Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск - Шахтинский СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ( Яценко Н.А. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №3 от 31.08.2022 г. №2 секретарь МО Кузнецова Е.Ю. 31.08.2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2022-2023 учебный год по музыке 3 класс количество часов: 33 часа Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Музыка» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Музыка» авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагина в рамках учебно-методического комплекса «Школа России» по учебнику Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2022, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №3, учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2022-2023 учебный год, положения о рабочей программе МБОУ СОШ №3. В соответствии с учебным планом школы на 2022-2023 учебный год общий объём учебного времени в 3 классе составляет 34 часа (34 учебные недели) по 1часу в неделю. Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. Задачи музыкального образования младших школьников: - воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров; - воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности; - развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего; - накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования Личностные результаты Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; формирование этических чувств доброжелательностии эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий; выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир; эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих; выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир; воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых. Познавательные УУД Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах; самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради; передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки; выбирать способы решения исполнительской задачи; соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями; исполнять попевки, ориентируясь на запись ручным знаками и нотный текст. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета; соотносить различные произведения по настроению и форме; строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки; пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминации; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; -обобщать учебный материал; -устанавливать аналогии; сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись); представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов). Коммуникативные УУД Обучающийся научится: выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно); выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности; понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки; -контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения; понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми; принимать мнение, отличное от своей точки зрения; стремиться к пониманию позиции другого человека. Обучающийся получит возможность научиться: выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ); понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми; контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности. формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера; стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности. Предметные результаты Музыка в жизни человека Обучающийся научится: воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний; различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки; понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате; эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям; ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора; понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека; передавать в музыкально-художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества. Обучающийся получит возможность научиться: соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни; осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ; владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга. Основные закономерности музыкального искусства Обучающийся научится: слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров; наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки; участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками; узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности; узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов. Обучающийся получит возможность научиться: проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку; импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша; пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминизации; находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения; различать звучание музыкальных инструментов (включая тембр арфы, виолончели, челесты). Обучающийся получит возможность овладеть: представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин. Н.А. Римский-Корсаков, Ф. Й Гайдн, И. С. Бах , В.А. Моцарт, Э.Григ, Г.В. Свиридов, С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин и др. ) исполнительском творчестве; музыкальными понятиям: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и др. Музыкальная картина мира Обучающийся научится: выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения в т. ч. с дирижированием ; петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении; различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений; сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов; различать язык музыки разных стран мира. Обучающийся получит возможность научиться: сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении; узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов; приводить примеры известных музыкальных жанров, форм; собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Россия – Родина моя Мелодия-душа музыки. Природа и музыка. Виват, Россия! Наша слава – русская держава. Кантата «Александр Невский». Опера « Иван Сусанин». Родина моя. Русская земля... Да будет во веки веков сильна. Раскрываются следующие содержательные линии. Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка. Музыкальный материал: Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский. Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника. Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А. Толстого. Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого. Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в. Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни. Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев. Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. День, полный событий Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. В детской. Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Раскрываются следующие содержательные линии. Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ). Музыкальный материал: Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова. Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко. Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева. Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто. Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев. С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского. Прогулка. Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский. О России петь – что стремиться в храм Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, добрая моя, мама! Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Раскрываются следующие содержательные линии. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро. Музыкальный материал: Богородице Дево, радуйся. № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов. Тропарь иконе Владимирской Божией Матери. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева. Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах. Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной. Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Л. Уэббер. Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока. Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока. Величание князю Владимиру и княгине Ольге. Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Настрою гусли на старинный лад. Былина о Садко и Морском царе. Певцы русской старины. Лель, мой Лель. Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Музыкальный материал: Былина о Добрыне Никитиче, обраб. Н. Римского-Корсакова. Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина). Песни Бояна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Песни Садко, хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков. Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Веснянки, русские и украинские народные песни. В музыкальном театре Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Опера «Орфей и Эвридика». Опера «Снегурочка». Океан – море синее. Балет «Спящая красавица». В современных ритмах. Раскрываются следующие содержательные линии. Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения. Музыкальный материал: Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк. Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков. Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной. Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина. В концертном зале Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Сюита «Пер Гюнт». «Героическая» Призыв к мужеству. Мир Бетховена. Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н.Паганини, П.Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка. Музыкальный материал: Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский. Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк. Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский. Каприс № 24 для скрипки соло. Н. Паганини. Пер Гюнт. Сюита № 1 (фрагменты); Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ. Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен. Соната № 14 («Лунная») (фрагменты). 1-я часть. Л. Бетховен. Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен. Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского. Волшебный смычок, норвежская народная песня. Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье Чудо-музыка. Острый ритм - джаза звуки. Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. Прокофьева. Певцы родной природы. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ — певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Обобщающий урок Музыкальный материал: Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский. Утро. Из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ. Шествие солнца С. Прокофьев. Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Снег идет. Из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака. Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина. Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт. Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт. Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен. Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского. Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой. Всюду музыка живет. Я. Дубравин, слова В. Суслова. Музыканты, немецкая народная песня. Камертон, норвежская народная песня. Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова. Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Содержание «Россия – Родина моя» «День, полный событий» «О России петь – что стремиться в храм» «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» «В музыкальном театре» «В концертном зале» «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» Итого Кол-во час 5 4 4 3 6 6 5 33 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Слушание музыки На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы. Учитывается: - степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности; - самостоятельность в разборе музыкального произведения; - умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний. Критерии оценки: Отметка «5» Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный; Отметка «4» Ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя; Отметка «3» Ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя; Отметка «2» Ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала. Хоровое пение Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу. Критерии оценки: Отметка «5» Знание мелодической линии и текста песни, чистое интонирование и ритмически точное исполнение, выразительное исполнение; Отметка «4» Знание мелодической линии и текста песни, в основном чистое интонирование, ритмически правильное, пение недостаточно выразительное; Отметка «3» Допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни, неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности, пение невыразительное; Отметка «2» Исполнение неуверенное, фальшивое. Музыкальная терминология Критерии оценки: Отметка «5» Твердое знание терминов и понятий, умение применять их на практике. Отметка «4» Неточность в формулировках терминов и понятий, умение частично применять их на практике. Отметка «3» Слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, неумение использовать их на практике. Отметка «2» Незнание терминов и понятий, отсутствие навыков использования их на практике. Критерии оценивания устного ответа: Отметка «5» - Учащийся правильно излагает изученный материал; - анализирует произведения музыки, живописи, графики, архитектуры, дизайна, скульптуры; - выделяет особенности образного языка конструктивных видов искусства, единства функционального художественно-образных начал и их социальную роль; - знает основные этапы развития и истории музыки, архитектуры, дизайна, живописи и т.д., тенденции современного конструктивного искусства. Отметка «4» - Учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера. Отметка «3» - Учащийся слабо справляется с поставленным вопросом; - допускает неточности в изложении изученного материала. Отметка «2» - Учащийся допускает грубые ошибки в ответе; - не справляется с поставленной целью урока. Оценка тестовой работы Отметка «5» При выполнении 100-90% объёма работы Отметка «4» При выполнении 89 - 76% объёма работы Отметка «3» При выполнении 75 - 50% объёма работы Отметка «2» При выполнении 49 - 0 % объёма работы Оценка реферата Отметка «5» 1. Работа содержательна, логична, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по теме. 2. Показано умение анализировать различные источники, извлекать из них информацию. 3. Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать ей критическую оценку. 4. Работа демонстрирует индивидуальность стиля автора. 5. Работа оформлена в соответствии с планом, требованиями к реферату, грамотно. Отметка «4» 1. Работа содержательна, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по выбранной теме, но изложение недостаточно систематизировано и последовательно. 2. Показано умение анализировать различные источники информации, но работа содержит отдельные неточности. 3. Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать ей критическую оценку. 4. Работа оформлена в соответствии с планом, но не соблюдены все требования по оформлению реферата (неправильно сделаны ссылки, ошибки в списке библиографии). Отметка «3» 1. Тема реферата раскрыта поверхностно. 2. Изложение материала непоследовательно. 3. Слабая аргументация выдвинутых тезисов. 4. Не соблюдены требования к оформлению реферата (отсутствуют сноски, допущены ошибки, библиография представлена слабо). Отметка «2» 1. Тема реферата не раскрыта. 2. Работа оформлена с грубыми нарушениями требований к реферату. Оценка проектной работы Отметка «5» 1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта. 2. Соблюдена технология исполнения проекта. 3. Проявлены творчество, инициатива. 4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме. Отметка «4» 1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта. 2. Соблюдена технология исполнения проекта, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении. 3. Проявлено творчество. 4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме. Отметка «3» 1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта. 2. Допущены нарушения в технологии исполнения проекта, его оформлении. 3. Не проявлена самостоятельность в исполнении проекта. Отметка «2» 1. Проект не выполнен или не завершен. Требования к ведению тетради В тетрадь записываются: 1. Темы уроков. 2. Имена композиторов, даты их жизни, иногда краткая информация об их творчестве и созданных произведениях. 3. Названия звучащих на уроках произведений и краткая информация об их создании. 4. Названия и авторы разучиваемых песен. 5. Сложно запоминающиеся тексты песен. 6. Музыкальные впечатления. 7. Сообщения, выполняемые учащимися по желанию (по темам отдельных уроков.) 8. В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из года в год. Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в связи с записываемыми темами). Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини-учебником, куда ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить. Тетрадь проверяется учителем один раз в четверть. Оценка выставляется за: 1. Ведение тетради (эстетическое оформление), наличие всех тем, аккуратность. 2. Ведение словаря 3. Выполненное домашнее задание. 4. Самостоятельную письменную работу по карточкам. Календарно-тематический план по учебному предмету музыка на 2022-2023 учебный год Класс 3 Кол-во часов на год 33 ч. Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна Кол-во уроков в неделю 1 ч. № ур о ка 1 2 3 4 5 Раздел/Тема урока 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 Раздел 1. Россия – Родина моя (5 ч.) Мелодия – душа музыки Природа и музыка Виват, Россия! Наша слава - русская держава Кантата «Александр Невский» Опера «Иван Сусанин». Родина моя. Русская земля... Да Ко лво час ов Дата проведения план 1 1 1 1 1 05.09 12.09 19.09 26.09 03.10 фак т Примеча ние 6 7 8 9 2.1 2.2 2.3 2.4 10 11 3.1 3.2 12 13 3.3 3.4 14 15 4.1 4.2 16 4.3 17 5.1 18 19 5.2 5.3 20 21 22 5.4 5.5 5.6 23 24 25 26 6.1 6.2 6.3 6.4 27 6.5 28 6.6 29 30 7.1 7.2 31 32 7.3 7.4 33 7.5 будет во веки веков сильна Раздел 2. День, полный событий (4 ч.) Утро 1 10.10 Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек 1 17.10 В детской. Игры в игрушки. На прогулке 1 24.10 Вечер. Обобщающий урок 1 07.11 Раздел 3. О России петь - что стремиться в храм (4 ч.) Радуйся Мария! Богородица Дево, радуйся! 1 14.11 Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, 1 21.11 мама! Вербное воскресенье. Вербочки 1 28.11 Святые земли Русской 1 05.12 Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч.) Настрою гусли на старинный лад 1 12.12 Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском 1 19.12 царе. Лель, мой Лель Звучащие картины. Прощание с Масленицей 1 26.12 Раздел 5. В музыкальном театре (6 ч.) Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. 1 09.01 Фарлаф. Увертюра Опера «Орфей и Эвридика» 1 16.01 Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна 1 23.01 чудес могучая природа... В заповедном лесу Океан - море синее 1 30.01 Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу 1 06.02 В современных ритмах 1 13.02 Раздел 6. В концертном зале (6 ч.) Музыкальное состязание 1 20.02 Музыкальные инструменты. Звучащие картины 1 27.02 Музыкальные инструменты 1 06.03 Сюита « Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера 1 13.03 песня родная « Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть 1 03.04 симфонии. Финал симфонии Мир Бетховена. Обобщающий урок 1 10.04 Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье … (5 ч.) Чудо - музыка. 1 17.04 Острый ритм - джаза звуки. Люблю я грусть твоих 1 24.04 просторов Мир С. Прокофьева 1 15.05 Певцы родной природы. Прославим радость на земле. 1 22.05 Радость к солнцу нас зовет Обобщающий урок 1 29.05 С учетом выходных и праздничных дней – 33 ч. Предцнуровано и скреплено печатью ж листов. Директора М БОУ СОШ №3 Золотова И. А.