муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 город Каменск-Шахтинский СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры начальных классов МБОУ СОШ №3 от 31.08.2022 г. №2 -'"У.-ч секретарь МО Кузнецова Е.Ю. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Яценко Н.А. подпись 31.08.2022 г. / подпись «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №3 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс Учитель: Иванова Анастасия Александровна на 2022-2023 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана с учетом: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России; примерной основной образовательной программы начального общего образования; планируемых результатов начального общего образования; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 3; учебного плана МБОУ СОШ №3; авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы». Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социальногуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений, как компонентов единого мира. В рамках данного предмета, благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения 1 мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Место предмета в базисном учебном плане В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 66 часов при 2 часах в неделю (33 учебные недели). Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия: 1. А.А. Плешаков, Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х частях, Просвещение, 2020. 2. А.А. Плешаков, Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях, Просвещение, 2020. Планируемые результаты освоения учебного предмета Освоение учебного предмета «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 2 6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение предмета «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6. использование знаково-символических средств представления инфор-мации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». 3 При изучении предмета «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; 3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). 5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения окружающего мира первоклассники научатся: распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц; распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных; характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем); характеризовать признаки времён года; объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.); находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде; понимать правила поведения в природе; называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте; называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии; называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми; называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах. К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться: различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе; различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города, трудом людей под руководством учителя; выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня; рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного города; 4 объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги; объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека; моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.; анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте; осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.). Содержание программы учебного предмета 1. Человек и природа Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Вода. Свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. деревья, кустарники, травы. дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. 2. Человек и общество Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и Мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. ^ Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. 5 Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим Народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыми родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. 3. Правила безопасности жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей нравственный долг каждого человека. Перечень практических работ № 1 № урока 7 Тема Виды работы 2 8 Что общего у разных растений? 3 9 Что растет на подоконнике? 4 5 6 11 15 23 7 27 Что это за листья? Кто такие птицы? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда берутся снег и лед? Что у нас под ногами? 6 Определение образцов по фотографиям, рисункам атласа-определителя Нахождение у растений их частей, показ и называние Определение комнатных растений с помощью атласа-определителя Определение деревьев по листьям Исследование строения пера птицы Опыты, показывающие загрязнение воды и ее очистку Опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулирование выводов на основе проделанных опытов 8 28 Как живут растения? 9 30 Как зимой помочь птицам? 10 32 11 38 Откуда в снежках и сосульках грязь? Где живут белые медведи? Наблюдение за ростом и развитием растений Изготовление простейших кормушек и подбор подходящего для птиц корма Исследование снежков и сосулек на наличие загрязнений Нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды, их характеристика Проекты № Название Проект «Моя малая Родина» Проект «Моя семья» Проект «Мой класс и моя школа» Проект «Мои домашние питомцы» 1 2 3 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 2 3 4 5 Содержание программного материала Введение Что и кто? Как, откуда и куда? Где и когда? Почему и зачем? ИТОГО 7 Количество часов 1ч 22 ч 12 ч 11ч 22ч 64 ч 1КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (64часа) № уро ка 1. Кол -во часо в Тема урока 1.1 Дата план Задавайте вопросы. 1 четверть-16 часов Введение (1ч) 1 02.09 Что и кто? (22ч) 1 06.09 Дата факт Методы и формы организации обучения. Характеристи ка деятельности обучающихся Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 2. 2.1 Что такое Родина? 3. 2.2 Что мы знаем о народах России? 1 09.09 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 4. 2.3 Что мы знаем о Москве? 1 13.09 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 5. 2.4 Проект «Моя малая родина» 1 16.09 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 6. 2.5 Что у нас над головой? 1 20.09 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 7. 2.6 Что у нас под ногами? 1 23.09 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 8. 2.7 Что общего у разных растений? 1 27.09 Дискуссия, частичнопоисковый, 8 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная Примеч ание фронтальная 9. 2.8 Что общего у разных растений? 1 30.09 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 10. 2.9 Что растет на подоконнике? 1 04.10 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 11. 2.10 Что растет на клумбе? 1 07.10 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 12. 2.11 Что это за листья? 1 11.10 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 13. 2.12 Что такое хвоинки? 1 14.10 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 14. 2.13 Кто такие насекомые? 1 18.10 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 15. 2.14 Кто такие рыбы? 1 21.10 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 16. 2.15 Кто такие птицы? 1 25.10 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 17. 2.16 Кто такие звери? 1 28.10 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 2.17 2 четверть- 14 часов Что нас окружает дома? 1 08.11 18. 9 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 19. 2.18 Что умеет компьютер? 1 11.11 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 20. 2.19 Что вокруг нас может быть опасным? 1 15.11 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 21. 2.20 На что похожа наша планета? 1 18.11 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 22. 2.21 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» 1 22.11 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 23. 2.22 Презентация проекта «Моя малая Родина» 1 25.11 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 24. 3.1 Как, откуда и куда? (12ч) Как живет семья. 1 29.11 Проект «Моя семья» 25. 3.2 Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? 1 06.12 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 26. 3.3 Откуда в наш дом приходит электричество? 1 09.12 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 27. 3.4 Как путешествует письмо. 1 13.12 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 28. 3.5 Куда текут реки? 1 16.12 Дискуссия, частично- 10 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная поисковый, фронтальная 29. 3.6 Откуда берутся снег и лед? Откуда в снежках грязь. 1 20.12 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 30. 3.7 Как живут растения? 1 23.12 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 31. 3.8 Как живут животные? 1 27.12 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 3 четверть-17 часов 32. 3.9 Как зимой помочь птицам? 1 10.01 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 33. 3.10 Откуда берется и куда девается мусор? 1 13.01 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 34. 3.11 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» 1 17.01 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 35. 3.12 Презентация проекта «Моя семья» 1 20.01 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 36. 4.1 Где и когда? (11ч) Когда учиться интересно? 1 24.01 Когда придет суббота? 37. 4.2 Проект «Мой класс и моя школа» 11 1 27.01 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 38. 4.3 Когда наступит лето? 1 31.01 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 39. 4.4 Где живут белые медведи? 1 03.02 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 40. 4.5 Где живут слоны? 1 07.02 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 41. 4.6 Где зимуют птицы? 1 10.02 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 42. 4.7 Когда появилась одежда? 1 21.02 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 43. 4.8 Когда изобрели велосипед? 1 28.02 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 44. 4.9 Когда ты станешь взрослым? 1 03.03 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 45. 4.10 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» 1 07.03 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 46. 4.11 Презентация проекта «Мой класс и моя школа» 1 10.03 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная Почему и зачем? (22ч) 12 47. 5.1 Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? 1 14.03 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 48. 5.2 Почему Луна бывает разной? 1 17.03 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 4 четверть-18 часов 49. 5.3 Почему идет дождь и дует ветер? 1 04.04 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 50. 5.4 Почему звенит звонок? 1 07.04 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 51. 5.5 Почему радуга разноцветная? 1 11.04 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 52. 5.6 Почему мы любим кошек и собак? 1 14.04 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 53. 5.7 Проект «Наши домашние питомцы» 1 18.04 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 54. 5.8 Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? 1 21.04 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 55. 5.9 Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? 1 25.04 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 56. 5.10 Почему нужно чистить зубы и мыть руки? 1 28.04 Дискуссия, частично- 13 поисковый, фронтальная 57. 5.11 Зачем нам телефон и телевизор? 1 02.05 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 58. 5.12 Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? 1 05.05 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 59. 5.13 Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? 1 12.05 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 60. 5.14 Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? 1 16.05 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 61. 5.15 Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? 1 19.05 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 62. 5.16 Зачем люди осваивают космос? 1 23.05 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 63. 5.17 Почему мы часто слышим слово «экология»? 1 26.05 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная 64. 5.18 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» 1 30.05 Дискуссия, частичнопоисковый, фронтальная С учетом выходных и праздничных дней – 64 ч. 14 Прошнуровано и скреплено печатью 3 листов. директор МБОУ СОШ №3 Золотова И. А.