муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры гуманитарного, художественно-эстетического и оздоровительного цикла МБОУ СОШ №3 от 31.08. 202; Секретарь МО Забураева Л.Г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР С ^ Яценко Н.А «Утверждаю» И.А. Золотова Директор МБОУ СОШ №3 Приказ 2>/- 7. Под11^сь руководителя Печа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию для 9 класса Учитель: Гнеушева Елена Юрьевна 2022 - 2023 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования ( приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897) закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Каменск-Шахтинский, федерального перечня учебников. Рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, авторской программы Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – изд 2-е, доработанное.- М.: Просвещение, 2020.»). Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень. Общие цели учебного предмета * Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; *общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; *нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; *реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; *сознательного неприятия антиобщественного поведения. *Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которое существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению. Место учебного предмета в учебном плане Рабочая программа ориентирована на 35 часов из расчета 2 час в неделю. Преобладающим типом урока является комбинированный урок. Формы организации учебной деятельности различные: индивидуальная, групповая, фронтальная парная. Для рациональной организации педагогического процесса большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся, учет индивидуальных особенностей учащихся при определении домашнего задания. Учебно-методический комплекс: Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – изд 2-е, доработанное.- М.: Просвещение, 2021.») Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются: -мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; -заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны; -ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности. Предметными результатами освоения данного курса являются: относительно целостное представление о человеке; понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека; знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения. Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются: -в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность; -в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; -в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей; -в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности. Требования к уровню подготовки Требования к уровню подготовки Личностными УУД 1. ценить и принимать следующие базовые ценности:«добро», «терпение», «любовь к России к своей малой родине», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»; 2. проявлять уважение к своему народу, развитие толерантности; 3. освоить личностный смысл учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута; 4. давать оценку жизненным ситуациям и поступкам героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России; 5. выполнять нормы и требования школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться Метапредметными УУД: 1)Регулятивные УУД: умение организовать свою учебную деятельность 1. ставить частные задачи на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести) 2. использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы; 3. умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале 4.) Коммуникативными УУД: умение общаться, взаимодействовать с людьми 1. участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; 2. оформлять свои мысли в устной и письменной речи; 3. выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; 4. отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; 5. критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого; 6. предвидеть последствия коллективных решений. 3). Познавательными УУД: Они включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем 1. самостоятельно выделять и формулировать цель; 2. ориентироваться в учебных источниках; 3. отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников; 4. анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты; 5. самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; 6. уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде; 7. строить речевое высказывание в устной и письменной форме; 8. проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя Результаты обучения и усвоение содержания курса обществознания В соответствии с ФГОС данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП ООО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты. В том числе на формирование планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы проектноисследовательской деятельности», «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». Личностные результаты: Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; навыки смыслового чтения; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции); формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты изучения «Обществознания» в составе предметной области «Общественно-научные предметы»: Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве. Содержание учебного курса Политическая сфера (14 час) Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства. Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе. Право (12 час) Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права. Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация. Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации. Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция.Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Сфера духовной культуры (8 час) Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Место и роль предмета в базисном учебном плане Программа рассчитана на 68 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю. Реализация рабочей программы способствует: - развитию личности в период ранней юности, ее духовно - нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; - воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ; - освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования; - овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства; - формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отношениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Наименование темы урока Кол-во часов Введение Гл ава 1. ПОЛИТИКА 1 19 часов Политика и власть Государство Политические режимы Правовое государство Гражданское общество и правовое государство. учавствовать в жизни гражданского общества. Участие граждан в политическойжизни Политические партии и движения Практикум ГЛАВА 2. ПРАВО Роль права в жизни человека, общества и государства Правоотношения и субъекты права Правонарушения и юридическая ответственность Правоохранительные органы Конституция Российской Федерации Основы конституционного строя Российской Федерации 7-10 Права и свободы человека и гражданина 11 Гражданские правоотношения 1 2 3 4 5 6 2 3 2 3 Учимся 3 3 2 1 45 3 2 3 2 3 2 4 3 12 13 14 15 Право на труд. Трудовые правоотношения. Учимся устраиваться на работу. 3 Учимся устраиваться на работу Семейные правоотношения Административные правоотношения 2 3 2 2 2 1 16 17 18 Уголовно-правовые правоотношения Социальные права Учимся читать юридические документы и применять его положения (практикум) 19-21 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов 22 Правовое регулирование регулирование отношений в сфере 2 образования 23 Выводы к главе 24 Практикум Итого 68 часов 3 2 1 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ НА 2022-2023 УЧ.ГОД. \предмет\ Класс 9 Кол-во часов на год 68 ч. Учитель: Гнеушева Елена Юрьевна № урока Дата по КТП Дата фактического проведения урока 1 02.09 2-3 05.09 09.09 12.09 16.09 19.09 23.09 26.09 30.09 03.10 4-5 6-7 8-9 10 11-12 13-14 15-16 17 18-20 21-22 23 24-25 26-28 Кол-во уроков в неделю 2 ч Тема урока Введение (1 ч) Вводный урок. Что мы уже знаем и умеем. Политика (19ч) Политика и власть. Вводная контрольная работа. Государство Политические режимы. Правовое государство. Практикум по теме «Правовое государство». 07.10 10.10 14.10 17.10 21.10 24.10 28.10 Гражданское общество и государство. 07.11 11.11 14.11 18.11 21.11 25.11 Роль права в жизни общества и государства. Тестирование . 28.11 02.12 05.12 09.12 Участие граждан в политической жизни. Политические партии и движения. Четвертная контрольная работа. Практикум по теме «Политика». Право (31ч) Правоотношения и субъекты права. Практикум по теме «Правонарушения и юридическая ответственность». Правоохранительные органы. Тестирование. Конституция Федерации.Тестирование . 12.12 29 Примечание 16.12 Контрольная работа Российской 29 30-33 34-36 37 38-40 41-42 43-44 19.12 23.12. 26.12 09.01 13.01 16.01 20.01 23.01 27.01 30.01 03.02 06.02 10.02 13.02 17.02 20.02 02.03 27.02 03.03 06.03 10.03 13.03 Практикум по теме «Конституция Российской Федерации». Права и свободы человека и гражданина.Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Полугодовая контрольная работа. Гражданские правоотношения. Тестирование . Практикум по теме «Право на труд. Трудовые правоотношения». Семейные правоотношения.Тестирование. Административные правоотношения. Уголовно-правовые отношения. 49 50-51 17.03 20.03 24.03 52-53 58-59 03.04 07.04 10.04. 14.04 17.04 21.04 24.04 60 28.04 61 62 05.05 12.05 Практикум по теме «Социальные права». Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Контрольная работа. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Четвертная контрольная работа Практическая работа Подготовка к контрольному тестированию. Контрольный тест по темам: «Политика», «Государство». Подготовка к итоговой контрольной работе. Итоговая контрольная работа. Подговка к практической работе. Практикум по теме «Политические режимы». Подведение итогов по практической работе .Повторение по теме «Правовое государство». Повторение по теме «Конституция Российской Федерации». Тестирование по данной теме. Подготовка к годовой контрольной. Тестирование. Основы Конституции РФ. Административные отношения 63 15.05 Административный кодекс РФ 64 19.05 Уголовно-правовые отношения. Уголовный кодекс РФ 43 44-46 47-48 54-55 56-57 65 22.05 Уголовная ответственность несовершеннолетних 66 26.05 Итоговая контрольная работа Всего сучетом выходных и праздничных дней - 68 часов Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию (устный, письменный ответ) Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения: - логично, развернуто налагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс; - сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития; - делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук; - сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам; - применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия; - оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; - раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса. Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся продемонстрировал: - предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие обшего правильного смысла; - верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл; - продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами; - не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения; - дал определения прозвучавшим при ответе понятиям; - дал ответы на уточняющие вопросы. Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся: - демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров; - делает элементарные выводы; - путается в терминах; - не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения; - не может аргументировать собственную позицию; - затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций; - справляется с заданием лишь после наводящих вопросов. Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся: - не увидел проблему, и не смог ее сформулировать; - не раскрыл проблему; - собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором); - или информацию представил не в контексте задания. Нормы оценки письменной работы (источник социальной информации, оригинальный или исторический текст) по истории и обществознанию. Отметка «5» (соответствует 3 баллам по критериям проверки ЕГЭ) и выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполнил предъявляемые задания: - осуществил поиск социальной и иной информации и извлек знания из источника по заданной теме; - сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах; - увидел и сформулировал главную мысль, идею текста; - сумел сравнить разные авторские позиции и назвать критерий сравнения; - представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответах на вопросы текста; - аргументировал свою позицию с опорой на теоретический материал базового курса; - продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей при ответах на вопросы текста (естествознание, искусство и т.д.); - предъявил письменную работу в соответствии с требованиями оформления (реферат, доклад, сообщение, конспект и т.д.). Отметка «4» (соответствует 2 баллам по критериям проверки ЕГЭ) и выставляется в том случае, если учащийся: - осуществил поиск социальной или иной информации и извлек знания из источника по заданной теме; - увидел и сформулировал идею, главную мысль текста; - при сравнении разных авторских позиций не назвал критерий сравнения; - представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы текста; - аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового курса; - обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей (география, биология, искусство и т.д.); - не сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах; - в оформлении работы допустил неточности. Отметка «3» (соответствует 1 баллу по критериям проверки ЕГЭ) и выставляется в том случае, если учащийся: - не смог осуществить поиск социальной информации и извлечь необходимый объем знаний по заданной теме; - почувствовал основную идею, тему текста, но не смог ее сформулировать; - попытался сравнить источники информации, но не сумел их классифицировать; - представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания текста; - не выполнил более трети требований к оформлению работы в полном объеме. Отметка «2» (соответствует 0 баллам, выставляемым по критериям проверки ЕГЭ) и выставляется в том случае, если учащийся: - выполнил менее одной четвертой части предлагаемых заданий; - не смог определить основную идею, мысль текста; - не раскрыл проблему; - собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с мнением автора) - аргументация отсутствует; - или информация дана не в контексте задания. Отметка за теоретический вопрос: Отметка «5» ставится, если: - учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу; - раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых исторических событий и явлений, - не допустил ошибок и неточностей; использовал необходимую историческую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами. Отметка «4» ставится: за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на исторические события и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется историческая и обществоведческая терминология. Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления об исторических событиях или явлениях, но не может раскрыть их сущности. Отметка «2» ставится если: - есть серьезные ошибки по содержанию. Отметка за проблемный вопрос: Отметка «5» ставится если: - учащийся продемонстрировал понимание поставленной проблемы и сумел раскрыть ее суть; - учащийся сумел изложить имеющиеся исторические знания, раскрыв сущность поставленной проблемы, показал свободное владение материалом, использовал необходимую терминологию; - проявил самостоятельность в анализе проблемы и отборе исторического материала, подтверждающего собственную точку зрения. Отметка «4» ставится если: -учащийся продемонстрировал понимание сути проблемы и показал понимание того, какие исторические знания следует применить при ответе, связал их с поставленной проблемой на бытовом уровне. Отметка «3» ставится если: -учащийся в основном понял суть проблемы, но показал фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению. Отметка «2» ставится если: -есть серьезные ошибки по содержанию. Творческое задание Творческое задание (текст с ошибками, схема, логическая цепочка, таблица, создание продукта деятельности и т.д.) должно иметь свою стоимость в балльной системе, с которой должны быть ознакомлены учащиеся. Затем педагог переводит результаты в 5балльную систему 0-36% - отметка «2» 37-54%- отметка «3» 55-75%- отметка «4» 75 % и >- отметка «5» Тест по проверке дат, понятий, персоналий, исторических событий и т.д. Используется балльная система, выставление оценки в зависимости от % заданий. 90-100 %– отметка «5» 70- 89 %– отметка «4» 45- 69 %– отметка «3» 0 – 44 %– отметка «2». Проверочные тесты Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов (время выполнения работы: 10-15 мин.): отметка «5» - 10 правильных ответов, отметка «4» - 7-9, отметка «3» - 5-6, отметка «2» - менее 5 правильных ответов. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов (время выполнения работы: 30-40 мин.): отметка «5» - 18-20 правильных ответов, отметка «4» - 14-17,отметка «3» - 10-13,отметка «2» - менее 10 правильных ответов. Контрольно-измерительные материалы Входная контрольная работа, 9 класс 1 вариант 1. Общество в широком смысле слова – это: 1) территория обитания людей; 2) история человечества; 3) совокупность форм объединения людей; 4) производительные силы. 2. Среди перечисленного названием одной из основных сфер жизни общества является: 1) производительные силы общества; 2) духовная культура общества; 3) общественные отношения; 4) товарно-денежные отношения. 3. Отличие индустриального общества от аграрного состоит в том, что: 1) развивается торговля; 2) господствуют общинные принципы; 3) производство ориентировано не на объём, а на качество продукции; 4) центрами социальной организации являются промышленные корпорации. 4. Глобальные проблемы человечества: 1) возникли во второй половине XX века; 2) существовали на протяжении всей истории; 3) появились в новое время; 4) появились с переходом людей к классовому обществу. 5. Вставьте пропущенное слово: В отличие от высшей ступени проявлений способности личности высокий уровень одарённости в одном из видов деятельности называется ________________. 6. Установите соответствие между списками А и Б: А 1) материальные потребности; 2) духовные потребности; 3) социальные потребности. Б А) общение; Б) творчество; 3) пища. 7. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из представленных вариантов: Племена, народности, нации – это стадия развития ____________. 1) демоса; 2) этноса; 3) консенсуса; 4) стратификации. 8. К наиболее типичным для большинства людей относятся роли: 1) труженика; 2)… 3)… 4)… 9. К показателям предписанного статуса личности относятся: 1) связи; 2) возраст; 3) образование; 4) квалификация; 5) пол. 10. Из суждений А и Б верно: А. Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью. Б. Семья включает в себя родителей и детей, братьев и сестёр, даже если они взрослые люди, создали собственные семьи и постоянно живут отдельно от родителей. 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б. Входная контрольная работа, 9 класс 2 вариант 1. Обществом в широком смысле слова называется: 1) весь окружающий мир; 2) группы людей, объединённых историческим прошлым; 3) человечество в его прошлом, настоящем и будущем; 4) взаимодействия людей в повседневной жизни. 2. В росте образовательного уровня населения страны отражается развитие: 1) экономической жизни общества; 2) духовно-нравственной сферы; 3) социальной сферы; 4) политико-правовой сферы. 3. В аграрном обществе в отличие от индустриального общества: 1) происходит быстрое улучшение орудий труда сельского хозяйства; 2) соблюдается обязательность республиканской формы правления; 3) господствуют рыночные отношения; 4) повышенное внимание уделяется соблюдению традиций. 4. Глобальные проблемы человечества: 1) возникли на современном этапе исторического развития; 2) постоянный спутник цивилизации; 3) периодически приходящее и исчезающее явление в истории; 4) всегда возникают на рубеже столетий. 5. Вставьте пропущенное слово: Высшая степень творческих проявлений личности, в отличие от заурядных ____________, называется гениальностью. 6. Установите соответствие между списками А и Б: А 1) социальные потребности; 2) духовные потребности; 3) материальные потребности. Б А) тёплое жилище; Б) творчество; В) авторитет. 7. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из представленных вариантов: Условием возникновения _____________ является общность территории и общность языка. 1) касты; 2) этноса; 3) демоса; 4) этики. 8. К наиболее типичным для большинства людей относятся роли: 1) семьянина; 2)… 3)… 4)… 9. К показателям достигаемого статуса личности относятся: 1) пол; 2) материальное положение; 3) возраст; 4) социальное происхождение; 5) образование 10. Из суждений А и Б верно: А. Семья осуществляет моральное регулирование поведения членов семьи. Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б. Контрольная работа по обществознанию 9 класс. 1 четверть. ЧАСТЬ 1. 1.Политическая партия – это организация, которая: 1 – борется за власть 2 – решает хозяйственные вопросы 3 – объединяет людей по интересам 4 – образуеися стихийно 2.Одна из обязательных характеристик государства: 1 – разделение властей 2 – наличие армии 3 – осуществление тотального контроля над личностью 4 – многопартийность 3.Признак правового государства: 1 – суверенитет 2 – наличие национальной валюты 3 – разделение властей 4 – институт президентства 4.Политической властью обладает: 1 – начальник строительного участка 2 – губернатор области 3 – секретарь губернатора фирмы 4 – директор школы 5.Признак унитарного государства: 1 – объединение государств на добровольной основе 2 – существование двух уровней власти 3 – сочетание местного и общегосударственного законадательства 4 – одноуровневая система законодательства 6.Отметьте верные варианты. Для республики характерны: 1 – избрание высших органив власти 2 – неограниченная власть президента 3 – наследственная передача власти 4 – наличие трех ветвей власти 7.Характерная черта демократического государства: 1 – открытый, публичный характер деятельности властей 2 – отсутствие свободных средств массовой информации 3 – формальный характер выборов, отсутствие конкурентной борьбы 4 – организация внесудебного преследования оппозиции 8.Отметьте верные варианты. В президентской республике президент: 1 – формирует правительство 2 – отчитывается перед правительством 3 – избирается правительством 4 – обладает полнотой прав в чрезвычайных случаях 9.Один из признаков демократического режима: 1 – всесторонний контроль государства за жизнь общества 2 – господство исполнительной власти 3 – милитаризация общественной жизни 4 – политический плюрализм 10.При тоталитарном режиме, в отличие от демократического: 1 – существует суверенное государство 2 – гарантируется широкий спектр прав и свобод граждан 3 – существует свободная пресса 4 – осуществляется всесторонний контроль над жизнью обществва 11.В демократическом государстве, в отличие от тоталитарного: 1 – деятельность главы государства и должностных лиц ограничена законами 2 – оппозиция подавляется насильственными методами 3 – судьи находятся в подчинении у исполнительных органов власти 4 – деятельность высших должнотных лиц имеет закрытый для общества характер 12.Особенность политических выборов при авторитарном режиме: 1 – отсутствие предвыборной агитации 2 – альтернативные выборы 3 – безальтернативные выборы 4 – конкуренция на политическойй арене различных партий и движений 13.В правовом государстве права и свободы человека признаются: 1 – отчуждаемыми 2 – приобретаемыми 3 - прирожденными 4 – даруемыми 14.Основная функция исполнительной ветви власти: 1 – контроль над ходом политического процесса 2 – принятие политических программ 3 – реализация принятых решений, управление общественными делами 4 – нормотворческая деятельность 15.Основная функция законодательной ветви власти: 1 – выполнение международных обязательств 2 – исполнение принятых решений 3 – контроль над ходом политических процессов 4 - разработка, рассмотрение, принятие и официальное обнародование нормативно-правовых актов 16.Основная функция судебной ветви власти: 1 – контроль за союлюдением законодательства 2 – надзор за политическими партиями и общественными организациями 3 – исполнение законов и предписаний 4 – законотворческая деятельность 17.Институтом гражданского общества является: 1 – правительство 2 – Государственная дума 3 – политическая партия 4 – министерство иностранных дел 18.Одно из условий существования гражданского общества: 1 – наличие рыночных отношений 2 – отсутствие безработицы 3 – единая идеология 4 – наличие подоходного налога 19.Пример политического экстремизма: 1 – участие в выборах 2 – террористическая деятельностть 3 - активное выступление на митинге 4 – голосование против правящей партии 20.Отьметьте политические права граждане РФ 1 – право на обращение в органы власти 2 – право на труд 3 – право на свободу убеждений 4 – право на свободу вероисповедания 5 – право на участие в референдуме Контрольная работа за полугодие 1.В систему правоохранительных органов входит: 1) Совет Федерации; 2) Администрация Президента; 3) Правительство РФ; 4) Прокуратура. 2. По Конституции РФ, единственным источником власти утверждается: 1) народ; 2) Президент РФ; 3) Государственная Дума; 4) Федеральное Собрание РФ. 3.На остановке общественного транспорта подростки нецензурно выражались. Какое правонарушение они совершили: 1) гражданский проступок; 2) административный проступок; 3) дисциплинарный проступок; 4) уголовное преступление. 4.В соответствии с действующим российским законодательством законным признается: 1) брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния; 2) брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния, и церковный брак 3) церковный брак и «гражданский брак» 4) брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния, а также церковный брак и «гражданский» брак 5. Семья сняла квартиру на длительное время, обязуясь ежемесячно вносить плату за жилье. Какой договор был заключен между семьей и хозяйкой квартиры? 1) купли-продажи; 2) подряда; 3) аренды; 4) дарения. 6. Найдите в предложенном списке характеристики Конституции РФ: 1) обладает высшей юридической силой; 2) принята парламентом России; 3) гарантом ее соблюдения является Верховный суд РФ; 4) принята всенародным голосованием; 5) определяет основы государственного устройства России. 7.Верны ли следующие суждения о защите прав граждан? А. В случае нарушения прав потребитель может обратиться в суд. Б. Важную роль в отстаивании законных прав граждан играет прокуратура. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны. 8. Гражданин А. не явился на работу без уважительной причины. Это повлечёт привлечение его к ответственности 1) административной; 2) дисциплинарной; 3) уголовной; 4) гражданско-правовой. 9.Верны ли следующие суждения о конституционных обязанностях гражданина РФ? К конституционным обязанностям гражданина РФ относится: А. Уплата законно установленных налогов и сборов. Б. Обращение в государственные органы. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны. 10. Верны ли следующие суждения об уголовном праве? А. Уголовное право определяет, какие деяния являются преступлениями и какие наказания за них предусмотрены. Б. Нормы уголовного права нацелены на охрану прав и свобод человека и гражданина. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны. 11. Одним из условий заключения брака является: 1) отсутствие близкого родства; 2) отсутствие большой разницы в возрасте; 3) финансовое равенство; 4) равное социальное положение; 12. Установите соответствие между ситуацией и отраслью права, которая призвана её регулировать. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Ответ запишите в виде таблицы. СИТУАЦИЯ ОТРАСЛЬ ПРАВА А) гражданин нарвал на городской клумбе 1) гражданское цветов для своей девушки 2) административное Б) гражданин приобрел в магазине мебельный гарнитур 3) уголовное В) гражданка была оштрафована контролером за безбилетный проезд в автобусе Г) группа граждан ночью ограбила случайного прохожего Д) гражданка открыла счет в коммерческом банке А Б В Г Д Контрольная работа за 3 четверть 1. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А)Редакция журнала опросила читателей: «Сложилось ли в стране правовое государство?» (Б)Более половины читателей дали отрицательный ответ. (В)Возможно, это связано с тем, что в стране нередки нарушения прав человека. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения Запишите цифры, обозначающие характер соответствующих положений. 2. Производители детских товаров создали и зарегистрировали свою ассоциацию, которая выступает в защиту их интересов и предлагает правительству программу поддержки малого предпринимательства. Этот пример иллюстрирует 1) проведение предвыборных кампаний 3) функционирование гражданского общества 2) деятельность муниципальных органов 4) участие граждан в отправлении правосудия 3. Верны ли следующие суждения о разделении властей? А) Исполнительную власть осуществляет парламент. Б) Последовательное соблюдение принципа разделения властей является одним из признаков тоталитарного государства. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 4. Инициативная группа граждан выступила против намеченного руководством города переименования нескольких улиц. Данный факт говорит о наличии 1) авторитарного режима 3) политической системы 2) гражданского общества 4) местного самоуправления 5. Что отличает правовое государство? 1) наличие территории, обозначенной границами государства 2) взимание налогов с граждан и фирм 3) разделение и независимость властей 4) исключительное право на законное применение силы 6. Что отличает правовое государство? 1) разделение и независимость властей 3) независимость внешней политики 2) создание законов 4) наличие парламента 7. Какое из приведённых определений относится, прежде всего, к понятию «правовое государство»? 1) государство, в котором принимаются законы и собираются налоги и пошлины 2) государство, в котором реализованы принципы разделения властей, взаимной ответственности личности и государства 3) государство, которое проводит независимую внешнюю политику, развивает внешнюю торговлю 4) государство, в котором управление осуществляют профессиональные чиновники 8. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе? А) Гражданское общество объединяет многочисленные инициативные объединения и организации граждан. Б) Развитое гражданское общество – одно из проявлений демократии. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 9. Верны ли следующие суждения о разделении властей? А) Разделение властей является одним из признаков правового государства. Б) Разделение властей является принципом организации власти в демократическом государстве. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 10. Для обозначения совокупности негосударственных отношений и организаций, выражающих частные интересы граждан в различных сферах, используют понятие 1) правовое государство 3) социальное государство 2) гражданское общество 4) частное право 11. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе? А) Гражданское общество выражает частные интересы людей в различных сферах.. Б) Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 12. Какой из приведённых признаков отличает демократическое правовое государство? 1) наличие армии, формирующейся на контрактной основе 2) гарантированность законами прав и свобод человека 3) действие в стране закона, регулирующего деятельность политических партий 4) формирование при президенте консультативного совета из лидеров ведущих партий страны 13. Что из приведённого ниже относится к деятельности гражданского общества? 1) митинг жителей района против строительства автозаправки 2) принятие закона парламентом 3) выступление главы государства перед правительством 4) подписание договора двух государств о дружбе и торговле 14. Верны ли следующие суждения о правовом государстве? А) Для правового государства характерно наличие развитого гражданского общества. Б) Главным отличием правового государства является разветвлённая система законодательства. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 15. Верны ли следующие суждения о разделении властей? А) Принцип разделения властей предполагает выделение самостоятельных законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Б) Разделение властей является одним из признаков правового государства. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 16. К отличительным признакам правового государства относится 1) подчинение самого государства, его органов и должностных лиц закону 2) существование исполнительных органов власти 3) наличие армии, полиции 4) суверенитет государства 17. Какой пример иллюстрирует деятельность гражданского общества? 1) Парламент принял поправку в Налоговый кодекс. 2) Жители микрорайона провели митинг против строительства торгово-развлекательного центра на месте сквера. 3) Депутаты провели уроки в школах. 4) Президент страны одобрил инициативу депутатов. 18. Жители мегаполиса создали и зарегистрировали свою ассоциацию «Город без пробок», которая выступает в защиту их интересов и предлагает правительству своё видение проблемы организации дорожного движения, планов строительства и эксплуатации дорог. Этот пример иллюстрирует 1) проведение предвыборных кампаний 3) функционирование гражданского общества 2) деятельность муниципальных органов 4) обсуждение нового законопроекта 19. Верны ли следующие суждения о разделении властей? А) Для защиты прав граждан необходимы три сильные и самостоятельные ветви власти. Б) Принцип разделения властей является обязательным для любого государства. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 20. Главная особенность организаций гражданского общества состоит в том, что они 1) учреждаются государственными органами 2) не участвуют в политической борьбе 3) опираются на инициативную деятельность людей 4) реализуют правительственные программы 21. Понятия «помощник депутата», «парламентские слушания» относятся к деятельности 1) органов законодательной власти 3) института президентства 2) органов исполнительной власти 4) органов судебной власти 22. Главная особенность организаций, представляющих гражданское общество, — это 1) проявление инициативы граждан 2) реализация правительственной программы 3) наличие собственных коммерческих интересов 4) участие в деятельности государственных органов 23. Что из приведённого ниже отличает правовое государство? 1) наличие правительства 3) верховенство закона во всех сферах жизни 2) сложная система законодательства 4) осуществление охраны правопорядка 24. Исключительным признаком правового государства является 1) система законодательства 2) система сдержек и противовесов между ветвями власти 3) многообразие средств массовой информации 4) верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной 25. Правовое государство отличает от государств иных типов 1) формирование правительства на основе парламентского большинства 2) федеративная форма государственного устройства страны 3) разработка и защита общенациональной идеологии 4) обеспечение прав и свобод человека и гражданина 26. Какой признак характерен только для правового государства? 1) многообразие средств массовой информации 2) взаимная ответственность личности и государства 3) формирование органов местного самоуправления 4) система правоохранительных органов 27. Ценности прав и свобод человека и гражданина, подлинное народовластие обязательны для государства 1) монархического 2) тоталитарного 3) федеративного 4) правового 28. Автолюбители создали и зарегистрировали свою ассоциацию, которая выступает в защиту их интересов и предлагает правительству своё видение налогообложения автотранспортных средств, планов строительства и эксплуатации дорог. Этот пример иллюстрирует 1) проведение предвыборных кампаний 3) функционирование гражданского общества 2) деятельность муниципальных органов 4) обсуждение нового законопроекта 29. Какой из приведённых примеров иллюстрирует деятельность организаций гражданского общества? 1) Парламент страны принял поправку к Закону о средствах массовой информации. 2) Глава государства подписал международный договор о сокращении вооружений. 3) Ассоциация деятелей искусства организовала благотворительную акцию помощи детям с особыми потребностями. 4) Полиция обеспечила безопасность граждан и правопорядок во время проведения футбольного матча. 30. Фонд изучения общественного мнения провёл среди граждан страны Z и страны Y опрос: «Существует ли в вашей стране правовое государство?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) В обеих странах созданы основы для развития правового государства. 2) В стране Z установился демократический режим. 3) По мнению опрошенных, в каждой из стран существуют проблемы с реализацией прав человека. 4) Население страны Z аполитично. 5) Политические партии защищают интересы населения в органах законодательной власти. 31. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Около трети опрошенных обеих стран не считают свою страну правовым государством. 2) Большинство опрошенных связывают правовое государство с деятельностью парламента. 3) В обоих опросах суммарная доля тех, кто считает свою страну правовым государством, выше, чем отрицающих это. 4) В стране Y, по сравнению со страной Z, вдвое больше доля опрошенных, правильно понимающих сущность правового государства. 5) В стране Z больше опрошенных, чем в стране Y, затруднились ответить на поставленные вопросы. Годовая контрольная работа Вариант 1. 1.Что является признаком государства любого типа? 1) наличие двухпалатного парламента 2) наличие правоохранительных органов 3) всенародное избрание главы государства 4) многопартийность 2.Тоталитарный режим отличает 1) всесторонний контроль государства над жизнью общества 2) гарантия прав и свобод граждан 3) деятельность свободной прессы 4) наличие государственного аппарата 3.Совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные интересы граждан в различных сферах, называют 1) гражданским обществом 2) многопартийностью 3) федерацией 4) правовым государством 4.В государстве Н. президент формирует парламент и правительство. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Н.? 1) конституционная монархия 2) парламентская республика 3) абсолютная монархия 4) президентская республика 5.Инициативная группа граждан выступила против намеченного руководством города переименования нескольких улиц. Данный факт говорит о наличии 1) авторитарного режима 2) гражданского общества 3) местного самоуправления 4) политической системы 6.В государстве Z состоялись выборы, в которых приняли участие около половины граждан, обладающих правом голоса. Какая информация позволит сделать вывод, что выборы имели демократический характер? 1) Члены правящей партии получили дополнительные голоса на выборах. 2) Избиратели должны были ориентироваться на мнение властей о каждом из кандидатов. 3) Избиратели выбирали из нескольких альтернативных кандидатов, предлагающих свои программы. 4) Участвовать в выборах могли только те граждане, кто имеет постоянную работу. 7.Верны ли следующие суждения о правовом государстве? А. Государство определяет нравственные ценности общества. Б. Задача государства – защищать интересы граждан. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 8.Исполнение норм права, в отличие от норм морали, обеспечивается 1) силой государственного принуждения 2) мнением юристов 3) силой общественного мнения 4) привычками и традициями общества 9.Бабушка с внуком, гуляя в лесу, нарвали букет цветов, которые занесены в Красную книгу. Нормы какой отрасли права регулируют данную ситуацию? 1) уголовного права 2) административного права 3) гражданского права 4) трудового права 10.Какая отрасль права регулирует имущественные и личные неимущественные права граждан? 1) трудовое право 2) административное право 3) уголовное право 4) гражданское право 11.Какие термины относятся к понятию «правонарушение»? 1) деяние, виновность, общественная опасность 2) высшая юридическая сила, всенародное голосование 3) договор, право собственности, возмещение ущерба 4) правовой обычай, судебный прецедент 12.Родители восьмилетнего Алёши часто кричат на него, ругают грубыми словами. В этой ситуации нарушается право ребёнка 1) жить и воспитываться в семье 2) на выражение собственного мнения 3) на уважение человеческого достоинства 4) на общение с родственниками 13.Что относится к полномочиям Президента Российской Федерации? 1) определение основных направлений внутренней политики 2) разработка и принятие законов 3) управление федеральной собственностью 4) разработка и исполнение бюджета РФ 14.Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет 1) Государственная Дума 2) Правительство РФ 3) Совет Федерации 4) Общественная палата 15.Конституция РФ провозглашает нашу страну социальным государством. Это означает, что 1) политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека 2) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права 3) власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви 4) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью 16.Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества 1) владеть 2) распоряжаться 3) пользоваться 4) наследовать 17.Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации? А. Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой. Б. Конституция является сводом законов Российской Федерации. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 18.В приведенном списке указаны черты сходства выборов и референдума и отличия выборов от референдума. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия: 1) является (ются) выражением народовластия; 2) проводится (ятся), как правило, регулярно; 3) служит формой демократии; 4) предполагает выдвижение кандидатов. Черты сходства Черты различия 19. Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. ПРИМЕРЫ ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА А) демократия 1) форма государственно-территориального Б) федерация устройства В) республика 2) форма правления Г) унитарное государство 3) политический режим Д) монархия Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А Б В Г Д Брак и условия его заключения Слово «брак» древнерусского происхождения. «Брачити» означает «вступать в брак». Юридический смысл термина «брак» имеет другое значение. По семейному праву брак —nbsp;это добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи. Брак должен быть основан на взаимных чувствах, уважении и дружбе супругов. В реальной жизни, это хорошо известно, в брак вступают и по экономическим (так называемые браки по расчёту), и по другим соображениям. Учёные считают самыми прочными браки, созданные любящими друг друга людьми. Однако даже самой сильной привязанности недостаточно, чтобы брак был зарегистрирован. Закон требует соблюдения обязательных условий и порядка заключения брака. Первое. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак. В отличие от дореволюционной России, где обязательным было благословение родителей, сегодня согласия третьих лиц не требуется. Однако практика показывает, что счастливы, как правило, те браки, на которые дали сердечное согласие близкие. Второе. Закон требует, чтобы желающие заключить брак достигли брачного возраста. В России и для мужчин, и для женщин он составляет 18 лет. Это возраст совершеннолетия. В других странах брачный возраст может быть иным. Например, в Англии —nbsp;для женщин и мужчин —nbsp;16 лет, во Франции —nbsp;15 лет для женщин и 18 лет для мужчин. Согласно Семейному кодексу РФ, при наличии уважительных причин по решению местных органов власти брачный возраст может быть снижен не более чем на два года (до 16 лет). Третье. Брак не может быть заключён, если хотя бы одна из сторон уже состоит в другом браке. В нашей стране существует принцип моногамии. Четвёртое. Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие отец или мать) братьями и сёстрами. Пятое. Не могут вступать в брак лица, признанные судом недееспособными. Порядок регистрации брака включает личную подачу заявления будущими супругами в районный (городской) ЗАГС по месту жительства одного из них. ЗАГС определяет день регистрации брака не раньше чем через месяц после подачи заявления. Этот срок может быть сокращён по уважительным причинам или увеличен, но не более чем до трёх месяцев. Государственная регистрация происходит в торжественной обстановке. Присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно. Под записью регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожёны ставят свои подписи, а затем эта подпись скрепляется подписью должностного лица ЗАГСа. Супругам выдаётся свидетельство о браке. (А.Ф. Никитин) . Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. . Какие условия, согласно нормам Семейного кодекса РФ, обязательны для вступления в брак? Используя текст, укажите любые три условия, обязательные для регистрации брака. Назовите место, где происходит государственная регистрация брака. Перечислите любые два правила порядка его регистрации. . Вариант 2. 1.Способность и возможность отдельного человека или группы общества подчинять своей воле других людей — это 1) социализация 2) власть 3) политика 4) престиж 2.Что из перечисленного характеризует демократический режим? 1) верховенство исполнительной власти 2) командно-административные методы управления 3) господство одной общеобязательной идеологии 4) защита прав и свобод граждан 3.Что является признаком любого государства? 1) верховенство права 2) выборность высших органов власти 3) суверенитет 4) многопартийность 4.Парламент наложил вето на законопроект, предложенный монархом, обратился в Конституционный суд с просьбой дать заключение о соответствии законопроекта Конституции. В условиях какой формы правления возможна подобная ситуация? 1) парламентской республики 2) абсолютной монархии 3) ограниченной монархии 4) президентской республики 5.Активисты молодежного движения провели благотворительную акцию, направленную на сбор средств для поддержки детей, оставшихся без попечения родителей. В данном примере отразилось функционирование 1) местного самоуправления 2) гражданского общества 3) государственной власти 4) политической партии 6.Высший орган законодательной власти в стране Z формируется выборным путём. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в стране Z демократический политический режим? 1) на каждое место в парламенте претендует один кандидат. 2) население избирает коллегию выборщиков, которые избирают депутатов. 3) голосование проходит тайно. 4) избиратели, награждённые государственными наградами, имеют дополнительные голоса 7.Верны ли следующие суждения о правовом государстве? А. К признакам правового государства относят незыблемость прав человека, их охрану и гарантированность. Б. Отличительным признаком правового государства является наличие единой общеобязательной идеологии. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 8.Право, в отличие от морали, 1) охраняется силой государства 2) опирается на представления о добре и зле 3) регулирует общественные отношения 4) опирается на общественное мнение 9.Среди приведённых проступком является примеров противоправного поведения административным 1) ложное телефонное сообщение о готовящемся террористическом акте 2) невыполнение фирмой условий заключённого договора 3) распитие гражданами спиртных напитков в общественных местах 4) дача свидетелем ложных показаний в суде 10.Отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения граждан и фирм 1) семейное право 2) административное право 3) трудовое право 4) гражданское право 11.Правонарушение — это 1) противоправное, виновное, общественно опасное деяние, причиняющее вред обществу 2) поведение, нарушающее принятые в данном обществе этические правила 3) деяние, наказанием за которое является лишение свободы 4) общественное отношение, участники которого имеют определённые права и юридические обязанности 12.Родители двухлетней девочки в силу разных причин не зарегистрировали в органах ЗАГС её рождение. Какое право ребёнка было нарушено? 1) быть защищённым от насилия 2) знать своих родителей 3) жить и воспитываться в семье 4) получить имя и фамилию 13.Президент Российской Федерации 1) решает вопрос о доверии Правительству РФ 2) осуществляет управление федеральной собственностью 3) разрабатывает федеральный бюджет 4) определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ 14.Президент государства М. заявил о своем намерении баллотироваться на следующих выборах президента, несмотря на то, что он уже занимает этот пост в течение двух сроков подряд. Таким образом, он нарушил Конституцию. Нормы какой отрасли права будут регулировать этот вопрос? 1) административного 2) трудового 3) конституционного 4) гражданского 15.Что относится к полномочиям Правительства Российской Федерации? 1) разработка и принятие законов 2) решение вопросов войны и мира 3) управление федеральной собственностью 4) введение чрезвычайного положения 16.Сергей Николаевич живет в одной квартире уже много лет. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что эта квартира является его собственностью? 1) В этой квартире раньше жили его родители. 2) В этой квартире живет вся его семья. 3) В любой момент он может её продать. 4) Он зарегистрирован в этой квартире. 17.Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации? А. Конституция Российской Федерации была принята путем всенародного референдума. Б. Конституция Российской Федерации предусматривает особый порядок внесения в нее изменений и дополнений. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 18.Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия: 1) тайное голосование граждан; 2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого−либо решения, закона; 3) голосование за кандидатов на государственные должности; 4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане. Черты сходства Черты различия 19.Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. ПРИМЕРЫ ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА А) демократия Б) федерация В) республика Г) унитарное государство Д) монархия 1) форма государственно-территориального устройства 2) форма правления 3) политический режим Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А Б В Г Д Брак и условия его заключения Слово «брак» древнерусского происхождения. «Брачити» означает «вступать в брак». Юридический смысл термина «брак» имеет другое значение. По семейному праву брак —nbsp;это добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи. Брак должен быть основан на взаимных чувствах, уважении и дружбе супругов. В реальной жизни, это хорошо известно, в брак вступают и по экономическим (так называемые браки по расчёту), и по другим соображениям. Учёные считают самыми прочными браки, созданные любящими друг друга людьми. Однако даже самой сильной привязанности недостаточно, чтобы брак был зарегистрирован. Закон требует соблюдения обязательных условий и порядка заключения брака. Первое. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак. В отличие от дореволюционной России, где обязательным было благословение родителей, сегодня согласия третьих лиц не требуется. Однако практика показывает, что счастливы, как правило, те браки, на которые дали сердечное согласие близкие. Второе. Закон требует, чтобы желающие заключить брак достигли брачного возраста. В России и для мужчин, и для женщин он составляет 18 лет. Это возраст совершеннолетия. В других странах брачный возраст может быть иным. Например, в Англии —nbsp;для женщин и мужчин —nbsp;16 лет, во Франции —nbsp;15 лет для женщин и 18 лет для мужчин. Согласно Семейному кодексу РФ, при наличии уважительных причин по решению местных органов власти брачный возраст может быть снижен не более чем на два года (до 16 лет). Третье. Брак не может быть заключён, если хотя бы одна из сторон уже состоит в другом браке. В нашей стране существует принцип моногамии. Четвёртое. Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие отец или мать) братьями и сёстрами. Пятое. Не могут вступать в брак лица, признанные судом недееспособными. Порядок регистрации брака включает личную подачу заявления будущими супругами в районный (городской) ЗАГС по месту жительства одного из них. ЗАГС определяет день регистрации брака не раньше чем через месяц после подачи заявления. Этот срок может быть сокращён по уважительным причинам или увеличен, но не более чем до трёх месяцев. Государственная регистрация происходит в торжественной обстановке. Присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно. Под записью регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожёны ставят свои подписи, а затем эта подпись скрепляется подписью должностного лица ЗАГСа. Супругам выдаётся свидетельство о браке. (А.Ф. Никитин) . . . Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Какие условия, согласно нормам Семейного кодекса РФ, обязательны для вступления в брак? Используя текст, укажите любые три условия, обязательные для регистрации брака. Назовите место, где происходит государственная регистрация брака. Перечислите любые два правила порядка его регистрации. Учебно-тематическое и материально-техническое обеспечение Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 общеобразовательных учреждений. –М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007 классов Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2008. Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 8 класса. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2008. Введение в обществознание. Актуальные проблемы: посо-бие.-М., 1991. Введение в обществознание: учеб. пособие для 8—9 кл. общеобр. учреж. / под ред. Л. Н. Боголюбова. - 2-е изд. - М., 1997. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта. -М., 1995. Кравченко, А. И. Введение в социологию. - М., 1995. Кравченко, А. И. Обществознание: учеб. для 8 кл. Ч. 1. -М.: Русское слово, 2006. - 192 с. Липсиц, И. В. Экономика без тайн. - М., 1993. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. -М., 1995. П о с о б и я д л я у ч а щ и х с я: Учебник И.С.Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс. - М.: Русское слово, 2007. Цифровые образовательные ресурсы: http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации). http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации. http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам. http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России. http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — обществознание. Образовательные ресурсы http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — школе (дистанционное обучение). Интернета Обществознание — в http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни. http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования). http://www.ecsocman.edu.ru — образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html-Граждановедение. Приложение к «Учительской газете». http://www.50.economicus.ru-50 лекций по микроэкономике. http://www.gallery.economicus.ru- Галерея экономистов. http://www.be.economicus.ru- Основы экономики. Вводный курс. http://www.mba-start.ru/— Бизнес-образование без границ. http://www.businessvoc.ru— Бизнес-словарь. http://www.hpo.opg— Права человека в России. http://www.uznay-prezidenta.ru— Президент России — гражданам школьного возраста. http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека. http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт. http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm— Декларация nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете. прав школьника. http://www.chelt.ru— журнал «Человек и труд». http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества. http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии. http://www.russianculture.ru/— Культура России. http://www.ecolife.ru/index.shtml— Экология и жизнь. Международный экологический портал. http://www.ecosysterna.ru/— Экологический центр «Экосистема» .http://www.priroda.ru/— Национальный портал «Природа России». http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика). http: //www.glossary.ru/— Глоссарий по социальным наукам. http://www.ihtik.libru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники. Учебно-методический комплект, литература: 1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., «Комплект карт. История России. 9 класс» – М.: Просвещение, 2018; 2. Волкова К.В. «Всеобщая история. Новейшая история. Контрольно-измерительные материалы. 9 класс. ФГОС» – М.: Вако, 2018; 3. Данилов А.А. «Деятели культуры, науки, спорта. Россия 20 – начала 21 века в лицах» – М: Просвещение, 2018; 4. Данилов А.А., «Книга для чтения. История России. 6-9 классы» – М.: Просвещение, 2018; 5. Данилов А.А., «Комплект методических материалов в помощь учителю истории» – М.: Просвещение, 2019; 6. Данилов А.А., «Хрестоматия. История России. 6-10 классы (в 2-х частях)» – М.: Просвещение, 2015; 7. Журавлева О.Н., «Поурочные рекомендации. История России. 9 класс» – М.: Просвещение, 2019; 8. Кириллов В. В., «Отечественная история в схемах и таблицах» – М.: ЭксмоПресс, 2011; 9. Семененко И.С. «Культура и общество. Россия 20 – начала 21 века» – М.: Просвещение, 2018; 10. Сороко-Цюпа А.О., Несмелова М.Л. «Всеобщая история. Новейшая история. Поурочные разработки. 9 класс» – М.: Просвещение, 2018; 11. Чернова М.Н. «Рабочая тетрадь. История России. 9 класс» – М.: ЭКЗАМЕН, 2017. Интернет ресурсы: http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ http://educom.ru/ http://www.russianculture.ru/ – Культура России.