муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Камеиек-Шахтинский СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР г Яценко Н.А. иодпись СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры гуманитарного цикла МБОУ СОШ №3 /у Ш ^ 8 . 2 0 2 2 г. № 2 ' > крегарь МО Забураева Л.Г. Подпись УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ №3 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Праздники и традиции Донского казачества» 9 класс Учитель: Кулишова Светлана Валентиновна на 2022 - 2023 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе нормативно - правовых документов: - Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 № 1897). - Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г. - Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 3 1577 «О внесении изменений в Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 п. 18.2.2. (для 5-7 классов) - Письма Министерства образования Ростовской области № 24/4.1 «О примерной структуре рабочих программ учителей». - Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва). - СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189). - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - Авторская программа: Традиции родного края. История и культура казачества. Интегрированная образовательная программа дополнительного образования детей. 1 – 11 классы. ФГОС. Бурова Наталья Владимировна, Буров Дмитрий Викторович Издательство: Учитель (2015) - Основная образовательная программа основного общего образования МБОУСОШ № 3 г. Каменска – Шахтинского Ростовской области. История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде. Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории донского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, хутора; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду. Образовательная программа по истории и культуре донского казачества может рассматриваться как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования. Цель данной программы - формирование начального представления о донском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся. Задачи, решаемые данной программой: - знакомство с укладом жизни донских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда; - ознакомление с основными историческими вехами казачества, приобщение учащихся к казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам; - воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Волгоградской области; привитие нравственных устоев донских казаков в духе православия; - развитие творческих способностей детей; - формирование у учащихся интереса к исследовательской работе. Место предмета в базисном учебном плане Данная программа ориентирована на использование учебников М.П. Астапенко «Хрестоматия по истории донского казачества», «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков». Количество часов по учебному плану МБОУ СОШ № 3 - 34 часа, в неделю 1 час. Срок реализации 1 год. Особенностью построения данной программы является то, что выделяется восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура донских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Дону», «Декоративно – прикладное искусство», «Памятники истории донского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества», «Православие и казачество», «Казак – патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся. Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и хутора. Основной формой работы являются учебные занятия. Это и занятие-встреча, занятие - заочная экскурсия, занятие - творческий портрет, занятие-праздник. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Отчет о работе проходит в форме открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Ученик должен знать: • понятия: казачество, казак, казачье войско; •некоторые исторические факты о зарождении и становлении казачества; • как выглядели казачья хата и подворье; • народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Ой, при лужке, при лужке»; • главные символы России: флаг, гимн, герб; • главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка; • особенности православного праздника – Рождества; уметь: • исполнить народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Ой, при лужке, при лужке»; • выполнять рисунки на тему «Казачья хата», «Казачьи символы и знаки»; - маршировать в ногу, выполнять команды «Направо!», «Налево!», «Кругом!», выход из строя. Личностные результаты обучения. У обучающегося будут сформированы: - широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Метапредметные результаты - понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; - самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; -работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты В коммуникативной сфере учащиеся смогут: - допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи. - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; В познавательной сфере обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной форме; - анализировать объекты, выделять главное; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - планировать свои действия; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Содержание программы Введение (1 ч.) История казачества (3 ч.) Казачья старина (3 ч.) Фольклор казачества (4 ч.) Казачьи символы и знаки (6 ч.) Старинный обряд «Принятие новобранца в казачье войско» (2 ч.) Строевая подготовка (3 ч.) Предания старины глубокой (3 ч.) Обряды и праздники казаков (1 ч.) Край, в котором ты Ознакомление с понятиями: казачество, казак, казачье войско. Казачья форма, атрибутика. Ознакомление с понятиями: казачество, казак, казачье войско. Казачья форма, атрибутика. Исторические материалы: «Кто такие казаки?», «Зарождение и становление казачества», «Донское казачье войско», «Наказы казачества». Беседа «Истоки казачьего духа», экскурсия «Исторические места Каменского района», урок – встреча «История донского казачества». Традиции и обычаи казаков. Казачья хата. Подворье. Конь – верный друг казака. Выполнение рисунков на тему «Казачья хата», оформление выставки. Малые жанры казачьего фольклора (загадки, пословицы, поговорки, колыбельные песни). Народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Ой, при лужку, при лужке…», «Вечерняя»., «Ой, на горе калина…», «Запрягай – ка, батька, лошадь». Прослушивание и просмотр аудио – и видеозаписей с песнями казачьих ансамблей. Главные символы России: флаг, гимн, герб. Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка. История появления казачьих символов и знаков. Старинный обряд «Принятие новобранца в казачье войско». Присяга. Заповеди казаков. Заочное знакомство с Большим кругом казаков – собранием казаков. Беседа о строевой подготовке взрослых казаков. Рассказ казаков о парадах, на которых они были участниками. Строевой и дисциплинарный Устав казаков. Маршировка, выполнение команд: «Направо!», «Налево!», «Кругом!», выход из строя. Годовые требования История и специфика казачьего фольклора. Казачья песня. Многообразие жанров казачьей песни: историческая, военно – историческая, бытовая, лирическая, исходная, обрядовая. Частушка. Язык частушек. Отражение в частушках условий быта. Беседа «Что такое духовная жизнь человека». Первоначальное знакомство с православными обрядами и праздниками. Праздник Рождества Христова. Знакомство с православной иконой. Православная газета для детей «Свечечка». Воспитание чувства любви к своей станице, своей стране, ее живешь» (3 ч.) Бабушкин сундук (2 ч.) Казачье житейство (2 ч.) Казак рождался воином (1 ч.) защитникам, к людям, прославившим Россию: гордости за историческое прошлое края, русского государства. История возникновения станицы, города. Памятники. Покрой и художественные черты одежды в первоначальный период истории казачества. Ее самобытность. Изменение казачьей одежды в последней трети 18 столетия. Появление форменной одежды. Военная одежда донских казаков с начала 19 по 1917 год. Основные элементы форменной одежды казаков. Возникновение станиц. Типы казачьего жилища: землянка, курень, холобуда. Правила строительства. Отличия в планировочной структуре и внешнем оформлении куреней в северной и южной частях России. Обычаи, связанные с рождением сына. Обряд посвящения в казаки. Нравственное воспитание казака. Военные игры. Скачки и их роль в жизни казака. История казачьего рукопашного боя. Оружие казаков. Проводы на службу. Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема 1 четверть (9 часов) Введение. Ознакомление с понятиями: казачество, казак, казачье войско. Казачья форма, атрибутика. Исторические материалы: «Кто такие казаки»? Зарождение и становление казачества. Наказы казачества. «Истоки казачьего духа». Исторические места г. Каменск – Шахтинского. Традиции и обычаи казаков. Казачья хата. Подворье. Конь – верный друг казака. Малые жанры казачьего фольклора (загадки, пословицы, поговорки, колыбельные песни) 2 четверть (7 часов) Народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Ой, при лужку, при лужке…», «Вечерняя», «Ой, на горе калина…», «Запрягай – кА, батька, Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 лошадь». Казачьи символы и знаки. Главные символы России: флаг, гимн, герб. Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка. История появления казачьих символов и знаков. Старинный обряд «Принятие новобранца в казачье войско». Присяга. Заповеди казаков. 3 четверть (9 часов) Знакомство с Большим кругом казаков – собранием казаков. Строевая подготовка. Разучивание строевой песни. Строевой и дисциплинарный Устав казаков. Маршировка, выполнение команд: «Направо!», «Налево!», «Кругом!», выход из строя. История и специфика казачьего фольклора. Разнообразие жанра казачьего фольклора. Казачья песня. Многообразие жанров казачьей песни: историческая, военно – историческая, бытовая, лирическая, исходная, обрядовая. Частушка. Язык частушек. Отражение в частушках условий быта. Обряды казаков. 4 четверть (9 часов) Праздники казаков. Знакомство с обрядами на Дону. Праздник Пасхи. Край, в котором ты живешь. История возникновения города. Памятники города. Знакомство с сельским хозяйством нашего края и его отраслями. Знакомство с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве. Природа Донской земли. Покрой и художественные черты одежды в первоначальный период истории казачества. Ее самобытность. Типы казачьего жилища: землянка, курень, холобуда. Обычаи, связанные с рождением сына. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно – тематическое планирование 9 класс (34 часа, 1ч. в неделю) № Номер раздела Тема урока Количес тво Дата (план) Дата (факт) Примеч ания и темы часов 1 четверть (9часов) Введение. Ознакомление с понятиями: казачество, казак, казачье войско. Казачья форма, атрибутика. Исторические материалы: «Кто такие казаки»? 1 01.09.22 1 08.09.22 1 15.09.22 4 Зарождение и становление казачества. Наказы казачества. «Истоки казачьего духа». Исторические места г. Каменск – Шахтинского. 1 22.09.22 5 5 Традиции и обычаи казаков. 1 29.09.22 6 6 Казачья хата. 1 06.10.22 7 7 Подворье. 1 13.10.22 8 8 Конь – верный друг казака. 1 20.10.22 9 9 Малые жанры казачьего фольклора (загадки, пословицы, поговорки, колыбельные песни) 1 27.10.22 1 1 2 2 3 3 4 2 четверть (7 часов) 10 10 Народные казачьи песни «Распрягайте, 1 хлопцы, коней!», «Ой, при лужку, при лужке…», «Вечерняя», «Ой, на горе калина…», «Запрягай – ка, батька, лошадь». 10.11.22 11 11 Казачьи символы и знаки. 1 17.11.22 12 12 Главные символы России: флаг, гимн, герб. 1 24.11.22 13 13 Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка. 1 01.12.22 14 14 История появления казачьих символов и знаков. 1 08.12.22 15 15 Старинный обряд «Принятие новобранца в казачье войско». 1 15.12.22 16 16 Присяга. Заповеди казаков. 1 22.12.22 3 четверть (9 часов) 17 17 Знакомство с Большим кругом казаков – собранием казаков. 1 12.01.23 18 18 Строевая подготовка. Разучивание строевой песни. 1 19.01.23 19 19 Строевой и дисциплинарный Устав казаков. 1 26.01.23 20 20 Маршировка, выполнение команд: «Направо!», «Налево!», «Кругом!», выход из строя. 1 02.02.23 21 21 История и специфика казачьего фольклора. 1 09.02.23 22 22 Разнообразие жанра казачьего фольклора. 1 16.02.23 23 23 Казачья песня. Многообразие жанров казачьей песни: историческая, военно – историческая, бытовая, лирическая, исходная, обрядовая. 1 02.03.23 24 24 Частушка. Язык частушек. Отражение в частушках условий быта. 1 09.03.23 25 25 Обряды казаков. 1 16.03.23 4 четверть (9 часов) 26 26 Праздники казаков. Знакомство с обрядами на Дону. 1 30.03.23 27 27 Праздник Пасхи. 1 06.04.23 28 28 Край, в котором ты живешь. История возникновения города. 1 13.04.23 29 29 Памятники города. 1 20.04.23 30 30 Знакомство с сельским хозяйством нашего края и его отраслями. Знакомство с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве. 1 27.04.23 31 31 Природа Донской земли. 1 04.05.23 32 32 Покрой и художественные черты одежды в первоначальный период истории казачества. Ее самобытность. 1 11.05.23 33 33 Типы казачьего жилища: землянка, 1 18.05.23 курень, холобуда. 34 34 Обычаи, связанные с рождением сына. С учетом выходных и праздничных дней – 34 ч. 1 25.05.23 _ листов. Прошнуровано и скреплено печатью