город Каменск-Шаххйнский Ростовской области муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры естественно-математического цикла МБОУ СОШ №3 от 31 августа 2022г. №2 СОГЛАСОВАНО Заместитздь^дирекгора по УВР Яценко Н А. подпись 3> августа 2022 года секретарь МО: Г алактионова И.Н. «Утверждаю» Директор Приказ Под Печ Золотова И. А № Л Ж2-/^ И. А. Золотова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии е 9 классе Учитель: Забураева Лидия Григорьевна 2022-2023 учебный год Пояснительная записка. Рабочая программа по химии в 9 классеразработана на основе (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФкГОС), требований к результатам освоения основной образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования МБОУ СОШ №3 с учётом Примерной программы начального (основного, среднего) общего образования по химии в 9 классе общеобразовательной школы. Согласно учебному плану МБОУ СОШ №3 на изучение химии в 9 классе отводится 69 часов в год, 2 часа в неделю, в том числе лабораторных опытов и практических работ—19, тест—проверочных работ—5. Для реализации данной рабочей программы используется УМК учебник: Химия 9 класс: О.С. Габриелян 6-е издание,-М.:Дрофа,2018г.-319с., рекомендованного и допущенного к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, базисного учебного плана. Срок реализации учебной программы составляет 1 год. Общая характеристика учебного предмета. Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в вычленении дидактической единицы (в данной программе таковой является «химический элемент») и дальнейшем усложнении и расширении ее (здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)). Данный принцип построения Рабочей программы обусловил необходимость внесения изменений в логику изложения учебного материала, предусмотренной авторской программой учебного курса. Так, в Рабочей программе практические работы Практикума № 2 распределены соответственно темам курса, в том числе проведение контрольных работ по следующим темам: «Вводный контроль», «Металлы», «Неметаллы», «Органические соединения» и проведение практических работ: « Осуществление цепочки химических превращений металлов», «Получение и свойства соединений металлов», «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ», «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода», «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода», «Получение, собирание и распознавание газов». Также программа предусматривает проведение лабораторных опытов в темах: «Металлы», «Неметаллы» и «Органические соединения» и проектную работу учащихся по темам, предложенным учителем. Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: 1.освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; 2.овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; 3.развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; 4.воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; 5.применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, 6.решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. В результате изучения химии ученик должен Знать/понимать: - химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций; - важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; - основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; Уметь: - называть: химические элементы, соединения изученных классов; - объяснять: физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена; - характеризовать: химические элементы(от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ; - определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена; - составлять: формулы неорганических соединений; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы; уравнения химических реакций; - обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; - распознавать опытным путём: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы; - вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции; Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - безопасного обращения с веществами и материалами; - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; - критической оценки информации о веществах, используемых в быту; - приготовления растворов заданной концентрации. В календарно-тематическом плане планируемые результаты продвинутого уровня усвоения знаний выделены курсивом. Место предмета в учебном плане. Учебный план МБОУ СОШ №3 отводит на изучение химии в 9 классе—2 часа в неделю—это 69 часов в год. Согласно учебного плана МБОУ СОШ №3 и учебного расписания в 9классе в 2022-2023 учебном году будет проведено 69часов за счёт уплотнения учебного материала, в связи с праздничными днями. Результаты освоения курса. Личностными результатами обучения химии в основной школе являются: • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к химии как элементу общечеловеческой культуры; • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода; • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Метапредметными результатами обучения химии в основной школе являются: • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Предметные результаты обучения химии в основной школе представлены в содержании курса по темам. Содержание курса химия в 9 классе. Глава 1. Характеристика химических элементов и реакций. Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. Глава 2. Металлы. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а щ е л о ч н ы х м е т а л л о в. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а э л е м е н т о в г л а в н о йп о д г р у п п ы II г р у п п ы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. А л ю м и н и й. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Ж е л е з о. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fе3+. Качественные реакции на Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве. Глава3 . Практикум №1 .Свойства металлов и их соединений . 1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. З. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ. Глава 4 . Неметаллы. Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл». В о д о р о д. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а г а л о г е н о в. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. С е р а. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. А з о т. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды азота (П) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Ф о с ф о р. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения. У г л е р о д. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция. К р е м н и й. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Глава5 . Практикум № 2 . Свойства неметаллов и их соединений . 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». 6. Получение, собирание и распознавание газов. Глава6 . Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ. Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона. Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окислениявосстановления. Тематическое планирование по химии в 9 классе. № Наименование разделов (глав) п/п 1 Глава 1. Характеристика химических элементов и химических реакций. 2 Глава 2. Металлы. 3 Глава 3. Химический практикум №1: «Свойства металлов и их соединений.» Глава 4. Неметаллы. 4 5 6 Глава 5. Химический практикум №2: «Свойства неметаллов и их соединений.» Глава 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ. Всего: Всего часов 9 Практическ Контроль: .работы, формалабор. раб. (тест). 1(тест) 1 1(тест) 18 6 3 1(тест) 25 3 8 69 1(тест) 3 1(тест) Календарно—тематический план. № п/п № Название раздела и темыурока.. Глава 1. Характеристика химических элементов и реакций. 1 1.1 2 1.2 3 1.3 4 1.4 5 6 1.5 1.6 7 1.7 8 1.8 9 1.9 2.1 2.2 12 13 14 15 2.3 2.4 2.5 2.6 16 17 18 19 20 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 21 2.12 22 2.13 23 2.14 24 25 26 27 2.15 2.16 2.17 2.18 Дата план 9 Характеристика химического элемента-металла на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева Характеристика химического элементанеметалла на основании его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева. Амфотерные оксиды и гидроксиды. 1.09 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Тест--диагностическая (вводная) проверочная работа. Химическая организация природы. Химические реакции. Скорость химической реакции. Катализаторы и катализ. 8.09 6.09 13.09 15.09 20.09 22.09 Практическая работа №1: «Химические элементы в организме человека.» Лабораторный опыт: «Витамины в продуктах питания.» Глава 2. Металлы. 10 11 Всего час. Век медный, бронзовый, железный. Положение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева и строение их атомов. Физические свойства металлов. Сплавы. Химические свойства металлов. Лабораторный опыт: «Химические свойства металлов.» Получение металлов. Тест—проверочная работа за 1 четверть. Коррозия металлов. Щелочные металлы. Лабораторный опыт: «Коррозия металлов. Щелочные металлы.» Сравнительная характеристика физических и химических свойств металлов (примеры ) Бериллий, магний и щёлочноземельные металлы. Лабораторный опыт: «Свойства щёлочноземельных металлов.» Алюминий. Лабораторный опыт: « Свойства алюминия» Железо. Лабораторный опыт: « Свойства железа.» 27.09 29.09 18 4.10 6.10 11.10 13.10 18.10 20.10 25.10 27.10 8.11 10.11 15.11 17.11 22.11 24.11 29.11 1.12 6.12 8.12 Дата факт Коррекция Глава 3. Химический практикум №1. Свойства металлов и их соединений. 28 3.1 29 3.2 30 3.3 31 32 33 3.4 3.5 3.6 Практическая работа №1: «Осуществление цепочки химических превращений.» Практическая работа №2: «Получение и свойства соединений металлов.» Практическая работа №3: «Экспериментальные задачи по распознанию и получению соединений металлов.» Обобщающий урок по главе: «Металлы» Призентации по главе: «Металлы.» Тест—проверочная работа за 1е полугодие. Глава 4. Неметаллы. 13.12 15.12 20.12 22.12 10.01 27.12 25 12.01 4.12 4.13 4.14 4.15 4.16 4.17 4.18 4.19 4.20 Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух. Водород. Лабораторный опыт: «Свойства водорода.» Вода. Лабораторный опыт: «Свойства воды.» Вода в жизни человека. Лабораторный опыт: «Вода в жизни человека.» Галогены. Соединения галогенов. Лабораторный опыт: «Свойства галогенов.» Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений. Кислород. Лабораторный опыт: «Свойства кислорода.» Сера. Соединения серы. Азот. Аммиак. Тест—проверочная работа за 3 четверть. Соли аммония. Кислородные соединения азота. 4.21 4.22 4.23 4.24 4.25 Фосфор и его соединения. Углерод. Кислородные соединения углерода. Кремний и его соединения. Обобщающий урок по главе №4. 6.04 11.04 13.04 18.04 20.04 34 4.1 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 4.10 4.11 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 Глава 5. Химический практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений. 59 5.1 60 5.2 61 5.3 6.1 17.01 19.01 24.01 26.01 31.01 2.02 7.02 9.02 14.02 16.02 21.02 28.02 2.03 7.03 9.03 14.03 16.03 30.03 4.04 3 Практическая работа №4: «Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа кислорода.» Практическая работа №5: «Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода.» Практическая работа №6: «Получение, собирание и распознавание газов» Глава 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка ОГЭ. 62 6 Периодическая система Д.И.Менделеева и строение атома. 25.04 27.04 2.05 8 4.05 63 6.2 Электроотрицательность. Степень окисления.Строение вещества. 9.05 64 6.3 11.05 65 6.4 66 67 6.5 6.6 68 6.7 Классификация химических реакций. Скорость химической реакции. Диссоциация электролитов в водных растворах Ионные уравнения реакций. Окислительно-восстановительные реакции. Неорганические вещества, их номенклатура и классификация. Характерные химические свойства неорганических веществ. 69 6.8 Тест—проверочная, итоговая работа за год, за 9 класс. 30.05 Всего 69 часов за год, уплотнение с учётом праздничных дней. 16.05 18.05 23.05 25.05 Перечень учебно-методических средств обучения. Литература: 1. Стандарт основного общего образования по химии. 2. Примерная программа основного общего образования по химии. 3. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004 г. 4. Химия. 9 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.9»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2006. 5. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2004. 6. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 -9класс. – М.: Дрофа, 2005. 7. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2008. 8. Присягина И.Г., Комиссарова Л.В., Контрольные и проверочные работы по химии: 9 класс.: К учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс». – М.:Издательство «Экзамен», 2006. 9. Некрасова Л.И., Химия. 9 класс. Карточки заданий.- Саратов: Лицей, 2008. 10. Горковенко М.Ю., Химия. 9 класс. Поурочные разработки к учебнику О.С.Габриеляна(М.: Дрофа). – М.: «ВАКО», 2006. 11. Горбунцова С.В., тесты по основным разделам школьного курса химии: 8-9 классы. – М.: «ВАКО», 2006. 12. Денисова В.Г., Химия.8 класс: поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна.- Волгоград: Учитель, 2009 13. Габриелян О.С. учебник Химия 9 класс, 6 е издание, стереотипное, Москва: Дрофа 2018 г.-319 стр. Критерии и нормы оценок. Оценка устного ответа: Отметка «5»: Ответ полный и правильный на основании изученных теорий; Материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; Ответ самостоятельный. Отметка «4»: Ответ полный и правильный на основании изученных теорий; Материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметка «3»: Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный. Отметка «2»: При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Отметка «1»: Отсутствие ответа. Оценка экспериментальных умений: Оценка ставится на основании наблюдений за учащимся и письменного отчета за работу. Отметка «5»: Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; Эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; Проявлены организационно – трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места, порядок на столе, экономно используются реактивы) Отметка «4»: Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием. Отметка «3»: Работа выполнена правильно не менее, чем на половину, или допущена существенная ошибка в ходе экспериментов, в объяснении, в оформлении работы, соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые исправляются по требованию учителя. Отметка «2»: Допущены 2 (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя. Отметка «1»: Работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения. Оценка умений решать экспериментальные задачи: Отметка «5»: План решения составлен правильно; Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; Дано полное объяснение и сделаны выводы. Отметка «4»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более 2-х несущественных ошибок в объяснении и выводах. Отметка «3»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах. Отметка «2»: Допущены 2 (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах Отметка «1»: Задача не решена. Оценка умений решать расчетные задачи: Отметка «5»: В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом. Отметка «4»: В логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена не рациональным способом или допущены не более 2-х несущественных ошибок. Отметка «3»: В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах. Отметка «2»: Имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении Отметка «1»: Отсутствие ответа на задание. Оценка письменных контрольных работ: Отметка «5»: Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка. Отметка «4»: Ответ не полный или допущена не более 2-х несущественных ошибок. Отметка «3»: Работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом 2-3 несущественных. Отметка «2»: Работа выполнена не меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок. Отметка «1»:Работа не выполнена. При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год. Требования к уровню подготовки по химии учащихся 9-го класса: Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать: химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций; важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; уметь: называть: химические элементы, соединения изученных классов; объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена; характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ; определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена; составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения элементов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций; обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; распознавать опытным путём: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонатионы; вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции; Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.