, Ишерим, Денежкин Камень, Качканар, Юрма, Большой Иремель, Ямантау, Амдерма, Салават. Пещеры:Капова, Аскинская, Салаватская, Кунгурская, Дивья. Реки:Печора, Обь, Уса, Щугер, Колва, Вишера, Косьва, Чусовая, Уфа, Белая, Урал, Миасс, Исеть, Тура, Сосьва, Лозьва, Северная Сосьва, Хулга, Сыня. Возвышенности:Тиманский кряж, Северные Увалы, Бугульмино-Белебеевская , Общий Сырт, Тургайское плато. Низменности: Большеземельская тундра, Восточно-Европейская, ЗападноСибирская. Тема «Западная Сибирь» Реки: Бия, Катунь, Обь, Томь, Чулым, Кеть, Васюган, Вах, Ишим, Тобол, Иртыш, Исеть, Тура, Тавда, Конда,Северная Сосьва, Надым, Пур, Таз. Заливы: Енисейский, Гыданская губа, Обская губа, Байдарацкая губа. Озёра:Телецкое, Чаны, Кулундинское. Полуострова: Ямал, Гыданский, Мамонта. Низменности: Кондинская, Барабинская, Ишимская, Васюганская, Кулундинская, Чулымская, Кетско - Тымская. Возвышенности: Сибирские Увалы, Полуйская, Нижнеенисейская. Хребты: Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Восточный Саян, Западный Саян. Вершины: Белуха(4506). Тема «Восточная Сибирь» Реки: Ангара, Ока, Ия, Бирюса(Она), Чуна, Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Курейка, Пясина, Хета, Котуй, Хатанга, Анабар, Оленёк, Лена, Витим, Алдан, Вилюй. Озёра: Хантайское,Таймыр, Пясино, Лама, Байкал. Полуострова: Таймыр; Низменности: Северо-Сибирская , Центрально-Якутская. Плато: Анабарское, Путорана, Сыверма, Вилюйское, Центрально-Тунгусское, Лено – Ангарское, Приленское, Тунгусское ,Патомское нагорье, Становое нагорье, Витимское плоскогорье, Хребты: Хамар-Дабан, Приморский, Байкальский, Яблоновый, Становой, Борщовочный. Кряж: Ангарский, Енисейский. Тема «Дальний Восток» Моря: Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское. Проливы: Дмитрия Лаптева, Лонга, Берингов, Лаперуза, Кунаширский, Татарский. Заливы: Шелихова, Анадырский, Пенжинская губа. Полуострова: Чукотский, Камчатка. Острова: Ляховские, Медвежьи, Врангеля, Командорские, Курильские, Шантарские, Сахалин. Хребты: Срединный, Сихотэ-Алинь, Буреинский, Становой, Джугджур, Сунтар – Хаята, Верхоянский, Черского Нагорья: Чукотское, Корякское, Колымское, Алданское, Оймяконское Низменности:Яно-Индигирская, Колымская. Реки: Зея, Бурея, Амур, Уссури, Камчатка, Анадырь, Колыма, Индигирка, Яна. Приложение 2. Итоговая контрольная работа по географии (8 класс) 1 вариант Часть 1. А1. Какое утверждение о географическом положении России является верным? 1) Протяженность территории с севера на юг больше, чем с запада на восток. 2) Территория России с запада омывается водами Тихого океана. 3) На юго-востоке граница проходит по реке Амур. 4) На западе граница проходит по реке Днепр. А2. На границе, с каким из перечисленных государств расположена крайняя восточная точка России? 1) Япония; 2) США; 3) Норвегия; 4) Финляндия. А3. Какое море обозначено на карте России буквой А? 1) Берингово; 2) Охотское; 3) Южно-Китайское; 4) Японское А4.Какая из перечисленных территорий расположена в пределах сейсмического пояса? 1) остров Сахалин; 2) полуостров Таймыр; 3) острова Новая Земля; 4) полуостров Ямал. А5. В каком из перечисленных городов России зимы наиболее теплые? 1) Калининград; 2) Якутск; 3) Владивосток; Волгоград 4) А6. Наибольшую площадь территории России занимает природная зона? 1) степей; 2) пустыни; 3) тайги; 4) тундры. А7. Какое из следующих утверждений о режиме рек является верным? 1) Реки с весенним половодьем – это реки преимущественно дождевого питания. 2) Летнее половодье характерно для горных рек и рек муссонного климата. 3)Для равнинных рек России характерно преимущественно подземное (грунтовое) питание. 4) Паводковый режим характерен для рек преимущественно снегового питания. Часть2. В1.Установите соответствие между каждым из природных ресурсов и видом, к которому он относится. ПРИРОДНЫЕ ВИДЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСЫ РЕСУРСОВ 1) торф А) неисчерпаемые 2) энергия Солнца Б) исчерпаемыевозобновимые 3)золото В) исчерпаемыеневозобновимые 4) лесные В2. Сколько времени, с учетом декретного, будет в Ростове-на-Дону (II часовой пояс), когда в Лондоне 15 часов? В3. Туристические фирмы разных природных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом. СЛОГАН РЕГИОН 1) Отдыхай на побережье самого большого А) Уральские горы по площади озера мира! Б) Пояс гор Южной Сибири 2) Перейди границу частей света В) Кавказ Г) Прикаспийская низменность В4. Установите соответствие между природной зоной и особенностями природы. ПРИРОДНАЯ ЗОНА ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ А) тундра 1) на многолетней мерзлоте растут лиственница и кедровый стланик Б) тайга; 2) из животных распространены песец, северный олень, лемминг В) степь; 3) эта зона расположена на юге Русской равнины. Г) пустыня 4) типичными представителями этой зоны являются полынь, ковыль. В5. Установите соответствие между рекой и ее расположением на карте, обозначенным цифрой. РЕКА А) Северная Двина РАСПОЛОЖЕНИЕ НА КАРТЕ 1) 1 Б) Печора В) Обь 2) 2 3) 3 4) 4 Часть3. С1. Прочитайте текст. Зимний шторм, оставивший в Центральной России солидную сумму осадков, продолжает свой путь на восток. Сегодня в его программе – Поволжье. В этой части Русской равнины со снежным покровом негусто и сильный снег с метелями – не повод для грусти. В настоящее время практически вся территория охвачена «нужными» снегопадами. Местами снег переходит в метель, порывы ветра достигают 18м/с. На дорогах заносы. За минувшую ночь в Нижегородской области уже выпало до 12 мм осадков, в Пензенской и Саратовской областях – до 15 мм, в Ульяновской – до 17 мм. В среднем течении Волги интенсивные снегопады продолжаются. За это время в регионе может выпасть до полумесячной нормы осадков, а высота снежного покрова может утроиться. По материалам информационного портала ФОБОС. Назовите атмосферный вихрь, действующий над территорией Поволжья. Объясните причины его движения на восток. Контрольная работа по географии (8 класс) 2 вариант Часть 1. А1. Крайней восточной материковой точкой России является мыс: 1) Дежнева; 2) Флигели; 3) Челюскин; 4) Лопатка А2. С каким из перечисленных европейских государств Россия имеет самую небольшую по протяженности сухопутную границу? 1) Норвегия; 2) Украина; 3) Белоруссия; 4) Финляндия А3. Какое из перечисленных морей России относится к бассейну Атлантического океана? 1) Белое; 2) Черное; 3) Берингово; 4) Карское А4.Где в России можно увидеть действующие вулканы? 1) Кавказ; 2) Поволжье; 3) Урал; 4) Камчатка А5. В каком из перечисленных городов России выпадает наибольшее годовое количество атмосферных осадков? 1) Мурманск; 2) Новосибирск; 3) Якутск; 4) Владивосток А6.Какая из перечисленных рек является самой многоводной? 1) Волга; 2) Дон; 3) Енисей; 4) Колыма А7. В каком из показанных на карте городов можно ожидать выпадение осадков в ближайшее время? 1) Красноярске; 2) Петропавловске – Камчатском; 3) Анадыре; 4) Тбилиси Часть2. В1. Установите соответствие между каждым из природных ресурсов и видом, к которому он относится. ПРИРОДНЫЕ ВИДЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСЫ РЕСУРСОВ 1) полиметаллические руды А) неисчерпаемые 2) космические Б) исчерпаемыевозобновимые 3) водные в) исчерпаемыеневозобновимые 4) нефть В2.Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку самолет в Москве (II часовой пояс), вылетевший из Хабаровска (IX часовой пояс) в 8 часов по местному времени, если расчетное время полета составляет 8 часов. В3. Туристические фирмы разных природных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом. СЛОГАН РЕГИОН 1) Побывайте на берегу самого глубокого А) Восточно – Европейская равнина и чистого озера мира! Б) Западно-Сибирская равнина 2) Посетите национальный природный парк В) пояс гор Южной Сибири «Мещера» Г) Кавказ В4. Установите соответствие между формой рельефа и происхождения. ФОРМА РЕЛЬЕФА ВОЗРАСТ 1) Урал А) Кайнозойская складчатость возрастом их 2) Кавказ 3) Срединный хребет Б) Мезозойская складчатость В) Герцинская складчатость Д) Байкальская складчатость В5. Установите соответствие между рекой и ее расположением на карте, обозначенным цифрой РЕКА А) Волга Б) Печора В) Индигирка РАСПОЛОЖЕНИЕ НА КАРТЕ 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 Часть3. С1.На рисунке показаны климатограммы, составленные для пунктов А и Б, расположенных на территории России в умеренном поясе. Определите, какой из пунктов находится на восточных берегах страны. Для обоснования приведите два довода. . Контрольная работа по географии (8 класс) 3 вариант Часть 1. А1.Какое утверждение о географическом положении России является верным? 1) Крайняя северная точка страны находится на полуострове Ямал. 2) Площадь территории страны превышает 20 млн. км2 3) Россия омывается морями четырех океанов. 4) Крайняя восточная точка страны находится на Чукотском полуострове. А2. С каким из перечисленных государств Россия граничит по суше? 1) Армения; 2) Швеция; 3) Япония; Латвия 4) А3.К бассейну Северного Ледовитого океана относится: 1) Карское море; 2) Черное море; 3) Охотское море; Каспийское море 4) А4.Какая из перечисленных горных систем относится к наиболее древним? 1) Кавказ; 2) Срединный хребет; 3) Урал; 4) Алтай А5. В каком из перечисленных городов России лето наиболее теплое ? 1) Мурманск; 2) Астрахань; 3)Санкт- Петербург; Якутск А6. Какое из перечисленных озер России является бессточным? 1) Каспийское море; 2) Байкал; 3) Онежское; 4) 4) Ладожское А7. Какой из обозначенных на карте России городов расположен в резкоконтинентальном климате? 1) Красноярск; 2) Норильск; 3) Якутск; 4) Магадан Часть2. В1.Установите соответствие между каждым из природных ресурсов и видом, к которому он относится ПРИРОДНЫЕ ВИДЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСЫ РЕСУРСОВ 1) медные ресурсы А) неисчерпаемые; 2) нефть Б) исчерпаемыеневозобновимые; 3) энергия ветра В) исчерпаемыевозобновимые; 4) лесные В2. Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку самолет в Краснодаре (II часовой пояс), вылетевший из Якутска (VIII часовой пояс) в 12 часов по местному времени, если расчетное время полета составляет 9 часов. В3. Туристические фирмы разных природных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом. СЛОГАН РЕГИОН 1) Посетив уникальную долину гейзеров, Вы сможете А) о. Сахалин своими глазами увидеть действующие вулканы! Б) Восточно-Европейская равнина 2) Посетите самое большое по площади в Европе В) п-ов Камчатка озеро! Г) п-ов Таймыр В4. Установите соответствие между типом климата и территорией. ТИП КЛИМАТА ТЕРРИТОРИЯ 1) Восточно-Европейская равнина А) резко -континентальный 2) Западно-Сибирская равнина Б) умеренно- континентальный 3) Прикаспийская низменность В) муссонный Г) континентальный В5. Установите соответствие между рекой и ее расположением на карте, обозначенным цифрой РЕКА А) Енисей Б) Печора В) Обь РАСПОЛОЖЕНИЕ НА КАРТЕ 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 Часть3. С1.Почвы зоны степей обладают гораздо более мощным гумусовым горизонтом и высоким содержанием гумуса, чем почвы зоны тайги. Чем это объясняется? Укажите две причины.