Муниципальное бюджетное общеобразовательное учревдение средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск - Шахтинский СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №3 от 31.08.2022 г. №2 секретарь МО Кузнецова Е.Ю. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ;(/У - ' Яценко Н.А. 31.08.2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2022-2023 учебный год по математике 3 класс количество часов: 135 часов Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Математика» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика» в рамках учебно-методического комплекса «Школа России» по учебнику М.И. Моро, С.И. Волкова «Математика» 3 класс М.: Просвещение, 2022, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №3, учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2022-2023 учебный год, положения о рабочей программе МБОУ СОШ №3. В соответствии с учебным планом школы на 2022-2023 учебный год общий объём учебного времени в 3 классе составляет 136 часов (34 учебные недели) 4 часа в неделю. Целями изучения предмета «Математика» в начальной школе являются: - математическое развитие младших школьников; - формирование системы начальных математических знаний; - воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. Программа направлена на реализацию средствами предмета «Математика» основных задач начального математического образования: - формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умений устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); - развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; - развитие пространственного воображения; - развитие математической речи; - формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; - формирование умения вести поиск информации и работать с ней; -формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; - развитие познавательных способностей; - воспитание стремления к расширению математических знаний; - формирование критичности мышления; - развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Личностные результаты У учащегося будут сформированы: - навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; - основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем; - положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе; - понимание значения математических знаний в собственной жизни; - понимание значения математики в жизни и деятельности человека; - восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности; - умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат; - знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности; - начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений); - уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей. Учащийся получит возможность для формирования: - начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира; - понимания важности математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин; - навыков проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности; - интереса к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира, и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Учащийся научится: - понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи; - находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки; - планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения; - проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно; - выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем. Учащийся получит возможность научиться: - самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи; - адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе; - самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах; - контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе. Познавательные УУД Учащийся научится: - устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами; - проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы; - устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы; - выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям; - делать выводы по аналогии и проверять эти выводы; - проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения; - понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура; - фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях); - стремление полнее использовать свои творческие возможности; - общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; - самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках; - осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме. Учащийся получит возможность научиться: - самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаковосимволические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов; - осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий. Коммуникативные УУД Учащийся научится: - строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; - понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения; - принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства; - принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию; - знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности; - контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения, взятого на себя обязательства для общего дела. Учащийся получит возможность научиться: - использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности; - согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию; - контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе; - конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты Числа и величины Учащийся научится: - образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000; - сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот; - устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа; - группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам; - читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие; - читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе. Учащийся получит возможность научиться: - классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия; - самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор. Арифметические действия Учащийся научится: - выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а: а, 0: а; - выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление; - выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000; - вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок). Учащийся получит возможность научиться: - использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; - вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях, входящих в него букв; - решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Работа с текстовыми задачами Учащийся научится: - анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже; - составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи; - преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос; - составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению; - решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз. Учащийся получит возможность научиться: - сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах; - дополнять задачу с недостающими данными возможными числами; - находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный; - решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле; - решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты. Пространственные отношения. Геометрические фигуры Учащийся научится: - обозначать геометрические фигуры буквами; - различать круг и окружность; - чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля. Учащийся получит возможность научиться: - различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов; - изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе; - читать план участка (комнаты, сада и др.). Геометрические величины Учащийся научится: - измерять длину отрезка; - вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон; - выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними. Учащийся получит возможность научиться: - выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации; - вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника. Работа с информацией Учащийся научится: - анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода; - устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами; - самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами; - выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы. Учащийся получит возможность научиться: - читать несложные готовые таблицы; - понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действий, геометрических фигурах. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Уравнение. Решение уравнения Обозначение геометрических фигур буквами. Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Умножение числа 1 и 0 на 1. Умножение числа 0 и 1 на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0. Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х ׃27 ,9 = 4 ׃х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата). Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки. Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Практическая работа: Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля. Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида, а + b, а – b, а ∙ b, c ׃ d; нахождение их значений при заданных числовых значениях, входящих в них букв. Уравнения вида х – 6 = 72, х: 8 = 12, 64: х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий. Числа от 1 до 1000. Нумерация Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними. Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Наименование разделов и тем Всего часов 9 1 Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание 2 Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление 55 3 Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление 28 4 Числа от 1 до 1000. Нумерация 14 5 Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание 10 6 Числа от 1 до 1000. Умножение и деление 15 7 Итоговое повторение 4 Итого: 135 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: - незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения; - неправильный выбор действий, операций; - неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков; - пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа; - несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам; - несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам. Недочеты: - неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин); 0 ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок; - неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков; - наличие записи действий; - отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа. Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше. Работа, состоящая из примеров: «5» - без ошибок. «4» -1 грубая и 1-2 негрубые ошибки. «3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки. «2» - 4 и более грубых ошибки. «1» - все задания выполнены с ошибками. Работа, состоящая из задач: «5» - без ошибок. «4» - 1-2 негрубых ошибки. «3» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки. «2» - 2 и более грубых ошибки. «1» - задачи не решены. Комбинированная работа: «5» - без ошибок «4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче. «3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным. «2» - 4 грубые ошибки. «1» - все задания выполнены с ошибками. Контрольный устный счет: «5» - без ошибок. «4» -1-2 ошибки. «3» - 3-4 ошибки. Грубые ошибки: - Вычислительные ошибки в примерах и задачах. - Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий. - Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия). - Не решенная до конца задача или пример - Невыполненное задание. Негрубые ошибки: - Нерациональный прием вычислений. - Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи. - Неверно сформулированный ответ задачи. - Неправильное списывание данных (чисел, знаков). - Недоведение до конца преобразований. За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3». Проверочная и самостоятельная работа Цель: проверка знаний, умений, навыков учащихся. Самостоятельная работа должна присутствовать на каждом уроке (15-20 минут), может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока и предусматривает помощь учителя. Перед началом работы учитель должен сообщить детям: 1. цель задания; 2. время, отведенное на задания; 3. в какой форме оно должно быть выполнено; 4. как оформить результат; 5. какая помощь будет оказана (не только «слабому» ученику, но и «сильному», т.к. его затруднение может быть вызвано такой причиной, как недомогание) Контрольная работа -задания должны быть одного уровня для всего класса; -задания повышенной трудности выносятся в «дополнительное задание», которое предлагается для выполнения всем ученикам и оценивается только оценками «4» и «5»; обязательно разобрать их решение при выполнении работы над ошибками; -за входную работу оценка «2» в журнал не ставится; -оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и неаккуратные исправления; -неаккуратное исправление - недочет (2 недочета = 1 ошибка). Оценивание устных ответов В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. Ошибки: - неправильный ответ на поставленный вопрос; - неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; - при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения, Недочеты: - неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его; - неумение точно сформулировать ответ решенной задачи; - медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника; - неправильное произношение математических терминов. Характеристика отметки "5" ("отлично") — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. «4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. «3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. «2» ("плохо") — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится. Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается, если: - в работе имеется не менее двух неаккуратных исправлений; - работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки. Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит белее объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы «Чего достиг ученик в усвоении предметных знаний?» и «Каково его прилежание и старание?». Календарно-тематический план по учебному предмету математика на 2022-2023 учебный год Класс 3 Кол-во часов на год 135 ч. Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна Кол-во уроков в неделю 4 ч. № п/п Наименование раздела программы, темы урока 1. 2. 1.1 1.2 3. 4. 1.3 1.4 5. 1.5 6. 7. 1.6 1.7 Колво час. Дата план Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9 ч.) Нумерация чисел. Сложение и вычитание. 1ч. 01.09 Устные и письменные приемы сложения и 1ч. 02.09 вычитания. Выражения с переменной. 1ч. 05.09 Решение уравнений. Связь между уменьшаемым 1ч. 07.09 вычитаемым и разностью. Решение уравнений с неизвестным 1ч. 08.09 уменьшаемым. Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. 1ч. 09.09 Отрезок. Обозначение геометрических фигур 1ч. 12.09 Дата факт Примечан. 8. 1.8 9. 1.9 10. 11. 12. 2.1 2.2 2.3 13. 14. 2.4 2.5 15. 2.6 16. 2.7 17. 2.8 18. 2.9 19. 2.10 20. 2.11 21. 2.12 22. 23. 2.13 2.14 24. 25. 26. 2.15 2.16 2.17 27. 2.18 28. 2.19 29. 2.20 30. 2.21 31. 32. 33. 2.22 2.23 2.24 буквами. Повторение пройденного: «Что узнали? Чему 1ч. 14.09 научились?» Вводная контрольная работа 1ч. 15.09 Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (55 ч.) Конкретный смысл умножения и деления. 1ч. 16.09 Связь умножения и сложения. 1ч. 19.09 Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и 1ч. 21.09 деления с числом 2. Таблица умножения и деления на 3. 1ч. 22.09 Решение задач с величинами: цена, количество, 1ч. 23.09 стоимость. Решение задач с понятиями «масса» и 1ч. 26.09 «количество». Порядок выполнения действий в числовых 1ч. 28.09 выражениях. Порядок выполнения действий в выражениях со 1ч. 29.09 скобками и без скобок. Решение выражений и задач. Связь между 1ч. 30.09 величинами. 03.10 Контрольная работа № 2 по теме «Табличное 1ч. умножение и деление с числами 2, 3» Анализ контрольной работы. 1ч. 05.10 Повторение пройденного. Тест «Умножение и деление». Таблица умножения и деления с 1ч. 06.10 числом 4. Таблица Пифагора. 1ч. 07.10 Письменные приемы сложения и вычитания. 1ч. 10.10 Работа над задачей в два действия. Задачи на увеличение числа в несколько раз. 1ч. 12.10 Задачи на уменьшение числа в несколько раз. 1ч. 13.10 Таблица умножения и деления с 1ч. 14.10 числом 5. Проверочная работа «Увеличение и уменьшение числа в несколько раз». Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное 1ч. 17.10 сравнение чисел. Решение задач на кратное сравнение чисел. 1ч. 19.10 Тест «Решение задач». Решение задач на кратное и разностное 1ч. 20.10 сравнение чисел. Таблица умножения и деления с 1ч. 21.10 числом 6. Закрепление по теме «Умножение и деление». 1ч. 24.10 1ч. 26.10 Контрольная работа № 3 за I четверть Анализ контрольной работы. 1ч. 27.10 Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. 34. 2.25 35. 2.26 36. 2.27 37. 2.28 38. 2.29 39. 40. 41. 2.30 2.31 2.32 42. 2.33 43. 2.34 44. 2.35 45. 46. 47. 2.36 2.37 2.38 48. 49. 50. 2.39 2.40 2.41 51. 2.42 52. 2.43 53. 54. 2.44 2.45 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 2.46 2.47 2.48 2.49 2.50 2.51 2.52 62. 63. 2.53 2.54 Решение задач на нахождение четвертого пропорционального. Таблица умножения и деления с числом 7. Повторение пройденного: «Что узнали? Чему научились?» Тест по теме «Умножение и деление с числами 4, 5, 6, 7. Решение задач». Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единица площади - квадратный сантиметр. Площадь прямоугольника. Таблица умножения и деления с числом 8. Закрепление по теме «Таблица умножения и деления». Решение задач. Проверочная работа по теме «Периметр и площадь прямоугольника» Таблица умножения и деления с числом 9. Единица площади - квадратный дециметр. Сводная таблица умножения. Решение задач изученных видов. Проверочная работа по теме «Решение задач» Единица площади - квадратный метр. Закрепление по теме «Таблица умножения». Повторение пройденного: «Что узнали? Чему научились?» Тест «Табличное умножение и деление». Контрольная работа №4 по теме «Табличное умножение и деление». Анализ контрольной работы. Умножение на 1. Умножение на 0. Случаи деления вида: а : а; а : 1 при а ≠ 0. Деление нуля на число. Текстовые задачи в три действия. Доли. Образование и сравнение долей. Окружность. Круг. Диаметр окружности (круга). Контрольная работа № 5 за первое полугодие. Анализ контрольной работы. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доли. Единицы времени: год, месяц, сутки. Повторение пройденного: «Что узнали? Чему 1ч. 28.10 1ч. 07.11 1ч. 09.11 1ч. 10.11 1ч. 11.11 1ч. 1ч. 1ч. 14.11 16.11 17.11 1ч. 18.11 1ч. 21.11 1ч. 23.11 1ч. 1ч. 1ч. 24.11 25.11 28.11 1ч. 1ч. 1ч. 30.11 01.12 02.12 1ч. 05.12 1ч. 07.12 1ч. 1ч. 08.12 09.12 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 12.12 14.12 15.12 16.12 19.12 21.12 22.12 1ч. 1ч. 23.12 26.12 64. 2.55 65. 3.1 66. 67. 68. 69. 3.2 3.3 3.4 3.5 70. 71. 3.6 3.7 72. 73. 74. 3.8 3.9 3.10 75. 76. 77. 78. 79. 3.11 3.12 3.13 3.14 3.15 80. 3.16 81. 3.17 82. 3.18 83. 3.19 84. 3.20 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 3.21 3.22 3.23 3.24 3.25 3.26 3.27 92. 3.28 научились?» Проект «Математическая сказка» 1ч. 28.12 Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (28 ч.) Приемы умножения и деления для случаев вида 1 ч. 09.01 20*3, 3*20, 60:3. Прием деления для случаев вида 80 : 20. 1ч. 11.01 Умножение суммы на число. 1ч. 12.01 Решение задач несколькими способами. 1ч. 13.01 Приемы умножения для случаев вида 23*4, 1ч. 16.01 4*23. Закрепление приемов умножения и деления. 1ч. 18.01 Решение задач на нахождение четвертого 1ч. 19.01 пропорционального. Выражение с двумя переменными. 1ч. 20.01 Деление суммы на число. 1ч. 23.01 Закрепление по теме «Деление суммы на 1ч. 25.01 число». Проверочная работа по теме «Умножение и деление». Приёмы деления вида 69 : 3, 78:2. 1ч. 26.01 Связь между числами при делении. 1ч. 27.01 Проверка деления умножением. 1ч. 30.01 Приём деления для случаев вида 87: 29, 66 : 22. 1ч. 01.02 Проверка умножения с помощью 1ч. 02.02 делением. Решение уравнений на основе связи между 1ч. 03.02 результатами и компонентами умножения и деления. Решение уравнений на основе связи между 1ч. 06.02 результатами и компонентами умножения и деления. Повторение пройденного: «Что узнали? Чему 1ч. 08.02 научились?» Тест «Внетабличное умножение и деление». 1ч. 09.02 Контрольная работа № 6 по теме «Внетабличное умножение и деление». Анализ контрольной работы. 1ч. 10.02 Деление с остатком. Деление с остатком. 1ч. 13.02 Деление с остатком методом подбора. 1ч. 15.02 Приемы нахождения частного и остатка. 1ч. 16.02 Задачи на деление с остатком. 1ч. 17.02 Деление меньшего числа на большее. 1ч. 20.02 Проверка деления с остатком. 1ч. 22.02 Повторение пройденного: «Что узнали? Чему 1ч. 27.02 научились?» Проверочная работа «Умножение и деление» Проект «Задачи-расчёты» 1ч. 01.03 93. 4.1 94. 95. 96. 4.2 4.3 4.4 97. 4.5 98. 4.6 99. 100. 4.7 4.8 101. 102. 4.9 4.10 103. 4.11 104. 105. 4.12 4.13 106. 4.14 107. 108. 5.1 5.2 109. 5.3 110. 5.4 111. 112. 113. 114. 5.5 5.6 5.7 5.8 115 5.9 116. 5.10 Числа от 1 до 1000. Нумерация (14 ч.) Анализ контрольной работы. 1ч. 02.03 Устная нумерация чисел в пределах 1000. Образование и названия трёхзначных чисел. 1ч. 03.03 Разряды счетных единиц. 1ч. 06.03 Натуральная последовательность трехзначных 1ч. 09.03 чисел. Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 1ч. 10.03 100 раз. Замена трёхзначного числа суммой разрядных 1ч. 13.03 слагаемых. Тест «Нумерация чисел в пределах 1000». 1ч. 15.03 Контрольная работа № 7 за 3 четверть. Анализ контрольной работы. 1ч. 16.03 Сложение и вычитание на основе десятичного состава трехзначных чисел. Сравнение трёхзначных чисел. 1ч. 17.03 Определение общего числа единиц (десятков, 1ч. 30.03 сотен) в числе. «Странички для любознательных» - римская 1ч. 31.03 нумерация. Единицы массы: грамм. 1ч. 03.04 Повторение пройденного: «Что узнали? Чему 1ч. 05.04 научились?» 06.04 Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 1ч. 1000. Нумерация». Числа от 1 до 1 000. Сложение и вычитание (10 ч.) Приёмы устных вычислений. 1ч. 07.04 Приёмы устных вычислений вида: 450 + 30, 1ч. 10.04 620-200. Приёмы устных вычислений вида: 470 + 80, 1ч. 12.04 560-90. Разные способы вычислений. Проверка 1ч. 13.04 вычислений. Проверочная работа «Устные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 1000» Приёмы письменных вычислений. 1ч. 14.04 Алгоритм письменного сложения. 1ч. 17.04 Алгоритм письменного вычитания. 1ч. 19.04 Виды треугольников (по соотношению 1ч. 20.04 сторон). Закрепление по теме «Приемы сложения и 1ч. 21.04 вычитания чисел в пределах 1000». Тест «Письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 1000». 1ч. 24.04 Контрольная работа № 8 «Приемы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел». Числа от 1 до 1 000. Умножение и деление (15 ч.) 117. 6.1 118. 6.2 119. 120. 121. 6.3 6.4 6.5 122. 6.6 123. 6.7 124. 125. 6.8 6.9 126. 6.10 127. 128. 6.11 6.12 129. 130. 6.13 6.14 131. 6.15 132. 133. 134. 7.1 7.2 7.3 135. 7.4 Анализ контрольной работы. Приёмы устных вычислений вида: 180*4, 900 : 3. Приёмы устных вычислений вида: 240 • 4, 203 • 4, 960 : 3. Приёмы устного умножения и деления. Виды треугольников по видам углов. Закрепление изученного материала. Проверочная работа по теме «Устные приёмы умножения и деления в пределах 1000». Приём письменного умножения на однозначное число. Приёмы письменного умножения в пределах 1000. Закрепление изученных приемов умножения. Приём письменного деления на однозначное число. Приём письменного деления на однозначное число. Проверка деления умножением. Проверочная работа «Письменные приёмы умножения и деления в пределах 1000». Знакомство с калькулятором. Повторение пройденного: «Что узнали? Чему научились?» Итоговая контрольная работа. Повторение (4 ч.) Нумерация. Сложение и вычитание. Умножение и деление. Правила о порядке выполнения действий. Тест «Итоговый» Задачи. Геометрические фигуры и величины. 1ч. 26.04 1ч. 27.04 1 ч. 1 ч. 1 ч. 28.04 03.05 04.05 1 ч. 05.05 1 ч. 10.05 1 ч. 1 ч. 11.05 12.05 1ч. 15.05 1ч. 1ч. 17.05 18.05 1ч. 1ч. 19.05 22.05 1ч. 24.05 1ч. 1ч. 1ч. 25.05 26.05 29.05 1ч. 31.05 С учетом выходных и праздничных дней – 135 ч.