православная культура 2 класс 2022-2023 уч.год

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
начальных классов
МБОУ СОШ №3
от 33.08.2022 г. №2
секретарь МО Кузнецова Е.Ю.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Яценко Н.А.
подаись

___________________ 2022 г.

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №3

И.А. Золотова

Приказ от 31 августа 2022 г. №222/1
Подйись

ОУК0В(

И.А. Золотова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Православная культура» 2 класс
Учитель: Чубукова Вера Ивановна,
учитель первой квалификационной категории
на 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Православная
культура» для обучающихся 2 класса составлена на основе: Закона «Об
образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г;
Федерального государственного образовательного стандарата Начального
общего образования (утвержден приказом Министерства образованияи
науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.; основной образовательной программы
Начального общего образования МБОУ СОШ №3; учебного плана МБОУ
СОШ №3 с учётом рабочей программы воспитания, возможностей УМК
«Школа России»; локальных актов школы с учётом рабочей программы
воспитания,
– примерного содержания образования по учебному предмету «Православная
культура» (письмо Министерства образования РФ от 22.10.2002 №14-52876 ин/16);
– авторской программы «Православная культура» Л.Л. Шевченко для 1 года
обучения (Православная культура: Концепция и программа учебного
предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурноисторических традиций Отечества, 2008. – 144с.).
Цели предмета «Православная культура» отражают требования
российского законодательства к содержанию образования и ориентированы
на:
1. Приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной
самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;
2. Обеспечение самоопределения личности, создание условий её
самореализации;
3. Воспитание
гражданственности
и
патриотизма,
культуры
межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;
4. Интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
5. Формирование патриотических чувств и сознаний граждан на основе
исторических ценностей как основы консолидации общества.
В
программе
закладываются
основы
религиозно-эстетического
восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни,
связи представлений ребёнка о его жизни с православной культурой. В
соответствии с этим, а также с учётом возрастных особенностей младших
школьников определены задачи обучения предмету:
1. актуализация знаний в области православной культурной традиции для
современных школьников;
2. развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира
в историко-культурном контексте;
3. приобщение детей к элементарным формам творческой деятельности на
основе образцов православной культуры;
4. формирование умений анализа и оценки поведения на основе норм
христианской этики.



Учебно-методический комплект к авторской программе Л.Л.
Шевченко включает:
1. Учебное пособие для учащихся (в двух книгах – на каждое полугодие):
Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное
пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев,
гимназий. 1-ый год обучения: Книга первая. Книга вторая. – М.: Изд. Дом
«Покров», 2008. – 96с.
2. Методическое пособие для учителя (программа, тематическое
планирование, планы и конспекты уроков): Шевченко Л.Л., Шестун Е.
Православная культура: Методической пособие для учителя. 1 класс. –
Издательский дом «Покров», 2008. – 120с.
Место курса в учебном плане
Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение
внеурочной деятельности «Православная культура» отводится 1 час в
неделю. Итого 34 часа в год.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обучение детей по программе курса должно быть направленно на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения содержания.
Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни
предполагает уяснение школьниками правил поведения человека, данных
Богом, сущности добрых дел, совершаемых человеком во славу Божию, и
отражение их в жизни святых и в жизни современного ребенка.
Православная культура как творческая деятельность предполагает
деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение, постройка,
лепка, сочинение сказок и стихов, пение и ритмические действия). А также
знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников,
архитекторов, музыкантов, композиторов) – создателей объектов
православной культуры.
Православная культура, как язык (способ) выражения, осваивается как язык
православного искусства: в произведениях религиозной живописи,
иконописи, архитектуры через освоение основных компонентов – цвета,
линии, формы, объема, пространства, композиции; в произведениях
музыкального искусства – жанров, интонации; религии – через содержание
Священного Писания, понятий молитвы, храма, богослужения.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
духовно - нравственному направлению является формирование следующих
компетенций:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы);
 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,
при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий
(УУД):
Регулятивные УУД:






определять и формулировать цель деятельности на занятиях с
помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по
предложенному учителем плану (Средством формирования этих
действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения
нового материала.);
учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством
формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов));

Познавательные УУД:






добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:








умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других (средством формирования этих
действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и
подводящий диалог));
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика);
привлечение родителей к совместной деятельности.

Освоение школьниками учебного курса «Основы православной культуры»
должно обеспечить следующие предметные результаты:








понимание значения нравственности, морально ответственного
поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах
православной культуры;
формирование уважительного отношения к различным духовным и
светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг,
милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной
культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на
основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание курса выстраивается на материале 6 образовательных линий:
1. Христианское мировоззрение (Историко-культурное содержание Библии;
Основы религиозно-философской мысли).
2. Нравственно-этическая культура православия.
3. История православной культурной традиции России (образ жизни).
4. Письменные источники православной культуры.
5. Христианское искусство.
6. Православное искусство и религиозные культуры мира.
Авторская программа по предмету Л.Л. Шевченко предполагает
выделение общей темы для каждого года обучения. Общей темой первого
года обучения является «Красота Божиего мира».
Раздел «Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем»
(7 ч.)
Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира.
Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения,
звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Священная
история рассказывает о мире: Бог – Творец красивого мира; как Бог создавал
мир; сотворение человека; Адам – любимое чадо Божие; общение человека с
Богом; поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом
человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. Добрые и
злые ангелы. Ангел Хранитель. В какой книге написано о сотворении мира?
Библия.
Раздел «В ожидании Рождества - самого красивого события зимы» (7 ч.)
Рассказы Священной истории о нарушении человеком правил жизни, данных
Богом. Грех. Последствия: непослушание, печаль, болезнь, смерть. Поступки
человека. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим
непослушанием? Прощение родителей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в
Раю? Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как
выражается настроение человека художественными способами? О чем
рассказывают стихотворения? Что мы видим в окружающей природе зимой?

Состояния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Добрые и
злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение
отношения через музыкальное и художественное изображение природы,
человека. Как бороться с грехом? Мог ли человек побороть свои недостатки?
Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег.
Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования печали в
сотворенном Богом красивом мире. Обещание Бога людям. Красота зимы.
Что мы делаем? Зимние игры и забавы. О Пресвятой Богородице и Ее
праздника. Песнопения и величания.
Раздел «Праздники-радости» (10 ч.)
Рождество Христово - самый главный праздник. Как традиционно
праздновали Рождество Христово и Крещение в России? Святочные обычаи.
Православные праздники. Праздники в нашем доме: день Ангела, день
рождения. Новый год. Масленица. Как христиане понимали праздники? Как
люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние.
Прощение. Прощеное воскресенье. Имя человека. Святой покровитель.
Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий
Радонежский. Князь Димитрий Донской.
Раздел «Пасха: цвета и звуки весны» (9 ч.)
Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки,
настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование
Пасхи. Праздник Дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за
веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь
Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья.
Родословие моей семьи. Обязанности христианина: по отношению к Богу, к
людям, к себе. Обязанность каждого - сохранить красивый мир. Личная
ответственность. За что могу отвечать я?
Воспитательный компонент уроков:
-гражданско- патриотическое ;
-духовно- нравственное;
-эстетическое;
-физическое
воспитание,
формирование
эмоционального
благополучия;
трудовое;
-экологическое;
-ценность научного познания

культуры

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

здоровья

и

№

Наименование раздела

1

Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем,
изображаем.
В ожидании Рождества – самого красивого события
зимы
Праздники-радости
Пасха: цвета и звуки весны
всего

2
3
4

Количество
часов
7
7
10
9
33

Цифровые образовательные ресурсы с сайтов
: http://www.orkce.org
/http://www.prosv.ru/umk/ork/info.
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru;
Детские электронные презентации и клипы http://www.viki.rdf.ru; "PwPt.ru"
– коллекция презентаций по школьным дисциплинам.http://pwpt.ru/
Издательский дом Первое сентября (личный кабинет) - http://1сентября.рф/
Портал презентаций - http://prezentacii.com/
Презентации PowerPoint - http://prezented.ru
Сообщество "Начальная школа" - http://www.nachalka.com
Календарно-тематический план
по внеурочной деятельности православная культура
на 2022-2023 учебный год
№
п\п

№
темы
урока в
разделе

Тема урока

Колич Дата Дата Приме
ество (план (факт чание
часов )
)

Iчетверть- 8ч
1. «Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем» (7 часов)
1
1.1
Красота в окружающем мире
1
05.09
2
1.2
Поиски красивого вокруг себя:
2
12.09
3
1.3
красота рукотворная и
19.09
нерукотворная
4
1.4
Бог – Творец красивого мира
1
26.09
5
1.5
Сотворение человека
1
03.10
6
1.6
Правила жизни, данные людям
1
10.10
7
1.7
Как изобразить доброе и
1
17.10
красивое
2. «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы» (7 ч.)
8
2.1
Как люди покинули Рай
1
24.10
IIчетверть-8ч

9

2.2

10
11
12

2.3
2.4
2.5

13

2.6

14

2.7

15
16

3.1
3.2

17
18
19

3.3
3.4
3.5

20

3.6

21
22

3.7
3.8

23
24

3.9
3.10

25
26

4.1
4.2

27
28
29
30
31
32

4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8

33

4.9

Радость и печаль в красках и
1
07.11
звуках окружающего мира
Добрые и злые люди
1
14.11
За что были наказаны люди
1
21.11
Как Бог простил людей. В
1
28.11
ожидании праздника
В ожидании праздника.
1
05.12
Введение во Храм Пресвятой
Богородицы
Чему мы радуемся зимой?
1
12.12
Праздник Рождества Христова
3.«Праздники-радости» (10 ч.)
Чему мы радуемся зимой?
2
19.12
Праздник Рождества Христова
26.12
IIIчетверть-10ч
Зимние радости. Святки
1
09.01
Праздник Крещения
1
16.01
Праздники в нашем доме: день
1
23.01
Ангела, день рождения
Радости масленицы. Прощёное
1
30.01
воскресение
Как люди предали Христа
1
06.02
Праздник Дня защитника
1
13.02
Отечества
Покаяние. Великий пост
1
20.02
Весенние радости – Праздник
1
27.02
Благовещения
4.«Пасха: цвета и звуки весны» (9 ч.)
В ожидании Праздника
1
06.03
Какого цвета праздник Пасхи?
1
13.03
IVчетверть-7ч
Родословие моей семьи.
1
03.04
Мои обязанности
1
10.04
Праздник Дня Победы
1
17.04
Радость послушания
1
24.04
. Святое Белогорье.
1
15.05
Пример святости – святитель
1
22.05
Иосиф Белгородский.
Обобщающий урок.
1
29.05
С учетом выходных и праздничных дней – 33 ч.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».