город Каменск-Шахгинский Ростовской области муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры гуманитарного цикла МБОУ СОШ №3 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___ , Яценко Н.А. подпись От 31.08.2022 г. № 2 (А /мдЧМт'Ъ е кр етар ь МО Забураева Л.Г. «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №3 И.А. Золотова № И А . Золотова АДАП ТИ РО ВАН Н АЯ РАБО ЧАЯ ПРОГРАМ М А по внеурочной деятельности «Уроки общения» 56 класс Учитель: Яценко Наталья Александровна на 2022-2023 учебный год Пояснительная записка Адаптированная программа курса внеурочной деятельности «Уроки общения» для 5б класса разработана с целью обеспечения содержательных условий получения качественного образования, гарантированного законодательством РФ для слабовидящего обучающегося. Данная программа адаптирована с учетом психофизических особенностей слабовидящего ребенка: низкого темпа деятельности, сниженной работоспособности. Программа является модифицированной, составлена на основе авторской программы «Психология» А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых. Целями реализации адаптированной рабочей программы основного общего образования по внеурочной деятельности «Уроки общения» для слабовидящих является усвоение содержания курса занятий и достижение обучающимся результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и адаптированной образовательной программой основного общего образования, закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Каменск-Шахтинский, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, а также гармоничное личностное и психофизическое развитие слабовидящего учащегося. Программа курса психологии отвечает как интересу обучающихся к собственному «Я», так и ориентации системы образования на личностно-ориентированный и системнодеятельностный подходы в образовании. Программа помогает подростку выстраивать ценностную картину мира и находить свое место в нём, познавать свой внутренний мир, гармонизировать свои отношения с окружающими людьми, стать более творческим, ответственным за себя, свои действия. В качестве исходного положения, определяющего педагогический подход, использовался тезис: необходимо рассматривать развитие ребенка в аспекте изучения им предмета «Психология» не только как результат, но и как процесс самосознания, самопознания, самовоспитания и самосовершенствования. При этом акцент делается на развитие чувства собственного достоинства человека как субъекта. Существенным моментом здесь становится не только отражение мира, но и отражение себя в мире, своего состояния, своего отношения к миру, своего поведения теперь и в будущем. Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в подростковой аудитории имеют исключительное значение. Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное, самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Программа имеет общее интеллектуальное направление, а также позволяет развивающейся личности познавать не только законы материального мира, но и формировать систему знаний о себе, о законах взаимодействия людей, узнавать свои собственные возможности и расширять их, т.е. овладевать психологической культурой. Обучение пятиклассников в средней школе — вторая и очень значительная ступень в их школьной жизни. От степени освоения ими новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе. Программа предмета «Психология» учитывает, что у школьников 5 класса сложный возрастной период, связанный с переходом в среднюю школу, но который одновременно является благоприятным временем для пробуждения у детей интереса к самому себе, для постепенного понимания своих возможностей, способностей, особенностей характера, темперамента, для развития и укрепления доверия к себе, чувства собственного достоинства. Адаптированная программа курса внеурочной деятельности «Уроки общения» для 5б класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами: 1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013). 2.Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550). 3.Адаптированная образовательная программа основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. 4. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. Приказ Минпросвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»; 7.Учебного плана МБОУ СОШ №3, Положения о рабочей программе МБОУ СОШ №3. Общие цели курса внеурочной деятельности: Цель преподавания психологии школе - это овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром. Данный учебный курс направлен на решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка: -формирование общих представлений о психологии как науке; -пробуждение интереса к другим людям и самому себе; - развитие интеллектуальной сферы; - развитие самосознания, эмоциональной сферы. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности 1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. 4.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. 5. Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности. 6.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. 7. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Учащиеся должны уметь: 1.Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 2.Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 3.Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 4.Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. 5.Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 6.Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 7.Пользоваться смысловым чтением. 8.Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. 9.Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. 10.Формировать и развивать компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий. Для усвоения программы слабовидящим обучающимся необходимы специальные средства обучения: увеличительные приборы для мобильного использования, индивидуальные карточки с заданиями, дополнительное освещение рабочего места (1 парта) и дополнительное освещение доски. Работа на уроке строится с дозированными зрительными нагрузками, используется охранительный зрительный режим. На занятиях следует обращать внимание на количество комментариев, которые будут компенсировать схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику. Наглядный и раздаточный материал крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту. Основными направлениями в специальной поддержке являются: - удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с нарушением зрения; - коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; - развитие зрительного восприятия; - обучение использованию всех анализаторов и компенсаторных способов деятельности в образовательной деятельности и повседневной жизни; - формирование основных навыков ориентировки в микропространстве; - овладение основными навыками ориентировки в макропространстве; - формирование адекватных (в соответствии с возрастом) предметных (конкретных и обобщенных), пространственных представлений; - развитие познавательного интереса, познавательной активности; - использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности, доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся; - соблюдение регламента зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога); - соблюдение светового режима (необходимость дополнительного источника света, уменьшение светового потока и другое); - рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала; - использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения; - использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных возможностей слабовидящих обучающихся, текстовой и изобразительной наглядности, индивидуальных пособий, оптических, технических средств, облегчающих; соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний); Формы проведения занятий - лекции, беседы; - экскурсии в библиотеку; - игры-конкурсы; КВН; - театральные постановки, разыгрывание ситуаций; - практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок; - самостоятельная творческая работа (индивидуальная и групповая); - поисково-исследовательская деятельность. Виды деятельности - игровая; - познавательная; - проблемно-ценностное общение; - художественное и театральное творчество; - психологические тренинги. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок, стихотворений, инсценировка ситуаций, иллюстрирование материала. Содержание программы «Психология. Способности, характер, темперамент. 5 класс» (34 час, 1ч в неделю) Введение (1 ч). Повторение пройденного в младших классах. Психические свойства личности. Раздел 1. Способности (18 часов). Что такое способности. Возникновение способностей в истории человечества. Откуда берутся способности. Как развиваются способности. Одаренность, талант, гениальность. Общие способности. Специальные способности. Познавательная активность. Интересы и склонности. Как развить свои способности. Раздел 2. Темперамент (5 часов). Что такое темперамент. Психологические характеристики темперамента. Темперамент и общение. Темперамент и характер. Темперамент и способности. Раздел 3. Характер (10 часов). Что такое характер. Черты характера. Нравственные, волевые черты характера. Воля и трудолюбие. Характер и успехи в школе. Человек хозяин своего характера. Воспитательный компонент уроков: Содействие процессу социального становления личности в таких сферах как общение, самопознание и познание своего «Я», создание оптимальных условий для личностного развития и профессионального самоопределения. Программы данного направления ориентированы на развитие адаптационных возможностей человека, обеспечение личности средствами самопознания, повышение представлений ребенка о собственной значимости, ценности, укрепление у него чувства собственного достоинства, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития. Также социальнопедагогическая деятельность направлена на развитие коммуникативной культуры и навыков взаимодействия посредством вовлечения в активную развивающую социальную среду. Тематическое планирование 5б класс (34 часа, 1ч. в неделю) № п/п Номер раздела и темы Тема урока Колво Дата (план) Дата (факт) Методы и формы организации обучения. Примечания часов Характеристика деятельности обучающихся Введение (1 час) 1 Урок-лекция, Что ты узнал о групповая форма, науке психологии 1 06.09.22 дискуссия в младших классах. Психические свойства личности. Раздел 1. Способности (18 часов) Урок-игра, парная Что такое форма, учебная игра способности 1 13.09.22 Беседа, дискуссия, Возникновение фронтальная форма, способностей в 1 20.09.22 обсуждение истории ситуаций человечества Урокбеседа, От куда берутся 1 27.09.22 разыгрывание способности 2 1.1 3 1.2 4 1.3 5 1.4 Как развиваются способности 1 04.10.22 6 1.5 1 11.10.22 7 1.6 1 18.10.22 8 1.7 Что такое общие способности Мышление как общая способность Память как общая способность 1 25.10.22 9 1.8 Восприятие окружающих 1 08.11.22 10 1.9 Творческое отношение к действительности 1 15.11.22 11 1.10 Воображение как общая способность 1 22.11.22 12 1.11 1 29.11.22 13 1.12 Что такое специальные способности Математические способности 1 06.12.22 14 1.13 Литературные способности 1 13.12.22 ситуаций Урок-путешествие, групповая, фронтальная форма, учебная игра Индивидуальная форма, мини-проект Урок-лекция, фронтальная форма, скетч Учебная игра, групповая форма, дискуссия Урок-беседа, групповая форма, игра Индивидуальная форма, решение проблемных задач, дисскусия Проектная деятельность, групповая форма, мини-проект Индивидуальная форма, мини-проект Урок-практикум, групповая форма, дискуссия Урок-лекция, групповая форма, дискуссия 15 1.14 Художественные способности 1 20.12.22 16 1.15 Музыкальные способности 1 27.12.22 17 1.16 Способности, талант, гениальность 1 10.01.23 18 1.17 1 17.01.23 19 1.18 Познавательная активность Способности и школа 1 24.01.23 Фронтальная форма урока с использованием наглядного метода и разьяснительноиллюстративного изложения Урок-лекция, групповая форма, дискуссия Урок-рассказ с использованием наглядного метода Индивидуальная форма, мини-проект Фронтальная форма урока с использованием наглядного метода и разьяснительноиллюстративного изложения Раздел 2. Темперамент (5 часов) Урок-лекция, 1 31.01.23 20 2.1 Что такое темперамент 21 2.2 Психологическая характеристика темперамента 1 07.02.23 использованием наглядного метода групповая дискуссия форма, Урок-рассказ с 22 2.3 Темперамент и общение 1 14.02.23 Урок-беседа, групповая форма, игра 23 2.4 Темперамент и характер 1 21.02.23 24 2.5 Темперамент и способности 1 28.02.23 Театральные постановки, групповая форма Разыгрывание ситуаций; групповая форма 25 3.1 Что такое характер 26 27 3.2 Черты характера 3.3 28 29 3.4 Нравственные, волевые черты характера Воля и трудолюбие Раздел 3. Характер (10 часов) Урок-лекция, 1 07.03.23 2 14.03.23 04.04.23 1 11.04.23 1 18.04.23 групповая форма, дискуссия Учебная игра Практическое занятия с элементами игр Практическое занятия с элементами игр Самостоятельная творческая работа, 30 3.5 Характер и успехи в школе 25.04.23 2 31 32 33 учебная игра Индивидуальная форма, мини-проект 02.05.23 3.6 Человек хозяин своего характера 16.05.23 3 23.05.23 Урок-зачет, индивидуальная форма, решение проблемных задач 30.05.23 34 С учетом праздничных и выходных дней – 34 часа Список литературы: 1. Андреева Г.М. Социальная психология: Пособие для студентов / Г.М.Андреева. М., 2001. 2. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию / Э.Аронсон. – М., 1998. 3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Э.Берн. - М.: Современный литератор, 2006. 4. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком / А.А.Бодалев. - М., 2004г. 5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В.Вачков. - М., 2001г. 6. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. / Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева. - Новосибирск, 2003 г. 7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б.Добрович. - М., 1887. 8. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н.И.Козлов.Екатеринбург,1997 г. 9. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л.Коломинский. – Минск, 2006. 10. Кон И.С. Дружба / И.С.Кон. – М., 1980. 11. Кроль Л.М. Человек-оркестр: микроструктура общения / Л.М.Кроль, Е.Л.Михайлова. - М., 1993. 12. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н.Куницына, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. - СПб., 2001. 13. Микляева А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии / А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2003 г. 14. Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии / А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2003г. 15. Микляева А.В. Я – подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии / А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2003 г. 16. Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников / П.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова.- М.: Гуманит. изд.центр «Владос»,2001 г. 17. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной.- Екатеринбург: «Деловая книга», 2005 г.