рабочая программа история 8 "А" класс 2022-2023 уч.год

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
гуманитарного,
художественно-эстетического
и оздоровительного цикла
МБОУ СОШ №3
от
24Л1.2022Ы&ХЛ
Секретарь МО
'^Забураева Л.Г.
подпись/

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №3

И.А. Золотова

Учитель: Гнеушева Елена Юрьевна

2022 - 2023 учебный год

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
{УФ' ' Лценко Н.А

Пояснительная записка
Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего
образования для обучающихся с ЗПР разработана с целью обеспечения содержательных условий
получения качественного образования, гарантированного законодательством РФ. Данная
программа адаптирована с учетом психофизических особенностей ребенка: низкого темпа
деятельности, сниженной работоспособности.
Целями реализации адаптированной рабочей программы основного общего образования
по учебному предмету «История» для детей с ЗПР является усвоение содержания учебного
предмета «История» и достижение обучающимся результатов изучения в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования и адаптированной образовательной программой основного
общего образования, а также гармоничное личностное и психофизическое развитие
слабовидящего учащегося.
Задачами реализации учебного предмета «История» являются:
1. Формировать представления об иистории как средстве общения;
2. Обеспечить коммуникативно-психологическую адаптацию обучающихся к новому
языковому миру;
3. Развивать личностные качества обучающихся, а также их эмоциональную сферу;
4. Формировать первоначальные представления о единстве и многообразии
исторического и культурного пространства России ;
5. Развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь,
нравственные и эстетические чувства, способности к творческой деятельности;
6. Формирование коммуникативных умений и навыков (умение вести диалог в паре, в
малой группе, учитывая сходство и разницу позиций, взаимодействие с партнерами для
получения общего продукта или результата, умение занимать различные позиции и роли,
понимать позиции и роли других людей).
Данная программа представляет собой адаптированный вариант основной образовательной
программы основного общего образования (далее — АООП ООО обучающихся с ЗПР). Требования к
структуре АООП ООО обучающихся с ЗПР (в том числе соотношению обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения
соответствуют федеральному государственному стандарту основного общего образования.
АООП ООО обучающихся с ЗПР разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
 Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ,
 СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011,
25.12.2013, 24.11.2015),
 СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ»,
утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10.07.2015 № 26,
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
(далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009
№373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом
Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598,
 Уставом школы,



с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию,
 с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы основного
общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г.
№ 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования";
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г.
№ 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Адаптированной образовательной программы основного общего образования для детей
с ограниченными возможностями здоровья МБОУ СОШ № 3;
Учебного плана МБОУ СОШ №3, Положения о рабочей программе МБОУ СОШ №3.
АООП ООО обучающихся с ЗПРявляется самостоятельной составляющей обеспечивающей
духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное и общекультурное личностное направления
развития обучающихся основного общего образования.
Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы,
ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и
поддержку в освоении АООП ОООобучающихся с ЗПР, требований к результатам освоения программы
коррекционной работы и условиям реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР.
Реализация АООП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает создание специальных условий
обучения и воспитания, позволяющих учитывать индивидуальные возможности на основе особенностей
психофизического развития, что поможет обеспечить социальную адаптацию и коррекцию нарушения
развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Обязательными условиями реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР является психологопедагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа
педагогов, реализующих
программу коррекционной работы.
Место учебного предмета «История» в учебном плане. Учебный предмет (история) в учебном плане –
2 часа в неделю.

Учебники:
1. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.Я
Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина/под ред. А.А. Искендерова. - М, Просвещение;
2. История России: учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 8 класс. Учеб. для
общеобразоват. организаций. В 2 ч.; под ред. А.В. Торкунова.- М.: Просвещение;

Особенности программы:
1) Программа включает обязательный минимум содержания исторического образования в
основной школе.
2) Программа предполагает эмоционально-образное изучение предмета. В основе такого
подхода лежат научно выявленные особенности познавательных возможностей учащихся
специально-коррекционных классов и опыт преподавания в классах этого типа.
3) Реализация программы рассчитана на применение специальных педагогических методы
воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, рекомендованных ПМПК:
 начало работы с более легких заданий;
 дробление задания на небольшие части, контроль работы над каждой частью, внесение
необходимых корректировок;
 учет замедленного темпа деятельности в процессе выполнения заданий; на контрольной работе
желательно предоставить время, для того чтобы обучающийся смог закончить начатое задание;
 создание условий, способствующих сохранению мотивации к учебной деятельности: проявление
поддержки и одобрения, создание ситуации успеха, повышения самооценки; привлечение к








выполнению заданий в занимательной форме; предложение инструкций в спокойной
доброжелательной форме, применение системы поощрений.
 восполнение пробелов в знаниях;
 развитие познавательных УУД: подбор синонимов, антонимов, задания на понимание инструкций,
задания с «пропуском»; задачи на соотнесение, сравнение, классификацию, анализ, синтез,
обобщение, абстракцию, на установление причинно-следственных связей.
 Создание на занятиях охранительного педагогического
режима: благоприятный
психологический климат, создание ситуации успеха в урочной и внеурочной деятельности, учет
темпа деятельности, предоставление дополнительного времени для обдумывания ответа,
соблюдение температурного, светового режима, соответствия мебели росту.
Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание
личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов
на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески
применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в
достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
1.
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и
свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
2.
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в
их взаимосвязи и хронологической преемственности;
3.
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с
различными источниками исторической информации;
4.
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически
сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
5.
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных
норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе,
участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов
и стран.
Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных,
воспитательных, коррекционно – развивающих.
Образовательные задачи:
усвоить важнейшие факты истории; создать исторические представления, отражающие основные
явления прошлого; усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых
закономерностей общественного развития; овладеть умением применять знания по истории в жизни;
выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи:
гражданское воспитание учащихся; патриотическое воспитание; воспитание уважительного отношения
к народам разных национальностей;
нравственное воспитание; эстетическое воспитание; трудовое воспитание; экологическое воспитание;
правовое воспитание; формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
развитие и коррекция: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально –
волевой сферы.
Общая характеристика учебного предмета «История»

Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в
качестве наиболее оптимальной предложена модель, при которой изучение истории будет строиться по
линейной системе с 5 по 10 классы. За счет более подробного изучения исторических периодов
обучающиеся смогут как освоить базовые исторические категории, персоналии, события и
закономерности, так и получить навыки историографического анализа, глубокого проблемного
осмысления материалов (преимущественно в ходе изучения периодов истории Нового и Новейшего
времени), сравнительного анализа.


Учебный предмет «История» представлен двумя курсами – «Всеобщая история» и
«История России».

Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом
«История» начинается с курса всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует
формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств,
преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса
должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории,
сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История». Он должен
сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную
историю (прошлое родного города, села). Такой подход способствует осознанию школьниками своей
социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города,
представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и
семьи.
Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как
своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой
истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории,
сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание
образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по истории
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные
коррекционные задачи учебного предмета «История», направленные на развитие мыслительной и
речевой деятельности, стимулирование познавательной активности и самостоятельности суждений,
создание условий для осмысленного выполнения учебной работы, формирование умения работать с
текстом учебника и самостоятельно пополнять свои знания, в том числе из источников внеурочной
информации.
Обучающиеся с ЗПР испытывают серьезные трудности при изучении данного учебного предмета, это
прежде всего связано с особенностями их познавательной деятельности. Для обучающихся характерны
недостаточный уровень развития логического мышления, затруднения в установлении причинноследственных связей, сниженная память, отставания в развитии речи, слабость саморегуляции. В связи с
этим обучающиеся замедленно овладевают необходимыми обобщенными историческими
представлениями и понятиями, плохо запоминают историческую периодизацию и хронологию,
затрудняются в анализе и обобщении конкретных исторических фактов, в понимании закономерностей
общественного развития; испытывают трудности при анализе текста учебника.
На уроках истории, обучающиеся с ЗПР нуждаются в специально организованной помощи,
направленной на то, чтобы облегчить им усвоение учебного материала. Для преодоления этих
трудностей основное внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с
принципом доступности при сохранении общего базового уровня. Он должен по содержанию и объему
быть адаптированным для обучающихся с ЗПР в соответствии с их особыми образовательными
потребностями. Следует облегчить овладение материалом обучающимися с ЗПР посредством его
детального объяснения с систематическим повтором, использования приемов актуализации (визуальная
опора, памятка, алгоритм, схема, карта).
Примерная программа предусматривает внесение некоторых изменений: уменьшение объема
теоретических сведений, исключение излишней детализации, включение отдельных тем или целых
разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения. Темы для ознакомительного
изучения в программе выделены курсивом.

Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными
потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету
«История»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их особыми образовательными
потребностями. Следует усилить виды деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР,
обеспечивающие осмысленное освоение содержания образования по предмету: освоение материала с
опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной
опоры (планы, образцы, шаблоны, опорные таблицы). Учителю рекомендуется активно привлекать
дополнительный наглядный материал, технические средства обучения, а также учить работать с
учебником – выделять главную мысль параграфа, составлять развернутый план, искать в тексте ответы
на вопросы, обращаться за дополнительной информацией к другим разделам учебника.
Полезно организовывать «выездные» или виртуальные уроки в музее и экскурсии. Особое внимание
нужно уделять обучению структурированию материала: составлению рисуночных и вербальных схем,
составлению таблиц, составлению классификации с обозначенными основаниями для классификации и
наполнению их примерами и др. Организация учебного материала крупными блоками в виде таблицы
способствует обобщению сведений, пониманию закономерностей исторического процесса, лучшему
запоминанию и усвоению конкретных исторических фактов.
Рекомендуется использовать средства наглядности:
исторические карты и атласы по темам курса;
артефакты и копии исторических предметов, макеты;
портреты исторических деятелей, выдающихся полководцев;
исторические картины, репродукции;
презентации по темам курса.
На уроках истории следует организовывать различные коллективные формы работы: парами, группами,
что будет способствовать закреплению у обучающихся с ЗПР навыков сотрудничества и продуктивной
коммуникации.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО. Для развития умения
делать выводы, формирования единого речевого целого у обучающихся с ЗПР необходимо
использовать клише и опорные слова. Следует предусмотреть проведение на уроках специальной
работы над терминологической и тематической лексикой учебной дисциплины, а также над лексикой,
необходимой для организации учебной деятельности в целях ее понимания, усвоения и запоминания
обучающимися с ЗПР, адекватного применения в различных видах деятельности.
При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов,
уточнение или расширение значений уже известных лексических единиц) необходимо включение слова
в контекст. Введение нового термина, новой лексической единицы проводится на основе обращения к
этимологии слова и ассоциациям. Каждое новое слово включается в контекст, закрепляется в речевой
практике обучающихся. Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением,
опорные схемы для актуализации терминологии. Коррекционно-развивающая направленность истории
заключается в том, что на уроках ведется целенаправленная работа по развитию речи и словеснологического мышления на основе материала исторического содержания. В процессе уроков требуется
обеспечить накопление обучающимися специальных понятий, к числу которых относятся:частноисторические понятия (характерные для определенного периода в истории), отражающие и
обобщающие конкретные исторические явления;общеисторические понятия, отражающие и
обобщающие
явления,
свойственные
определённой
общественно-экономической

формации;социологические понятия, отражающие общие связи и закономерности исторического
процесса.
Ведущими являются общеисторические понятия. Освоение социологических понятий становится
возможным только на базе общеисторических.
У обучающихся с ЗПР должно осуществляться развитие общеучебных умений: выделять существенные
и несущественные признаки того или иного исторического явления, события; сравнивать, обобщать,
делать выводы; доступно передавать информацию, структурировать свои ответы.
Поскольку в ходе уроков истории возникает объективная необходимость запоминать и воспроизводить
значительное количество исторических фактов, иноязычных имен, временных границ, следует учить
обучающихся с ЗПР использовать различные средства фиксации материала. Это могут быть условные
обозначения (символы, схемы, таблицы, лента времени и т.д.).







Отбор содержания курса истории производится с учетом психологических и социальновозрастных потребностей детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированным образовательным
программам. Упрощены наиболее сложные для понимания темы, сокращен объем изучаемого
материала и снижены требования к знаниям и умениям учащихся.
Особенности психического развития детей, занимающихся по
адаптированным
образовательным программам, прежде всего, недостаточная сформированность мыслительных
операций. Все это обуславливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие
познавательной активности обучающихся, на создание условий для осмысления выполняемой работы.
Логика и структура курса при этом остаются неизменными. Последовательность изучения разделов и
тем остается прежней, переработано только их содержание.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников. Учитывается, что
уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся основного звена позволяет
сформировать целостную картину развития нашей страны на современном этапе развития.
Адаптированная программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанников,
способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное
воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое
внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя
принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности
обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в
обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
Словесные - рассказ, объяснение, беседа; Наглядные - наблюдение, демонстрация; Практические –
упражнения; Методы изложения новых знаний; Методы повторения, закрепления знаний; Методы
применения знаний; Методы контроля.
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала); Урок формирования и
закрепления знаний и умений (практический урок); Урок обобщения и систематизации знаний
(повторительно-обобщающий урок); Комбинированный урок;
Применяются ИКТ: фрагменты кино (видео, DVD), мультимедиа, презентации. Для контроля ЗУНов
учащихся применяются тестовые работы.
При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение
истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование
потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих
убеждений и ценностных ориентаций.

При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной
истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией,
изучение которого способствует правильной профессиональной ориентации учащихся.
Место предмета в учебном плане:На изучение предмета отведено 2 часа в неделю, 35 недель, всего 70
часов.
Содержание учебного курса «История» в 8 классе
Синхронизация курсов:
КЛАСС
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
8

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
XVIIIв.
Эпоха Просвещения. Эпоха
промышленного переворота. Великая
французская революция

ИСТОРИЯ РОССИИ
(включая региональный компонент)
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII - XVIII ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА К
Россия в эпоху преобразований Петра I. После Петра Великого:
эпоха «дворцовых переворотов». Россия в 1760-х – 1790- гг.
Правление Екатерины II и Павла I. Культурное пространство
Российской империи в XVIII в. Народы России в XVIII в.
Россия при Павле I.

Планируемые предметные результаты:
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне ООО на базовом уровне:
История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как
исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить
хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других
государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах
важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и
др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории
Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других
странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о
значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной
литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития
России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия»,
«самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм»,
«либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной
культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей
истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между
народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические
ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое
развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались
общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний
исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

Тематическое планирование
№п/п

Тема
НОВАЯ ИСТОРИЯ XVIII В. (28 ЧАСОВ)
Мир на рубеже XVII-XVIII вв.

Количество часов
2

1
2

Введение. Мир на рубеже XVII-XVIII вв.
Европейское общество в начале XVIII в.
Эпоха Просвещения. Время преобразований

1
1
18

3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15
16
17
18

Великие просветители Европы
Мир художественной культуры Просвещения
На пути к индустриальной эре
Промышленный переворот в Англии
Английские колонии в Северной Америке
Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки.
Франция в XVIII в.
Причины и начало Великой французской революции.
Великая французская революция. От монархии к республике
Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера
Наполеона Бонапарта.
Обобщающее занятие «Эпоха Просвещения. Время преобразований»
Страны Востока в XVIII вв.

2
2
2
2
2
2
1
1
1
2

20-21

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации
Международные отношения в 18 в.

2
2

23
24

Международные отношения в XVIII в.
Европейские конфликты и дипломатия
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

1
1
4

25
26
27
28

Мир на рубеже XVIII–XIX вв.
От традиционного общества к обществу индустриальному.
Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени. 18 вв.»
Урок коррекции знаний

1
1
1
1

29

ИСТОРИЯ РОССИИ XIX ВЕКА (40 ЧАСОВ)
У истоков российской модернизации

1

19

Тема I. Россия в эпоху преобразований Петра I

1
2

13 часов

30

Россия и Европа в конце XVII в.

1

31

Предпосылки Петровских реформ

1

32

Начало правления Петра I

1

33
34
35

Великая Северная война 1700—1721 гг.
Реформы управления Петра I
Экономическая политика Петра I

1
1
1

36
37
38
39
40
41
42

Российское общество в Петровскую эпоху
Церковная реформа. Положение традиционных конфессий
Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам
Перемены в культуре России в годы Петровских реформ
Повседневная жизнь и быт при Петре I
Значение петровских преобразований в истории страны
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху преобразований
Петра I»

1
1
1
1
1
1
1
6 часов

43-44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

57-58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69,70

Тема II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов
Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762)
Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг.
Внешняя политика России в 1725—1762 гг.
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при наследниках Петра I»
Тема III. Российская империя при Екатерине II
Россия в системе международных отношений
Внутренняя политика Екатерины II
Экономическое развитие России при Екатерине II
Социальная структура российского общества второй половины XVIII в.
Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва
Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II
Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма
Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя при Екатерине
II»
Тема IV. Россия при Павле I
Внутренняя политика Павла I
Внешняя политика Павла I
Промежуточная аттестация
Тема V. Культурное пространство Российской империи в XVIII в.
Общественная мысль, публицистика, литература
Образование в России в XVIII в.
Российская наука и техника в XVIII в.
Русская архитектура XVIII в.
Живопись и скульптура
Музыкальное и театральное искусство
Народы России в XVIII в.
Перемены в повседневной жизни российских сословий
Тема VI. Итоговое повторение
Годовая контрольная работа за курс 8 класса
ИТОГО

2
1
1
1
1
8 часов
1
1
1
1
1
1
1
1

3 часа
2

1
1
9 часов
2

1
1
1
1
1
1
1
2 часа
1 час
70

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
История

НА 2022-2023 УЧ.ГОД.
\предмет\

Классы

8 «А»

Кол-во часов на год 70 ч.

Учитель: Гнеушева Елена Юрьевна
№

№

п/п

урока-

Раздел /тема урока

3.5

4

Коли
чест-

Дата
По плану

во
часов

в
раздел
е
1

Кол-во уроков в неделю 2 ч

От Австрийской империи к АвстроВенгрии: поиски выхода из кризиса
Глава Ⅳ. Две Америки

1

28.11

2 часа

2

4.1

США в ⅩⅨ веке:модернизация, отмена
рабства и сохранение республики

1

29.11

3

4.2

США:империализм и вступление в
мировую политику. Латинская Америка в
19 - начале 20 века:время перемен.

1

05.12

5

Традиционнве общества вⅩⅨ
веке6новый этап колониализма

4 часа

4

5.1

Япония на пути модернизации: «восточная
мораль- западная техника»

1

06.12

5

5.2

Китай:сопротивление реформам

1

12.12

6

5.3

Индия:насильственное разрушение
традиционного общества

1

13.12

7

5.4

Африка:континент в эпоху перемен

1

19.12

6

Глава ⅤⅠ. Международные отношения в
конце 19- начале 20 века.

4 часа

3.1

Международные отношения: дипломатия
или войны?

1

20.12

9

Итоговое повторение курса Всеобщая
история. История нового времени

1

26.12

10

Контрольная работа за полугодие

1

27.12

8

История России

фактическ
и

Примечание

Введение.

11

Глава1. Россия в эпоху преобразований
Петра 1

1

09.01

13
часов

12

1

13

1.1

Россия и Европа в конце 17 века

1

10.01

14

1.2

Предпосылки Петровских реформ

1

16.01

15

1.3

Начало правления Петра 1

1

17.01

16

1.4

Великая Северная война 1700-1721

1

23.01

17

1.5

Реформы управления Петра1

1

24.01

18

1.6

Экономическая политика Петра 1

1

30.01

19

1.7

Российское общество Петровскую эпоху

1

31.01

20

1.8

Церпковная реформа. Положение
традиционных конфессий

1

06.02

21

1.9

Социальные и национальные движения.
Оппозиция реформам

1

07.02

22

1.10

Перемены в культуре России в годы
Петровских реформ

1

13.02

23

1.11

Повседневная жизнь и быт при Петре 1

1

14.02

24

1.12

Значеение Петровских преобразований в
истории страны

1

20.02

25

2

Глава 2. Россия при нвследниках Петра:
эпоха дворцовых переворотов

6
часов

2.1-2.2

Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762)

2

21.02
27.02

25

2.3

Внутренняя политика и экономика России
в 1725-1762 гг.

2

28.02

26

2.4

Внешняя политика и экономика России в
1725-1762 гг.

1

06.03

27

2.5

Национальная ирелигиозная политика в
1725-1762гг..

1

07.03

28

Итоговое повторение Главы 2. Россия при
нвследниках Петра: эпоха дворцовых
переворотов

1

13.03

29

Четвертная контрольная работа (3
четверть)

1

14.03

3

Глава 3. Российская империя при
Екатерине ⅠⅠ.

9
часов

30

3.1

Россия в системе международных
отношений

1

03.04

31

3.2

Внутренняя политика Екатерины ⅠⅠ

1

04.04

32

3.3

Экономическое развитие России при
Екатерине ⅠⅠ

1

05.04

33

3.4

«Благородные» и « подлые»: социальная
структура российског общества втророй
половины 18 века

2

11.04

Восстание под предводительством
Е.И.Пугачева

1

18.04

Народы России. Национальная и
религиозная политика политика
Екатерины ⅠⅠ.

1

24.04

34

3.5

35

27.04

36

3.6

Внешняя политика Екатерины ⅠⅠ.

1

25.04

37

3.7

Начало освоения Новороссии и Крыма

1

02.05

38

4

39

4.1

Внутренняя политика Павла Ⅰ

1

08.09

40

4.2

Внешняя политика Павла Ⅰ

1

15.09

Культурное пространство Российской
империи в ⅩⅤⅠⅠⅠ веке

9

5

Глава Ⅳ. Российская империя при
Павле Ⅰ

2 часа

часов

41

5.1

Общественная мысль, публицистика,
литература, пресса.Образование в России в
18 веке. Российская наука и техника в 18
веке.

1

16.05

42

5.2

Русская архитекрура в 18 веке.Живопись и
скульптура.Музыкальное и театральное
искусство. Народы Россси в 18 веке.

1

22.05

43

Итоговое повторение курса истрия России

1

23.05

44

Годовая контрольная работа

1

29.05

45

Подведение итогов года

1

30.05

Итого с учётом выходных и праздних дней 45 часов.

Критерии эффективности реализации программы, форма контроля и методы оценки знаний,
умений и навыков учащихся.
- оценка «отлично» «5» – учащийся освоил минимальный теоретический материал курса, применяет его
при решении конкретных заданий;
- оценка «хорошо «4» - учащийся может выполнять индивидуальную работу, самостоятельную работу,
но с недочётами. То есть, оценка «хорошо» - это оценка за усердие и прилежание, которые привели к
положительным результатам, свидетельствующим о возрастании общих умений;
- оценка «удовлетворительно» «3» - учащийся усвоил простые идеи и методы курса, что позволяет ему
решать задания по данному курсу хорошо, в пределах школьной программы.
- оценки «неудовлетворительно» «2» - считаю не следует ставить по той простой причине, что это
вызовет потерюинтереса к предмету.
Контрольно-измерительные материалы.
Контрольная работа по истории за первое полугодие 8 класс
1 вариант
1. «Жандармом Европы» называли императора Николая Павловича, царствующего в Российской империи
1) с 1796 по 1801 год
3) с 1825 по 1855 год
2) с 1801 по 1825 год
4) с 1855 по 1881 год

2.Индустриальное общество – это:
1) общество, состоящее из капиталистов – хозяев заводов, и трудящихся, работающих на этих заводах;
2) общество, состоящее из ученых, инженеров и техников, занятых созданием и совершенствованием
машин;
3) стадия развития общества, сменяющая традиционное, аграрное общество;
4) подходят все три определения.
3. Что из названного относится к социально-экономическим процессам первой половины XIX в. В России?
1) формирование вотчинного землевладения
2) начало промышленного переворота
3) появление первых мануфактур
4) национализация промышленности
4. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите место встречи двух императоров, о которой идет
речь.
«25 июня 1807 г. во втором часу дня состоялась первая встреча обоих императоров. На самой середине реки был
утвержден плот с двумя великолепными павильонами. На французском берегу была выстроена вся гвардия, на
русском — небольшая свита императора... Лодки отчалили от берегов, и на середине реки император и царь
одновременно вошли в шатер мира. Стрелявшие еще 10 дней назад друг в друга гвардейцы кричат: "Ура!"
Вчерашние враги обнялись...»
1) Ватерлоо
3) Аустерлиц
2) Тильзит
4) Санкт-Петербург
5. Сражение под Смоленском, Бородинская битва, Тарутинский марш-маневр — героические страницы
истории войны
1) Ливонской войны
3) Крымской войны
2) Отечественнойвойны 1812г
4) Первой мировой
6. Какое сословие было наиболее привилегированным в России в XIX в.?
1) боярство
3) купечество
2) дворянство
4) духовенство (священство)
7. Определите, какое утверждение правильное.
а) Основными формами хозяйственных объединений (монополий), которые возникли в индустриально развитых
странах на рубеже ХІХ-ХХ ст., были картели и синдикаты
б) Основными формами хозяйственных объединений (монополий), которые возникли в индустриально развитых
странах на рубеже ХІХ-ХХ ст., были картели и синдикаты, тресты и концерны.
1) верно а 2)верно б 3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны
8.Эту страну называют «матерью всех революций»:
1)Италию; 2)Англию;
3)Францию4)Испанию;
9. Значительное превышение
вывоза капитала над вывозом товаров из Англии в XIX в. объяснялось:
1) получением высокой прибыли от вложения капиталов в экономику колоний
2)
проведением политики «блестящей изоляции»
3) увеличением

количества денег в обращении
4) наличием широкого
внутреннего рынка
10. «Порядок, при котором
все государства сдерживают друг друга, чтобы ни одно из них не могло силой навязать другому своё
господство – это:
1)европейское равновесие;2)европейский концерт;
3)европейская колонизация;
4)европейский
союз;
11.Изобретатель, создавший первый
пароход:
1) Ю. Либих
2) Б. Р. Фултон 3)В.
Дж. Стефенсон 4)Г. Дж. Бернал
13. «Могучая кучка» – это сложившееся в
конце 50-х – начале 60-х гг. XIX в. творческое содружество
1) литераторов
2)
композиторов
3)
художников
4) ученых12.
Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде
последовательности цифр выбранных элементов:
1) присоединение
России к континентальной блокаде
2) битва при Аустерлице
3) Венский конгресс
4)
изгнание войск Наполеона из России

13.Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения,
соотнеся их начала и варианты завершения.
Число текстильных предприятий в России в 1825–1850 гг.
Название

1825 г.

1850 г.

предприятий

Предприятий Рабочих

Предприятий Рабочих

Суконные

324

63 603

492

81 359

Бумаготкацкие

484

47 021

480

79 038

Полотняные

196

26 832

122

14 440

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ
А) В период 1825–1850 гг. увеличилось
количество
Б) В период 1825–1850 гг. в наибольшей
степени сократилось количество
В) Численность рабочих на бумаготкацких
предприятиях

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
1) суконных предприятий
2) бумаготкацких предприятий
3) полотняных предприятий
4) выросла более значительно, чем на
суконных предприятиях
5) выросла менее значительно, чем на
суконных предприятиях

Запишите в строку выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: ______________

2 вариант
1.Консерватизм –это:
1) идейное и общественно-политическое течение, провозгласившее принцип политических,
общественных и экономических свобод;
2) идейно-политические и культурные течения, опирающиеся на идею традиции и преемственности в
общественно-политической и культурной жизни;
3) движение за религиозное образование населения;
4) приверженность традиционным ценностям в жизни общества.
2.Что из названного относится к социально-экономическим процессам второй половины XIX в. В России?
1) закончился промышленный переворот
2) начало промышленного переворота
3) появление первых мануфактур
4) национализация промышленности
3.
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите войну, о событиях которой идёт речь.
«Третий штурм состоялся 26–31 августа. Турки предугадали направления атак русских и румынских войск и
сумели удержать линию своей обороны, нанеся наступающим наибольшие потери. Решающим днём стало
30 августа, когда румынам при поддержке русского 18-го пехотного полка удалось захватить один из двух
Гривицких редутов. В этот же день отряд М.Д. Скобелева, наносивший вспомогательный удар, нащупал в
позициях турок слабое место, прорвал их оборону в районе Зелёных гор, захватил редуты Исса и Каванлык и
вышел на южную окраину города. Турки спешно перебросили против Скобелева резервы с севера и востока».
1)русская- турецкая война 1806-1812гг
2)крымская война 1853-1856 гг
3) русско-турецкая война 1877-1878гг
4)Первая мировая война
4. Главную роль в Венском конгрессе 1814 г. играли представители:
1)Австрии, Франции, Великобритании, Пруссии;
2)России, Пруссии, Швеции, Дании;
3)Великобритании, Австрии, Пруссии, России;
4)Германии, Великобритании, Франции, Австрии;
5.
Основнойпризнак индустриального общества
1) миграция
3) массовое промышленное производство
2) натуральное хозяйство4) распад колониальных империй
6.Определите, какое утверждение правильное
а. Завершение
промышленного переворота относится к 17 веку
б. Завершение
промышленного переворота характеризуется тем, что машины создаются при помощи станков.
1) верно только а
2) верно только б
3) верны
оба суждения
4) оба суждения не верны
.
7. Проведение реформ в Англии во второй половине XIX в. способствовало:
1)
радикализации масс
2) созданию правового государства 3) падению авторитета правительства 4)
ограничению гражданских прав и свобод
8. Чартизм – это:
1)движение за избирательные реформы во Франции;
2)борьба против колонизаторов в Индии;
3)борьба за
отмену рабства в США;
4)народное движение за избирательную и социальные реформы в Великобритании;
9. Первую железную дорогу в 1825г в Англии построил.
1)Г. Бессемер. 2) Джорж Стефенсон. 3)Ж.М. Жакар 4) Э.В. Сименс.
10. П.М. и
С.М. Третьяковы получили известность в русской истории как1) участники объединения «Могучая кучка»2)
основатели Московского художественного театра3) составители «Живого Толкового словаря великорусского
языка»4) коллекционеры произведений живописи11. В кругосветных экспедициях в XIX в.
участвовали:1)И.Ф.Крузентштерн , Ю.Ф.Лисянский2)Н.М. Пржевальский, С.И. Челюскин3)И.И.Мечников,
Н.Ф.Гамалея4)А.А.Баранов, Г.И.Невельский12.Какие из перечисленных событий произошли в XIX в.?
Найдите в приведённом ниже списке два события и запишите цифры, под которыми они указаны.

Завершился промышленный переворот

1)

2) Произошло объединение Германии
3) Формирование единого Всероссийского рынка
4) Английская буржуазная революция
5) Начало колониальных завоеваний
13.Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их
начала и варианты завершения.
Промышленные предприятия в России в 1804 и 1850 гг.
Полотняные

Год

предприятия

Рабочие

Сахарные
предприятия

Рабочие

1804

285

23 711

7

108

1850

122

14 440

354

37 383

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ
А) С 1804 по 1850 г. общее число рабочих,
занятых на полотняных фабриках,
Б) Число сахарных предприятий в первой
половине XIX в.
В) В 1804 г. в среднем менее 20 рабочих
трудилось на

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
1) увеличилось вдвое
2) сократилось
3) выросло примерно в 50 раз
4) полотняном предприятии
5) сахарном предприятии

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:____________________

Четвертная контрольная работа по истории 8 класс(3 четверть)
Вариант 1.
1.Какие два из названных событий относятся к царствованию Алексея Михайловича Романова:
1. преследование раскольников;
2. введение Юрьева дня;
3. создание стрелецкого войска;
4. введение бессрочного сыска беглых крестьян
2. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1. образование первого ополчения;
2. введение патриаршества в России
3. восстание под предводительством И.И. Болотникова
4. смерть Бориса Годунова
1

2

3

4

3. Установите соответствие между именами русских царей и событями, которые относятся к
периоду их правления:
А. Иван IV
1. введение урочных лет
Б. Федор Иванович
2. учреждение опричнины
В. Борис Годунов
3. избрание на царство Земским собором
Г. Алексей Михайлович
4. Принятие Соборного уложения
1

2

3

4

4. Кто из названных землепроходцев (мореходов) совершил свои путешествия в XVII в.?
1. В.И. Беринг
2. С.И. Дежнев
3. Е.П. Хабаров
4. С.П. Крашенинников
5. М.П. Лазарев
5. Труд работников, лишенных орудий труда и вынужденных продавать за определенную плату
свою рабочую силу, называется ___________________ труд.
6. Продолжите логический ряд и укажите недостающую дату.
«Русская Правда» - XI в.
«Устав» Владимира Мономаха – первая четверть XII в.
«Судебник» Ивана III – ____ г.
7. Сравните особенности управления Российским государством при Михаиле Фёдоровиче и
Алексее Михайловиче. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт
сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1. рост числа приказов
2. частые созывы земских соборов
3. принятие свода законов – Соборного уложения
4. сохранение местничества
Черты сходства

Черты различия

8. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям церковной
реформы.
1. исправление книг по греческому образцу
2. искоренение двуперстия при крещении
3. ликвидация обычая многоголосия во время службы
4. распространить в России католицизм

9. Соотнесите правильно участников событий Церковного раскола с их портретами:
1. Алексей Михайлович
2. Протопоп Аввакум
3. Патриарх Никон
4. Патриарх Филарет

10. Прочитайте отрывок из «Сказания Авраама Полицина об осаде Троице – Сергиева монастыря
и выполните задания.
Сначала попустил Господь Бог владеть нами расстриге _______________, назвавшемуся царским
сыном ____________ всея Руси и на царский престол взошедшему. Но в скором времени тот Григорий
умер лютою смертью. Потом на то же место другой назвался. И доходит до самого царствующего града
Москвы, но не принят оказывается. Повсюду же в России слух о нем прошел, и потом все воры к нему
обратились: не на царский престол его возвести, но все царские сокровища расхитить. Вся Россия от
ложных царей мучительно страдает. Всей России царем Василий Иванович называется, тушинским же
вором все Российское государство разоряется».
10.1. Определите, как называется период в русской истории, о котором идёт речь в отрывке и
укажите его дату окончания.
10.2. Назовите трёх исторических личностей, о которых говорится в отрывке.
Вариант 2
1. Какие два из перечисленных событий произошли в царствование Б. Годунова?
1. Восстание под предводительством Хлопка;
2. Принятие Соборного уложения
3. Бесплатно выдавали хлеб из государственных амбаров;
4. Восстание И.И. Болотникова;
5. Боярский заговор
2. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1. заключение Столбовского мира со Швецией;
2. Смоленская война
3. отмена местничества
4. Медный бунт
1

2

3

4

3. Установите соответствие между фамилиями исторических личностей и их деятельностью:
Исторические личностиДеятельность
А) К. Минин
1. Военный холоп князя Телятевского
Б) И. Болотников
2. Нижегородский земский староста-торговый человек
В) Д. Пожарский
3. Один из руководителей первого ополчения
Г) Мстиславский
4. Возглавил семибоярщину
1

2

3

4

4. Какие два из названных событий относятся к царствованию Алексея Михайловича Романова:
1. Соляной бунт
2. учреждение патриаршества

3. подписание Андрусовского перемирия с Польшей
4. издание первой русской печатной книги
5. Смоленская война
5. Предприятие, основанное на разделении труда и ручной техники, называется
_________________ .
6. Продолжите логический ряд и укажите недостающее имя.
«Судебник» 1497 г. – Иван III
«Судебник» 1550 г. – Иван IV
Соборное уложение - __________
7.Сравните организацию русского войска в годы правления Ивана III и правления Ивана IV.
Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую —
порядковые номера черт различия.
1. ограничение местничества при назначении на воинские должности
2. создание особого соединения царской рати — московского стрелецкого войска
3. большая роль дворянской конницы
4. наличие артиллерии
Черты сходства

Черты различия

8.Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к
событиям церковного раскола.
1. Церковный собор 1654 г.
2. старообрядцы
3. протопоп Аввакум
4. «бунтарское время»
9. Отметьте правильный ответ.
К произведениям созданным Симоном Ушаковым относится:

1

2

3

4

10.Прочти внимательно документ, ответь на вопросы, ответы запиши в бланк ответов
« 18 марта 1584 года московские колокола своим печальным перезвоном возвестили жителям столицы
о кончине царя. При этой вести были забыты и все великие жестокости царя, и ненавистная …, а
вспомнились такие великие дела его царствования, как взятие Казани, завоевание Астрахани и Сибири,
издание царского судебника и восстановление в Москве великолепного храма Василия Блаженного»
10.1 Укажите имя государя, о котором идет речь. О каких великих «жестокостях царя» было
забыто?
10.2 К кому перешла власть? Как повлияла его смерть на дальнейшее развитие России?

Годовая контрольная работа по истории России в 8 классе.
1 вариант.
Часть 1. Выберите правильный ответ.
1. Высшее правительственное учреждение при Петре I с 1711 года:
1) Боярская дума; 2) Ближняя канцелярия; 3) Кабинет министров; 4) Правительствующий Сенат
2. Какое событие произошло в России в 1722 году:
1) был принят Табель о рангах;
2) подписан указ о единонаследии;
3) создана Тайная канцелярия
4) проведена городская реформа
3. В каком году Крым был присоединен к России:
1) 1721 г;
2) 1741 г;3) 1783 г.;
4) 1791 г.
4. Определите событие, которое произошло позже других.
1) Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева; 2) Великое посольство, направленное
Петром I в Западную Европу;
3) Семилетняя война ;
4) Северная война.
5. В ходе церковной реформы Петр I:
1) упразднил патриаршество;
2) конфисковал обширные владения церкви;3) отделил
церковь от государства ;
3) изменил летосчисление
6. Главная причина Северной войны:
1) борьба за выход в Северное море ;
2) борьба против владычества шведов на Балтике;3)
вторжение шведов на территорию Украины; 4) разгром союзников России в борьбе против Швеции
7. Чем известен в русской истории 1703 год?
1) произошло сражение под Нарвой ;
2) русские войска овладели штурмом крепостью Нотебург;3)
был заложен Санкт-Петербург;4) Дания вышла из войны со Швецией
8. Рекрутская повинность — это:
1) обязанность крестьян работать на казенной мануфактуре;
2) выставление определенного количества людей из податного сословия для обслуживания нужд армии;
3) государственный налог с крестьян на содержание армии;
4) обязанность податного сословия выставлять от своей общины определенное количество солдат
9. В 1721 г. произошел (о):
1) заключение перемирия с Турцией; 2) морское сражение у острова Гренгам;
3) заключение Ништадтского мира4) разгром шведской эскадры у мыса Гангут
10. Первая печатная газета в России называлась:
1) «Четьи-Минеи»;
2) «Апостол» ; 3) «Ведомости»;

4) «Часослов»

11. Венцом петровских преобразований в науке и просвещении стал(о):
1) указ об учреждении Академии наук и художеств;2) открытие первого русского музея-Кунсткамеры;3)
формирование системы профессионального образования4) указ об организации государственной горноразведывательной службы
12.Кто из правителей открыл эпоху дворцовых переворотов?
1) Петр II; 2) Анна Иоанновна; 3) Елизавета Петровна; 4) Екатерина I.

13. Политика протекционизма и меркантилизма, проводимая Петром I способствовала:
1) развитию отечественной промышленности и защите ее от иностранной конкуренции;
2)снижению пошлин на товары с Востока;
3)снижению пошлин на все иностранные товары;
4)запрету торговли иностранным купцам.
14. При правлении Екатерины I реальная власть сосредоточилась в руках:
1) Э.И. Бирона; 2) А.Д. Меншикова; 3) А.И. Остермана; 4) Д.М. Голицына.
15. Как называлась передача церковного имущества в государственную собственность:
1) протекционизм; 2) меркантилизм; 3) секуляризация; 4) колонизация.
16. Главный документ, изданный в пользу дворян при Екатерине II:
1) указ о единонаследии;
2) Табель о рангах;
3) «Манифест о вольности дворянства»; 4) «Жалованная грамота дворянству».
17.Эпоха дворцовых переворотов – это период:
1) 1700-1721 гг.; 2) 1725-1762 гг.; 3) 1762-1796 гг.; 4) 1796-1801 гг.
18. Современником Екатерины II был:
1) Симеон Полоцкий; 2) Степан Разин; 3) Александр Радищев; 4) патриарх Никон
19. Что из перечисленного характеризует внутреннюю политику Екатерины II?
1) созыв Уложенной комиссии;
2) принятие Табели о рангах;3) созыв первого в истории
Земского собора; 4) принятие Указа о единонаследии
20. В результате какого события Россия завоевала выход в Черное море?
1) войны России с Турцией и Крымом в 1676–1681 гг.; 2) присоединения украинских земель в 1654 г.3)
русско–турецкой войны 1768–1774 гг. ;
4) русско–турецкой войны 1806–1812 гг.
21. А.В. Суворов , П. А. Румянцев известны в истории России как :
1) художники-портретисты XVIII века.;
2) полководцы, одержавшие крупные победы в войнах XVIII века.;
3) государственные деятели периода Смутного времени;
4) представители духовенства периода церковного раскола
22. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева проходила в:
1) 1763—1765 гг.; 2) 1771—1774 гг.; 3) 1773—1775 гг.;
4) 1783—1786 гг.
23. Годы правления Павла 1:
1) 1700 – 1721 гг.; 2) 1762 – 1796 гг.; 3) 1754 – 1801 гг.;

4) 1796 – 1801 гг.

Часть 2. Выберите правильные ответы.
1. Табель о рангах:
1) уравнивала в положении все посадское население;
2) уравнивала в служебном положении старую и новую аристократию;
3) разделила службу на гражданскую и военную;
4) устанавливала порядок назначения на службу с учетом знатности и происхождении;
5) давала возможность служебного роста служилому человеку вне зависимости от его происхождении
2. Новые явления в образе жизни людей первой четверти XVIII в.:
1) средством передвижения стали кареты;
2) ношение европейской одежды;3) использование
таких тканей, как парча и тафта; 4) введение нового летосчисления;
5)
введение ассамблей.

3. Расположите события в хронологическом порядке войны (запишите цифры в
последовательном порядке):
1) основание Санкт-Петербурга ;
2) учреждение Академии наук;
3) введение нового летоисчисления ;
4) создание Сената
Ответ____________
4. Установите соответствие
А) регент
Б) абсолютизм
В) «верховники»

Г) гвардия
Д) империя
Е) фаворит
Ж) кондиции

1) привилегированный воинский отряд, «верные слуги государя», не
связанные с административными учреждениями, происходившие из
числа служилого дворянства и иностранцев, приближенных к трону
2) могущественная военная держава, объединяющая разные народы и
территории в единое государство
3) акт, иногда рассматривающийся как документ конституционного
содержания, предложенный к подписанию императрице Анне
Иоанновне при её вступлении на престол членами Верховного
тайного совета
4) форма правления, при которой неограниченная верховная власть
принадлежит монарху
5) придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха,
получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние
на внутреннюю и внешнюю политику
6) временный правитель при малолетстве, болезни, отсутствии
монарха.
7) члены Верховного тайного совета в России

Ответ
А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

5. Прочитайте отрывок з сочинения современного историки Е.З. Анисижова и ответьте на вопросы.
«Судьба Екатерины доказала что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим
фактором истории, чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина
создала-таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался
«Слава Екатерины»... Французский дипломат Корберон писал в своем донесении, что слава которую
создала себе императрица, ее решительный характер, ее способности и удача заменяют ей искусных
государственных людей и опытных генералов. «.Императрица вошла в историю России как
выдающийся государственный деятель, и эпоха ее царствования стала временем грандиозных реформ и
издания важнейших законодательных актов... Перед ней были реальные цели укрепления
самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она
осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей — максимально способствовать развитию
и совершенствованию того «регулярного» государства основы которого заложил еще Петр Великий.
..Законодательные акты Екатерины надолго пережили ее и вместе с основными законами Петра
Великого стали на долгие десятилетия основой российской государственности. Собственно, о таком
выводе историка и мечтала» вероятно, честолюбивая царица-законодательница».
1. О каком хронологическом периоде в истории России идет речь в документе? Укажите его рамки.
2.Под каким названием вошел в историю этот период?

2 вариант.
Часть 1. Выберите правильный ответ.
1. В период царствования Петра I появились:
1) земства; 2) коллегии ;
3) приказы ; 4) министерства
2. По указу о единонаследии:
1) дворянам поместья предоставлялись на условиях несения службы;
2) боярские вотчины не могли дробиться при наследовании;
3) дворянские поместья оказывались в более привилегированном положении, чем вотчины бояр;
4) поместья дворян приравнивались к боярским вотчинам
3. Как часто называют период засилья иностранцев при дворе Анны Иоанновны
1) "Годы бедствия";
2) "Хованщина ; 3) "Бироновщина"; 4) "Смутное время"
4. Главная официальная цель Великого посольства 1697-1698 гг.:
1) укрепление связей с западными странами;
2) поиск союзников для борьбы с Швецией;
3) создание антитурецкого союза европейских государств;
4) заключение торговых соглашений со странами Западной Европы.
5. Прочтите отрывок из указа Петра I и укажите, где произошло сражение, о котором идёт речь.
«Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к
тому ж ещё гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и поистине оная виною всех
благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была и людей, конечно,
ободрила, и «матерью Полтавской баталии» названа как одобрением людей, так и временем».
1) при Гросс-Егерсдорфе;
2) у деревни Лесной 3) при Цорндорфе;
4) у острова Гренгам
6. Меркантилизм – это:
1) политика, направленная на стимулирование производства отечественной продукции;
2) политика, направленная на стимулирование ввоза в странуиностранных товаров;
3) политика, направленная на строительство городов.
7. Как называлось открытое в 1764 г. в Петербурге учебное заведение для девушек дворянского
происхождения?
1) Петербургский университет; 2) Смольный институт; 3) Царскосельский лицей;
4) Гатчинский колледж
8. Важнейший итог Полтавской битвы:
1) перелом в ходе войны в пользу России;
3) потеря русскими войсками Нарвы ;

2) распад Северного союза
4) отказ Карла XII от похода на Москву

9. В годы правления Петра I произошло восстание под предводительством
1) И. И. Болотникова ; 2) К. А. Булавина; 3) Т. Костюшко ; 4) С. Т. Разина
10. «Эпохой просвещенного абсолютизма» историки называют царствование
1) Павла I; 2) Елизаветы Петровны; 3) Екатерины II ; 4) Алексея Михайловича
11. Знаменитое пособие с правилами хорошего тона называлось:
1) «Домострой»; 2) «Часословец»; 3) «Книга о скудости и богатстве»;

4) «Юности честное зерцало»

12.Определите событие, которое произошло раньше других.
1) Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева 2) Великое посольство, направленное
Петром I в Западную Европу
3) Семилетняя война
4) Северная война
13. В ходе какой войны русские войска взяли Берлин?1) Семилетней ; 2) Северной; 3) Ливонской ;
4) Русско-турецкой войны 1768—1774 гг
14.В каком году была проведена губернская реформа, согласно которой вместо 15 было создано 50
губерний и введена двухуровневая система административно-территориального устройства? 1)
1762 г.; 2) 1764 г.; 3) 1767 г.; 4) 1775 г.;
15.В середине XVIII века Россия принимала участие в войне вошедшей в историю как
1) Семилетняя; 2) Северная;
3) Отечественная; 4) Крымская.
16. Золотым веком русского дворянства называли царствование:
1) Петра I ; 2) Анны Иоанновны;

3) Екатерины II;

4) Екатерины I.

17. Какое название в XVIII в. получила комиссия, созванная Екатериной II для составления
нового свода законов?
1) Негласный комитет; 2) Избранная рад; 3) Уложенная комиссия; 4) Конференция
18. В результате Северной войны Россия получила:
1) выход в Балтийское море; 2) Новгородские земли; 3)Смоленские земли; 4)Финляндию
19. Каким образом Екатерина II пришла к власти?
1) по наследству после смерти своего отца;
2) в результате дворцового переворота;
3) в результате избрания на Земском соборе;
4) по завещанию своего брата.
20. Россия стала называться империей с: 1) 1709г;

2) 1714г. ;

3) 1721г;

4) 1725г.

21. Итоги русско-турецкой войны 1768-1774 гг. подвел
1) Кючук-Кайнарджийский договор;
2) Сан-Стефанский договор;3) Ясский договор ;
4) Георгиевский трактат
22. Известный полководец, написавший книгу «Наука побеждать», — это
1) А.Д. Меншиков;
2) А. В. Суворов ; 3) П.С.Салтыков ;
4) П. А. Румянцев
23. Какие из названных дат связаны с разделами Речи Посполитой?
1) 1700 г., 1709 г., 1721 г.
3) 1725 г., 1730 г., 1741 г.

2) 1768 г., 1774 г., 1791 г.
4) 1772 г., 1793 г., 1795 г.

Часть 2. Выберите правильные ответы.
1. Какие события относятся к правлению Петра I?
1) Северная война
2) взятие крепости Измаил
3) Взятие Казани
4) создание стрелецкого войска
5) Учреждение Сената
6) Полтавская битва

2. Важнейшие памятники архитектуры Петровской эпохи:
1) Петропавловский собор и Петропавловская крепость;
2) церковь Ильи Пророка в Ярославле;
3) ансамбль Ростовского кремля;
4) здание Двенадцати коллегий;
5) Меншиковский дворец в Петербурге
3. Расположите в хронологической последовательности события Северной войны (запишите
цифры в последовательном порядке):
1) Полтавская битва ;
2) Гангутское сражение ;
3) сражение у деревни Лесной;4)
Нишатдский мирный договор
Ответ_____________
4. Установите соответствие между правителем России и временем его правления
Правитель

Годы правления

А) Екатерина I
Б) Анна Иоанновна
В) Пётр III
Г) Екатерина II
Д) Пётр II
Е) Елизавета Петровна
Ж) Иван VI Антонович

1) 1727-1730 гг.
2) 1740-1741 гг.
3) 1741-1761 гг.
4) 1725-1727 гг.
5) 1762-1796 гг.
6) 1761-1762 гг.
7) 1730-1740 гг.

5.Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя ученого, о котором идет речь.
«Блестящее выступление ученого на публичном собрании Академии в 1749 году с «Похвальным словом»
Елизавете Петровне произвело впечатление на императрицу, которая в августе 1750 года приняла его в Царском
Селе, а полугодом позже пожаловала чином коллежского советника с окладом 1200 рублей в год. У него
появился влиятельный покровитель в лице фаворита Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова. Именно
ему ученый сумел внушить мысль о необходимости создания в Москве университета. Он составил подробный
план организации университета».

Ответ_______________________

Список литературы для учителя
Данилов, А.А. Поурочные разработки к учебнику «История России. XIX век» [Текст] / А.А. Данилов,
Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2001. – 128 с.

Кочетов, Н.С. Новая история. 1800-1913. 8 класс: Поурочные планы по учебникуЮдовской А.Я.,
Баранова П.А., Ванюшкиной Л.М. [Текст] / Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2003. – 107 с.
Кочетов, Н.С. История России. XIX век. 8 класс: Планы уроков (опорные конспекты, тесты, схемы,
лекции) [Текст] / Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2003. – 101 с.
Петрович, В.Г. Уроки истории. 8 класс [Текст] / В.Г. Петрович, Н.М. Петрович. – М.: ТЦ Сфера, 2004. –
176 с.
Первая мировая война. Пролог XX века [Текст] / Ред. В.Л. Малькова. – М.:Наука, 1998.- 458 с.
Плоткин, Г.М. Тестовые задания по отечественной и всеобщей истории. 5-11 классы [Текст] : пособие
для учителя/ Г.М. Плоткин. – М.:Просвещение, 2002.- 94 с.
Уткина, Э.В. Подготовка к олимпиадам по истории. 8-11 классы [Текст] / Э.В. Уткина. – М.: Айриспресс, 2007. – 192 с.
Список литературы для учащихся
Данилов, А. А. История России XIX в. [Текст]: учебник для 8 классаобщеобразовательных учреждений /
А. А.Данилов, Л. Г. Косулина. - М: Просвещение, 2009. – 287 с., ил.
Забылин, М. Русский народ: обычаи, обряды, традиции, суеверия, поэзия [Текст] / М. Забылин. – М.:
Просвещение, 2000. – 210 с.
Юдовская, А. Я. Новая история, 1800-1913 [Текст]: учебник для 8 классаобщеобразовательных
учреждений / А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, П.А. Баранов. – М.: Просвещение, 2006. – 270 с., ил.
Цифровые образовательные ресурсы по истории
Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX – XX вв. [Электронный ресурс]. – М.:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 2004.- 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Энциклопедия истории России. 862 – 1917 гг. [Электронный ресурс]. – М.: АО Коминфо, 1998 – 2001.- 1
эл. опт. диск (CD-ROM).
От Кремля до Рейхстага. [Электронный ресурс]. – М.: Республиканский мультимедиа центр
Минобразования РФ, Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации
Правительства Москвы, Московское городское объединение архивов, 2000 – 2005. - 1 эл. опт. диск (CDROM).
Династия Романовых. Три века российской истории. [Электронный ресурс]. – М.:Государственный
музей-заповедник «Московский Кремль», АО Коминфо, 2002. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

Прошнуровано и скреплено печатью


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».