рабочая программа музыка 7 класс 2022-2023 уч.год

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
Гуманитарпого, художественно-эстетического
и оздоровительного цикла

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
(/Ф '_____ Яценко Н.А.
юдпись

МБОУ С О Ш № 3
От Д Ц Ж 2 0 2 2 г. № 2
секретарь МО Забураева Л.Г.

УТВЕРЖ ДЕНО
Директор МБОУ СОШ №3

№

222/1_________

И. А .Золотова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке 7 класс
Учитель: Гревнак Алина Оле! овна
(первая квалификационная категория)
на 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке 7 класса разработана на основе
федерального государственного общеобразовательного стандарта основного
общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010 г. № 1897), закона РФ «Об образовании», требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы №3 города КаменскШахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или
допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ
№3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, учётом примерной
программы основного общего образования по музыке для 7 класса
разработана на основе авторской программы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской
«Музыка. 5-8 классы», издательство «Просвещение» 2018г.
Цели и задачи
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение
следующих целей:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной
культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной
памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и
ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса,
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе,
жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах,
особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом
наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных
композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими
видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том
числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании,
музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации
исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству
своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся;
потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой
и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к
музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели
программы и состоят в следующем:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни
каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и
окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям,
потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на
основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами
художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие
музыкальных произведений;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение,
проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Общая характеристика учебного предмета
Описание места учебного предмета «музыка» в учебном плане
Широкое культурологическое пространство программы позволяет
осуществлять выходы за пределы музыкального искусства, включать в
контекст уроков музыки сведения из истории, произведения литературы,
изобразительного искусства, которые способствуют общему и музыкальному
развитию учащихся, формированию их ассоциативно-образного мышления,
познавательных интересов, становлению творческих способностей
развивающейся личности.
Предмет «Музыка» изучается на ступени общего образования в
качестве обязательного предмета в 7 классах в о объеме 34 ч. 1 час в неделю.
Планируемые результаты
Личностные УУД: расширение представлений о художественной
картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей
музыкального искусства, усвоения его социальных функций; формирование
социально значимых качеств личности: активность, самостоятельность,
креативность, способность к адаптации в условиях информационного
общества; развитие способности критически мыслить, действовать в
условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им,
брать ответственность за себя и других в коллективной работе; осознание
личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей,
направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.
1. Основы российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального
наследия России.
2. Формирование целостного мировоззрения , охватывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.

3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов
России и мира
4. Развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия России и мира, творческой деятельности эстетического
характера
5. Формирование коммуникативной компетентности со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной общественно-полезной учебно-исследовательской и
других видов деятельности.
Познавательные УУД: познание различных явлений жизни общества и
отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов
различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на
проблемные вопросы; проявление интереса к воплощению приемов
деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных)
в собственной творческой деятельности; выявление в проектноисследовательской деятельности специфики музыкальной культуры своей
семьи, края, региона; понимание роли синтеза /интеграции/ искусств в
развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных
школ и направлений; идентификация/сопоставление/ терминов и понятий
музыкального языка с художественным языком различных видов искусства
на основе выявления их общности и различий; применение полученных
знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе
самообразования, внеурочной творческой деятельности; проявление
устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам
информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре,
умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной,
внеурочной, досуговой, самообразовании); формирование познавательных
мотивов деятельности по созданию индивидуального портфолио для
фиксации достижений по формированию музыкальной культуры,
музыкального вкуса, художественных потребностей.
Учащиеся научатся: логическим действиям сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений
и подтверждающих их доказательств; применять методы наблюдения,
экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала,
выявления известного и неизвестного при решении различных учебных
задач; обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого
сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами
других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах;
адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать
многозначность содержания их образов, существование различных

интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не
имеющие однозначного решения; осуществлять поиск оснований
целостности художественного явления (музыкального произведения),
синтеза как составления целого из частей; использовать разные типы
моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая,
вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения
между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием
учебного материала и поставленной учебной целью; пользоваться
различными способами поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии
с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета.
Учащиеся получат возможность: научиться реализовывать
собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; удовлетворять потребность в
культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в
расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные УУД: самостоятельное определение целей и способов
решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки
различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; осуществление
действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и
групповой музыкальной, художественно-творческой, проектноисследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе
самообразования и самосовершенствования; устойчивое проявление
способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе
работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и
внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в
самообразовании; развитие критической оценки собственных учебных
действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины
мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и
коллективных проектах; устойчивое умение работать с различными
источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение,
сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной
темы, творческой работы, исследовательского проекта.
Учащиеся научатся :принимать и сохранять учебные цели и задачи, в
соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные
учебные действия; договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих; выделять и
удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также
пользоваться на практике этими критериями, прогнозировать содержание
произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские
решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию
в музыкальном произведении; мобилизации сил и волевой саморегуляции в

ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при
подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться: ставить учебные цели,
формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск
наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в
индивидуальных, групповых проектных работах; действовать конструктивно,
в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск
наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся
условий.
Коммуникативные УУД: устойчивое проявление способности к
контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение
аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения,
принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях,
спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;
владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций
при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке,
музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки; организация
общения на основе развернутой письменной речи со сверстниками,
учителями с помощью форумов, чатов и видеоконференций, в процессе
участия в дистанционных олимпиадах.
Учащиеся научатся: понимать сходство и различие разговорной и
музыкальной речи; слушать собеседника и вести диалог; участвовать в
коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту
же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной)
речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных
жизненных ситуациях; использовать речевые средства и средства
информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач; опосредованно вступать в диалог
с автором художественного произведения посредством выявления авторских
смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения
полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и
корректив в ход решения учебно-художественной задачи; приобрести опыт
общения с публикой в условиях концертного предъявления результата
творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность: совершенствовать свои
коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных
функций музыкальной речи; создавать музыкальные произведения на
поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке
одноклассников.
Информационные УУД: умение сравнивать и сопоставлять
информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать
оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач;
использование информационно-коммуникационных технологий при
диагностике усвоения содержания учебной темы, оценке собственных

действий при разработке и защите проектов; владение навыками и умениями
использовать компьютер, проектор, звуковые колонки, интерактивную доску
при выполнении учебных задач, выступлении на презентации
исследовательских проектов; проявление умений самостоятельного создания
и демонстрации мультимедийных презентаций в программе Microsoft Office
Рower Point 2007 (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на
уроках музыки и в процессе защиты исследовательских проектов; умение
адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для
конкретной аудитории (одноклассники, младшие школьники, родители)
путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда; умение
передавать содержание учебного материала в графической форме и других
формах свертывания информации; совершенствование умений и навыков
работы с носителями информации (дискета, CD, DVD, flash-память, айпад,
айфон); развитие навыков добывания информации о музыке и других видах
искусства в поисковых системах (Yandex, Googl и др.) и ее интеграции с
учетом разновидностей учебных и познавательных задач; оценивание
добытой информации с точки зрения ее качества, полезности, пригодности,
значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской,
внеурочной, досуговой деятельности.
МетапредметныеУУД: Учащиеся научатся: - Исследовать, сравнивать
многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека в искусстве
(с учетом критериев представленных в учебнике); - Анализировать приемы
развития одного образа, приемы взаимодействия нескольких образов в
музыкальном произведении; - Сравнивать музыкальные произведения разных
жанров и стилей; - Рассуждать об общности и различии выразительных
средств музыки и изобразительного искусства; - Воспринимать характерные
черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов; Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного
смыслового и эмоционального содержания; - Сравнивать особенности
музыкального языка (гармонии, фактуры) в произведениях, включающих
образы разного смыслового содержания; - Устанавливать ассоциативные
связи между художественными образами музыки и визуальных искусств
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата;
4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;

5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7. формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты
1. сформированность основ музыкальной культуры школьника как
неотъемлемой части его общей духовной культуры;
2. сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего
духовно-нравственного развития, социализации, самообразования,
организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли
музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой
культуры;
3. развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной
памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и
творческого воображения, эмоциональноценностного отношения к явлениям
жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
4. сформированность мотивационной направленности на продуктивную
музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение,
инструментальное музицирование, драматизация музыкальных
произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.).
У учащихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его
духовно нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве
народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека,
различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать
характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора
народов России);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и
различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинноследственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход

развития событий «музыкальной истории»; использовать графическую
запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах
музыкальной деятельности;
выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкальнотворческой деятельности; планировать и участвовать в коллективной
деятельности по созданию инсценировок
музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных
произведений в пластическом интонировании;
Определять в прослушанном музыкальном произведении его главные
выразительные средства: ритм, мелодию, гармонию, полифонические
приёмы, фактуру, тембр, динамику;
Уметь отразить понимание художественного воздействия музыкальных
средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять одно однодвухголосное произведения с аккомпанементом, уметь исполнять более
сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный
ритм);
Размышлять о модификации жанров в современной музыке.
Учащиеся получат возможность научиться:
Анализировать и обобщать жанрово стилистические особенности
музыкальных произведений; знать крупнейшие музыкальные центры
мирового значения;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных
музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной
деятельности; организовывать культурный досуг,самостоятельную
музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в
музыкальном творчестве; оказывать помощь в организации и проведении
школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике
результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать
музыкальные коллекции (фонотека, видеотека)
Понимать устойчивое представление о содержании, форме, языке
музыкальных произведений профессиональной музыки.
Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в
отечественной культуре и за рубежом.
Содержание рабочей программы предмета "Музыка" 7 класс
(34 часа)
тема I полугодия:
«Особенности драматургии сценической музыки» (16 часов)
Классика и современность
Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы
классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль
эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора».

В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской
музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.
Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического
развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие,
кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический,
лирический, драматический, комический.
Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера.
Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического
развития оперы.
Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы
сценического действия в опере «Иван Сусанин».
Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и
др. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.
Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ –
основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере
«Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря.
Сопоставление двух противоборствующих сил как основа
драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев.
Женские образы оперы.
В музыкальном театре. Балет.
Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с
половцами.
Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, паде-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные
типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности
современного балетного спектакля. Необычный жанр балета –
«хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о
полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа
драматургического развития балета.
Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер
балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П Героическая тема в
русской музыке. Галерея героических образов.
Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и
эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к
произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам»,
«Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай подойти!»; П. Корин «Александр
Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В.Серов «Въезд
Александра Невскаого в Псков»; И.Козловский «Памятник Александру
Невскому».
В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс».
Первая американская национальная опера.
Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой
музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические
традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки.
Понятие легкой и серьезной музыки.

«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская
трактовка.
Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные
характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение
музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций
оперного спектакля. Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ
Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Карме - сюита». Новое прочтение
оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.
Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере.
Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры
испанской музыки.
Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских
народных песен, военного марша и лирического романса.
Музыкальная характеристика Эскамильо.
Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная
драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и
свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики
Кармен, Хозе и Тореро.
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к
радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы
Вечерни и Утрени.
Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные
интерпретации музыкальных произведений Баха И.С.
Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.
Музыкальные образы всенощной.
Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи.
Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа
драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы.
Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. Музыка к
драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из
музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты».
«Музыканты – извечные маги».
Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер
театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальнотеатральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных
характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие
полистилистики.
Тема II полугодия:
«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18
часов)
Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной
культуры. Духовная музыка.

Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки:
повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Два направления
музыкальной культуры. Светская музыка.
Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка.
Особенности драматургии светской и духовной музыки. Камерная
инструментальная музыка. Этюд.
Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых
пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция»,
«интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма.
Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.. Камерная инструментальная
музыка. Транскрипция.
Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции
музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации. Циклические
формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе
А. Шнитке.
Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты
музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта.
Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения
художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение
национального или исторического колорита.
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической
сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля
Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование
классической музыки в современных обработках.
Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2
С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме.
Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма
сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной
форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена Ф.
Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.,
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме.
Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные
черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или
Моцарта В.А.
Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна.
Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №1
(«Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная»)
Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония
№5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича.
Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.
Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония –
«роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатносимфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-

А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов:
Й. Гайдна и В.-А. Моцарта.
Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы
симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития
музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.
Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение
двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты
музыкального стиля Чайковского П.И.
Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление
симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты
музыкального стиля Шостаковича Д.Д.
Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы
драматургического развития в симфонической картине «Празднества».
Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К. Инструментальный
концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле
блюз» Д. Гершвина.
Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта.
Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А.
Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.
Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического
развития в музыке Гершвина Д.
Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть
музыка звучит. Обобщающий урок.
Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности
фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители
музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию».
Тестирование по темам года.

Тематическое планирование
№ п/п

Наименование разделов

1.

Особенности драматургии сценической
музыки
Основные направления музыкальной
культуры
Итого

2.

Кол-во
часов
16 ч
18 ч
34 ч

Календарно-тематическое планирование по музыке 7 класс

№
№ п/п раздела
и темы
урока

Тема урока (раздел)

Примеча
ние
Кол-во Дата Дата
Причина
часов (план) (факт)
корректи
ровки

1.Особенности музыкальной драматургии сценической музыки 16ч.
Классика и современность

02.09

02.09

1
09.09
В музыкальном театре. Опера.
1
16.09
Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»
1
23.09
Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»
1
30.09
Опера А.П. Бородина «Князь Игорь»
1
07.10
Опера А.П. Бородина «Князь Игорь»
1
14.10
В музыкальном театре. Балет.
1
21.10
Балет Б.И. Тищенко «Ярославна»
1
28.10
Героическая тема в русской музыке.
В музыкальном театре «Мой народ1
11.11
10
американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги
и Бесс».
1
18.11
11
1.11 Опера Ж. Бизе «Кармен».
1
25.11
12
1.12 Опера Ж. Бизе «Кармен».
1
02.12
13
1.13 Балет Р.К. Щедрина «Кармен».
1.14 Сюжеты и образы религиозной музыки.
1
09.12
14
«Всенощное бдение» С.В. Рахманинова.
1.15 Рок-опера Л.-Э. Уэббера «Иисус Христос1
16.12
15
супер звезда».
1
23.12
16
1.16 Музыка к драматическому спектаклю.
2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки 18ч.
17
2.1
Музыкальная драматургия-развитие музыки.
1
13.01
2.2 Два направления музыкальной
18
1
20.01
культуры:светская музыка.
2.3 Два направления музыкальной культуры:
19
1
27.01
духовная музыка.
2.4 Камерная инструментальная музыка.Этюд.
20
1
03.02
Транскрипция.
2.5 Циклические формы инструментальной
21
1
10.02
музыки. «Кончерто гроссо» А.Шнитке
2.6 Циклические формы инструментальной
22
музыки. «Сюита в старинном стиле»
1
17.02
А.Шнитке.
2.7 Циклические формы инструментальной
23
музыки. Соната. Сонатная форма. Соната
1
03.03
№8 («Патетическая») Л.Бетховена

09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
28.10

1
2
3
4
5
6
7
8
9

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10

1

11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
13.01
20.01
27.01
03.02
10.02
17.02

03.03

24
25
26
27
28

2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13

29
30

2.14
2.15

31
32
33
34

2.16
2.17
2.18

Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.А. Моцарта
Симфоническая музыка. Симфония №103
(«С тремоло литавр») Й. Гайдна
Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония
№1 «Классическая» С. Прокофьева
Симфония №5 Л.Бетховена. Симфония №8
(«Неоконченная») Ф. Шуберта
Симфония №1 В. Калинникова. Симфония
№5 П. Чайковского.
Симфония №7 («Ленинградская»)
Д.Шостаковича. Симфоническая картина
«Празднества» К.Дебюсси.
Инструментальный концерт.
Концерт для скрипки с оркестром
А.Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж.
Гершвина.
Музыка народов мира.
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Исследовательский проект. Пусть музыка
звучит!

1

10.03

10.03

1

17.03

17.03

1

31.03

31.03

1

07.04

07.04

1

14.04

14.04

1

21.04

21.04

1

28.04

28.04

1

05.05

05.05

1
1

12.05
19.05

12.05
19.05

1

26.05

26.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».