рабочая программа 9 класс 2022-2023 уч.год

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
с */% '* '; Яценко Н.А.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
гуманитарного цикла
МБОУ СОШ №3

ПОДПИСЬ

0 ^ 3 1.08.2022г. №2
/Секретарь МО Забураева Л.Г.
подш^Ц'

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №3 И.А. Золотова
Приказ от 31.08.2022 года №221/1
И.А.Золотова

Подпись руководителя

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии (черчение) 9 класс
Учитель: Ерохина Светлана Владимировна
на 2022-2023 учебный год

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
гуманитарного цикла
МБОУ СОШ №3

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______Яценко Н.А.
подпись

От 31.08.2022г. №2
______секретарь МО Забураева Л.Г.
подпись

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №3 И.А. Золотова
Приказ от 31.08.2022 года №221/1
Подпись руководителя ___________________________________И.А.Золотова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии (черчение) 9 класс
Учитель: Ерохина Светлана Владимировна
на 2022-2023 учебный год

«Пояснительная записка»
Рабочая программа по черчению в 9 классе составлена на основе федерального
государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (приказ
Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10. №1897), закона РФ «Об образовании»,
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №3 города Каменск - Шахтинский, федерального перечня
учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в
МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, с учётом программ под
авторством Преображенская Н.Г.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника «Черчение 9 класс».
Учебник «Черчение»: 9 класс / Преображенская Н.Г. – М.: «Вентана-Граф»,2017
Учебно-методические пособия,
используемые для реализации программы
1. Учебник «Черчение» 9 класс. (авторы : Пребраженская Н.Г.). Москва. «ВентанаГраф»,2017.
2. Примерная программа по черчению ФГОС ООО второго поколения 5–9 классы / авт.сост. Преображенская Н.Г., издательство Москва «Вентана-Граф», 2017г. уровень
обучения – базовый.
Цели изучения учебного предмета «Черчение»
 воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность
принимать самостоятельные решения;
 формирование

качеств

мышления,

необходимых

для

адаптации

в

современном

технологичном мире;
 Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
 самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
 развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к
умственному эксперименту;
2) в метапредметном направлении
 овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
 понимание различий между теоретическими моделями и реальными объектами, овладение
универсальными

учебными

действия

для

объяснения

известных

фактов

и

экспериментальной проверки свойств и технологий,
 формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной,

образной,

символической

формах,

анализировать

и

перерабатывать

полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное

содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и
излагать его.
 3) в предметном направлении
 формирование у учащихся технологической грамотности, технологической культуры,
культуры труда, этики деловых межличностных отношений,
 развитие умений творческой созидательной деятельности декоративно-прикладного
творчества, подготовка к профессиональному самоопределению и последующей
социально-трудовой адаптации в обществе.
Место учебного предмета «Черчение»
в учебном плане
На изучение курса отводится 36 часов, с расчетом – 1 час в неделю в соответствии с
учебным планом МБОУ СОШ №3 на 2022-2023 учебный год.
Календарный учебный график МБОУ СОШ №3на 2022-2023 учебный год для
учащихся 9 классов предполагает реализацию курса технологии.
Класс – 9
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 34 ч.
Планируемые результаты изучения предмета технология
Программа курса предполагает достижение выпускниками 9 классов следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом

устойчивых познавательных интересов,

а

также

на основе

формирования

уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,

к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному
уровню

экологического

мышления,

развитие

опыта

экологически

ориентированной

рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные :
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути

достижения целей,

в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль

своей

деятельности

в

процессе

достижения

результата,

определять

способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
возможности её решения;

собственные

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать,
устанавливать

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и

разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
13) развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и
другими поисковыми системами.
Предметные:
Обучающийся научится:
• распознавать чертеж, эскиз, технический рисунок, схему;
• получить представление о единой системе конструкторской документации (ЕСКД);
• перечислять и характеризовать виды технической документации;
• выполнять чертежи разверток поверхностей геометрических тел;
• анализировать геометрическую форму предметов, представленных в натуре, наглядным
изображением, чертежом;
• анализировать графический состав двумерных изображений (видов);
• выбирать главный вид и необходимое количество видов предмета для построения его
чертежа;
• использовать требования к оформлению чертежей и эскизов;

• читать и выполнять чертежи, эскизы, наглядные изображения, технические рисунки
деталей и изделий;
• осуществлять различные преобразования формы объектов, изменять пространственное
положение объектов и их частей на чертежах и наглядных
изображениях.
• работать с графическими изображениями, текстовыми и табличными обозначениями на
них, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также средствами
чертежа и компьютерного виртуального моделирования, применять чертежную и графическую
терминологию и символику;
• использовать базовые понятия черчения (проекция, вид, деталь и др.), включая
терминологию компьютерного моделирования;
• использовать различные способы получения плоских изображений пространственных
объектов (прямоугольное и косоугольное проецирование, аксонометрия, комплексный чертеж и
т. п.);
• применять условности и обозначения, используемые при выполнении чертежей плоских и
пространственных объектов;
• выполнять геометрические построения различной сложности на чертежах (деление
отрезков, окружностей и углов на равные части, проведение параллельных и перпендикулярных
линий, сопряжений и др.);
• читать и выполнять чертежи деталей, симметричных относительно двух осей симметрии,
одной оси симметрии и не симметричных;
• выполнять на листе бумаге чертежи с использованием современных чертежных
инструментов и материалов;
• создавать изображения плоских и объемных объектов средствами систем твердотельного
моделирования;
• выполнять прямоугольное проецирование на одну, две и три взаимно перпендикулярные
плоскости проекций;
«Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»
Введение. (2 часа)
Учебный предмет «Черчение». Значение черчения в практической деятельности
человека. Современные методы выполнения чертежей.
Виды графических изображений: рисунки, наглядные изображения, чертежи, схемы,
графики, диаграммы. Исторические сведения о развитии чертежа.
Инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для выполнения чертежей.
Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.

Понятие о предмете (модель, техническая деталь, изделие), его положение в пространстве,
о геометрической форме. Геометрические фигуры правильные и неправильные. Основные
геометрические тела (призма, пирамида, цилиндр, конус, шар, тор), полные и усечённые, прямые
и наклонные. Правильные и неправильные; их существенные и несущественные признаки;
определения геометрических тел, название их элементов (грани, рёбра, вершины, основания и
др.).
Основные правила оформления чертежей. (3 часа)
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная
волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и
основная надпись.
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки
диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных
чисел).
Применение и обозначение масштаба, зависимость размеров от использованного масштаба.
Сведения о чертежном шрифте. Исторические сведения; особенности чертёжного шрифта;
номера шрифта; прописные и строчные буквы, цифры и знаки на чертежах.
Построение и оформление чертежей «плоских» деталей. (4 часа)
«Плоские » детали их особенность, назначение, изготовление; анализ их геометрической
формы. Анализ графического состава изображения. Алгоритм построения чертежа «плоской»
детали (симметричной относительно двух, одной плоскости симметрии и несимметричной),
нанесение размеров, обводки.
Геометрические построения. (3 часа)
Деление отрезка, угла, окружности на равные части. Построение правильных
многоугольников.
Сопряжение двух прямых (на примере острого, тупого и прямого углов), прямой и
окружности, двух окружностей.
Чертежи в системе прямоугольных проекций. (13 часов)
Анализ геометрической формы предметов.
Понятие

о

проецировании.

Виды

проецирования.

Параллельное

прямоугольное

проецирование на одну (фронтальную) плоскость проекций, её положение в пространстве,
обозначение. Понятие «фронтальная проекция», «вид спереди», «главный вид».

Выбор

главного вида и его определение.
Проецирование

на

две

взаимно

перпендикулярные

плоскости

проекций.

Понятие

горизонтальной плоскости проекций, её обозначение; совмещение горизонтальной и
фронтальной плоскостей проекций; образование комплексного чертежа (эпюр Г. Монжа); оси
проекций X и Y; размеры, откладываемые по ним; линии проекционной связи (проекции

проецирующих лучей). Понятия «горизонтальная проекция», «вид сверху». Положение вида
сверху относительно вида спереди.
Проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Понятие
профильной плоскости проекций, её обозначение; совмещение с другими плоскостями и
проекциями. Понятия «профильная проекция», «вид слева»; положение вида слева
относительно видов спереди и слева.
Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела
(призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар, и их части).
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих
форму предмета.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знак квадрата.
Развертывание поверхностей некоторых тел.
Чтение чертежей, представленных одним, двумя и тремя видами.
Элементы конструирования; преобразование формы и изображений предметов; решение
занимательных, развивающих и творческих задач.
Эскиз и алгоритм его выполнения.
Аксонометрические проекции. (10 часов)
Аксонометрические проекции, их назначение. Прямоугольная изометрическая проекция:
расположение осей, технология построения; размеры, откладываемые по осям.
Алгоритм построения изометрической проекции прямоугольного параллелепипеда (с
нижнего основания). Алгоритм построения наглядного изображения детали, состоящей из
прямоугольных параллелепипедов, по ее комплексному чертежу.
Построение изометрической проекции деталей, образованных сочетанием различных
геометрических тел, по их комплексным чертежам.
Технический рисунок: понятие, назначение, расположение и построение осей. Сходство и
различие технического рисунка и аксонометрической проекции. Способы передачи объема
предметов (шраффировка, штриховка, тушевание, отмывка). Алгоритм выполнения
технического рисунка геометрических тел, деталей.

Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6

Название раздела
Введение
Основные правила оформления чертежей
Построение и оформление чертежей
«плоских» деталей
Геометрические построения
Чертежи в системе прямоугольных
проекций
Аксонометрические проекции
итого

Количество часов
2
3
4
3
12
10
34

Календарно - тематическое планирование по черчению в 9 классе

№
раздел
№ п/п
аи
темы
урока

1

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Тема урока (раздел)

Колво
часов

Дата
(план)

Примеч
ание
Дата Причин
(факт)
а
коррект
ировки

1.Введение-2ч
Из истории развития чертежа. Виды
графической документации. Чертежные
03.09
1
инструменты, принадлежности, материалы и
работа с ними.
Предметы окружающего мира. Анализ
геометрической формы детали и ее
1
10.09.
конструктивных особенностей.
2. основные правила оформления чертежей-3ч
Формат, рамка и основная надпись чертежа.
1
17.09
Шрифт чертежный.
Линии чертежа.
1
24.09
Основные правила нанесения размеров.
1
01.10
Масштабы.
3. Построение и оформление чертежей «плоских» деталей - 4 ч
«Плоские» детали и их особенности.
1
08.10
Контрольная работа за 1 четверть
1
15.10
Построение и чтение чертежа «плоской»
1
22.10
детали.
Графическая работа. Построение и чтение
1
12.11
чертежа «плоской» детали.
4. Геометрические построения — 3 ч
4.1-4.4 Деление отрезка, угла, окружности на равные
1
19.11
части.
4.5 Сопряжения.
26.11
2
03.12
5. Чертежи в системе прямоугольных проекций — 13 ч

13
14
15
16
17
18
19
20
21

22
23
24

Виды проецирования. Прямоугольное
1
10.12
проецирование на одну плоскость проекций.
Контрольная работа за 2 четверть
1
17.12
Прямоугольное проецирование на одну
плоскость проекций. Выбор главного вида 1
24.12
детали.
Прямоугольное проецирование на две взаимно
1
14.01
перпендикулярные плоскости проекций.
Построение на листе формата А4 комплексного
21.01
чертежа детали, представленного двумя
2
28.01
видами.
Прямоугольное проецирование на три взаимно
04.02
2
перпендикулярные плоскости проекций.
11.02
Построение на листе формата А4 комплексного
чертежа детали, представленного тремя 1
18.02
видами.
Графическая работа. Построение на листе
формата А4 комплексного чертежа детали, 1
25.02
представленного тремя видами.
Построение недостающего вида детали по
1
04.03
двум заданным.
Эскиз и алгоритм его выполнения.
1
11.03
6. Аксонометрические проекции – 10 ч
Наглядные изображения, косоугольная
2
18.03
фронтальная диметрическая и прямоугольная
01.04
изометрическая проекции.
Построение изометрической проекции детали
1
08.04
по комплексному чертежу
Графическая работа. Построение
1
изометрической проекции детали по
15.04
комплексному чертежу
Построение многоугольников и
1
22.04
многогранников в изометрической проекции.
Построение окружности и тел вращения в
2
29.04
изометрической проекции.
06.05
Графическая работа. Построение
1
13.05
изометрической проекции детали.
Технический рисунок.
1
20.05
Контрольная работа и обобщение знаний.
1
27.05
Итого: 34 часов

С учетом выходных и праздничных дней всего - 34 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».