город Каменск-Шахтинский Ростовской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
естественно-математического цикла
МБОУ СОШ №3 4
от 31 августа 2022г. №2
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Яценко Н А.
подпись
31 августа 2022 года
секретарь МО:
Г алактионова И.Н.
«Утверждаю»
Директор^ЙЮ У С О Ш ^ З
Прик
По д п д а у д а о водит
Печат*^ * ^1
Золотова И. А
№
АЛЬ/_Л
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии в 8 «А» классе
Учитель: Забураева Лидия Григорьевна
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса
«Биология» Пасечник В. В: учеб. для общеобразовательных Организаций В.В.
Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Шевцов. Биология. 8 класс. М.: Просвещение,
2019 г. « Линия жизни» в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования;
Положением о рабочей программе МБОУ СОШ №3
В соответствии с учебным планом школы на 2022-23 учебный год
предусмотрено 2 учебных часа в неделю на изучение предмета « Биология» в 8
«А» классе, соответственно 68 часов в учебном году.
Срок обучения по программе 1 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения биологии в 8 классе обучающиеся научатся:
Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности
организма человека, их практическую значимость;
Применять методы биологической науки при изучении организма человека:
проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения,
ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
Владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по
изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с
млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы
жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между
особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их
функциями;
Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать
информацию об организме человека, получаемую из разных источников;
последствия выявления факторов риска на здоровье человека.
К концу обучения в 8 классе обучающиеся получат возможность
научиться: использовать на практике приёмы оказания первой помощи при
простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения
наблюдений за состоянием собственного организма;
•выделять эстетические достоинства человеческого тела;
•реализовывать установки здорового образа жизни;
•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
собственному здоровью и здоровью других людей;
•находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об
организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов,
рефератов, презентаций;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях
и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия
влияния факторов риска на здоровье человека.
В результате освоения основной образовательной программы среднего общего
образования учащиеся достигают личностных, метапредметных и предметных
результатов.
СОДЕРЖАНИЕ биологии в 8 «А» классе.
Основное содержание программы соответствует содержанию, изложенному
авторами программы, автора программы В.В.Пасечника и коллектива авторов.
Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 59 классы. М.: Просвещение, 2019. – 128 с. (Соответствует требованиям ФГОС)
№
1.
2.
Название раздела/темы
Количество часов
Раздел 1. Введение. Наука
о человеке
Раздел 2.Общий обзор
организма человека
Раздел 3. Опора и
движение
Раздел 4. Внутренняя
среда организма.
3
Количество
контрольных работ
(лабораторных,
практических т.д.)
3
1
7
3
5
1
Раздел 5. Кровеносная и
лимфатическая системы.
Раздел 6.. Дыхательная
система
4
1
4
2
Раздел 7. Питание
Раздел 8. Обмен веществ и
превращение энергии
9. Раздел 9. Выделение
продуктов обмена
10 Раздел 10. Покровы тела
человека
Раздел
1
11.
Нейрогуморальная
1
регуляция
1
процессов
жизнедеятельности
12 Раздел 12 Анализаторы.
6
4
2
1
3.
4.
5.
6.
7.
8.
2
3
1
7
5
1
Органы чувств.
.
13 Раздел 13 Психика и
.
поведение человека.
Высшая нервная
деятельность
14 Раздел 14.
Размножение и развитие
человека.
15 Раздел 15. Человек и
окружающая среда
Итого
6
5
4
13
68
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии в
8 «А» классе
№
№
.
1.
2.
1.1
1.2
3.
1.3
4.
2.1
5.
2.2
6.
2.3
7.
3.1
Название раздела и тема урока
Дата
план
Раздел 1.Введение. Наука о человеке
.Науки о человеке и их методы
Биологическая природа человека. Расы
человека
Происхождение и эволюция человека.
Антропогенез
Раздел 2.Общий обзор организма человека
Строение организма человека: Уровни
организации человека. Ткани. Л.р тема
Изучение микроскопического строения тканей
организма человека.
Строение организма человека: Полости тела.
Органы . Системы органов.
Тест—вводная (диагностическая) проверочная
работа
Регуляция процессов жизнедеятельности
3
1.09
5.09
Раздел 3. Опора и движение
Опорно — двигательная система. Состав,
8.09
3
12.09
15.09
19.09
22.09
7
22.09
Дата
факт
Примечание
8.
3.2
9
3.3
10.
3.4
11.
12.
3.5
3.6
13.
3.7
14.
4.1
15
4.2
16
17.
4.3
4.4
18.
4.5
19.
5.1
20.
5.2
21.
5.3
строение и рост костей. Л.р тема
Микроскопическое строение костной ткани.
Изучение внешнего вида отдельных костей
скелета человека
Общий обзор скелета Человека. Соединение
костей..Скелет головы.
Скелет туловища. Скелет конечностей и их
поясов
Строение и работа мышц.ЛР тема-Мышцы
человеческого тела. Утомление при
статистической работе.
.Работа скелетных мышц и ее регуляция.
Значение физических упражнений и культуры
труда для формирования скелета и
мускулатуры.
Нарушение ОДС. Первая помощи при
повреждении ОДС ЛР тема- Выявление
нарушений осанки. Выявление плоскостопия
Раздел 4.Внутренняя среда организма.Состав внутренней среды организма и ее
функции
Состав крови. Постоянство внутренней
среды.. ЛР-Микроскопическое строение
крови ( микропрепараты крови человека и
лягушки)
Тест—проверочная работа за 1 четверть
Свертывание крови. Переливание крови.
Группы крови.
Иммунитет. Переливание крови.
Иммунология на службе здоровья.
Раздел 5. .Кровеносная и лимфатическая
системы
Органы кровообращения. Строение и работа
сердца
Сосудистая система . Лимфообращение. ЛРИзмерение кровяного давления. Подсчет
ударов пульса в покое
Сердечно — сосудистые заболевания. Первая
25.09
29.09
3.10
6.10
10.10
13.10
5
17.10
20.10
24.10
27.10
7.11
4
10.11
14.11
17.11
22.
5.4
23.
6.1
24.
6.2
25.
6.3
26.
6.4
27.
7.1
28.
7.2
29.
7.3
30.
31.
7.4
7.5
32
7.6
33.
8.1
34.
35.
36.
8.2
8.3
8.4
помощь при кровотечении.
Обобщающий урок по теме: Кровеносная и
лимфатическая системы
Раздел 6. Дыхательная система
Значение дыхательной системы. Строение
органов дыхания и их функции.
Механизм вдоха и выдоха. Жизненная емкость
легких.Л.Р..»Изменение обхвата грудной
клетки. Функциональная проба».
Регуляция деятельности дыхательной
системы. Охрана воздушной среды.Л.Р.
«Определение частоты дыхания».
Заболевание органов дыхания, их
профилактика. Реанимация. Обобщающий
.урок- 2. по теме «Дыхательная система»
Раздел 7. Питание
Питание и его значение. Органы пищеварения
и их функции.
Пищеварение в ротовой полости и
желудке.Л.Р.по теме - «Действие слюны на
крахмал».
Пищеварение в желудке и кишечнике. Л.Р. по
теме «Изучение действия желудочного сока
на белки».
Кишечное переваривание. Всасывание
Регуляция пищеварения. Гигиена
пищеварения. . Заболевание 1- помощь.
Обобщающий урок -3 по теме
«Пищеварительная система»
Тест—проверочная работа за 1е полугодие
Раздел 8. Обмен веществ и превращение
энергии
Взаимосвязь систем органов. Пластический и
энергетический обмен .
Ферменты и их роль в организме человека..
Витамины и их роль в организме человека
Нормы и режим питания. Нарушение обмена
веществ.
21.11
4
24.11
28.11
1.12
5.12
6
8.12
12.12
15.12
19.12
22.12
26.12
4
9.01
12.01
16.01
19.01
37
38.
9.1
9.2
39.
10.1
40.
41.
10.2
10.3
42.
11.1
43.
44.
11.2
11.3
45.
46.
47.
11.4
11.5
11.6
48.
11.7
49.
50.
12.1
12.2
51
12.3
52.
12.4
53.
12.5
54.
13.1
Раздел 9. Выделение продуктов обмена
2
Выделение.
23.01
Заболевание органов мочевыделения
26.01
Раздел 10. Покровы тела человека
3
Наружные покровы тела. Строение и функция 30.01
кожи. Л.Р. по теме: «Рассмотрение под лупой
тыльной и ладонной поверхности кисти»,
«Определение типа своей кожи с помощью
бумажной салфетки»
Болезни и травмы кожи
2.02
Гигиена кожных покровов
6.02
Раздел 11. Нейрогуморальная регуляция
процессов жизнедеятельности
Строение и функция желез внутренней
секреции
Работа эндокринной системы и ее нарушения
Значение нервной системы. Строение нервной
системы.
Спинной мозг.
Строение головного мозга.
Вегетативная нервная система. Соматическая
нервная система. Автономная нервная система
Нарушение в работе нервной системы и их
предупреждение. Обобщающий урок по теме
Нервная система.
Раздел 12 Органы чувств. Анализаторы
АНАЛИЗАТОРЫ.
Анализаторы. Зрительный анализатор. ЛР по
теме- «Строение зрительного анализатора»
Слуховой анализатор. Тест—проверочная
работа за 3 четверть
Вестибулярный анализатор. Мышечное
чувство. Осязание.
Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль.
Раздел 13. Психика и поведение человека.
Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность. Рефлексы.
7
9.02
13.02
16.02
20.02
27.02
2.03
6.03
5
9.03
13.03
16.03
30.03
3.04
6
6.04
55.
13.2
Память и обучение
10.04
56.
13.3
13.04
57.
13.4
Врожденные и приобретенные программы
поведения.
Сон и сновидение.
58.
13.5
Особенности ВНД. Речь, сознание.
20.04
59.
13.6
Обобщающий урок по теме :» Высшая
нервная деятельность
Раздел 14. Размножение и развитие
человека
Особенности размножения человека.
24.04
4.05
17.04
5
60.
14.1
61.
14.2
62.
14.3
Органы размножения. Половые клетки
Оплодотворение
Развитие зародыша. Беременность.
63.
14.4
Рост и развитие ребенка после рождения
11.05
64
14.5
Обобщающий урок по теме: «Размножение и
развитие человека.»
Раздел 15. Человек и окружающая среда
15.05
27.04
8.05
4
65.
15.1
Социальная и природная среда человека
18.05
66.
15.2
Окружающая среда здоровье человека
22.05
67.
15.3
25.05
68.
15.4
Тест—проверочная работа за год, за курс 8
класса.
Обобщающий урок по теме: «Окружающая
среда и здоровье человека»
29.05
Всего 68 часов в год, уплотнение с учётом праздничных и выходных дней.