муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 город Каменск-Шахтинский СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры гуманитарного, художественно-эстетического и оздоровительного цикла МЬОУ СОШ №3 от 11.08Д022 г. №2 Яйои'О, секретарь МО Забураева Л.Г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Яценко Н.А. 31.08.2022 г. «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №3 И.А. Золотова 022 г №222/1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 8а класс Учитель: Емельянова Ольга Эдуардовна на 2022-2023 учебный год 1 Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы №3 города Каменска-Шахтинского, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3. Цели изучения русского языка в основной школе следующие: формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения. Эти цели обусловливают следующие задачи: дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как о развивающемся явлении, о месте языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний в области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике; развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности; формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации общения; формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей. Место предмета в учебном плане Согласно учебному плану МБОУ СОШ №3 на изучение русского языка в 8 классе отводится 3 часа в неделю, 101 час в год. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. УМК: Русский язык 8 класс. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов, учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2015. Планируемые результаты изучения учебного предмета (курса) Личностными результатами обучения русскому языку в основной школе являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; 3) уважительное отношение к родному языку, гордость за него; 4) потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; 5) стремление к речевому самосовершенствованию; 1 6) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; 7) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: 1) владение всеми видами речевой деятельности: - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); - владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования; - способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе на электронных носителях; - овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; - умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; - способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; - умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ), умение создавать устные и письменные тексты разных типов; - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; - владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога; - соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; - способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; - способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; - умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем. Межпредметные результаты: Содержание обучения русскому языку на базовом уровне в 8 классе структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных 2 сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы. Языковая и лингвистическая компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведениях о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Регулятивные УУД: • различие разговорной речи и других стилей; • определение темы, основной мысли текста, функционально-смыслового типа и стиля речи; • опознание языковых единиц, проведение различных видов их анализа; • объяснение с помощью словаря значения слов с национально-культурным компонентом; • воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение); • создание текстов различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения). Познавательные УУД: • знание роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; • понимание смысла понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения; • знание признаков текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); • знание основных единиц языка, их признаков; • знание и понимание основных норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) для данного периода обучения; • знание норм речевого этикета. Коммуникативные УУД: • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями); • свободное, правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме, соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); • осуществление выбора и организации языковых средств в соответствии с темой, целями общения; • соблюдение в практике речевого общения основных произносительных, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; • соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации; • соблюдение нормы русского речевого этикета; • осуществление речевого самоконтроля; оценка своей речи с точки зрения её правильности, нахождение грамматических и речевых ошибок, недочетов, исправление их; совершенствование и редактирование собственных текстов. Предметными результатами изучения курса русского языка в 8 классе являются: 1) представление о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, изучаемыми в 8 классе; 6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; 7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Содержание учебного предмета 1. Введение. О языке. 2. Повторение изученного в 7 классе. 3. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Понятие о словосочетании. Строение словосочетания. Способы связи слов в словосочетании. Значение словосочетания. Практическая направленность: риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения, как стилистические приёмы повышения выразительности речи. Варианты произношения в устной речи. 4. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое, как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Интонация простого предложения. Элементы интонации. Тире между подлежащим и сказуемым. Правильное согласование главных членов предложения. Второстепенные члены предложения и их функции. Определения согласованные и несогласованные. Приложение, как особый вид определения. Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Отличие подлежащего от дополнения, выраженного в омонимичной форме. Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Обстоятельства времени, как средства связи предложений в тексте. 5. Односоставное простое предложение. Виды односоставных предложений с главным членом в форме подлежащего (назывные ) и в форме сказуемого ( определённо-личные, неопределённоличные, безличные). Распознание в тексте и в речи неопределённо-личных и определённоличных предложений. Употребление в описании назывных предложений. Семантика предложений разных типов. 6. Предложение с однородными членами. Однородные члены предложения и их признаки. Отличительные особенности, роль в художественном тексте однородных членов предложения. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими родами однородных членов. Общее понятие о пунктуации при однородных членах, соединённых бессоюзной связью и при помощи сочинительных союзов. Отличие простого предложения с однородными членами, соединёнными неповторяющимися союзами и (да = и) в пунктуационном оформлении от сложного предложения с аналогичной связью. Средства связи между однородными членами предложения. Особенности сочинительной связи. Синтаксический статус повторов и фразеологических выражений. Обогащающие слова при однородных членах предложения. Особенности данной конструкции, умелое употребление в речи. Интонация предложений с обобщающими словами при однородных членах. 7. Предложения с обращениями и вводными конструкциями. Предложения с обращениями. Обращения распространённые и нераспространённые, знаки препинания при обращении. 4 Использование обращений в разных стилях речи, как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Интонация при обращении. Предложения с вводными конструкциями. Понятие вводности; знаки препинания при вводных словах, предложениях. Сопоставительный анализ предложений с разными по смыслу вводными словами. Отличие вводных слов от омонимичных членов предложения на основе семантико-грамматического анализа. Предложения со вставными конструкциями. Представления о вставных конструкциях и смысловое отличие их от вводных слов и предложений. Междометия. Знаки препинания в предложениях с междометиями и словами „да“, „нет“. 8. Предложения с обособленными членами. Понятия обособления второстепенных членов предложения. Обособление определений, предложений, дополнений, обстоятельств. Смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные признаки обособленных оборотов. Изобразительно-выразительные функции обособленных определений в художественной речи. Обособление одиночных и распространённых приложений, стоящих после определяемого слова. Художественно-изобразительные функции обособленных обстоятельств в произведениях художественной литературы. Интонационный анализ предложений и текстов с обособленными членами. Уточняющие члены предложения. 9. Прямая речь. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Цитата, как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи. 10. Повторение изученного в 8 классе. Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных стилей речи. Особенности строения устных и письменных публицистических высказываний. Воспитательный компонент уроков Рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана с учётом рабочей программы воспитания и направлена на развитие гражданско-патриотической, духовнонравственной, эстетической сторон личности учащихся. Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Итого Название раздела Кол-во часов Введение. О языке. Повторение изученного в 7 классе. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Предложения с однородными членами. Предложения с обращениями и вводными конструкциями. Предложения с обособленными членами. Прямая и косвенная речь. Повторение изученного в 8 классе. 5 1 11 7 6 8 15 14 14 16 6 3 101 Календарно-тематическое планирование № п/п №в разд. 1 1 2 3 1 2 4 3 5 4 6 7 8 9 5 6 7 8 10 11 9 10 12 11 13 14 15 16 17 18 19 1 2 3 4 5 6 7 20 21 22 23 24 25 1 2 3 4 5 6 26 27 28 29 30 31 32 33 1 2 3 4 5 6 7 8 34 35 36 37 38 39 1 2 3 4 5 6 Тема урока колво час. Дата План Факт Введение. О языке (1 час). Русский язык в семье славянских языков. 1 02.09 Повторение изученного в 7 классе (11 часов). Р.Р. Разновидности речи. 1 05.09 Буквы н –нн в суффиксах прилагательных, причастий и 1 07.09 наречий. Слитное и раздельное написание не и ни с разными 1 09.09 частями речи. Слитное и раздельное написание не и ни с разными 1 12.09 частями речи. Р.Р. Стили речи. 1 14.09 Р.Р. Изложение. 1 16.09 Употребление дефиса. 1 19.09 Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и 1 21.09 соотносимых с ними словоформ других частей речи. Р.Р. Типы речи. 1 23.09 1 26.09 Вводный контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 5-7 классах». Анализ контрольного диктанта. 28.09 Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (7часов). Словосочетания, их строение и грамматическое значение. 1 30.09 Связь слов в словосочетании. 1 03.10 Предложение и его типы. 1 05.10 Предложение и его типы. 1 07.10 Р.Р. Способы и средства связи предложений в тексте. 1 10.10 Р.Р. Контрольное изложение. 1 12.10 Простое предложение. Интонация простого предложения. 1 14.10 Двусоставное предложение. Главные члены предложения (6 часов) Подлежащее и способы его выражения. 1 17.10 Сказуемое и способы его выражения. 1 19.10 Сказуемое и способы его выражения. 1 21.10 Тире между подлежащим и сказуемым. 1 24.10 Правила согласования главных членов предложения. 1 26.10 Контрольная работа по теме «Двусоставное 1 28.10 предложение». Осенние каникулы Второстепенные члены предложения (8 часов) Определение. 1 07.11 Виды определений. 1 09.11 Дополнение. 1 11.11 Обстоятельство. 1 14.11 Виды обстоятельств. 1 16.11 Р.Р. Контрольное сочинение. 1 18.11 Порядок слов в предложении. 1 21.11 Р.Р. Репортаж как жанр публицистики. 1 23.11 Односоставные предложения (15 часов) Основные виды односоставных предложений. 1 25.11 Определенно-личные предложения. 1 28.11 Определенно-личные предложения. 1 30.11 Определенно-личные предложения. 1 02.12 Неопределенно-личные предложения. 1 05.12 Обобщенно-личные предложения. 1 07.12 6 Приме чание. Причи на корре ктиро вки 40 41 42 43 7 8 9 10 44 45 46 47 11 12 13 14 48 15 49 50 51 52 1 2 3 4 53 5 54 6 55 56 57 58 7 8 9 10 59 11 60 12 61 13 62 14 63 64 65 66 1 2 3 4 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 77 78 79 80 81 82 83 84 85 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Безличные предложения. 1 09.12 Назывные предложения 1 12.12 Неполные предложения. 1 14.12 1 16.12 Р/Р. Сочинение по картине А.П.Рябушкина «Московская девушка 17 века». Анализ творческих работ. 1 19.12 Практикум по теме «Односоставное предложение». 1 21.12 Обучающий тест по теме «Простое предложение» 23.12 1 26.12 Контрольный диктант №2 по теме «Простое предложение». Анализ контрольного диктанта. 1 28.12 Зимние каникулы Предложения с однородными членами (14 часов) Распространенное предложение. 1 09.01 Понятие об однородности членов предложения. 1 11.01 Понятие об однородности членов предложения. 1 13.01 Как связаны между собой однородные члены 1 16.01 предложения. Как связаны между собой однородные члены 1 18.01 предложения. Как связаны между собой однородные члены 1 20.01 предложения. Р.Р. Статья в газету. 1 23.01 Однородные и неоднородные определения. 1 25.01 Однородные и неоднородные определения. 1 27.01 Обобщающие слова при однородных членах и знаки 1 30.01 препинания при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки 1 01.02 препинания при них. Практикум по теме «Предложения с однородными 1 03.02 членами». 1 06.02 Контрольная работа №3 по теме «Однородные члены предложения» Анализ контрольных работ. 1 08.02 Предложения с обращениями и вводными конструкциями (14 часов). Обращение и знаки препинания при нем. 1 10.02 Обращение и знаки препинания при нем. 1 13.02 Р.Р. Портретный очерк. Общее представление о жанре. 1 15.02 Вводные слова и вводные предложения, знаки 1 17.02 препинания при них. Вводные слова и вводные предложения. 1 20.02 Вводные слова и вводные предложения. 1 22.02 Вводные слова и вводные предложения. 1 27.02 Р.Р Контрольное сжатое изложение. 1 01.03 Предложения со вставными конструкциями. 1 03.03 Предложения со вставными конструкциями. 1 06.03 Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ. 1 10.03 Урок повторения и обобщения знаний по теме. 1 13.03 1 15.03 Контрольный диктант №4. Анализ контрольного диктанта. 1 17.03 Весенние каникулы Предложения с обособленными членами (16 часов) Комплексный анализ текста. 1 31.03 Обособление второстепенных членов предложения. 1 03.04 Обособленные определения и приложения. 1 05.04 Обособленные определения и приложения. 1 07.04 Обособленные определения и приложения. 1 10.04 Р.Р. Сочинение в жанре портретного очерка. 1 12.04 Р.Р. Сочинение в жанре портретного очерка. 1 14.04 Обособление обстоятельств. 1 17.04 Обособление обстоятельств. 1 19.04 7 86 87 88 89 10 11 12 13 90 91 14 15 92 16 93 94 95 1 2 3 96 97 98 4 5 6 99 100 101 1 2 3 Обособление обстоятельств. 1 Уточняющие члены предложения. 1 Уточняющие члены предложения. 1 1 Контрольный диктант№5 по теме «Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения». Анализ контрольного диктанта. Р/Р. Применение публицистического стиля на практике. 1 Деловая игра «Мы выпускаем газету». Р/Р. Применение публицистического стиля на практике. 1 Деловая игра «Мы выпускаем газету». Прямая и косвенная речь (6 часов). Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи. 1 Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. 1 Р.Р. Сочинение по картине Б.М.Кустодиева «Портрет 1 Ф.И.Шаляпина». Предложения с косвенной речью. 1 Диалог. 1 Цитаты и знаки препинания при цитировании. 1 Повторение изученного в 8 классе (3 часа). Повторение и обобщение изученного в 5-8 классах 1 1 Итоговый контрольный диктант№6 Анализ контрольного диктанта 1 Итого: 101 час с учетом праздничных и выходных дней 8 21.04 24.04 26.04 28.04 03.05 05.05 10.05 12.05 15.05 17.05 19.05 22.05 24.05 26.05 29.05 31.05 ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Критерии оценивания 1. Оценка устных ответов учащихся Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. 2. Оценка диктантов Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объём диктанта устанавливается для 8 класса – 120-150 слов (при подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова). К о н т р о л ь н ы й с л о в а р н ы й д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из 30 – 35 слов для 8 класса. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. И т о г о в ы е д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. Для к о н т р о л ь н ы х д и к т а н т о в следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм. В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках). 9 В диктантах должно быть в 8 классе – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. До конца первой четверти сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: 1) в переносе слов; 2) на правила, которые не включены в школьную программу; 3) на еще не изученные правила; 4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; 5) в передаче авторской пунктуации. Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: 1) в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; 4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 5) в написании ы и и после приставок; 6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное, как и др.); 7) в собственных именах нерусского происхождения; 8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода воды, плоты - плот, грустный - грустить, резкий - резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку. Диктант оценивается одной отметкой. О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки. О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки. О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок. О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено 10 более 4 грамматических ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" . В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим: О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно. О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий. О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий. О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий. О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания. П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант. При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться следующим: О т м е т к а "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок. О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки. О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки. О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1". Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта 1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки. К неверным написаниям относятся: • описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля); • ошибка на правило, не изучаемое в школе; • ошибка в переносе слова; • ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная); • ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа. 2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки: • в исключениях из правил; • в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях; • в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого; • в написании ы и и после приставок; • в случаях трудного различения не и ни; • в собственных именах нерусского происхождения. К негрубым пунктуационным относятся ошибки: • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности; • при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов). При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. полошибки. 3. Повторяющиеся и однотипные ошибки. Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной 11 ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну 3. Оценка сочинений и изложений С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи". Примерный объем текста для подробного изложения в 8 классе составляет 250-350 слов. Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 классе может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: • соответствие работы ученика теме и основной мысли; • полнота раскрытия темы; • правильность фактического материала; • последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов. Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам: О це нк а Основные критерии оценки Содержание и речь Грамотность «5 » 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Содержание работы излагается последовательно. 4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. 6. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка «4 » 1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. 2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста. Допускаются: • 2 орфографические + 2 пунктуационные + 3 грамматические ошибки; • 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 12 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов «3 » 1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы. 2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста. 3. Допущено нарушение последовательности изложения. 4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов. 6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов 2» 1. Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану. 4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. «1 » 3 грамматические ошибки; • 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки. В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4» Допускаются: • 0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых); • 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки Допускаются: - 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных; 8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических. Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц. При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл. Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений. При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4»на , а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание. 13 Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативноцелесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи. Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать: - повторение одного и того же слова; - однообразие словарных конструкций; - неудачный порядок слов; - различного рода стилевые смешения. Ошибки в содержании сочинений и изложений Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки В изложении: неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей. В сочинении: искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат. Логические ошибки -нарушение последовательности в высказывании; -отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями; -неоправданное повторение высказанной ранее мысли; -раздробление одной микротемы другой микротемой; -несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей; -перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению); -неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица. Речевые ошибки К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические. К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения: • употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол; • неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке; • нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами; • употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно; • пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке); • стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе; 14 Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи: • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский; • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей; • смешение лексики разных исторических эпох; • употребление штампов. Речевые ошибки в построении текста: • бедность и однообразие синтаксических конструкций; • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед; • стилистически неоправданное повторение слов; • неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула; • неудачный порядок слов. Грамматические ошибки Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик. Разновидности грамматических ошибок • Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические. • Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.) • Синтаксические а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе; б) ошибки в структуре простого предложения: - нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны; - нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке; - разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн; - ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени; - местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки; - пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол. в) ошибки в структуре сложного предложения: - смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами; - отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе; г) смешение прямой и косвенной речи; д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная. Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только 15 видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое. 4. Оценка обучающих работ Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающих работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления. Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида. 5. Оценка тестов При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала: Баллы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Степень выполнения заданий Менее чем на балл «2» Выполнено не менее 20 % предложенных заданий Выполнено не менее 30 % предложенных заданий Выполнено не менее 40 % предложенных заданий Выполнено не менее 50 % предложенных заданий Выполнено не менее 60 % предложенных заданий Выполнено не менее 70 % предложенных заданий Выполнено не менее 80 % предложенных заданий Выполнено не менее 90 % предложенных заданий Выполнены все предложенные задания Выведение итоговых отметок За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости. При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом "2" и «1» с учетом работы над ошибками. 16 ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Контрольно-измерительные материалы Вводный контрольный диктант №1 Чёрная лисица В наших лесах зимой неожиданно появилась редкая гостья - чёрная лисица. Ничей мех не ценится так дорого, как мех этого необыкновенного зверя. Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться за одной этой лисицей. Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. Как ни старались все охотники поймать её, у них ничего не вышло. А чёрная лисица делала так: охотник идёт за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. Вследствие этого они и не могли её поймать. Но один молодой зверолов понял эту её хитрость. Никому ничего не сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, запорошив их снегом, чтобы ниоткуда не видно было. Затем, спрятав в кустах самострелы, через тропу провёл веревочки, которые стрелу спускают. Он ходит, и чёрная лисица от него не отстаёт. Кружил зверолов в продолжение целого дня, да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой. Стрела попала ему под колено. Эту зиму он больше не охотился. А чёрная лисица впоследствии исчезла. Грамматические задания. Произвести синтаксический разбор предложения: 1 вариант – Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться за одной этой лисицей. 2 вариант – Но один молодой зверолов понял эту её хитрость. Произвести морфологический разбор слов: 1 вариант – за лисицей. 2 вариант – хитрость. Произвести морфемный разбор слов: 1 вариант – неожиданно, появилась, самострелы 2 вариант – запорошив, закружился, зверолов. Контрольный диктант №2 по теме «Простое предложение» Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы.* Она невысокая, но с четырьмя уступами. Едва приметная извилистая тропинка вьется по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъем. Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.** Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные еще неспелыми ягодами. Ее колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду. Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая темно-зеленым лесом. Кое-где блестят на солнце зеркала небольших озер. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью. Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе. (147 слов.) Грамматическое задание 1. Произведите синтаксический разбор указанных предложений. 2. Выпишите по одному глаголу с орфограммой в корне: безударной проверяемой гласной | чередующейся гласной. Графически объясните выбор орфограммы в корне. 3. Разберите по составу: расстилались, наслаждались. 17 Обучающий тест по теме «Простое предложение» 1.Найдите неверные утверждения. 1.Простое предложение содержит одну грамматическую основу. 2.Предложение с однородными сказуемыми или подлежащими являются сложными, так как содержат две грамматические основы. 3.Простое предложение может быть осложнено обращениями, вводными словами, однородными членами предложения. 4.Однородные члены предложения основаны на подчинительной связи. 2.Структуру простого предложения осложняют: 1.Обращения 2.Обстоятельства 3.Вводные слова 4.Вставные конструкции 5.Определения 6.Дополнения. 3.Установите соответствие между предложением и его характеристикой. (Знаки препинания не расставлены). 1.Гам птиц шум капели свет солнца разбудили меня. 2.И дышит холодом и ленью полузаснувшая волна. 3.Солнце поднялось над горами и озарило их вершины. 4.Солнце поднялось над горами и вершины озарились ярким светом. А. Простое предложение с однородными сказуемыми. Б. Сложносочиненное предложение. В. Простое предложение с однородными подлежащими. Г. Простое предложение с однородными дополнениями. 4. Установите соответствие между предложением и осложняющим элементом. (Знаки препинания не расставлены). 1. Солнце показалось снова и снова пропало. 2. По дороге размытой дождем невозможно было проехать. 3. Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю атакующий класс. 4. Небольшие розовые тучки казалось не плыли мимо. А. Однородные члены предложения Б. Обращения В. Вводное слово Г. Причастный оборот. 5. Грамматическая основа указана верно. Она положила лисенка на пол и выбежала за вторым, потом принесла и второго. 1.Она положила 2.Она положила и выбежала 3.Она выбежала и прибежала 4.Она положила и выбежала, принесла. 6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1. Действительно, его постоянно и неудержимо тянуло в путь. 2. Прекрасны вы, поля земли родной, еще прекрасней вашей непогоды. 3. Ни знатный род, ни красота, ни сила, ни богатство: ничто беды не может миновать. 4. Видно, слова Павла произвели на них глубокое впечатление. 7. Укажите предложение, в котором необходимо поставить тире при обобщающем слове (Знаки препинания не расставлены). 1. И блещет все в торжественном покое и лазурь небес и море. 2. В парке в саду рядом с домом и в сквере повсюду терпко пахло сиренью. 18 3. Долг наш защищать крепость до последнего издыхания. 4. Девочка быстро подбежала к собаке и крепко сжала ее руками и стала гладить по голове. 8. Укажите определение с обособленным определением. 1. Поднявшаяся стая птиц медленно пролетела над полем. 2. Утомленный событиями прошедшего дня я быстро заснул. 3. С непривычки облака отраженные в воде можно спутать с островами. 4. Незамерзающий залив привлекает огромные стаи перелетных птиц. 9. Укажите неверную характеристику предложения. Заигравшийся котенок спрятался за кустом и начал внимательно следить за стойкой воробьев. 1.Простое, распространенное, полное. 2.Простое, осложнено однородными членами предложения. 3.Простое, не осложненное. 4. Простое, осложнено причастным оборотом. 10. Укажите предложение с распространенным обращением (Знаки препинания не расставлены). 1. Прощай мой товарищ мой верный слуга расстаться настало нам время. 2. Главное ребята сердцем не стареть. 3. Летите голуби летите для вас нигде преграды нет. 4. Услышь меня хороша услышь меня красивая. 11. Укажите номера цифр, которые обозначают запятые при деепричастном обороте. Лонгрен, (1) называя девочке имена снастей, (2) парусов, (3) предметов морского обихода, (4) постепенно увлекался, (5) переходя от объяснений к различным эпизодам. 1. 1, 4, 5. 2. 1, 2, 3, 4. 3. 1, 4. 4. 1.5. 12. Укажите номера цифр, которые обозначают запятые при причастном обороте. Однажды Лизавета Ивановна, (1) сидя под окошком за пяльцами,(2) нечаянно взглянула на улицу и увидела молодого инженера,(3) стоящего неподвижно и устремившего глаза к ее окошку. 1. 1,2. 2. 1 3. 3 4. 1, 2, 3. 13. Укажите номера цифр, которые обозначают запятые при причастном обороте. Швейцар, (1) вышедший в этот момент из дверей ресторанной вешалки на двор покурить,(2) затоптал папиросу и двинулся было к привидению с явной целью преградить ему доступ в ресторан,(3) но почему-то не сделал этого и остановился,(4) глуповато улыбаясь. 1. 1, 2, 4. 2. 1, 2. 3. 2, 3. 4. 1, 4. 14. Укажите номера цифр, которые обозначают запятые при деепричастном обороте. Швейцар, (1) вышедший в этот момент из дверей ресторанной вешалки на двор покурить, (2) затоптал папиросу и двинулся было к привидению с явной целью преградить ему доступ в ресторан, (3) но почему-то не сделал этого и остановился, (4) глуповато улыбаясь. 1. 1, 2, 4. 2. 1, 2. 3. 4. 4. 3, 4. 15. Укажите номера цифр, на месте которых должны стоят запятые. 19 Сварливый (1) голенастый петух (2) прозванный Горлачом (3) пристально посмотрел на Фунтика (4) одним глазом (5) склонив голову набок. 1. 1, 2, 3, 4, 5. 2. 2, 3, 5. 3. 2, 3, 4, 5. 4. 2, 3, 4. Правильные ответы Ном Правиль ер ный ответ задания 1 2 2 1, 3, 4 3 1В, 2Г, 3А, 4Б 4 1А, 2Г, 3Б, 4 В 5 4 6 3 7 2 8 3 9 4 10 1 11 1 12 3 13 2 14 3 15 2 Контрольная работа №3 по теме «Однородные члены предложения» Как состроена изба Сколько сосновых изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы. Да и сейчас стучат — вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки. В богатых лесом краях: в Карелии, в Сибири, на Урале — проще возводить жилье из дерева.* Тепло в нем, сухо, чисто. Из века в век стучали топоры, и от поколения к поколению складывалось мастерство умельцевплотников. Ты никогда не интересовался, как состроена русская изба? Наложены бревна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. Любопытное сооружение! Концы бревен соединены «в лапу», держатся друг за дружку, словно пальцы сплетенных рук. В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы. Они тоже укрепляют стену. Строят избу из могучих сосновых бревен. Но избы не выглядят мрачными и тяжелыми, они стройны, легки, веселы. Всё в них украшено деревянной резьбой: и крыльцо, и наличники, и балкончики.** Стоят на деревенской улице избы-красавицы, и одна с одною соперничают в изяществе и богатстве наряда. (152 слова.) (по Э. Ш и м у.) Грамматическое задание: 1. Составьте схемы предложений, отмеченных в тексте * | * * 2. Разберите по составу: вырастают складывалось 20 Контрольный диктант №4 Глазами художника Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне был поражен собором святого Петра и, конечно, решил его нарисовать. Как известно, Лондон — город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, все так и изобразил. Лондонцы, увидевшие на выставке картину, были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. Когда же возмущенные посетители галереи вышли на улицу, они оторопели. Действительно, туман был розовым. Дело в том, что Лондон — город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придает ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана. Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном. (141 слово.) (По А. Воловик.) Контрольный диктант №5 по теме «Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения» Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью. Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер, был талантливым педагогом. Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, заложена в детстве. Его мать — художница- любительница, отец — известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых. С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова.) (По Э. П а т с о н.) Итоговый контрольный диктант№6 Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью. Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер, был талантливым педагогом. Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, заложена в детстве. Его мать — художница- любительница, отец — известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых. С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова.) (По Э. П а т с о н.) 21 скреплено печатью листов. БОУ СОШ №3 Золотова И. А. ^