рабочая программа литература 7 класс 2022-2023 уч.год

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 город Каменск-Шахгинский

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методи чес ко й кафедр ы
гуман итарного, художественно-эстетического
и оздоровительного цикла
МБОУ СОШ №3
от 31.08^2022 г. №2
секретарь МО Забураева Л.Г.
ПОДПИСЬ

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
г/ у
Яценко Н.А.
подпись

31.08.2022 г.

I

«Утвер

Диррт&рмв

Печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе 7 класс
Учитель: Емельянова Ольга Эдуардовна
на 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства
Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы №3 города КаменскаШахтинского, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в
образовательномпроцессе в МБОУ СОШ №3 , учебного плана локальных актов МБОУ СОШ №3,
авторской программы по литературе 5-7 классов Литература: Учебник
для 7 класса

общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ автор-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово –
учебник», 2012. – (ФГОС Инновационная школа).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности
с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная
литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью,
единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историкокультурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий
теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать
художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского
литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в
основной школе направлено на достижение следующих целей:
 воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной
культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре,
уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников,
их жизненного и эстетического опыта;
 развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о
специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
 освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом
значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об
отдельных произведениях зарубежной классики;
 овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с
привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским
языком.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным
произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их
художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.
Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить
учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими
художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические
идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Место предмета в учебном плане. Согласно учебному плану МБОУ СОШ №3 на
изучение литературы в 7 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
УМК.
1. Литература: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авторсост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
2

Планируемые результаты изучения учебного предмета (курса)
Личностными результатамиформируемыми при изучениипредмета «Литература»,
являются:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувствалюбви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам
других народов;
2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметными результатамиизучения курса «Литература» является формирование
универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
 ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
 планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;
 осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Познавательные УУД:
 формулировать
проблему,выдвигать
аргументы,строить
логическую
цепь
рассуждения,находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
 осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из
различных источников;
 определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая
вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;
 применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств;
 перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами.
Коммуникативные УУД:
 владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
 адекватно воспринимать устную и письменную речь;
 точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной
проблеме;
 соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и
правила русского речевого этикета.
Предметные результаты изучения литературы являются:
1)в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора ифольклора
других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX
вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявлениезаложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и
ихсовременного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность
кодному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,сопоставлять
героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции,изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытииидейно-художественного
содержания произведения (элементы филологическогоанализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
3

приобщение к духовно-нравственным
ценностям
русской
литературы
и
культуры,сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, ихоценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней.
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтениеи
адекватное восприятие;
умение
пересказывать
прозаические
произведения или
их отрывки
с
использованиемобразных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы
попрослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологическиевысказывания
разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикойизученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на
литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетическоговкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, ролиизобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образовлитературных
произведений.
Предметными результатами изучения курса литературы в 7 классе являются:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и
литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам
в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её
интерпретацию
средствами
других
искусств
(иллюстрация,
мультипликация,
художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском
национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты
национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки, соблюдая соответствующую интонацию «устного
высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для
народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять
жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,
интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для
самостоятельного чтения;
4

– выявлятьи интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на
этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в
диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных
форматах;
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение
нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и
своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные
линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты
национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую
функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано
оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под
руководством учителя) определяя
линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять
её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Учащиеся должны знать и применять на практике:
 понятия, связанные с общими свойствами литературы (художественный образ, роль
художественного вымысла в литературе);
 понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея,
композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев (портрет, речь,
авторская характеристика); роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства
языка, особенности стихотворной речи;
 понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны
 объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы,
идейно-нравственного содержания, в изображении героев;
 характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного
или нескольких произведений;
 обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;
5

 определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к
одному из литературных родов и жанров;
 выразительно читать (в частности наизусть) изученные произведения и их фрагменты;
 давать устный и письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о
героях произведения, о его нравственном содержании);
 писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему;
 писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного
отношения к событиям и героям.
Воспитательный компонент уроков
Рабочая программа по литературе разработана с учётом рабочей программы воспитания и
направлена на развитие гражданско-патриотической, духовно-нравственной, эстетической
сторон личности учащихся.
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Итого:

Тема

Кол-во часов

Введение
Устное народное творчество
Из древнерусской литературы
Из русской литературы XVIII века
Из литературы XIXвека
Русская литература XX века
Зарубежная литература

1
5
3
11
43
29
10
102

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

№в
разд.

Тема урока

Колво
час.

Дата
План Факт

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
1

1

Любите читать. Литературные рода. Личность
автора, позиция писателя.

1

02.09

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (5 ч)
Былинные герои. Былины «Илья Муромец и
1 05.09

2

1

3-4

2-3

Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

2

06.0909.09

5

4

1

12.09

6

5

А. К. Толстой «Илья Муромец». События в
былине, речь
Русские народные песни. Обрядовая поэзия.
Лироэпические песни

1

13.09

7-8

1-2

Соловей-разбойник»

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч)
Из «Повести временных лет». Поучительный
2 16.09характер древнерусской литературы

6

19.09

Примечание.
Причина
корректиров
ки

9

«Повесть о Петре и ФевронииМуромских».
Анализ образов «Повести о Петре и Февронии
Муромских»

3

10

1

11

2

12

3

13

4

14

5

15

6

16
17

7
8

18

9

19

10

20

11

21-22

1-2

23

3

24

4

25-26

1

20.09

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIIIВЕКА (11 ч)
Классицизм. М. В. Ломоносов. Жизнь и судьба
1 23.09
поэта, просветителя, ученого
Мысли о просвещении в «Оде на день
восшествия на престол…императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).«Я
знак бессмертия себе воздвигнул…»
О мире художественного слова.
Теория о «трех штилях»
Биография Г. Р. Державина. Особенности
творческой биографии.
Проблематика стихотворения «Властителям и
судиям». Тема поэта и власти. Своеобразие
стихов Державина Г. Р.
Д. И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе
Пьеса «Недоросль». Основной конфликт
Пьеса «Недоросль».Образы комедии Д. И.
Фонвизина .
Образование и образованность в комедии
«Недоросль»
Воспитание и семья в комедии. Отцы и дети в
комедии «Недоросль»
Социальные вопросы в комедии «Недоросль»
РР Сочинение по комедии Д. И. Фонвизина
«Недоросль»

1
26.09

1
1
1
1
1
1

27.09
30.09
03.10
04.10
07.10
10.10

1

11.10

1
1

14.10
17.10

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (42ч)
А. С. Пушкин. Свободолюбивые мотивы в
стихотворении «К Чаадаеву»
Свободолюбивые мотивы в стихотворении «Во
глубине сибирских руд…»
Человек и природа в стихотворении
А. С. Пушкина «Туча»

2

18.1021.10

1

24.10

1

25.10

5-6

Дружба и тема долга в стихах А. С. Пушкина

2

27-28

7-8

2

29-30

9-10

31-32

11-12

33

13

34

14

35-36

15-16

37

17

38-39

18-19

40-41

20-21

42-43

22-23

«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в
летописном тексте и балладе Пушкина
«Полтава» (в сокращении): образ Петра и тема
России в поэме
М. Ю. Лермонтов «Родина», «Три пальмы».Тема,
идея произведения
Родина в лирическом и эпическом
произведении.Тема,идея.
Проблематика и основные мотивы «Песни про
царя Ивана Васильевича…»
М.Ю.Лермонтов Художественное богатство
«Песни…»
Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе. Гоголь в
Петербурге
Н.В.Гоголь «Шинель». Основной конфликт.
Образ Акакия Акакиевича
Авторское отношение к героям в повести
«Шинель»
И. С. Тургенев. Рассказ о жизни писателя в

28.1007.11
08.1111.11
14.1115.11
18.1121.11

7

2
2
1

22.11

1

25.11

2

28.1129.12

1

02.12

2

05.1206.12
09.1212.12
13.12-

2
2

44

24

45-46

25-26

47

27

60-е годы
И.СТургенев«Певцы». Образ певцов, внешность
персонажей.
И. С. Тургенев.Стихотворение в прозе «Нищий»:
тематика, художественное богатство
Тестирование за первое полугодие.

48

28

Анализ тестовых работ.

49

29

50

30

51

31

52

32

16.12

1

19.12

2

20.1223.12
26.12

1
1

27.12

Зимние каникулы

53

33

54-55

34-35

56

36

57-58

37-38

59

39

60

40

61
62

41
42

63

43

64-65

1-2

66-67

3-4

68-71

5-8

72

9

73-74

10-11

Н. А. Некрасов «Железная дорога». Доля народа.
Н.А.Некрасов «Размышление у парадного
подъезда».
Судьба русской женщины. «Русские женщины»
(«Княгиня Трубецкая»). Тема стихотворения
М. Е. Салтыков-Щедрин. Биография писателя.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил»
Своеобразие сюжета, проблематика сказки
«Дикий помещик». Позиция М. Е. СалтыковаЩедрина в сказках. Мораль сказок.
Л. Н. Толстой – участник обороны Севастополя.
Человек и война. «Севастополь в декабре
месяце». Основные темы рассказа.
Н. С. Лесков. Краткие сведения о биографии
писателя. Стиль повести.
«Левша». Особенность проблематики и главная
идея повести. Образный мир повести «Левша»
Главное достоинство стихотворений Ф.И.
Тютчева. Стихотворение «Фонтан».
А. А. Фет. Русская природа в стихах «Вечер»,
«Зреет рожь над жаркой
нивой…»Общечеловеческое в лирике А. А. Фета
А. П. Чехов. Социальная направленность
рассказа «Хамелеон». Способы создания
образов. Рассказ «Смерть чиновника»
Стихи о России поэтов 19-20 веков. «ОРусская
земля…»Своеобразие раскрытия темы России в
стихах поэтов 19-20 веков
Итоговый тест по теме

07.11

1

08.01

1

11.01

1
1

13.01

16.01

2

17.0120.01

1

23.01

2

24.0127.01

1

30.01

1
1
1

31.01

03.02

06.02
07.02

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (29 ч)

75-76

12-13

И. А. Бунин. Образ природы в стихотворении
«Догорел апрельский светлый вечер…»И. А.
Бунин. Рассказ «Кукушка». Смысл названия
А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».
Сюжетная линия рассказа.
Художественная идея рассказа А. И. Куприна
«Куст сирени»
М. Горький «Детство». Основные сюжетные
линии автобиографической повести. М. Горький
«CтарухаИзергиль» («Легенда о Данко» )
Александр Грин. О творческой истории
повести «Алые паруса»
В. В. Маяковский. «Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром Маяковским летом на
даче». Поэт и поэзия. Художественное
своеобразие стихотворения
С. А. Есенин. Человек и природа в

8

2

10.0213.02

2

14.0217.02

4

20.0228.02

1
2

2

03.03
06.0307.03
10.03-

77

78

79-80

14

15

16-17

81

18

82-83

19-20

84-85

21-22

86

23

87-88

24-25

89-90

26-27

91-92

28-29

стихотворении «Отговорила роща золотая…»,«Я
покинул родимый дом…»
И. С. Шмелев. Рассказ «Русская песня».
Сюжетные линии рассказа. Национальный
характер в изображении И. С. Шмелева в
рассказе «Русская песня»
М. И. Пришвин. «Москва-река». Родина, человек
и природа в рассказе. Образ рассказчика в
рассказе «Москва-река». К. Г. Паустовский.
Краткие сведения о жизни писателя
Мещерская сторона» (глава «Обыкновенная
земля»). Главы «Леса», «Луга»
Весенние каникулы
Малая родина в главе «Бескорыстие» из
произведения К. Г. Паустовского «Мещерская
сторона» Создание образа «малой родины» в
главе «Бескорыстие»
Н. А. Заболоцкий. Идея стихотворения «Не
позволяй душе лениться…»
А. Т. Твардовский «Прощаемся мы с
матерями…» (из цикла «Памяти матери»), «На
дне моей жизни…». «Василий Теркин».
Композиция поэмы
А.Т. Твардовский. О поэме «Василий Тёркин».
Как был написан «Василий Тёркин».
Лирика поэтов – участников Великой
Отечественной Войны»
Б. А. Васильев «Экспонат №…» Смысл названия
рассказа
В. М. Шукшин. Краткие сведения о
писателе«Чудаки» и «чудики» в рассказах В. М.
Шукшина
Своеобразие раскрытия темы России в стихах
поэтов ХХ века: А. А. Вознесенского, Я. В.
Смелякова, А. Д. Дементьева

13.03

1
14.03

1
17.03

2
31.0303.04

1 04.04
2
07.0410.04

2 11.0414.04

1 17.04
2 18.0421.04

2 24.0425.04

2 28.0402.05

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРЫ (10ч)
93

94
95
96-97

98

99

1

2
3
4-5
6
7

100

8

101

9

102

10

У. Шекспир. Краткие сведения об авторе. Темы и
мотивы сонетов У. Шекспира. Вечные темы
(любовь, жизнь, смерть, красота) в сонете
«Люблю, но реже говорю об этом…»
МацуоБасё – поэт-странник.
Хокку – жанр японской поэзии.
Р. Бернс. Стихотворение «Возвращение
солдата». Основные мотивы произведения.
«Джон ячменное зерно» - образ и персонаж?
Р. Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Р.
Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (часть третья).
Приемы создания образов
А. Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе.
Основные события и позиция автора в «Планете
людей». («Линия», «Самолет»)
Я. Купала. Краткие сведения. Я. Купала
«Мужик», «Алеся». А кто там идёт?
Итоговый годовой тест по пройденному
материалу
Анализ итогового теста.

С учетом праздничных и выходных дней – 102 часа
9

1
05.05

1 12.05
1 15.05
2 16.0519.05

1
22.05

1
23.05

1 26.05
1 29.05
1 30.05

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Критерии оценивания
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по РКО.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное
сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в
конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и
правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление
ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить
знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и
самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного
языка.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и
для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений
данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий
или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои
суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает
ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибкив формулировке
определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным
препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное непонимание и незнание
материала
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные
критерии в пределах программы данного класса:
- правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов,
правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического
содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала,
важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в
цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях;
соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
-точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний,
умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:

10

- глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании
текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении
целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее
содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание
литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими
для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логичное и последовательное изложение содержания;
- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее
содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а
также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
- в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или
недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в
изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и
обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в
последовательности выражения мыслей;
- обнаруживается владение основами письменной речи;
- в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
- не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании
текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и
обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Контрольно-измерительные материалы
Итоговый тест за 1 полугодие
1 вариант
1. Годы жизни М.Ю. Лермонтова?
а) 1743-1816
б) 1711-1765
в) 1814-1841
г) 1809-1852
2. Автором какого стихотворения является М.Ю. Лермонтов?
а) «Зимнее утро» б) «Узник»
в) «И.И. Пущину»
г) «Три пальмы»
3. В каком произведении А.С. Пушкин прославляет мужество и отвагу русских людей?
а) «Полтава»
б) «Песнь о вещем Олеге»
в) «Станционный смотритель»
г) «Руслан и Людмила»
4. Почему память народная сохранила образ купца Калашникова?

11

а) победил в бою
б) был гордым, с чувством достоинства
в) умел вести дела
г) оставил богатое наследство потомкам
5. Определите по отрывку имя героя, произведение, автора.
«Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны, и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе».
6. В каких строчках стихотворения «К Чаадаеву» А.С. Пушкина звучит основная идея?
а) «Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман…»
б) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы…»
в) «Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман…»
г) Идея выражена в других строчках
7. За что бился в кулачном бою купец Калашников?
а) хотел показать свою удаль перед царём
б) за младших братьев
в) за честь семьи
г) за родину
8.События, о которых идёт речь в "Песне про … купца Калашникова", относятся ко времени правления:
а) Владимира Мономаха
б) Ивана Грозного
в) Петра I.
9. Какой прием использует М.Ю. Лермонтов в « Песне про … купца Калашникова …»:
« Побледнел, как осенний лист», « Повалился, будто сосенка»?
а) эпитет
б) гипербола
в) сравнение
г) олицетворение
10. Что явилось источником для создания А.С. Пушкиным «Песни о Вещем Олеге»?
а) «Повесть временных лет»
б) «История государства Российского» Н.М. Карамзина
в) исторические хроники.
11. О ком идет речь:
« Здесь, в Тарханах, слышал он народные песни, неторопливые рассказы о волжских разбойниках. …У народа
учился он чистой русской речи».
а) А.С. Пушкин
б) М.Ю. Лермонтов
в) Н.В. Гоголь
г) А.П. Чехов
12. С каким чувством А.С. Пушкин рассказывает о Полтавской битве? Это:
а) страдание и боль
б) спокойный анализ
в) восхищение боем
г) насмешка над шведами
2 вариант
1. Годы жизни А.С. Пушкина?
а) 1743-1816
б) 1799-1837
в) 1814-1841
г) 1809-1852
2. Кто такие волхвы из стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»:
а) бродячие артисты
б) странники
в) колдуны
г) предсказатели
3. Как отреагировал князь Олег в «Песне о вещем Олеге» А.С. Пушкина на слова кудесника?
а) не поверил

12

б) поверил
в) поверил, но усомнился
4. Какому социальному слою принадлежал Калашников?
а) дворянин
б) крестьянин
в) купец
г) боярин
5. Определите по портрету имя героя, произведение, автора.
«………Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь как божия гроза. Идёт…»
6. Годы жизни М.Ю. Лермонтова?
а) 1743-1816
б) 1711-1765
в) 1814-1841
г) 1809-1852
7. Определите жанр произведения «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина.
а) былина
б) поэма
в) стихотворение
г) баллада
8. В каких строчках стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» звучит основная идея:
а) «Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман…»
б) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы…»
в) «Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман…»
г) Идея выражена в других строчках
9.Купец Калашников вызвал Кирибеевича на бой, чтобы:
а) показать свою силу
б) отстоять честь жены
в) его не считали трусом
10. Соотнесите названия литературных произведений с их авторами.
1. А.С. Пушкин А) "Песня про … купца Калашникова"
2. М.Ю. Лермонтов Б) «Полтава»
В) «Три пальмы»
Г) «Во глубине сибирских руд…»
11. Как, по мнению кудесника, должен был погибнуть князь Олег?
а) на поле боя
б) от змеи
в) от коня
г) от несчастного случая
12. Кому посвящено стихотворение А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…»
а) рабочим на рудниках
б) декабристам
в) адресата нет

Итоговый тест за 2 полугодие
Характеристика литературного героя: приемы и средства раскрытия внутреннего мира
персонажа
Вариант № 1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по литературе отводится 40 минут.
Контрольная работа включает в себя 12 заданий. Задания 1-8 предполагают выбор
одного правильного ответа. За каждое правильно выполненное задание с 1 по 8 (1-8) ставится
1балл.
13

В заданиях 9-10 необходимо установить соответствие между строками первого и
второго столбцов; в 11 задании дать краткий ответ в виде слова/словосочетания. За каждое
правильно выполненное задание (9-11) ставится 2 балла.
Задание 12 требует написания связного текста в объеме 8-10 предложений. За
выполнение этого задания Вы можете получить 6 баллов.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь
выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
1. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» можно определить как:
А) лирическую поэму
Б) эпический сказ
В) семейную хронику
Г) историческое исследование
Ответ: __________________
2. Л.Н. Толстой в повести «Детство» использует слова, которые сегодня перешли в разряд
историзмов. Из перечисленных ниже слов одно не является обозначением одежды. Это:
А) армяк
Б) бекеша
В) линейка
Г) зипун
Ответ: __________________
3. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина отличаются от фольклорных сказок:
А) аллегоричностью
Б) отсутствием «словесных сказочных формул»
В) изображением психологии героев
Г) фантастикой
Ответ: __________________
4. Какая деталь характеризует желание Тараса Бульбы ничего не оставлять на вражеской
земле:
А) сабля Б) медальон В) нагайка
Г) люлька
Ответ: __________________
5.Тургенев использует в произведении «Два богача» художественный прием:
А) гиперболу
Б) антитезу
В) метафору
Г) параллелизм
«Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов
уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я
хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе,
принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не
на что будет соли добыть, похлебку посолить...
— А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!»
Ответ: __________________
6. Основная тема цикла «Записки охотника» И.С.Тургенева:
А) русская природа
14

Б) взаимоотношения крестьян и помещиков
В) взаимоотношения в крестьянской среде
Г) тема крестьянского быта
Ответ: __________________
7. Н.Е.Салтыков-Щедрин не является автором сказки:
А) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Б) «Премудрый пискарь»
В) «Три медведя»
Г) «Медведь на воеводстве»
Ответ: __________________
8. Это портрет героини повести Л.Н.Толстого:
А) сестры
Б) матери
В) Натальи Савишны
Г) Любочки
«Когда _____ улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и
кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту
улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют
красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет
его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно».
Ответ: __________________
Ответом к заданиям 9-11 является слово, или словосочетание, или последовательность
цифр.
9. Установите соответствие между персонажами и их портретными характеристиками. К
каждой позиции первого столбца таблицы подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Персонажи
А) мать Николеньки

Портретные характеристики
1. ясною твердостью сверкал глаз его,
смелою дугою выгнулась бархатная
бровь, загорелые щеки блистали всею
яркостью девственного огня, и как
шелк, лоснился молодой черный ус.
2. «стекла с головы его мокрая земля,
потекла по усам и по щекам и все лицо
замазала ему грязью»
3. « Большой статный рост, странная,
маленькими шажками, походка,
привычка подёргивать плечом,
маленькие, всегда улыбающиеся глазки,
большой орлиный нос, неправильные
губы…»
4. «…карие глаза, выражающие всегда
одинаковую доброту и любовь, родинка
на шее, немного ниже того места, где
вьются маленькие волосики, шитый
белый воротничок, нежная сухая
рука…»

Б) Андрий
В) отец Николеньки

15

Ответ запишите цифрами в таблице
А
Б
В
10. Прочитайте портретную характеристику и из приведенного ниже перечня выберите
номер, соответствующий типу приведенного портрета героя.
1) портрет-описание
2) портрет-впечатление
3) портрет-сравнение
«Голос его был груб и хрипл, движения торопливы и неровны, речь бессмысленна и несвязна
(он никогда не употреблял местоимений), но ударения так трогательны и желтое уродливое
лицо его принимало иногда такое откровенно печальное выражение, что, слушая его, нельзя
было удержаться от какого-то смешанного чувства сожаления, страха и грусти».
Ответ: __________________
11. Как называется изображение обстановки помещений, в которых живут и действуют
персонажи?
Ответ: __________________
12. Дайте связный ответ на вопрос (примерный объем 8-10 предложений). Аргументируйте
ответ, опираясь на текст произведения. Соблюдайте нормы речи.
Какие качества Тараса Бульбы как народного героя воплощены в повести Н.В.Гоголя?

16

Прошнуровано и скреплено печатью
листов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».