рабочая программа ИЗО 5 класс 2022-2023 уч.год

муниципальное бюджетное общеобразс вательное учрезвдение
средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинекий

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседаний
методической кафедры
Гуманитарного.художественногоэстетического и оздоровительного
цикла
;

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директораI ПО
по УВР
Ург
_=
«о Н,А.
Н.А.
Яценко

■У ГЙ и

подпись

МБОУ СОШ №3
от 31.08.21)22г,. №2
кретарь МО Заб^раева Л.Г.

■ ;Ы

подпись

тверждаю» .
фектор МБОУ СОШ №3
г г - р- т

■:;:Г

И.А. Золотова

Ч/ г

Г Г

_

П1'"
1 !Г"
: Г: Ж :

1

:№
|

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
!р
!■:
по изобразительному искусству 5 (а,б) класс
С

‘“ и':'

Ш

1

;

•

■

| 1:

;■

:;!! '

!;

И!

Учитель: Золотова Ирина Александровна
.♦
?•

высшая категория
т2022-2023 учебнцй год

х~:^:!

;;

:

!■

'

•

■

|

.

‘
!

- И ‘

!; Н-.Й

и*л
я

‘

'

1' ■
('■ ••• 1-

ч

«Пояснительная записка»
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе составлена на основе федерального

государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (приказ
Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10. №1897), закона РФ «Обобразовании»,
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы №3 города Каменск - Шахтинский, федерального перечня учебников,
рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ
№3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, с учётом примерной программы основного
общего образования по «Искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса
составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и
художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение.
Цели и задачи.
Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка
интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих
внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного
мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия
действительности;
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
 формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального
образа реальности и произведений искусства;
 освоение художественной культуры как формы материального выражения в
пространственных формах духовных ценностей;
 формирование понимания эмоционального и ценностного
смысла визуальнопространственной формы;
 развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в
ситуации неопределенности;
 формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды и понимании красоты человека;
 развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
 овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть
реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на
основе его эмоционально-нравственной оценки;
 овладение основами культуры практической работы различными художественными
материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной,
бытовой и производственной среды.
«Место учебного предмета, курса дисциплины (модуля) в учебном плане»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по
изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М.
Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М.
Неменский.- М.: Просвещение. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного

предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены
стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на
освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной
жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными
корнями декоративного искусства.
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений
Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный
учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»
Класс – 5
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год: 5а- 33 ч.
5б – 34 ч.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (ФГОС)
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на
занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное
искусство»:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
 формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках

предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
 формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие
эстетического, эмоционально- ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности,
способности
к
сопереживанию,
зрительной
памяти,
ассоциативногомышления, художественного вкуса и творческого воображения;
 развитиевизуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры;
 освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах
(фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
 приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в
синтетических искусствах (театр и кино);
 приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках
в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах
художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
 развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
 осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
 развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации
контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и
учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в
нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного
образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания –
мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля.

Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению
дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью
текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его
динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после
прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле
учитываются и данные текущего контроля.
Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне
перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и
учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального
стандарта образования.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием
следующих методов и средств:
- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);
- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточкизадания).
Формы контроля знаний, умений, навыков ( стартовый,текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована
плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая
идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует
выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа,
чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Освоение основной образовательной программы основного общего образования предполагает
комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения
обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и
предметных.
В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной
информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Поэтому в
текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные
учеником, с оценками типа:
-«зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой, свидетельствующей об
освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона
(круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
-«хорошо», «отлично» – оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на
уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте
(или избирательности) интересов.
Это не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5 балльной
шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение
опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка,
как исполнение им требований Стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» (зачёт).

Учащиеся должны знать:
- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- знать особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение
традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- знать несколько народных художественных промыслов России.
Учащиеся должны уметь:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и
времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное
искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического,
современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство
материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного
обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста
уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства
(используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического
повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой
стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы,
объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или
объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).
Владеть компетенциями:
коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

«Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
«Древние корни народного искусства»
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни,
конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как
художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека,
жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской
народной вышивки, и народно-праздничными обрядами.
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.

Древние образы в народном искусстве
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь,
птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о
мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для
человека смыслов, их условно-символический характер.
Задание:выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по
дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).
Материалы:гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага.
Убранство русской избы
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы
России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины
мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая
клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).
Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая
доска, наличники, ставни.
Задание:создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце,
причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными
мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
Материалы:сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.
Внутренний мир русской избы
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома,
его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т.
д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг
предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Задание:изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского
интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)
Материалы:карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.
Конструкция, декор предметов народного быта
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область
конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты,
конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта,
выявление символического значения декоративных элементов.
Задание:выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта ( ковш,
прялка и т.д.).
Материалы:смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или
сангиной разных оттенков), кисть, бумага.
Русская народная вышивка
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и
вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
Задание:создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего
полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.
Материалы:гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы..
Народный праздничный костюм
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и
южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма
в различных республиках и регионах России.
Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира,
нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского)
северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей
одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды
(рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.
Материалы:бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.
Народные праздничные обряды (обобщение темы)
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в
событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение
целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций.
Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства
или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере
народного жилища.
«Связь времен в народном искусстве»
Включение детей
в поисковые группы по изучению
традиционных народных
художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с
филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить
внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся
на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского
промысла. При изучении
Борисовской керамики
обратить
внимание на разнообразие
скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на
орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные
элементы.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Древние образы в современных народных игрушках
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы
(конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих
различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и
основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм
игрушек.
Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее
декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.
Материалы:пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для
грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.
Искусство Гжели
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с
художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство
формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты,
виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Задание:изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка,
крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.
Материал:белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.

Городецкая роспись.
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное
достояние отечественной культуры.Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы
и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и
конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.
Задание:выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под
чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и
мотивами городецкой росписи.
Материалы:гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.
Хохлома.
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи.
Травный узор,. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером
«верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение
чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.
Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием
элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или
«рыжик,«Травная роспись».
Материалы:гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись.
Зрительный ряд:слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла,
подлинные образцы Хохломы.
ИскусствоЖостова. Истоки и современное развитие промысла
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и
вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких
форм цветов.
Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка,
бликовка, чертежка, привязка.
Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и
средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага
Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.
Краткие сведения из истории возникновения гончарного промысла Борисовки. Своеобразие формы и
декора борисовской керамики. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные
мотивы в изделиях борисовских мастеров. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой,
спиралевидной линией.
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка,
крышечка), используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение объемной формы
характерным узором борисовской росписи.
Материалы: пластилин, банка, стеки.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние
национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира».
«Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».
Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют
собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были
затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для
систематизации зрительного материала по определенному признаку.
К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.

Декор – человек, общество, время.
Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом
декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на
социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в
формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и
профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует
замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает
информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое
значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков,
Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится
на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный
интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера,
относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области происходит при определении
символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей,
символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»
О чём рассказывают нам гербы Белгородской области.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
Зачем людям украшения.
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений.
Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее
хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента,
цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по
теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в
соответствии с современными модными тенденциями.
Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.
19-20 тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества,
знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян
(изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).
Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Задание: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшенияпекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы.
2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.
Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.
Одежда «говорит» о человеке.
Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая
регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки
отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы хуп века (эпоха барокко), которое было
совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами,

орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль
людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей
по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном
искусстве хуп века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели,
предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение
человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.
Задание:1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в
одежде у людей разных сословий.
2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление
коллективной композиции.
3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы хуп века высших и низших сословий общества в
технике «коллаж».
Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые
мелки.
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком - знаком
положения человека в обществе, его роли в обществе. Сопоставление отличительных признаков
костюма различных стран и эпох. Закрепление пройденного материала по теме «Костюм разных
социальных групп в разных странах».
Задание:выполнение итоговой коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей
композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей
в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).
Материалы: бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы.
О чём рассказывают нам гербы.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербови городов.История создания
герба. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и
современности.
Задания: Создание по образцу гербов. (коллективная работа).
Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративноприкладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов,
собранных поисковыми группами.
Задания: выполнение различных аналитически - творческих заданий, например рассмотреть
костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при
изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм,
архитектура) по стилистическому признаку..
Декоративное искусство в современном мире.
Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и
т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы,
способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.
Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно)
Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».
Современное выставочное искусство.

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства
(художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).
Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративноприкладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой
фантазии и воображения.
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая
интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного
искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного
декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в
создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение
говорит языком материала» на примере экспозиции музея, создание дневника экскурсии.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза
будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение
готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках.
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим
кабинет своими руками».
Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно)
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы с бумагой, постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение
эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов бумаги
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим
кабинет своими руками».
Материалы: материалы для аппликации: цветная, бархатная, гофрированная, салфеточная,
оберточная, жатая бумага,.
Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».(резерв)
Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной
композиции.
Реализация разнообразных творческих замыслов, учетом свойств тканных и нетканых материалов.
Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выполнение
задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину.
Оформление школьной выставки по итогам года
Задания:1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и
нетканых материалов.
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим
кабинет своими руками».
Материалы: материалы для аппликации: ткань цветная и однотонная, рогожка, сезаль, веревки,
ленты, тесьма и т.

Тематическое планирование
№
раздела
п/п
1
2
3
4

Название темы раздела
«Древние корни народного искусства»
«Связь времен в народном искусстве»
«Декор - человек, общество, время»
«Декоративное искусство в современном мире».
Всего

Количество
часов
(5а класс)

Количество
часов
(5б класс)

9
8
9
7
33

9
9
8
8
34

«Календарно - тематическое планирование» 5 а класса
№
п/п

Наимен
ование
раздела
и тем

Тема урока

1.1

2-3

1.2
1.3
1.4
1.5

4

Древние образы в народном
искусстве.(пейзаж)
Убранство русской избы.

5

Дата (план) Дата
(факт
)

1 час

05.09.2022

2 часа

12.09.2022
19.09.2022
26.09.2022
03.10.2022

Внутренний мир русской избы
Конструкция и декор предметов
народного быта Русские прялки.

1 час
1 час

6

1.6

Русская народная вышивка

1 час

10.10.2022

7-8

1.7
1.8

Народный праздничный костюм.

2 часа

17.10.2022
24.10.2022

9

1.9

Народные праздничные обряды.
07.11.2022
Обобщение темы.
1 час
«Связь времен в народном искусстве» (8 часов)

2

10

2.1

Древние образы в современных
народных игрушках.

1 час

14.11.2022

11

2.2

Искусство Гжели.

1 час

21.11.2022

12

2.3

Городецкая роспись

1 час

28.11.2022

1314

2.4
2.5

Хохлома.

2 часа

05.12.2022
12.12.2022

15

2.6

1 час

19.12.2022

16

2.7

Жостово. Роспись по металлу.
Контрольная работа
Искусство Борисовской
керамики. Истоки и современное
развитие промысла.

1 час

26.12.2022

2.8
17

Роль народных промыслов в
современной жизни. Обобщение
темы

09.01.2023
1 час

3
«Декор – человек, общество, время» (9 часов)

18

3.1

Примечание
Причина
корректировки

«Древние корни народного искусства» (9 часов)

1
1

Кол-во
часов

Зачем людям украшения.

1 час

16.01.2023

1920

3.2
3.3

Роль декоративного искусства в
жизни древнего общества.

2 часа

23.01.2023
30.01.2023

2122-

3.4
3.5

Одежда «говорит» о человеке.

2 часа

06.02.2023
13.02.2023

2324

3.6
3.7

Коллективная работа «Бал в
интерьере дворца»

2 часа

20.02.2023
27.02.2023

25

3.8

О чём рассказывают нам гербы.

1 час

06.03.2023

26

3.9

Роль декоративного искусства в
жизни человека и общества
(обобщение темы).

1 час

13.03.2023

4
«Декоративное искусство в современном мире»
(7 часов)
2728
29
30

4.1
4.2
4.3
4.4

31
32

4.5
4.6

33
34

4.7
4.8

Современное выставочное
искусство.
Контрольная работа
Ты сам - мастер декоративноприкладного искусства (Витраж)
Ты сам - мастер декоративноприкладного искусства
(мозаичное панно)
Создание декоративной
композиции «Здравствуй, лето!».

2 часа
1 часа

03.04.2023
10.04.2023
18.04.2023

2 часа

24.04.2023
15.05.2023

2 часа

22.05.2023
29.05.2023

С учетом выходных и праздничных дней всего - 33 часа

«Календарно - тематическое планирование» 5 б класса
№
п/п

Наимен
ование
раздела
и тем

Тема урока

1.1

2-3

1.2
1.3
1.4
1.5

4

Древние образы в народном
искусстве.(пейзаж)
Убранство русской избы.

5

Дата (план) Дата
(факт
)

1 час

01.09.2022

2 часа

08.09.2022
15.09.2022
22.09.2022
29.09.2022

Внутренний мир русской избы
Конструкция и декор предметов
народного быта Русские прялки.

1 час
1 час

6

1.6

Русская народная вышивка

1 час

06.10.2022

7-8

1.7
1.8

Народный праздничный костюм.

2 часа

13.10.2022
20.10.2022

9

1.9

Народные праздничные обряды.
27.10.2022
Обобщение темы.
1 час
«Связь времен в народном искусстве» (9 часов)

2

10

2.1

Древние образы в современных
народных игрушках.

1 час

10.11.2022

1112
13

2.2-2.3

Искусство Гжели.

2 час

2.4

Городецкая роспись

1 час

1415

2.5
2.6

Хохлома.

2 часа

08.12.2022
15.12.2022

16

2.7

1 час

22.12.2022

17

2.8

Жостово. Роспись по металлу.
Контрольная работа
Искусство Борисовской
керамики. Истоки и современное
развитие промысла.

1 час

12.01.2023

2.9
18

Роль народных промыслов в
современной жизни. Обобщение
темы.

17.11.2022
24.11.2022
01.12.2022

19.01.2023
1 час

3
«Декор – человек, общество, время» (8часов)

19

3.1

Примечание
Причина
корректировки

«Древние корни народного искусства» (9 часов)

1
1

Кол-во
часов

Зачем людям украшения.

1 час

26.01.2023

2021

3.2
3.3

Роль декоративного искусства в
жизни древнего общества.

2 часа

02.02.2023
09.02.2023

2223-

3.4
3.5

Одежда «говорит» о человеке.

1 часа

16.02.2023

2425

3.6
3.7

Коллективная работа «Бал в
интерьере дворца»

2 часа

02.03.2023
09.03.2023

26

3.8

О чём рассказывают нам гербы.

1 час

16.03.2023

27

3.9

Роль декоративного искусства в
жизни человека и общества
(обобщение темы).

1 час

30.03.2023

4
«Декоративное искусство в современном мире»
(8 часов)
2829

4.1
4.2

Современное выставочное
искусство.

2 часа

06.04.2023
13.04.2023

30
31

4.3
4.4

2 часа

20.04.2023
27.04.2023

32
33

4.5
4.6

2 часа

04.05.2023
11.05.2023

34

4.7

Контрольная работа
Ты сам - мастер декоративноприкладного искусства (Витраж)
Ты сам - мастер декоративноприкладного искусства
(мозаичное панно)
Создание декоративной
композиции «Здравствуй, лето!».

2 час

18.05.2023
25.05.2023

С учетом выходных и праздничных дней всего - 34 часа

и скреплено печатью


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».