город Каменск-Ш ахтинсжий Ростовской области муниципальное бюджетное общ еобразовательное учреждение средняя общ еобразовательная школа №3 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Я ценко Н А . СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры естественно-математического цикла М БОУ СОШ №3 от 31 августа 2022г. .N"22 31 августа 2022 года секретарь МО: Галактионова И.Н. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии в 5 «А» и 5 «Б» классах Учитель: Забураева Лидия Григорьевна ч. 2022-2(523 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.2010 года №1897, закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города КаменскШахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, примерной рабочей программы по биологии в 5 классе. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования. УМК: учебник «Биология: Бактерии, грибы, растения.», 3е издание Вертикаль, М.: Дрофа, 2014 года, 144 стр., под редакцией В.В.Пасечника. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Срок реализации рабочей программы 1 год. Изучение биологии направлено на достижение следующих целей: Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной), элементарных представлений о наследственности и изменчивости, об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии. Приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдение за живыми объектами, собственным организмом, описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов, и инструментов; Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдых, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью, здоровью окружающих; осознания необходимости сохранения биологического разнообразия и природных местообитаний. Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний. Место учебного предмета в учебном плане. МБОУ СОШ №3 учебным планом и учебным расписанием на 2020-21 учебный год на изучение курса биологии в 5 классе отведено: 1 час в неделю и 33 часа в год, уплотнение учебного материала в связи с праздничными днями. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты обучения биологии: -воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, -знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; -сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; -формирование личностных представлений о целостности природы, -формирование толерантности и миролюбия; -освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, -формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; -формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, -формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; Метапредметные результаты обучения биологии: -учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; -формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию -владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности -формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий. -формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Предметными результатами обучения биологии являются: В познавательной (интеллектуальной) сфере: -выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; -соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами -классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; -объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; -различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений; -сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; -выявление приспособлений взаимодействия разных организмов видов в к среде экосистеме; обитания; типов взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей; -овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. В ценностно-ориентационной сфере: -знание основных правил поведения в природе; -анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. В сфере трудовой деятельности: -знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; -соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (припоровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). В сфере физической деятельности: -освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; В эстетической сфере: -овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Введение. Биология как наука. Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы живых организмов в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Разнообразие живых организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Экскурсии Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Глава 1. Клеточное строение организмов. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Процессы Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Процессы жизнедеятельности организмов. Демонстрации: Микропрепараты различных растительных тканей. Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи. Лабораторные и практические работы: Устройство увеличительных приборов, рассматривание клеточного строения растения с помощью лупы. Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Глава 2. Царство Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Глава 3. Царство Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. Демонстрации: Микропрепараты строения плодовых тел шляпочных грибов, плесневый гриб Мукор, строение дрожжей. Лабораторные и практические работы: Строение плодовых тел шляпочных грибов. Плесневый гриб Мукор. Строение дрожжей. Глава 4. Царство Растения. Разнообразие. Распространение, значение растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники. Голосеменные или Хвойные. Покрытосеменные или Цветковые. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Демонстрации: Микропрепараты зелёных, одноклеточных водорослей, строение лишайников, строение мха, строение спороносящего хвоща и папоротника, строение хвои и шишек голосеменных, строение цветка покрытосеменных. Лабораторные и практические работы: Строение зелёных, одноклеточных водорослей. Строение и питание лишайников. Строение мха. Строение спороносящего хвоща и папоротника. Строение хвои и шишек голосеменных. Строение цветка покрытосеменных. Тематическое планирование по биологии в 5 классе. Лабор.р № Название практ. работы главы. Всего часов 1 2 3 4 5 Введение. Биология --наука о живой природе. Глава 1.Клеточное строение организмов. Глава 2.Царство Бактерии. Глава 3.Царство Грибы. Глава 4.Царство Растения. 141 Всего: 5 5 3 5 14 32 3 1 0 4 Календарно- тематическое планирование по биологии в 5 классе. № № Название главы и темы урока. 1 Введение. Биология – наука о живой природе. Примечание Кол. Дата Дата час. план факт 5 2.09 2 Методы исследования в биологии. 9.09 3 Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. 16.09 4 Среды обитания живых организмов. 23.09 5 Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Глава 1. Клеточное строение организмов. Устройство увеличительных приборов Лабораторная работа по теме: «Знакомство с устройствами увеличительных приборов» Лабораторная работа по теме: «Строение клетки.» Химический состав клетки. Тестпроверочная работа за 1 четверть. Жизнедеятельность клетки, её деление и рост. Лабораторная работа по теме: «Ткани.» Глава 2. Царство Бактерии. 30.09 6 1.1 7 1.2 8 1.3 9 1.4 10 1.5 5 7.10 14.10 21.10 11.11 18.11 3 1(тест) 1(тест) 2(тест) 11 2.1 12 2.2 13 2.3 14 3.1 15 3.2 16 3.3 17 3.4 18 3.5 Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Лабораторная работа по теме: «Бактерии.» Глава 3. Царство Грибы. Общая характеристика грибов. Тест-проверочная работа за полугодие. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. Призентации по теме: «Грибы.» Глава 4. Царство Растения. 25.11 2.12 9.12 5 16.12 1е 23.12 13.01 20.01 27.01 14 22 4.4 23 4.5 Разнообразие, распространение, значение растений. Водоросли Лабораторная работа по теме: «Водоросли.» Лишайники. Мхи. 24 4.6 Плауны, хвощи, папоротники. 10.03 25 4.7 Обобщ. урок по темам: «Мхи. Лишайники. Плауны, хвощи. папоротники.» Тест-проверочная работа за 3 четверть. Лабораторная работа по теме: «Плауны. Хвощи. Папоротники.» Голосеменные растения. 17.03 28 4.10 Лабораторная работа по теме: «Голосеменные или Хвойные растения.» 29 4.11 Покрытосеменные растения 30 4.12 Лабораторная работа по теме: « Покрытосеменные или Цветковые растения.» 31 4.13 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. 21.04 19 4.1 20 4.2 21 4.3 26 4.8 27 4.9 3.02 10.02 17.02 24.02 3.03 7.04 14.04 28.04 5.05 12.05 32 4.14 Тест--итоговая проверочная работа по биологии за курс 5 класса. С учётом выходных и праздничных дней. 19.05