муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 город Каменск-Шахтинекий СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры начальных классов МБОУ СОШ №3 от 31.08.2022 г. №2 (/ж ес^/ секретарь МО Кузнецова Е.Ю. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР (г Я '' Яценко Н.А. подпись 31.08.2022 г. /} подпись «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №3 И.А. Золотова 2022г №222/1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Веселый этикет» 1 класс Учитель: Иванова Анастасия Александровна на 2022-2023 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Программа курса внеурочной деятельности «Весёлый этикет» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, сделавшего упор на формирование УУД, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об образовании в Ростовской области»; Приказа Министерства образования «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, от 6 октября 2009 г. N 373; устава МБОУ СОШ №3 г. Каменска - Шахтинского, а также на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК «Школа России»; локальных актов школы. В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовнонравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся. Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в гимназии так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды. Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей. Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса. 1 Курс «Веселый этикет» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует стратегической цели образовательного учреждения: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся». Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе. Задачи: развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие; предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру; научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения; прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству. Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике. Место учебного предмета в учебном плане Программа адресована учащимся 1- 4 классов и рассчитана на 32 часа в год – 1 класс и 34 часа в год 2-4 класс. Периодичность занятий – 1 час в неделю. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов: Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими. Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов необходимо: 1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить. 2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. 2 Третий уровень результатов получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для его достижения необходимо: сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным. В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты: начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. Данная образовательная программа была составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса гимназии и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общекультурное». 3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ВЕСЕЛЫЙ ЭТИКЕТ» Программа состоит из 4 крупных разделов: 1. Этика общения 2. Этикет 3. Этические нормы отношений с окружающими 4. Этика отношений в коллективе Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек. 1 класс (32 ч.) Раздел 1. Этика общения (7 часов) Тема 1. Доброе слово, что ясный день. Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик - семицветик». От улыбки станет всем светлей. Тема 2. Ежели вы вежливы. Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк». Тема 3. Да здравствует мыло душистое. Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков. Тема 4. Когда идёшь по улице. Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила. Тема 5. Узнай себя. Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве. Тема 6. Нам счастья не сулит обида чья-то. Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветиксемицветик». Тема 7. Подарок коллективу. Урок-сюрприз. Игры. Чаепитие. Раздел 2. Этикет (8 часов) Тема 8. Простые правила этикета. Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета. Тема 9. Повседневный этикет. Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя». Тема 10. Весёлые правила хорошего тона. 4 Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры. Тема 11. Сказка об Этикете. Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете. Тема 12. Продолжение сказки об этикете. Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете. Тема 13. Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало». Тема 14- 15. Просим к столу. Новогодний праздник. Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов) Тема 16. Путешествие в волшебную сказку. Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета. Тема 17. Я могу быть волшебником. Демонстрация иллюстраций к путешествию. Приём свитка. Приём нахождения пословицы по её частям. Игра в «Лепесток». Тема 18. Маленькое дело лучше большого безделья. Создание живой картины. Тема 19. Любимый уголок родной природы. Карта мест отдыха. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте. Тема 20. У каждого народа свои герои. Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов. Тема 21. Мы соберём большой хоровод. Игра-праздник в форме хоровода. Тема 22. Я люблю маму милую мою. Стихотворение Лившица «Разговор». Благинина «В тишине». Собирательный образ мамы. Тема 23. Поздравляем наших мам. Занятие в виде праздника. Концерт детей. Выставка рисунков. Поделки. Тема 24. Люби всё живое. Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «на лужайке». Народные изречения о природе. Раздел 4.Этика отношений в коллективе (10 часов) Тема 25. Если радость на всех одна. Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя». Тема 26. Мой класс – мои друзья. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили». Тема 27. Самолюб никому не люб. Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг». Тема 28. Поиграем и подумаем. Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки. Тема 29. О дружбе мальчиков и девочек. Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек». Тема 30. Путешествие в мир мудрых мыслей. 5 Создание книги мудрости. Тема 31-32. Доброта что солнце. Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и дисциплин Кол-во часов 1 2 3 4 Этика общения Этикет Этика отношений с окружающими Этика отношений в коллективе 7 8 9 8 32 Итого: 6 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(30 ч) № п\п Тема Колво часов Дата план. Дата факт. Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся 1 четверть-8 часов 1. 2. 3. 1.1 1.2 1.3 4. 5. 6. 1.4 1.5 1.6 7. 1.7 8. 2.1 1.Этика общения 7ч. Доброе слово, что ясный день 1 05.09 Еже ли вы вежливы 1 12.09 Да здравствует мыло 1 19.09 душистое Когда идёшь по улице 1 26.09 Узнай себя 1 03.10 Нам счастья не сулит обида 1 10.10 чья-то Подарок коллективу 1 17.10 2.Этикет 8 ч. Простые правила этикета 1 24.10 Беседа, игровая Беседа, игровая Беседа, игровая Беседа, игровая Беседа, игровая Беседа, игровая Беседа, игровая Беседа, игровая 2 четверть- 8часов 9. 10. 2.2 2.3 11. 2.4 12. 2.5 13. 14. 15. 2.6 2.7 2.8 16. 3.1 Повседневный этикет Весёлые правила хорошего тона Сказка об этикете 1 1 07.11 1 21.11 Продолжение сказки об этикете Путешествие в страну этикета Просим к столу 1 14.11 28.11 Беседа, игровая Беседа, игровая Беседа, игровая Беседа, игровая Беседа, игровая 05.12 Беседа, игровая 12.12 19.12 3.Этические нормы отношений с окружающими 9 ч. Путешествие в волшебную 1 Беседа, игровая 26.12 сказку 1 2 3 четверть- 9часов 17. 18. 3.2 3.3 19. 3.4 20. 21. 22. 3.5 3.6 3.7 Я могу быть волшебником Маленькое дело лучше большого безделья Любимый уголок родной Отчизны У каждого народа свои герои Мы соберём большой хоровод Я люблю маму милую мою 7 1 1 1 1 1 1 09.01 16.01 23.01 30.01 06.02 20.02 Беседа, игровая Беседа, игровая Беседа, игровая Беседа, игровая Беседа, игровая Беседа, игровая Примеч ания 23. 24. 3.8 3.9 25. 4.1 26. 27. 28. 29. 4.2 4.3 4.4 4.5 30. 4.6 31. 32. 4.7 4.8 Поздравляем наших мам 1 27.02 Люби всё живое 1 06.03 4.Этика отношений в коллективе 8 ч. Если радость на всех одна 1 13.03 4 четверть- 7 часов Мой класс – мои друзья 1 03.04 Самолюб никому не люб 1 10.04 Поиграем и подумаем 1 17.04 О дружбе мальчиков и 1 24.04 девочек Путешествие в мир мудрых 1 15.05 мыслей Доброта что солнце 2 22.05 29.05 Беседа, игровая Беседа, игровая Беседа, игровая Беседа, игровая Беседа, игровая Беседа, игровая Беседа, игровая Беседа, игровая Беседа, игровая С учетом выходных и праздничных дней – 32 ч. 8 Прошнуровано и скреплено печатью листов. СОШ №3 Золотова И. А.