рабочая программа родная литература 3 класс 2022-2023 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
города Каменск - Шахтинский

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ СОШ №3 от 31.08.2022 г. №2
секретарь МО Кузнецова Е.Ю.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Яценко Н.А.
31.08.2022 г.

№3
ова И. А.
г. № 222/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2022-2023 учебный год
по литературному чтению на родном (русском) языке 3 класс
количество часов: 18 часов
Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение на родном языке» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного
стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего
образования, на основе авторской программы «Литературное чтение на родном (русском)
языке» авторов О.А.Александровой, М.И.Кузнецовой, Л.В.Петленко, В.Ю.Романовой,
Л.А.Рябининой, О.В.Соколовой, основной образовательной программы начального общего
образования МБОУ СОШ №3, учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2022-2023 учебный год,
положения о рабочей программе МБОУ СОШ №3.
В соответствии с учебным планом школы на 2022-2023 учебный год общий объём
учебного времени в 3 классе составляет 17 часов (34 учебные недели) по 0,5 часов в неделю.
Цели: развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской
литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;
включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и
приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение русской культуры.
Курс «Литературное чтение на родном языке (русском)» направлен на решение
следующих задач:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа,
введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа; формирование у
младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных,
нравственных, эстетических ценностей;
- формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для
национального русского сознания и отраженных в родной литературе;
- обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе
изучения произведений русской литературы;
- формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого
самосовершенствования;
- совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении;
- развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и
письменных высказываний о прочитанном.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку
литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной
действительности;
- мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературы как источнику
получения информации;
- первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность
слову), отраженных в литературных произведениях;
- умение отвечать на вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести, жить с
чистой совестью?»;

- умение самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев
с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
- способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или
образца.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на
уроке;
- составлять план решения вопросов совместно с учителем;
- работать в соответствии с заявленным планом;
- корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
выполнения задания.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых
целей;
– корректировать свои действия с учетом поставленных задач;
– работать с учебником, Хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;
– проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий;
– адекватно оценивать действия окружающих и свои действия
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной и справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать; создавать собственное
высказывание по аналогии;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое
высказывание;
- самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на
основе плана рассказывать о героях, событии.
Обучающийся получит возможность научиться:
– пересказывать небольшие по объему и разные по жанру тексты, формулировать выводы;
– участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;
– ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
– проявлять инициативу в поиске дополнительной информации;
– создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме;
– понимать структуру построения рассуждения.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- составлять высказывания под руководством учителя в устной и письменной форме;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
- строить понятные для партнера (собеседника) высказывание;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;
– уважать мнение собеседников;

– принимать участие в подготовке и проведении спектаклей;
– проявлять инициативу и самостоятельность в построении коммуникации;
– контролировать свои действия в коллективной работе;
– оценивать групповую работу и результаты коллективной деятельности.
Предметные результаты
- понимание родной литературы как одной из основных национально - культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование
представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в
систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение
культурной самоидентификации;
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих
понятий;
- осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать
интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации.
Обучающийся научится:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать
чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель
чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и
суждений, аргументации, иной информации;
– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору,
жанру и осознавать цель чтения;
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный),
опираясь на особенности каждого вида текста;
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и
декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное,
выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех
видов текстов);
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста,
понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;
воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни,
изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое
отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их
последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную
в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая
ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием
словарей и другой справочной литературы;

– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать
текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте
требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов),
заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них,
подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с
использованием словарей и другой справочной литературы;
– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
– для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами,
поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание
текста;
– для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами,
событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста,
опираясь на его содержание;
– использовать различные формы интерпретации содержания текстов: для художественных
текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять
характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые,
структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в
тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять)
поступки героев, опираясь на содержание текста; – для научно-популярных текстов:
формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не
высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять
описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы,
соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно - популярный),
опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
– участвовать в обсуждении прослушанного прочитанного текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и
правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Книги - мои друзья. 3ч
Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления
детям Владимира Мономаха. Б. Горбачевский «Первопечатник Иван Фёдоров». Первая
азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии.
Жизнь дана на добрые дела. 3ч
Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. В. И. Даль.
Пословицы и поговорки русского народа. М. Зощенко. Не надо врать. Притчи.
Волшебная сказка. 5ч
Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы.
Русская народная сказка « Иван – Царевич и серый волк». Русская народная сказка
«Летучий корабль». Русская народная сказка «Морозко». Русская народная сказка «Белая
уточка». Русская народная сказка «По щучьему веленью».
Картины русской природы. 6ч
Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной
выразительности. Н. Некрасов. Славная осень. М. Пришвин. Осинкам холодно. Ф.
Тютчев. Листья.

Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. С.
Есенин. С добрым утром! О. Высотская. Одуванчик. З. Александрова. Одуванчик. Саша
Чёрный. Летом. А. Рылов. Зелёный шум.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Наименование разделов

1

Книги - мои друзья.

2
3
4

Жизнь дана на добрые дела.
Волшебная сказка.
Картины русской природы.
Итого

Количество
часов
3
3
5
6
17

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде
индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения
(полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и
небольшие по объёму письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а
также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может
проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть
проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются
следующие:
 индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
 индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
 умение прочитать и понять инструкции, содержащиеся в тексте задания, и следовать ей;
 ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
 интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы,
расширение круга чтения.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
 ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и
жанровой принадлежности литературных произведений;
 выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью
интонационных средств – мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости
и эмоциональной окраски голоса);
 выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
 выполнение заданий по ориентировке в книгах;
 наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой
деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации,
воображаемой экранизации и т.п.);
 наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой
работы;
 наблюдение за читательской деятельностью учащихся;
 анализ читательского дневника;
 анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотациях, презентациях;
анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в
хрестоматии).

Календарно-тематический план
по учебному предмету литературное чтение на родном (русском) языке
на 2022-2023 учебный год
Класс 3
Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна
№

Кол-во часов на год 18 ч.
Кол-во уроков в неделю 0,5 ч.

Наименование раздела программы, темы урока

1.

1.1.

2.
3.

1.2
1.3

4.
5.
6.

2.1
2.2
2.3

7.

3.1

8.

3.2

9.
10.

3.3
3.4

11.

3.5

12.

4.1

13.

4.2

14.

4.3

15.

4.4

16.

4.5

17.

4.6

18.

4.7

Книги – мои друзья (3 ч.)
Вводный урок. Основные понятия раздела: книжная
мудрость, печатная книга. Наставления В.Мономаха.
Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров.
Первая азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии.
Жизнь дана на добрые дела (3 ч.)
В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа.
М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка
Притчи
Волшебна сказка (5 ч.)
Русская народная сказка «Иван – Царевич и серый волк».
Особенности волшебной сказки.
Русская
народная
сказка
«Летучий
корабль». Особенности волшебной сказки.
Русская сказка «Морозко». Характеристика героев сказки.
Русская народная сказка « Белая уточка». Смысл сказки.
Русская народная сказка «По щучьему веленью».
Инсценировка.
Картины русской природы (7 ч.)
.Н.Некрасов. Славная осень. Средства художественной
выразительности: сравнение
М. Пришвин. Осинкам холодно. Приём олицетворения
как средство создания образа.
Ф. Тютчев. Листья. Контраст как средство создания
образа.
С. Есенин. С добрым утром! Выразительное чтение
стихотворения.
О. Высотская. Одуванчик. З. Александрова. Одуванчик.
Сравнение образов
Саша Чёрный. Летом. А. Рылов. Зелёный шум. Сравнение
произведений литературы и живописи.
Урок – викторина по прочитанным произведениям

Дата
план
13.01
20.01
27.01
03.02
10.02
17.02
03.03
10.03
17.03
31.03
07.04

14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05
26.05

С учетом выходных и праздничных дней – 18 ч.

Дата
факт

Приме
чан.

Прошнуровано и скреплено печатью
листов 'V


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».