рабочая программа музыка 1 класс 2022-2023 уч.год

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 город Каменск-Шахтинский

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
начальных классов
МБОУ СОШ №3
от ^.0 8 .2 0 2 2 г. №2
секретарь МО Кузнецова Е.Ю.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
^
Яценко Н.А.
подпись

31.08.2022 г.

//и'одгжсь

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №3
И.А. Золотова

№222/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке 1 класс
Учитель: Иванова Анастасия Александровна
на 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с
требованиями
Федерального
государственного образовательного
стандарта
начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального
общего образования, примерных программ к УМК «Школа России», основной
образовательной программы МБОУ СОШ №3 г. Каменска-Шахтинского и на основе
авторской программы Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка».
Программа по предмету «Музыка» для I–IV классов общеобразовательных
учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, примерными
программами и основными положениями художественно-педагогической концепции
Д. Б. Кабалевского. При создании программы авторы учитывали потребности
современного российского общества и возрастные особенности младших школьников.
В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности
современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в
обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование
музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников —
наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного
потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
 воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к
музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических
чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории,
традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения
учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
 воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
 развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на
основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов
мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
 накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного
словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта
музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса,
творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с
количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего
образования. Предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в
I классе, по 34 часа – во II–IV классах).

1

Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты
определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших
образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки
Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального
искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления
произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в
культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной
жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и
общества.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах
музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания
содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы
достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

2

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и
внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох,
творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и
письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого
анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой
деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
(включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые
образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной
доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо
виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать
содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений,
в импровизациях.

3

Содержание программы учебного предмета
Основное содержание курса представлено следующими содержательными
линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального
искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки
как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни,
природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах
музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их
разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония,
концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России.
Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки,
загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах.
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о
Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и
изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций
и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация –
источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности
(мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное
воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи
в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ
фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека,
музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы
музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественнообразного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные,
вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о
музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы,
ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые,
симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка
для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая,
оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский,

4

мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический,
духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.
Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные
музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши —
основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные
инструменты.
Музыкальный материал
«Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.
«Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы
«Садко». Н. Римский-Корсаков.
«Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.
Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
«Гусляр Садко». В. Кикта.
«Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с
оркестром. В. Кикта.
«Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
«Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».
Г. Свиридов.
«Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»).
Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.
«Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается».
Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.
«Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова
И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек».
В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова
и др.
«Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня.
«Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская
народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная
песня, русский текст В. Гурьяна.
«Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.
«Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.
Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.
Раздел 2. «Музыка и ты»
5

Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении
чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное
воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты.
Музыкальный материал
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.
«Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.
«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».
Г. Свиридов.
«Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.
«Наигрыш». А. Шнитке.
«Утро». Э. Денисов.
«Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова
Ц. Солодаря.
«Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина).
В. Гаврилин.
«Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Вечер». В. Салманов.
«Вечерняя сказка». А. Хачатурян.
«Менуэт». Л. Моцарт.
«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
«Баба Яга». Детская народная игра.
«У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня.
Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.
Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.
«Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.
«Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова.
«Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова.
«Волынка». И. С. Бах.
«Колыбельная». М. Кажлаев.
«Колыбельная». Г. Гладков.
«Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.
Лютневая музыка. Франческо да Милано.
«Кукушка». К. Дакен.
«Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой.
«Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой.
Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.
«Клоуны». Д. Кабалевский.
«Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят».
М. Коваль, слова Е. Манучаровой.
Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.
«Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского.
«Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.
6

«Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.
«Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев
Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Кол-во часов

1

Музыка вокруг нас

16

2

Музыка и ты

17
33
Итого:

7

Календарно-тематическое планирование (33 часа)
№
п/п

№
разде
ла

Тема

Колво
часов

Дата
план

Дата
факт

Методы
и
формы
организации
обучения.
Характеристик
а деятельности
обучающихся

1.

1.1

1 четверть-9часов
Музыка вокруг нас (16ч.)
«И Муза вечная со мной!»
1
02.09

2.

1.2

Хоровод муз

1

09.09

3.

1.3

Повсюду музыка слышна

1

16.09

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

4.

1.4

Душа музыки – мелодия

1

23.09

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

5.

1.5

Музыка осени

1

30.09

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

6.

1.6

Сочини мелодию

1

07.10

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

7.

1.7

«Азбука, азбука каждому нужна…»

1

14.10

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.
Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

Примеч
ание

8.

1.8

Музыкальная азбука

1

21.10

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

9.

1.9

Музыкальные инструменты.
Народные инструменты

1

28.10

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

2 четверть-7 часов
1
11.11

10. 1.10

«Садко». Из русского
былинного сказа

11. 1.11

Музыкальные инструменты

1

18.11

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

12. 1.12

Звучащие картины

1

25.11

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

13. 1.13

Разыграй песню

1

02.12

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

14. 1.14

Пришло Рождество, начинается
торжество

1

09.12

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

15. 1.15

Родной обычай старины

1

16.12

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

16. 1.16

Добрый праздник среди зимы

1

23.12

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

3 четверть- 8 часов
Музыка и ты (17ч.)

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

17. 2.1

Край, в котором ты живешь

1

13.01

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

18. 2.2

Поэт, художник, композитор

1

20.01

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

19. 2.3

Музыка утра

1

27.01

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

20. 2.4

Музыка вечера

1

03.02

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

21. 2.5

Музыкальные портреты

1

10.02

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

22. 2.6

Разыграй сказку. «Баба Яга» –
русская народная сказка

1

03.03

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

23. 2.7

Мамин праздник

1

10.03

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

24. 2.8

Музы не молчали

1

17.03

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

25. 2.9

4 четверть-9 часов
У каждого свой музыкальный
1
31.03
инструмент

26. 2.10

Музыкальные инструменты

1

07.04

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

27. 2.11

Музыкальные инструменты.
У каждого свой музыкальный

1

14.04

Проблемнопоисковый,

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

инструмент

музицирование.
Коллективная.

28. 2.12

«Чудесная лютня» (по алжир-ской
сказке). Звучащие картины

1

21.04

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

29. 2.13

Музыка в цирке

1

28.04

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

30. 2.14

Дом, который звучит

1

05.05

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

31. 2.15

Опера-сказка

1

12.05

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

32. 2.16

«Ничего на свете лучше нету…»

1

19.05

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

33. 2.17

Афиша. Программа

1

26.05

Проблемнопоисковый,
музицирование.
Коллективная.

С учетом выходных и праздничных дней – 33 ч.

Прошнуровано и скреплено печатью
_ листов.
>ектор МБОУ СОШ №3
—7
Золотова И. А.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».