рабочая программа география 7 класс 2022-2023 уч.год

город Каменск-Шахтинский Ростовской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
естественно-математического цикла
МБОУ СОШ №3
от 31 августа 2022г. №2
'-

, ; *

СОГЛАСОВАНО
Зам естите^директора по УВР
Яценко Н А.
подпись

.

3 1 августа 2022 года

секретарь МО:
Галактионова И.Н.4
подпись

*

Золотова И. А.

№

АЛ Л / У

И.А.Золотова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии е 7 классе
*

Учитель: Забураева Лидия Григорьевна

9
А

2022-2023 учебный год

.

Пояснительная записка.
Перечень нормативных документов.
Рабочая программа по географии для 7 класса разработана на основе
следующих нормативно ­ правовых документов:
1.

Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №

273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
2.

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего/полного/ общего образования.
3.

Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования».
4.

Примерной

основной

общеобразовательной

программы

образовательного учреждения. Основная школа./ сост. Е.С.Савинов/- М.:
Просвещение, 2011 г..
5.

Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных

учреждений/ Е.М. Домогацких – 3-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский
дом «Русское слово – РС», 2012г.
6.

Приказа

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации /Минобрнауки России / от 19.12.2012 г. № 1067 г. Москва "Об
утверждении
(допущенных)

федеральных
к

перечней

использованию

в

учебников,

рекомендованных

образовательном

процессе

в

образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2022-23
уч. год".
Локальные акты МБОУ СОШ № 3: «Положение о рабочей программе»,
«Положение о междисциплинарных программах», «Положение о критериях
оценки учебной деятельности обучающихся», «Положение об итоговой
аттестации обучающихся».

1

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно –
нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программы развития и формирования универсальных учебных действий,
которые обеспечивают формирование гражданской идентичности, овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и
непрерывного образования, целостность общекультурного личностного
развития.
Цели обучения курса:
Цель курса создание у учащихся представления о разнообразии
природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения
материков; раскрытие общегеографических закономерностей, объясняющих
и помогающих увидеть единство в этом многообразии природы и населения
материков, воспитание представления о необходимости самого бережного
отношения к природе.
Задачи обучения:
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного
общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание
которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие
аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания.
Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:
- целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и
развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природнообщественных территориальных систем;
- комплексного представления о географической среде как среде
обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления
с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических
условиях;
- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических
географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать
географические знания для организации своей жизнедеятельности;
2

-

умения

организации

гуманистическими,

собственной

экологическими,

жизни

в

соответствии

демократическими

и

с

другими

принципами как основными ценностями географии;
-

социально

значимых

качеств

личности:

гражданственность,

патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство;
гражданскую,

социальную и моральную ответственность; адекватное

восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании
межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
В программе для основной школы в учебном курсе географии
превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к
результатам обучения и основных видов деятельности ученика.
Общая характеристика учебного предмета.
Роль и значимость учебного предмета.
География в основной школе — учебный предмет, формирующая у
учащихся комплексное, системное и

социально -

ориентированное

представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных
процессов,

об

взаимодействия

особенностях

населения

и

общества

природы,

об

и

хозяйства,
адаптации

о

проблемах
человека

к

географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к
устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:
-формирование системы географических знаний как компонента
научной картины мира;
-познание на

конкретных примерах многообразия современного

географического пространства на разных его уровнях (от локального до
глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
-понимание особенностей взаимодействия человека и природы на
современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

3

-познание характера, сущности и динамики главных природных,
экологических,

социально-экономических,

геополитических

и

иных

процессов;
главных

-понимание

особенностей

взаимодействия

природы

и

общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей
среды и рационального природопользования;
-формирование
универсальных

системы

учебных,

интеллектуальных,

оценочных,

практических,

коммуникативных

умений,

обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное
поведения в окружающей среде;
-формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием
значимости географического пространства для человека, с заботой о
сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
-понимание

закономерностей

размещения

населения

и

территориальной организации хозяйства в связи с природными, социальноэкономическими и экологическими факторами, зависимости проблем
адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
-глубокое и всестороннее изучение географии материков и океанов,
включая географического положения материков и океанов, природу,
население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их
взаимозависимости;
-формирование

опыта

жизнедеятельности

через

усвоенные

человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические
снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и
техники),

способствующие

изучению,

освоению

и

сохранению

географического пространства;
-формирование опыта ориентирования в географическом пространстве
с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и
др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов,
проектов;
4

-формирование

опыта

творческой

деятельности

по

реализации

познавательных, социально-коммуникативных потребностей на
создания

собственных

географических

продуктов

(схемы,

основе
проекты,

компьютерные программы, презентации);
-выработка у обучающихся понимания общественной потребности в
географических

знаниях, а также формирование у них отношения к

географии, как возможной области будущей практической деятельности.
Организуя

учебный процесс по географии в основной школе,

необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное знание
предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему
предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но
также комплекс общеучебных умений, необходимых для познания и
изучения окружающей среды, выявления причинно-следственных связей,
сравнения объектов, процессов и явлений, моделирования и проектирования,
ориентирования на местности, плане, карте, в ресурсах Интернета,
статистических материалах, а также для соблюдения норм в окружающей
среде, оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных,
правовых норм, эстетических ценностей.
Деятельность образовательного учреждения в обучении географии
должна быть направлена на достижение обучающимися следующих
личностных результатов:
- знание основных принципов и правил поведения в природе и
обществе,

основ здорового образа жизни и

здоровьесберегающих

технологий;
-

сформированность

познавательных

интересов

и

мотивов,

направленных на изучение природы материков и океанов; интеллектуальных
умений (доказывать, строить

рассуждения, анализировать, сравнивать,

делать выводы и др.), эстетического отношения к географическим объектам.
Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию
системно-деятельностного,

практико-ориентированного
5

и

личностно-

ориентированного подходов, освоение обучающимися интеллектуальной и
практической

деятельности,

овладение

знаниями

и

умениями,

востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в
окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и
собственного здоровья.
Обоснование выбора УМК, на основе которого ведется преподавание
предмета.
Настоящая рабочая программа по географии для 7 класса сохраняет
содержательный минимум примерной программы и составлена на основе
содержания авторской программы УМК под

ред. Е.М. Домогацких.

На

освоение программы отводится 2 часа в неделю, в год - 68 часов.
Учебники географии под ред. Е.М. Домогацких представляют собой
законченную

линию,

связанную

общей

концепцией

и

подходом

к

преподаванию предмета. Впервые весь комплект учебников по географии для
средней школы написан единым авторским коллективом, поэтому его
отличают преемственность материала, стилевое единство текста, общая
структура

организации

содержания

и

методического

аппарата.

Отличительной чертой данной линией учебников является то, что один из
авторов Е.М. Домогацких - учитель - практик с большим опытом работы в
школе. Учебники отличаются простотой и доступностью подачи учебного
материала, в то же время целостностью и научностью.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число
учебных часов за пять лет обучения — 280 ч. из них по 35 ч (1 ч в неделю) в
5 и 6 классах и по 70 ч. (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах. География
материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в
основной школе. Данный курс опирается на географические знания,
полученные учащимися в 5 и 6 классах, и продолжает рассматривать
6

особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и
природы на новом – региональном (материковом) уровне.
Содержание программы полностью соответствует образовательному
стандарту в области географии и концепции географического образования в
основной школе.

Курс состоит из двух частей:1.Планета, на которой мы

живем; 2.Материки планеты Земля.
В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ №3 в 2022-23
уч.году на изучения курса географии в 7 классе отведено 68 часов в год-- это
по 2 часа в неделю, уплотнение программы в связи с праздничными днями.
Требования к результатам обучения.
Личностным результатом обучения географии в основной школе
является

формирование

всесторонне

образованной,

инициативной

и

успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих
взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и
этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие
их индивидуально-личностные позиции:


гуманистические и демократические ценностные ориентации,

готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и
производственной деятельности;


осознание себя как члена общества на глобальном, региональном

и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской
Федерации, житель конкретного региона);


осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли,

материков, их крупных районов и стран;


представление о России как субъекте мирового географического

пространства, её месте и роли в современном мире;
7



осознание единства географического пространства России как

единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей
общность их исторических судеб;


осознание

значимости

и

общности

глобальных

проблем

человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:


умение оценивать с позиций социальных норм собственные

поступки и поступки других людей;


эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде,

необходимости ее сохранения и рационального использования;


патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей

стране;


уважение к истории, культуре, национальным особенностям,

традициям и образу жизни других народов, толерантность;


готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной

траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего
образования законченной системой географических знаний и умений,
навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития

личностных результатов служит

учебный

материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на
понимание собственной деятельности и сформированных личностных
качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным
ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и
созидательной деятельности.
Метапредметными

результатами

изучения

курса

«География»

является формирование универсальных учебных действий (УУД).
8

Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических

умений,

умения

управлять

своей

познавательной

деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и
задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты:


самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в

классной и индивидуальной учебной деятельности;


выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный

результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели;


составлять (индивидуально или в группе) план решения

проблемы (выполнения проекта);


подбирать

к

каждой

проблеме

(задаче)

адекватную

ей

теоретическую модель;


работая по предложенному и самостоятельно составленному

плану, использовать наряду с основными и

дополнительные средства

(справочная литература, сложные приборы, компьютер);


планировать

свою

индивидуальную

образовательную

траекторию;


работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним

и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно
подобранные средства (в том числе и Интернет);


свободно пользоваться выработанными критериями оценки и

самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и
способы действий.


в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

9



самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха

и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.


уметь оценить степень успешности своей индивидуальной

образовательной деятельности;


организация своей жизни в соответствии с общественно

значимыми

представлениями

о

здоровом

образе

жизни,

правах

и

обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального
взаимодействия;


умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые

и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование,

сохранение,

передачу

и

презентацию

с

помощью

и

обобщать

технических средств и информационных технологий:


анализировать,

сравнивать,

классифицировать

понятия;


давать определение понятиям на основе изученного на различных

предметах учебного материала;


осуществлять логическую операцию установления родо-видовых

отношений;


обобщать

понятия

–

осуществлять

логическую

операцию

перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

10



строить логическое рассуждение, включающее установление

причинно-следственных связей;


создавать модели с выделением существенных характеристик

объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;


представлять

информацию в виде конспектов, таблиц, схем,

графиков;


преобразовывать информацию

из одного вида в другой и

выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;


понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку

зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для
этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее,
просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;


самому создавать источники информации разного типа и для

разных аудиторий,

соблюдать

информационную

гигиену и

правила

информационной безопасности;


уметь

использовать

компьютерные

и

коммуникационные

технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать
адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и
сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный
материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:


осознание роли географии в познании окружающего мира и его

устойчивого развития;


освоение системы географических знаний о природе, населении,

хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется
географическое мышление учащихся;

11



использование географических умений для анализа, оценки,

прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования
путей их решения;


использование карт как информационных образно-знаковых

моделей действительности.
Коммуникативные УУД: отстаивая свою точку зрения, приводить
аргументы, подтверждая их фактами;


в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать

свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);


учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством

признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать
его;


понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку

зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;


уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с

людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация
работы в малых группах, а также использование на уроках элементов
технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» в 7 классе
являются следующие умения: осознание роли географии в познании
окружающего мира:
1. Осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять результаты выдающихся географических открытий и
путешествий.
освоение системы географических знаний о природе, населении,
хозяйстве мира:
12

- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для
каждой геосферы и географической оболочки;
- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и
высотной поясности;
- определять географические особенности природы материков, океанов
и отдельных стран;
-

устанавливать

связь

между

географическим

положением,

природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и
стран;
- выделять природные и антропогенные причины возникновения
геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном
уровнях.
использование географических умений:
- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
- находить и анализировать в различных источниках информацию,
необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный
потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.
2. Использование карт как моделей:
-

различать

карты

по

содержанию,

масштабу,

способам

картографического изображения;
- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических
объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.
понимание смысла собственной действительности:
- использовать географические знания для осуществления мер по
сохранению природы и защите людей от стихийных природных и
техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов,
адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на

13

особенности

культуры

народов;

районов

разной

специализации

хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.

Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Планета, на которой мы живем.
Глава 1. Литосфера-подвижная твердь.
Содержание главы:
Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый
период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора.
Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в
зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы
рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи
горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Учебные понятия:
геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и
материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков,
срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы,
равнины, складчатые пояса, горы.
Персоналии
Альфред Вегенер.
Основные образовательные идеи:


Рельеф Земли (характеристика, история развития, отображение на

карте) и человек.


Связь

рельефа

поверхности

и

стихийных

бедствий

геологического характера с процессами, происходящими в литосфере Земли.
Метапредметные умения:


углубление

учебно-информационных

умений:

работать

с

источниками информации, особенно с разнообразными тематическими
картами; организовывать информацию;
14



углубление

учебно-логических

умений:

сравнивать,

устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать
информацию.
Предметные умения
Умение объяснять:


географические явления и процессы



причины изменений рельефа, распространение крупных форм

рельефа, зон землетрясений и вулканизма, осадочных, магматических и
метаморфических полезных ископаемых.
Умение определять:


географические объекты и явления по их существенным

признакам, существенные признаки объектов и явлений:

литосфера,

литосферная плита, земная кора, рельеф, сейсмический пояс;


местоположение географических объектов и явлений на карте:

крупнейшие древние платформы, Тихоокеанский и СредиземноморскоГималайский сейсмические пояса.
Практическая работа:
1. Составление картосхемы «Литосферные плиты»
Глава 2. Атмосфера-мастерская климата.
Содержание главы:
Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного
давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата
основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов.
Климатограммы.
рельеф,

влияние

Климатообразующие
океана,

система

факторы: широтное
господствующих

положение,

ветров,

размеры

материков. Понятие о континентальности климата.Разнообразие климатов
Земли.
Учебные понятия:
Климатический

пояс,

субпояса,
15

климатообразующий

фактор,

постоянный ветер, пассаты, муссоны, западный перенос, континентальность
климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Персоналии: А.И. Воейков
Основные образовательные идеи:


Разнообразие

климатов

Земли

-

результат

действия

климатообразующих факторов.
Метапредметные умения:


углубление

учебно-информационных

умений:

работать

с

источниками информации, особенно с разнообразными тематическими
картами; организовывать информацию;


углубление

учебно-логических

умений:

сравнивать,

устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать
информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:


географические явления и процессы в атмосфере: распределение

поясов атмосферного давления и образование постоянных ветров;


формирование климатических поясов;



действие климатообразующих факторов.

Умение определять:


географические объекты и явления по их существенным

признакам, существенные признаки объектов и явлений:

атмосфера,

воздушная масса, климат, пассат, западный ветер, гидросфера;


местоположение климатических поясов.

Глава 3. Мировой океан-синяя бездна.
Содержание главы:
Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны
Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды.
Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана.
16

Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды
морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты.
Особенности природы отдельных океанов Земли.
Учебные понятия:
Море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе
океана, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
Персоналии: Огюст Пикар
Основные образовательные идеи:


Мировой океана — один из важнейших факторов, определяющих

природу Земли.


Мировой океан — колыбель жизни.

Метапредметные умения:


углубление

учебно-информационных

умений:

работать

с

источниками информации, особенно с разнообразными тематич. картами;
организовывать информацию;


углубление

учебно-логических

умений:

сравнивать,

устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать
информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:


географические явления и процессы в гидросфере;



формирование системы поверхностных океанических течений.

Умение определять:


географические объекты и явления по их существенным

признакам, существенные признаки объектов и явлений: Мировой океан,
морское течение;


местоположение крупнейших морских течений.

Практическая работа: 1. Комплексная характеристика одного из
океанов.
17

Глава 4. Географическая оболочка-живой механиз.
Содержание главы:
Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт).
Природные и антропогенные ландшафты.

Свойства географической

оболочки: целостность, ритмичность и зональность. Закон географической
зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны.
Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и
широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о
высотной поясности.
Учебные понятия:
Природный

комплекс,

географическая

оболочка,

целостность,

ритмичность, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии:
Василий Васильевич Докучаев.
Основные образовательные идеи:


Географическая

оболочка:

понятие,

строение,

свойства,

закономерности


Природные зоны и человек.

Метапредметные умения:


углубление

учебно-информационных

умений:

работать

с

источниками информации, особенно с разнообразными тематическими
картами; организовывать информацию;


углубление

учебно-логических

умений:

сравнивать,

устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать
информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:


явления и процессы в географической оболочке: целостность,

ритмичность, географическую зональность, азональность и поясность.
Умение определять:
18



географические объекты и явления по их существенным

признакам, существенные признаки объектов и явлений:

зональность,

природная зона, географическая оболочка, высотный пояс, природный
комплекс;


местоположение природных зон.

Глава 5. Человек-хозяин планеты.
Содержание главы:
Древняя родина человека и предполагаемые пути его расселения по
материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных
этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее
хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо
охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие.
Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы.
Народы.

География

религий.

Политическая

карта

мира.

Этапы

ее

формирования. Страны современного мира.
Учебные понятия:
Миграция,

хозяйственная

деятельность,

цивилизация,

особо

охраняемые природные территории, Всемирное наследие, раса, религия,
мировые религии, страна, монархия, республика.
Основные образовательные идеи:


С хозяйственной деятельностью человека связана необходимость

охраны природы.


Особенности расовой, национальной религиозной картины мира.



Разнообразие стран — результат длительного исторического

процесса.
Метапредметные умения:


углубление

учебно-информационных

умений:

работать

с

источниками информации, особенно с разнообразными тематическими
19

картами; организовывать информацию;


углубление

учебно-логических

умений:

сравнивать,

устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать
информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:


географические особенности населения: размещения, расового

состава, национального состава, хозяйственной деятельности.
Умение определять:


географические объекты и явления по их существенным

признакам, существенные признаки объектов и явлений: человеческая раса;


местоположение территорий с самой большой плотностью

населения, областей распространения основных человеческих рас и религий.
Раздел 2. Материки планеты Земля.
Глава 6. Африка - материк коротких теней.
Содержание главы:
История открытия, изучения и освоения. Особенности географического
положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк.
Главные

черты

рельефа

и

геологического

строения:

преобладание

плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото,
алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира
– Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория,
Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки
Африки.
Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы
Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности
человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием.
Главные объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия:
20

Саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, сахель,
экваториальная раса.
Персоналии:
Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Давид Ливингстон, Генри
Стэнли, Джон Спик, Джеймс Грант, Василий Васильевич Юнкер, Николай
Степанович Гумилев.
Основные образовательные идеи


Выявление влияния географического положения на природное

своеобразие Африки: север – зеркальное отражение юга.


Африка – материк равнин.



Африка – материк, на котором ярко проявляется закон широтной

зональности.


Своеобразие регионов Африки:



Северная

Африка

—

пустыни,

древнейшие

цивилизации,

арабский мир.


Западная и Центральная Африка -

разнообразие народов и

культур.


Восточная

Африка

–

разломы

и

вулканы,

саванны

и

национальные парки;


Южная Африка – саванны и пустыни,

богатейшие полезные

ископаемые.
Метапредметные умения:


выявлять причинно-следственные связи,



определять критерии для сравнения фактов, явлений,



работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы,

схемы,
Предметные умения:
Умение объяснять:


географические особенности природы материков и океанов.
21



географическая специфика отдельных стран.



результаты

выдающихся

географических

открытий

и

путешествий.
Умение определять:


географические объекты и явления по их существенным

признакам, существенные признаки объектов и явлений;


местоположение отдельных территорий по их существенным

признакам.
Практические работы:
1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности
с севера на юг в градусной мере и километрах.
2. Составление туристического плана-проспекта путешествия по
Африке.
Глава 7. Австралия--маленький великан.
Содержание главы:
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы.
Самый

маленький

материк,

самый

засушливый

материк,

целиком

расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного
мира

материка.

Население

Австралии.

Европейские

мигранты.

Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и
изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз –
страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия.
Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый
природный мир островов.
Учебные понятия:
Лакколит, эндемик, аборигены.
Персоналии:
Вилем Янсзон, Абель Тасман, Джеймс Кук, Эдуард Эйр, Николай
22

Николаевич Миклухо-Маклай, Юрий Федорович Лисянский, Тур Хейердал.
Основные образовательные идеи


Самый маленький и самый засушливый материк.



Самый низкий материк, лежащий вне сейсмической зоны.



Открытие и освоение позже, чем других обитаемых материков

из-за своей удаленности от Европы


Изменение человеком природы: завезенные растения и животные.



Население: австралийские аборигены и англоавстралийцы.



Океания — особый островной мир.

Метапредметные умения:


ставить учебную задачу под руководством учителя,



планировать свою деятельность под руководством учителя,



оценивать работу одноклассников,



выявлять причинно-следственные связи,



определять критерии для сравнения фактов, явлений,
анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

Предметные умения:
Умение объяснять:


географ. особенности природы материка в целом и отдельных

его регионов;


географические особенности отдельных стран.



следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:


географические объекты и явления по их существенным

признакам, существенные признаки объектов и явлений;


местоположение отдельных территорий по их существенным

признакам.
Практическая работа:
23

1. Сравнение географического положения Африки и Австралии,
определение черт сходства и различия основных компонентов
природы материков.
Глава 8. Антарктида—холодное сердце.
Содержание главы:
Особенности географического положения. Самый изолированный и
холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения.
Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф,
скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические
научные станции.
Учебные понятия:
Стоковые

ветры,

магнитный

полюс,

полюс

относительной

недоступности, шельфовый ледник.
Персоналии:
Джеймс Кук, Фаллей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович
Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Джеймс Росс, Руал Амундсен, Роберт Скотт.
Основные образовательные идее:
Географическое положение Антарктиды и его влияние на природу
материка.


Антарктида — материк без постоянного населения.

Метапредметные умения:


планировать свою деятельность под руководством учителя,



оценивать работу одноклассников,



выявлять причинно-следственные связи,

Предметные умения:
Умение объяснять:
24



географические особенности природы материков и океанов.



результаты

выдающихся

географических

открытий

и

путешествий.
Умение определять:


географические объекты и явления по их существенным

признакам, существенные признаки объектов и явлений;


местоположение отдельных территорий по их существенным

признакам.
Глава 9. Южная Америка—материк чудес.
Содержание главы:
Географическое положение — основа разнообразия природы Южной
Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты
природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными
ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка –
самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути.
Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.
Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный
Восток и Горный Запад.

Особенности человеческой деятельности и

изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты
природного и культурного наследия.
Учебные понятия:
Сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Центральная
Америка.
Персоналии:
Христофор Колумб, Америго Веспуччи. Нуньес де Бальбоа, Франциско
Орельяно, Александр Гумбольдт, Григорий Иванович Лансдорф, Артур
Конан Дойль, Франциско Писарро.
Основные образовательные идеи:


Южная Америка — материк с наиболее разнообразными среди
25

южных материков природными условиями.


Рекорды Южной Америки: самый увлажненный материк, самый

большой речной бассейн, самая длинная и полноводная река, самый высокий
водопад, самая обширная низменность и самые длинные горы суши.


Особенности регионов Южной Америки: равнинный Восток и

Андийские страны.
Метапредметные умения:


ставить учебную задачу под руководством учителя,



планировать свою деятельность под руководством учителя,



оценивать работу одноклассников,



выявлять причинно-следственные связи,



работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы,

схемы,


создавать объяснительные тексты



выслушивать и объективно оценивать другого,



уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:
Умение объяснять:


географ. особенности природы материка в целом и отдельных его

регионов;


географические особенности отдельных стран.



следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:


географические объекты и явления по их существенным

признакам, существенные признаки объектов и явлений;


местоположение отдельных территорий по их существенным

признакам.
Практические работы:
26

1. Сравнение характера размещения населения Южной Америки и
Африки.
Глава 10. Северная Америка—знакомый незнакомец.
Содержание главы:
Географическое положение. История открытия, изучения и освоения.
Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные
бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов
климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера. Широтное
и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и
животного
население.

мира.

Формирование

населения

материка.

Современное

Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная

Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и
изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного
и культурного наследия.
Учебные понятия:
Великое оледенение, прерии, каньон, торнадо, Берингия, АнглоАмерика, Латинская Америка.
Основные образовательные идеи:


Северная Америка — северный материк, в природе которого есть

черты сходства с Евразией и Южной Америкой.


Равнины на востоке и горы на западе. Кордильеры – главный

горный хребет.


Огромное

разнообразие

природы:

от

Арктики

до

субэкваториального пояса.


Особенности регионов Северной Америки: Англо-Америки и

Центральной Америки.
Персоналии:
Лейв Эриксон, Джон Кабот, Витус Беринг, Михаил Гвоздев, Иван
Федоров, Александр Макензи, Марк Твен, Фенимор Купер.
27

Метапредметные умения:


ставить учебную задачу под руководством учителя,



планировать свою деятельность под руководством учителя,



оценивать работу одноклассников,



выявлять причинно-следственные связи,



работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы,

схемы,


создавать объяснительные тексты



выслушивать и объективно оценивать другого,



уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:
Умение объяснять:


географические особенности природы материка в целом и

отдельных его регионов;


географические особенности отдельных стран.



следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:


географические объекты и явления по их существенным

признакам, существенные признаки объектов и явлений;


местоположение отдельных территорий по их существенным

признакам.
Практические работы:
1.

Сравнение климата разных частей материка, расположенных в
одном климатическом поясе.

Глава 11. Евразия—музей природы.
Содержание главы:
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные
28

черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы
планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми.
Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие
реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы
Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав,
неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в
развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший
центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион
планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы
материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного
наследия.
Персоналии:
Марко Поло, Афнасий Никитин, Петр Петрович Семенов-ТяньШанский, Николай Михайлович Пржевальский, Петр Кузьмич Козлов,
Всеволод Иванович Роборовский
Основные образовательные идеи:


Евразия — самый большой материк, единственный, омываемый

всеми океанами Земли.


Евразия — материк, включающий две части света: Европу и

Азию.


Наличие

нескольких

литосферных

плит,

«спаянных»

складчатыми поясами, – причина сложности рельефа.


Разнообразие природы — есть все природные зоны Северного

полушария.


Евразия — самый заселенный материк Земли.



Особенности регионов Европы

(Северная, Средняя, Южная и

Восточная) и Азии (Юго-Западная, Восточная, Южная и Юго-Восточная).
Метапредметные умения:


ставить учебную задачу под руководством учителя,



планировать свою деятельность под руководством учителя,
29



оценивать работу одноклассников,



выявлять причинно-следственные связи,



определять критерии для сравнения фактов, явлений,



анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,



работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы,

схемы,


создавать объяснительные тексты



выслушивать и объективно оценивать другого,



уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:
Умение объяснять:


географические особенности природы материка в целом и

отдельных его регионов;


географические особенности отдельных стран.



следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:


географические объекты и явления по их существенным

признакам, существенные признаки объектов и явлений;


местоположение отдельных территорий по их существенным

признакам.
Практические работы:
1. Определения

типов

климата

Евразии

по

климатическим

диаграммам.
2. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й
параллели.
Глава 12. Взаимоотношения природы и человека.
Содержание главы:
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.
30

Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу,
атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры

происхождения

культурных растений.
Учебные понятия:
Природные условия, стихийные природные явления, экологическая
проблема.
Персоналии: Николай Иванович Вавилов, Владимир Иванович
Вернадский.
Основные образовательные идеи:


Природа, вовлечённая в хозяйственную деятельность человека,

называется географической средой.


Изменение

природной

среды

в

результате

хозяйственной

деятельности человека стало причиной появления экологических проблем.
Метапредметные умения:


ставить учебную задачу под руководством учителя,



планировать свою деятельность под руководством учителя,



оценивать работу одноклассников,



выявлять причинно-следственные связи,



определять критерии для сравнения фактов, явлений,



анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,



выслушивать и объективно оценивать другого,



уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:
Умение объяснять:
особенности взаимодействия природы и человека;
особенности

влияния

хозяйственной

деятельности

человека

на

оболочки Земли;
следствия влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки
Земли.
31

Умение определять:


центры происхождения культурных растений;



местоположение

территорий

с

наибольшей

степенью

концентрации хозяйственной деятельности человека.
Тематическое планирование по географии в 7 классе.
Название разделов и главы.
I. Раздел. Планета на которой мы живем
1.Литосфера-подвижная твердь.
2.Атмосфера-мастерская климата.
3.Мировой океан-синяя бездна.
4.Географическая оболочка-живой механизм.
5.Человек-хозяин планеты.
II. Раздел. Материки планеты Земля.
6. Африка-материк коротких теней.
7. Австралия-маленький великан.
8. Антарктида-холодное сердце.
9. Южная Америка-материк чудес.
10. Северная Америка-знакомый незнакомец.
11. Евразия-музей природы.
III. Раздел. Взаимоотношения природы и
человека.
12. Природа и человек.
Итого:

Колво
часов
23
7
4
5
2
5

Практи Контрол
ч.-х
ь (тест)
работ

44
9
6
2
8
7
9
4

1
1
1
1
1

1 (тест)
1 (тест)

1 (тест)
1
1
1
1

1 (тест )
1 (тест)

68

Календарно-тематическое планирование по географии в 7 классе.
№ №

Название разделов, главы.

Кол- Дата
во
план
час
32

Дата Коррекция
факт

Раздел I. Планета, на которой мы живем.
Глава1.
Литосфера-подвижная
твердь.
1 1.1 Суша в океане.
2 1.2 Геологическое время.
3 1.3 Строение земной коры.

23
7
3.09
5.09
10.09

4

1.4

Литосферные плиты и современный
рельеф

12.09

5

1.5

Диагностическая
контрольная работа.

17.09

6

1.6

Платформы и равнины.

7

1.7

Складчатые
Практическая
«Литосфера.»

пояса
работа

(вводная)

19.09
и
по

горы.
главе:

Глава 2. Атмосфера-мастерская
климата.

24.09

4

8

2.1

Пояса планеты.

9

2.2

Воздушные массы и климатические
пояса.

1.10

10 2.3

Климатообразующие факторы.

3.10

11 2.4

Практическая
«Атмосфера.»

8.10

26.09

работа

по

главе:

Глава 3. Мировой океан-синяя
бездна.

5

12 3.1

Мировой океан и его части.

10.10

13 3.2

Движение вод Мирового океана.

15.10

14 3.3

Жизнь в океане.

17.10

15 3.4

Особенности отдельных океанов.

22.10

16 3.5

Практическая работа по главе:
«Мировой океан-синяя бездна.»
Тест-проверочная работа за 1

24.10

33

четверть.
Глава
4.
Географическая
оболочка-живой механизм.
17 4.1

Географическая оболочка.

18 4.2

Зональность
географической
оболочки. Практическая работа по
теме.

2
7.11

Глава 5. Человек-хозяин планеты.

12.11

5

19 5.1

Освоение Земли человеком.

14.11

20 5.2

Охрана природы.

19.11

21 5.3

Население Земли.

21.11

22 5.4

Страны мира.

26.11

23 5.5

Практическая работа по
«Человек-хозяин планеты.»

главе:

Раздел II. Материки планеты Земля.
Глава
6.
Африка-материк
коротких теней.
24 6.1 Географическое
история
положен.
исследования
Африки.
25 6.2 Геологическое
рельеф
строение и
Африки.
26 6.3 Климат Африки.
Практическая
работа по теме.
27 6.4 Гидрография Африки.

28.11

44
9
3.12

5.12
10.12
12.12

28 6.5

Разнообразие природы Африки.

17.12

29 6.6

Население Африки.

19.12

30 6.7

Регионы
Африки:
Западная , Центральная.

31 6.8

Тест—проверочная

Северная,

работа
34

за

1

24.12

26.12

полугодие.
32 6.9

Восточная и Южная Африка.
Глава 7.
великан.

Австралия-маленький

9.01
6

33 7.1

Географическое
положение
и
история исследования Австралии.

14.01

34 7.2

Компоненты природы Австралии.

16.01

35 7.4

Особенности природы Австралии.

21.01

36 7.5

Австралийский Союз.

23.01

37 7.6

Океания. Практическая работа по
главе:
«Австралия-маленький
великан.»

28.01

Глава 8.
сердце.

Антарктида-холодное

2

38 8.1

Географическое
положение
и
история исследования Антарктиды.

30.01

39 8.2

Особенности природы Антарктиды.

4.02

Практическая работа по главе:
«Антарктида-холодное сердце.»
Глава 9. Южная
материк чудес.

Америка-

8

40 9.1

Географическое положение Южной
Америки. История открытия и
исследования.

6.02

41 9.2

Геологическое строение и рельеф
Южной Америки.

11.02

42 9.3

Климат Южной Америки.

13.02

43 9.4

Гидрография Южной Америки.

18.02

35

44 9.5

Разнообразие
Америки.

природы

45 9.6

Население Южной Америки.

25.02

46 9.7

Регионы Южной Америки.

27.02

47 9.8

Практическая работа по главе:
«Южная Америка –материк чудес.»
Глава 10. Северная
знакомый незнакомец.

Южной

Америка-

20.02

4.03

7

48 10.1 Географическое
положение
Северной
Америки.
История
открытий и исследований.

6.03

49 10.2 Геологическое строение и рельеф
Северной Америки.

11.03

50 10.3 Климат Северной Америки.

13.03

51 10.4 Гидрография Северной Америки.

18.03

52 10.5 Разнообразие
Америки.

Северной

1.04

53 10.6 Население Северной Америки. Тестпроверочная работа за 3 четверть.

3.04

54 10.7 Регионы Северной Америки.

8.04

55 10.7 Практическая
«Северная
незнакомец.»
Глава
11.
природы.

природы

работа по главе:
Америка-знакомый
Евразия-музей

56 11.1 Географическое
положение
история исследования Евразии.

10.04

9

и

15.04

57 11.2 Геологическое строение и рельеф
Евразии.

17.04

36

58 11.3 Климат Евразии.

22.04

59 11.4 Гидрография Евразии.

24.04

60 11.5 Разнообразие природы Евразии.

29.04

61 11.6 Население Евразии.

6.05

62 11.7 Регионы Европы.

8.05

63 11.8 Регионы
Азии:
Юго-Западная,
Восточная и Центральная Азия,

13.05

64 11.9 Южная и Юго-Восточная Азия.

15.05

Раздел III. Глава 12. Взаимоотношения
природы и человека. Заключение.
65 12.1 Взаимоотношения
природы и человека.

4
20.05

66 12.2 Природа и человек.

22.05

67 12.3 Тест-проверочная
работа за год, за 7
класс.

27.05

68 12.4 Призентации
по
теме : «Природа и
человек»

Всего 68 часов в год, уплотнение учебного материала за счёт выходных и
праздничных дней.

37

Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
УМК ученика.
1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч.
1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса
общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,
2010. – 280 с.: ил., карт.
2. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2
Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия:
учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД
«Русское слово – РС», 2010. – 256 с.: ил., карт.
3. Географический атлас по географии – М.: Дрофа, 2007.
4. Контурные карты по географии – М.: Дрофа, 2007.
УМК учителя:
1. Домогацких Е.М., Программы по географии 5-11 класс, - М.: Русское слово,
2012 год.
2. География. Материки и океаны. 7 класс: поурочные планы по учебнику О. В.
Крыловой / авт.-сост. С. А. Костина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 367 с. – (Для
преподавателей).
3. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч.
1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса
общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,
2012. – 280 с.: ил., карт.
4. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2
Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия:
учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД
«Русское слово – РС», 2012. – 256 с.: ил., карт.
38

5. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М.
Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 1. /
Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 96 с.
6. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М.
Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 2. /
Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 88 с
7. Географический атлас по географии– М.: Дрофа, 2007.
8. Контурные карты по географии – М.: Дрофа, 2007.
9. Беловолова Е.А. География: формирование универсальных учебных действий: 59 классы: методическое пособие/ Е.А. Беловолова.- М.:Вентана- Граф, 2014.- 224 с
10.

Формирование ключевых компетенций на уроках географии. 6-9 классы:

методическое пособие/ Е.А. Беловолова.- М.:Вентана- Граф, 2010.- 240 с.
11.

Текущий и итоговый контроль. Контрольно-измерительные материалы.

ФГОС. 2013 г.
Сайты для учителя географии:
1. http://www.metodika.ru/
2.http://collegy.km.ru/
3. http://www.ychitel.com/
4.http://www.ug.ru/
5. http://www.uroki.net Uroki.net.
6. http://geo.1september.ru/
7.http://geo2000.nm.ru/index1.htm
8.http://rgo.ru/
9. http://www.uchportal.ru
10. http://www.zavuch.info
11. http://www.it-n.ru
12. www.mirgeografii.ru \
Карты:
1. Евразия. Политическая карта.
2. Евразия. Физическая карта.
3. Австралия и Океания. Физическая карта.
4. Северная Америка. Политическая карта.
5. Северная Америка. Физическая карта.
6. Южная Америка. Политическая карта.
7. Африка. Политическая карта.
39

8. Антарктида. Комплексная карта.
9. Атлантический океан. Комплексная карта.
10. Природные зоны мира.
11. Физическая карта мира.
12. Климатическая карта мира
13. Строение земной коры
14. Мировой океан.
Таблицы:
2.

Модель Солнечной системы

3.

Следствия вращения Земли вокруг Солнца и своей оси

4.

Внутренне строение Земли

5.

Оболочки Земли

6.

Круговорот воды в природе

7.

Река и ее части

8.

Строение атмосферы

9.

Мировой океан и его части

10.

Строение вулкана

11.

Типы озерных котловин

12.

Движение литосферных плит

13.

Виды облаков.

Технические средства обучения:
Компьютер;
Мультимедиа-проектор;
Интерактивная доска
Коллекция медиаресурсов;
Выход в Интернет;
Учебная геоинформационная система;
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
Образовательная коллекция «География» 6-10 классы
Интерактивные наглядные пособия.
Видеоматериалы: коллекция фильмов по материкам
Учебно-практическое оборудование:
Компас школьный
Демонстрационные пособия:
Глобус (диаметр 320 мм)
40

Глобус физический (диаметр 210 мм)
Коллекция полезных ископаемых.
Справочно-информационная и научно-популярная литература.
- комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения
(проектор, компьютер, интерактивная доска, коллекция медиаресурсов, в том числе
электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в интернет, учебная
геоинформационная система);
- комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий
(таблицы, транспортиры, портреты выдающихся географов, и путешественников) по всем
разделам школьного курса географии;
-

картотека

с

заданиями

для

индивидуального

обучения,

самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ и т.д.

41

организация

Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Учащиеся будут знать:


географические особенности природы материков и океанов, их

сходство и различия;


причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и

океанов;


основные

географические

законы

(зональность,

ритмичность,

высотная поясность);


связи между географическим положением, природными условиями и

хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;


причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по

их смягчению и предотвращению;


географию крупнейших народов Земли.

Учащиеся научится:


анализировать,

воспринимать,

обобщать

и

интерпретировать

географическую информацию;


выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, объектов и

явлений происходящих в географической оболочке;


выявлять

в

процессе работы

с источниками

географической

информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

учебных

использовать источники географической информации для решения
и

практико-ориентированных

задач;

знания

о

географических

закономерностях для объяснения свойств, условий протекания и географических
различий объектов и явлений; знания о географических явлениях в повседневной
жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
быту и окружающей среде;


находить закономерности протекания явлений по результатам

наблюдений (в том числе инструментальных);


объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

особенности адаптации человека к разным природным условиям; закономерности
размещения населения и хозяйства отдельных стран;


описывать

по

карте

взаимное

объектов;
42

расположение

географических



определять

качественные

и

количественные

показатели,

характеризующие географические объекты, процессы и явления;


оценивать информацию географического содержания; особенности

взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;;
положительные и негативные последствия глобальных изменений природы для
отдельных регионов и стран; особенности взаимодействия человека и компонентов
природы;


приводить примеры географических объектов и явлений и их

взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических
объектов, процессов и явлений; примеры, показывающие роль географической
науки;


проводить по

разным источникам информации исследования,

связанное с изучением географических объектов и явлений;


различать изученные географические объекты, процессы и явления;

географические процессы и явления, определяющие особенности природы и
населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;


создавать простейшие географические карты различного содержания;

письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и
хозяйства изученных стран;


сопоставлять

существующие

в

науке

гипотезы

о

причинах

происходящих глобальных изменений природы;


составлять описания географических объектов, процессов и явлений;



сравнивать

географические

объекты,

процессы

и

явления;

особенности природы и населения, культуры регионов и отдельных стран;
качественные и количественные показатели, характеризующие географические
объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим
картам разного содержания;


формулировать зависимости и закономерности по результатам

наблюдений (в том числе инструментальных);


читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и

географические карты.

43

Приложение
Тематика проектных и исследовательских работ.
1. Исследование «Сейсмическая активность планеты Земля и ее изменения в
последние годы»
2. Исследование «Бутылочная почта»
3. Проект «Неизвестный материк»
4. Исследование «Глобальное потепление или новый ледниковый период?»
5. Проект «Маршрут путешествия по материку»
6. Проект «Хочу в Африку!»
7. Проект «Правила туриста в Австралии»
8. Проект «Как правильно себя вести в заграничном путешествии»
9. Проект «Национальный костюм»
10. Проект «Особенности национальной кухни»
11. Проект «Вокруг света под парусами»
12. Проект «Чайная церемония»
13. Проект «Растения-переселенцы»
14. Проект «Эндемики материков»

44

Критерии оценки учебной деятельности обучающихся.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При
оценке знаний, учащихся предполагается обращать внимание на правильность,
осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность
использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний
предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный
подход к организации работы в классе.
Исходя из поставленных целей, учитывается:
•

Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия

понятий, точность употребления научных терминов.
•

Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

•

Самостоятельность ответа.

•

Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Критерии и нормы оценок за устный ответ
Оценка "5" ставится, если ученик:
1.

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного

материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2.

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;

выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными
примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения,
выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой
ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный
материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой
терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и
истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст
учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать
на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать
наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу,
первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей,
45

сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и
опытов;
3.

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в

решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который
легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с
приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи,
сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4.

Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географич. задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:
1.

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и

правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при
воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие
неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из
наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности,
при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в
основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на

основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой
ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей
письменной, использовать научные термины;
3.

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные

термины;
4.

Ответ самостоятельный;

5.

Наличие неточностей в изложении географического материала;

6.

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения

последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных
терминов или в выводах и обобщениях;
7.

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов

учителя восполняются сделанные пропуски;
8.

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий

изучаемых географических явлений;
9.

Понимание основных географических взаимосвязей;
46

10.

Знание карты и умение ей пользоваться;

11.

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:
1.

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении

материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2.

Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда

последовательно;
3.

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;

выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии,

определения понятий дал недостаточно четкие;
5.

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из

наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6.

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения

задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов,
или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7.

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или

воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные
положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8.

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при

воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на
вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9.

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических

навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и
т.д.);
10.

Скудны географические представления, преобладают формалистическ.знания;

11.

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12.

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географич. связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:
1.

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2.

Не делает выводов и обобщений.

3.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного

материала в пределах поставленных вопросов;
4.

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к

решению конкретных вопросов и задач по образцу;
47

5.

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не

может исправить даже при помощи учителя.
6.

Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа, учащегося педагогом даётся краткий
анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других
учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Критерии и нормы оценок самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
- правильно выполнил более 90% всех заданий.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
- правильно выполнил более 75% всех заданий
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы
или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
- правильно выполнил более 60% всех заданий
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может
быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая
предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на
последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
48

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных
ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10
правильных ответов.
Критерии и норма оценки качества выполнения практических и
самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью
самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники
знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ
теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в
оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме
и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности
выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов
типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы
из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала
знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для
самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в
оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или
хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На
выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу
дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения
при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами,
географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к
выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных
49

выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание
теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со
стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой
подготовки учащегося.
Критерии и норма оценки умений работать с картой и другими источниками
географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их
использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или
характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и
формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление
результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются
неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются
неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний;
допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Географическая номенклатура:
Тема «Африка»:
- Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан
Килиманджаро;
- Нил, Конго, Нигер, Замбези;
- Виктория, Танганьика, Чад;
-

Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия

(Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).
Тема «Австралия и Океания»:
- Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия,
Микронезия; Большой Барьерный риф;
- Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;
- Муррей, Эйр;
- Сидней, Мельбурн, Канберра.
Тема «Южная Америка»:
- Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;
50

- горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и ЛаПлатская низменности;
- Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;
- Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (БуэносАйрес), Перу (Лима).
Тема «Северная Америка»:
- Флорида, Калифорния, Аляска; Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский
заливы;
- Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров
Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;
- горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины;
Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;
- Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;
- Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое;
- Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, СанФранциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).
Тема «Евразия»:
- Таймыр, Кольский Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея;
- Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;
- Финский, Ботанический, Персидский заливы;
- проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;
- острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие
Зондские;
-равнины

Западно-Сибирская,

Великая

Китайская;

плоскогорья:

Восточно-

Сибирское, Декан;
- горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья: Тибет, Гоби; вулкан
Кракатау;
- реки: Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Хуанхэ,
Янцзы, Инд, Ганг;
- озера: Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль,
Балхаш, Лобнор.

51

печатью


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».