муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры гуманитарного цикла МБОУ СОШ №3 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Яценко Н.А. подпись От 31.082022 г. № 2 секретарь МО Забураева Л.Г. Подпись УТВЕРЖДЕНО № 222/4 ________ И.А. Золотова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Праздники и традиции Донского казачества» 8-А класс Учитель: Кулишова Светлана Валентиновна на 2022-2023 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа разработана на основе нормативно - правовых документов: - Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 № 1897). - Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г. - Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 3 1577 «О внесении изменений в Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 п. 18.2.2. (для 5-7 классов) - Письма Министерства образования Ростовской области № 24/4.1 «О примерной структуре рабочих программ учителей». - Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва). - СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189). - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - Авторская программа: Традиции родного края. История и культура казачества. Интегрированная образовательная программа дополнительного образования детей. 1 – 11 классы. ФГОС. Бурова Наталья Владимировна, Буров Дмитрий Викторович Издательство: Учитель (2015) - Основная образовательная программа основного общего образования МБОУСОШ № 3 г. Каменска – Шахтинского Ростовской области. История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде. Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории донского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, хутора; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду. Образовательная программа по истории и культуре донского казачества может рассматриваться как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования. Цель данной программы - формирование начального представления о донском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся. Задачи, решаемые данной программой: - знакомство с укладом жизни донских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда; - ознакомление с основными историческими вехами казачества, приобщение учащихся к казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам; - воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Волгоградской области; привитие нравственных устоев донских казаков в духе православия; - развитие творческих способностей детей; - формирование у учащихся интереса к исследовательской работе. Особенностью построения данной программы является то, что выделяется восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура донских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Дону», «Декоративно – прикладное искусство», «Памятники истории донского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества», «Православие и казачество», «Казак – патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся. Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и хутора. Основной формой работы являются учебные занятия. Это и занятие-встреча, занятие - заочная экскурсия, занятие - творческий портрет, занятие-праздник. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Отчет о работе проходит в форме открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий. Планируемые результаты Ученик должен: знать: • понятия: казачество, казак, казачье войско; •некоторые исторические факты о зарождении и становлении казачества; • как выглядели казачья хата и подворье; • народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Ой, при лужке, при лужке»; • главные символы России: флаг, гимн, герб; • главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка; • особенности православного праздника – Рождества; уметь: • исполнить народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Ой, при лужке, при лужке»; • выполнять рисунки на тему «Казачья хата», «Казачьи символы и знаки»; Личностные результаты обучения. У обучающегося будут сформированы: - широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Метапредметные результаты. - понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; - самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; -работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты. В коммуникативной сфере учащиеся смогут: - допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи. - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; В познавательной сфере обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной форме; - анализировать объекты, выделять главное; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: - планировать свои действия; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Содержание курса внеурочной деятельности «Праздники и традиции Донского казачества» Происхождение казачества Вводное занятие. Предмет и задачи курса «Праздники и традиции (7 ч.) Донского казачества». Происхождение казачества. Казачьи войска дореволюционной России, территория их расселения. Образование Донского казачьего войска. Донцы – предшественники Кавказского линейного казачьего войска. Линейные казаки: хоперцы, южнорусские однодворцы, донцы. Новая Линия. Казачество как исторически сложившаяся этносоциальная общность людей на географическом пространстве России. Проблема происхождения казачества. Летописи, былины и другие источники материалов о казаках. Казачество в трудах В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского. Вольные и служилые казаки. Казачьи войска дореволюционной России. Разработки по истории казачества в новейшее время. Основание первых городков. Восстание К. Булавина. Взаимоотношения с Россией и Крымским ханством. Виды внеурочной деятельности: Знакомство учащихся с тематическим планом и литературой, необходимой для изучения курса. Работа с историческими источниками, просмотр видеофильмов, комментирование учебных презентаций, учебный диалог, составление таблиц, схем. Подготовка и защита мини – рефератов. Православие как источник Религиозные традиции донских казаков. Кавказ – место раннего духовности казачества появления христианства. Православная Тмутаракань. Византия и (7 ч.) генуэзские миссионеры. Казаки – старообрядцы на Дону в XV в. Влияние церкви на духовное и нравственное состояние казачества. Епархиальное управление Ростовской областью. Борьба с расколом и сектантством. Святые обители. Вера в народной жизни. Святой угол. Православный календарь. Паломничество и почитание святых мест. Станичный храм. Станичный батюшка. Вера и верование. Традиционные религиозные праздники и обряды Донского казачества. Рождество. Колядование. Щедрование. Посевание. Крещение Господне. Святки. Масленица. Прощеное воскресенье. Великий пост. Вербная неделя. Страстная неделя. Сретение. Благовещенье. Пасха. Вознесение. Троица. Воздвиженье. Покров. Престольные храмовые праздники. Войсковые праздники. День благоверного князя святого Александра Невского. Святыни и обряды казачества. Родильно – крестильный обряд. Проводы на службу. Свадебный обряд. Виды внеурочной деятельности: Работа с учебными текстами. Просмотр презентаций, разучивание казачьих колядок. Просмотр видеоурока «Святой князь Александр Невский». Учебный диалог, самостоятельная работа, викторина. Традиции и культура Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение. казачества (6 ч.) Воспитание в казачьей семье. Народные знания. Народная метеорология. Народные представления об устройстве Вселенной. Народная ветеринария. Традиционная медицина. Казачье декоративно – прикладное искусство. Традиционные художественные ремесла и промыслы. Художественная ковка и изготовление оружия. Гравировка. Прядение и ткачество. Вышивка. Гончарное дело. Лозоплетение. Роспись. Войсковая живопись. Казачий музыкальный фольклор. Этапы формирования казачьей музыкальной традиции. Особенность жанровой системы музыкального фольклора. Историческая песня. Обрядовые песенные жанры. Свадебный фольклор. Казачьи жанры фольклора: плясовые песни, припевки, частушки. Казачьи пляски. Казачий язык – диалекты и говоры. Повесть Л.Н. Толстого «Казаки» Виды внеурочной деятельности: Прослушивание фонохрестоматии, учебный диалог, комментирование презентации. Работа с иллюстрациями, художественными текстами и их анализ. Лексическая работа с диалектами. Выполнение проекта «Обряды казаков». Занятия и быт казаков (6ч.) Физическое воспитание казачьей молодежи в семье и общине (станице). Народные игры казачества. Физическое воспитание в учебных заведениях. Боевая и физическая подготовка в казачьих войсках. Искусство рукопашного боя и верховой езды. Система выживания. Казачий Спас. Традиционное снаряжение и оружие Донских казаков. Экипировка казака и верховой лошади. Эволюция огнестрельного оружия казаков. Холодное оружие. Шашка. Сабля. Кинжал. Пика. Подготовка военного снаряжения к службе в армии. Казачьи регалии и символы. Что такое регалии? Состав казачьих регалий, их значение. Символы атаманской власти. Булава. Пернач. Насека. Бунчук. Прапор. Знамена. Печать. Герб. Грамоты. Гимн. Судьба казачьих регалий. Землевладение и землепользование. Войсковые земли. Паевый надел. Станицы и хутора. Усадебная земля и полевой надел как основа хозяйственной деятельности казаков. Скотоводство. Лошадь в жизни казака. Корова – кормилица. Казачьи промыслы. Рыболовство. Охота. Поселения и традиционные жилища казаков. Сечь. Кош. Станица. Хутор. Курень. Хата. Турлук. Саман. Землянка. Баз. Погреб. Амбар. Летняя кухня. Казачьи городки. Зимовники. Майдан. Традиционная одежда казаков. Шаровары. Рубаха. Косоворотка. Сорочка. Зипун. Платье. Юбка. Кофта. Украшения. Черкеска. Бурка. Башлык. Бешмет. Папаха. Традиционная система питания казаков. Лепешки. Каша. Курник. Вареники. Рыбные блюда. Молочные продукты. Блюда из овощей и фруктов. Борщ. Мясные блюда. Студень (холодец). Сало. Напитки. Квас. Кисель. Узвар (взвар). Брага. Виды внеурочной деятельности: Работа с учебными текстами, беседа. Просмотр презентаций, фрагментов фильма «Тихий Дон». Комментирование иллюстраций символики атаманской власти. Выполнение проектов «Оружие казаков», «Казачья кухня». Экскурсия в ГКО. Выдающиеся атаманы (8 ч) Ермак, К. Булавин, И. Некрасов, М.И. Платов, Степан Разин, И.К. Краснов, А.М. Каледин, М. Черкашенин: их жизнь и деятельность во славу казачества, на благо Войска. Виды внеурочной деятельности: Работа с историческими источниками. Просмотр фрагментов художественного фильма «Ермак», беседа, комментирование учебных презентаций, заполнение таблиц, схем. Игра «Угадай атамана». Выполнение проекта. Экскурсия в церковь. Календарно – тематическое планирование 8 - А класс (34 часа, 1ч. в неделю) № Номер раздела и темы Тема урока Количес тво часов Дата (план) Дата (факт) 1 четверть 1. Происхождение казачества (7 часов) 1 1.1 Вводное занятие. 1 06.09.22 2 1.2 Что такое казачество, кто такой казак? 1 13.09.22 3 1.3 Происхождение казачества. 1 20.09.22 4 1.4 Происхождение казачества. 1 27.09.22 5 1.5 Казачество как исторически сложившаяся этносоциальная общность людей на географическом пространстве России. 1 04.10.22 6 1.6 Первые казаки на Дону. 1 11.10.22 7 1.7 Казачество прошлое и современное: общее и особенное. 1 18.10.22 2. Православие как источник духовности казачества (7 часов) 8 2.1 Православие как источник духовности казачества. 1 25.10.22 2 четверть 9 2.2 Кавказ – место раннего появления христианства. 1 08.11.22 10 2.3 Религиозные традиции донских казаков. 1 15.11.22 11 2.4 Православная Тмутаракань. 1 22.11.22 12 2.5 Влияние церкви на духовное и нравственное состояние казачества. 1 29.11.22 13 2.6 Вера в народной жизни. Святой угол. Православный календарь. 1 06.12.22 14 2.7 Святыни и обряды казачества. Родильно – крестильный обряд. 1 13.12.22 Примеч ания Проводы на службу. 3. Традиции и культура казачества (6 часов) 15 3.1 16 3.2 Казачьи традиции, народные знания и фольклор. Культура физического воспитания казачества. 1 20.12.22 1 27.12.22 3 четверть 17 3.3 Традиционное снаряжение и оружие донских казаков. 1 10.01.23 18 3.4 Образование донского казачьего войска. 1 17.01.23 19 3.5 Казачьи религии и символы. 1 24.01.23 20 3.6 Казаки в устном народном творчестве, художественной литературе и искусстве. 1 31.01.23 4. Занятия и быт казаков (6 часов) 21 4.1 Паевой надел. Станицы и хутора. 22 4.2 Усадебная земля и полевой надел как основа хозяйственной деятельности казаков. 23 4.3 24 1 07.02.23 Скотоводство. Лошадь в жизни казака. Корова – кормилица. Казачьи промыслы. Рыболовство. Охота. 1 14.02.23 4.4 Поселения и традиционные жилища казаков. Сечь. Кош. Станица. Хутор. Курень. Хата. Турлук. 1 21.02.23 25 4.5 Традиционная одежда донских казаков. Шаровары. Рубаха. Косоворотка. 1 28.02.23 26 4.6 Традиционная система питания на Дону. 1 07.03.23 Раздел 5. Выдающиеся атаманы (8 часов) 27 5.1 Ермак – легендарный атаман. 1 14.03.23 1 04.04.23 4 четверть 28 5.2 Кондратий Булавин – войсковой атаман. 29 5.3 Игнат Некрасов – донской атаман. 1 11.04.23 30 5.4 Матвей Иванович Платов – войсковой атаман войска Донского. 1 18.04.23 31 5.5 Степан Разин – донской атаман. 1 25.04.23 32 5.6 Иван Козьмич Краснов – атаман Бугского казачьего войска. 1 16.05.23 33 5.7 Алексей Максимович Каледин – войсковой атаман Донского казачьего войска. Михаил Черкашенин – донской казачий атаман. 1 23.05.23 34 5.8 Экскурсия в Покровский собор. Подведение итогов изученного. 1 30.05.23 С учетом выходных и праздничных дней – 34 ч. / Прошнуровано и скреплено