рабочая программа окружающий мир 3 класс 2022-2023 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
города Каменск - Шахтинский

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ СОШ №3 от 31.08.2022 г. №2
(Рш еясСс*/ секретарь МО Кузнецова Е.Ю.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Яценко Н.А.
31.08.2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2022- 2023 учебный год
по окружающему миру 3 класс
количество часов: 68 часов
Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 3 класса составлена
на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» в рамках
учебно-методического комплекса «Школа России» по учебнику А. А. Плешакова
«Окружающий мир» 3 класс. М.: Просвещение, 2022, основной образовательной программы
начального общего образования МБОУ СОШ №3, учебного плана МБОУ СОШ №3 на 20222023 учебный год, положения о рабочей программе МБОУ СОШ №3.
Учебный предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Обществознание
и естествознание». В соответствии с учебным планом на 2022-2023 учебный год на изучение
окружающего мира в 3 классе отводится 2 часа в неделю. Учебный предмет рассчитан на 68
часов (34 учебные недели).
Изучение предмета окружающий мир в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком
личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором
проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места
в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов начального образования, а именно:







Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;

























развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств, представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных
и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
окружающий мир;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
наблюдать за погодой и описывать её;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;



пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и
океаны;
 различать изученные группы растений и животных;
 приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
 оценивать правильность поведения людей в природе;
 уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся 3 класса получат
возможность расширить, систематизировать и углубить
исходные представления о
природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют
основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе.
Они приобретут опыт личностного отношения к миру природы и культуры. Знакомство
с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даст
учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего
мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем
окружении.
Обучающиеся получат возможность осознать целостность научной картины мира, своё
место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Обучающиеся познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества,
начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и
понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на
многообразном материале природы и культуры родного края.
В результате
изучения курса они заложат фундамент своей экологической и
культурологической грамотности, получат возможность научиться
соблюдать правила
поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Освоят элементарные
нормы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и
социальной среде.
Раздел «Человек и природа»
Обучающиеся 3 класса научатся:
- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой
природы, выделять их основные существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных
характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов
природы;
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное
оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники
безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной
информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных
высказываний;
- использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе
иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления
свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в
живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к
природе;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния
этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для
сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение,
соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды
и электроэнергии) и в природе;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для
сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и
личной гигиены.
- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при
несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество»
Обучающийся научится:
различать государственную
символику Российской Федерации;
описывать
достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию,
Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические
события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте
времени»;
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу
жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные
исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья,
общество сверстников и т.д.);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую
литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации,
ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных
высказываний;
соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать
необходимость здорового образа жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными
группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и
настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство
исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства
внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы,
профессионального
сообщества, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и
правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной
обстановке школы.
Планируемый уровень подготовки учащихся начальной школы:
- наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных
результатов с целью наблюдения (опыта);
- выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
- проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих
приборов и инструментов;
- работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
- работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса:
Обучающиеся должны знать:
- человек — часть природы и общества;

- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);
- группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
- съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между
растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное
и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного
поведения в природе);
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены, основы здорового образа жизни;
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила
противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и
промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией
(с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее
распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные
грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические
работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и
человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость;
выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при
небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и
их столиц.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. «Как устроен мир» (7ч.)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы.
Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память,
мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.
Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми
существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома
человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Раздел 2 «Эта удивительная природа» (19 ч.)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и
вещества.

Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов.
Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды.
Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники
загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее
использовании.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании
почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение
почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.
Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и
жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России.
Охрана растений.
Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,
птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные
животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие
животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир.
Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и
несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана
грибов.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители,
организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания.
Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и
развитие растений.
Раздел 3 «Мы и наше здоровье» (10ч.)
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.
Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез,
ожог, ушиб, обморожение).
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и
физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в
организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения.
Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчёт ударов пульса.
Раздел 4 «Наша безопасность» (8 ч.)
Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время
пожара, аварии водопровода, утечки газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде,
автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного
движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие,
предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка,
трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. .
Лед на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные
животные: змеи и др. Правила безопасности при общении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды.
Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от
продуктов питания, содержавших загрязняющие вещества.
Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.
Раздел 5 «Чему учит экономика» (12ч.)
Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.
Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал,
труд. Труд – главная потребность человека. Физический и умственный труд. Зависимость
успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных
ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность.
Основные отрасли промышленности: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, лёгкая
промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит
деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и
загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение
безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями.
Знакомство с различными монетами.
Раздел 6 «Путешествия по городам и странам» (12 ч.)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее,
основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности
природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных
стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных
стран. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого
человека.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Тема

Кол-во часов

Как устроен мир
Эта удивительная природа
Мы и наше здоровье
Наша безопасность
Чему учит экономика
Путешествия по городам и странам
Итого

7
19
10
8
12
12
68

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету этой области используются
индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не
требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные
практические работы с картами, приборами.
Фронтальный опрос
Проводится как беседа, в которой участвуют учащиеся всего класса. Учитель
подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие
обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед
– проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость
подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала
(повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты,
выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на
уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы
индивидуального опроса: рассказ – описание и рассказ – рассуждение.
Рассказ – описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или
явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке
этого вида рассказа учитывается полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее
существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к
описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от
текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести
собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной
литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ – рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить
полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и
временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с
применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня
развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи –
рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и
обществоведческого направления могут использоваться контрольные работы, которые не
требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями
письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по
нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление
высказывания и другие.
Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками – заданиями: дети
заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и
т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и
учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной письменной формой контроля сформированности представлений об
окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность
имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью,
рисунком – схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и
письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием,
моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих
естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение
уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или
опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Нормы оценок по окружающему миру
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал,
используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями
природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные
ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям,
установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении
фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при
выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании
на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но
допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в
окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между
объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может
исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного
материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Особенности организации контроля по окружающему миру
Специфичность содержания предмета "Окружающий мир", оказывает влияние на
содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного
материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения,
приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Контроль за уровнем достижений обучающихся по окружающему миру проводится
в форме устной оценки и письменных работ: контрольных и проверочных работ, тестовых
заданий.
Контрольные и проверочные работы направлены на контроль и проверку
сформированности знаний, умений и навыков. Тексты работ подбираются средней трудности с
расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Задания повышенной сложности
оцениваются отдельно и только положительной отметкой.
Тесты в области метапредметных умений дают возможность проверять овладение
обучающимися такими универсальными способами деятельности, как наблюдение, сравнение,
выбор способа решения учебной задачи (верного варианта ответа), контроль и коррекция,
оценка, распознавание природных объектов, определение истинности утверждений и умение
делать вывод на основе анализа конкретной учебной ситуации.
Учёт ошибок и оценка устных ответов, письменных и практических работ
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Грубые ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия
несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она
является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия
протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы;
неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных
объектов (природоведческих и исторических).
Негрубые ошибки:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на
результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не
приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после
наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Тесты
Исправления, сделанные ребенком, ошибкой не считаются.
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
Учёт уровневого подхода к достижению планируемых результатов
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся
формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности,
предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
-уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Календарно-тематический план
по учебному предмету окружающий мир
на 2022-2023 учебный год
Класс 3

Кол-во часов на год 68 ч.

Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна

Кол-во уроков в неделю 2 ч.

№
урок
а

Тема урока

1.

1.1

2.
3.
4.
5.

1.2
1.3
1.4
1.5

Раздел «Как устроен мир» (7 ч)
Природа.
Ценность природы для людей
Человек
Наши проекты. «Богатства, отданные людям»
Общество
Что такое экология

Сроки
прохождения
план
факт

01.09
06.09
08.09
13.09
15.09

Примечан.

6.
7.

1.6
1.7

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17
2.18
2.19

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10

37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8

45.
46.

5.1
5.2

47.
48.

5.3
5.4

Природа в опасности! Охрана природы
20.09
Обобщение знаний по теме: «Как устроен мир».
22.09
Проверочная работа
Раздел «Эта удивительная природа» (19 ч)
Звездное небо – Великая книга Природы
27.09
Тела, вещества, частицы.
29.09
Разнообразие веществ
04.10
Воздух и его охрана
06.10
Вода.
11.10
Превращения. Круговорот воды в природе
13.10
Берегите воду!
18.10
Как разрушаются камни
20.10
Что такое почва.
25.10
Разнообразие растений.
27.10
Солнце, растения и мы с вами.
08.11
Размножение и развитие растений.
10.11
Охрана растений.
15.11
Разнообразие животных.
17.11
Кто что ест.
22.11
24.11
Размножение и развитие животных.
Охрана животных.
29.11
В царстве грибов.
01.12
Проверь себя по разделу «Эта удивительная
06.12
природа».
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч)
Организм человека.
08.12
Органы чувств
13.12
Надёжная защита организма.
15.12
Контрольная работа за 1 полугодие
20.12
Опора тела и движение.
22.12
Наше питание
27.12
Дыхание и кровообращение
10.01
Умей предупреждать болезни.
12.01
Здоровый образ жизни.
17.01
Проверь себя по разделу «Мы и наше здоровье»
19.01
Раздел «Наша безопасность» (8 ч)
Огонь, вода и газ
24.01
Чтобы путь был счастливым
26.01
Дорожные знаки
31.01
Проект «Кто нас защищает»
02.02
Опасные места. Тест
07.02
Природа и наша безопасность
09.02
Экологическая безопасность
14.02
Обобщение знаний по теме: «Наша безопасность».
16.02
Проверочная работа
Раздел «Чему учит экономика» (12 ч)
Для чего нужна экономика
21.02
Природные богатства и труд людей – основа
28.02
экономики
Полезные ископаемые.
02.03
Растениеводство
07.03

49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.

5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
5.10
5.11
5.12

57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
6.9
6.10
6.11
6.12

Животноводство
09.03
Какая бывает промышленность
14.03
Контрольная работа за 3 четверть
16.03
Что такое деньги.
30.03
Государственный бюджет
04.04
Семейный бюджет
06.04
Экономика и экология
11.04
Обобщение знаний по теме: «Чему учит
13.04
экономика». Проверочная работа
Раздел «Путешествия по городам и странам» (12 ч)
Золотое кольцо России
18.04
Золотое кольцо России
20.04
Золотое кольцо России
25.04
Проект «Музей путешествий»
27.04
Наши ближайшие соседи
02.05
На севере Европы
04.05
Что такое Бенилюкс
11.05
В центре Европы
16.05
По Франции и Великобритании
18.05
Итоговая контрольная работа за год
23.05
По знаменитым местам мира
25.05
Обобщение знаний по теме: «Путешествие по
30.05
городам и странам» Проверочная работа
С учетом выходных и праздничных дней – 68 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».