театр-жизнь моя 1 класс 2022-2023 уч.год

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 город Каменск-Шахтинский

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
начальных классов
МБОУ СОШ №3
ОТ ЗЛ.08.2022 г. №2
секретарь МО Кузнецова Е.Ю.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора по УВР
«лестт
Яценко Н.А.
подпись

31.08.2022 г.

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Театр - жизнь моя» 1 класс
Учитель: Иванова Анастасия Александровна
на 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Театр – жизнь моя» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
второго поколения, сделавшего упор на формирование УУД, на использование
приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Программа курса внеурочной деятельности «Театр-жизнь моя» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
второго поколения, сделавшего упор на формирование УУД, на использование
приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об образовании в Ростовской
области»; Приказа Министерства образования «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, от 6
октября 2009 г. N 373; устава МБОУ СОШ №3 г. Каменска-Шахтинского, а также на
основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК
«Школа России»; локальных актов школы.
Цель программы: воспитывать гармоничную разностороннюю личность, развивая
творческие способности учащихся.
Задачи программы:
- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;
- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;
- развивать воображение, выразительность речи;
- пополнять словарный запас, образный строй речи;
- формировать способность строить диалог друг с другом;
- знакомить детей с терминологией театрального искусства;
- развивать коммуникативную культуру детей;
- раскрывать творческие способности учащихся;
- воспитывать в детях добро, любовь к ближним, к родной земле,
- воспитывать неравнодушное отношение к окружающему миру.
Место учебного предмета в учебном плане
Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию
курса отводится 1 час в неделю ( 1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс –
34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ
Личностные универсальные учебные действия:
 ориентация в нравственном смысле и содержании как собственных поступков, так
и поступков окружающих людей;
 знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
1



развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
 эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
а) морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и
чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
б) эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
 принимать и сохранять учебную задачу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки
для создания нового, более совершенного результата, использовать запись
(фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной
звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
 строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
2



учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся
должны знать:
•
что такое театр.
•
чем отличается театр от других видов искусств.
•
с чего зародился театр.
•
какие виды театров существуют.
•
кто создаёт театральные полотна (спектакли).
иметь представление:
•
об элементарных технических средствах сцены.
•
об оформлении сцены.
•
о нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
уметь:
•
направлять свою фантазию по заданному руслу.
•
образно мыслить.
•
концентрировать внимание.
•
ощущать себя в сценическом пространстве.
Приобрести навыки:
•
общения с партнером .
•
элементарного актёрского мастерства.
•
образного восприятия окружающего мира.
•
адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.
•
коллективного творчества.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Театр как форма развития речи.
Театр - школа жизни, "зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины"
(Сервантес). Актёр - властелин сцены.
Ознакомительная беседа о театральном искусстве. Инструктаж по технике безопасности
на занятиях.
2.ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА
Данный раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства,
способность творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и
взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные
театральные игры (этюды).
Общеразвивающие игры
Эстетическое воспитание учащихся начальных классов средствами театра направлено на
формирование в ребенке готовности к творчеству. Для достижение данной цели
3

происходит развитие внимания и наблюдательности, без которых невозможно творческое
восприятие окружающего мира, воображения и фантазии, которые являются главным
условием для любой творческой деятельности. Ребенок учится умению ориентироваться в
окружающей обстановке, развивает произвольную память и быстроту реакции, умение
согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в
целом. Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и
внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику.
Общеразвивающие игры, включенные в театральный тренинг, не только готовят детей к
художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации
детей к школе и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах.
Специальные театральные игры
Специальные театральные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где все
является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта
сценического творчества. Задействован личный практический опыт ребенка и ему
предоставляется
как можно больше самостоятельности, активизируется работа
воображения. Прежде всего это игры, направленные на действия в предлагаемых
обстоятельствах, т.е. в придуманной ситуации.
Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти,
придумать ответы на вопросы: почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту
способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить,
оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами.
Этюды
Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение». В
театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить
определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации.
Этюды – самостоятельная работа одного или нескольких исполнителей. Работа над
этюдами развивает в детях способность живо и инициативно отвечать на условия вымысла
конкретными действиями. Сначала темы предлагает преподаватель, в дальнейшем дети
начинают придумывать их самостоятельно.
Темы для этюдов близки и понятны детям, например, «Встреча», «Знакомство», «Ссора»,
«Радость», «Удивление». Этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с
помощью мимики и жеста. Логику поведения развивают этюды на пять органов чувств
(слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Работа каждого органа чувств заставляет
действовать по-разному. Дети самостоятельно и с помощью педагога придумывают место
и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывают свои этюды. Обязательный
элемент каждого занятия - этюдный тренаж.
3. РИТМОПЛАСТИКА
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и
упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей
школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром,
развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и
эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче
выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные
пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и
настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают
4

творчески
использовать
пластическую
выразительность.
Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:
1. развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости,
выносливости);
2. развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты
реакции, координации движений);
3. развитие воображения (способность к пластической импровизации).
Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так
называемая мышечная свобода. У школьников отсутствие этих умений проявляется в двух
видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя
разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными
на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в
попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного
расслабления всего тела. Только добившись определенных результатов в этом
направлении, можно переходить к созданию пластических образов.
Упражнения развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и
представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий
эмоциональный мир ребенка.
Жесты как важное средство выразительности
Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных
и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на
роботов или кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов,
поз, мимики. Жест не должен быть самоцелью: он лишь досказывает то, что невозможно в
данной ситуации объяснить словами.
Работа над выразительностью жестов включается в игры, упражнения, этюды. В этюдах
дети могут проявлять индивидуальность в выборе жестов и мимики.
4.КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ
Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого
аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной
интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом,
развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие
рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел «Культура и техника речи»
включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают
воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с
партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо
связывать
со
специальными
театральными
играми.
Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:
 Дыхательные и артикуляционные упражнения.
 Дикционные и интонационные упражнения.
Творческие игры со словом. С точки зрения исполнительской деятельности важно
научить детей пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены
разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести по-разному:
грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно,
презрительно, осуждающе и т.п. Работая над интонацией, поощряется стремление у детей
к импровизации предлагаемых ситуаций.
5

Скороговорки
Работа со скороговорками и чистоговорками, пословицами и поговорками помогает
формировать правильное произношение, артикуляцию, тренирует дикцию, помогает детям
научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
Скороговорки – это веселая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных
вариантах.
5. ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Призван обеспечить условия для овладения школьниками элементарными знаниями и
понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены
следующие основные темы:
 Особенности театрального искусства.
 Виды театрального искусства.
 Рождение спектакля.
 Театр снаружи и изнутри.
 Культура зрителя.
На этих занятиях дети знакомятся с театром, его историей и видами, овладевают
профессиональной терминологией театрального искусства, осознают, что также будут
играть на сцене.
Педагог выясняет с детьми, что театр объединяет другие виды искусства – литературу,
музыку, живопись, хореографию. Но главное в театре – это игра актеров.
На практике дети познают, что театральное искусство коллективное, создается усилиями
всех участников творческого коллектива. В отличие от произведений литературы, музыки,
живописи, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится
каждый раз заново в присутствии и при поддержке зрителей. Также, на занятиях ребята
узнают правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля
Кроме того, формируются представления о театральных профессиях, о театральном
здании, внутреннем устройстве театра, зрительном зале, сцене, мире кулис.
Происходит приобщение детей к миру искусства через знакомство с основными театрами
города.
6. РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ
Является вспомогательным, включает в себя следующие темы:
 Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
 Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми.
 Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
 Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка
танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
 Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых
обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
 Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических
условиях; закрепление отдельных мизансцен.
 Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита,
с музыкальным оформлением.
 Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля.
Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
6

 Премьера спектакля.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Названия разделов
Вводное занятие
Дорога в театр
В театре
Как создается спектакль
Гномы играют в театр
Учимся актерскому мастерству
Делаем декорации
Придумываем и делаем костюмы
В мастерской бутафора. Делаем афишу и программу
Работа над спектаклем
Всего часов

7

Кол-во
часов
1ч
4ч
4ч
4ч
2ч
5 ч.
2 ч.
3 ч.
4 ч.
4ч
33ч

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (33 часов)

№
п/п

№
п/п
раздел/
урок

Тема

Колво
часов

Дата
план

Дата
факт.

Методы и формы
организации
обучения.
Характеристика
деятельности
обучающихся

1 четверть- 9 часов

1.

1.1

1.Вводное занятие 1 ч.
01.09
Особенности работы и техника
1
безопасности на занятиях.

2.

2.1

2.Дорога в театр 4 ч.
08.09
Понятие
о
театральных
профессиях (актёр, режиссёр,
1
художник, костюмер, гримёр,
осветитель и др.)
15.09

3.

2.2

Понятие о пьесе

1
22.09

4.

2.3

Понятие о пьесе, персонажах,
действии, сюжете и т. д.

1
29.09

5.

2.4

Понятие о пьесе, персонажах,
действии, сюжете и т. д.

1
3.В театре 4 ч.
06.10

6.

3.1

Виды театрального искусства.

1
13.10

7.

3.2

Правила поведения в театре

1
20.10

8.

3.3

Виртуальное
театра

посещение

1
27.10

9.

3.4

Анализ спектакля.

1

Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная
Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная
Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная
Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная
Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная
Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная
Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная
Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная
Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная

2 четверть- 7 часов
10.

4.1

Знакомство
театрами

с

4.Как создается спектакль 4 ч.
10.11
разными
1
8

Беседа, игра,
фронтальная,

Примеча
ние

11.
4.2

Виды кукол.
управления
марионетками.

Особенности
куклами-

17.11
1
24.11

12.

4.3

Особенности
управления
куклами-перчатками

1
01.12

13.

14.

4.4

5.1

Особенности
управления
ростовыми куклами.

1

5.Гномы играют в театр 2 ч.
08.12
Выбор
пьесы/сказки.
Распределение
1
ролей/персонажей.
15.12

15.

5.2

Работа с текстом. Репетиции.

1

групповая,
индивидуальная
Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная
Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная
Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная
Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная
Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная

6.Учимся актерскому мастерству 6 ч.
22.12
Беседа, игра,
16.

6.1

Артикуляционная гимнастика.

фронтальная,
групповая,
индивидуальная

1

3 четверть-9часов
12.01
17.

6.2

Логическое ударение, пауза,
интонация.

1
19.01

18.

6.3

Разучивание скороговорок.

6.4

Произношение, артикуляция,
быстрота
и
четкость
проговаривания слов и фраз.

6.5

Ключевые
слова
в
предложении и выделение их
голосом.

6.6

Ключевые
слова
в
предложении и выделение их
голосом.

7.1

7.Делаем декорации 2 ч.
Размещение
всех
02.03
исполнителей
(актёров).
1
Звуковое, цветовое и световое
оформление спектакля.
9

19.

20.

21.

22.

1
26.01
1
02.02
1
09.02
1

Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная
Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная
Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная
Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная
Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная
Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,

23.
7.2

24.

8.1

индивидуальная
Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная

Установка оборудования для
09.03
музыкального и светового
сопровождения
спектакля
1
(имитация различных шумов и
звуков). Управление светом,
сменой декораций.
8.Придумываем и делаем костюмы 3 ч.
16.03
Беседа, игра,
фронтальная,
Изучение
костюмов
для
1
спектакля
групповая,
30.03

25.

8.2

Изготовление костюмов
подготовка спектакля.

и

1

индивидуальная
Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная

4 четверть-8 часов
06.04
26.

27.

8.3

9.1

Репетиция спектакля

1

9.В мастерской бутафора. Делаем афишу и программу 4 ч.
13.04
Беседа, игра,
фронтальная,
Изготовление декораций и
1
бутафории
групповая,
20.04

28

9.2

Изготовление
бутафории

декораций

и

1
27.05

29.

9.3

Принципы оформления афиш

1
04.05

30.

9.4

Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная

Принципы оформления афиш.

1

индивидуальная
Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная
Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная
Беседа, игра,
фронтальная,
групповая,
индивидуальная

10.Итоговое занятие – спектакль 4 ч.
11.05
Беседа, игра,
31.

10.1

32.

10.2

33.

10.3

фронтальная,
групповая,
индивидуальная
18.05
Беседа, игра,
фронтальная,
Генеральная репетиция
1
групповая,
индивидуальная
25.05
Беседа, игра,
фронтальная,
Спектакль
1
групповая,
индивидуальная
С учетом выходных и праздничных дней – 33 ч.
Генеральная репетиция

1

10

I

Прошнуровано и скреплено печатью


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».