Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №3 от 31.08.2022 г. <,,• •/ секретарь МО Кузнецова Е.Ю. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Яценко Н.А. 31.08.2022 г. «Утверждаю» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2022-2023 учебный год по внеурочной деятельности «Цветок здоровья» количество часов: 34 часа учитель: Илюхина Елена Николаевна 2022 г. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Цветок здоровья» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города КаменскШахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3. Цель: создание условий для формирования навыков здорового образа жизни, развития самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья, обучение приемам сохранения и укрепления собственного здоровья. Задачи: 1. Формирование: представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие; навыков конструктивного общения; потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития; 2. Обучение: осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье; правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье; элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); упражнениям сохранения зрения. Место учебного предмета в учебном плане. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Цветок здоровья» предназначен для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования: личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Цветок здоровья» является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Цветок здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 2. Познавательные УУД: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. 3. Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушатьипонимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях. Тематическое планирование «Я, ты, он, она - мы здоровая семья» № Всего, п/п I II III IV V VI VII Наименование разделов час. Введение «Вот мы и в школе». 4 Питание и здоровье 5 Моё здоровье в моих руках 7 Я в школе и дома 6 Чтоб забыть про докторов 4 Я и моё ближайшее окружение 4 «Вот и стали мы на год взрослей» 5 Итого: 35 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ цветок здоровья НА 2022-2023 УЧ.ГОД. \предмет\ Классы 4 Кол-во часов на год 35ч. Учитель: Илюхина Елена Николаевна Кол-во занятий в неделю 1 ч № п\п №у рок а в раз дел е 1 I 1.1 2 1.2 3 1.3 4 1.4 5 II 2.1 6 2.2 Раздел/ тема урока 1 четверть 9 ч. Введение «Вот мы и в школе». 4 Здоровье, эмоции, чувства, стрессы. Рисуночные тесты. Как помочь сохранить себе здоровье? Учимся думать и действовать, находить причину и последствия действий. Физическая активность и здоровье. Встреча со школьным врачом. Как познать себя? Что зависит от моего решения? Цветок здоровья и красота. Питание и здоровье 5 Питание необходимое условие для жизни человека. Встреча с врачом диетологом, эндокринологом. Помоги себе сам. Волевое поведение Коли Дата чест По во плану часо в 1 02.09. 1 9.09. 1 16.09. 1 23.09. 1 30.09. 1 07.10. Факт ичес ки Прим ечан ие 7 2.3 8 2.4 9 2.5 10 III 3.1 11 3.2 12 3.3 13 3.4 14 15 16 3.5 3.6 3.7 17 18 IV 4.1 4.2 19 4.3 20 4.4 21 22 4.5 4.6 23 V 5.1 24 5.2 25 5.3 26 5.4 Как питались в стародавние времена и питание нашего времени Секреты здорового питания. Рацион питания «Богатырская силушка» 2 четверть 7 ч. Моё здоровье в моих руках Злой волшебник – табак. Что мы знаем о курении? Злой волшебник - алкоголь. Игра «беседа по кругу» Злой волшебник – наркотик. Тренинг безопасного поведения. «Мы за здоровый образ жизни» Марафон в рамках фестиваля «Спорт, здоровье, творчество «Умей сказать НЕТ» Отдых для здоровья Умеем ли мы отвечать за своё здоровье - викторина. 3 четверть 11 ч Я в школе и дома «Мы – одна семья» «Класс не улица ребята! И запомнить это надо!» Кукольный спектакль «Спеши делать добро» Будем делать хорошо и не будем плохо! Мода и школьные будни Делу время, потехе час. игравикторина. Чтоб забыть про докторов «Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься». Встреча с действующими спортсменами города, мастерами, ветеранами спорта. .День здоровья «За здоровый образ жизни». Библиотечный урок «Пути оздоровления» «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности 1 14.10. 21.10. 1 28.10 7 1 11.11. 1 18.11. 1 25.11. 1 02.12. 1 1 1 09.12. 16.12. 23.12. 6 1 1 13.01. 20.01. 1 27.01. 1 03.02. 1 1 10.02. 17.02. 4 1 24.02. 1 03.03. 1 10.03. 1 17.03. 27 28 29 30 VI 6.1 31 32 6.2 6.3 6.4 VII 7.1 7.2 33 34 7.3 7.4 35 7.5 школьный конкурс «Разговор о правильном питании» 4 четверть 8 ч. Я и моё ближайшее окружение Размышление о жизненном опыте. 4 1 Вредные привычки и их профилактика 1 Школа и моё настроение 1 В мире интересного. 1 «Вот и стали мы на год взрослей» 5 Я и опасность. 1 Семейный праздник «Папа. Мама, я – 1 спортивная семья» Гордо реет флаг здоровья 1 «Хочу всё знать» презентация 1 исследовательских проектов «Цветок здоровья». Наши маленькие открытия. Растим 2 «Цветок здоровья» Учитывая выходные и праздничные дни - 31.03. 07.04. 14.04. 21.04. 28.04. 05.05 12.05. 19.05. 26.05 35 часов Прошнуровано и скреплено печатью листов БОУ СОШ № 3 Золотова И.А.