Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 3 город Каменск - Шахтинский
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методической кафедры гуманитарного и
оздоровительного цикла
МБОУ СОШ № 3
От 31.08^2022 г. № Лу
секретарь МО Забураева Л.Г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Яценко Н.А.
ПОДИ]
1ПИСЬ
Утверждаю
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании»
Для 5 «А», 5 «Б»
Учитель Вершинина Л.А.
На 2022-2023 учебный год
Программа курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном
питании» в 5 «А», 5 «Б», МБОУ СОШ № 3 на 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Программа
внеурочной
деятельности
«Разговор
о
правильном
питании» построена на основе программы внеурочной деятельности в
соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего
образования.
Авторы
программы
М.М.Безруких,
Т.А.Филлипова,
А.Г.Макеева, М., издательство «Нестле. Правильное питание», 2018 год.
Программа относится к социальному направлению внеурочной
деятельности и реализуется через урок «Разговор о правильном питании».
Программа направлена на формирование культуры здоровья, осознание
важности образования и воспитания правильного питания, формирования
системы
позитивных
национальных
ценностей,
идеалов
сохранения
собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное
достояние России.
Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в
форме школы правильного питания. Такая форма позволяет, с одной
стороны,
обеспечить
максимально
широкий
охват
обучающихся
образованием в области жизненно важных вопросов собственного здоровья.
Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению
их субъективной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу
«обучаю себя».
Актуальность и новизна программы в том, что она дополняет и
раскрывает содержание отдельных тем предметных областей «Биологии», в
ходе
её
изучения,
обучающиеся
овладевают
основами
практико-
ориентированных знаний о человеке, о правилах питания, направленных на
сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать
их, учатся осмысливать причинно-следственные связи
формирования
навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Согласно учебному плану на 2022-2023 учебный год МБОУ СОШ № 3
отводит для внеурочной деятельности в 5 «А» классе 35 часов в год, час в
неделю, в 5 «Б» классе - 34 часа в год, час в неделю.
Цель программы: формирование у обучающихся основ культуры
питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи программы:
1. Формировать и развивать представление обучающихся о здоровье как
одной из важнейших человеческих ценностей, формировать готовность
заботиться и укреплять собственное здоровье;
2. Формировать у обучающихся знаний о правилах рационального
питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности
соблюдать эти правила;
3. Научить освоению обучающихся практических навыков рационального
питания;
4. Формировать представление о социокультурных аспектах питания как
составляющей общей культуры человека:
- информировать обучающихся о народных традициях, связанных с
питанием и здоровьем;
- Расширять знания об истории и традициях своего народа;
- Формировать чувства уважения к культуре своего народа и культуре
традиций других народов.
Развивать творческие способности и кругозор обучающихся, их
5.
интерес и познавательную деятельность.
При
реализации
данной
программы
технологии:
Метод проектов:
1. Личностно-ориентированное обучение
2. Развивающее обучение
3. Проблемное обучение
4. Информационные технологии
используются
следующие
Методы и приёмы работы:
1. Коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры)
2. Комбинированные
3. Проблемные
Формы контроля за обучением:
1.
В процессе проведения занятий проводится индивидуальная
оценка уровня полученных навыков, развития мировоззрения, повышение
эрудированности обучающихся.
2.
Представление обучающимися результатов своей работы в виде
творческих заданий, сообщений, докладов или научных работ.
3.
Диагностические занятия в конце учебного года, в ходе которых
определяется уровень знаний, обучающихся о правилах рационального
питания и основ культуры питания.
Прогнозируемые результаты
в обучении:
1. Знание установок, норм и правил питания.
2. Умение ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов
питания.
3. Умение делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться
в
учебных
пособиях
и
других
источниках
информации.
в воспитании:
1. Воспитание умения работать в коллективе и самостоятельно
2. Умение перерабатывать полученную информацию, сравнивать и
группировать её.
Используемая литература:
1. Андреев Ю.А. Новые Три кита здоровья. - М.: Феникс. 2019. - 350 с.
2. Алексеев С.В., Уселко В.Р. Гигиена труда. - М: Медицина. 2018. 576 с.
3. Воробьев Р.И. Питание и здоровье. - М.: Медицина. 2019. - 156 с.
4. Горохов В.А., Горохова С.Н. Лечебно-сбалансированное питание путь к здоровью и долголетию. - СПб.: Питер. 2018. - 278 с.
5. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: Учеб. пособие.
- М.: ФЛИНТА; 2019. - 559 с.
6. Здоровое питание. В.Н. Шилов, В.П. Мицьо. - М.: Парус, 2018. - 224 с.
7. Основы здорового питания: пособие А.В. Скальный. - Оренбург:
ГОУ ОГУ, 2019. - 258 с.
8. Питание как фактор формирования здоровья обучающихся /Г.П.
Пешкова, В.С. Бердина, С.И. Ворошилин и др. // Матер. XIV Всерос. конгр.
диетологов и нутрициологов с междунар. участием. - 2019. - С.66.
9. Рольф Унзорг. Энциклопедия здоровья. Здоровое питание. - М.:
"Кристина и Ко", 2017. - 234 с.
10. Туманян Г.С. Здоровый образ
совершенствование. - М.: Знание, 2018. - 314 с.
жизни
и
физическое
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании» в 5 «А» и 5 «Б» классах
№
п/п
№ темы и
раздела
Темы занятий
Раздел 1. «Здоровье – это здорово»
1.1
1
Здоровье – это
здорово
1.2
2
Правила ЗОЖ
Колво
часов
4
1
1
3
1.3
Я и моё здоровье
1
4
1.4
Мой образ жизни
1
Раздел 2. «Продукты разные нужны,
продукты разные важны»
2.1
5
Белки
1
2.2
Жиры
1
7
2.3
Углеводы
1
8
2.4
Витамины
1
9
2.5
1
10
2.6
Минеральные
вещества
Рацион питания
12
13
14
1
Раздел 3. «Режим питания»
3.1
Понятие режима
питания
3.2
Мой режим питания
3
1
Игра: «Составляем
режим питания»
Раздел 4. «Энергия пищи»
4.1
Энергия пищи
1
3.3
Дата по
плану
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
02.09.2022
07.09.2022
09.09.2022
14.09.2022
16.09.2022
21.09.2022
23.09.2022
28.09.2022
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
30.09.2022
05.10.2022
07.10.2022
12.10.2022
14.10.2022
19.10.2022
21.10.2022
26.10.2022
28.10.2022
09.11.2022
11.11.2022
16.11.2022
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
18.11.2022
23.11.2022
25.11.2022
30.11.2022
02.12.2022
07.12.2022
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
09.12.2022
14.12.2022
16.12.2022
21.12.2022
23.12.2022
28.12.2022
6
6
11
Класс
1
4
1
15
4.2
Калорийность пищи
1
16
4.3
Исследовательская
работа: «Вкусная
математика»
1
Дата
факт.
Влияние
калорийности пищи
на телосложение
человека
Раздел 5. «Где и как мы едим»
5.1
18
Где и как мы едим
17
4.4
20.01.2023
18.01.2023
27.01.2023
25.01.2023
1
5 «А»
5 «Б»
03.02.2023
01.02.2023
1
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
10.02.2023
08.02.2023
17.02.2023
15.02.2023
24.02.2023
22.02.2023
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
03.03.2023
01.03.2023
10.03.2023
15.03.2023
17.03.2023
05.04.2023
31.03.2023
12.04.2023
1
5 «А»
5 «Б»
07.04.2023
19.04.2023
1
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
14.04.2023
26.04.2023
21.04.2023
03.05.2023
28.05.2023
10.05.2023
5 «А»
5 «Б»
05.05.2023
17.05.2023
Раздел 6. «Ты - покупатель»
6.1
Права и обязанности
покупателя
6.2
Читаем информацию
на упаковке продукта
6.3
Ты покупатель
4
1
20
5.3
21
5.4
22
5.5
23
5.6
26
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
6
1
1
5.2
25
13.01.2023
11.01.2023
Мини-проект «Мы не
дружим с
сухомяткой»
Что такое перекусы и
их влияние на
здоровье
Поговорим о фастфудах
Правила поведения в
кафе
Ролевая игра «Кафе»
19
24
5 «А»
5 «Б»
1
1
1
1
1
Сложные ситуации
при покупке
Раздел 7. «Алементарно-зависимые
заболевания»
28
7.1
Что мы едим.
Правильное и
неправильное питание
7.2
29
Чем страшен кариес?
1
27
6.4
5
30
7.3
Почему болит живот?
1
31
7.4
1
32
7.5
Игра: «Необычное
путешествие в страну
чипсов и сухариков»
Гиподинамия и её
последствия
1
Раздел 8. «Молоко и молочные
продукты»
8.1
33
Молочное меню
34
8.2
35
8.3
Игра-исследование
«Это удивительное
молоко»
Обобщающий урок
3
1
1
1
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
12.05.2023
24.05.2023
19.05.2023
31.05.2023
5 «А»
5 «Б»
26.05.2023
Всего за год с учётом праздничных дней: 5 «А» класс – 35 часов,
5 «Б» класс – 34 часа