рабочая программа литературное чтение на родном языке 4 класс 2022-2023 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3

СОГЛАСОВАНО
Заместитель дщректора по УВР
Яценко Н.А.

Отдел оа

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ СОШ №3 от 31.08.2022 г.
секретарь МО Кузнецова Е.Ю.

31.08.2022 г.

«Утверждаю»
^г6р_ МБОУ СОШ №3
Болотова И.А.
.'08.2022 г. № 222/1
%
\
<г о 11
/о -‘ # р 7 /

у
;0.--? 7-с г» * 4 . /Г г
'

/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2022-2023 учебный год
по литературному чтению на родном (русском ) языке
количество часов: 18 часов
учитель: Илюхина Елена Николаевна

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа написана на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы
начального общего образования по родному русскому языку и авторских программ под
редакцией О. М. Александровой и документов, являющихся исходным материалом для
составления программы.
Исходными материалами для составления программы явились:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Минобрнауки
РФ от 22. Сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный
приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. №373»)

Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.11.2019 года №
632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации» от 28 декабря 2018 г. № 345);
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №3 города Каменск-Шахтинский, федерального
перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ
№3
Целью программы является: воспитание ценностного отношения к русской литературе и
русскому языку как существенной части родной культуры, включение обучающихся в
культурно-языковое
пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности,
к традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений,своей
ответственности за сохранение русской культуры, формирование читательской
компетенции младшего школьника
Задачи программы:
1.
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества;
2.
воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского
народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа;
формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

3.
формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях,
значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;
4.
обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка
на основе изучения произведений русской литературы;
5.
формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для
речевого самосовершенствования;
6.
совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
7.
развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и
письменных высказываний о прочитанном
Предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» изучается в 4 классе в
качестве обязательного предмета в общем объеме 17 часов (при 34 неделях учебного
года).
Программа 4 класса «Литературное чтение на родном (русском) языке» будет реализована
через учебное пособие, предназначенное для сопровождения и поддержки основного
курса литературного чтения, обязательного для изучения во всех школах РФ: О.М.
Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова, Л.А. Рябинина, О.В. Соколова
«Литературное чтение на родном русском языке», 4 класс. М., учебное пособие для
общеобразовательных школ, «Просвещение», 2021 г.
Место учебного предмета « Литературное чтение на родном языке (русском)»
в учебном плане.
На изучение курса «Литературное чтение на родном языке (русском)» в начальной
школе в 4 классе – 17 ч(17 учебных недель). Уроки литературного чтения на родном языке
проводятся 1 раз в неделю во втором полугодии..
Планируемые результаты
1.Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

способность к самооценке;

чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание
этнической принадлежности;

представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных
народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и
поступков других людей;

регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и
этическими требованиями;

эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в
конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной
культурой;

познавательная мотивация учения;
У обучающихся могут быть сформированы:

чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

2.Метапредметные результаты включают регулятивные, познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные
Обучающиеся научатся:

планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового
художественного текста;

выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их
оценки.
Обучающиеся получат возможность научиться:

ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с
учителем;

самостоятельно оценивать правильность выполнены действия как по ходу их
выполнения, так и в результат проведенной работы;

планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Обучающиеся научатся:

находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике
(толковый, синонимический, фразеологический);

выделять существенную информацию из текстов разных видов;

сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по
заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами,
побуждениями и поступками героев произведений;

устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность научиться:

осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия,
фонды библиотек и Интернет;

сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных
произведений, героев, выбирая основания для классификации;

строить логические рассуждения, включающие определение причинноследственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного
произведения и на основании собственного жизненного опыта;

работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:

работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличительные от собственных;

аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией
партнёров при выработке решения;

точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять
взаимоконтроль;

владеть диалогической формой речи;


корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:

понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
3.Предметные результаты.
Обучающиеся научатся:

читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей, осознавать (понимать)
смысл прочитанного (вслух - примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120
слов в минуту);

читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного
произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и
темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

. находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного,
выражать её своими словами;

различать последовательность событий и последовательность их изложения;

выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы
изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и
отдельным его частям;

пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с
заменого диалога повествованием, с включением рассуждений;

обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию;
ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в
детской библиотеке;

составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в
справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

соотносить поступки героев с нравственными нормами;

ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать
полученную информацию;

читать по ролям художественное произведение;

создавать текст на основе плана;

придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний,
рассуждений, анализом причин происшедшего;

писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной
книге, кинофильме, телевизионной передаче;

участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические
произведения, отрывки прозаических текстов;

создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций;

выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их
эмоционально-смысловые значения;

определять (на доступном уровне) основные особенностям малых жанров
фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;

выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев,
их поступков, бытовые описания;


вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня, сказка былина, сказка - рассказ и
др.);

находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять
их смысл.
Обучающиеся получат возможность научиться:

составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на
доступном уровне в устной и письменной речи;

высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности
художественного текста; высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в
письменной и устной форме;

создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного
из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

создавать иллюстрации к произведениям;

создавать в группе сценарии и проекты.

делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые
понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства
художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства
художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Мир детства (10ч)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы
по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух
текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение
орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру
произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как
источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические
ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в
культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера,
справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера:

доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные
традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные
ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей.
Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства:
взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками;
осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций.
Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его
переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления
русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и
др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям,
отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Раздел 2. Россия - Родина моя
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении
прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст;
высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение
словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на
ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ
текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов
этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным
в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений
для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих
возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской
литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие
национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его
мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о
детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского
народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках,
значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы;
литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь;
художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм;
рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной
речи.

Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных
произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение
по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на
основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных
адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин
русских художников.
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов
Всего часов
1

2

3

Раздел 1. Мир детства

10

Раздел 2. Россия - Родина моя

8
18

ИТОГО

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
литературное чтение на родном (русском) языке
НА 2022-2023 УЧ.ГОД.
\предмет\
Классы
4
Кол-во часов на год 18 ч.
Учитель: Илюхина Елена Николаевна
Кол-во занятий в неделю 1 ч во 2
полугодии
№

№

п/п

п/п

урока

Тема урока/
раздела

урока/

Количе
с-тво

Дата
по

часов

плану

раздела
3 четверть 11 ч.
1
1

1.1

2

1.2.

3

1.3.

4

1.4.

5

1.5.

Мир детства 10 ч.
Я и книги. Д. Н. Мамин-Сибиряк.
«Из далёкого прошлого» (глава
«Книжка с картинками»).
Испокон века книга растит
человека. И.А. Гончаров Фрегат
«Паллада»
С. Т. Аксаков. «Детские годы
Багрова-внука» (фрагмент главы
«Последовательные
воспоминания»). С. Т. Григорьев.
«Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею. Скромность красит
человека. Л.Л. Яхнин «Храбрец»
И. П. Токмакова. «Разговор

1

13.01.

1

20.01.

1

27.01.

1

03.02.

1

10.02.

Дата
Фактич
.

Примечание

татарника и спорыша».
Е. В. Клюев. «Шагом марш».
Любовь всё побеждает. Б. П. Екимов
«Ночь исцеления». И.А. Мазнин «
Летний вечер»

1

17.02.

1

03.02.

1

10.03.

1

17.03.

1

31.03.

Люди земли Русской. Е. В.
Мурашова. «Афанасий Никитин»
(глава «Каффа»). К.И.КУнин «За
три моря. Путешествие Афанасия
Никитина». Афанасий Никитин
«Хождение за три моря»

1

07.04.

Люди земли Русской. В.А.Гагарин
«Мой брат Юрий»
Ю.А.Гагарин «Сто восемь минут».
Г.С.Титов «Наш Гагарин»
Что мы Родиной зовём. Широка
страна моя родная.
А. Д. Дорофеев. «Веретено», «Сказ
о валдайских колокольчиках».
М.Я Бородицкая « В гостях у
лесника». Г.Я Снегирёв
«Карликовая берёзка»
В. Г. Распутин. «Саяны».
О родной природе. Мороз невелик,
да стоять не велит. Загадки и
пословицы. Отрывки из русской
народной сказки
«Морозко»,В.Ф.Одоевский «Мороз
Иванович», В. Д. Берестов. «Мороз»
и др.

1

14.04.

1

21.04.

1

28.04.

1

05.05

1

12.05.

6

1.6.

7

1.7.

8

1.8.

9

1.9.

10

1.10. Я фантазирую и мечтаю.
Придуманные миры и страны. Т. В.
Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на
желтой поляне» (фрагменты).
2
Россия - Родина моя 7 часов

11

2.1.

12

13
14
15

16

Я и моя семья. Такое разное
детство.
К. В. Лукашевич. «Моё милое
детство» (фрагмент).
М. В. Водопьянов. «Полярный
лётчик (главы «Маленький мир»,
«Мой первый «полет»).
Е. Н. Верейская. «Три девочки»
(фрагмент).
4 четверть 9 ч.

17

На небе стукнет, на земле слышно.
Загадки и пословицы. М.М.Зощенко
«Гроза», А.А. Блок « Перед
грозой», «После грозы».

1

19.05.

18

Ветер, ветер, ты могуч… Загадки и
пословицы .В.А. Солоухин «Ветер»

1

26.05.

Учитывая выходные и праздничные дни запланировано 18 ч.

Прошнуровано и скреплено печатью
.*/'
листов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».