рабочая программа биология 6 класс 2022-2023 уч.год

город Каменск-Ш ахтинский Ростовской области
муниципальное бюджетное общ еобразовательное учреждение
средняя общ еобразовательная школа №3

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
естественно-математического цикла
МБОУ СОШ №3
от 31 августа 2022г. .N22

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Яценко Н.А.

31 августа 2022 года

секретарь МО:
Галактионова И.Н.

«Утверждаю»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии в 6 «А>> и 6 «Б» классах
Учитель: Забураева Лидия Григорьевна
1

2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по биологии для 6 «Б» класса составлена на основе
федерального государственного общеобразовательного стандарта основного
общего образования, приказ Министерства Образования и Науки РФ от
17.12.2010 года №1897, закона РФ «Об образовании», требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы №3 города КаменскШахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или
допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ
№3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, примерной рабочей
программы по биологии в 6 «Б» классе. В ней также учитываются основные
идеи и положения программы развития и формирования универсальных
учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с
примерными программами начального общего образования.
УМК: учебник «Биология: Многообразие покрытосеменных растений», 2е
издание, стереотипное,«Вертикаль», М.: «Дрофа», 2018 год, 208 стр., под
редакцией

В.В.Пасечник.

Учебник

рекомендован

Министерством

образования и науки Российской Федерации.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Основные цели изучения биологии в 6 классе:
освоение знаний о процессах жизнедеятельности организмов: обмене
веществ, питании, дыхании, передвижении, росте, развитии и размножении,
взаимосвязи процессов, о регуляции и саморегуляции процессов в организме,
об основах поведении животных и человека.
овладение умениями применять биологические знания для объяснения
особенностей жизнедеятельности различных организмов,

находить

и

использовать информацию для выполнения заданий различных типов,
работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей при проведении наблюдений, биологических экспериментов,
работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
культуры поведения в природе;
применение знаний и умений в повседневной жизни для решения
практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем
здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки
последствий своей деятельности по

отношению к живой природе,

собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил
поведения в окружающей среде.
Задачи:
-изучить сущность основных процессов, характерных живым организмам,
особенности жизнедеятельности разных организмов.
-научиться объяснять процессы, сравнивать их у разных организмов
-научиться характеризовать процессы жизнедеятельности по плану;
-научиться различать и объяснять процессы жизнедеятельности по схемам,
рисункам.
Место учебного предмета в учебном плане.
МБОУ СОШ №3 учебным планом и учебным расписанием на 2020-21
учебный год на изучение курса биологии в 6 «Б» классе отведено: 1 час в
неделю и 32 часа в год, уплотнение учебного материала в связи с
праздничными днями.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Требования к результатам обучения основных образовательных
программ структурируются по ключевым задачам общего образования,
отражающим индивидуальные, общественные и государственные
потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные
результаты.
Личностные результаты обучения биологии:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
-формирование

ответственного

отношения

к

учению,

готовности

и

способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию,
-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к
живым объектам;
-формирование личностных представлений о целостности природы,
-формирование толерантности и миролюбия;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах,
-формирование

нравственных

чувств

и

нравственного

поведения,

осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в
процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской,
творческой и других видах деятельности;
-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил

индивидуального

и

коллективного

безопасного

поведения

в

чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
-формирование основ экологического сознания на основе признания
ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного

отношения

к

окружающей

среде

и

природопользования.
Метапредметные результаты обучения биологии:

рационального

-учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для
деятельности,

себя новые

развивать

мотивы

задачи в учебе
и

интересы

и познавательной

своей

познавательной

деятельности;
-знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая
умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения

понятиям,

классифицировать,

наблюдать,

проводить

эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-формирование умения работать с различными источниками биологической
информации:

текст

учебника,

научно-популярной

литературой,

биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать
информацию
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной
и познавательной деятельности
-формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникативных технологий.
-формирование умений осознанно использовать речевые средства для
дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки
зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии являются:
-Формирование
закономерностях

системы
её

научных

развития,

знаний

о

исторически

живой
быстром

природе

и

сокращении

биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека
для создания естественно-научной картины мира;
-Формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических

объектах,

процессах,

явлениях,

закономерностях,

об

основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о
взаимосвязи

живого

и

неживого

в

биосфере,

наследственности

изменчивости организмов, овладение понятий аппаратом биологии;

и

-Приобретение опыта использования методов биологической науки и
проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых
организмов

и

человека,

проведение

экологического

мониторинга

в

окружающей среде;
-Формирование представлений о значении биологических наук в решении
проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в
условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений.
Строение семян. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки)
корня. Условия произрастания и видоизменения корней. Побег и почки.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Влияние факторов
среды на строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля.
Видоизменения побегов. Цветок. Соцветия. Плоды. Распространение плодов
и семян.
Демонстрации: модели, коллекции. Влажные препараты, иллюстрации.
Лабораторные и практические работы:
Строение семян.
Виды корней и типы корневых систем.
Побег и почки.
Внешнее строение листа.
Строение стебля.
Видоизменения побегов.
Цветок.
Плоды.
Глава 2. Жизнь растений.
Минеральное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение
воды растениями. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в

растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножения
споровых

растений.

размножение

Размножение

покрытосеменных

голосеменных

растений.

растений.

Вегетативное

Половое

размножение

покрытосеменных растений.
Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрации.
Лабораторные и практические работы:
Фотосинтез.
Дыхание растений.
Испарение воды растениями. Листопад.
Передвижение воды и питательных веществ в растениях.
Прорастания семян.
Способы размножения растений.
Размножение споровых растений.
Размножение голосеменных растений.
Половое размножение покрытосеменных растений.
Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
Глава 3. Классификация растений.
Основы систематики растений. Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные
( Капустные ) и Розоцветные. Класс Двудольные. Семейства Паслёновые,
Мотыльковые ( Бобовые. ) и Сложноцветные ( Астровые. ) Класс
Однодольные. Семейства Лилейные и Злаковые. Культурные растения.
Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрации.
Лабораторные и практические работы:
Класс двудольные.
Класс однодольные.
Глава 4. Природные сообщества.
Растительные сообщества. Влияние хозяйственной деятельности человека на
растительный мир. Охрана растений.

Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие
различные процессы жизнедеятельности живых организмов;
Лабораторные и практические работы:
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.
Охрана растений.
Тематический план по биологии в 6 «Б» классе.
№

Название главы.

1

15

2

Глава 1.Строение и многообразие
покрытосеменных растений.
Глава 2. Жизнь растений.

11

9

1(тест)

3

Глава 3. Классификация растений

5

2

-

4

Глава 4. Природные сообщества.

1

-

1(тест)

Всего:

Кол--во
час.

Лабор.р., Контроль
практ.раб (тест)
.
8
2(тест)

32

Календарно-тематическое планирование по биологии в 6 «Б» классе.
№ №

1

1.1

2

1.2

3

1.3

4
5

1.4
1.5

6

1.6

7

1.7

8

1.8

9

1.9

Название главы и темы урока.

Кол- Дата Дата
во ч. план факт
Глава 1. Строение и многообразие 15
покрытосеменных растений.
Строение
семян.
Лабораторная
2.09
работа по теме.
Виды корней и типы корневых
9.09
систем. Лабораторная работа.
Тест-вводная(диагностическая)
проверочная работа.
Зоны (участки) корня.
Условия
произрастания
и
видоизменения корней.
Побег и почки. Лабораторная работа
по теме.
Внешнее
строение
листа.
Лабораторная работа по теме.
Клеточное строение листа. Тестпроверочная работа за 1 четверть.
Влияние
факторов
среды
на

16.09
23.09
30.09
7.10
14.10
21.10
11.11

Примеча
ние

10 1.10
11 1.11
12 1.12
13 1.13
14 1.14

строение листа. Видоизменения
листьев.
Строение стебля. Лабораторная
работа по теме.
Видоизменения
побегов.
Лабораторная работа по теме.
Цветок. Лабораторная работа по
теме.
Соцветия.
Плоды. Лабораторная работа.

15 1.15 Распространения плодов и семян.
Тест-проверочная работа за 1е
полугодие.
Глава 2. Жизнь растений.
16 2.1 Минеральное питание растений.
17 2.2 Фотосинтез.
18 2.3 Дыхание растений. Лабораторная
работа по теме.
19 2.4 Испарение
воды
растениями.
Листопад. Лабораторная работа.
20 2.5 Передвижение воды и питательных
веществ в растении. Лабораторная
работа по теме.
21 2.6 Прорастание семян. Лабораторная
работа по теме.
22 2.7 Способы размножения растений.
Лабораторная работа по теме.
23 2.8 Размножение споровых растений.
Лабораторная работа по теме.
24 2.9 Размножение
голосеменных
растений. Лабораторная работа.
25 2.10 Половое
размножение
покрытосеменных
растений.
Лабораторная работа по теме.
26 2.11 Вегетативное
размножение
покрытосеменных
растений.
Лабораторная работа по теме.
Глава 3. Классификация
растений.
27 3.1 Основы систематики растений.
28 3.2 Класс
Двудольные.
Семейства
Крестоцветные
(Капустные)
и
Розоцветные.

18.11
25.11
2.12
9.12
16.12
23.12

11
13.01
20.01
27.01
3.02
10.02

17.02
24.02
3.03
10.03
17.03

7.04

5
14.04
21.04

29 3.3

30 3.4

31 3.5
32 4.1

Класс
Двудольные.
Семейства
Паслёновые,
Мотыльковые
(Бобовые)
и
Сложноцветные
(Астровые). Лабораторная работа.
Класс Однодольные. Семейства
Лилейные и Злаки. Лабораторная
работа по теме.
Культурные растения.
Глава 4. Природные сообщества.
Растительные сообщества.
Влияние
хозяйственной
деятельности
человека
на
растительный мир. Охрана растений
Тест-проверочная работа за год,
за 6 класс.

28.04

5.05

12.05
1

С учётом выходных и праздничных дней.

19.05

Прошнуровано и скреплено печатью


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».