Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 город Каменск - Шахтинский СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методической кафедры гуманитарного и оздоровительного цикла МБОУ СОШ № 3 От 31.08^2022 г. № Лу секретарь МО Забураева Л.Г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Яценко Н.А. ПОДИ] 1ПИСЬ Утверждаю РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» Для 5 «А», 5 «Б» Учитель Вершинина Л.А. На 2022-2023 учебный год Программа курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» в 5 «А», 5 «Б», МБОУ СОШ № 3 на 2022-2023 учебный год Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» построена на основе программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования. Авторы программы М.М.Безруких, Т.А.Филлипова, А.Г.Макеева, М., издательство «Нестле. Правильное питание», 2018 год. Программа относится к социальному направлению внеурочной деятельности и реализуется через урок «Разговор о правильном питании». Программа направлена на формирование культуры здоровья, осознание важности образования и воспитания правильного питания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное достояние России. Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы правильного питания. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов собственного здоровья. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению их субъективной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя». Актуальность и новизна программы в том, что она дополняет и раскрывает содержание отдельных тем предметных областей «Биологии», в ходе её изучения, обучающиеся овладевают основами практико- ориентированных знаний о человеке, о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их, учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни. Согласно учебному плану на 2022-2023 учебный год МБОУ СОШ № 3 отводит для внеурочной деятельности в 5 «А» классе 35 часов в год, час в неделю, в 5 «Б» классе - 34 часа в год, час в неделю. Цель программы: формирование у обучающихся основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни. Задачи программы: 1. Формировать и развивать представление обучающихся о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье; 2. Формировать у обучающихся знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила; 3. Научить освоению обучающихся практических навыков рационального питания; 4. Формировать представление о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека: - информировать обучающихся о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем; - Расширять знания об истории и традициях своего народа; - Формировать чувства уважения к культуре своего народа и культуре традиций других народов. Развивать творческие способности и кругозор обучающихся, их 5. интерес и познавательную деятельность. При реализации данной программы технологии: Метод проектов: 1. Личностно-ориентированное обучение 2. Развивающее обучение 3. Проблемное обучение 4. Информационные технологии используются следующие Методы и приёмы работы: 1. Коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры) 2. Комбинированные 3. Проблемные Формы контроля за обучением: 1. В процессе проведения занятий проводится индивидуальная оценка уровня полученных навыков, развития мировоззрения, повышение эрудированности обучающихся. 2. Представление обучающимися результатов своей работы в виде творческих заданий, сообщений, докладов или научных работ. 3. Диагностические занятия в конце учебного года, в ходе которых определяется уровень знаний, обучающихся о правилах рационального питания и основ культуры питания. Прогнозируемые результаты в обучении: 1. Знание установок, норм и правил питания. 2. Умение ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания. 3. Умение делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебных пособиях и других источниках информации. в воспитании: 1. Воспитание умения работать в коллективе и самостоятельно 2. Умение перерабатывать полученную информацию, сравнивать и группировать её. Используемая литература: 1. Андреев Ю.А. Новые Три кита здоровья. - М.: Феникс. 2019. - 350 с. 2. Алексеев С.В., Уселко В.Р. Гигиена труда. - М: Медицина. 2018. 576 с. 3. Воробьев Р.И. Питание и здоровье. - М.: Медицина. 2019. - 156 с. 4. Горохов В.А., Горохова С.Н. Лечебно-сбалансированное питание путь к здоровью и долголетию. - СПб.: Питер. 2018. - 278 с. 5. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: Учеб. пособие. - М.: ФЛИНТА; 2019. - 559 с. 6. Здоровое питание. В.Н. Шилов, В.П. Мицьо. - М.: Парус, 2018. - 224 с. 7. Основы здорового питания: пособие А.В. Скальный. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2019. - 258 с. 8. Питание как фактор формирования здоровья обучающихся /Г.П. Пешкова, В.С. Бердина, С.И. Ворошилин и др. // Матер. XIV Всерос. конгр. диетологов и нутрициологов с междунар. участием. - 2019. - С.66. 9. Рольф Унзорг. Энциклопедия здоровья. Здоровое питание. - М.: "Кристина и Ко", 2017. - 234 с. 10. Туманян Г.С. Здоровый образ совершенствование. - М.: Знание, 2018. - 314 с. жизни и физическое Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» в 5 «А» и 5 «Б» классах № п/п № темы и раздела Темы занятий Раздел 1. «Здоровье – это здорово» 1.1 1 Здоровье – это здорово 1.2 2 Правила ЗОЖ Колво часов 4 1 1 3 1.3 Я и моё здоровье 1 4 1.4 Мой образ жизни 1 Раздел 2. «Продукты разные нужны, продукты разные важны» 2.1 5 Белки 1 2.2 Жиры 1 7 2.3 Углеводы 1 8 2.4 Витамины 1 9 2.5 1 10 2.6 Минеральные вещества Рацион питания 12 13 14 1 Раздел 3. «Режим питания» 3.1 Понятие режима питания 3.2 Мой режим питания 3 1 Игра: «Составляем режим питания» Раздел 4. «Энергия пищи» 4.1 Энергия пищи 1 3.3 Дата по плану 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 02.09.2022 07.09.2022 09.09.2022 14.09.2022 16.09.2022 21.09.2022 23.09.2022 28.09.2022 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 30.09.2022 05.10.2022 07.10.2022 12.10.2022 14.10.2022 19.10.2022 21.10.2022 26.10.2022 28.10.2022 09.11.2022 11.11.2022 16.11.2022 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 18.11.2022 23.11.2022 25.11.2022 30.11.2022 02.12.2022 07.12.2022 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 09.12.2022 14.12.2022 16.12.2022 21.12.2022 23.12.2022 28.12.2022 6 6 11 Класс 1 4 1 15 4.2 Калорийность пищи 1 16 4.3 Исследовательская работа: «Вкусная математика» 1 Дата факт. Влияние калорийности пищи на телосложение человека Раздел 5. «Где и как мы едим» 5.1 18 Где и как мы едим 17 4.4 20.01.2023 18.01.2023 27.01.2023 25.01.2023 1 5 «А» 5 «Б» 03.02.2023 01.02.2023 1 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 10.02.2023 08.02.2023 17.02.2023 15.02.2023 24.02.2023 22.02.2023 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 03.03.2023 01.03.2023 10.03.2023 15.03.2023 17.03.2023 05.04.2023 31.03.2023 12.04.2023 1 5 «А» 5 «Б» 07.04.2023 19.04.2023 1 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 14.04.2023 26.04.2023 21.04.2023 03.05.2023 28.05.2023 10.05.2023 5 «А» 5 «Б» 05.05.2023 17.05.2023 Раздел 6. «Ты - покупатель» 6.1 Права и обязанности покупателя 6.2 Читаем информацию на упаковке продукта 6.3 Ты покупатель 4 1 20 5.3 21 5.4 22 5.5 23 5.6 26 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 6 1 1 5.2 25 13.01.2023 11.01.2023 Мини-проект «Мы не дружим с сухомяткой» Что такое перекусы и их влияние на здоровье Поговорим о фастфудах Правила поведения в кафе Ролевая игра «Кафе» 19 24 5 «А» 5 «Б» 1 1 1 1 1 Сложные ситуации при покупке Раздел 7. «Алементарно-зависимые заболевания» 28 7.1 Что мы едим. Правильное и неправильное питание 7.2 29 Чем страшен кариес? 1 27 6.4 5 30 7.3 Почему болит живот? 1 31 7.4 1 32 7.5 Игра: «Необычное путешествие в страну чипсов и сухариков» Гиподинамия и её последствия 1 Раздел 8. «Молоко и молочные продукты» 8.1 33 Молочное меню 34 8.2 35 8.3 Игра-исследование «Это удивительное молоко» Обобщающий урок 3 1 1 1 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 12.05.2023 24.05.2023 19.05.2023 31.05.2023 5 «А» 5 «Б» 26.05.2023 Всего за год с учётом праздничных дней: 5 «А» класс – 35 часов, 5 «Б» класс – 34 часа