рабочая программа по истории 8 класс 2022-2023 уч.год

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
гуманитарного,
художественно-эстетического
и оздоровительного цикла
МБОУ СОШ №3
от
31.08. 2022*. №2 /
Секретарь МО
Забураева Л.Г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
^
Яценко Н.А

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №3

И.А. Золотова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории для 8 «А» И 8 «Б» класса

Учитель: Гнеушева Елена Юрьевна

2022 - 2023 учебный год

~

Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением ФУМО по общему образованию от 08.04.2015, протокол № 1/15
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный
перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31
марта 2014 г. № 253»
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 №МД – 1552/03 «Об оснащении образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
- примерная программа основного общего образования по истории;
- рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9 классы изд-ва «Просвещение», Москва 2016 год; авторы А.А.Данилов, О.Н.Журавлёва, И.Е.Барыкина;
- рабочие программы по всеобщей истории к предметной линии учебников А.А.Вигасина –
О.С.Сороко-Цюпы 5-9 классы изд-ва «Просвещение», Москва 2014 год;
- основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 3;
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов:
«История России» и «Всеобщая история».
Цели и задачи изучения учебного предмета «История»:
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость
для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным
этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в основной школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной,
культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до
наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному
Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между
людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Общая характеристика учебного предмета «История»:
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач
изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6 класса, особенностей их социализации, а также
ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта
и рассчитана на средний уровень учащихся.
В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступаетв качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и
поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания
учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась
единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных
компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«История»:
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений,
видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей,
личностных качеств и свойств учащихся.

Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а
личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической
идентичности;
- познавательный интерес к прошлому своей страны
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод
человека;
- изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
- уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание
исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
- уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- формирование коммуникативной компетентности;
- обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
- расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать
факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,
работать индивидуально и в группе;
- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
- активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и
продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;
- критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать
информацию, выделяя главную и второстепенную.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой
миропонимания и познания общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания;
- умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную
ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и
народов в истории;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных
памятников своей страны и мира.
- знать имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии; основные этапы и
ключевые события всеобщей истории периода конца XVII— XVIIIв.в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; изученные виды исторических источников;
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных
задач, сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе
текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать
приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному
признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности.

Место учебного предмета «Всеообщая история. История Росии » в учебном
плане
Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение истории отводится
68 часов . В 8 классе учебный предмет история состоит из 2 часов в неделю федерального компонента.
Федеральный базисный учебный план отводит для обязательного изучения истории в 8 классе 2 часа,
из расчёта 2 часа в неделю при 34 учебных неделях.
Содержание учебного курса «Всеобщая история. Новая история.1800-1900 гг.»
Новая история. XVIII – XIX В. 28 ч.
Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. (7часов)
Вводный урок. От традиционного общества к обществу индустриальному. Черты традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации. Эшелоны капиталистического развития.
Проблемы, порожденные модернизацией.
Индустриальная революция: достижения и проблемы. Основные технические изобретения и
научные открытия. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Экономические кризисы как одна из причин
перехода к монополистическому капитализму. Черты монополистического капитализма.
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире:
материальная культура и повседневность Изменения в социальной структуре общества, вызванные
индустриальной революцией. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая
буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Новые условия быта. Изменения
моды. Новые развлечения.
Наука: создание научной картины мира XIX в. В зеркале художественных исканий. Литература
и искусство. Причины быстрого развития естественно-математических наук. Основные научные открытия XIX – начала XX в., их значение. Открытия в области математики, физики, химии, биологии,
медицины. XIX в. в зеркале художественных изысканий. Основные художественные направления в
живописи и музыке.
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство. Причины появления главных идейнополитических течений XIX в. Характеристика основных положений ли-

берализма, консерватизма, социализма. История развития социалистической мысли, воззрения социалистов утопистов. Причины возникновения неолиберализма, неоконсерватизма, основные течения в
социалистическом лагере.
Строительство новой Европы (7 часов)
Консульство и образование наполеоновской империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта.
Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика Наполеона в годы Консульства и Империи.
Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию, освобождение европейских государств, реставрация Бурбонов. Венский
конгресс. Священный союз.
Англия: сложный путь к величию и процветанию. Экономическое развитие Англии в XIX в.
Политическая борьба. Парламентская реформа 1932., установление законодательного парламентского
режима. Чартистское движение. Англия – крупнейшая колониальная держава.
Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису. Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. Революция 1830 г. : причины и ход. Кризис
Июльской монархии.
Франция: революция 1848г. и Вторая империя. Причины революции 1848. Ход Февральской
революции. Основные мероприятия Временного правительства и Учредительного собрания, июльское
восстание рабочих в Париже Установление Второй республики. Внутренняя и внешняя политика
Наполеона III.
Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Экономическое и политическое развитие Германии и Италии в первой половине XIX
в. Причины и цели революции 1848г. в Германии и Италии. Ход революции. Пруссия и Сардинское
королевство – центры объединения Германии и Италии. Объединение Германии. Объединение Италии. Два пути объединения.
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Причины, ход, результаты франкопрусской войны, причины поражения Франции в этой войне. Сентябрьская революция 1870 г., провозглашение республики. Окончание войны. Причины восстания 18 марта 1871 г. Внутренняя политика
Парижской коммуны. Причины поражения и роль Парижской коммуны в истории.
Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества. (5
часов).
Германская империя в конце XIX – начале XX в. Борьба за место под солнцем. Политическая
устройство. Политика «нового курса» - социальные реформы. От «нового курса» к мировой политике.
Подготовка к войне.
Великобритания: конец Викторианской эпохи. Экономическое развитие и причины замедления
темпов развития промышленности Великобритании к концу XIX в. Колониальные захваты Велико-

британии в конце XIX в. и создание Британской колониальной империи. Система двух партий и эпоха
реформ.
Франция: Третья республика. Особенности экономического развития Франции в конце XIX в. –
начале XX в. Особенности политического развития. Эпоха демократических реформ. Коррупция государственного аппарата. Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX в.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Особенности экономического развития Италии в конце XIX – начале XX в. Политическое развитие Италии. «Эра Джолитти». Внешняя политика
Италии в конце XIX – начале XX в..
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Характеристика Австрийской империи в первой половине XIX в. Революции 1848г. в Австрии и Венгрии. Образование
Австро-Венгрии, особенности политического строя страны. Политическое и экономическое развитие Австро-Венгрии. Внешняя политика Австро-Венгрии в конце XIX – начале XX в..
Две Америки (2 часа).
США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм
и вступление в мировую политику. Характеристика экономического и социально-политического развития США в первой половине XIX в. Отличия между Севером и Югом. Экономическое развитие
США в конце XIX в. Внешняя политика США в конце XIX – начале ХХ в. Политическое развитие
США в конце XIX – начале ХХ в.
Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Ход национально-освободительной
борьбы народов Латинской Америки против колониального гнета Испании. Итоги и значение освободительных войн в Латинской Америке в первой половине XIX в. Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки в XIX в.
Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма (4 часа)
Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника». Черты традиционных
обществ Востока. Причины реформ в Японии во второй половине XIX в. «Открытие» Японии. Реформы «эпохи Мэйдзи». Причины быстрой модернизации Японии. Особенности экономического развития
Японии в XIX в. Внешняя политика японского государства во второй половине XIX в.
Китай: сопротивление реформам. «Открытие» Китая, «опиумные войны» Попытка модернизации Китая империей Цыси и императора Гуансюем. Причины поражения реформаторского движения.
Восстание тайпинов и ихэтуаней.
Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Разрушение традиционного общества в
Индии. Великое восстание 1857г.
Африка: континент в эпоху перемен. Традиционное общество. Раздел Африки. Создание ЮАС.
Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (1 час)

Международные отношения: дипломатия или войны? Причины усиления международной
напряженности в конце XIX в. Шаги к войне. Борьба мировой общественности против распространения военной угрозы.
Итоговое повторение (2ч).
Итоги мирового развития в XIX веке – начале XX века.
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — начале XIX вв. (42 ч)
У истоков российской модернизации
Тема I. Россия в эпоху преобразований Петра I. (14 часов)
Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I.
Великая Северная война 1700-1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I.
Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.
Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы
Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в
истории страны.
Тема 2. Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов. (6 часов)
Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 гг.). Внутренняя политика и экономика России в
1725-1762 гг. Внешняя политика России в 1725-1762 гг. Национальная и религиозная политика.
Тема 3. Российская империя при Екатерине II. (9 часов)
Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины
XVIII в. Народные движения. Восстание Е.И.Пугачева.

Народы России. Религиозная и нацио-

нальная политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Освоение Новороссии и Крыма.
Тема 4. Россия при Павле I (3 часа)
Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I.
Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в.( 9 часов)
Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская
наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий.

Учебно-тематический план
История нового времени 1800-1900
№ раздела

Название темы (раздела)

Кол-во
часов

Тема 1

Становление индустриального общества. Человек в новую
эпоху.

7

Тема 2

Строительство Новой Европы.

7

Тема 3

Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества.
Две Америки.

5

Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма
Международные отношения в конце XIX – начале XX вв.

4

Итоговое повторение

2

Итого

28

Тема 4
Тема 5
Тема 6

2

1

История России
№ раздела

Название темы (раздела)

Кол-во
часов

Тема 1

Введение.

1

Тема 2

Россия в эпоху преобразований Петра I.

13

Тема 3

6

Тема 4

Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов
Российская империя при Екатерине II.

Тема 5

Россия при Павле I. (2 часа)

2

Тема 6

Культурное пространство Российской империи в XVIIIвеке.

9

Итого

40

9

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
История

НА 2022-2023 УЧ.ГОД.
\предмет\
Классы
8а
Кол-во часов на год 69 ч.
Учитель: Гнеушева Елена Юрьевна
Кол-во уроков в неделю 2 ч
№
№
Раздел /тема урока
КоДата
Примечание
п/п уролиПо
фактикачест
плану
чески
в разразво
деле
часов
1
Введение. От традиционного об1час 05.09
щества к обществу индустриальному
1
Глава Ⅰ. Становление индустри- 8 часов
ального общества

2
3

1.11.2
1.3

4

1.4
5

1.5

6

Индустриальная революция:достижения и проблемы
Индустриальное общество:новые
проблемы и новые ценностиЧеловекв в изменившемся мире: матерниальная культура и повседневность
Вводная контрольная работа

1

06.09

1

12.09

1

13.09

Наука: создание научной картины
мира
Вводная контрольная работа

1

19.09

1

20.09

1

26.09

1

27.09

1

03.10

9час
ов
1

04.10

1

10.10

1

11.10

1

17.10

1

18.10

1

24.10

1

25.10

10

2.1

11

2.2

12

2.3

13

2.4

14

2.5

15

2.6

ⅩⅨ век в зеркале художественных
исканий.Литература
Искусство ⅩⅨ века а поисках новой картины мира
Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство
Глава ⅠⅠ. строительство Новой
Европы
Консульство и образование наполеоновской империи
Разгром империи Наполеона.Венский конгресс
Англия:сложный путь к величию и
процветанию
Франция Бурбонов и Орлеанов: от
революции 1830 года к новому политическому кризису
Франция: революция 1848 года и
Вторрая империя
Германия: на пути к единству

16

2.7

Котрольная работа за четверть

7

1.6

8

1.71.8
1.91.10

9

2

17
18

2.8
3

19

3.1

20

3.2

21

3.3

22

3.4

23

3.5

4
24

4.1

25

4.2

5
26

5.1

27

5.2

28

5.3

29

5.4

«Нужна ли нам единая и неделимая
1
Италия?»
Война , изменившая карту Европы.
1
Парижская коммуна.
ГлаваⅠⅠⅠ.Страны Западной
5 чаЕвропы на рубеже19-20
сов
вв.Успехи и проблемы индустриального общества.
Германская империя в конце 191
начале 20 века. Борьба за место
под солнцем
Великобритания:конец Викториан1
ской эпохи
Франция: Третья республи1
ка.Контрольное тестирование.
Италия:время реформ и колони1
альных захватов
От Австрийской империи к Авст1
ро-Венгрии: поиски выхода из кризиса
Глава Ⅳ. Две Америки
2 часа
США в ⅩⅨвеке:модернизация,
1
отмена рабства и сохранение республики
США:империализм и вступление в
1
мировую политику. Латинская
Америка в 19 - начале 20 века:время перемен.
Традиционнве общества вⅩⅨ ве- 4 чаке6новый этап колониализма
са
Япония на пути модернизации:
1
«восточная мораль- западная техника»
Китай:сопротивление реформам
1

07.11

Индия:насильственное разрушение
традиционного общества
Африка:континент в эпоху перемен

1

13.12

1

19.12

32

Глава ⅤⅠ. Международные отношения в конце 19- начале 20
века.
Международные отношения: дипломатия или войны?
Итоговое повторение курса Всеобщая история. История нового
времени
Контрольная работа за полугодие

33

История России

34

Введение.

6

30

3.1

31

08.11

14.11

15.11
21.11
22.11
28.11

29.11

05.12

06.12

12.12

4 часа
1

20.12

1

64.12

1

27.12

1

09.01

13
часов

1.1

Глава1. Россия в эпоху преобразований Петра 1
Россия и Европа в конце 17 века

1

10.01

1.2

Предпосылки Петровских реформ

1

16.01

35

1

36
37

38

1.3

Начало правления Петра 1

1

17.01

39

1.4

Великая Северная война 1700-1721

1

23.01

40

1.5

Реформы управления Петра1

1

24.01

41

1.6

Экономическая политика Петра 1

1

30.01

42

1.7

1

31.01

43

1.8

1

06.02

44

1.9

1

07.02

45

1.10

1

13.02

46

1.11

1

14.02

47

1.12

Российское общество Петровскую
эпоху
Церковная реформа. Положение
традиционных конфессий
Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам
Перемены в культуре России в годы Петровских реформ
Повседневная жизнь и быт при
Петре 1
Значеение Петровских преобразований в истории страны
Глава 2. Россия при нвследниках
Петра: эпоха дворцовых переворотов
Эпоха дворцовых переворотов
(1725-1762)
Внутренняя политика и экономика
России в 1725-1762 гг.
Внешняя политика и экономика
России в 1725-1762 гг.
Национальная ирелигиозная политика в 1725-1762гг..
Итоговое повторение Главы 2. Россия при нвследниках Петра: эпоха
дворцовых переворотов
Четвертная контрольная работа (3
четверть)
Глава 3. Российская империя
при Екатерине ⅠⅠ.
Россия в системе международных
отношений
Внутренняя политика Екатерины
ⅠⅠ
Экономическое развитие России
при Екатерине ⅠⅠ
«Благородные» и « подлые»: социальная структура российског общества втророй половины 18 века
Восстание под предводительством
Е.И.Пугачева
Народы России. Национальная и
религиозная политика политика
Екатерины ⅠⅠ.
Внешняя политика Екатерины ⅠⅠ.

1

20.02

2

48
49

2.12.2
2.3

50

2.4

51

2.5

52

53
3
54

3.1

55

3.2

56

3.3

57

3.4

58

3.5

59

60

3.6

61

3.7

62

4

Начало освоения Новороссии и
Крыма
Глава Ⅳ. Российская империя
при Павле Ⅰ

6 часов

2
2

21.02
27.02
28.02

1

03.03

1

06.03

1

07.03

1

13.03

9 часов
1

14.03

1

20.03

1

21.03

2

03.04
04.04

1

10.04

1

11.04

1

17.04

1

18.04

2 часа

63

4.1

Внутренняя политика Павла Ⅰ

1

24.04

64

4.2

Внешняя политика Павла Ⅰ

1

25.04

5
65

5.1

66

5.2

67
68

9
Культурное пространство Росчасов
сийской империи в ⅩⅤⅠⅠⅠвеке
Общественная мысль, публицисти1
ка, литература, пресса.Образование
в России в 18 веке. Российская
наука и техника в 18 веке.
Русская архитекрура в 18 ве2
ке.Живопись и скульптура.Музыкальное и театральное искусство. Народы Россси в 18 веке.
Итоговое повторение курса истрия
1
России
Годовая контрольная работа
1

Резервныйй урок. Подведение итогов года.

69

1

15.05

16.05
22.05

23.05
29.05
30.05

Всего сучётов выходных ипразничных дней - 69 часов.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
История

НА 2022-2023 УЧ.ГОД.
\предмет\
Классы
8б
Кол-во часов на год 68 ч.
Учитель: Гнеушева Елена Юрьевна
Кол-во уроков в неделю 2 ч
№
№
Раздел /тема урока
КоДата
Примечание
п/п уролиПо
фактикачест
плану
чески
в разразво
деле
часов
1
Введение. От традиционного об1час 02.09
щества к обществу индустриальному
1
Глава Ⅰ. Становление индустри- 8 часов
ального общества

2
3

1.11.2
1.3

4

1.4

5
6

1.5

Индустриальная революция:достижения и проблемы
Индустриальное общество:новые
проблемы и новые ценности
Человекв в изменившемся мире:
матерниальная культура и повседневность

1

05.09

1

09.09

1

12.09

Наука: создание научной картины
мира
Вводная контрольная работа

1

16.09

1

19.09

7

1.6

8

1.71.8
1.91.10

9

2
10

2.1

11

2.2

12

2.3

13

2.4

14

2.5

15

2.6

16

2.7

17
18

2.8
3

19

3.1

20

3.2

21

3.3

22

3.4

23

3.5

4
24

4.1

25

4.2

5
26

5.1

ⅩⅨ век в зеркале художественных
исканий.Литература
Искусство ⅩⅨ века а поисках новой картины мира
Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство
Глава ⅠⅠ. строительство Новой
Европы
Консульство и образование наполеоновской империи
Разгром империи Наполеона.Венский конгресс
Англия:сложный путь к величию и
процветанию
Франция Бурбонов и Орлеанов: от
революции 1830 года к новому политическому кризису
Франция: революция 1848 года и
Вторрая империя
Германия: на пути к единству

1

23.09

1

26.09

1

30.09

9час
ов
1

03.10

1

07.10

1

10.10

1

14.10

1

17.10

1

21.10

«Нужна ли нам единая и неделимая
Италия?»
Четвертная контрольная работа

1

24.10

1

28.10

Война , изменившая карту Европы.
Парижская коммуна.
ГлаваⅠⅠⅠ.Страны Западной
Европы на рубеже19-20
вв.Успехи и проблемы индустриального общества.
Германская империя в конце 19начале 20 века. Борьба за место
под солнцем
Великобритания:конец Викторианской эпохи
Франция: Третья республика

1

07.11

Италия:время реформ и колониальных захватов
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса
Глава Ⅳ. Две Америки
США в ⅩⅨвеке:модернизация,
отмена рабства и сохранение республики
США:империализм и вступление в
мировую политику. Латинская
Америка в 19 - начале 20 века:время перемен.
Традиционнве общества вⅩⅨ веке6новый этап колониализма
Япония на пути модернизации:
«восточная мораль- западная тех-

5 часов

1

11.11

1

14.11

1

18.11

1

21.11

1

25.11

2 часа
1

28.11

1

02.12

4 часа
1

05.12

ника»
27

5.2

Китай:сопротивление реформам

1

09.12

28

5.3

Контрольная работа за полугодие

1

12.12

29
30

5.4

2

16.12

33

Африка:континент в эпоху Индия:насильственное разрушение
традиционного обществаперемен.
Глава ⅤⅠ. Международные отношения в конце 19- начале 20
века.
Международные отношения: дипломатия или войны?
Итоговое повторение курса Всеобщая история. История нового
времени
Резервный урок

34

История России

35

Введение.

6

31

3.1

32

4 часа
1

19.12

1

23.12

1

26.12

1

27.12

3637
38

1.1

Глава1. Россия в эпоху преобразований Петра 1
Россия и Европа в конце 17 века

1.2

Предпосылки Петровских реформ

1

13.01

39

1.3

Начало правления Петра 1

1

16.01

40

1.4

Великая Северная война 1700-1721

1

20.01

41

1.5

Реформы управления Петра1

1

23.01

42

1.6

Экономическая политика Петра 1

1

27.01

43

1.7

1

30.01

44

1.8

1

03.02

45

1.9

1

06.02

46

1.10

1

10.02

47

1.11

1

13.02

48

1.12

Российское общество Петровскую
эпоху
Церпковная реформа. Положение
традиционных конфессий
Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам
Перемены в культуре России в годы Петровских реформ
Повседневная жизнь и быт при
Петре 1
Значеение Петровских преобразований в истории страны
Глава 2. Россия при нвследниках
Петра: эпоха дворцовых переворотов
Эпоха дворцовых переворотов
(1725-1762)

1

17.02

1

2

49
50

2.12.2

51

2.3

52

2.4

53
54

2.5

13
часов

1

09.01

6 часов

2

20.02
27.02

Внутренняя политика и экономика
России в 1725-1762 гг.
гг..Контрольная работа.

1

03.03

1

06.03

Внешняя политика и экономика
России в 1725-1762. Национальная
ирелигиозная политика в 17251762гг..

2

10.03
13.03

55

56
3
57

3.1

58

3.2

59

3.3

60
61

3.4

62

3.5

63

60

3.6

61

3.7

Итоговое повторение Главы 2. Россия при нвследниках Петра: эпоха
дворцовых переворотов
Четвертная контрольная работа (3
четверть)
Глава 3. Российская империя
при Екатерине ⅠⅠ.
Россия в системе международных
отношений
Внутренняя политика Екатерины
ⅠⅠ
Экономическое развитие России
при Екатерине ⅠⅠ
«Благородные» и « подлые»: социальная структура российског общества втророй половины 18 века
Восстание под предводительством
Е.И.Пугачева
Народы России. Национальная и
религиозная политика политика
Екатерины ⅠⅠ.
Внешняя политика Екатерины ⅠⅠ.

62

4.1

Начало освоения Новороссии и
Крыма
Глава Ⅳ. Российская империя
при Павле Ⅰ
Внутренняя политика Павла Ⅰ

63

4.2

Внешняя политика Павла Ⅰ

4

5
64

5.1

65

5.2

66
67
68

Культурное пространство Российской империи в ⅩⅤⅠⅠⅠвеке
Общественная мысль, публицистика, литература, пресса.Образование
в России в 18 веке. Российская
наука и техника в 18 веке.
Русская архитекрура в 18 веке.Живопись и скульптура.Музыкальное и театральное искусство. Народы Россси в 18 веке.
Итоговое повторение курса истрия
России
Годовая контрольная работа
Резервный урок.Подведение итогов.

1

17.03

1

20.03

9 часов
1

24.03

1

03.04

1

07.04

2

10.04
14.04

1

17.04

1

21.04

1

24.04

1

28.04

2 часа
1

05.05

1

12.09

2
часа

1

13.05

1

19.05

1

22.05

1

26.05

1

29.05

Всего с учетоввыходных и праздничных дней - 68 часов.

Критерии оценки знаний учащихся по истории 8 класс
Устный, письменный ответ
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет
предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
• осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;
• логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому
источнику;
• соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России
и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
• анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь
принципом историзма;

• давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей
(значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);
• сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
• применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
• толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической
лексики;
• демонстрировать знание основных дат отечественной истории;
• составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
• оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
• читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;
• преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
• показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла;
• демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;
• дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;
• не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
• демонстрирует общие представления об историческом процессе;
• путается в датах, допускает неточности в определении понятий;
• показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;
• отсутствует логически построенный и продуманный ответ;
• не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;
• не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких
знаний либо отказался отвечать.
Требования к оценке:
оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого,
оценка должна выполнять стимулирующую функцию,
оценка должна быть всесторонней.
Критерии оценки тестового задания:
90-100% - отлично «5»;
70-89% - хорошо «4»
50-69% - удовлетворительно «3»;
менее 50% - неудовлетворительно «2»
Нормы оценок работы с историческим источником
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
• установил тип источника и время (дату) его появления;
извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и
раскрыл поднятую в тексте проблему;
• сопоставил факты нескольких исторических источников;
• применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.)
для объяснения содержания исторического источника;
• дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;
• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
• аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• определил тип источника и историческую эпоху его появления;
• извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

• сопоставил факты нескольких исторических источников;
• применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;
• прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;
• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией свою позиции.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
• не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;
• на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
• попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на
информацию источника;
• не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
• не увидел проблему и не смог ее сформулировать;
• пересказал текст источника без его комментирования;
• или дал ответ не в контексте задания.
·
Нормы оценок работы с исторической картой
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
• читает легенду карты;
• правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую
терминологию;
• раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;
• правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
• допускает неточности при чтении легенды карты;
• описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя
картографические термины;
• затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;
• не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
• не соотносит историческую информацию с картой;
• не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• не умеет читать легенду карты;
• не распознает историческую информацию, представленную на карте;
• отказался работать с контурной картой.

Контрольно- измерительные материалы
Вводная контрольная работа по истории
1 вариант __________________________
1. Вы начали изучать историю Европы XIX века. Напишите не менее трех слов, характеризующих начало XIX века в Европе:
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
___________________

2. Чем знаменит Томас Эдисон?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
____________________
3. Оцените выражение: Роберт Кох был знаменитым художником.
А) верно Б) не верно
4. Напишите, какие области науки быстро развивались в Европе в нач. XIX века:
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________
5. Общественное течение XIX века, выступавшее за изменение жизни общества путем
проведения реформ, называется
А) консерватизм Б) либерализм В) анархизм Г) нет верного ответа
6. В какой стране раньше, чем во всех остальных начался промышленный переворот и
модернизация?
А) Франция Б) Германия В) Англия Г) Россия
7. В 1812 г. началась Отечественная война между Францией и
А) Германией Б) Россией В) Англией Г) Италией
8. Эту страну называли «мастерской мира», «мировым извозчиком»
А) Франция
Б) Германия
В) Англия Г) Австрия

9. Соотнеси правителя и страну (соедини стрелками):
А) Наполеон I Бонапарт
Б) Луи Филипп Орлеанский
В) Отто фон Бисмарк

1) Германия
2) Франция
3) Великобритания

10. В 1830 г. во Франции случился государственный переворот, который получил название:
А) забастовка трейд-юнионов
В) «Августовская революция»
переворотов

Б) «Июльская революция»
Г) в 1830 г. во Франции не было

11. Почему 1848-1849 гг. в Европе называют «весна народов»?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________
12. Какая острая проблема стояла перед Германией в начале XIX века?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________
13. Такое явление как консульство было
А) в Германии
В) в Великобритании

Б) во Франции
Г) в Нидерландах

14. На обратной стороне листа дай развернутый ответ по вопросу: «Как можно в целом оценить развитие европейских стран в XIX веке: позитивные и негативные черты» (ответ можно оформить в виде таблицы)
15. Вставьте пропущенные слова в текст:
В XIX веке в европейских странах начался процесс
____________________________________________. Это означало, что началось развитие
всех сфер жизни общества, промышленности, политики. В связи с этим развивались такие

науки, как
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___________________________________. Появилось много новых изобретений: благодаря
Оливеру Эвансу появился первый________________________________________________,
с именем Генри Модсли связано создание _____________________________________ и
многое другое. Изменился быт человека с появлением
_____________________________________________________________________________
______. Исходя из этих фактов, можно сделать вывод о том, что в XIX веке
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Контрольная работа по истории,
8 класс
2вариант _____________________
1. Вы начали изучать историю Европы XIX века. Напишите не менее трех слов, характеризующих начало XIX века в Европе:
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
___________________
2. В XIX веке в Западной Европе происходил процесс – изменения во всех сферах жизни
общества –
А) эмансипация
Б) урбанизация
В) модернизация
Г) реабилитация
3. Чем знаменит Чарльз Дарвин?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
____________________
4. Оцените выражение: в 1803 г. инженер О. Эванс изобрел первую печатную машинку,
что стало прорывом в книгопечатании.
А) верно
Б) не верно
5. Напишите, какие области науки быстро развивались в Европе в нач. XIX века:
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________
6. Направление в художественном искусстве XIX в., согласно которому деятель искусства пытается понять современное общество, вскрыть причины всех явлений, в том
числе и плохих, отразить окружающее таким, какое оно есть называется:
А) романтизм
Б) утопизм
В) критический реализм
Г) натурализм
7. Соотнеси правителя и страну (соедини стрелками):
А) Людовик XVIII
1) Германия
Б) Луи Филипп Орлеанский

2) Италия

В) Наполеон I Бонапарт

3) Франция

8. В какой стране раньше, чем во всех остальных начался промышленный переворот и
модернизация?
А) Франция Б) Германия В) Россия Г) Великобритания
9. «Венский конгресс» состоялся в

А) 1812 г.

Б) 1820 г.

В) 1814 г.

Г) 1815 г.

10. Отечественная война Франции с Россией была в
А) 1812 г.

Б) 1813 г.

В) 1814 г.

Г) 1815 г.

11. Была ли Германия единым государством в первой четверти XIX века? Почему?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________
12. «Мастерской мира» в 30-40-е гг. XIX в. называли
А) Францию

Б) Германию

В) Англию

Г) Австрию

13. Первым правителем из династии Орлеанов во Франции был
А) Людовик XVIII
В) Наполеон II

Б) Луи Филипп
Г) нет верного ответа

14. На обратной стороне листа дай развернутый ответ по вопросу: «Как можно в
целом оценить развитие европейских стран в XIX веке: позитивные и негативные
черты» (ответ можно оформить в виде таблицы).

15. Вставьте пропущенные слова в текст:
В XIX веке в европейских странах начался процесс
____________________________________________. Это означало, что началось развитие
всех сфер жизни общества, промышленности, политики. В связи с этим развивались такие
науки, как
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___________________________________. Появилось много новых изобретений: благодаря
Оливеру Эвансу появился первый________________________________________________,
с именем Генри Модсли связано создание _____________________________________ и
многое другое. Изменился быт человека с появлением
_____________________________________________________________________________
______. Исходя из этих фактов, можно сделать вывод о том, что в XIX веке
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________.

Контрольная работа по истории за первое полугодие 8 класс
1 вариант

1. «Жандармом Европы» называли императора Николая Павловича, царствующего в Российской империи
1) с 1796 по 1801 год
3) с 1825 по 1855 год
2) с 1801 по 1825 год
4) с 1855 по 1881 год
2.Индустриальное общество – это:
1) общество, состоящее из капиталистов – хозяев заводов, и трудящихся, работающих на этих заводах;
2) общество, состоящее из ученых, инженеров и техников, занятых созданием и совершенствованием машин;
3) стадия развития общества, сменяющая традиционное, аграрное общество;
4) подходят все три определения.

3. Что из названного относится к социально-экономическим процессам первой половины XIX в. В России?
1) формирование вотчинного землевладения
2) начало промышленного переворота
3) появление первых мануфактур
4) национализация промышленности
4. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите место встречи двух императоров, о которой идет речь.
«25 июня 1807 г. во втором часу дня состоялась первая встреча обоих императоров. На
самой середине реки был утвержден плот с двумя великолепными павильонами. На французском берегу была выстроена вся гвардия, на русском — небольшая свита императора...
Лодки отчалили от берегов, и на середине реки император и царь одновременно вошли в
шатер мира. Стрелявшие еще 10 дней назад друг в друга гвардейцы кричат: "Ура!" Вчерашние враги обнялись...»
1) Ватерлоо
3) Аустерлиц
2) Тильзит
4) Санкт-Петербург
5. Сражение под Смоленском, Бородинская битва, Тарутинский марш-маневр — героические страницы истории войны
1) Ливонской войны
3) Крымской войны
2) Отечественнойвойны 1812г
4) Первой мировой
6. Какое сословие было наиболее привилегированным в России в XIX в.?
1) боярство
3) купечество
2) дворянство
4) духовенство (священство)
7. Определите, какое утверждение правильное.
а) Основными формами хозяйственных объединений (монополий), которые возникли в
индустриально развитых странах на рубеже ХІХ-ХХ ст., были картели и синдикаты
б) Основными формами хозяйственных объединений (монополий), которые возникли в
индустриально развитых странах на рубеже ХІХ-ХХ ст., были картели и синдикаты,
тресты и концерны.
1) верно а 2)верно б 3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны
8.Эту страну называют «матерью всех революций»:
1)Италию; 2)Англию; 3)Францию4)Испанию;
9. Значительное превышение вывоза капитала над вывозом товаров из Англии в XIX в.
объяснялось:
1) получением высокой прибыли от вложения капиталов в экономику колоний
2) проведением политики «блестящей изоляции»
3) увеличением количества денег в обращении
4) наличием широкого внутреннего рынка

10. «Порядок, при котором все государства сдерживают друг друга, чтобы ни одно из
них не могло силой навязать другому своё господство – это:
1)европейское равновесие;
2)европейский концерт;
3)европейская колонизация;
4)европейский союз;
11.Изобретатель, создавший первый пароход:
1) Ю. Либих
2) Б. Р. Фултон 3)В. Дж. Стефенсон

4)Г. Дж. Бернал

13. «Могучая кучка» – это сложившееся в конце 50-х – начале 60-х гг. XIX в. творческое
содружество
1) литераторов
2) композиторов
3) художников
4) ученых12. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) присоединение России к континентальной блокаде
2) битва при Аустерлице
3) Венский конгресс
4) изгнание войск Наполеона из России

13.Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже
суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Число текстильных предприятий в России в 1825–1850 гг.
Название

1825 г.

1850 г.

предприятий

Предприятий Рабочих

Предприятий Рабочих

Суконные

324

63 603

492

81 359

Бумаготкацкие

484

47 021

480

79 038

Полотняные

196

26 832

122

14 440

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

А) В период 1825–1850 гг. увеличилось
количество
Б) В период 1825–1850 гг. в наибольшей степени сократилось количество
В) Численность рабочих на бумаготкацких предприятиях

1) суконных предприятий
2) бумаготкацких предприятий
3) полотняных предприятий
4) выросла более значительно, чем на
суконных предприятиях
5) выросла менее значительно, чем на
суконных предприятиях

Запишите в строку выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: ______________

2 вариант
1.Консерватизм –это:
1) идейное и общественно-политическое течение, провозгласившее принцип политических, общественных и экономических свобод;
2) идейно-политические и культурные течения, опирающиеся на идею традиции и преемственности в общественно-политической и культурной жизни;
3) движение за религиозное образование населения;
4) приверженность традиционным ценностям в жизни общества.

2.Что из названного относится к социально-экономическим процессам второй половины XIX в. В России?
1) закончился промышленный переворот
2) начало промышленного переворота
3) появление первых мануфактур
4) национализация промышленности
3. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите войну, о событиях которой
идёт речь.
«Третий штурм состоялся 26–31 августа. Турки предугадали направления атак русских и
румынских войск и сумели удержать линию своей обороны, нанеся наступающим
наибольшие потери. Решающим днём стало 30 августа, когда румынам при поддержке
русского 18-го пехотного полка удалось захватить один из двух Гривицких редутов. В
этот же день отряд М.Д. Скобелева, наносивший вспомогательный удар, нащупал в позициях турок слабое место, прорвал их оборону в районе Зелёных гор, захватил редуты Исса
и Каванлык и вышел на южную окраину города. Турки спешно перебросили против Скобелева резервы с севера и востока».
1)русская- турецкая война 1806-1812гг
2)крымская война 1853-1856 гг
3) русско-турецкая война 1877-1878гг
4)Первая мировая война
4. Главную роль в Венском конгрессе 1814 г. играли представители:
1)Австрии, Франции, Великобритании, Пруссии;
2)России, Пруссии, Швеции, Дании;
3)Великобритании, Австрии, Пруссии, России;
4)Германии, Великобритании, Франции, Австрии;
5. Основнойпризнак индустриального общества
1) миграция
3) массовое промышленное производство
2) натуральное хозяйство4) распад колониальных империй
6.Определите, какое утверждение правильное
а. Завершение промышленного переворота относится к 17 веку
б. Завершение промышленного переворота характеризуется тем, что машины создаются при помощи станков.
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
.
7. Проведение реформ в Англии во второй половине XIX в. способствовало:
1) радикализации масс
2) созданию правового государства 3) падению авторитета
правительства 4) ограничению гражданских прав и свобод
8. Чартизм – это:
1)движение за избирательные реформы во Франции;
2)борьба против колонизаторов в Индии;
3)борьба за отмену рабства в США;
4)народное движение за избирательную и социальные реформы в Великобритании;

9. Первую железную дорогу в 1825г в Англии построил.
1)Г. Бессемер. 2) Джорж Стефенсон. 3)Ж.М. Жакар 4) Э.В. Сименс.
10. П.М. и С.М. Третьяковы получили известность в русской истории как
1) участники объединения «Могучая кучка»
2) основатели Московского художественного театра
3) составители «Живого Толкового словаря великорусского языка»
4) коллекционеры произведений живописи
11. В кругосветных экспедициях в XIX в. участвовали:
1)И.Ф.Крузентштерн , Ю.Ф.Лисянский
2)Н.М. Пржевальский, С.И. Челюскин
3)И.И.Мечников, Н.Ф.Гамалея
4)А.А.Баранов, Г.И.Невельский

12.Какие из перечисленных событий произошли в XIX в.? Найдите в приведённом
ниже списке два события и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Завершился промышленный переворот
2) Произошло объединение Германии
3) Формирование единого Всероссийского рынка
4) Английская буржуазная революция
5) Начало колониальных завоеваний
13.Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже
суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Промышленные предприятия в России в 1804 и 1850 гг.
Полотняные

Год

предприятия

Рабочие

Сахарные
предприятия

Рабочие

1804

285

23 711

7

108

1850

122

14 440

354

37 383

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

А) С 1804 по 1850 г. общее число рабочих, занятых на полотняных фабриках,

1) увеличилось вдвое

Б) Число сахарных предприятий в первой половине XIX в.

3) выросло примерно в 50 раз

В) В 1804 г. в среднем менее 20 рабочих
трудилось на

5) сахарном предприятии

2) сократилось

4) полотняном предприятии

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:____________________

Четвертная контрольная работа по истории 8 класс(3 четверть)
Вариант 1.
1.Какие два из названных событий относятся к царствованию Алексея Михайловича
Романова:
1. преследование раскольников;
2. введение Юрьева дня;
3. создание стрелецкого войска;
4. введение бессрочного сыска беглых крестьян
2. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1. образование первого ополчения;
2. введение патриаршества в России
3. восстание под предводительством И.И. Болотникова
4. смерть Бориса Годунова
1

2

3

4

3. Установите соответствие между именами русских царей и событями, которые относятся к периоду их правления:

А. Иван IV
Б. Федор Иванович
В. Борис Годунов
Г. Алексей Михайлович
1

2

3

1. введение урочных лет
2. учреждение опричнины
3. избрание на царство Земским собором
4. Принятие Соборного уложения

4

4. Кто из названных землепроходцев (мореходов) совершил свои путешествия в XVII
в.?
1. В.И. Беринг
2. С.И. Дежнев
3. Е.П. Хабаров
4. С.П. Крашенинников
5. М.П. Лазарев
5. Труд работников, лишенных орудий труда и вынужденных продавать за определенную плату свою рабочую силу, называется ___________________ труд.
6. Продолжите логический ряд и укажите недостающую дату.
«Русская Правда» - XI в.
«Устав» Владимира Мономаха – первая четверть XII в.
«Судебник» Ивана III – ____ г.
7. Сравните особенности управления Российским государством при Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1. рост числа приказов
2. частые созывы земских соборов
3. принятие свода законов – Соборного уложения
4. сохранение местничества
Черты сходства Черты различия

8. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям церковной реформы.
1. исправление книг по греческому образцу
2. искоренение двуперстия при крещении
3. ликвидация обычая многоголосия во время службы
4. распространить в России католицизм
9. Соотнесите правильно участников событий Церковного раскола с их портретами:
1. Алексей Михайлович
2. Протопоп Аввакум
3. Патриарх Никон
4. Патриарх Филарет

10. Прочитайте отрывок из «Сказания Авраама Полицина об осаде Троице – Сергиева монастыря и выполните задания.
Сначала попустил Господь Бог владеть нами расстриге _______________, назвавшемуся
царским сыном ____________ всея Руси и на царский престол взошедшему. Но в скором
времени тот Григорий умер лютою смертью. Потом на то же место другой назвался. И
доходит до самого царствующего града Москвы, но не принят оказывается. Повсюду же в
России слух о нем прошел, и потом все воры к нему обратились: не на царский престол
его возвести, но все царские сокровища расхитить. Вся Россия от ложных царей мучительно страдает. Всей России царем Василий Иванович называется, тушинским же вором
все Российское государство разоряется».
10.1. Определите, как называется период в русской истории, о котором идёт речь в
отрывке и укажите его дату окончания.
10.2. Назовите трёх исторических личностей, о которых говорится в отрывке.
Вариант 2
1. Какие два из перечисленных событий произошли в царствование Б. Годунова?
1. Восстание под предводительством Хлопка;
2. Принятие Соборного уложения
3. Бесплатно выдавали хлеб из государственных амбаров;
4. Восстание И.И. Болотникова;
5. Боярский заговор
2. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1. заключение Столбовского мира со Швецией;
2. Смоленская война
3. отмена местничества
4. Медный бунт
1

2

3

4

3. Установите соответствие между фамилиями исторических личностей и их деятельностью:
Исторические личности
Деятельность
А) К. Минин
1. Военный холоп князя Телятевского
Б) И. Болотников
2. Нижегородский земский староста-торговый человек
В) Д. Пожарский
3. Один из руководителей первого ополчения
Г) Мстиславский
4. Возглавил семибоярщину
1

2

3

4

4. Какие два из названных событий относятся к царствованию Алексея Михайловича Романова:
1. Соляной бунт
2. учреждение патриаршества
3. подписание Андрусовского перемирия с Польшей
4. издание первой русской печатной книги
5. Смоленская война
5. Предприятие, основанное на разделении труда и ручной техники, называется
_________________ .
6. Продолжите логический ряд и укажите недостающее имя.
«Судебник» 1497 г. – Иван III
«Судебник» 1550 г. – Иван IV
Соборное уложение - __________

7.Сравните организацию русского войска в годы правления Ивана III и правления
Ивана IV. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1. ограничение местничества при назначении на воинские должности
2. создание особого соединения царской рати — московского стрелецкого войска
3. большая роль дворянской конницы
4. наличие артиллерии
Черты сходства

Черты различия

8. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного,
относятся к событиям церковного раскола.
1. Церковный собор 1654 г.
2. старообрядцы
3. протопоп Аввакум
4. «бунтарское время»
9. Отметьте правильный ответ.
К произведениям созданным Симоном Ушаковым относится:

1

2

3

4

10. Прочти внимательно документ, ответь на вопросы, ответы запиши в бланк ответов
« 18 марта 1584 года московские колокола своим печальным перезвоном возвестили жителям столицы о кончине царя. При этой вести были забыты и все великие жестокости царя, и ненавистная …, а вспомнились такие великие дела его царствования, как взятие Казани, завоевание Астрахани и Сибири, издание царского судебника и восстановление в
Москве великолепного храма Василия Блаженного»
10.1 Укажите имя государя, о котором идет речь. О каких великих «жестокостях царя» было забыто?
10.2 К кому перешла власть? Как повлияла его смерть на дальнейшее развитие России?

Годовая контрольная работа по истории России в 8 классе.
1 вариант.
Часть 1. Выберите правильный ответ.
1. Высшее правительственное учреждение при Петре I с 1711 года:
1) Боярская дума; 2) Ближняя канцелярия; 3) Кабинет министров; 4) Правительствующий
Сенат

2. Какое событие произошло в России в 1722 году:
1) был принят Табель о рангах;
2) подписан указ о единонаследии;
3) создана Тайная канцелярия
4) проведена городская реформа
3. В каком году Крым был присоединен к России:
1) 1721 г;
2) 1741 г; 3) 1783 г.;
4) 1791 г.
4. Определите событие, которое произошло позже других.
1) Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева;
2) Великое посольство, направленное Петром I в Западную Европу;
3) Семилетняя война ;
4) Северная война.
5. В ходе церковной реформы Петр I:
1) упразднил патриаршество;
2) конфисковал обширные владения церкви;
3) отделил церковь от государства ;
3) изменил летосчисление
6. Главная причина Северной войны:
1) борьба за выход в Северное море ;
2) борьба против владычества шведов на
Балтике;
3) вторжение шведов на территорию Украины; 4)
разгром союзников России в борьбе против Швеции
7. Чем известен в русской истории 1703 год?
1) произошло сражение под Нарвой ;
2) русские войска овладели штурмом крепостью
Нотебург;
3) был заложен Санкт-Петербург;
4) Дания
вышла из войны со Швецией
8. Рекрутская повинность — это:
1) обязанность крестьян работать на казенной мануфактуре;
2) выставление определенного количества людей из податного сословия для обслуживания нужд армии;
3) государственный налог с крестьян на содержание армии;
4) обязанность податного сословия выставлять от своей общины определенное количество
солдат
9. В 1721 г. произошел (о):
1) заключение перемирия с Турцией;
3) заключение Ништадтского мира

2) морское сражение у острова Гренгам;
4) разгром шведской эскадры у мыса Гангут

10. Первая печатная газета в России называлась:
1) «Четьи-Минеи»; 2) «Апостол» ;
3) «Ведомости»;

4) «Часослов»

11. Венцом петровских преобразований в науке и просвещении стал(о):
1) указ об учреждении Академии наук и художеств;
2) открытие первого русского музея-Кунсткамеры;
3) формирование системы профессионального образования
4) указ об организации государственной горно-разведывательной службы
12.Кто из правителей открыл эпоху дворцовых переворотов?
1) Петр II; 2) Анна Иоанновна; 3) Елизавета Петровна; 4) Екатерина I.

13. Политика протекционизма и меркантилизма, проводимая Петром I способствовала:

1) развитию отечественной промышленности и защите ее от иностранной конкуренции;
2)снижению пошлин на товары с Востока;
3)снижению пошлин на все иностранные товары;
4)запрету торговли иностранным купцам.
14. При правлении Екатерины I реальная власть сосредоточилась в руках:
1) Э.И. Бирона; 2) А.Д. Меншикова; 3) А.И. Остермана; 4) Д.М. Голицына.
15. Как называлась передача церковного имущества в государственную собственность:
1) протекционизм; 2) меркантилизм; 3) секуляризация; 4)
колонизация.
16. Главный документ, изданный в пользу дворян при Екатерине II:
1) указ о единонаследии;
2) Табель о рангах;
3) «Манифест о вольности дворянства»; 4) «Жалованная грамота дворянству».
17.Эпоха дворцовых переворотов – это период:
1) 1700-1721 гг.; 2) 1725-1762 гг.; 3) 1762-1796 гг.; 4) 1796-1801 гг.
18. Современником Екатерины II был:
1) Симеон Полоцкий; 2) Степан Разин; 3) Александр Радищев; 4) патриарх Никон
19. Что из перечисленного характеризует внутреннюю политику Екатерины II?
1) созыв Уложенной комиссии;
2) принятие Табели о рангах;
3) созыв первого в истории Земского собора; 4) принятие Указа о единонаследии
20. В результате какого события Россия завоевала выход в Черное море?
1) войны России с Турцией и Крымом в 1676–1681 гг.; 2) присоединения украинских земель в 1654 г.
3) русско–турецкой войны 1768–1774 гг. ;
4) русско–
турецкой войны 1806–1812 гг.
21. А.В. Суворов , П. А. Румянцев известны в истории России как :
1) художники-портретисты XVIII века.;
2) полководцы, одержавшие крупные победы в войнах XVIII века.;
3) государственные деятели периода Смутного времени;
4) представители духовенства
периода церковного раскола
22. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева проходила в:
1) 1763—1765 гг.; 2) 1771—1774 гг.; 3) 1773—1775 гг.;
4) 1783—1786 гг.
23. Годы правления Павла 1:
1) 1700 – 1721 гг.; 2) 1762 – 1796 гг.; 3) 1754 – 1801 гг.;

4) 1796 – 1801 гг.

Часть 2. Выберите правильные ответы.
1. Табель о рангах:
1) уравнивала в положении все посадское население;
2) уравнивала в служебном положении старую и новую аристократию;
3) разделила службу на гражданскую и военную;
4) устанавливала порядок назначения на службу с учетом знатности и происхождении;
5) давала возможность служебного роста служилому человеку вне зависимости от его
происхождении
2. Новые явления в образе жизни людей первой четверти XVIII в.:
1) средством передвижения стали кареты;
2) ношение европейской одежды;
3) использование таких тканей, как парча и тафта; 4) введение нового летосчисления;
5) введение ассамблей.

3. Расположите события в хронологическом порядке войны (запишите цифры в последовательном порядке):
1) основание Санкт-Петербурга ;
2) учреждение Академии наук;
3) введение нового летоисчисления ;
4) создание Сената
Ответ____________
4. Установите соответствие
А) регент

Б) абсолютизм
В) «верховники»

Г) гвардия
Д) империя
Е) фаворит
Ж) кондиции

1) привилегированный воинский отряд, «верные слуги государя», не связанные с административными учреждениями, происходившие из числа служилого дворянства и иностранцев, приближенных к трону
2) могущественная военная держава, объединяющая разные
народы и территории в единое государство
3) акт, иногда рассматривающийся как документ конституционного содержания, предложенный к подписанию императрице
Анне Иоанновне при её вступлении на престол членами Верховного тайного совета
4) форма правления, при которой неограниченная верховная
власть принадлежит монарху
5) придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику
6) временный правитель при малолетстве, болезни, отсутствии
монарха.
7) члены Верховного тайного совета в России

Ответ
А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

5. Прочитайте отрывок з сочинения современного историки Е.З. Анисижова и ответьте на вопросы.
«Судьба Екатерины доказала что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории, чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала-таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как
тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины»... Французский дипломат
Корберон писал в своем донесении, что слава которую создала себе императрица, ее решительный характер, ее способности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных генералов. «.Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха ее царствования стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов... Перед ней были реальные цели укрепления
самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей — максимально
способствовать развитию и совершенствованию того «регулярного» государства основы
которого заложил еще Петр Великий. ..Законодательные акты Екатерины надолго пережили ее и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия основой российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала»
вероятно, честолюбивая царица-законодательница».
1. О каком хронологическом периоде в истории России идет речь в документе? Укажите
его рамки. 2.Под каким названием вошел в историю этот период?

2 вариант.
Часть 1. Выберите правильный ответ.
1. В период царствования Петра I появились:
1) земства; 2) коллегии ;
3) приказы ; 4) министерства
2. По указу о единонаследии:
1) дворянам поместья предоставлялись на условиях несения службы;
2) боярские вотчины не могли дробиться при наследовании;
3) дворянские поместья оказывались в более привилегированном положении, чем вотчины
бояр;
4) поместья дворян приравнивались к боярским вотчинам
3. Как часто называют период засилья иностранцев при дворе Анны Иоанновны
1) "Годы бедствия";
2) "Хованщина ;
3) "Бироновщина"; 4) "Смутное время"
4. Главная официальная цель Великого посольства 1697-1698 гг.:
1) укрепление связей с западными странами;
2) поиск союзников для борьбы с Швецией;
3) создание антитурецкого союза европейских государств;
4) заключение торговых соглашений со странами Западной Европы.
5. Прочтите отрывок из указа Петра I и укажите, где произошло сражение, о котором
идёт речь. «Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском
никогда такой не бывало, к тому ж ещё гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и поистине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая
проба солдатская была и людей, конечно, ободрила, и «матерью Полтавской баталии»
названа как одобрением людей, так и временем».
1) при Гросс-Егерсдорфе;
2) у деревни Лесной
3) при Цорндорфе;
4) у острова
Гренгам
6. Меркантилизм – это:
1) политика, направленная на стимулирование производства отечественной продукции;
2) политика, направленная на стимулирование ввоза в страну иностранных товаров;
3) политика, направленная на строительство городов.
7. Как называлось открытое в 1764 г. в Петербурге учебное заведение для девушек
дворянского происхождения?
1) Петербургский университет; 2) Смольный институт; 3) Царскосельский лицей;
4) Гатчинский колледж
8. Важнейший итог Полтавской битвы:
1) перелом в ходе войны в пользу России;
3) потеря русскими войсками Нарвы ;

2) распад Северного союза
4) отказ Карла XII от похода на Москву

9. В годы правления Петра I произошло восстание под предводительством
1) И. И. Болотникова ; 2) К. А. Булавина; 3) Т. Костюшко ; 4) С. Т. Разина
10. «Эпохой просвещенного абсолютизма» историки называют царствование
1) Павла I; 2) Елизаветы Петровны; 3) Екатерины II ; 4) Алексея Михайловича
11. Знаменитое пособие с правилами хорошего тона называлось:
1) «Домострой»; 2) «Часословец»; 3) «Книга о скудости и богатстве»;
честное зерцало»

4) «Юности

12. Определите событие, которое произошло раньше других.
1) Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева
2) Великое посольство, направленное Петром I в Западную Европу
3) Семилетняя война
4) Северная война
13. В ходе какой войны русские войска взяли Берлин?
1) Семилетней ; 2) Северной; 3) Ливонской ; 4) Русско-турецкой войны 1768—1774 гг
14. В каком году была проведена губернская реформа, согласно которой вместо 15
было создано 50 губерний и введена двухуровневая система административнотерриториального устройства? 1) 1762 г.; 2) 1764 г.; 3) 1767 г.; 4) 1775 г.;
15.В середине XVIII века Россия принимала участие в войне вошедшей в историю
как
1) Семилетняя; 2) Северная; 3) Отечественная;
4) Крымская.
16. Золотым веком русского дворянства называли царствование:
1) Петра I ; 2) Анны Иоанновны;

3) Екатерины II;

4) Екатерины I.

17. Какое название в XVIII в. получила комиссия, созванная Екатериной II для составления нового свода законов?
1) Негласный комитет; 2) Избранная рад; 3) Уложенная комиссия; 4) Конференция
18. В результате Северной войны Россия получила:
1) выход в Балтийское море; 2) Новгородские земли; 3)Смоленские земли;
4)Финляндию
19. Каким образом Екатерина II пришла к власти?
1) по наследству после смерти своего отца;
2) в результате дворцового переворота;
3) в результате избрания на Земском соборе;
4) по завещанию своего брата.
20. Россия стала называться империей с: 1) 1709г;
1725г.

2) 1714г. ;

3) 1721г;

4)

21. Итоги русско-турецкой войны 1768-1774 гг. подвел
1) Кючук-Кайнарджийский договор;
2) Сан-Стефанский договор;
3) Ясский договор ;
4) Георгиевский трактат
22. Известный полководец, написавший книгу «Наука побеждать», — это
1) А.Д. Меншиков;
2) А. В. Суворов ; 3) П.С.Салтыков ;
4) П. А. Румянцев
23. Какие из названных дат связаны с разделами Речи Посполитой?
1) 1700 г., 1709 г., 1721 г.
3) 1725 г., 1730 г., 1741 г.

2) 1768 г., 1774 г., 1791 г.
4) 1772 г., 1793 г., 1795 г.

Часть 2. Выберите правильные ответы.
1. Какие события относятся к правлению Петра I?
1) Северная война
2) взятие крепости Измаил
3) Взятие Казани
4) создание стрелецкого войска
5) Учреждение Сената
6) Полтавская битва
2. Важнейшие памятники архитектуры Петровской эпохи:
1) Петропавловский собор и Петропавловская крепость;
2) церковь Ильи Пророка в

Ярославле;
4) здание Двенадцати коллегий;
Петербурге

3) ансамбль Ростовского кремля;
5) Меншиковский дворец в

3. Расположите в хронологической последовательности события Северной войны
(запишите цифры в последовательном порядке):
1) Полтавская битва ;
2) Гангутское сражение ;
3) сражение у деревни Лесной;
4) Нишатдский мирный договор
Ответ_____________
4. Установите соответствие между правителем России и временем его правления
Правитель

Годы правления

А) Екатерина I
Б) Анна Иоанновна
В) Пётр III
Г) Екатерина II
Д) Пётр II
Е) Елизавета Петровна
Ж) Иван VI Антонович

1) 1727-1730 гг.
2) 1740-1741 гг.
3) 1741-1761 гг.
4) 1725-1727 гг.
5) 1762-1796 гг.
6) 1761-1762 гг.
7) 1730-1740 гг.

5. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя ученого, о котором идет
речь.
«Блестящее выступление ученого на публичном собрании Академии в 1749 году с «Похвальным словом» Елизавете Петровне произвело впечатление на императрицу, которая в
августе 1750 года приняла его в Царском Селе, а полугодом позже пожаловала чином коллежского советника с окладом 1200 рублей в год. У него появился влиятельный покровитель в лице фаворита Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова. Именно ему ученый сумел внушить мысль о необходимости создания в Москве университета. Он составил подробный план организации университета».
Ответ_______________________

Список литературы для учителя
Данилов, А.А. Поурочные разработки к учебнику «История России. XIX век» [Текст] /
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2001. – 128 с.
Кочетов, Н.С. Новая история. 1800-1913. 8 класс: Поурочные планы по учебникуЮдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной Л.М. [Текст] / Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2003. – 107 с.

Кочетов, Н.С. История России. XIX век. 8 класс: Планы уроков (опорные конспекты, тесты, схемы, лекции) [Текст] / Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2003. – 101 с.
Петрович, В.Г. Уроки истории. 8 класс [Текст] / В.Г. Петрович, Н.М. Петрович. – М.: ТЦ
Сфера, 2004. – 176 с.
Первая мировая война. Пролог XX века [Текст] / Ред. В.Л. Малькова. – М.:Наука, 1998.458 с.
Плоткин, Г.М. Тестовые задания по отечественной и всеобщей истории. 5-11 классы
[Текст] : пособие для учителя/ Г.М. Плоткин. – М.:Просвещение, 2002.- 94 с.
Уткина, Э.В. Подготовка к олимпиадам по истории. 8-11 классы [Текст] / Э.В. Уткина. –
М.: Айрис-пресс, 2007. – 192 с.
Список литературы для учащихся
Данилов, А. А. История России XIX в. [Текст]: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / А. А.Данилов, Л. Г. Косулина. - М: Просвещение, 2009. – 287 с., ил.
Забылин, М. Русский народ: обычаи, обряды, традиции, суеверия, поэзия [Текст] / М. Забылин. – М.: Просвещение, 2000. – 210 с.
Юдовская, А. Я. Новая история, 1800-1913 [Текст]: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, П.А. Баранов. – М.: Просвещение, 2006. – 270 с., ил.
Цифровые образовательные ресурсы по истории
Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX – XX вв. [Электронный ресурс]. – М.: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 2004.- 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Энциклопедия истории России. 862 – 1917 гг. [Электронный ресурс]. – М.: АО Коминфо,
1998 – 2001.- 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
От Кремля до Рейхстага. [Электронный ресурс]. – М.: Республиканский мультимедиа
центр Минобразования РФ, Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы, Московское городское объединение архивов, 2000 –
2005. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Династия Романовых. Три века российской истории. [Электронный ресурс]. –
М.:Государственный музей-заповедник «Московский Кремль», АО Коминфо, 2002. - 1 эл.
опт. диск (CD-ROM).

директор МБОУ СОШ № 3
Золотова И.А.

Прошнуровано и скреплено печатью
лиСЙЙк, 3 %


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».