муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 город Каменск-Шахтинский СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры начальных классов МБОУ СОШ №3 от З Й 08.2022 г. №2 секретарь МО Кузнецова Е.Ю. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____Яценко Н.А. подпись 2022 г. «Утверждаю» И.А.Золотова Директор МБОУ СОШ №3 ста 2022г №222/1 И.А. Золотова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии 2 класс Учитель: Чубукова Вера Ивановна , учитель первой квалификационной категории. на 2022-2023 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по учебному предмету «Технология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №3, учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2022-2023 учебный год, программы начального общего образования (УМК «Школа России»), авторской программы Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой «Технология», учебника «Технология» для 2 класса Е.А. Лутцева Т.П.Зуева Москва «Просвещение»,2020 Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Цель изучения курса технологии – развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретения первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненнопрактического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека. Задачи: - стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств; - формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; - формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности; - формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления; - развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку; - формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; - развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; - ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития; - овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Место учебного предмета «Технология» в учебном плане На изучение технологии во 2 классе отводится 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели). РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно практической деятельностью; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности; – умение оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа собственных поступков и поступков одноклассников. Обучающийся получит возможность для формирования: – первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной деятельности; – понимания значения предметно-практической деятельности в жизни; – ориентации на анализ соответствия результатов труда требованиям конкретной учебной задачи; – способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – представления о себе как гражданине России; – уважения к культурным традициям своей страны, своего народа; – ориентации в поведении на принятые моральные нормы. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД Обучающийся научится: – определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке; – выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий); – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи; – под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату; – принимать роль в учебном сотрудничестве; – умению проговаривать свои действия после завершения работы; - определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Обучающийся получит возможность научиться: – контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце действия. - предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных (на основе продуктивных заданий в учебнике). Познавательные УУД Обучающийся научится: - наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края; - сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности изделий декоративно-прикладного искусства, называть используемые для рукотворной деятельности материалы; - понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения; - самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы; Обучающийся получит возможность научиться: – строить небольшие сообщения в устной форме; – находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике — словарь терминов, дополнительный познавательный материал). – проводить сравнение изучаемых объектов по самостоятельно выделенным критериям; – описывать по определенному алгоритму объект наблюдения; – под руководством учителя, осуществлять синтез как составление целого из частей; – под руководством учителя в сотрудничестве с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; – работать с учебной и научно-популярной литературой, находить и использовать информацию для практической работы. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: – договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов; – строить понятные для партнера высказывания; – контролировать действия партнеров в совместной деятельности; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; – проявлять инициативу в коллективных работах. Обучающийся получит возможность научиться: – учитывать в сотрудничестве позицию других людей, отличную от собственной; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; – оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения; – адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач. Предметные результаты: 1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Обучающийся научится: - самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы; - готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; - выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности; - самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения — своё или высказанное другими; - применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в гармонии предметов и окружающей среды; Обучающийся получит возможность научиться: – использовать полученные умения для работы в домашних условиях; – называть традиционные народные промыслы или ремесла своегородного края. 2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Обучающийся научится: - читать простейшие чертежи (эскизы); - выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз); - оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и её вариантами; - решать несложные конструкторско-технологические задачи; - справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту. Обучающийся получит возможность научиться: – изготавливать изделия по простейшим чертежам; – выстраивать последовательность реализации собственного замысла. 3.Конструирование и моделирование Обучающийся научится: - различать неподвижный и подвижный способы соединения деталей; - отличать макет от модели. - конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу; - определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. Обучающийся получит возможность научиться: – решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению способа соединения деталей; – создавать мысленный образ конструкции и самостоятельно воплощать его в материале. 4.Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) Обучающийся научится: - определять назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе; - наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый. Обучающийся получит возможность научиться: – понимать и объяснять значение компьютера в жизни человека, в собственной жизни; – понимать и объяснять смысл слова «информация»; – с помощью взрослого выходить на учебный сайт по предмету «Технология»; – бережно относиться к техническим устройствам; – соблюдать режим и правила работы на компьютере СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Художественная мастерская (10 часов) Что ты уже знаешь? Изготовление изделий из деталей, размеченных по шаблонам. Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? Изготовление композиций из семян растений. Какова роль цвета в композиции? Знакомство с видами композиций: центральная, вертикальная, горизонтальная. Изготовление аппликаций, композиций с разными цветовыми сочетаниями материалов. Какие бывают цветочные композиции? Изготовление композиций разных видов. Как увидеть белое изображение на белом фоне? Изготовление рельефных композиций из белой бумаги. Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Введение понятия «симметрия». Изготовление композиций из симметричных бумажных деталей. Можно ли сгибать картон? Как? Изготовление изделий сложной формы в одной тематике. Как плоское превратить в объёмное? Изготовление изделий с использованием с разметкой по половине шаблона. Как согнуть картон по кривой линии? Изготовление изделий с деталями, имеющими кривые сгибы, с разметкой по половине шаблона. Чертёжная мастерская (7 часов) Что такое технологические операции и способы? Введение понятия «технологические операции». Изготовление изделий с деталями, сложенными пружинкой. Что такое линейка и что она умеет? Построение прямых линий и отрезков. Измерение отрезков. Измерение сторон геометрических фигур. Что такое чертёж и как его прочитать? Изготовление изделий с основой прямоугольной формы по их чертежам. Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Изготовление изделий с плетёными деталями. Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Изготовление изделий с основой прямоугольной формы с помощью угольника по их чертежам. Можно ли без шаблона разметить круг? Изготовление изделий с круглыми деталями, размеченными с помощью циркуля. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Изготовление изделий из кругов, размеченными с помощью циркуля, и частей кругов, из деталей прямоугольных форм. Конструкторская мастерская (9 часов) Какой секрет у подвижных игрушек? Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу качение деталей. Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу вращения, марионетки – «дергунчик». Что заставляет вращаться винт – пропеллер? Изготовление изделий, имеющих пропеллер, крылья (мельница). День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? Изготовление изделий на военную тематику. Как машины помогают человеку? Изготовление машин по их развёрткам. Поздравляем женщин и девочек. Изготовление поздравительных открыток с использованием разметки по линейке или угольнику. Что интересного в работе архитектора? Изготовление макета родного города или города мечты. Рукодельная мастерская (8часов) Какие бывают ткани? Изготовление изделий из нетканых материалов (ватных дисков, синтепона). Какие бывают нитки. Как они используются? Изготовление изделий, частью которых является помпон. Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Изготовление изделий, требующих наклеивание ткани на картонную основу. Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? Изготовление изделий с вышивкой крестом. Как ткань превращается в изделие? Лекало. Изготовление изделий, размеченных по лекалам и соединённых изученными ручными строчками. Воспитательный компонент уроков: -гражданско- патриотическое ; -духовно- нравственное; -эстетическое; -физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; трудовое; -экологическое; -ценность научного познания. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Раздел Количество часов Художественная мастерская 10ч Чертёжная мастерская 7ч Конструкторская мастерская 9ч Рукодельная мастерская 8ч Итого: 34 Цифровые образовательные ресурсы с сайтов: Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru; Детские электронные презентации и клипы http://www.viki.rdf.ru; ProШколу.ru. Клуб учителей начальных классов. - proshkolu.ru Образовательный портал «Азбука.kz» http://azbyka.kz/; "PwPt.ru" – коллекция презентаций по школьным дисциплинам.http://pwpt.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://schoolcollection.edu.ru/ Издательский дом Первое сентября (личный кабинет) - http://1сентября.рф/ Портал презентаций - http://prezentacii.com/ Презентации PowerPoint - http://prezented.ru PPt4web Хостинг презентаций - http://ppt4web.ru/ Сообщество "Начальная школа" - http://www.nachalka.com 1 2 3 4 Календарно-тематический план по учебному предмету технология на 2022-2023 учебный год № п/п Название раздела, тема урока Колич ество часов Дата проведения план Iчетверть-8ч 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Раздел . Художественная мастерская 10 часов 1.1 Что ты уже знаешь? Изготовление 1 07.09 изделий в технике оригами. Инструктаж по ТБ. 1.2 Зачем художнику знать о тоне, форме и 1 14.09 размере? Составление композиций по образцу, собственному замыслу. 1.3 Какова роль цвета в композиции? 1 21.09 «Цветочная композиция» 1.4 Какие бывают цветочные композиции? 1 28.09 «Букет в вазе» 1.5 Как увидеть белое изображение на белом 1 05.10 фоне? «Изготовление рельефных композиций из белой бумаги» 1.6 Что такое симметрия? Как получить 1 12.10 симметричные детали? «Изготовление композиций из симметричных бумажных деталей» 1.7 Можно ли сгибать картон? Как? 1 19.10 «Изготовление биговки по сгибам деталей» 1.8 Наши проекты «Африканская саванна» 1 26.10 IIчетверть- 8ч 1.9 Как плоское превратить в объёмное? 1 09.10 «Изготовление выпуклой детали клюва». 1.10 Как согнуть картон по кривой линии? 1 16.10 Проверим себя Раздел . Чертёжная мастерская 7 часов 2.1 Что такое технологические операции и 1 23.10 способы? 2.2 Что такое линейка и что она умеет? 1 30.10 «Построение прямых линий и отрезков» 2.3 Что такое чертёж и как его прочитать? 1 07.12 факт Примечание 14 2.4 15 2.5 16 17 2.6 2.7 18 3.1 19 3.2 20 3.3 21 3.4 22 3.5 23 3.6 24 3.7 25 3.8 26 3.9 27 4.1 28 4.2 29 4.3 30 4.4 Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Мастерская Деда Мороза и Снегурочки 1 14.12 1 21.12 Можно ли без шаблона разметить круг? 1 28.12 Можно ли разметить прямоугольник по 1 11.01 угольнику?Прверим себя Раздел . Конструкторская мастерская 9 часов Какой секрет у подвижных игрушек? 1 18.01 IIIчетверть-9ч Как из неподвижной игрушки сделать 1 25.01 подвижную? Ещё один способ сделать игрушку 1 01.02 подвижной Что заставляет вращаться винт1 08.02 пропеллер? «Изготовление изделий, имеющих пропеллер» Можно ли соединить детали без 1 15.02 соединительных материалов? День защитника Отечества. Изменяется 1 22.02 ли вооружение в армии? Как машины помогают человеку? 1 01.03 «изготовление моделей машин по их развёрткам» Поздравляем женщин и девочек. 1 15.03 «Изготовление поздравительной открытки» IVчетверть- 9ч Что интересного в работе архитектора? 1 05.04 Наши проекты «Макет города» Проверим себя. Раздел V. Рукодельная мастерская 8 часов Какие бывают ткани? 1 12.04 «Изготовление изделий из нетканых материалов» Какие бывают нитки? Как они 1 19.04 используются? «Изготовление изделий, частью которых является помпон» Что такое натуральные ткани? Каковы их 1 26.04 свойства? Строчка косого стежка. Есть ли у неё 1 03.05 31 4.5 32 4.6 33 4.7 34 4.8 «дочки» ? «Изготовление изделий с вышивкой крестом» Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки» ? «Изготовление изделий с вышивкой крестом» Как ткань превращается в изделие? Лекало Как ткань превращается в изделие? Лекало Что узнали? Чему научились? Проверим себя. 1 10.05 1 17.05 1 24.05 1 31.05 С учетом праздничных и выходных дней – 34 часа СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям: • качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом; • степень самостоятельности в выполнении работы; • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения. Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации. Нормы оценок выполнения практических работ Оценка «5» ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационнотрудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);изделие изготовлено с учетом установленных требований; - полностью соблюдались правила техники безопасности. Оценка «4» ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка; изделие изготовлено с незначительными отклонениями; полностью соблюдались правила техники безопасности. Оценка «3» ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время, изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; не полностью соблюдались правила техники безопасности. Оценка «2» ставится, если имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; неправильно выполнялись многие приемы труда; самостоятельность в работе почти отсутствовала; изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; не соблюдались многие правила техники безопасности. Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда. Нормы оценок теоретических знаний При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины. Оценка «5» ставится, если обучаемый: - полностью усвоил учебный материал; - умеет изложить его своими словами; - самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; - правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Оценка «4» ставится, если обучаемый: - в основном усвоил учебный материал; - допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; - подтверждает ответ конкретными примерами; - правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Оценка «3» ставится, если обучаемый: - не усвоил существенную часть учебного материала; - допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; - затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; - слабо отвечает на дополнительные вопросы. Оценка «2» ставится, если обучаемый: - почти не усвоил учебный материал; - не может изложить его своими словами; - не может подтвердить ответ конкретными примерами; - не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя. Прошнуровано и скреплено печатью 11 листов