муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 город Каменск-Шахтинский СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры гуманитарного , художественно-эстетического и оздоровительного цикла МБОУ СОШ №3 от секретарь МО Забураева Л.Г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____ Яценко Н.А. подпись 31.08.2022 г. « Утверждало» .азоввн«7 ,'4ректор МБО>\С:ОШ №3 И.А. Золотова та 2022г №222/1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности 9 класс Учитель: Зеленская Наталья Владимировна на 2022-2023 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала обучающихся. Реализация программы осуществляется за счёт обязательной части учебного плана, составляет 34 учебных часа. Программа: Авторская, Автор кандидат педагогических наук А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников Москва, «Просвещение», 2009 год. Программа курсов для 9 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования РФ. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества. Цели и задачи программы обучения: Задачи: 1.Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества; 2. Выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им; 3. Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей. Цели: 1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях. 2. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью. 3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ. 4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим. 5. Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. Место предмета в учебном плане Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, на основе учебного плана образовательного учреждения. Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: школьный учебник для 9 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2008 г.), включённый в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080, и методическое пособие для учителя (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. М. Просвещение, 2010 г.). 2. Планируемые результаты изучения предмета (предметные, метапредметные, личностные). На конец 9 класса ученик научится и получит возможность научиться. Личностные результаты обучения: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Предметные результаты обучения: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является (УУД). Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 3. Основное содержание программы по классам. 9 класс. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. (10ч) Создание системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. РСЧС, ее предназначение, структура и задачи. Международное гуманитарное право по защите населения. Правовая защита раненых, больных, медицинского персонала. Пропавшие без вести и погибшие. Военнопленные. Гражданское население. Понятие преступления и виды преступлений. Общее понятие преступления. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Поведение при попытке изнасилования и насильственных действий сексуального характера. Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Правила поведения, уменьшающие риск встречи с насильниками и хулиганами. Внешние признаки людей, способных совершать насильственные действия. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты. Методы защиты от нападения. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества, с которыми наиболее часто приходится встречаться в повседневной жизни. Основные черты мошенника. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (8ч) Причины травматизма в школьном возрасте. Характеристика травм в школьном возрасте и пути их предотвращения. Меры по профилактике травм в школе: на занятиях в кабинете физики при работе с электроприборами и электрооборудованием; на занятиях в кабинете химии при работе с химическими веществами, на переменах. Меры по профилактике травм на занятиях физической культурой и спортом. Требования к спортивной одежде, обуви, инвентарю. Меры по профилактике травм в быту. Снижение риска получения травм в домашних условиях. Опасность получения травм во время пожара, ремонта, при обращении с электроприборами и газовыми плитами. Меры по профилактике травм на улицах и дорогах. Дорожно-транспортный травматизм. Основные правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Характеристика различных видов травм и повреждений. Причины, их вызывающие. Правила и способы оказания первой медицинской по мощи пострадавшему. Характеристика причин, вызывающих потерю сознания. Признаки, с помощью которых можно определить состояние человека. Экстренная реанимационная помощь. Отработка навыков оказания помощи пострадавшему при искусственной вентиляции легких и непрямом массаже сердца. Основы здорового образа жизни (12ч) Здоровье человека. Критерии состояния и группы здоровья. Здоровье физическое и духовное. Понятие о резервах здоровья. Здоровье индиви дуальное и общественное. Факторы риска внешней и внутренней среды организма человека, их влияние на здоровье человека. Личная и общественная гигиена. Физиологические и психологические особенно сти организма подростка. Физиологическое развитие подростков. Психологическая уравновешенность, ее значение для здоровья человека. Управление чувствами и эмоциями. Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его влияние на организм курящего, на здоровье его детей и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Алкоголь и репродуктивная функция мальчиков и девочек. Профилактика разрушающего влияния алкоголя на здоровье учащихся. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки. Половое просвещение учащихся и его роль в формировании здоровья. Знания о взаимоотношениях полов. Календарно- тематическое планирование № Тема 1 2 Основы комплексной безопасности Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций 3 Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации Дорожная безопасность Основы здорового образа жизни Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 4 5 6 ВСЕГО: 9 класс (количество часов) 7 7 6 4 5 4 33 Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Тематический блок Современный комплекс проблем безопасности Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства Угрозы национальной безопасности Российской Федерации Международный терроризм как угроза национальной безопасности Наркотизм и национальная безопасность Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Цели, задачи и структура РСЧС Режимы функционирования, силы, средства РСЧС Международное гуманитарное право Международное гуманитарное право. Сфера применения и ответственность за нарушение его норм Защита раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и духовного персонала Защита военнопленных и гражданского населения Безопасное поведение в криминогенных ситуациях Защита от мошенников Безопасное поведение девушек Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. Пути выхода из конфликтных ситуаций Профилактика травм в старшем школьном возрасте Причины травматизма и пути его предотвращения Безопасное поведение дома и на улице Безопасное поведение в школе, на занятиях физкультурой и спортом Основы медицинских знаний Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика Травмы головы, позвоночника и спины Экстренная реанимационная помощь Кол-во часов Дата (план) 1 07.09 1 14.09 1 21.09 1 28.09 1 5.10. 1 1 12.10 19.10 1 26.10 1 9.11 1 16.11 1 1 1 23.11 30.11 7.12 1 14.12. 1 1 21.12 28.12 1 11.01 1 1 18.01 25.01 Дата (факт) Примечание 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Основные инфекционные заболевания Здоровье и здоровый образ жизни Здоровье человека Здоровый образ жизни как путь к достижению высокого уровня здоровья и современные методы оздоровления Факторы риска во внешней среде и их влияние на внутреннюю среду организма человека и его здоровье Личная гигиена Понятие личной гигиены. Гигиена кожи и одежды Гигиена питания и воды Гигиена жилища и индивидуального строительства Физиологические и психологические особенности организма подростка Физиологическое и психологическое развитие подростков Роль взаимоотношений в формировании репродуктивной функции Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях Суицидальное поведение в подростковом возрасте Факторы, разрушающие здоровье человека Курение табака и ее влияние на здоровье. Употребление алкоголя. Наркомания и токсикомания. Заболевания, передающиеся половым путем Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность Итого 33 часа 1 1.02 1 1 8.02. 15.02. 1 22.02 1 1.03. 1 1 15.03 5.04 1 12.04 1 19.04 1 26.04. 1 03.05. 1 10.05.22 1 17.05.22 1 24.05.22 Учитывая выходные и праздничные дни __33____ часа. Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся. Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний. Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических. Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс - опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи). Критерии оценки Оценка устных ответов учащихся. Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов. Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Оценка письменных контрольных работ. Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. Оценка практических работ. Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности. Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета. Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки. Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно. Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности. Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 КЛАСС 1. Назначение КИМ: работа предназначена дляпроведения процедуры промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе 2. Форма промежуточной аттестации: тестовая работа. 3. Характеристика структуры и содержания КИМ: работа состоит из 21 задания, 19- из которых представляют собой тестовые задания закрытого типа (с выбором одного или нескольких вариантов ответа); 1- выстоить правильную последовательность 1– дать полный развернутый ответ Количество вариантов: 1 (один) 4.Предметные планируемые результаты освоения учебного предмета: Учащийся научится: - комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации; - классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства; - классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма; - адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства; - адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников; - классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения; - классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей; - предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; - адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей; - оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации; Учащийся получит возможность научиться: - исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности; - творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности. Содержание КИМ № задания Характеристика задания Уровень выполнения № Проверка знаний определений относящихся к 1,2,4,5,6, национальной безопасности России 10,11 базовый №7 базовый №9 Проверка знаний примеров ЧС техногенного характера Проверка знаний примеров ЧС социального характера Проверка знаний примеров стихийных бедствий № 12 Проверка знаний правил поведения при ЧС базовый №13 Проверка знаний правил поведения при базовый нахождении взрывного устройства Проверка знаний правил поведения при захвате базовый заложников №8 № 14 №15 Проверка знаний правил поведения в толпе базовый базовый базовый №16,17,18 Проверка знаний системы РСЧС и ГО базовый № 19 Проверка знаний нормативно- правовых актов базовый №20 Проверка знаний ПМП при отравлении базовый №21 Проверка знаний видов эвакуации повышенный 5.Продолжительность выполнения работы обучающимися: 45 минут, не включая время для инструктажа перед работой 6.Перечень дополнительных материалов и оборудования, которое используется во время выполнения работы: нет 7.Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом Выполнение каждого из заданий с 1 по 20 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик дал верный ответ. Выполнение задания21 оценивается 0 или 5 баллами в соответствии с критериями и ключами, приведенными в п.13. Максимальный балл за выполнение всей работы - 25. Перевод первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале осуществляется в соответствии с таблицей: Отметка Первичные баллы «2» 0 –10 «3» 11-17 «4» 18-22 «5» 23-25 8.Описание формы бланка для выполнения работы: работа выполняется непосредственно в тексте работы, ответы вносятся в соответствии с указаниями в заданиях. 9.Инструкция для учащихся(цель работы, структура, пояснения по оформлению) На выполнение работы отводится 45 минут (без учета времени для проведения инструктажа). Работа включает в себя 22 заданий. При выполнении 1-19 заданий нужно указывать только ответы. Из всех приведенных к заданию ответов верный только один, его необходимо обвести (либо обвести цифру, соответствующую верному ответу). Если вы ошиблись при выборе ответа, то зачеркните неверный ответ («крестом» – Х) и обведите другой ответ. В 20- необходимо выстроить правельную последовательность В 21 задании нужно дать полный развернутый ответ При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. При выполнении работы нельзя пользоваться учебниками, справочными материалами, электронными устройствами. Выполнять задания можно в любом порядке, главное – правильно решить как можно больше заданий. Советуем Вам для экономии времени пропускать задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходить к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, можно будет вернуться к пропущенным заданиям. Желаем успеха! Контрольная работа №1 1. Какому понятию соответствует определение – «Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»: А) Безопасность; Б) Жизненно важные интересы; В) Угроза безопасности. 2. Какому понятию соответствует определение – «Совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства»: А) Безопасность; Б) Жизненно важные интересы; В) Угроза безопасности. 3. Крайне необычная по сложности опасная ситуация, на грани несчастного случая это: А) Опасность; Б) Опасное явление; В) Экстремальная ситуация. 4. Явление, приводящее к формированию вредных или поражающих факторов для населения, объектов техносферы и окружающей природной среды это: А) Опасность; Б) Опасное явление; В) Опасная ситуация. 5. Опасное техногенное явление, происходящее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, при котором происходят повреждения и разрушения машин, механизмов, транспортных средств, зданий и сооружений, но без гибели людей это: А) Авария; Б) Катастрофа; В) Чрезвычайная ситуация. 6. Катастрофическое природное явление и процессы, приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительных групп людей, уничтожению материальных ценностей, нередко к человеческим жертвам это: А) Авария; Б) Катастрофа; В) Стихийное бедствие. 7. Какие ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям техногенного характера? А) Терроризм; В) Землетрясение; Д) Взрывы; Б) Пожары; Г) Наркомания; Е) Лесные пожары. 8. Какие ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям социального характера? А) Терроризм; В) Землетрясение; Д) Взрывы; Б) Пожары; Г) Наркомания; Е) Лесные пожары. 9. К стихийным бедствиям не относятся: А) Аварии; В) Оползни; Б) Сели; Г) Снежные лавины; Д) Терроризм; Е) Эпизоотии. 10. Система постоянного наблюдения за явлениями, процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания – это: А) Мониторинг; Б) Прогнозирование чрезвычайных ситуаций; В) Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций. 11. Вывод из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, обучающихся школ, лицеев, колледжей и т. п. – это: А) Общая эвакуация; Б) Частичная эвакуация; В) Рассредоточение. 12. Что нужно сделать в первую очередь при нахождении в местах массового скопления людей, чтобы при возникновении чрезвычайной ситуации не попасть в толпу? А) Изучать правила безопасного поведения; Б) Приготовить мобильный телефон; В) Заранее наметить пути возможного отхода. 13. Что нужно сделать, обнаружив предмет, похожий на взрывное устройство? А) Позвать друзей и развернуть вместе; Б) Не трогать его, предупредить окружающих, сообщить о находке в полицию или любому должностному лицу; В) Ничего не предпринимать. 14. При захвате террористами общественного здания, в котором вы находились вместе с другими гражданами, необходимо соблюдать нижеперечисленные правила безопасного поведения. Какое из них является ошибочным? А) Не пытайтесь самостоятельно обезвредить террористов, не вступайте с ними в споры, выполняйте все их требования; Б) Если освобождают часть заложников, детей и больных, старайтесь попасть в их число; В) Воспользуйтесь мобильным телефоном, чтобы сообщить о своем местонахождении. 15. Главная опасность толпы в условиях ЧС А) Паника, чреватая разрушениями; Б) Паника, чреватая давкой и травмами людей; В) Воровство. 16.Систему, созданную в России для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, называют: А) система наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды; Б) система сил и средств для ликвидации последствий ЧС; В) Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. 17. Кто в образовательном учреждении является начальником ГО? А)директор школы Б)один из заместителей директора В)лицо, назначенное приказом директора школы 18.Назовите «лишний» уровень РСЧС: А)Федеральный Б)Территориальный В)Местный Г)Районный 19. Назовите закон, в России определяющий правовые и организационные нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций: А) закон РФ «О безопасности»; Б) Федеральный закон «Об обороне»; В) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Г) Федеральный закон «О гражданской обороне». 20.Назовите последовательность оказания первой медицинской помощи при алкогольном отравлении. А)Промыть желудок Б)Положить на голову холодный компресс В)Дать понюхать ватку, смоченную в нашатырном спирте Г)Уложить на бок и очистить дыхательные пути 21.В чрезвычайной ситуации МЧС может осуществить эвакуацию населения. В чём заключается сущность эвакуации? Предположите, в какой конкретной ситуации может быть проведена заблаговременная эвакуация, а в какой – экстренная. Ответ________________________________________________________________________ 11.Ключ с ответами для проверки № вопроса 1 ответ № вопроса ответ № вопроса ответ А 9 А, Д 17 А 2 Б 10 А 18 г 3 В 11 Б 19 В 4 Б 12 В 20 Г,А,В,Б 5 А 13 Б 6 В 14 Б 7 Б, Д 15 Б 8 А, Г 16 В 21. 1) ответ на вопрос, например: эвакуация – это организованный вывоз (выход) населения из зоны чрезвычайной ситуации / зоны, в которой ожидается наступление чрезвычайной ситуации, в безопасные районы; (Ответ на вопрос может быть сформулирован иначе.) 2) предположение, например: заблаговременная эвакуация может быть проведена тогда, когда возникновение чрезвычайной ситуации только ожидается (например, при угрозе наводнения), а экстренная – непосредственно в чрезвычайной ситуации (например, при аварии на АЭС). Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения контрольных работ по ОБЖ в 20__-20__ учебном году. Назначение КИМ – оценить уровень освоения общеобразовательной программы по ОБЖ учащихся 9-х классов согласно требованиям ФГОС ООО. Контроль достижения учащимися уровня федерального государственного образовательного стандарта осуществляется в форме контрольной работы. В 20__-20__ учебном году запланировано проведение трёх контрольных работ и одного практического занятия: №1 - Контроль уровня знаний по разделу «Основы комплексной безопасности». №2 - Контроль уровня знаний по разделу «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций». №3 - Контроль уровня знаний по разделу «Основы здорового образа жизни». Документы, определяющие содержание и параметры контрольных работ: - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; - Примерная образовательная программа по основам безопасности жизнедеятельности 5-9 класс, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - М.: Просвещение, 2014г.; - Учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 класс, учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014 г. Система оценивания контрольных работ: Количество вопросов Оценка 0 «2» 1-2 «3» 3 «4» 4* «5» Задания под * - являются дополнительным заданием или заданием повышенной сложности. Во всех контрольных работах предусмотрены два варианта. Каждый вариант КИМ состоит из контрольных вопросов, на которые надо дать развёрнутый ответ. На выполнение контрольных работ отводится 45 минут. Контрольная работа №1. Вариант №1. 1. 2. 3. 4. Какое значение для нашей страны имеет сотрудничество со странами СНГ? Какое влияние на обеспечение национальных интересов России может оказывать индивидуально каждый человек и в чём это выражается? Что следует понимать под культурой безопасности жизнедеятельности? *Почему недостижима абсолютная безопасность всего населения? Контрольная работа №1. Вариант №2. 1. Какова роль России в мировом сообществе? 2. Что определяют национальные интересы Российской Федерации? 3. Что понимается под обеспечением безопасности жизнедеятельности населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени? 4. * Чем является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и какие вопросы рассматриваются в это документе? Ответы к контрольной работе №1. Вариант №1. 1. Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами – участниками СНГ является для России приоритетным направлением внешней политики. Россия стремится развивать потенциал региональной и субрегиональной интеграции и координации на пространстве государств - участников СНГ в рамках прежде всего самого СНГ, а также Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества, оказывающих стабилизирующее влияние на общую обстановку в регионах, граничащих с государствами – участниками СНГ. 2. Повышая культуру безопасного поведения, развивая в себе чувство ответственности за свои действия перед собой и обществом, законопослушности каждый отдельно взятый человек окажет положительное влияние на развитие национальных интересов России. Так как национальные интересы России в современном мире направлены прежде всего на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности. 3. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать – умение правильно вести себя в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, своевременно и адекватно реагировать на опасности, находить наиболее безопасный выход из сложившейся ситуации, тем самым снижая фактор риска для себя и окружающих. 4. *Абсолютная безопасность всего населения недостижима, так как с очень малой вероятностью, но все же возможны опасные явления природного, техногенного или социального характера, от которых не будет защиты. В этой связи возрастает роль индивидуума в обеспечении личной безопасности в различных чрезвычайных ситуациях. Каждый человек должен формировать свою культуру в области безопасности жизнедеятельности, что, несомненно, поможет значительно снизить факторы риска от последствий чрезвычайных ситуаций. Ответы к контрольной работе №1. Вариант №2. 1. Россия в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на евразийском континенте продолжает играть важную роль в мировых процессах. Всё больше обозначается интеграция России в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Сохраняется интерес России и других государств по многим проблемам международной безопасности. Включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности. 2. Национальные интересы определяют: основные направления деятельности личности, общества и государства, которые способствуют укреплению существующего государственного строя в нашей стране и создают условия для благополучной жизни каждой личности и общества в целом; условия комплексной безопасности личности, общества, государства, а именно в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. 3. Понимается: мониторинг и прогнозирование ЧС природного, техногенного и социального характера; оповещение населения о ЧС; инженерная защита населения и территорий от ЧС техногенного, природного, биолого-социального характера; радиационная и химическая защита населения; эвакуация населения; организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС. 4. *Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Стратегия является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства. Контрольная работа №2. Вариант №1. 1. 2. 3. 4. Какие основные задачи решает РСЧС? Какие основные задачи возложены на гражданскую оборону? Какие основные задачи решает МЧС России? *Что представляет собой экстренная эвакуация населения? Контрольная работа №2. Вариант №2. 1. Перечислите координационные органы управления РСЧС. 2. Какими силами и средствами располагает РСЧС для защиты населения страны от ЧС природного и техногенного характера? 3. Чем определяются направления развитие гражданской обороны в современных условиях? 4. *Что представляет собой упреждающая эвакуация населения? Ответы к контрольной работе №2. Вариант №1. 1. Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование и оценка социальноэкономических последствий чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, участвующих в ликвидации; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 2. Защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения; координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф; создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой; повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов; специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения; обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением; эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления; организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях; обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. 3. Выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России; организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России; осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации. 4. *Экстренная эвакуация населения осуществляется в случае возникновения ЧС - при малом времени упреждения или в условиях воздействия на людей поражающих факторов ЧС. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека, над временем, которое он может прожить без удовлетворения этих потребностей. Ответы к контрольной работе №2. Вариант №2. 1. На федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы; На региональном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; На муниципальном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления; На объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации. 2. К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые для предупреждения и ликвидации ЧС. Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской федерации. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалом. 3. Наличием конфликтных ситуаций вблизи государственных границ Российской Федерации; сохранением тенденции развития и укрепления НАТО; наличием и совершенствованием оружия массового поражения, появлением оружия нового поколения; возрастанием угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения; возрастанием роли в вооруженных конфликтах высокоточного оружия и разработкой оружия нового поколения, в том числе на новых физических принципах; существенным возрастанием экономического, политического, информационного и других видов воздействия на население: усилением угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе в связи с наличием больших запасов химического оружия и подлежащих утилизации ядерных энергетических установок. 4. *Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями. Основанием для проведения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток. Контрольная работа №3. Вариант №1. Почему индивидуальное здоровье каждого человека является не только индивидуальной, но общественной ценностью? 2. Почему состояние репродуктивного здоровья человека и общества оказывает серьёзное влияние на национальную безопасность России? 3. Что такое семья и какие функции она выполняет? 4. *Как осуществляется регулирование семейных отношений в Российской Федерации? 1. Контрольная работа №3. Вариант №2. 1. Дайте определение понятию – здоровье. 2. Какие условия влияют на уровень репродуктивного здоровья личности и общества? 3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы создать благополучную семью? 4. *Какие условия определены для заключения брака в Российской Федерации? Ответы к контрольной работе №3. Вариант №1. 1. Здоровье каждого человека является не только его индивидуальной, но общественной ценностью, так как общественное здоровье в конечном итоге основная составляющая здоровья членов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека взаимосвязаны, и одно зависит от другого. 2. Уровень репродуктивного здоровья каждого человека и общества в целом влияет на воспроизводство населения в нашей стране, определяет демографическую ситуацию и оказывает существенное, если не основное, значение на состояние национальной безопасности. Правящие круги многих государств и народов рассматривают рост демографического потенциала основной гарантией выживания в процессах мирового и регионального соперничества и борьбы. 3. Семья – это малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Функции семьи: репродуктивная; экономическая; досуговая; воспитательная. 4. *Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Приоритета семейного воспитания детей. Заботы об их благосостоянии и развитии, недопустимости заключения брака между людьми одного пола. Ответы к контрольной работе №3. Вариант №2. 1. Здоровье – это состояние полного духовного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. 2. Обеспечение устойчивой мотивации для человека на создание благополучной семьи и воспитание личностной модели хорошего семьянина; степень ответственности родителей и государства за воспитание детей, получение ими необходимого образования, состояние их здоровья. Физическое и психическое, духовное и нравственное развитие. 3. Индивидуальное здоровье супругов и его влияние на здоровье ребёнка; умение общаться с лицами противоположного пола; определённые навыки в ведении домашнего хозяйства; подготовка к воспитанию детей. 4. *Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния; заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в ЗАГС; при наличии особых обстоятельств брак может быть заключён в день подачи заявления; для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижении ими брачного возраста. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Вводный контроль знаний по предмету Обеспечение Безопасности Жизнедеятельности, 9 класс Цель: Проверка знаний, умений и навыков поведения в опасных ситуациях для человека, требующих принятия правильного решения. 1. РСЧС состоит из: Найдите ошибку. а) территориальных; б) функциональных; в) ведомственных подсистем. 2. Территориальные подсистемы РСЧС создаются: а) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в городах и районах; б) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в поселках и населенных пунктах; в) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах РФ в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. 3. Назовите федеральный орган в России решающий задачи безопасности жизнедеятельности населения: а) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении ЧС; б) локализация зон ЧС и прекращение действия характерных для них опасных факторов; в) организация строительства жилья для пострадавшего населения. 4. Рабочими органами комиссий по чрезвычайным ситуациям соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления является: а) специально создаваемые штабы; б) органы управления (комитеты, управления, отделы) по делам ГОЧС; в) эвакуационные комиссии. 5. Назовите закон, в России определяющий правовые и организационные нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций: а) закон РФ «О безопасности»; б) Федеральный закон «Об обороне»; в) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; г) Федеральный закон «О гражданской обороне». 6. Комиссия по чрезвычайным ситуациям органа местного самоуправления, координирующим органом РСЧС на: а) Региональном уровне; б) федеральном уровне; в) объектном уровне; г) местном уровне. 7. К зоне чрезвычайной ситуации относятся: а) территория, на которой прогнозируется ЧС; б) территория, на которой расположены потенциально опасные объекты; в) территория, на которой сложилась ЧС. 8. Международное гуманитарное право-это.. а) совокупность норм, направленных на защиту прав человека в мирное время; б) совокупность норм, основанных на принципах гуманности т направленных на защиту жертв вооруженных конфликтов и ограничение средств и методов ведения войны; в) совокупность норм, направленных на защиту жертв во время стихийных бедствий. 9. Основными документами международного гуманитарного права являются: а) Декларация прав человека; б) Устав Организации Объединенных Наций; в) Четыре Женевских конвенции и два Дополнительных протокола к ним. 10. В качестве закона, обеспечивающего зашиты медицинского персонала в зоне вооруженного конфликта, может использоваться: а) красный крест на белом поле; б) белый флаг; в) красный полумесяц на белом поле; г) белый квадрат с красной полосой по диагонали. 11. Для обозначения людей, имеющих право принимать участие в военных действиях, в международном праве используется термин: а) репатрианты; б) комбатанты; в) интернированные. 12. Какими правилами обязана руководствоваться каждая воюющая сторона при оказании помощи раненым согласно нормам международного гуманитарного права? Укажите правильные ответы: а) раненых нельзя оставлять на произвол судьбы, даже если они принадлежат к стороне противника; б) можно оказывать помощь только раненым собственной стороны; в) между ранеными и больными не должно проводится никакого различия, по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских; г) каждая сторона обязана разыскивать и регистрировать все имеющиеся в наличии данные, способствующие установлению личности раненых, больных и умерших, попавших в их руки, как со своей, так и с неприятельской стороны. 13. Тяжелое, угрожающее жизни состояние, характеризующее резким снижением артериального и кровяного давления, угнетением деятельности центральной нервной системы, - это.. а) обморок; б) травматический шок; в) коллапс. 14.Тяжелейшее состояние организма пострадавшего, наступившее в результате травмы, - это.. а) травматический шок; б) обморок; в) коллапс. 15. Врачи выделяют следующие признаки клинической смерти, которые очень просто определяется и для этого не обязательно иметь каких-либо специальных знаний: а) отсутствие сознания; б) отсутствие реакции зрачков на свет; в) отсутствие слуха; г) отсутствие дыхания; д) отсутствие пульса на сонной артерии. Найдите допущенную ошибку. 16. Мышечная масса у подростков 14-15 лет в среднем составляет: а) 30%; б) 32%; в) 34%; г) 36%; 17. Мышечная масса у подростков 17-18 лет в среднем составляет: а) 34%; б) 39%; в) 44%; г) 49%. 18. Объем сердца с 10 до 16 лет увеличивается: а) в 2 раза; б) в 2,2 раза; в) в 2,4 раза; г) в 2,6 раза. 19. Систематическое употребление спиртных напитков на протяжении длительного времени, всегда сопровождающееся выраженным опьянением, это.. а) пьянство; б) алкоголизм; в) алкогольное опьянение. 20. Алкоголизм, - это.. а) кратковременное состояние алкогольного опьянения; б) заболевание на почве пьянства в большинстве случаев с неблагоприятным прогнозом; в) умеренное потребление спиртных напитков. Ответы ОБЖ 9 класс 1 в 2 в 3 а 4 б 5 в 6 г 7 в 8 б 9 в 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ав в авг в а в б в в а б